Произведения в стиле Ars nova присутствуют также в т. н. Красной книге (каталан. Llibre Vermell; Montserrat. Monasterio de S. Maria. 1, ок. 1399 г.) - рукописи с наставлениями для паломников из мон-ря Санта-Мария-де-Монсеррат близ Барселоны. Из содержащихся в книге 10 песен паломников (cants dels romeus) 8 написаны на лат. языке и по одной - на каталанском и провансальском языках. Четыре произведения сборника монодийные, 6 - полифонические; все монодийные и одно из полифонических одновременно являются танцами. Две монодийные песни написаны в форме виреле, многоголосные - в стиле Ars nova, некоторые из них - в форме 3-голосных канонов. Одна из монодийных песен цитируется в трактате «О музыке» (1577) испан. теоретика и органиста Франсиско Салинаса. V. Музыкальная теория. В средневек. И. переписывались и составлялись различные музыкально-теоретические трактаты. В рукописи Barcelona. Corona de Aragón. Ripoll. 42 наряду с сочинениями др. авторов содержится «Бревиарий о музыке» (Breviarium de musica; Fol. IV-4) аббата Оливы из монастыря в Риполе (XI в.), написанный под влиянием Боэция и состоящий из 5 глав (деление монохорда согласно диатоническому звукоряду; консонансы и их виды; хроматический род; энармонический род; 8 тонов, или тропов). Известны и более поздние испан. списки сочинений по теории музыки: итальянский трактат XII-XIV вв. «De canendi scientia» (Учение о пении) в рукописи XIV в. Barcelona. Bibl. de Cataluña. M. 883; сборник сочинений Маркетто Падуанского , Иоанна де Гарландиа, Иоанна Пипуди, Николая Сиенского, Филиппа из Казерты, Иоанна де Муриса , Эгидия из Мурино (Sevilla. Catedr. Bibl. Colomb. 5-2-25, XIV в.). Сохранился анонимный трактат XVI в. из Толедо «Искусство мелодии в монодийном пении и в органуме» (Arte de melodia sobre canto lano y canto d " organo; Barcelona. Bibl. de Cataluña. 1325), в к-ром описаны местные стили исполнения различных видов церковного пения (изд.: Gümpel. 1988. P. 38-45). Проводниками новых для средневек. Европы идей стали араб. теоретики и находившиеся под их влиянием Иоанн Испанский (он же Ибн Дауд) и Доминго Гундисальви из переводческой школы в Толедо, в которой были переведены на латынь араб. трактаты и труды Аристотеля (из араб. и евр. источников). Трактат Гундисальви «О делении философии» (De divisione philosophiae; ок. 1150), вероятно, оказал влияние на Ламберта из Легии (2-я пол. XII в.) и способствовал распространению идей аль-Фараби (ум. в 950/1) и Исидора Севильского. Арабо-андалусские сочинения представляют собой адаптацию достижений греч. и персид. мысли, воспринятых через посредство сочинений Якуба ибн Исхака аль-Кинди (ум. ок. 873) и аль-Фараби.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА» [греч. Ες πολλ τη, δσποτα - На многая лета, владыко], песнопение правосл. архиерейского богослужения , пожелание епископу мн. лет жизни (ср. Многолетие ). Восходит к жанру визант. аккламаций , к-рые представляли собой торжественные приветствия императора или патриарха. Наиболее ранние аккламации-многолетия с нотацией (посвященные визант. имп. Андронику III Палеологу ) сохранились в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 144). «И. п. э. д.» поется на всех службах с участием епископа, в первую очередь в архиерейском чине Божественной литургии. В греч. рукописных нотированных Анфологиях кон. XVII-XIX в. «И. п. э. д.» фиксируется вместе с Трисвятым (CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 38-38v, 1680 г.; Lesb. Leim. 248. Fol. 229v, 1770-1790 гг.; Athen. Merlier. 6. Fol. 131v, 1790-1800 гг. (на 3-й глас); Ibid. 7. Fol. 197v - 198, 1805 г. (на 2-й и 3-й гласы)), отдельно (Athen. Paidousi. 2. Fol. 174, 1780-1800 гг. (2 напева на 2-й глас); Lesb. Leim. 341. Fol. 120, 1790-1793 гг. (3 напева на 2-й глас); Ibid. 375. Fol. 3v, 1819 г. (на 3-й глас); CPolit. Bibl. Patr. S. n. Fol. 523-524, 1816-1819 гг. (на разные гласы)), в качестве заключения песнопения «Τν δεσπτην...» (Athen. Merlier. 6. Fol. 122-122v (4 напева на 2-й глас)). Известны авторские распевы - лампадария Великой ц. Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 341. Fol. 125 (2 распева на 3-й глас)) и протопсалта Великой ц. Григория (Aegio. Taxiarh. 9. P. 480, 1820-1830 гг. (на 2-й глас)). Отдельно песнопение «И. п. э. д.» с нотацией в греч. традиции появляется только в печатных сборниках песнопений суточного круга. Как правило, в различные редакции Анфологиев включается напев 2-го гласа в невматическом стиле без указания автора и авторские варианты, созданные на его основе. Так, в к-польском изд. «Ταμεον Ανθολογας» (1869) помещены 2 варианта песнопения на 2-й глас: без указания автора и более пространный напев Феодора Папапарасху Фокейского . Известно также «И. п. э. д.» Георгия Редестского (1-я пол. XVII в.) на 2-й глас (см. изд.: Ταμεον Ανθολογας Απαντα τ μαθματα το σπερινο/Εκδ. π Γ. Προγκη. Νεπολις Κρτης, 1996. Σ. 5).

http://pravenc.ru/text/674111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КСИР [греч. Ιωννης Ξηρς] (кон. XIII - сер. XIV в.), визант. мелург. Сведений о личности И. К. немного. Определение времени жизни основывается на самом раннем упоминании его имени в Аколуфии (Пападики) 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458). В визант. и поствизант. рукописях он упоминается как Иоанн Ксир или Ксир. В нек-рых поствизант. списках, напр. в Анастасиматарии Хрисафа Нового - Анфологии 1-й пол. XVIII в. (Ath. Gregor. 25. Fol. 6) и в Пападики 1743 г. (Meteor. S. Stephan. 52. Fol. 6v - 7), И. К. назван доместиком , однако таких случаев немного, и эти рукописи - поздние, следов., можно только предполагать, что И. К. занимал эту должность. Писцы и протопсалты поствизант. периода, напр. протопсалт Иоанн Трапезундский (см. ркп. Meteor. S. Stephan. 52), приписывали И. К. должность доместика из-за наличия в рукописях составленных им методов метрофонии , необходимых для обучения певч. искусству и для тренировки учеников. Составление таких песнопений было связано с педагогической деятельностью И. К., а сами методы характеризуют его не только как мелурга, но и как талантливого учителя пения (διδσκαλος τς μουσικς), функции к-рого к XIII в. перешли к доместику (обязанности последнего заключались в управлении хором и в обучении певчих; см. дополнение к ст. «Доместик»: ПЭ. Т. 16. С. 751). Известны 5 методов метрофонии И. К., к-рые располагаются по 1, 2 или 3 в основной части Протеории Пападики или Анфологии. Включение методов И. К. в Протеории свидетельствует о широком признании его педагогических заслуг, а встречающиеся в рукописях при методах ремарки (φλιμος (полезный) - Ath. Xeropot. 307. Fol. 11, 1767 г.; φελιμτατος (полезнейший) - Ydra. Iliou. 597 (33). Fol. 6v, кон. XVII в.) подтверждают практическое значение этих песнопений. Творческое наследие И. К. как мелурга достаточно обширно: ему также принадлежат песнопения в пападическом стиле: стихи 1-й и 2-й «Славы:» 1-й кафизмы, калофоническая стихира Сорока мученикам Севастийским. Его имя упоминается в связи с рядом аллагм (термин, встречающийся в рукописях, где присутствует смена мелоса или внутри одного гласа, или при переходе в др. глас) в рукописи Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 11v - 22v), среди имен известных учителей и мелургов - Иоанна Кукузеля , Георгия Панарета , Ксена Корониса , Иоанна Цакнопула и Георгия Контопетриса , а также в рукописи XVIII в. (Athen. Bibl. Nat. 2175. Fol. 69v) в качестве автора калофонических стихов Пс 2. Устойчивая фиксация сочинений И. К. в рукописях XIV-XVIII вв. свидетельствует о его выдающейся роли в истории певч. искусства.

http://pravenc.ru/text/471326.html

«Д.», были выполнены по сокращенному варианту, составленному Евхерием (см.: CSEL. 17. P. XCV-CIV); в IX в. свт. Фотий К-польский дал их краткое изложение ( Phot. Bibl. Cod. 197). В «Д.» свт. Феофана опубликован рус. перевод по греч. «Д.» с обширными добавлениями, переведенными непосредственно с лат. оригинала (Добротолюбие. Т. 2. С. 7-154). 5. Марк Подвижник (см. Марк Пустынник ). «О духовном законе», 200 глав (Opusc. 1: De lege spirituali; Περ νμου πνευματικο - CPG, N 6090. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 91-100. 1957. Τ. 1. Σ. 96-108; PG. 65. Col. 905-929 - 201 глава. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 520-537). В рукописи Vat. syr. 121 только 187 глав. Это сочинение является 1-м из 8 слов, согласно свт. Фотию, к-рый назвал его, так же как и последующие, «полезным для избравших подвижническую жизнь» ( Phot. Bibl. Cod. 200). «О тех, которые думают оправдаться делами» (Opusc. 2: De his qui putant se ex operibus iustificari - CPG, N 6091. Θιλοκαλα. 1782. P. 100-113. 1957. Τ. 1. Σ. 109-126; PG. 65. Col. 929-965 - 211 глав. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 537-562). 226 глав (по Vat. syr. 121 - 207, по Vat. syr. 122 - 203), к-рые продолжают предшествующие. Из описания содержания, помещенного в конце эпилога, можно сделать вывод о том, что эти 2 сочинения изначально были частями единого целого. «Послание иноку Николаю» (Ad Nicolaum - CPGS, N 6094. Изд.: PG. 65, 1028-1049). Согласно свт. Фотию, это 8-е слово ( Phot. Bibl. Cod. 200). Ответ ликийского подвижника Николая в греч. «Д.» не был включен (Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 113-123. 1957. Τ. 1. Σ. 127-138; PG. 65. Col. 1052-1053; SC. 455. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 469-485). Согласно Г. Дюрану, прп. Никодим Святогорец при публикации аскетических сочинений Марка Подвижника в основном использовал рукопись XIV в., хранящуюся ныне в Афинской национальной библиотеке 547), но иногда обращался и к др. рукописным источникам ( Durand. 1991. P. 19-36). 6. Прп. Исихий Синаит , игум. мон-ря Неопалимой Купины. «К Феодулу о трезвении и добродетели» (De temperantia et virtute - CPG, N 7862/1.

http://pravenc.ru/text/178682.html

Агафангелово опис. жизни св. Григория просветителя Армении in Actis Sanct. ad 30 sept. е) Фирмик Матерн, Сицилиец, обратившийся к святой вере в глубокой старости († 340), сочинитель весьма ученой книжки: De erroribus profanarum religionum, Hafniae 1826, in Migne Patr. lat. XII, 971–1050. ж) Гай Ювенк, испанский пресвитер, христианский поэт († 336). Его евангельская история, в 4 книгах, стихами, и книга на Бытие, изд. a Reuschio Lips. 1710 ab Arevalo Romae 1792, in 4 tomo Biblioth. Gallandi. г) Евсевий Эмесский, родившийся в Эдессе, получил блистательное светское образование; слушал философию в Александрии, толкование Писания у Евсевия Кесарийского и в Антиохии у епископа Флакилла; в 341 г. не принял Александрийской кафедры и посвящен в епископа Эмесского, но удалился в Лаодикию, потом жил в Эмесе; умер в 360 г. Сократ (2–9) и Созомен (3–6) говорят о нем: «и его обвиняли, будто он рассуждал по Савеллию». Это обвинение, без сомнения, клевета; но не без основания Иероним обвинял его в полу-арианстве. Из множества сочинений его (Иероним De vir. illustr. 91) дошло до нас немногое. Eusebii Emesini opuscula ed. Augusti 1829, но слова, здесь изданные, принадлежат Евсевию Александрийскому. Д. Schriften. Eusebius Alexandr. и Eusebius v. Emesa, Thilo Halle 1832 г. Ему принадлежат два трактата о вере, изданные Сирмондом (Paris 1643) с именем Евсевия Кесарийского . Сочинение против иудеев (Иероним De vir. III, 91), известное на сирийском языке, остается в рукописи. Assem. В. Or. Т. 3. р. 44. и) Викторин, Африканец, почти до старости языческий знаменитый оратор и философ, потом ревностный христианин. Умер 370 г. Писал 4 книги о Троице, кн. о рожд. Сына Божия против ариан, соч. про манихеев (изд. in М. Bibl. Patr. Т. 4. in 8. Т. Bibl. Golland.), толков. на Посл. ап. Павла (изд. Maio in nov. coll. vet. auct. 1837. Т. 2). й) Тит, Боцрский епископ, изгнанник при Юлиане († 372 г.). Писал против манихеев и толкование на Евангелие (изд. in Canisii lection. Т. I. Gollandi Bibl. Migne Patr.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

227 Св. Иоанн Златоуст . На Посл. к Еф. беседа 20, 4. Т. 11. С. 172. См.: у Икумения: «Τ Χριστ ξν μνειν π τς δας δξης, ταπενωσεν αυτν νανθρωπσας να προσκολληθ τ κκλησ κα γνοντο ο δο ες πνεμα ν». PG. Τ. 118. Col. 1245Α 230 «Не вся, как многие полагают, история Адама и Евы, написанная в книге Бытия, легко может быть относима ко Христу и Церкви, но только то, что поставлено в настоящем месте... Действительно, первый человек и первый прорицатель Адам предсказал это о Христе и Церкви, именно, что Господь и Спаситель наш оставит Отца Своего, Бога, и матерь Свою – Небесный Иерусалим, и придёт на землю ради Своего Тела, Церкви. Он создал её от ребра Своего и ради неё Слово было плотию». – Творения. Кн. 17. С. 360. 233 Мы соединяем эти два выражения как две параллельных мысли, а стоящее между ними «ες ργον διακονας» вместе с большинством экзегетов относим к «δωκεν» 11 стиха. См.: Cremer. Bibl.-theol. Wörterbuch 9 . S. 187; Богдашевский. Цит. соч. С. 541–543. 235 1Кор.1:10 ; 2Кор.13:11 . О значении глагола «καταρτζω» и родственных слов см. у Cremer’a (Biblisch-theolog. Wörterbuch 9 . S. 185–187); Fr. Zorell. Novi Testamenti lexicon graecum. P. 293. Глагол этот имеет приложение к области нравственной, а потому под совершением святых нельзя разуметь их численного увеличения, как это делает Мансветов (см.: «Новозаветное учение о Церкви». С. 102). Мысль о численном возрастании Церкви скорее можно видеть в словах для созидания Тела Христова, где стоит слово οκοδομ. См.: Преосв. Феофан. Толк. на Посл. к Еф. С. 295–296, где говорится и о миссионерском обществе 4 . 236 Cremer. Bibl.-theol. Wb. 9 . S. 187; Проф. Д.И. Богдашевский. Послание св. ап. Павла к Ефесянам. Киев, 1904. С. 540. 238 Мы считаем излишним делать подробный филологический анализ приводимых слов апостола из Послания к Ефесянам, потому что это сделано в труде проф. Д.И. Богдашевского. 239 «Мне же кажется, что он говорит обо всех людях». – Блж. Иероним. Творения. Кн. 17. С. 307. «Всё больше и больше прилагайте их, пока не останется ни одного неверующего... Одна вера – чтоб не оставалось более не христиан». Еп. Феофан. Цит. соч. С. 297.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Соотношение между финалисами 8 гласов описано в трактатах XV-XVIII вв. следующим образом: «Если ты будешь петь вверх на одну ступень (φων) от 1-го гласа (χος), то получится 2-й глас… подобным образом, если ты будешь вновь петь на одну ступень вверх от 2-го гласа, то получится 3-й глас… если ты будешь подобным образом петь на одну ступень вверх от 3-го гласа, будет 4-й глас...» (БАН. РАИК. 63. Л. 49, кон. XVIII - нач. XIX в.; изд. и рус. пер.: Герцман. 1994. С. 468-469, 505). В описании также указаны интервальные расстояния между финалисами основных и плагальных гласов: «Когда понижаешься от первого гласа на четыре ступени, то обнаруживается его плагальный… Когда ты так же понижаешь второй глас на четыре ступени, то обнаруживается его плагальный…» (Там же). В схеме соотношения гласов визант. О., создание к-рой приписывается прп. Иоанну Кукузелю , показаны квинтовые соподчинения (т. н. система «тетрафонии», или «трохос»). Подобные схемы предваряют певч. сборники обиходных песнопений, начиная с Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 5v). Приблизительно в 1-й трети XV в. Иоанн Ласкарь составил иную по форме схему гласов, содержащую также объяснение соотношения дифонии (строение звукоряда, при котором функционально тождественны ступени на расстоянии терции) и трифонии (строение звукоряда, при котором функционально тождественны ступени на расстоянии кварты) (Ath. Dionys. 570. Fol. 40-42v, кон. XV в.; см.: Chaldaeakes. 2017). В более пространном виде соотношение гласов по системе трифонии было представлено в трактате «Толкование параллаги» Иосифа , еп. Мефонского (списки: Ath. Dionys. 570. Fol. 119-124; Athen. Bibl. Nat. 968, XVII в.; БАН. РАИК. 63. Л. 52-54 об., кон. XVIII - нач. XIX в.; изд.: Αλυγιζκης. 1985. Σ. 235-239). В трактате объясняются взаимодействие плагальных и автентических гласов и образование гласовых разновидностей в системе дифонии и трифонии: «...плагальный первого в дифонии имеет третий (т. е. становится третьим, приобретает его качество.- И. С.), а плагальный второго в дифонии имеет четвертый, плагальный третьего, то есть βαρς, в дифонии имеет первый, а плагальный четвертого в дифонии имеет второй», «...плагальный четвертого в трифонии имеет третий, а βαρς в трифонии имеет второй, и плагальный второго в трифонии имеет первый, который со фторой образует νεναν, а плагальный первого в трифонии имеет четвертый» (см. также в ст. Фтора ).

http://pravenc.ru/text/2581627.html

XVI - нач. XVII в.) (списки: Ath. Laur. Κ. 158, нач. XVII в.; Ath. Ivir. 1192, нач. XVII в.; 1248, 1-я пол. XVII в.; Vat. Barb. gr. 301, XVII в.), доместика Иверского мон-ря на Афоне Космы Македонца (посл. треть XVII в.) (списки: автограф Ath. Ivir. 1074, 1682 г.; Zakinfos. P. Gritsanis. 8, 1698 г.; Ath. Ivir. 1048, 1686 г.), свящ. и номофилакса Великой ц. Баласиса (посл. треть XVII в.) (списки: Ath. Ivir. 1686 г.; Sinait. gr. 1494, 1679 г.; Ath. Ivir. 1021, 1701 г., и др. рукописи XVII-XVIII вв.). Авторские мелодические версии И. катавасий принадлежат протопсалту Великой ц. Панайотису Хрисафу Новому (2-я пол. XVII в.) (списки: Lesb. Leim. 239, 1672-1673 гг.), Герману , митр. Нов. Патр (2-я пол. XVII в.) (списки: Ath. Ivir. 1048, 1686 г.; Lesb. Leim. 243. Fol. 73-103v, 1787 г.; Ath. Prodromou. 1, XVIII в.; Ath. Doch. 407, XVIII в.; Ath. Laur. Ε. 113, Θ. 153; Ath. Vatop. 1379, XVII в.; Ath. Xeropot. 325, XVIII в.; 380, 1759 г.), доместику (впосл. лампадарию) Великой ц. Петру Пелопоннесскому († 1778) (его И. с пространным ирмологическим мелосом является сокращенным и упрощенным вариантом мелодической версии Баласиса; списки: Zakinfos. P. Gritsanis. 13, 1773 г.; Lesb. Leim. 246, 1779-1793 гг.; Ath. Xeropot. 375, 1783 г.; 372, 1785 г.; 386, кон. XVIII в.). По рукописи Ath. Xeropot. 262 (1-я пол. XVII в.) известен анонимный И. катавасий, мелос которого имеет сходство с версией И. Германа, митр. Нов. Патр. Позднее распространились И. краткого, силлабического мелоса: протопсалта Великой ц. Петра Византийского († 1808) (И. с последованием песней; списки: Ath. Pantel. 999, 1803 г.; Ath. Vatop. 1378, 10-е гг. XIX в.; Sinait. gr. 2086, 1805 г.; Athen. Bibl. Nat. 964, 1806 г.; Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 740, 1805 г. (автограф)) и доместика Марка (1-я пол. XIX в.) (Ath. Gregor. 16, 1832 г.). Мелодические версии отдельных последований ирмосов в греческих И. XVIII-XIX вв. принадлежат иером. Анфиму Фессалийцу (кон. XVII в.) (Ath. Ivir. 1243, XVIII в.), Петру Берекету (нач. XVIII в.) (Athen.

http://pravenc.ru/text/674073.html

А. Э. Т. 239, стр. 251). Мнение Иконникова, что Артемий, Порфирий и проч. жили вмести в Ниловой пустыне, ни на чем не основано. (Сравн. Рукоп. слав. и росс., опис., П. Строевым, 25, стр. 11 и А. Э., т. I, 239, стр. 254). – Предположения Занкова («Старец Артемий, новооткрытый писатель эпохи царя Ивана Грозного», СПБ. 1888 г., Ж. М. Н. Пр., 1887, ноябрь) о происхождении старца Артемия из Пскова и об иночестве в Псково-Печерском монастыре также шатки. – Старец Артемий был постриженником «отца Корнилия» (П. М. Строев, Рукописи Царского, стр. 11), т. е. основателя Комельского Корнилиева Введенского (близ города Грязовца) монастыря. (Сравн. А. Э., т. 239, стр. 252... – «у Корнильевского игумена в келье у Лаврентия» – и слова П. М. Строева, в его «Списках иерархов», стб. 750: «Лаврентий», игум. Корн, монастыря с 1538 † 16 мая 1548 г.»). Скончался св. Корнилий 19 мая 1537 г. (Рукоп. Соф. библ. 439, л. 156 об.; у П. М. Строева, Списки иерархов, стб. 750, – ошибочно: 19 мая 1538 г.). – Но уже в 153 5 / 6 (7044) году Артемий по благословению отца Корнилия жил («седох», как писал Артемий) в «безутешном месте глоголемыа Порфирьевы пустыни»... «плакатись грех своих » . (П. М. Строев, Рукописи Царского, стр. 11). Несколько позже около 154 2 / 3 (7051) года он опять жил в Корнильевом монастыре, так как в книге, написанной им («св. Василия Великого о постничестве») в этом году, он выражался так: «и аз вашего же стада заблуждшее овча и пострижение приях от руки Корнилиа»; следовательно, обращался к инокам Корнильева монастыря. (П. М. Строев, Рукописи Царского, стр. 11). – Относительно тех же годов жизни Артемия о нем показывал келарь Троицкого монастыря «Андриан Ангелов»: «говорил Артемей в Корнильеви мо­настыре у Корнильевского игумена в келье у Лаврентья» (А. Э. т. I, 239, стр. 252). Лаврентий был игуменом Корнилиева монастыря с 1538, а умер 16 мая 1548 года (П. М. Строев, Списки иерархов, стб. 750). В Кириллов монастырь Артемий приходил в игуменство Симеона между маем 1551 года и 24 января 1554 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

498 „Λγω δ μν τι ς ν πολσ τν γυνακα ατο μ π πορνεα κα γαμσ λλην, μοιχται”... „Dico autem vobis: quia quicumque dimiserit uxorem suam, nisi ob fornificationem, et aliam duxerit, moechatur: et qui dimissam duxerit, moechatur»... 500 Платон, еп. Костромской. Сокращенное изложение догматов веры по учению православной церкви. Москва. 1870. Стр. 236. 501 Филарет. Правосл. догмат. богословие. Ч. II. Стр. 339–342. Сравн. Макарий. Правосл. Догмат. богосл. Т. V. Стр. 11–14. 502 Макарий. Правосл. догмат. богосл. Т. V. Стр. 18–19. Сравн. Платон. Сокращ. излож. догматов веры по учению правосл. церкви. Стр. 238–239. 504 Макарий. Правосл. догмат. богосл. Т. Стр. 292. Сравн. Платон. Сокращенное изложение догматов веры... Стр. 240. Сравн. Антоний. Догмат. богосл. Стр. 238–239. 505 Простр. Христ. Катехизис. Стр. 97. Сравн. Макарий. Правосл. догматич. богословие. Т. IV. Стр. 293–294. Сравн. Филарет. Правосл. догмат. богословие. Ч. II. Стр. 310–311. Сравн. Сильвестр. Опыт правосл. догмат. богосл. Т. V. Стр. 50. 506 Антоний. Догматич. богословие. Стр. 239. Сравн. Макарий. Православно-догматич. богословие. Т. IV. Стр. 302. Сравн. Филарет. Правосл. догмат. богосл. Ч. II. Стр. 318–320. 509 Антоний. Догматич. богосл. Стр. 239–240. Сравн. Платон. Сокращ. излож. догм. веры... Стр. 241. Сравн. Макарий. Правосл. догм. богосл. Т. IV. Стр. 302–304. 513 Таких посланий сравнительно очень не много и потому они могут быть перечислены. Первое послание относится к 1808-му году и трактует о происхождении и авторитете англо-американской церкви. Указав на то, что американско-епископальная церковь находится в непосредственной связи с церковью англо-шотландскою и чрез нее с древне-христианской церковью по вероучению, управлению, культу и проч., составители, издавшие указанное пастырское послание, призывают верующих беспрекословно следовать велениям родной церкви, как ведущей их прямым путем к вечно-благодатной жизни. Второе пастырское послание издано в 1811-м году и трактует об отношении между пастырями и пасомыми. Указав на замечаемое в некоторых местах американско-епископальной церкви ослабление внутренней связи между пастырями и пасомыми, на отсутствие должного уважения у последних к первым, составители указанного послания обращаются к духовенству с увещанием, чтобы оно, насколько возможно, стояло на должной высоте своего служения, чтобы в сочлены этого служения допускало лишь лиц, отличающихся образованием и добрым поведением, чтобы в точности сохраняло каноны церкви, усердно занималось воспитанием юношества, было рачительно в исполнении возложенных на него обязанностей и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010