Церкви госпитальные содержались доходами от прихожан; когда же вход в Воскресенскую церковь посторонним лицам был запрещен, то на содержание Воскресенской церкви стали отпускать из казны 285 рублей 72 коп. сер. Госпитальная церковь , в 1827 г. была отдана в управление обер-священника армии и флотов 126 . Священики ее иногда занимали правительственные места в Кронштадской духовной администрации. Так в 1760 г. свящ. Иван Федоров был заказчиком кронштадтского заказа, протоиерей Михаил Сиверцев, в 1811 г. – членом кронштадтского правления 127 . Для полноты рассказа об управлении церкви скажем об отношении военного начальства к причту и церкви. Начальство это составляли: контора госпиталя, с главным доктором во главе и главный командир кронштадтского порта. Прежде к начальству принадлежал и комиссариатский департамент. Военное начальство аттестовало членов причта и представляло их к наградам. Отношения же его к церковному хозяйству выяснены были Высочайшим указом от 10-го августа 1806 г. Там, между прочим, сказано: «Полковую церковную сумму хранить вместе с полковою, не смешивая одну с другою, а приход и расход вести полковым священникам обще с теми, кто от полкового начальства, в виде старосты, для сего определен будет, равным образом употреблять оную сумму в расход с общего их согласия и с ведома шефа, а в важнейших случаях – и с дозволения и разрешения обер-священника, записывая все это в даваемые от него, обер-священника, за шнуром, скрепою и печатью, книги, по прошествии же года отдавать в оной отчет как полковому начальству, так и ему, обер-священнику». Правило это применялось и к госпитальной церкви. Оно устраняло в этом деле всякие недоразумения. Но они возникали. Указом св. синода, от 14 ноября 1810 г., госпитальные церкви освобождены были от высылки свечных денег в консисторию. По одному этому освобождению, морское начальство, почитая воскресенскую ц. изъятою вовсе из ведомства епархиального, устраняло всякую духовную власть над нею и присвоило все управление оною себе, и, вопреки законных возражений епарх. начальства, поручило распоряжение церк. доходами комиссариатскому отделению и хозяйственной экспедиции. Так же не нормальны были и отношения низших властей к госпитальному причту, что видно из следующих случаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Расход 1894 года: а) на выдачу постоянных и единовременных пособий разным лицам, преимущественно вдовам и сиротам бывших воспитанников М. Д. Академии 2065 б) на мелочные расходы по канцелярским, почтовым и другим надобностям в) на покупку процентных бумаг (4% облигаций Московско-Казанской жел. дороги) употреблено 1949 р. 2302 р. Остаток к 1895 году: а) процентными бумагами 5500 р. б) наличными деньгами Часть этих денег внесена на текущий счет в Сберегат. Кассу Госуд. Банка). Примечание. В том числе запасного капитала 1206 р. Б) По Кассе Совета Братства: 1. Остаток от 1893 года: а) процентными бумагами 8200 р. б) наличными деньгами в том числе: аа) запасного капитала 186 р. 34 к. =498 р. бб) расходного капитала 311 р. 75 к. Поступления 1894 года: а) процентными бумагами 4700 р. б) наличными деньгами аа) взносы действительных членов и единовременные пожертвования бб) проценты по купонам вв) переходящих сумм при обмене одних процентных бумаг (вышедших в тираж и конверсию) на другие Расход того же 1894 года: а) процентными бумагами (при тираже и конверсии) 4700 р. б) наличными деньгами: аа) на пособие кандидату XX курса Д. Я. Никольскому бб) на отпечатание записки Комиссии вв) переходящих сумм при обмене процентных бумаг гг) в возврат Комиссии остатка от 1893 года Остаток к 1895 году: а) процентными бумагами 8200 р. б) наличными деньгами В том числе из наличных аа) запасного капитала бб) расходного А всего к 1895 году в составе фонда по той и другой кассе имеется а) процентными бумагами 13700 р. б) наличными деньгами 14532 р. В том числе аа) запасного капитала α) процентными бумагам 7700 р. β) наличными деньгами бб) расходного капитала α) процентными бумагам 6000 р. β) наличными деньгами Список Членов Братства Преподобного Сергия за 1894-й год Покровитель и пожизненный член Братства Высокопреосвященнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский, пожертвовал I. Почетные члены Высокопреосвященнейший Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий Высокопреосвященнейший Савва, Архиепископ Тверской и Кашинский Архимандрит Антоний, Ректор Московской Духовной Академии Протоиерей Московского Казанского Собора Алексей Феодорович Некрасов Протоиерей Московской Николоявленской, на Арбате, церкви Григорий Петрович Смирнов-Платонов Священник Московской Троицкой, на Шаболовке, церкви Василий Феодорович Руднев доставил от лиц, пожелавших остаться неизвестными Профессор той же Академии Димитрий Феодорович Голубинский – В пользу студентов Академ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священникам и братье тож, кроме ух и пирогов и папошников. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, каша с снетками, звена белужьи. Кормлено 12 человек нищих да вольных солдат и домовых конюхов и служек 120 человек. Выдано на двор на расход: 3 косяка мякотных да в поварню осетр просолной, да свежия рыбы в тело и в кружек 3 щуки да судок, 2 свяски вязиги. Выдано на подачи: теша белужья виноградная. Изготовлено на подачи: 2 щуки колодки, 2 блюда пирогов карасей и пряжья. Да по имянному святейшего патриарха указу, отпущено Терским, Гребенским казаком 4 человеком хлеб брацкой, осетр. Указ сказал подклюшник Василей Базыкин. Да по имянному святейшего патриарха указу, отпущено в Николаев монастырь, что на Перерви, игумену с братиею к сырной неделе: белуга, 2 осетра, пол-пуда икры арменской. 2 семги. Указ сказал Григорей Антонов. Да по приказу дворецкого Матвея Григорьевича Баскакова, отпущено приказу болшого дворца подьячему Леонтью Васильеву: белуга, осетр. Февраля в 11 день, в субботу Папошник. 3 пирога, долгих с кашей да с яицы. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог косой с сыром. Пироги пышки. Сырники. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладьи путныя. Пирошки маленкия с телом. Кисель холодной с сливками. Кисель гарячей с маслом. Линь да карась на масле из живых. Лодога бочешная под хреном. Щука колодка свежая. Присол щучей из живых. Уха зборная из живых. Капуста шатковая. Шти с тешей. Звено лососи свежия в ухе. Звено ставное. Пол-головы осетра просолного. Язык паровой свежей. Кружек телной. Яишница. Збитень. Казначею с началною. братьею: икра, вязига, шти с сметаной, варанчюг, ухи плотичьи, караси паровыя, пироги, папошники, звена белужьи астраханские. Священникам и братье тож, кроме карасей паровых и папошников. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, варанчюг звена белужьи. Кормлено 12 человек нищих да вольных солдат и домовых слуг и конюхов 130 человек. Выдано на двор на расход: 3 белуги, 3 косяка мякотных да в поварню осетр просолной, в варанчюг язык з башками, да свежия рыбы в тело, в кружек и в збитень 3 щуки да судок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По Духовному Регламенту 1929 , положено было, по смерти архиереев, архимандритов и игуменов и прочего монашеского чина, собственного их имения родственникам и свойственникам ничего не давать, но оставшееся после высших чинов присылать в Синод, а оставшееся после низших чинов обирать в монастырскую казну. Завещанный архимандритом Варлаамом деньги и серебро были истребованы в Келейную Контору архиепископа Феодосия, а отсюда переданы в Александро-Невский Монастырь с приказом 150 червонцев возвратить в Крестный Монастырь, согласно завещанию, а серебро и ефимки, «по силе Духовного Регламента, иметь в Невском Монастыре», в котором покойный был наместником. В 1723-м году разменяли 300 ефимков на 300 рублей и употребили на строение Монастыря, в 1724-м году часть серебра употребили на цепочки к лампадам в ново-созданную церковь святого Александра Невского. В 1727-м году Крестный Монастырь потребовал возвращения завещанного имущества. Святейший Синод предписал архимандриту Петру возвратить в Крестный Монастырь все оставшееся после архимандрита Варлаама имущество, если оно обретается в Александро-Невском Монастыре и в Крестный Монастырь не отдано досоле. Невский Монастырь ответил Святейшему Синоду, что без именного высочайшего указа отдать оставшееся серебро и ефимки в Крестный Монастырь он не имеет, так как и серебро, и ефимки внесены в ведомость, поданную в 1726-м году, по именному высочайшему указу, в императорский Кабинет. Святейший Синод подтвердил: «оные ефимки и серебро, из Крестного Монастыря несправедливо взятое, хотя и в приход записано, и в расход некоторая часть употреблена, однако ж то не прямое того Невского Монастыря, но силою из Крестного Монастыря похищенное, отдать в Крестный Монастырь без всяких отговорок», а за употребленное в расход – возместить деньгами неотложно и об исполнении рапортовать немедленно. Но архимандрит Петр, как жаловался Крестный Монастырь, «двум указам учинился силен», и «тех ефимков и серебра ничего не отдавал». В феврале 1728-го года Святейший Синод дал третий указ, с предупреждением, что, в случае неисполнения, «того Монастыря со властями поступлено будет так, как Его Императорского Величества указы повелевают».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

4. Сверх определённых запасов семинаристам огородные плоды, которые годятся в приготовление пищи, употреблять с архиерейских огородов сколько потребно; а молоко всякое и масло коровье с скотных дворов, а рыбу свежую с рыбных ловлей. 5. Оный комиссар должен не токмо о пропитании и одежде, но и в содержании всех семинаристов в добром порядке обще с главным надзирателем и учительми попечение иметь и приход и расход деньгам, мундиру, провианту и прочим запасам со осмотрением держать, дабы семинаристам ни в чём нужды не было; а каким образом оному комиссару поступать и какую когда для семинаристов готовить пищу, о том в Синоде сочинить инструкцию для апробации подать в Кабинет, а для записки приходу и расходу деньгам, хлебу, мундиру и прочему иметь оному комиссару шнурованные книги за архиерейскою печатью. 6. Но чтоб во всём том добрым порядком и без излишних расходов, а наипаче без всяких подлогов поступано было, того ради за оным комиссаром надзирание иметь Новгородской епархии архиерею, а в небытность его оставшей духовной персоне, кому та епархия в ведение от него поручена будет, чтоб на помянутых семинаристов пища хорошая всегда была готовлена, мундир в своё время выдаван, и оные все семинаристы во всякой чистоте и благочинии содержаны быть могли. 7. Приход и расход деньгам, провианту, мундиру и прочему ему, архиерею, самому или кому он прикажет, по прошествии каждого года в первом месяце свидетельствовать, и ежели что худого усмотрено будет, за то упомянутого комиссара штрафовать и учинённые им напрасные убытки возвращать с него или из его жалованья вычитать, дабы впредь осторожнее поступал, а ежели обличён будет в краже, хотя в малом в чём, за то отослать к гражданскому суду для достойного по указам наказания, а на его место определить другого, выбрав доброго и совестного человека, кому в том поверить можно. 8. Семинаристам для их житья и для поклажи денег, хлеба и прочего определить из архиерейского дому потребное число палат, чтоб в одной палате их было не меньше 10, а не больше 12 человек, и чтоб все они жили в тех определённых палатах, и для того огородить их особым двором, чтоб ход был один, который отпирать во время нужды, дабы приставленным удобнее было за ними смотреть, чтоб они не имели случая по своим волям по улицам таскаться и излишним гулянием и непристойными обхождениями и забавами напрасно время не тратить, но во всём бы, как в учении, так и в прочем их состоянии и поведении над ними непрестанное имелось смотрение; или оным семинаристам определить место в ближнем монастыре, в котором по рассмотрению архиерейскому каменного строения довольно будет, к чему рассуждается способным быть Хутынский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За последние 5 лет, начиная с 1953 года, денежные доходы церквей ежегодно увеличивались на 10-15%, в 1957 году увеличились по сравнению с 1954 годом на 2289 тыс. руб., или выросли за последние 3 года на 43%, а по сравнению с 1955 годом они увеличились на 1 миллион 418 тыс., или выросли на 23%. Только в 1957 году доходы церквей увеличились против 1956 г. на 963 тыс. руб., т.е. в 2 раза больше, чем прибавка доходов за 1954 и 1955 годы. Опора на образованных и авторитетных священнослужителей позволила поставить пастырскую, хозяйственную и внутрицерковную жизнь на приходе на новый уровень. Такого увеличения денежных доходов церквей в течение одного 1957 года – почти в 1 миллион руб. – в истории Костромской епархии за весь последний период не было. По свидетельству уполномоченного, «проповедническая деятельность духовенства по области дает свои результаты, т.е. посещаемость церквей верующими не снижается, доходы церквей увеличиваются, не уменьшается также исполнение основных религиозных обрядов […] за 5 лет количество церквей, где имеются платные хоры, возросло с 49 в 1957 году до 66 в 1958 году, т.е. в 17 церквах стало больше платных хоров, число их увеличилось на 35%, а расход денежных средств на содержание церковных хоров в 1957 году стал больше, чем в 1953 году на 149.400 руб., или вырос на 69% ». С увеличением доходов общий расход епархии увеличивался, особенно начиная с 80-х годов. Таблица 4 Доходы Костромской епархии в руб./годы 465444 495444 621598 984561 998019 Расходы 324130 463784 762163 888495 Фонд мира Пенсии священнослужителям Строительные и ремонтные работы 39084   Итак, доходы епархии в период с 1963-1988 гг. увеличились на 20,15%, дефицит составил 16,35%. Начало 80-х годов показывает епархиальный вклад в дело строительства храма-памятника на Поклонной горе в г. Москве (9000 руб.), восстановление Толгского монастыря (9000 руб.) и Оптиной обители (6000 руб.), расходы были направлены в фонд празднования 1000-летия Крещения Руси, в помощь пострадавшим в Армении (5000 руб.), Обществу Красного креста (5000 руб.) и Обществу инвалидов г. Костромы (2000 руб.). Последнее указывает на восстановление благотворительной функции Церкви, запрещенной в 60 –70-х годах. Показательна отдельная статья расходов, ранее, в 60 –70-х годах, невозможная – строительство храма в г. Кологриве (10084), пособие на ремонт храма в Неверове (5000 руб.) .

http://bogoslov.ru/article/5150782

Весь ежегодный расход на духовно-учебные заведения, содержимые на средства казны и Св. Синода, но не епархиальные, составлял в 1870 году 4.184.486 руб. 83 к. Не думаем, чтобы бюджет всех духовных училищ, содержимых теперь на средства епархиальные 33 , превышал 2.000.000 руб. Таким образом сумма, потребная на содержание всех духовно-учебных заведений в России, должна составлять около 6.000.000 рублей. Полагаем, что с финансовой точки зрения правительству выгоднее было бы принять на себя весь расход по содержанию духовно-учебных заведений, чем по обеспечению приходского духовенства. Полагаем далее, что подобным обязательством государство сполна уплатило бы долг свой церкви по совершенной им в прошлом столетии секуляризации церковных имуществ без достаточного вознаграждения за оные. С другой стороны, едва ли можно что-либо сказать в принципе с церковной точки зрения, против отнесения расхода по содержанию духовно-учебных заведений на счет казны, тогда как против назначения духовенству жалованья от казны можно возразить и было говорено много весьма существенного и справедливого. Не вдаваясь здесь в подробное рассмотрение этого вопроса, уже исчерпанного в журнальной литературе нашей, припомним только, что по основному каноническому правилу «служащие алтарю должны питаться от алтаря»; что если бы духовенство состояло на жалованье от казны, то зависимость церкви от государства еще более бы усилилась. Желательно ли это? Не должно ли напротив стараться о том, чтобы церковь освободилась от этой зависимости и снова приобрела ту свободу, отсутствие которой так сдерживает, стесняет и останавливает жизнь церковную? Никаких неудобств подобного рода не представляет отнесение расхода по содержанию духовно-учебных заведений на счет казны, если при том заведывание оными останется за духовенством. Итак, по вопросу об обеспечении духовно-учебных заведений у нас держатся в настоящее время принципа, что они должны содержаться на счет церковных доходов, и, в виде изъятия из этого правила, допускается пособие из сумм государственного казначейства; по нашему же мнению, следует, наоборот, признать за принцип, что содержание духовно-учебных заведений, за неимением у церкви средств принять его на свои средства, должно быть отнесено на счет казны.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Пр. Амвросий, перелистовавши эту книгу, на последнем листе выемной июльской записи, написал: «что это за книга, я не понимаю. А потому и не хочу рассматривать её, яко не составляющую никакого документа ни на приход, ни на расход». Чтобы точнее и ближе проверить расход и приход сумм, он потребовал к себе приходорасходные книги: одну о сумме штатной, другую о сумме экономической (неокладной). В приказе своем об этом от 15 октября 1816 г. он писал: «как в бытность мою в академическом правлении не нашел я в оном приходорасходной книги неокладной академической суммы, сбираемой за лавки и прочия оброчныя статьи, да и мне оная доселе не была представлена, так как и контракты, на которых содержатся разными людьми те статьи: то сим академическому правлению предписываю: 1) отыскать ту книгу и контракты, и, рассмотрев оные, представить ко мне; 2) сколько оной суммы должно быть в приходе, и сколько опой в расходе счесть; 3) книгу сию, так как прочие приходорасходные книги, хранить в академическом правлении, в которые вписывать как приход, так и расход в полном академического правления присутствии, в сем же присутствии и деньги, кому следует, выдавать и расписки от них брать; 4) суммы академические хранить с консисторскими за замком и печатью академического правления, и вынимать, сколько потребно оных будет, на расход всем членам правления вместе; 5) делать ежемесячное свидетельство тем суммам, как предписано законом, и то свидетельство записывать в журнал; 6) а ныне отрепортовать мне обстоятельно, сколько всех академических сумм состоит на лице». В другом собственноручном приказе от 4 ноября 1816 года он писал: «штатную приходорасходную книгу имеет академическое правление представить мне сего же числа, без всяких отговорок. Ибо оныя для рассмотрения моего необходимо нужны». На другой день были представлены и штатные приходорасходные книги и книга неокладная, приготовленная начальством на скорую руку. Просмотревши их, пр. Амвросий написал: «книги приходорасходныя академии, представленныя ко мне 5-го ноября, я рассматривал и в коих нашел следующее: 1) расход доведен в них только до июля месяца и следственно в расход не вписано за июль, август, сентябрь и октябрь месяцы; 2) многия росписки неимоверны, и кажется не рукою того, кто получал деньги, написаны; 3) многия неправильны: ибо росписался в них тот только, кто взял деньги для отдачи, каковых росписок, яко противозаконных, и принять нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Изготовлено и выслано для греческой церкви в г. Софии, в Болгарии, два комплекта священнических облачений, с воздухами, а также одежды на престол, жертвенник и два аналогия, с пеленами, всего на сумму 126 руб., каковой расход отнесен на счет капитала, завещанного Вишневским в пользу православных церквей, обуреваемых от магометанства. в) При отправлении в 1896 г. из С.-Петербурга в Абиссинию отряда Общества Красного Креста, для походной церкви сего отряда отпущены были необходимые богослужебные принадлежности, на сумму 648 руб., каковой расход, согласно определению Святейшего Синода, от 5–13 июня 1896 г., отнесен на счет того же капитала, завещанного Вишневским. г) Для кафедральной церкви православной общины в Пакраце, в Славонии, изготовлено и выслано три комплекта священнических облачений и два комплекта облачений диаконских, всего на сумму 185 р., каковой расход отнесен на счет капитала, завещанного купцом Макушиновым в пользу православных церквей в России и на Востоке. д) По ходатайствами православной Сербской общины села Бальке, что возле Дринша, в Далмации, и архимандрита Свято-Успенского монастыря Крупы, в Далмации же, отпущено для означенной общины: пара хоругвей, комплект священнического облачения, комплект священных сосудов и 12 икон двунадесятых праздников, а для монастыря Крупы отпущены хоругви; всего отпущено церковных вещей и икон на 152 руб. 40 коп., каковой расход отнесен на счет поступивших пожертвований на нужды православных церквей и монастырей. е) По ходатайству православных прихожан деревни Иванковцы, в Буковине, отпущено для церкви этого прихода разных ризничных и утварных принадлежностей на 278 руб. 10 коп., каковой расход отнесен на счет % с капитала в 50 т. р., пожертвованного Московским духовенством на военные издержки и обращенного, по Высочайшему повелению, на устройство православных церквей в христианских областях Турции. В 1897 г. В 1897 году а) изготовлено и выслано: 1) для 10 беднейших церквей Адрианопольского вилайета 10 комплектов священнических облачений, на 190 руб.; 2) для беднейших церквей и монастырей Критской митрополии 5 комплектов священных сосудов, 5 комплектов священнических облачений и 25 разных икон, на сумму 410 р.; 3) для православной Сербской общины в Боснии некоторые священные сосуды, на 59 р. 52 к.; 4) для церквей местечка Молибе, на острове Мителене (Лесбосе), комплект священнического облачения и одежды на престол и жертвенник, на 77 р. и 5) для православного сербского монастыря Баньи, в Ризано, два комплекта священнических сосудов, на 111 руб. 45 кон. Расход этот, всего в сумме 847 р. 97 к., отнесен на счет капитала, завещанного Вишневским в пользу церквей, обуреваемых от магометанства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

9) Het Zendinggenooischap der Broedergemeente te Zeisl – есть ничто иное, как отделение гернгутерской Братской Общины; расход его на миссию до 36,000 марок в год. 10) Нидерландское Евангелически-лютеранское Миссионерское Общество (Evang.-lutrer. Genootschap voor In-en Uitvendige Zending) основано в Амстердаме в 1882 году; на Суматре содержит двух миссионеров: расход его на миссию до 11,000 марок в год. В общем все нидерландские миссионерские союзы содержат на свои средства 56 миссионеров; расход их на нужды миссий: в 1884 году – 540,000 марок; а в 1900 году – 529,900 марок (меньше оно 1884 года на 10,000 марок). V. Скандинавские Миссионерские Общества: 1) Датское Миссионерское Общество (Dauske Missiono Selskap) основано в 1821 году и до 1864 года действовало совместно с Базельским Обществом; ныне содержит на свои средства в Индии и Китае 16 миссионеров; расход его: в 1884 году – до 30,000 марок; а в 1900 году – до 190,000 марок. 2) Шведское Миссионерское Общество (Svenska Mission Sällskapet). Еще при Карле IX, в 1599 году шведы старались устроить миссию среди лапландских язычников, затем в XVII веке Густав-Адольф II обратил свое внимание на североамериканских индейцев, – и в Новой Швеции, на реке Делаваре была основана шведская миссия; для поддержания ее в Готенбурге было открыто небольшое миссионерское общество, занимавшееся преимущественно изданием миссионерских книг; в 1835 году оно было преобразовано в «Шведское Миссионерское Общество», поддерживавшее только Базельскую миссию и Братскую общину гернгутеров; в 1874 году общество это было утверждено королем и с тех пор находится под управлением шведского архиепископа. В Упсале оно открыло миссионерский институт; в южной Африке содержит 5 миссионерских станов и 17 миссионеров; в 1900 году расход его на нужды миссии выразился в сумме 43,000 марок. Орган его: Миссионерская газета Шведского Миссионерского Общества. 3) Евангелическое Отечественное Учреждение (Evangeliska Fosterlands Stiftelsen) сначала было основано пастором Ляндебергом только для внутренней миссии; но с 1861 года имеет своих миссионеров в восточной Африке и центральной Индии; в настоящее время оно содержит на свои средства 27 миссионеров (в 1884 году – только 7); расход его на нужды миссии: в 1884 году – до 157,000 марок; в 1900 году – до 330,000 марок. Орган его: Миссионерская газета.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010