4 Много раз я беседовал со старцем о приходах нашей епархии. Он знал, что меня устроила бы какая-нибудь отдаленная деревня, где я мог бы быть один и имел бы время для духовной работы над собой. Два месяца спустя после моего рукоположения я получил такое письмо. «Честной Крест, 21 мая 1974. Возлюбленный диакон Дионисий, благослови! По поводу прихода у меня такое мнение, что большой поселок, который ищет священника и находится недалеко от Митрополии, дал бы тебе много возможностей и для работы над собой, и для духовного попечения о пастве. Ищи простой жизни, чтобы жить свободным от тяжести мирского духа, и чтобы в то же время было достаточно времени для духовной работы». Об одном моем знакомом старец написал: «Постарайся, если он тебя послушает, помочь ему избавиться от мирского духа, который им обладает, так как иначе вступит в силу духовный закон: Возвышающий себя унижен будет. Я огорчаюсь, потому что он хороший мальчик, но приобретает тщеславие, и чем больше растет, тем больше растет и пустое. Он стремится заполнить себя пустыми делами (а они не наполняют), и его скорбь возрастает. Ты не говори ему этого, чтобы он не паниковал, а тебе я об этом пишу, чтобы ты видел его предрасположенность к духовной болезни и помог соответствующим образом. Это пока все. Я молюсь, чтобы скорее узнать о твоем рукоположении во пресвитера. С любовью о Христе, твой брат монах Паисий». Через пять месяцев после моего рукоположения во пресвитера о. Паисий мне написал такое письмо: «Честной Крест, 2 октября 1975. Возлюбленный брат мой, отче Дионисие, благослови! Твое письмо получил уже два месяца назад, но не отвечал тебе. Во-первых, потому что меня послали в монастырь Ставроникита, где я сейчас и нахожусь. Во-вторых, я принял решение на несколько месяцев прервать переписку, потому что некоторые, к сожалению, сделали из нее просто моду. Но я думал о тебе все это время, с тех пор, как ты принял это решение. Я узнал, что ты приходил на Святую Гору (по благословению Луки), и огорчился, что мы не встретились, чтобы побеседовать на тему, о которой ты написал.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Татиана,Сергий 2013/07/22, 13:20:16 О Пресвятая Богородица! Царица Небесная!Матерь Божья Скоропослушница! молю Тебя прости мне грехи вольные и не вольные! Даруй исцеление рабе Божьей Марине.Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь! р.Б.Марина 2013/07/21, 17:24:41 Пресвятая Богородица Скоропослушница! Моли Бога о нас р.б. Иоанне, Димитрия, Валерии, бл. Милены. Поставь р.б. Димитрия на путь истинный, пусть вернется в свою семью к р.б. Иоанне и детям. Пресвятая Богородица! Умоли Отца Небесного чтоб смиловался над нами и воссоединил нашу семью. Защити нас от козней лукавых и лживых человек. Матушка Скоропослушница открой Димитрию глаза пусть он узнает и увидит кому нужны от него только деньги.Примири нас Пресвятая Богородица. Смилуйся Матушка воссоедини нашу семью. Защити от ненавидящ и обидящих, зла, колдовства и магического воздействия. Матушка помоги мне похудеть, не пойму что со мной происходит.Пресвятая Богородица Скоропослушница помогай! Слава Богу за все! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! р.б. Иоанна 2013/07/21, 17:13:31 Всеблагая Скоропослушница, мой муж раб Божий Самуил, отправился на лечение. Ты все знаешь о нем, помоги ему на этом нелегком пути, чтобы он вернулся к нам во здравии телесном и душевном.Богородица, моли Христа Бога о спасении нашем.Аминь. раба Божия Евгения 2013/07/20, 22:58:58 ПОМЯНИ О ЗДРАВИИ СХИАРХИМАНДРИТА ИЛИЯ, СХИАРХИМАНДРИТА ИОАННИКИЯ, МОНАХИНЮ АФАНАСИЮ, МОНАХИНЮ МАКАРИЮ. ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, ПОКЛОН ТЕБЕ ! мон.АФАНАСИЯ,Крым 2013/07/20, 22:56:59 Скорая послушница на молитвы наши ! Помолись , пожалуйста о тяжелоболящей схимонахине Серафиме,о Сергие, о отроковице Христине, о Вере, бол.Анне,Дионисие... Помоги навести Божественную справедливость в судебном вопросе по квартире Валентине... мон.АФАНАСИЯ,Крым 2013/07/20, 18:55:48 Пресвятая Богородице Скоропослушнице,моли Бога о р.б. Ларисе грешной со сродниками. Лариса 2013/07/20, 15:17:10 Помоги ,ЦарицаНебесная,во всех наших нуждах,которые одолевают нас в нашей жизни,помоги обращаясь к БожественномуСыну,чтобы мы здесь в жизни получали всё необходимое и наследовали жизнь вечную.Аминь

http://isihazm.ru/?id=364&c_pid=87

Сия древняя деревянная церковь имеет два престола: верхний храм, в честь воз­несения Богоматери на небо после её успения, освящен митрополитом Филаретом 28-го сентября 1844 года, а нижний храм, в па­мять Гефсиманского моления Спасителя, освя­щен им же 8-го июля 1845 г. Иконостас в верхнем храме сделан из кипариса. В церкви нет ни позолоты, ни красок; все богатство её – в простоте. Замечатель­ные предметы в ней следующие: 1) в притворе старинные иконы во весь рост святителей Иоасафа и Серапиона и архиман­дрита Дионисия – те самые, которые прежде стояли над гробницами их в Троицкой Лавре. 2) В церкви на левой стене – образ Иорданской Божией Матери, который, говорят, принадлежал св. Иоанну Дамас­кину. 3) Тут же старинное, писанное на холсте, поясное изображение преп. архиманрдрита Дионисия. 4) На правой стене об­раз распятия Спасителя, принадлежавший, как говорят, св. Феодору Студиту . Он привезен А. Н. Муравьевым с Афонской горы, где стоял в келлии патриарха Иеремии, жившего там на покое в половине XVI века. 5) Между местными иконами в образе преп. Сергия вставлен крест с золотым сосудцем, в котором хранятся капли крови Христовой. 6) На аналогии в ковчеге – часть древа животворящего креста Господня; крест с мощами, устроенный из дски престола древнего Подсосенского храма; камень от гроба Богоматери и часть масличного дерева из палестинской Гефси­мании. 7) В олтаре на горцем месте за­престольный крест и образ Божией Матери взяты из древнего Подсосенского храма. 8) На стене за стеклами висят два холщовые антиминса, один 1616, другой 1619 года. Взяты также из Подсосенской церкви. На первом антиминсе следующая надпись: «лета 7124 (1616) месяца маия в 12 день, на память иже во святых отца нашего Епи­фания, освятися олтарь пречистыя Богороди­цы, честнаго её успения, при Благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоро­виче всея Русии, при митрополите Филарете, при архимандрите Дионисие, и при священ­нике Феодоре.» На другом антиминсе напи­сано: «освятися олтарь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во храме пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго её успения, при Благоверном Царе и Вели­ком Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, и при митрополите Филарете Московском и всея Русии, и при келаре Аврамие Палицыне, и при казначее Иосифе Панине, в лето 7127 (1619) марта в 21 день, на память св. мученика Иакова исповедника, индикта в 1.»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В службе святому Крестителю Болгарской земли (†907; память 2 мая) акростих читается так: Царство оставив, Борис Царство получи 64 . Акростих первого канона в службе чудотворному образу Богоматери Свенской-Печерской (память 3 мая) читается как обращение к Пречистой Деве: Спаси, Пречистая убогаго монаха Антония 65 . Майские памяти прославляют нескольких учеников преподобного Сергия Радонежского. Акростих в службе преподобного Михея Радонежского (†1385; память 6 мая) читается: Преподобному Михею пою хвалу от сердца 66 . Другому ученику преподобного Сергия, преподобному Симону Радонежскому (XIV в.; память 10 мая) акростих предполагает имя автора-гимнографа: Ангелу своему песни хваления приношу 67 . В агиографической справке отмечено: “Служба преподобному Симону Радонежскому составлена архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном” 68 , ныне митрополитом. Современник смуты XVII века преподобный Дионисий Радонежский (†1633; память 12 мая) в службе также почтен акростихом Мольбу ти приношу, Дионисие преподобне 69 . В молебном каноне святым равноапостольным Кириллу и Мефодию читается буквенный акростих: Кюрила Философа и блажена Методия пою 70 . В службе преподобного Макария Овручского (†1678; память 13 мая) первый канон имеет акростих Макария угодника память честную пою 71 . Служба святому благоверному царевичу Димитрию (†1591; память 15 мая) содержит два канона. Акростих отмечен надписанием только во втором, однако, он имеется и в первом: Мученика Дмитрия славу [п]оем 72 . Второй канон имеет надписание сицево: Хвалю славу царевича Димитрия. Прочая же, кроме сего, да разумеются 73 . Указанный акростих заканчивается последним тропарем 8 песни канона, а богородичен 8-й песни и вся 9-я песнь читается так: итавас. Если прочесть это слово в обратном порядке, то получится имя Саватий 74 . Его можно отождествить со справщиком Московского печатного двора первой половины XVII века. В некоторых своих произведениях он называется чернецом Савватием 75 . “Савватия-поэта отличала многогранность творческих интересов: он успешно работал в жанрах традиционной гимнографии, обращался и к полемической прозе Однако эти стороны его творчества практически не изучены” 76 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

197. Преп. Дионисий , архимандрит Сергиевой Лавры, оберегатель православной отчизны и Лавры от ляхов († 1632 г.). Он: а) в 1616 г., по грамоте царя, занимался исправлением Требника, и за исправление книги в 1617 г. подвергнут суду и осуждению (соборное постановление о прилоге «и огня» у Толстого III, 74). Шесть недель держали преподобного в дымной избе, томили голодом, били и подвергали эпитимии с лишением сана; но потом оправдан он патриархами. Речь его с оправданием об исключении из требника слова: и огнем... в рукоп. До какой степени несогласны были между собою требники того времени, любопытные могут видеть и из сличения трех требников Царского, современных Дионисию, которых содержание показано Строевым (Опис. 617–619). б) Симон пишет о преп. Дионисие: «многи епистолии архимандрит во время кровопролития христианского по градом посылал, сего Иоанна (Наседку) способника себе имея на то, многи доброписцы придав тому». Наседка пишет к келарю Симону: «в тех грамотах болезнования Дионисиева о всем государстве Московском бесчисленно много. И буде изволите вы, государи, разума его искати: то в тех его посланиях не токмо под Москвою, но и во многих городах воеводам и всяких чинов многим людям подкрепление мужества от его совета и разума великое бывало». (Житие Дионисия, М.. 1824 г., стр. 40–49). К сожалению, из этих грамот доселе отысканы и изданы только две (А, э. II, 190; Собр. грам. II, 577). Но к числу их надобно отнесть и послание Лавры, призывающее к любви князей Трубецкого и Пожарского, взятое из архива Лавры (т. II, 219); это одно из посланий, писанных, по словам Наседки, под Москву. Оно писано живою и глубокою любовию; оно говорит о христианской любви, как только может говорить о ней сердце испытанное в любви и знающее по опыту любовь. Это образец христианского красноречия. 198. Арсений Глухой , из Селижарова, инок Сергиева монастыря, вместе с преп. Дионисием занимавшийся исправлением требника и страдавший за то. Послание его к боярину Салтыкову в рукоп. Толстого II, 264–269.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Спешим оговориться, что мы намеренно несколько долее позволили себе остановиться на истории книжного исправления при Дионисие, желая показать, что это, столь важное и до сегодня в истории Русской Церкви, дело всецело принадлежит просвещенной деятельности Троицких старцев во главе с их ревностным архимандритом Дионисием. Не забудем при этом, что трудный подвиг книжного исправления замышлен и свершен был трудолюбными и просвещенными иноками Сергиева монастыря в тот самый момент, когда только что улеглась смута, в истории прекращения которой этому монастырю по всей справедливости принадлежит первенствующая честь. Смутное время было эпохою, когда нравственное влияние Лавры явилось одною из сил, послуживших к восстановлению и оживлению расшатавшейся тогда русской государственности. Это, столь важное в тогдашней истории отечества, влияние Лавры, помимо богатого исторического предания, уже в то время украшавшего ее величественным ореолом, обязано просвещенной деятельности тогдашних Троицких властей, пониманию последними высокого значения патриотического долга. Это понимание и сознание долга сделало то, что в некоторые моменты смуты самый центр государственных отправлений, казалось, перенесен был из Москвы – средоточия государственной жизни в монастырь, средоточие жизни духовной. В смиренной келлии согретого теплым чувством патриотизма Троицкого архимандрита Дионисия и день, и ночь в это время заседали «писцы борзии и доброумнии», занимаясь перепискою составленных преподобным Дионисием патриотических грамот и воззваний в разные города отечества. Недаром Симон-келарь, описывая труды и подвиги препод. Дионисия в это время, свидетельствует, что, «всяка нощь – день ему бяше» 160 , что «писцы скорые и доброумнии у себя имуще, с ними же приседаяй обнощеваши, писаше грамоты поучительные и во вся грады посылаяй» 161 . «А в тех грамотах», по словам тогдашнего сподвижника Дионисия – Ивана Наседки, соболезнования Дионисиева о всем государстве Московском бесчисленно много, и буде изволите вы, государи, разума его искати, то в тех его посланиях не токмо под Москвою, но и во многих городех воеводом, и всяких чинов многим людем подкрепление мужества от его совета и разума великое бывало» 162 . Это-то, подкрепленное просвещенным разумом и теплым советом Троицкого архиманд. Дионисия и его известных сподвижников – келаря Авраамия, священника Ивана и других, – мужество Русского народа и спасло тогда от неминуемой гибели «разрухи» расшатавшееся в своих основах отечество. «Когда ударили бури смутного времени, справедливо говорил наш известный отечественный историк, покойный C. М. Соловьев, то потрясли и свеяли много слоев, находившихся на поверхности; но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор их должен был сокрушиться» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

От той же площадки сделан ход в нижний этаж. Самое крыльцо освещается светом трех полукруглых пролетов, забранных перилами и досками. С западной стороны паперти имеются в верхнем этаже два большие полукруглые окна, а в нижнем сделан просвет под входной аркой. Глава на Преображенском храме одна: до 1786 года была деревянная, чешуйчатая, возвышавшаяся над кровлею более сажени и утвержденная на круглой каменной шее, с четырьмя небольшими узкими окнами; в 1786 году же, при настоятеле, игумене Германе, глава была обита английскою полированною жестью; яблоко и утвержденный на нем железный крест были вызолочены им червонным золотом. Кровля была так же вся деревянная – до 1816 года; в этом же году, при архимандрите Дионисие, она была вся покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Вышина храма от основания до карнизов – 5 саж., с карнизом, главою и крестом – 12 сажен. В длину, с алтарем, храм имеет 10 сажен 1 арш. 9 вершков, в ширину – 5 сажен 1 аршин 8 вершков. Внутри Преображенский храм отделяется от пристройки новейшого времени капитальною стеною с тремя арками. Далее к иконостасу, своды храма и купол поддержпвают два двадратные столба. На западной стене, над арками, устроены были архимандритом Иннокентием, в 1798 году, хоры для клиросного пения во время храмового праздника и других торжественных дней, когда обыкновенно бывает многолюдное стечение богомольцев. В 1837 году, хоры эти, за ветхостию их, были уничтожены архимандритом Антонием. Иконостас в храме деревянный, в древнем византийском стиле, о пяти ярусах с резьбою, позолоченною местами. Царские врата сквозные, с шестью малыми круглыми иконками, изобрающими четырех евангелистов, Пресвятую Деву и Архангела Гавриила; они украшены виноградною резьбою и позолотою. Над царскими дверями, в полукруглой позолоченной раме, помещено изображение Тайной Вечери; под самым куполом иконостас увенчан резным распятием Спасителя на Голгофе, с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. Когда и кем устроен сей иконостас, из монастырских дел не видно: известно только из тех же дел, что он возобновлен в 1837 году архимандритом Антонием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Небесная врата прошед духом, яко ученик до третияго небесе достигшаго Апостола 6296 , Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом, и озарил еси во тьме неведения седящыя. Темже зовем: радуйся отче всемирный. 6273 Афины – столица древнегреческого государства; славилась своими постройками, статуями, развитием торговли и промышленности, и особенно школами. Здесь до позднейших времен (VI в. до Р. Х.) находились знаменитые философские училища, в которых получали образование жители древних стран. 6274 Еллинский – греческий; иногда это слово значит языческий; ко времени Рождества Христова греки были самым образованным народом древности. 6275 Илиополь – город в Африке; находится на правом берегу реки Нила, на одном из его восточных рукавов, – на юге нижнего Египта. 6276 Астрономия – наука, изучающая законы движения светил небесных. Египетские ученые, именно жрецы, в особенности славились изучением этой науки. 6277 Во время второго великого путешествия Апостола Павла с проповедью Евангелия, – около 54 г. по Р. Х. 6279 Кронос или Хронос – бог времени, сын Урана (Небо). Греки думали, что он произвел на земле золотой век, существовавший в первый период жизни рода человеческого. – Афродита или Венера – богиня женской красоты и любви. – Зевс (или Юпитер – у римлян) почитался у греков главным божеством, отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. – Гефест – бог огнедышащих гор и покровитель кузнечного искусства. – Гермес – бог, покровитель торговли и всякого рода сношений между людьми и богами, – вестник воли богов. – Дионисий или Вакх – бог вина и веселья. – Артемида или Диана, известная языческая богиня у греков, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты. 6281 «Таинственное богословие», – как иначе называется это сочинение, – рассуждает о том, что все человеческие представления и определения Бога не выражают Его сущности и что Боговедение должно состоять в таинственном созерцании непостижимого Божественного Существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эти неточности, если они принадлежат самому Паисию, можно объяснить тем, что Паисий составлял летопись по памяти, много лет спустя после пожара 1476 года. Это делает вероятным предположение, что и немногие известия о монастыре до XV века взяты летописцем из устного монастырского предания, а не из какого-либо старинного письменного источника Рассказ об основании монастыря дает понять, что имя основателя, Белозерского князя Глеба сохранилось в предании благодаря тому, что рано было связано с некоторыми урочищами в Кубенском крае; но отчество князя все нам известные списки летописи обозначают неправильно, называя его Борисовичем, а не Василысовичем По началу сказания видно также, что составитель его вслед за преданием смутно представляли себе судьбу монастыря в XIII и XIV веках 251 . Паисий называет Каменный монастырь «первым начальным монастырем за Волгою»; между тем такой же источник, каким руководствовался летописец, предание, приписывает более раннее происхождение трем другим заволжским монастырям: Устьшехонскому на Шексне, Гледенскому около Устюга и Герасимову около Вологды. Из монастырских записок, может быть, заимствованы Паисием известия об Александре Куштском и Дионисие Глушицком: по крайней мере в рассказе его с последнем, как сейчас увидим, заметна связь с биографией Дионисия или ее источниками. Житие Дионисия любопытно по обработке своей в том отношении, что различные литературные элементы, развивавшиеся в агиобиографии, слиты здесь так слабо, что их легко разделить. В основу его положены монастырские летописные заметки, изложенные так же просто, как и сказание Паисия, но без неточностей последнего и более подробные. К этой летописи редактор приделал длинное витиеватое предисловие и такое же похвальное слово святому; при составлении первого редактор заметно пользовался послесловием Пахомия к житию Сергия; в летописный рассказ вставлены, где следует, общие места агиобиографии, риторика которых имеет мало гармонии с простым изложением источников. В предисловии редактор скрыл свое имя под анаграммой, изложенной по какой-то особенной «литорейной» грамоте: библиографы догадываются, что в этой анаграмме скрыто имя Глушицкого инока Иринарха 252 . В одной рукописи житие сопровождается любопытной припиской с известием, что оно написано в Покровском монастыре на Глушице в 1495 году 253 . Из слов Иринарха видно, что у него не было под руками летописи Паисия: он пишет, что прилежно искал известий о происхождении и детстве Дионисия, но не мог узнать ни о родителях его, ни об отечестве, «токмо изыскахом от многа мало постническаго жития его».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

38. 1415 г. ноября 15. Соборная грамота литовских епископов об избрании и поставлении на киевскую митрополию Григория Цамблака Ср. примечание над текстом предыдущего Старшие издания – в Никоновской Летописи, т. V, стр. 59–64, и в Древ. Росс . Библиотеке, т. XIV, стр. 122–128. Приводит разночтения этих изданий, как сделано в «Актах», мы считаем излишним на том основании, что предлагаемый текст имеет все признаки подлинности, к числу которых относится, между прочим, свидетельство, находящееся в грамоте митрополита Фотия 39); напротив списки, изданные в Летописи и Библиотеке, искажены позднейшими вставками (см. Акт. Зад. Росс., т. I, стр. 34, примеч. 14). Таков же точно список в Толстовском сборнике XVI в. Импер. Пуб. Библиот., отд. XVII, 50, л. 95. Всяк дар совершен 1578 , свыше исходяй от Отца светом, достиже и до нас смиренных, егоже мы держащеся, ныне тем даром многой нашей издалече скорби, еже о церкви нашей матери, утешение обретохом, сицевым образом последовавшим вещам. Мы смиренные епископы русских стран и братья друг ко другу по Духу Святому, Феодосие архиепископ полоцкий, Исакие черниговский, Дионисие луцкий, Герасим володимерский, Геласей перемышльский, Савастиян смоленский, Харитон холмский, Евфимие туровский, понеже видехом презираему от митрополита Фотия церковь киевскую, яже глава есть всей Руси, и стадо Христово небрегомо и к погибели готово, скорбяхом о том и в печали бехом, имуще убо пастыря именем, делом же не имуще: ниже бо хотяше седеть у церкви, данной ему от Бога, и править людьми Божьими, якоже достоит митрополиту, но точию приходы церковные сбирая и живяше инде, и старые устроения и честь киевской церкви на ино место полагаше. И тако нам скорбящим о церкви и о людях Божьих, подвиже милостивый Бог сердце великого князя Александра, зовомого Витовта, литовского и многих русских земель господаря; и того убо митрополита Φοтия изгна, посла же в Царьград, к царю и патриарху, просяще дать ему митрополита, хотящего быть людям Божьим на спасение, достойна, и тоя церкви на утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010