Надо понимать, что нынешняя система отсчета лет возникла не от хорошей жизни. Она появилась на Западе первоначально просто для удобства расчета христианской пасхалии в VI веке, когда разработка христианских эр была ещё в самом разгаре. Но затем, когда весь христианский мир перешёл на счёт от Сотворения мира, оказалось, что латинская Библия (которую Иероним переводил с масоретской еврейской версии) имеет совсем другие числа в хронологии праотцев до Авраама. Суть этой разницы легко увидеть по нашему синодальному переводу, где соответствующие годы также указаны двояко. Поэтому западный мир в принципе не имел возможности использовать счет лет от Сотворения мира и был вынужден ограничиться «Дионисиевой» эрой. Благо, до Рождества Христова об истории западноевропейских «варварских» народов мало что известно, и хронисты легко могли обойтись без древней истории. Иное дело – Средиземноморский мир, где до XV века доминировала Римская Империя (которую в поздний период её существования неточно именуют Византийской). Именно в этом великом государстве был распят и воскрес Спаситель, именно здесь проповедовали первоверховные апостолы Петр и Павел, именно римский император, святой равноапостольный Константин, сделал христианство господствующей религией. Но Римская империя была наследницей великой античной культуры, корнями восходящей к цивилизациям Древней Греции, Египта и Месопотамии. Поэтому греческие христианские писатели непременно включали в свои хроники события древней истории, библейской и языческой, без которых немыслима история Римской (Ромейской) империи. – Может ли измениться дата от Сотворения мира, если принять в расчет данные современных библеистов и экзегетов? Так, по мнению исследователей Библии, генеалогия ветхозаветных патриархов нам известна в упрощенном виде, некоторые промежуточные имена опущены, и генеалогия дается, чтобы подытожить содержание определенного исторического периода. Если согласиться с таким подходом, то возраст человечества согласно Писанию может быть незначительно, но все же увеличен. Или хотя бы как в случае с датой от Р.Х., которую мы не меняем, но даем комментарий о вычислениях Дионисия Малого и его ошибке в несколько лет. Так и здесь – возможно какое-то уточнение.

http://bogoslov.ru/article/4432679

Радуйся, заре, мрак страстей и грехов разгоняющая; радуйся, молние, еретичествующих устрашающая. Радуйся, луче, в иночестве подвизающихся укрепляющая; радуйся, свете, в подвизех благочестия наставляющий. Радуйся, светильниче, Нижегородский удел просветляющий; радуйся, светило, Суждальский край освещающее. Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Русския пресветлое украшение. Кондак 13 О предивный и преславный, святителю отче Дионисие, приими от нас недостойных хвалебное пение сие, пролей о нас твоя теплыя молитвы и умоли Человеколюбца Господа, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но обратит к покаянию и исправлению, да прочее время жития нашего земнаго не в работе греху и страстем, но в делании заповедей Его святых благочестно провождаем, вопиюще Богу: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов Творец и всея твари Создатель яви тя Церкви Своей святителя и учителя и заступника Руси Святыя, имущаго к Нему дерзновение молитися об избавлении нас от всяких зол, бед и скорбей. Мы же вернии научишася пети тебе сице: Радуйся, сыновнею любовию ко Господу сердце исполнивый; радуйся, совершенну любовь ко Христу показавый. Радуйся, талант от Бога ти данный в земли не сокрывый; радуйся, на спасение душ людских его употребивый. Радуйся, духовныма очима выну Господа созерцавый; радуйся, крест на рамена взявый и Христу последовавый. Радуйся, мзду на небесех от Бога восприявый; радуйся, молитвы и пения к тебе взывающих не презреваяй. Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Русския пресветлое украшение. Кондак 1 Возбранный чудотворче и предивный иерарше, великий угодниче Христов, святителю отче Дионисие, граду и стране нашей источаяй щедроты и милости, восхваляем тя с любовию, чада твоя, ты же, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Русския пресветлое украшение. Молитва

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Взять к отпуску. А книги все против сей нижеписанной росписи указали великие государи в приказ Малые России принять и записать в книгу и беречь подъячему, у которого в приеме, чтоб были все в целости и за печатью». Здесь в Малороссийском приказе все эти книги пробыли до 1696 г. включительно, когда оне были переданы в Посольский приказ. Как увидим ниже, в 1696 г. возник вопрос о передаче на Печатный двор вместе с книгами, бывшими в Посольском приказе, и имевшихся в Малороссийском приказе иноязычных книг, под которыми, вероятно, разумелись именно настоящие книги архимандрита Дионисие. Но вопрос этот тогда был решен не так, как предлагали: вместо Печатного двора их велено было взять в Посольский приказ 88 . Сохранившиеся росписи книг архимандрита Дионисие не дают вполне удовлетворительного ответа на вопрос: сколько в числе сих книг было рукописей и сколько печатных книг. Росписи прямо указывают только 6 рукописей: 1) «Закон царский», 2) «Аристотелева о земляных делях» 3 и 4) «Две граматики», 5) «казании» и 6) «розные тетрати»; а относительно остальных не говорят ни слова – печатные оне или нет. Но несомненно, что среди них имеются и еще рукописи. Большая часть рукописей собрание архим. Дионисие сохранилась до нашего времени в библиотеке Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, и на основании находящихся на них помет можно утверждать, что из собрания архим. Дионисия в Архиве имеется более 20 рукописей; возможно, что некоторые из рукописей архим. Дионисия исчезли отсюда и ныне хранятся в Дрезденской и других библиотеках: о 2 рукописях это можно положительно утверждать, о прочих можно только предполагать. Собрание архимандрита Дионисия, кроме рукописей, состояло из печатных книг, из коих, кажется, ни одна не уцелела до нашего времени в Архиве, так как оне были проданы вместе с другими книгами в 1784 г. Только из сопоставления списков книг архим. Дионисия со списками книг, проданных в 1784 г., мы получаем дополнительные сведения, указывающие место и год издания той или другой книги (правда, очень немногих – 6) собрание архим. Дионисия. Рукописи последнего постигла лучшая участь и оне, за немногим исключением, и доныне находятся в Архиве, составляя главное ядро собрания имеющихся в нем греческих рукописей: из всех 28 Архивских рукописей – 21 принадлежала ранее архим. Дионисию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Источник мудрости, любомудрейше отче, возлюбил еси, и, тоя рачением и любовию одержимь, велик был еси, и реки божественных велений всегда точиши, богогласе. Богородичен: Яко Обрадованная, добротворящее прияла еси благолепие, вся единем хотением Сотворшаго, и божественною добротою и просвещением благоверия, Богомати, нас Удобрившаго. Песнь 6 Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся, к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.  Законно любомудрствуя, мудрости дар получил еси, божественне богословя православныя догматы, всеблаженне, оставил еси, ихже наслаждающеся, вернии, тя блажим. Разумом боголепным, богомудре, удобряемь, божественному учителю слух твой приклонил еси, и премирную от него мудрость навыкл еси, Дионисие. Житие твое чудно, слово же дивнейше, язык твой светозарен, уста огнедухновенна и духодвижима, ум же твой испытен, отче, богоблаженне. Богородичен: Глас Ти Гавриилов радостно, Дево, взываем вернии, из Тебе бо неизреченно нам живоначальный Творец изшел есть и примесися человеком, Человеколюбец. Кондак, глас 8 Небесная врата прошед духом, яко ученик, до третияго небесе достигшаго апостола, Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом и озарил еси во тме неведения седящия. Темже зовем: радуйся, отче всемирный. Икос: Ангел от человеков, добродетельми быв великий Дионисий, весь, яко крилат, навыче умом небесныя разумы. Тем песньми, яко ангела, почтим, вопиюще к нему таковая: радуйся, уведевый Христа Павлом; радуйся, многия ко Христу обративый; радуйся, многобожия храмов губителю; радуйся, богоразумнаго совета смотрение; радуйся, книго богоначертанная тайных сокровищ; радуйся, скрижаль богозрачная и зерцало небесное; радуйся, яко Страсть Господню видел еси; радуйся, яко усердно Того ради закалаешися; радуйся, источниче, источая разум; радуйся, капле, угашающи безумие; радуйся, стезе нелестная спасения; радуйся, преградо нечестивых прехода; радуйся, отче всемирный. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjas...

версии называют ее Марией). В финале повествования сообщается, что ап. Павел посвятил Д. А. в епископы Афин. Версии «Истории» на разных языках отличаются лишь второстепенными деталями. Груз. и арм. тексты совпадают почти дословно, и можно говорить об общей грузино-арм. версии. Арм. текст является переводом с грузинского ( Peeters . 1910. P. 280-282), согласно колофонам рукописей, выполненным неким Иоанном Медиком в 880 г. (329 г. арм. эры; иногда указывается дата 869). Интерпретация колофонов позволяет установить, что груз. сочинение было переведено в Иерусалиме ( Idem . 1929. P. 305-306). Грузино-арм. версия близка к сир. пространной редакции, однако груз. текст не является прямым переводом с сир., а сделан через посредство арабского. Полная араб. версия «Истории» не сохранилась. Текст араб. эпитомы обнаруживает лишь отдаленную близость к краткой сир. редакции. По обширности приводимого материала он не имеет аналогов. Здесь рассказ о Д. А. не является самодостаточным сюжетом, но насыщен множеством сведений. Автор делает пространные отступления о происхождении различных наук и искусств, о том, кто в каких странах их впервые изобрел и как они попали к др. народам. В сюжете можно видеть своеобразное обобщение истории человеческого знания - от появления наук, в полной мере познанных Д. А., до открытия ему Божественной премудрости проповедью ап. Павла, к-рой заканчивается произведение. Эпитома не является простым сокращением текста основной версии «Истории», но представляет собой ее творческую переработку. Повествование выдержано в довольно экспрессивных тонах. Кульминация достигается, когда Д. А. из кн. «Астрономия» понимает смысл происшедших страшных знамений, причем с разумного понимания акцент смещается на чувственное восприятие. Перед Д. А. предстает вся земля и в центре ее крест с Распятым Спасителем, а над Его головой надпись таинственными письменами о том, что это Неведомый Бог, нисшедший с Небес и родившийся от Девы, ныне распят нечестивцами из-за их неразумного суеверия. Здесь же появляется и персонифицированная Премудрость, к-рая советует Д. А. обратиться к «Астрономии». Д. А. сообщает открывшуюся ему истину не всем, а лишь избранным мудрецам, как тайное знание, к-рое они не должны разглашать.

http://sedmitza.ru/text/830673.html

Лишил ли еси предводителя, но не лиши пребогатыя твоея милости. от нас взял еси, но благодати богатства оного, даннаго тобою, не отими от нас. И яко древле, от Моисеа великаго уделив благодати, на седмьдесять старец разделил тако и ныне Андреем действовавшую твою благодать, 1464 их же зриши и на них же хощеши 1464 , раздели, всякаго разума, всякия премудрости наполнив, да же собранное тобою и нашими отци стадо, цело и невреждено зде соблюдшися, в небесныя пажити преподобне к тебе вознесется. Мы же, всеусерднии сынове, плачющии по отце, рыдающий по учители, не тако плачем, яко язычницы, не тако рыдаем, яко не имущии Аще бо и отиде от нас прелюбезный наш отец теломь, но не отиде духомь. Аще и остави нас всепресладкий вождь, но не лиши нас своего призрения. Его же, ко иже о Христе препосылающе усопшым, с плачевными припеваньми, глаголюще, взовем: Приими, горо нашего спасения незыблемую гору, распространи 1465 своя недра, сокрый нашего жития всежелателное богатство. Приимите, горстии обитатели 1466 , неподвижнии 1467 киновии пребыватели, общего вашего и нашего отца и пастыря, от нас со слезами провождаемаго, от вас с радостию приемлемаго. Приими, честнейший наш и сладчайший отче, церковный предивный прелюбезнаго тебе и нам киновиарха, близокровнаго и приснаго ти сохрамника 1468 , нас в сиротстве оставльша, к тебе сожити приходяща; малую сию обителцу расшири, руце распростри и обычною ти сладчайшею любовию сокровника того покажи. И яко в животе во едином доме единосоветно и во едину пустыню единолюбовно и единоревностно о благочестии едином потерпеста, тако и по смерти во едином сем малом храмце и единокупно друголюбезно телесема полежита 1469 И не сие токмо, но и в тамошния небесныя кровы молитвами ти и молении введи, всякую помощь требующим помощи ныне покажи, по своему прежеланному обещанию и тамо сокровника и соводворителя тебе нашего отца показуя. Дионисие, всечестнейший многомолитвеннейший старче и общий наш родитель и приими своего любезнаго ти и всежеланнаго сына, и, елико имаши дерзновение к Богу, с прочими о Христе умершими зде отеческим милосердием от всех запинаний 1470 воздушных любезнаго нашего пастыря свобождайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С ними же и святый Дионисие Ареопагит рече о Христе. яко видеша человек человечьская творяше. и сведетельствуется еже от Девы рождьство. Святыи же Афонасие Александрьский, и Лео папа Римский о ней рекше, яко похотениа мужска не уведе. И святии вси православнии собори тожде сведетельствуют. И не точию се. но и от еврей неции сведетельствуют. От нихже Иаков еврей 508 иже бе тогда на рождьство Христово, се глаголет. яко осязана бывши от бабы пречистая Богородица, обретеся Девая, якоже и прежде рождьства. с сими же и Рувим священник, тожде сотворив, бабы ради уверися. От еллин же неции глаголаху. изрядное нечто обретеся естество. друзии же паче устав естественых бысть. имущи богоприатну Девая утробу, востече к Елисавети. Младенец же оноя абие познав сеа целование радовашеся, и игранми вопиаше. Пречистая же Мати Божиа, по в еже преити ангелову видению, и абие вскоре взыде в Вифлеом. к брату чади своей Елисавети. Иудеа бо в неиже есть Вифлеом, высочайше есть место от Галилеа, в немже бе Назарет. сего ради и Евангелист глаголет. яко вставши Мариам, иде в горняя со тщанием во град Иудов. и вниде в дом Захариин. Вшедши же и целовавши и Елисавет. поведа ей божественая таиньства. первое явление ангелово, еже в церкви еще. и благовещение, и словеса яже рече к ней. яко мужьскый пол во чреве ея. И яко Захариа Ангела виде в церкви, сего ради умолча. понеже Захариа не можаше беседовати. и сами в себе таиньства поведаху, и никомуже поведаху глаголанная им. Пребысть же Мариам с нею яко три месяца, и возвратися в дом свой. И по трех месяцих, сниде всепетая Мариа в Галилею в дом свой. Лету же преминуему, и утробе растящи. бурю внутрь имея помышлений неверных, целомудреныи Иосиф смутися. к небрачнеи тебе зря, и бракоокрадованну помышляше непорочная. уведев же ти зачатие от Духа Свята, рече аллилуиа. Иосиф зря пречистую Деву, яже о ней таиньства не ведый. многою печалию и срамотою таяше. помысли отаи отгнати ю от дому своего. Ангел же возбрани ему глаголя, якоже рече Евангелист. не убоися приати Мариам жены твоея, и прочая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

75. У сколь многих и других из блаженных святых отцов наших можно находить подобное! Вспомни о первосвященнике римском Клименте и о называемых по его имени «Климентовых» (постановлениях), будто бы написанных, как говорит древнее предание, по повелению верховного Петра; о Дионисие Александрийском , который, восставая против Савеллия, едва не протянул руку Арию; о славном между священномучениками, великом Мефодие Патарском , который не отвергал мнения, будто бестелесные и бесстрастные существа, Ангелы, пали вследствие любви к смертным и совокупления с телами их. Не стану распространяться о Пантене, и Клименте, и Пиерие, и Памфиле, и Феогносте, мужах священных и учителях священных наук, которых не все положения мы принимаем, но, воздавая им честь за добрую жизнь и другие священные суждения, относимся к ним с великим почтением и уважением, в особенности к Памфилу и Пиерию, как отличившимся и мученическими подвигами; вместе с ними не пройдем молчанием и об отцах западных: Иринее, первосвященнике Божием, управлявшем Церковью лионскою, и Ипполите, ученике его и мученике между первосвященниками, мужах дивных во многих отношениях, но иногда не воспрепятствовавших некоторым словам лишиться тщательной точности. 76. Неужели же ты будешь и против них всех представлять свою дилемму и, поднимая брови, говорить: «должно, или, почитая этих мужей, не осуждать и того, что написано ими, – или, осуждая некоторые из их выражений, осуждать вместе и их самих?» Не скорее ли и справедливее они обратят твою хитрость против тебя и скажут: «человек! для чего ты соединяешь несоединимое? Если ты по истине называешь нас Отцами, то как не страшишься вооружаться против Отцов и, что еще тяжелее, против общего Владыки и Создателя всех? Если же у тебя есть охота бесстыдствовать против нас, то не явно ли ты безумствуешь, называя нас отцами и вместе простирая на нас отцеубийственные руки?» И сколь многими другими способами можно было бы обратить твое умствование против тебя самого! Но как упомянутых Отцов, так и это, теперь мы оставим.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Ибо кто, думаешь ты, больше наслаждается удовольствиями? Тот ли, кто покоится в высокой траве, у чистого источника, под тению ветвистых дерев, насыщает глаз созерцанием, имеет душу чище неба и находится вдали от шума и смятения, или тот, кто заключен в комнате? Мрамор, конечно, не чище воздуха, и тень от кровли не приятнее тени древесной, а пол каменный не лучше луга, - украшеннаго разными цветами. Свидетели этому вы, богачи, которые, если бы возможно было вам иметь на кровлях деревья и приятные луга, предпочли бы их золотой кровле и дивным стенам. Посему вы, когда является желание отдохнуть от множества трудов, оставляете эти (стены) и идете к тем (лугам). Но ты, может быть, скорбишь о той великой и важной славе, которой здесь совсем не видно? Сравнивая дворец с пустынею и тамошния надежды с здешними, ты думаешь, что сын твой упал с самаго неба. Так наперед надобно узнать тебе, что ни пустыня не делает безчестным, ни дворец - славным и знатным; и прежде, нежели приступим к умственным доказательствам, я разсею твое недоразумение примерами, не нашими, а вашими. Слыхал ты, конечно, о Дионисие сицилийском, слыхал и о Платоне, сыне Аристоновом. Кто же из них, скажи мне, был знаменитее, кто воспевается и всегда воспоминается устами многих? Не философ ли преимущественно пред тираном? Между тем этот владел всею Сицилией, проводил время в роскоши и в течение всей жизни был окружен богатством, копьеносцами и прочим блеском, а тот проводил время в саду Академии, садил и поливал деревья, ел маслины, имел скудный стол и был чужд всего того блеска. И не столь удивительно еще это, как то, что он, и сделавшись рабом, и быв продан по воле тирана, не только не оказался вследствие этого безславнее его, но и самому тирану показался за это достойным уважения. Такова добродетель! Она не только делами, но и страданиями своими не оставляет в темноте и безвестности и саму себя и исполняющих ее. А учитель его, Сократ? Насколько он был знаменитее Архелая? Между тем этот был царь и жил очень богато, а тот проводил время в Лицее, не имел ничего кроме одной одежды, в которой являлся зимою и летом и во все времена года, ходил всегда без обуви, по целому дню оставался без пищи, питался одним хлебом, который и заменял для него все блюда и кушанья, даже и этого пропитания не имел дома, а получал его от других, проживая в такой крайней бедности; однако же, был настолько знаменитее того царя, что и после многократных приглашений его к нему не хотел оставить Лицея и пойти к его богатству.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вторая степень содержит в себе власти, господства и силы; третья и последняя в небесной иерархии содержит чин ангелов, архангелов и начал» 164 . Раскрыв далее подробнее внутренние свойства каждой тройственной степени и её иерархии, св. Дионисий Ареопагит говорит: Благолепию небесных иерархий благочиние нашей иерархии, уподобляясь в возможной мере, должно иметь как в образах ангельское благолепие, для которого то служит образом и которое возводит к пресущественному чиноначалию всей иерархии 165 . Приведённое место и послужило основанием для разделения святых, поминаемых при изъятии частиц из третьей просфоры на девять ликов и на три чина. Доказательством сего служит то, что в современном греческом Евхологионе (а равно и в древних греческих и юго-западных славянских печатных Служебниках), после проскомидийного последования, прилагается σντομος ρμηνεα, περ το τνα τ δεξι μρη το γον ρτου, ν ος τιϑναι εϑαμεν τ τε γιον ποτριον, τν σφραγδα τς Θεοτκου, κα τς λοιπς τν γων ννα μερδας, κα τνος νεκεν ννα κα ο πλεους, λττους τιϑμεϑα, где читаем: Ες δ τ λοιπν, τϑεμεν τς λοιπς μερδας τν γων, ς ο πλεους, οδ’ λττους, λλ’ ννα τιϑμεϑα κατ μμησιν τν ορανων ταγμτων. σπερ γρ κεσε κατ τν πολν ν Θεολογ, Διονσιον τν ρεοπαγτην ες ννα τγματα πσα τοτων στρατι διρηται· οτω κνταϑα ϑεοπρεπστατα. ατς γρ ν μφοτροις τυγχνων διατελε ησος. Ες τρες δ τξεις, ν’, ς ατς πλιν ν τ περ ορανουεραρχας κτ, βδμ τε κα γδ κεφαλα ες τρες φορζει τριαδικς διακοσμσεις πσας τς ορανους εραρχας, λην ετκτως ξη τν μμησιν. Славянский перевод: «Прочиа сие стых девят частии полагати обыкохомъ бгомудрене сие творяще. стыхъ же части, не множае, ниже менше девяти полагаем, по подобию нбсных чиновъ. якоже бо тамо по многому въ бгословии дионисию ареопагитск ому в девят чинов все воинство сихъ разделенно есть. тако и зде зело бголепне. Тойжде бо в обоих сый пребываетъ ис. въ три же чиноначалия да якоже, тойжде паки дионисие, въ главе, яже о нбснемъ сщенноначалии, шестей, седмей, и осмей, в три разлучает троическаа украшениа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010