P. 562-564; см.: Latouche. 1959. P. 21-26). Впосл. Л. пользовался покровительством графов Корнуая и др. представителей бретон. знати. Средние века и Новое время В сер. XI в., при аббате Элисуке, был составлен картулярий Л. (Quimper. Bibl. municip. 16), самый ранний в Бретани. Кроме сказаний о св. Винвалоэ (сочинения Урдистена и гимны) и св. Этбине в него вошли грамоты, по большей части подложные (мн. документы основаны на Житии Винвалоэ и представляют собой дополнения к нему; в них упом. легендарный правитель Градлон и содержатся вымышленные сведения об истории Бретани в раннее средневековье). Наряду с подобными текстами в картулярии сохранились подлинные грамоты кон. IX - XI в. (см. ст. Картулярии ). Вероятно, одновременно с составлением картулярия в Л. началось строительство монастырской церкви, завершенное на рубеже XI и XII вв. Стены нового храма были заложены вокруг церкви эпохи Каролингов, поместившейся внутри хора. Скромную романскую церковь Л. (длина 50 м), несмотря на существенные отличия, принято сопоставлять с коллегиальной церковью в Локтюди и с храмом аббатства Сен-Жильда-де-Рюис (XI-XII вв.). Удлиненная основная часть церкви (3 нефа из 6 травей) имела деревянные перекрытия. Над пересечением нефа с узким трансептом возвышалась прямоугольная световая башня (известна по рисункам XVII в.). Хор церкви был окружен деамбулаторием с 3 капеллами. С юга к церкви примыкал клуатр, размеры к-рого уменьшились вдвое после строительства зап. крыла, где размещались покои аббата. Во 2-й пол. XI в. аббат Юстин основал приорат Нотр-Дам-де-Камфрут с приютом для паломников и нищих (в совр. сел. Опиталь-Камфрут, деп. Финистер). По-видимому, в XII в. были основаны приораты св. Идиунета в Шатолене, св. Филиберта в Ланверне (ныне Плонеур-Ланверн), св. Винвалоэ (Сен-Геноле) в Батс-сюр-Мер и др. дочерние обители. В XII в. Л. оказался на периферии культурной и религиозной жизни Бретани. В этот период ведущим бенедиктинским мон-рем Зап. Бретани стало аббатство Кемперле, выходцами из которого были аббаты Л.

http://pravenc.ru/text/2463095.html

Проповедь «Sermo in veneratione sanctae Mariae Magdalenae» (изд.: PL. 133. Col. 713-721) часто включалась в легендарии как «Житие Марии Магдалины» (BHL, N 5439-5441). Отрывки из этого сочинения читались в день памяти Марии Магдалины, 22 июля (особенно в северофранц. традиции). Однако, по мнению Д. Йоньи-Пра, авторство этой проповеди не принадлежит О., текст составлен анонимным автором из Везле ( Iogna-Prat D. La Madeleine du «Sermo in veneratione sanctæ Mariæ Magdalenæ» attribué à Odon de Cluny//MEFR.MA. 1991/1992. Vol. 104. P. 37-70). Литургическая поэзия О. известен как автор антифонов и гимнов ( Pothier J. Douze antiennes de St. Odon de Cluny en l " honneur de St. Martin de Tours//Revue du chant grégorien. Grenoble, 1906/1907. Vol. 15. P. 65-73). 12 антифонов (De beato Martino antiphonae XII//PL. 133. Col. 513-514) были составлены по настойчивой просьбе турских каноников ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 10). Вероятно, О. осуществил этот труд в 937 или 938 г. Антифоны посвящены последним событиям в жизни св. Мартина и его кончине. За основу взяты послания Сульпиция Севера своей матери Бассуле и диак. Аврелию. По словам Иоанна Салернского, эти антифоны исполнялись в Беневенто, однако в беневентских памятниках их следов не обнаружено. Зато они присутствуют в клюнийских бревиариях (Paris. lat. 12601. Fol. 153) и антифонариях (Paris. lat. 12044. Fol. 203v; Roma. Casanat. 54. Fol. 74v-75). Иногда О. ошибочно приписывается авторство антифона «O beatum pontificem» (Corpus Antiphonalium Officii/Ed. R.-J. Hesbert. R., 1968. Vol. 3. N 4002), но он несомненно относится к древнему григорианскому репертуару. Согласно Житию (PL. 133. Col. 48), О. написал еще 3 гимна св. Мартину (AHMA. T. 50. P. 264-270). Агиограф Иоанн Салернский приводит инципит одного из них, который совпадает с одним из сохранившихся гимнов («Rex Christe, Martini decus» - PL. 133. Col. 515-516). 2 др. гимна («Martine par apostolis» и «Martine iam consul poli» - Ibid. Col. 513-515) отличаются и по форме, и по стилю от 3-го и сохранились в составе лекционариев и бревиариев из базилики Сен-Мартен в Туре (Tours. Bibl. Municip. 1021, XII в.; Ibid. 148, XIV в.). Ж. Мабильон обнаружил еще один гимн, посвященный св. Мартину, возможно составленный О. перед смертью (in extremis compositus) (инципит «Martini renitet en speciosa dies» - PL. 133. Col. 516). Псевдоэпиграфы

http://pravenc.ru/text/2578219.html

Соборное осуждение «Трех Глав» позволило имп. Юстиниану перейти к более жесткому давлению на Вигилия. Папа Римский был помещен под стражу; его советников, в т. ч. П., заключили в различные мон-ри. Нет точных сведений о том, что происходило с Вигилием до дек. 553 г., когда понтифик одобрил решения V Вселенского Собора, возложив ответственность за свое прежнее поведение на недобросовестных советников, в т. ч., вероятно, на П. Невзирая на капитуляцию Вигилия и его помощников, П. отверг решения Вселенского Собора. Находясь в заключении, он составил полемическое сочинение против Вигилия и апологию послания Ивы Эдесского (не сохр.), а также трактат «В защиту Трех Глав» (In defensione trium capitulorum - CPL, N 1703; текст без начала и конца сохр. в единственной ркп. Orléans. Bibl. municip. 73 (70), IX в.). Приняв за образец трактат Факунда Гермианского, П. собрал воедино исторические, богословские и нравственные аргументы в пользу «Трех Глав». Возражения Феодорита Кирского и Ивы Эдесского против христологии свт. Кирилла Александрийского П. считал справедливыми или, по крайней мере, не противоречившими правосл. учению, к-рое было выражено в догматическом определении Халкидонского Собора, а не в анафематизмах свт. Кирилла. Т. о., Феодор, Феодорит и Ива не были единомышленниками Нестория, как утверждали монофизиты; их не осудили участники Халкидонского Собора и свт. Лев Великий. Согласно П., противники «Трех Глав» фактически выступали в союзе с монофизитами, стремившимися подорвать авторитет Халкидонского Собора. Избегая выпадов против императора, П. критиковал противоречивое и переменчивое поведение папы Вигилия, которое привело его к отступлению от правосл. учения. Вероятно, в то же время П. занимался переводом на латынь греч. систематического собрания Apophthegmata Patrum (лат. версия, над которой работал также рим. субдиак. Иоанн, известна как «Наставления святых отцов» (Adhortationes sanctorum patrum - CPG, N 5570); см.: Neil. 2015. P. 208). После капитуляции папа Вигилий провел в К-поле более года и на обратном пути в Рим скончался (7 июня 555). Имп. Юстиниан решил назначить нового папу Римского в обход традиц. процедуры избрания. Наиболее удобным кандидатом был П., некогда близкий к имп. двору и пользовавшийся авторитетом среди римлян ( Battistella. 2017. S. 189). Ему было предложено занять Папский престол при условии согласия с решениями V Вселенского Собора. П. принял это условие и весной 556 г. отправился в Италию. В Liber Pontificalis приведен наполовину вымышленный рассказ о том, что римляне попросили имп. Юстиниана, который держал папу Вигилия в заточении, освободить понтифика и вернуть его в Италию. Император предложил римлянам выбор - вернуть Вигилия или назначить на его место П. Римляне выбрали Вигилия, но согласились с тем, что П. должен стать его преемником (LP. T. 1. P. 299). Понтификат

http://pravenc.ru/text/2579906.html

Обретение мощей свт. Николая Чудотворца в Бари. Миниатюра из Лицевого Жития свт. Николая Чудотворца. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Больш. 15. Л. 161) Сказание архидиак. Иоанна (BHL, N 6190-6196; изд.: Putignani. 1753-1757. T. 2. P. 217-251; Nitti di Vito. 1937. P. 357-366; Cioffari G. Giovanni Arcidiacono: L " «Historia translationis sancti Nicolai» nell " Europa medievale//Alle origini dell " Europa. 2011. P. 43-108) сохранилось в многочисленных рукописях, из к-рых самые ранние, возможно, были выполнены в кон. XI в. (Dublin. Trinity College. 174 (B. 4. 3). Fol. 52-56; Paris. lat. 12600. Fol. 256r - 263v; Rouen. Bibl. municip. 1382 (U. 109). Fol. 74v - 81r). В прологе сообщается, что сказание было составлено по указанию Урса, архиеп. Бари (1078-1089). После кончины Урса архидиак. Иоанн находился на службе у его преемника, архиеп. Илии (1089-1105), и написал неск. агиографических произведений: сказание об обретении мощей св. Сабина (BHL, N 7443) и, вероятно, стихотворное Житие св. Сабина (BHL, N 7444), а также сказания о реликвиях, хранившихся в базилике Н. в Бари (о руках мч. Винцентия и ап. Фомы; см.: Babudri. 1949). Сказание Иоанна отличается риторической пышностью и бóльшим вниманием к стилистике изложения, чем сочинение Никифора. Иоанн скорее всего был знаком с сочинением Никифора, но не соглашался с его трактовкой событий и составил новое сказание для того, чтобы изложить т. зр. архиепископа и высшего духовенства Бари на прибытие мощей святого. Древнерус. Похвальное слово на перенесение мощей Н., известное как Киевская легенда, представляет собой краткое сказание, независимое от лат. источников (изд.: Шляпкин. 1881; Cioffari. 1980). Исследователи начиная с архим. Леонида (Кавелина) считали автором легенды свт. Ефрема , митр. Переяславского, и датировали сказание кон. XI в.; в наст. время составление легенды обычно относят к 1-й четв. XII в. На ней основаны сказания о перенесении мощей Н. в древнерус. Прологах ( Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 136-145, 381-390). В Киевской легенде сделан акцент на мирном характере перенесения мощей; только в этом источнике упоминается о 2 греч. монахах из Мир, к-рые отправились в Бари вместе с мощами Н. По мнению И. А. Шляпкина, сказание основано на итало-греч. устной традиции, к-рая стала известна на Руси благодаря рус. паломникам, посещавшим Бари. Нитти ди Вито считал Киевскую легенду самым ранним и самым достоверным источником сведений о перенесении мощей, тогда как лат. сказания Никифора и Иоанна, по его мнению, подверглись переработке в XII в. ( Nitti di Vito. 1937. P. 306, 386-387, 396-398; критику этой гипотезы см.: Geary. 1978. P. 120-122).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Степень достоверности сведений о гибели Н. трудно определить, т. к. неизвестно, на какие источники опирались Гинкмар и Флодоард. Высказывалось мнение, что повествование о Н. было составлено на основе краткого Мученичества святого (BHL, N 6079), которое было написано в VIII в. анонимным автором ( Jadart. 1911. Р. 226). Согласно М. Со, Мученичество создано на рубеже IX и X вв. ( Sot. 1993. P. 372-373). Однако др. исследователи считают, что этот текст является сокращенной редакцией сказания, приведенного Флодоардом. О разорении г. Ремы вандалами сообщал Гинкмар в Житии св. Ремигия ( Hincmarus. Vita Remigii Remorum archiepiscopi//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 259); Флодоард привел цитату из письма блж. Иеронима, в которой Ремы названы среди галльских городов, разграбленных варварами ( Hieron. Ep. 123. 16//PL. 22. Col. 1057-1058). Большинство исследователей связывают гибель Н. с вторжением варваров в Галлию, к-рое началось 31 дек. 405 г. (напр.: Schenk zu Schweinsberg. 1971; S. 64-65; Sot. 1993. P. 372-373). По др. версии, Н. был убит во время нашествия гуннов, в 451 г. (см.: Platelle H. Nicasio//BiblSS. Vol. 9. Col. 853). В «Хронике» Сигеберта из Жамблу ( 1112) гибель епископа и его сестры отнесена к 453 г. ( Sigebertus Gemblacensis. Chronica//MGH. SS. T. 6. P. 309). По данным археологических раскопок, самая ранняя базилика на месте реймсского кафедрального собора, строительство к-рой приписывали Н., была возведена в V в. на основе рим. терм ( Lambert É . La cathédrale de Reims et les cathédrales qui l " ont précédée sur le même emplacement//CRAI. 1959. Vol. 103. N 2. P. 241-250). «Церковь, именуемая У Апостолов» (впосл.- ц. св. Симфориана), в которой, как утверждал Флодоард, находилась епископская кафедра предшественников Н., упоминается в документах VII в., сохранившихся в «Истории Реймсской Церкви» ( Flod. Rem. Hist. Rem. eccl. II 5-6. 1998. P. 141-148). Впосл. на основе «Истории Реймсской Церкви» было создано неск. редакций Мученичества Н. и Евтропии (BHL, N 6076-6078), содержание которых почти полностью повторяет описание Флодоарда. Среди самых ранних редакций - BHL, N 6078, в которой утверждается, что о подвиге мучеников стало известно благодаря откровению, полученному св. Анианом. Текст этой редакции сохранился в рукописи X в. (Arras. Bibl. municip. 199 (189). Fol. 45r - 47r - Сборник житий из аббатства св. Ведаста (Сен-Ва) в Аррасе). Краткие сказания о Н. и Евтропии включены в энциклопедический свод «Историческое зерцало» Винцентия из Бове († ок. 1264; Vincent. Bellovac. Spec. hist. XX 37-38) и в «Перечень святых» Петра Наталиса (XIV в.; Petr. Natal. CatSS. I 69). Почитание

http://pravenc.ru/text/2565328.html

При еп. Альдрике из-за угрозы нападений норманнов мощи святых Иулиана и Л. были перенесены в новый кафедральный собор Ле-Мана. В 836 г. имп. Людовик Благочестивый распорядился отправить мощи Л. в еп-ство Падерборн, основанное в 799 г. на саксон. землях, где не было никаких святынь. Альдрик согласился отдать падерборнским клирикам мощи Л., кроме руки, к-рую поместил в мон-ре Спасителя в Ле-Мане. Послы из Падерборна во главе с архидиак. Мейнольфом прибыли в Ле-Ман 29 апр.; 28 мая они вернулись в Саксонию; их путешествие сопровождалось многочисленными чудесами. Перенесение мощей Л. описывается в нескольких сказаниях (в «Деяниях...» оно не упом.; см.: Goffart. 1966. P. 69-71, 327-334). Сказание, сохранившееся в рукописи Avranches. Bibl. municip. 157 (XIII в.) и приписываемое пресв. Идону, было составлено после кончины еп. Альдрика на основе «Деяний...» (BHL, N 4911b; изд.: Poncelet. 1903; MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 806-813). Др. версия является приложением к Житию Л., составленному в Падерборне на рубеже IX и X вв. и посвященному еп. Бизону (ок. 886-909) (BHL, N 4912-4913; изд.: ActaSS. Iul. T. 5. P. 409-424; MGH. SS. T. 4. P. 149-157; Vry. 1997. S. 177-221). В 1958 г. в единственной рукописи XV в. среди дополнений к «Золотой легенде» Иакова из Варацце было обнаружено 3-е сказание о перенесении мощей Л., автором к-рого назван участник этого события ле-манский диак. Эрконрад (BHL, N 4911a; ркп.: Bielefeld. Ratsbibl. 2. Fol. 146r-149r). Некоторые исследователи полагали, что сказание Эрконрада - самое раннее свидетельство о перенесении мощей Л. ( Straeten. 1967. P. 501-508); по мнению др. ученых, оно является компиляцией кон. IX или X в. ( Vry. 1997); при его составлении могло быть использовано утраченное ныне сказание, написанное в Падерборне вскоре после 836 г. ( Goffart. 1969). Высказывалось также мнение о том, что сказание является псевдоэпиграфом XV в. ( Schoppe. 1967). В средневек. герм. легендариях и пассионалах сохранились краткие Жития Л., основанные на Падерборнском Житии (BHL, N 4912-4913); с XIV в. их включали в местные дополнения к «Золотой легенде» (о рукописях агиографических и литургических текстов, посвященных Л., см.: Vry. 1997. S. 225-338).

http://pravenc.ru/text/2463657.html

Наличие неск. Житий П. Н., к-рые противоречили одно другому и в то же время плохо согласовывались с др. источниками, в т. ч. с Деяниями св. апостолов, побудило нарбонского пресв. Гийома Юлара собрать и сопоставить между собой доступные ему тексты. Вероятно, Юлар приступил к работе в благодарность за спасение от «черной смерти», которая свирепствовала в Нарбоне весной 1348 г.; завершение работы над рукописным сборником, посвященным каноникам базилики П. Н., датировано 1364 г. (Narbonne. Bibl. municip. 4). Самые достоверные сведения о святом, по мнению Юлара, были приведены во 2-м Житии (BHL, N 6590), к-рое священник положил в основу составленного им 4-го Жития святого. Сочинение открывается восхвалением Нарбона и благочестия его жителей с указанием на значимость города в истории христианства. Далее приведена вымышленная беседа ап. Павла со Христом, Которому апостол предлагает послать к жителям Нарбона Сергия Павла (П. Н.), бывш. проконсула Кипра и потомка Луция Эмилия Павла (Паулла; ум. в 160 г. до Р. Х.), покорителя Македонии; он уверовал во Христа благодаря проповеди апостолов Павла и Варнавы и был рукоположен ими во епископа. Следуя за повествованием 2-го Жития, Юлар описывает путешествие П. Н. через Италию и его приглашение в Нарбон горожанами, к-рые под влиянием его проповеди приняли христианство. Т. о., Нарбон стал 1-м христ. городом в Галлии. К повествованию о миссии П. Н. в Галлии и в Испании приложено описание совершённых святым чудес. В сочинении Юлара, как и во 2-м Житии, не упоминается основание кафедры в Безье; св. Руф, которого П. Н. направил в Авиньон, именуется «защитником апостольского престола» (во время работы Юлара над Житием в Авиньоне находилась резиденция папы Римского). Сочинение Юлара, сохранившееся в единственной рукописи, не было известно за пределами Нарбона ( Kr ü ger. 2002. S. 266-268, 338-339; Mercier. 2002). Сказание о П. Н. в «Каталоге святых» Петра Наталиса основано гл. обр. на 2-м Житии ( Kr ü ger. 2002. S. 267-268). Чтения в дни памяти святого, включенные в печатный бревиарий нарбонской базилики П. Н. (1491), заимствованы из 1-го и 2-го Житий (Ibid. S. 268).

http://pravenc.ru/text/2578557.html

H. Doniol. Clermont-Ferrand; P., 1863. N 339). В 893 г., во время паломничества в Сантьяго-де-Компостела, Римский папа Формоз якобы посетил Бриуд и подчинил капитул непосредственно Папскому престолу (об этом сообщается в печатном Бревиарии 1514 или 1518 г. из Бриуда (Clermont-Ferrand. Bibl. municip. I 724. Fol. 57v)). Несмотря на то что эти сведения недостоверны (грамота имп. Людовика - подделка XI в.), основание капитула и перестройка базилики действительно относятся к IX в. Так, под 846 и 849 гг. упоминается гр. Бернард, светский аббат бриудского капитула. В грамотах Пипина Аквитанского, датированных 836 г. (Cartulaire de Brioude. N 340), и кор. Карла Лысого (874) (Ibid. N 334), к-рые, вероятно, являются подлинными, говорится о «монастыре» (monasterium) св. И. Сооружение новой базилики в Бриуде обычно связывают с деятельностью Гильома I Благочестивого, герц. Аквитании (893-918), светского аббата капитула. Часть стен каролингского храма была впоследствии использована при сооружении романской базилики. В 1963 г. при археологических раскопках в нефе базилики были обнаружены фрагменты гробницы Гильома I, в 1972 г. найдены остатки главного алтаря с киворием и фрагменты черно-белой напольной мозаики. Гробница И. находилась в полуподземной ротонде, размещавшейся за главным алтарем (впосл. верхняя часть ротонды была разобрана, нижняя превращена в крипту). Благодаря покровительству герц. Гильома I и его сына Гильома II Младшего (918-926), также светского аббата базилики, материальное положение капитула значительно улучшилось. После того как династия герцогов Аквитании пресеклась, каноникам покровительствовали графы Лиона и виконты Жеводана. Бриудский капитул способствовал распространению почитания И. Так, в X в. в г. Клермон существовали 2 церкви во имя И., освященные в честь мученика алтари находились в кафедральном соборе, в ц. Пресв. Девы Марии (Нотр-Дам-дю-Пор) и в ц. св. Кассия (Libellus de ecclesiis Claromontanis//MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 456, 457, 464, 466). В XI-XII вв.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

В преданиях, использованных Хукбальдом, главную роль играли Риктруда и члены ее семьи, тогда как И. рассматривался как второстепенная персона. В самом нач. XI в. монастырь был женским, поэтому наиболее чтимыми святыми в нем считались Риктруда и ее дочь Евсевия (ср.: Ibid. P. 131). Согласно легенде, изложенной в «Деяниях епископов Камбре» (ок. 1024), обитель была основана Риктрудой по совету св. Аманда, об И. в источнике не упоминается (Gesta episcoporum Cameracensium. II 26//MGH. SS. T. 7. P. 461). Та же тенденция прослеживается после 1024 г., когда Маршьен был передан Ледуину, аббату мон-ря св. Ведаста в Аррасе, и стал муж. обителью. Монахи были заинтересованы в возрождении почитания местных святых. Так, в 1-й пол. XI в. в Маршьене была составлена наиболее ранняя сохранившаяся рукопись Жития св. Риктруды (Douai. Bibl. municip. MS 849). В Маршьенском полиптихе (составлен между 1116 и 1121) утверждается, что обитель якобы была основана св. Риктрудой на собственных землях (это упоминание объясняется тем, что монахи стремились вернуть утраченные мон-рем земельные владения). Проявив смирение, Риктруда осталась простой монахиней и вверила управление мон-рем И. (L " Histoire-polyptique. 1985. P. 70). Между 1125 и 1174 гг. в Маршьене были составлены сборники чудес святых Риктруды, Евсевии и И. ( Ugé. 2005. P. 136). Автор сказания о чудесах И. (BHL, N 4449) - хронист Андрей Маршьенский. В сказании сообщается о чудесах при перенесении мощей И. в сел. Салиак (вероятно, совр. сел. Сайи-сюр-ла-Лис, деп. Па-де-Кале) во время смуты в графстве Фландрия, приведшей к гибели гр. Карла I Доброго (1127). Из-за скудости сведений об И. Ж. Мабильон выдвинул гипотезу об отождествлении святого с агиографом Ионой из Боббио, к-рый ок. 640 г. находился в Эльноне и принимал участие в миссионерской деятельности св. Аманда (ActaSS. Bened. Saec. IV. Pars 1. P. LXXIX). Последнее упоминание об Ионе, занимавшем должность аббата некоего мон-ря, относится к 659 г., сведения о его дальнейшей жизни отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/578354.html

Во 2-й части чина освящаются алтарь и его принадлежности. Сначала благословляются гостия, вино и вода. Потом освящается престол, на котором епископ ножом вырезает 4 креста на 4 углах и 3 креста посередине. Престол омывается водой, смешанной с гостией и вином. Далее совершается каждение с пением стиха Пс 140. 2 (в др. чинопоследованиях каждение не встречается). Св. елеем на престоле изображаются 7 крестов. Освящаются покровцы, патены, корпорал, чаши, и, наконец, совершается общее освящение алтаря. В 3-й части происходит освящение внешней стороны храма. Епископ в сопровождении 2 пресвитеров обходит храм. Он вырезает крест на колонне возле входа в храм с востока. Шествие сопровождается пением 12 степенных псалмов (Пс 119-130), «Gloria» и «Sicut erat in principio». В конце читается Пс 23 и совершается вход с интроитом. Последняя часть чина в кодексе повреждена. Известно лишь, что внутреннюю часть храма епископ и диакон кропили св. водой с пением Пс 50, 5, «Gloria» и «Sicut erat in principio». Схематичное изображение этого чина сохранилось в рукописи Angers. Bibl. municip. 477 (461). (Fol. 9) (кон. IX в., из аббатства Ландевеннек; см. об этих чинах: Barbet-Massin. 2011). Службы суточного круга В ирл. источниках описывается неск. вариантов служб суточного круга. При этом неясно, какой из них являлся наиболее типичным и использовавшимся в кафедральном и приходском богослужении. В трактате об истоках оффиция «Ratio de cursus» (до 767) (Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero A II. Fol. 37-42, IX в.; изд.: Initia consuetudinis Benedictinae. Siegburg, 1963. S. 79-91) излагается происхождение 6 вариантов служб суточного круга: Cursus Romanus, Cursus Gallorum, Cursus Scottorum, Cursus alius orientalis, Cursus Sancti Ambrosii, Cursus Sancti Benedicti. Собственно ирл. оффиций (Cursus Scottorum), по мнению автора трактата, берет начало от ап. Марка и через святых Василия, Григория Назианзина и егип. отцов переходит к прп. Иоанну Кассиану, а от него - к прп. Гонорату Леринскому, свт. Кесарию Арелатскому и др. галльским святым. От них этот оффиций заимствовал св. Патрикий, а тот передал святым Комгаллу и Вандилоху (есть гипотеза о том, что речь идет о бретонском св. Винвалоэ, а значит, трактат следует датировать более поздним временем: Merdrignac B. Saint Guénolé et les monachismes insulaire et continental au haut Moyen Âge//Annales de Bretagne et des pays de l " Ouest. 1988. T. 95. N 1. P. 15-40).

http://pravenc.ru/text/кельтский.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010