(А. Э. т. 239, стр. 249) и при старце Никодиме Бруткове (А. Э., 239, стр. 250). Делаем эти замечания потому, что в обстоятельной монографии (С. Г. Вилинского («Послания старца Артемия [XVI века]», Одесса, 1906, стр. 38– 44), к сожалению, мы не находим критической оценки хронологических данных для биографии Артемия. 194 Подробнее, см. у Курбского, I. с.; А. Э. I, 239 и 238; Мо­сковские соборы на еретиков. (Чт. М. О. и Др. 1847, III, и проч.). 195 А. Э. I, 239; с., стр. 179 (у Курбского: «Епископ Суздальский». Сравн. А. Э. т. I, 239, стр. 250). 199 А. Э. Т. I, 239. (Также см. об этом у Иконникова, Костома­рова, Соловьева и проч.). Замечадельно и то, что старцы Ниловой пустыни, призванные в качестве свидетелей по делу Артемия, не под­твердили взводимых обвинений. Очевидно, что Артемий был их сторонником. 201 Сравни А X. Востоков, Описание рук. Румянцевского Музеума, стр. 243; Иконников, с., стр. 451–452. 204 Русск. Ист. Б., Т. IV, СПБ. 1878, стб. 1383 (посл. к царю) и др., стб. 1406, стб. 1394 и др. Что в XVI в. и Кирилловские старцы, и Иосифляне, развивая свои воззрения, дошли до крайностей, это видно из слов Курбского, который хотя и держался стороны нестяжателей, тем не менее указывал, что и среди Кирилловских монахов и иосифлян были ереси. (Точнее см. в «Описании рукописей Румянц. Музеума», стр. 243). 205 Вероятно, их сближала указанная общность направления, отри­цательно относившегося к современному им образу жизни. Кроме того, можно думать, что не все еретики доходили до крайностей в своих отрицаниях и что учение некоторых из них составляло, вероятно, переходную ступень от учения нестяжателей к таким крайностям. По крайней мере, существуют некоторые указания на то, что в Кирилловом монастыре жидовствующих иногда не признавали за еретиков. (Сравн. известие в рукописном хронографе (моей библиотеки), ко­торое передает, что в 1500 году «в Заостровьи под Кирилловской именем Александр сказывал, что явилась ему Пречистая Богоро­дица и повелела де ему говорити людем, чтобы по церквах и по домех молебная совершали а матерны бы не бранилися и жидовином между себе христиане не называлися, а удалялися бы от всякаго зла». Ср. также случай с Кассиаом Рязанским).   206 В Кириллов монастырь Феодорит был сослан, по словам Курбского, после осуждения Артемия (или одновременно) (Курбский, 1. с., стр. 179 и 181), след. около 24 января 1554 года (А. Э. Т. I, 239). Здесь он пробыл около 1 1 / 2 лет (Курбский, 1. с., стр. 182), слдовательно, до 1 / 2 -ны 1555 года (?). В это время здесь были во-первых: «Мниси, наро­читые и доброжительные мужие, яже не суть ведомы о лукавом совете и о презлом деле их» и которые «вседушне рады ему бывше: видяще бо его мужа издавна во преподобии и святынь многа». Во-вторых, здесь были «лукавые мнихи», которые были «завистию разседаемы»..., видев мужа от наилепших и святых мнихов почитаема и вяще прилагаху ему ругание и безчестие». (Курбский, 1. с., стр. 181–182).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

С какой именно целью Высокая Порта оставила вопрос о смешанных епархиях нерешенным — нетрудно угадать, — заявлял в свое время Г.Муркос. — В этом случае она действовала по своей традиционной политике: «Разделяй и властвуй». Муркос Г. Мнение православных арабов о греко–болгарской распре. М., 1880. С. 3. 312 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд 239 Нила Александровича Попова. 10/15. 313 Устав за управлението на българската ексархия». Пловдив, 1885. С церковным устройством Болгарского Экзархата знакомит труд И. Пальмова. Болгарская Экзархийская Церковь. Первоначальное и современное ее устройство. СПб. 91с. В этом же труде полно и точно излагается содержание Устава 1871 г. (с. 11 — 39). См. также проф. прот. Т. И. Буткевича. Высшее управление В Православных Автокефальных Церквах. Харьков, 1913. С. 117, 122–133. 314 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239 Н. П. 19/23. 315 Там же. 316 Знаете уже, — писал 14 марта 1872 г. Каракановский Н. А. Попову из Константинополя в Москву, — что соглашение не могло состояться с греческим Патриархом, потому что последний оказался неискренним. Он теперь подал другой проект, который никак не может быть принят болгарами, в нем меньше уступается, чем в первом… Болгары торжествуют, потому что силою заставили турок исполнить фирман». Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239 Н. П. 10/15. 317 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239. Н. П. 19/23. 318 См. текст берата у И. Пальмова. Болгарская Экзархийская Церковь. Указ. изд. С. 9–11 в примечании. 319 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239. Н. П. 19/23. 320 Сборник в чест на проф. Златарски. София, 1925. С. 2. 321 Муркос Г. Мнение православных арабов о греко–болгарской распре. М., 1880. С. 7. 322 Там же. 323 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239. Н. П. 19/23. 324 Там же. Из письма Стоянова–Бурмова к Н. А. Попову от 24 октября 1872 г. 325 Патриарх Кирилл. Экзарх Анфим (1816–1888). София, 1956. С. 702. 326

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

900 г. Известно множество рукописей. Из аббатства Санто-Доминго-де-Силос происходит рукопись Lond. Brit. Lib. Add. 30.844, X в. (содержит службы на праздник Пресв. Девы (18 дек.), Рождество Христово, памяти св. Стефана, св. Евгении, св. Иакова, св. ап. Иоанна, св. Колумбы, на праздник Обрезания Господня, на праздник Богоявления, а также литании перед Пятидесятницей и канонические литании). Из того же аббатства происходят рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 30.845 и Add. 30.846 (обе датируются XI в.). В 1-й содержатся только памяти святых (начиная с дня памяти Адриана и Наталии и до дня перенесения мощей св. Сатурнина), во 2-й - службы от Пасхи до Пятидесятницы. Еще одна Liber misticus происходит из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья - рукопись Matrit. Acad. Hist. 30, X в. Др. книга была переписана в мон-ре Сен-Гийем-де-Комбрет (диоцез Эльн) (Paris. Nouv. acq. lat. 557, XI в.; изд.: Amiet. 1981). Как Бревиарий была опубликована Liber misticus по рукописи Silos. Arch. mon. 6, XI в. (изд.: Fern á ndez de la Cuesta. 1965). В состав Liber ordinum из аббатства Санто-Доминго-де-Силос (Silos. Arch. mon. 3, 1039 г.) входят службы Commune sanctorum и De quotidiano, обычно помещавшиеся в Liber misticus. Известно несколько рукописей толедского происхождения: Tolet. Bibl. capit. 35.4 (XII-XIII вв.) содержит службы пасхального периода и 20 служб De quotidiano; Tolet. Bibl. capit. 35.6 (X-XI вв.) включает службы пасхального периода и службы святым (до дня памяти Иуста и Пастора). В рукописи Tolet. Bibl. capit. 35.7 (XI-XII вв.) сохранились службы от Рождества Христова до Богоявления. В начале помещаются службы на праздник Пресв. Девы (18 дек.) и Ее Успения (15 авг.) (Fol. 1-54) с чтениями из соч. «О приснодевстве Марии» св. Ильдефонса Толетского и гимном «Gloria in excelsis». Встречаются отдельные службы святым (служба святым Косме и Дамиану в ркп. Matrit. Acad. Hist. 60 (Aemil. 2), X в. (из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья); служба св. Пелагию в ркп. Paris. Nouv. acq. lat. 239. Fol. 68-83, XI в.

http://pravenc.ru/text/674997.html

P. 281-302). Св. Бенедикт Анианский как редактор Сакраментария проделал огромную работу, выделив и отметив элементы, к-рые восходили, по его мнению, к «чистому» (оригинальному) Сакраментарию Григория (возможно, для этого он сравнивал «Hadrianum» с более архаичными Сакраментариями, привезенными из Англии), поздние наслоения и дополнения в «Hadrianum», лакуны и грамматические ошибки. Дополнительный материал для приложения был заимствован им в основном из Сакраментария Геласия VIII в., что привело к появлению смешанных (геласианско-григорианских) типов Сакраментария. С сер. IX в. материал из приложения стали распределять по основному тексту книги. Копии Сакраментария Адриана в чистом или смешанном виде доминировали среди франк. литургических книг на протяжении IX в. Несмотря на столь значимую редакторскую работу, нет сведений об имп. эдикте, предписывающем использование конкретного текста Сакраментария (полученного от папы или уже исправленного). По мнению Фогеля, Дезюса и тех ученых, к-рые видят в действиях Карла Великого осуществление продуманного плана, такой документ обязательно должен был существовать. По мнению Хена, отсутствие эдикта является аргументом в пользу того, что Карл Великий не планировал полной замены литургических книг. Рим. книги продолжали копировать даже в разгар реформы. Напр., бóльшая часть рукописей смешанного Сакраментария Геласия датируется кон. VIII - нач. IX в. Желлонский Сакраментарий считается наиболее близким к оригиналу Сакраментария Геласия; он был переписан, вероятно, в аббатстве Св. Креста в Мо для собора в Камбре при еп. Хильдоарде (790-816), по поручению которого чуть позже была сделана самая ранняя и точная копия Сакраментария Адриана (Cambrai. Bibl. municip. 164. Fol. 35v - 203; 811-812 гг.). Патена из аббатства Сен-Дени (Лувр) Патена из аббатства Сен-Дени (Лувр) В капитуляриях Карла Великого и в решениях Соборов отмечены лишь нек-рые изменения в чине мессы. В частности, со ссылкой на декреталии Римского еп. (папы) Иннокентия I (401-417) предписывалось следовать рим.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Агиографические сочинения VII-IX вв. об И. наиболее полно представлены в рукописи кон. X в. (Semur-en-Auxois. Bibl. municip. 1), происходящей из б-ки монастыря Реом, в к-рой содержатся поздние переработки Жития И. (редакции B и С), варианты литургических чтений на день памяти святого и гимны в его честь. Почерком XI в. вписан текст 2 подложных грамот королей Хлодвига и Хлотаря I в пользу мон-ря (MGH. Dipl. T. 1. P. 113-114, 125-126), в XIV в. добавлен перечень аббатов, в XV в.- монастырский мартиролог, в котором указаны память открытия мощей И. 11 марта, св. Сильвестра 15 апр., освящения церкви св. Маврикия над гробницей И. 28 июня и перенесения мощей святого 22 сент. ( Krusch. Reise nach Frankenreich. 1893; Haggh, Huglo. 2007. P. 51). Память И. под 28 янв. значится также в Мартирологах Флора Лионского, Адона Вьеннского и Узуарда (IX в.), откуда она была заимствована кард. Цезарем Баронием и внесена в Римский Мартиролог (XVI в.). В сер. IX в. мон-рь Реом перешел под непосредственный контроль западнофранк. королей - после смерти Бернарда, еп. Отёнского, аббатом стал Лотарь (861-865), сын кор. Карла Лысого. Др. сын Карла, Карломан, впосл. аббат Реома, в 869-870 гг. поднял мятеж против отца и был низложен. После этого светским аббатом обители стал Людовик Заика (кор. зап. франков в 877-879). Вероятно, в связи с угрозой со стороны норманнов мон-рь был перенесен на более защищенное место и получил название Мутье-Сен-Жан. В этот период в обители жил муз. теоретик Аврелиан из Реоме , сочинения к-рого свидетельствуют о тесных связях между мон-рем И. и аббатствами св. Германа в Осере и св. Бенигна в Дижоне. Связи с мон-рем Клюни укрепились после назначения аббата Клюни св. Майоля († 994) настоятелем обители И. и ее присоединения к Клюнийской конгрегации (ок. 983). В 992 г. Майоль передал управление обителью ученику Вильгельму из Вольпиано, настоятелю аббатства св. Бенигна в Дижоне, к-рый был известен как деятельный реформатор мон-рей. Преемник Вильгельма Гельдрик († 1009), др. ученик св. Майоля, был также аббатом мон-рей св. Германа в Осере и св. Петра во Флавиньи ( Bouchard C. B. Sword, Miter, and Cloister: Nobility and the Church at Burgundy, 980-1198. Ithaca (N. Y.), 1987. P. 427). Присоединение мон-ря Мутье-Сен-Жан к конгрегации Клюни способствовало распространению почитания И., а также расширению контактов с др. мон-рями Франции. Аббат Бернард II (1109-1133) привлек к перестройке обители мастеров из Клюни. В XII в. Мутье-Сен-Жан стал одним из наиболее крупных и богатых мон-рей Бургундии.

http://pravenc.ru/text/469414.html

Бенедикта. Строительство мон-ря продолжалось 8 лет; за это время были возведены церкви св. Петра, св. Мартина, св. Северина и св. Михаила. В Житии подчеркивается, что Флор не только уступил монахам все права на подаренные им земли, но и отдал в мон-рь своего 8-летнего сына Бертульфа и впосл. сам был принят в обитель в качестве новиция. Во время освящения мон-ря, к-рое возглавил Евтропий, еп. г. Андекавы (ныне Анже), кор. Теодеберт щедро одарил монахов и попросил их поминать его в молитвах. Его преемники Теодебальд (548-555) и Хлотарь I (правил в Австразии в 555-561) также оказывали покровительство мон-рю. В Житии описываются чудеса М.: исцеление клирика, упавшего с высоты во время строительных работ, изгнание демонов и т. д. Предчувствуя скорую кончину, он сложил полномочия аббата, чтобы провести оставшуюся часть жизни в уединении. Однажды ночью на М. напали демоны, желавшие отомстить святому за то, что он указал жителям Галлии путь к спасению, но святой прогнал их. Тогда явившийся ангел предупредил М. о скорой смерти 116 монахов. Святой призвал общину готовиться к грядущим испытаниям и очистить душу покаянием. После погребения усопших святой заболел и скончался на 73-м году жизни, прожив более 40 лет в Галлии. Его похоронили у алтаря в монастырской ц. св. Мартина. Преемником М. стал Бертульф, сын комита Флора, с детства воспитывавшийся в обители; ему наследовал Флориан, сын Хардерада. В X в. почитание М. как ближайшего ученика св. Бенедикта получило широкое распространение среди европ. монашества. Поминовение М. указано в мартирологе Узуарда под 15 янв. Самая ранняя богослужебная книга, в которой содержатся молитвы мессы в день памяти святого (15 янв.),- сакраментарий бенедиктинского аббатства Сен-Пер-ан-Валле в Шартре (Chartres. Bibl. municip. 573, 2-я пол. X в. (рукопись утрачена); см.: Gr é goire. 1965. P. 46). В 988 г. кор. Гуго Капет (987-996) и гр. Бурхард Парижский попросили св. Майоля , аббата Клюни , укрепить дисциплину и восстановить соблюдение устава в монастыре Фосе ( Eudes de Saint-Maur.

http://pravenc.ru/text/2561130.html

М. сложилось в аббатстве Клерво и было тесно связано с культом св. Бернарда, к-рый не сомневался в святости ирл. архиепископа. На мессе во время погребения М. св. Бернард заменил положенную молитву об усопшем молитвой св. епископу-исповеднику, а после богослужения поцеловал ноги усопшего (S. Bernardi Vita Prima. IV 21//PL. 185. Col. 333). В Житии М. и др. сочинениях св. Бернард неоднократно упоминал о том, что обладание «сокровищем... драгоценного тела» святого было признаком Божия благоволения к цистерцианским монахам Клерво (напр.: Bernard. Clar. Ep. 374. 3). В 1153 г. св. Бернард был похоронен рядом с М. Вероятно, после кончины св. Бернарда цистерцианцы ходатайствовали о канонизации не только основателя Клерво, но и М. По мнению К. Уодделла, к 1162 г. в Клерво были составлены 2 оффиция в честь М., один из к-рых впосл. был переработан и использовался в качестве службы св. Бернарду (см.: Waddell. 1973). Нотированный оффиций в честь М. сохранился в рукописи Douai. Bibl. municip. 372(1), созданной в 1165 г. мон. Сигером в бенедиктинском аббатстве Аншен (изд.: Leclercq. 1959. P. 327-332). Известны также стихотворные панегирики и гимны М. (Ibid. P. 325-327). Самое раннее упоминание о попытках цистерцианцев добиться канонизации М. относится к 1173 или 1174 г. Тромунд, аббат мон-ря Кьяравалле близ Милана, известил Герарда, аббата Клерво, о решении папы Александра III причислить Бернарда к лику святых. По его словам, понтифик отложил вопрос о М., указав, что его следует рассматривать отдельно (PL. 185. Col. 626-627). Т. о., ходатайство о канонизации М. было отозвано (см.: Kemp E. W. Pope Alexander III and the Canonization of Saints//TRHS. Ser. 4. 1945. Vol. 27. P. 22). Только после повторного обращения генерального капитула ордена цистерцианцев папа Климент III причислил М. к лику святых (булла «Ideo sacrosanctam Romanam» от 6 июля 1190 - Jaff é . RPR. T. 2. N 16514). Малахия, св. Реликварий с частицей мощей католич. св. Малахии в церкви сел. Виль-су-ла-Ферте. XIX в. Малахия, св.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСИКИЙ [лат. Eusicius] († 542), прп. (пам. зап. 27 нояб.), отшельник, основатель монастыря Присциниак (впосл. Келлии св. Евсикия; ныне Сель-сюр-Шер, деп. Луар и Шер, Франция). Наиболее ранние сведения о Е. встречаются у свт. Григория Турского в соч. «Слава исповедников» ( Greg. Turon. Glor. conf. 81//MGH. Scr. Mer. T. 1. Fasc. 2. P. 799-800). Согласно Григорию Турскому, отшельник Е. поселился вдали от людей, «в зарослях колючих кустарников», где исцелял больных. Вокруг него собралась братия. Центральный эпизод повествования - описание кражи монастырских ульев, когда, по мнению Григория Турского, наиболее ярко проявилось милосердие преподобного. Застав воров на месте преступления, Е. отпустил их, слегка пожурив и угостив медом. Преподобного посетил франк. кор. Хильдеберт I (511-558). Рассказывая об этой встрече, свт. Григорий Турский подчеркивает прозорливость Е., а также его верность заветам бедности и презрение к мирской суете. Е. отказался от королевских даров, поскольку «земные богатства» были ненавистны ему, «как грязь», и попросил, чтобы деньги раздали бедным. Старец предсказал королю победу над вестготами (Хильдеберт I одержал победу над вестгот. кор. Амаларихом у Нарбоны в 531; встреча франк. короля с Е. может быть датирована ок. 530). Хильдеберт послушался его наставлений и дал обет в случае успеха кампании построить церковь (в церкви бывш. аббатства Сель-сюр-Шер сохр. колонны из серого и белого мрамора, к-рые датируются меровингским периодом и в XII в. были использованы при постройке романского храма). Подробнее о жизни Е. сообщается в 2 Житиях, к-рые были составлены не ранее X-XI вв. и в целом отражают более поздние реалии и предания. Эти тексты позволяют предположить существование древнего, ныне утерянного Жития. В нач. XI в. (возможно, в 1002-1004) поэт и агиограф Летальд Мисийский составил Первое Житие (BHL, N 2754; сохр. в 3 рукописях XI в.: Bourges. Bibl. Municip. MS. 28(29). Fol. 351v - 352r; Paris. Lat. 5340. Fol. 130-139; Vat. Reg. 621. Fol. 12) и сборник чудес Е. (BHL, N 2756). Житие считается «миниатюрной жемчужиной жанра», подтверждающей высокую репутацию мастера. В нем содержатся и абстрактный «астрономический» пролог, и обширные библейские аллюзии, и утонченная риторика. Согласно Житию, Е. был сыном бедных крестьян из Петрокорийского окр. (историческая обл. Перигор), к-рые отдали его в мон-рь Патрициак (вероятно, близ совр. Роморантен-Лантене). Необычайное благочестие юного простолюдина вызвало зависть монахов, но их попытки опорочить мальчика лишь привели к его большей славе; доброта и смирение преподобного полностью обезоружили недоброжелателей. Позднее Е. покинул мон-рь, стал отшельником, основал новую обитель и совершил ряд чудес.

http://pravenc.ru/text/187402.html

P. 778, 812-815). К сер. XI в. капитул храма К. стал одним из крупнейших во Франции (к 1200 - 72 каноника), в XI-XII вв. вокруг коллегиальной церкви появился укрепленный город с неск. приходскими церквами. Приток паломников способствовал росту богатства и влияния капитула, особое развитие получила агиографическая традиция К. ( Villette. 1999). В XI-XII вв. было составлено «аутентичное Житие св. Квинтина» (authenticum Vitae sancti Quintini) - сборник агиографических сочинений о мученике, куда вошли дополненная версия Мученичества К. (изд.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 794-801), гомилия на день памяти К., повествования о 1-м и 2-м обретении мощей, проповедь на перенесение мощей, сборник описаний чудес и другие сочинения (ркп.: St.-Quentin. Bibl. municip. 1; см.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 728-730). Одним из важных дополнений в «аутентичном Житии» было повествование о К. и его сподвижниках - «12 апостолах Пикардии», принявших мученическую кончину в разных городах Сев. Франции. В XIII в. изображения 12 святых вместе с фигурами 12 апостолов Христа были помещены на витражах в хоре церкви К. В кон. XII в. на месте старой церкви началось строительство готического храма. В 1228 г. состоялась церемония перенесения мощей К., Викторика и Кассиана из крипты в верхний храм. Мощи поместили в драгоценные раки, а головы и руки святых - в особые реликварии. Освящение храма состоялось 2 сент. 1257 г. под рук. Реймсского архиеп. Тома де Бомеца в присутствии французского кор. Людовика IX Святого и его сыновей. Пышные церемонии перенесения мощей святых, внимание со стороны королевских особ (в 1297 паломничество в Сен-Кантен совершил франц. кор. Филипп IV Красивый ) способствовали укреплению почитания К. В XIII в. сформировался круг праздников в честь К., которые отмечались в Сен-Кантене. Кроме памяти мученичества К. 31 окт. поминовение святого совершалось 23 июня (1-е обретение мощей К. Евсевией), 3 янв. (2-е обретение мощей св. Элигием), 25 окт. (перенесение мощей при аббате Гуго в 835), 12 янв. (упокоение мощей К., Викторика и Кассиана в крипте), 2 мая (поднятие мощей из крипты в 1228) и 2 сент. (перенесение мощей при освящении нового готического храма и поклонение Людовика Святого). В кон. XV в. Жан Молине (1435-1507) составил пространную стихотворную мистерию на сюжеты Мученичества К., 1-го и 2-го обретения мощей мученика (изд.: Le mystère de saint Quentin. 1908). Главной святыней коллегиальной церкви были раки с мощами К., Викторика и Кассиана, установленные за главным алтарем храма. Во время процессий выносили драгоценные реликварии, в к-рых хранились главы и руки святых.

http://pravenc.ru/text/1684065.html

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Аппоний, или Апоний (лат. Apponius или Aponius) — один из самых малоизвестных и малоизученных латинских церковных писателей начала V в. Перу этого автора принадлежит весьма объемное сочинение под названием “Толкование на Песнь песней в 12-ти книгах” (Expositio in canticum canticorum, libri XII). Скудные биографические сведения об Аппонии черпаются главным образом из тех косвенных данных, которые содержатся в его собственном произведении. Единственным независимым источником является заключительный колофон булонской рукописи 1-й половины VIII в. (Boulogne-sur-Mer. Bibl. Municip. 74 (82)), содержащей сокращенную версию “Толкования” Аппония, сделанную в это время неким Бургиндой. В этом колофоне Бургинда называет Аппония Святым аввой (аббатом): Apponii sancti abbatis. Из этого замечания можно заключить, что Аппоний по всей видимости был настоятелем небольшого монастыря, что подтверждается и тем фактом, что он уделяет много внимания проблемам аскетического богословия и с особой похвалой отзывается о тех библейских персонажах (пророки Илия, Елисей, Иоанн Креститель), которые всегда рассматривались как прообразы монахов. Принадлежность Аппония к аскетическим кругам — пожалуй, единственный факт, не вызывающий сомнения и принятый всеми современными авторами. С полной уверенностью можно говорить и о том, что община Аппония находилась в Италии, однако сложно установить ее местонахождение более конкретно. В начале нашего века Й. Витте полагал, что Аппоний жил в Риме или его окрестностях, современные авторы Б.  де  Врежиль и Л. Нейран более склоняются к Северной Италии. Последняя точка зрения кажется предпочтительнее на основании ряда косвенных фактов, которые имеют место в “Толковании на Песнь песней”: 1) Аппоний употребляет старолатинский перевод Псалтири в ее североиталийской версии; 2) ряд тринитарных формул, встречающихся у Аппония, оказываются близки к Зенону Веронскому (северо ­ита ­­лий­скому писателю IV в., полемизировавшему с арианами); 3) наконец, христологическая терминология Аппония имеет гораздо больше общего с позднейшей североиталийской богословской традиций (Петр Хрисолог, епископ Равеннский; † после 449 г.), нежели с римской (святитель Лев Великий, папа Римский; †462 г.).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010