Поэтому в наших кассовых книгах до 1 января 1860 года приходом показаны только суммы, полученные мною по чекам из иерусалимской кассы собственно только на строительные расходы. Приход же из С.-Петербурга кредитивами и получения на месте с 1 июля 1860 года и по 1 января 1862 года значатся по отчетам Г. Консула. В нашу же книгу общий приход иерусалимской кассы, т. е. различных кредитов и проч., начал вписываться только с 1 января 1862 года, когда кредитивы стали высылаться на мое имя. Размен кредитов С того времени, когда кредитивы стали высылаться на мое имя, я принял для их размена тот же порядок, которому следовал прежде того г. консул. Кредитив разменивался у банкира Беркгейма, причем ценность фунта стерлингов определялась по состоянию курса. Отчетность Согласно данной мне инструкции, отчеты представлялись мною Комитету каждые три месяца, и сверх того по окончании года составлялся Общий годовой отчет со всеми подробностями о сделанных расходах. Сверх того, были посылаемы ежемесячно ведомости об общем ходе работ. Общее сметное исчисление По сметам на постройку церкви во имя Св. Троицы, дома Миссии с церковью во имя св. мученицы царицы Александры, Госпиталя, дома для богомольцев-мужчин, Дома для богомольцев-женщин, служб и дома для служителей и оградной стены было исчислено 676.741 рубль. Расход в Иерусалиме Израсходовано в Иерусалиме в счет общей строительной суммы с начала построек по 1 мая 1864 года как видно из отчетов 637.763 р. Расход в Одессе на приобретение материалов Израсходовано в Одессе на покупку леса и разных материалов для построек 16.748 р. Предстоящий расход по заключенным уже условиям Предстоит еще уплатить по условиям за разные работы ниже поименованным лицам удержания до совершенного окончания их обязанностей. а., Столярному мастеру Даниэлю Гаттасу за три наружные двери из разноцветных деревьев для церкви во имя Св. Троицы, за филенчатые перегородки в Госпитале и за другие мелочные столярные работы 7.500 пиастров, или 375 р. б., ему же, Даниэлю Гаттасу, за столярные работы по всем зданиям 6000 пиастров, или 300 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Нынешнее очень удобное помещение школы и мастерской над сенями к наместничьим кельям и над Духовным собором устроено наместником Антонием в 1849 году (а прежде школа и мастерская имели весьма неудобное, говорят, помещение под наместничьими кельями, где теперь помещаются лаврские портные). Если какое заведение в лавре может быть названо самым древним, так это именно свечная: она явилась в монастыре, можно сказать, прежде самого монастыря. Преподобный Сергий, удалившись в пустыню и поставив для себя в пустыне малую церковь, имел нужду в восковых свечах для совершения в церкви богослужения (которое он отправлял в ней все, за исключением литургии), и конечно, он сам приготовлял («катал») для себя свечи, как после он приготовлял их для составившегося у него в пустыне монастыря (выше, с. 41). Не может подлежать сомнению, что со времени преподобного Сергия свечная существовала потом в монастыре непрерывно, ибо нельзя допустить, чтобы когда-нибудь монастырь закрывал свою свечную, с тем чтобы пользоваться покупными свечами. В настоящее время свечная помещается в нижнем этаже казначейского, или западного, корпуса (ход в казначейское крыльцо. В XVII веке, как дает знать приложенный к книге вид лавры этого века, воскобойня помещалась в западной монастырской стене по южную сторону Пивной башни). Работают в свечной (приготовляющей свечи только для монастыря, но не на продажу) четыре мастера. В описи монастыря 1641 года значится, что просфорников было тогда в лавре всего двое. Из этого следует, что в XVII веке расход просфор в лавре был очень небольшой. По ведомости о расходах лавры, составленной в 1749 году, количество муки, употребленной на просфоры, было восемьдесят пудов, а по ведомости 1769 года, на просфорню полагается двенадцать саженей дров, так что расход просфор, по-видимому, был тогда даже значительно меньший, чем в XVII веке (из восьмидесяти пудов приходится муки [почти по девять фунтов] на каждый день года). Не знаем, с каких позднейших годов началось (вероятно думать, что с наместника Антония), но в настоящее время расход просфор в лавре огромный, так что работает в просфорне не менее тридцати человек (главным образом послушники, но отчасти и нанятые миряне). В 1641 году просфорня помещалась под ризницей; отсюда она когда-то, во всяком случае не позднее как перед разобранием старой ризницы, перемещена была в нижний этаж экономского корпуса, находящегося между Святыми и Успенскими воротами; вынесенная из экономского корпуса в 1826 году, она находилась до 1836 года неизвестно нам где на западной стороне, а с 1836 года она находится на нынешнем своем месте – в нижнем этаже того же казначейского корпуса, чт( и свечная. Думаем, что нет в лавре более трудного послушания, чем послушание просфорников, ибо люди целый день, с утра до вечера, находятся в страшной жаре, в которой едва можно дышать. Пусть они утешают себя тем, что первым просфорником в монастыре был сам преподобный Сергий (выше, с. 41).

http://sedmitza.ru/lib/text/438591/

От священника кладбищенской г. Твери церкви Александра Александровича Петропавловского за 1912 год Итого всего по фонду помощи бывшим воспитанникам Московской Духовной Академии 54-го академического курса в 1912 году поступило наличными деньгами С остатком же от 1911 года в сумме триста пятьдесят два рубля 80 коп. всего по означенному фонду поступило пятьсот восемьдесят восемь руб. 45 коп II. Расход По вышеозначенному фонду в минувшем 1912 году в расход выписаны следующие суммы: а) Затрачено представителем курса – членом Комиссии священником Н.И. Луневским на напечатание повесток для приглашения товарищей сокурсников 54 курса к участию в означенном фонде и сообщением о движении сумм фонда и рассылку означенных повесток б) Уплачено им же за доставку денежных почтовых переводов А всего вообще выписано в расход по означенному фонду в отчетном 1912 году За вычетом означенной суммы расхода из общей суммы прихода (588 р. 45 к.–8 р. 03 к.) в кассе Комиссии на 1-е января 1913 года по означенному фонду состоит пятьсот восемьдесят рублей 42 коп. Феодор (Бухарев), архим. Исследования Апокалипсиса//Богословский вестник 1913. Т. 3. 12. С. 65–96 (8-я пагин.). (Продолжение.) —65— Таков общий состав и главная мысль содержания Апокалипсиса. Нужно обстоятельно рассмотреть содержание этой книги, чтобы посветлее и поживее, нежели в одном общем понятии о каноническом ее достоинстве, определилось и уяснилось для нас Божественно-руководительное значение Апокалипсиса для Церкви всех времен, для веры всех и каждого, именно – чтобы и общая мысль Апокалипсиса торжестве над злом Христа, грядущего во славе, ясно раскрылась для нас как в разнообразии всех частных видов своего предначинательного во времени осуществления, так и в своем решительном исполнении однажды и на всю вечность чрез второе славное Христово пришествие; чтобы и составные части откровения раскрылись в значении доступном, сколько возможно, разумению веры и оправдываемом, сколько уже исполнилось откровение, самими событиями. Само собой разумеется, что можно браться отнюдь не за раскрытие всей глубины смысла этой таинственной книги во всех подробностях и частностях ее содержания. Это было бы неразумной дерзостью и неосуществимой мечтой, ибо в Откровении иоанновом от начала до конца представляется в разных видах такое Божественное, величественное и таинственное зрелище, где небесное и земное и иногда даже подземное открывается для единого духовного взора, и действительность сей жизни берется во внимание во внутренней связи с жизнью будущей со славой вечности. И потому, если пророчества вполне изъясняются для нас только событиями, нам вполне открытыми, вся глубина или весь свет иоаннова Откровения могут быть раскрыты для нас не ранее открытия для нас вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несмотря на распад «двадцатки», посещаемость Греческой церкви верующими даже выросла. Это наглядно подтверждает почти четырехкратный рост доходов (и соответственно расходов) общины в 1931–1933 гг. Так, в 1931 г. общий доход составлял 21336 руб. (расход 20485 руб.), в 1932 г. – 47660 руб. (расход 45588 руб.), а в 1933 г. – 78965 руб. (расход 79054 руб.). При этом основные поступления давала выручка от продажи свечей молящимся и тарелочный сбор, Греческая Миссия в 1931 г. выделила 1945 руб., в основном на ремонт. Около половины всех расходов в 1931–1933 гг. составляли выплаты певчим хора (60936 руб.) и затраты на приобретение нового церковного имущества (14104 руб.), в том числе четырех Евангелий в серебряных окладах, двух кадил, чаши и напрестольного креста, также из серебра. Некоторые серебряные предметы пожертвовала Греческая Миссия. В дальнейшем она увеличила и взносы на ремонт храма, например, в 1934 г. выделила 6 тыс. руб. на восстановление центрального отопления здания церкви [iv] . В середине 1930-х гг. община Греческой церкви претерпела новые испытания, прежде всего обострение конфликта по вопросу принадлежности двух жилых церковных домов Миссии и требование властей перезаключить договор о пользовании зданием церкви. Это было связано с общим наступлением на религиозные организации в СССР, в свете которого особый статус Греческой церкви стал вызывать раздражение у ленинградского руководства. 15 июня 1933 г. ответственный секретарь Ленинградской комиссии по вопросам культа Неглюевич отправил материалы о Димитровской церкви в Постоянную комиссию по вопросам культа при Президиуме ЦИК СССР и попросил указаний, как поступить с ее общиной, ввиду несоблюдения ею целого ряда соответствующих правил нормативных актов. В ответ на последовавший 8 июля из Секретариата ЦИК СССР запрос о предоставлении более подробных сведений Неглюевич 27 августа сообщил, что церковь имеет значительную посещаемость, но главным образом русскими, немногочисленные греки в основном приходят в нее для совершения таинств. «Двадцатки» не существует, здание церкви застраховано на 50 тыс. руб. до 17 февраля 1934 г., но община имеет значительную задолженность по уплате налогов – 9998 руб. плюс 33281 рубль пени, а церковный староста от погашения ее категорически отказывается, предлагая обращаться в Греческую Миссию. Прояснив для себя ситуацию с особым статусом Димитровской церкви, комиссия при ЦИК СССР 20 ноября 1933 г. указала ленинградским властям «до окончательного разрешения вопроса о Греческой церкви по согласованию с НКИД не предпринимать никаких шагов» [v] .

http://bogoslov.ru/article/3756641

от смотрителя Заиконоспасского духовного училища с. с. В. Ключарева по подписному листу (от 18 ноября за 844) от корпорации наставников училища от члена Комиссии о. архимандрита Знаменского монастыря Модеста от д. с. с. М. В. Световидова от бывшего столоначальника Московской духовной Консистории ныне священника Московской Михаиле-Архан- —71— гельской, в Овчинниках, церкви Н. Цыганкова (в уплату долга, выданного ему в августе в размере 100 р.) от благочинного 2-го отделения Сретенского сорока, протоиерея Петропавловской, в Басманной, церкви о. Сергия Садковского перечислено из сумм, поступивших от того же благочинного в пользу Совета Братства в зачет сумм Комиссии на выдачу пособий вдовам О.П. Солмановой (60 р.) и К. Н. Смирновой (24 р.), а всего Итого всего наличными деньгами в распоряжение Комиссии в отчетном году поступило 2.171 p. 81 к., а с остатком от прошлого 1909 г. в сумме 745 p. S6 к. 2917 ,, 2) Расход а) процентными бумагами: Процентных бумаг за отчетный год в расход не поступало. б) наличными деньгами: В расход наличными деньгами в отчетном году выписаны следующие суммы: 1) в пособия постоянным клиентам Комиссии вдовам бывших воспитанников Академии и их семействам: вдове бывшего секретаря Московской духовной Академии Е.З. Плаксиной вдове священника Московской Николаевской, в Кошелях церкви О. П. Воскресенской Максимоисповеднической церкви М.П. Побединской Феодоро-Студийской церкви Н.А. Преображенской —72— Знаменской, в Зубове, церкви В.С. Крастелевой вдове протоиерея г. Калуги М.В. Хвалебновой (из них 20 р. в счет сумм 1911 г.) помощника инспектора Нижегородской семинарии В.М. Белявской преподавателя Вологодской семинарии К. И. Труневой преподавателя Вологодского духовного училища А. К. Берсеневой племяннице бывшего ректора Московской духовной Академии А. В. Горского О.П. Салмановой (из них 60 р. в счет сумм Совета Братства) жене душевнобольного преподавателя Смоленской семинарии Н.И. Саганова Е.Л. Сагановой вдове преподавателя Арзамасского духовного училища А.А. Нарциссовой (ныне Рудневой) для детей по первому мужу

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, расход Солотч. монастыря был вообще велик. В одной сметной росписи после 1700 г. годовой денежный расход его определяется в 328 р. 50 коп., причем в смету не вошли расходы на производившуюся в монастыре постройку каменных зданий, на платеж пошлин на зажилое братии и слугам. Сумма зажилого определена особо в 437 р. 542 . Итак обыкновенный денежный расход монастыря в это время простирался приблизительно до 750 р. в год. В 1697 году он определен в 603 р. слишком 543 . Итак, в конце XVII и начале XVIII в. расходовалось приблизительно столько же, сколько получалось 544 ; нерасчетливый хозяин – архимандрит и братский совет – едва сводил концы с концами. Стоило, поэтому, немного не остеречься, – расщедриться больше, чем сколько позволяли доходы, или увлечься мыслью о грандиозных постройках, – словом допустить какие-нибудь экстраординарные расходы; стоило придти неурожаю и крестьянам не уплатить вовремя оброки, – словом уменьшиться, хотя и не намного, количеству доходов, и в результате получаюсь нарушение равновесия, больший или меньший дефицит. Так действительно и было при архим. Игнатие, любителе построек и драгоценных украшений. Баланс монастырской экономии, пошатнувшейся при нем, не сразу получили должное равновесие и при его приемниках. Что оставалось в этом случае делать? – усиливать поборы с крестьян и слуг, вступать в долги, просить всюду пожертвований, удерживать жалованье братии и слугам и т. д. Все это мы действительно видим при Игнатие и отчасти, при его приемниках. Как тяжело вздыхали и как часто жаловались на свое положение монастырские слуги и крестьяне при Игнатие, когда он увеличивал количество вытей и сборов с них против прежних окладов, мы уже знаем и теперь не станем повторяться. Приведем другого рода данные. В 1690 г. в своей челобитной к Рязанскому митрополиту Авраамию Игнатий между прочим писал, жалуясь на то, что крестьяне села Романова и др. не платят оброков: «а братья и монастырские служебники об зажилом беспрестанно бьют челом, и им зажилова дать за денежною скудостию нечего и взять негде, потому ж и кирпичное дело стало и кирпичные подрядчики за денежною скудостию сошли» 545 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

680 Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской Духовной миссии. Ч. II. М., 1860. С. 153. 681 Поступив в Глинскую пустынь, о. Макарий написал старцу Филарету подробную исповедь своей жизни, начиная с десятилетнего возраста (РГБ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 25 об.). 683 Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской Духовной миссии. Ч. II. М., 1860. С. 134. 685 Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской Духовной миссии. Ч. II. М., 1860. С. 153. 689 Воспоминания архимандрита Пимена//ЧОИДР, кн. 3, отд. 2. Москва, 1876. С. 62. Правящие архиереи Курской епархии в послужных списках о. Филарета писали, что он «к послушаниям очень способен» (РГИА, ф. 796, оп. 113, д. 1923; оп. 114, д. 1231; оп. 116, д. 1084). Путивльские помещики в письме к кн. А. Н. Голицыну называли Глинского настоятеля «неутомимым примерным ревнителем» (Там же, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 68). 692 Глинский послушник Василий Милонов, кающийся//Жизнеописания… подвижников… Т. доп. Ч. I. Кн. 1. Январь-июнь. 1912. С. 147. 693 Жизнеописание игумена Филарета… – С. 114. Житие Серафима, Саровского чудотворца/Сост. Денисовым. М., 1904. С. 115–116. Архимандрит Паисий, настоятель Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни Астраханской епархии. Астрахань, 1904. С. 4. 697 Архимандрит Макарий, основатель Алтайской Духовной миссии//Жизнеописания… подвижников… Май. М., 1908. С. 138. 700 Глинский иеросхимонах Пантелеимон отшельник//Жизнеописание… подвижников… Т. доп. Ч. I. Кн. 1. Январь-июнь. М., 1912. С. 365. 709 Там же, оп. 118, д. 1202, л. 6 об.; оп. 445, д. 286, л. 78. Подробные сведения о количестве насельников Глинской пустыни при о. Филарете см. в «Архиве Глинской пустыни». 729 Там же, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 26–26 об. В 1836 году, например, доход Глинской пустыни составил 14206 руб., расход – 14193 руб.; но в 1837 г. доход составил 11117 руб., расход – 11105 руб.; а в 1838 г. – доход был лишь 9140 руб., расход 9144 руб. (РГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 25–25 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

ответил генералу М. П. Степанову, что соответственно имеющимся средствам Миссия постоянно заботится о Гефсиманском участке и впредь нисколько не затрудняется иметь о нём попечение. Только дело в том, что Миссия не в силах привести это место «в образцовый порядок», вполне соответствующий своему названию «Царский участок». Для этого требуется произвести такой большой денежный расход, который, при всём желании Миссии, оказывается вовсе не по её средствам». Надо иметь в виду, что в то время, т. е. через 2 года после капитального ремонта храма в 1900 г., едва ли требовался большой денежный расход и недостаточно было назначенных по Высочайшему повелению на ежегодные расходы 5.000 руб. Представляется, однако, непонятным, каким образом это специальное ассигнование на определённую цель, при утверждении в 1895 г. новых штатов, не было особо выделено по расходам Миссии, по прямому предмету своего назначения, а, так сказать, как бы пропало из виду в числе других расходов Миссии, причём на хозяйственные, собственно, расходы по всем храмам и зданиям по смете Миссии назначено всего 5.500 руб. золотом. Необходимо было помянутые 5.000 руб. полностью назначить в расход, согласно всеподданнейшему докладу по Палестинскому Обществу за 1889 год, «на ремонт храма, отопление его, содержание причта и сторожей», с распределением всей суммы на эти потребности по особой смете. Вместе с тем, имея в виду, что помянутые 5.000 руб. входят в общие ресурсы Миссии, надо признать справедливым, чтобы в настоящее время на содержание церкви Св. Марии Магдалины и участка уделялись достаточные суммы из нештатных доходов Миссии. Предметы ризницы и утварные принадлежности церкви Св. Марии Магдалины довольно многочисленны и ценны, но большая часть их хранится в ризнице Свято-Троицкого собора, ввиду лучшей сохранности этих вещей, из коих многие пожертвованы Августейшими Особами. г) Церковь во имя Божией Матери, Казанской Её иконы, в Горненской общине – небольшая одноэтажная, с одной главою и с остроконечной небольшой колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

88121/2 28121/2 Связка 244 д. Прих. окл. кн. 1732 г. Связка 305 д. 6120 ср. Завьялова стр. 79 25121/2 Там же. Там же. 6141/4 Там же. Там же. Приход Расход Остаток Источник сведений Там же. 7343/4 Прих. окл. кн. 1743, 79343/4 22141/4 51121/2 Кн. неокл. прих. 1745, С остат. 1744 4121/2 2141/4 Связка 394, д. 14596/16 С остат. 1745 25121/2 Там же. С остат. 1746 71343/4 75343/4 Там же. Приход Расход Остаток Источник сведений С остат. 1747 19343/4 39141/4 80121/2 Там же. 24141/4 Прих. окл. кн. 1752 г. С остат. 1752 153868 59141/4 3141/4 Сч. спис. кн. 1752 г. С остат. 1753 70141/4 73141/4 Счетн. спис. в кн. 1753 г. С остат. 1754 110798 78121/2 2141/4 76141/4 Там же. С остат. 1755 130249 38141/4 47141/4 Сч. спис. в кн. 1755 г. 148188 7141/4 Сч. спис. в кн. 1758 г. С остат. 1758 218641 98343/4 196250 69343/4 Там же. 31121/2 Настольная кн. 1763 г. Приход Расход Остаток Источник сведений 367120 38141/4 339219 88141/4 Ген. Вед. 1763 г. л. 114–115. §2. Окладные расходы Как видно из предыдущих страниц, окладные расходы были весьма разнообразны. Некоторые из них не возбуждают собою никаких недоумений относительно того, почему они попали в оклад. Таковы все расходы на удовлетворение религиозных нужд, а также на содержание русских церковных учреждений и русской иерархии. Напротив, другие расходы введены в оклад государственной властью, желавшей воспользоваться избытком доходов с церковных имений, и шли не на прямые назначения. Ближайшее изучение некоторых расходных статей, наиболее характерных по своей цели, либо по размеру расхода и составляет содержание следующих очерков настоящего параграфа. A. Московский Госпиталь По указу Петра Великого от 25 мая 1706 г. в Москве за Яузой-рекой напротив Немецкой слободы был построен Госпиталь с назначением главным доктором его Николая Бидло (N. Bidloo) 698 . В хозяйственном отношении Госпиталь был поручен Монастырскому Приказу, от которого преемственно перешел в ведение Коллегии Экономии. По окладу 1710 года на содержание личного состава и медикаменты было положено:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

20) Все монастырские суммы, как штатные, так и неокладные должны находиться в непосредственном заведывании Собора, должны храниться в ризнице или безопасной кладовой за печатью настоятеля или наместника и за ключом казначея, и должны быть влагаемы в кладовые сундуки и вынимаемы оттуда не менее как тремя из членов Собора с записью в особой тетради, сколько когда положено или вынуто, каковая запись в то же время должна быть подписываема влагавшими или вынимавшими деньги членами. 21) В первых числах каждого месяца Собор в присутствии не менее трех членов производит высыпку из всех монастырских кружек, и высыпаемые деньги в то же время записываются в выдаваемую из конторы Св. Синода книгу и полагаются в кладовую. 22) В первых же числах каждого месяца Собором принимаются деньги от лиц, производящих продажу от монастыря разных предметов, и представляемые деньги в то же время записываются в книгу и вносятся в кладовую. 24) Собор тщательно должен наблюдать, чтобы никакие деньги, поступающие, как в приход, так и в расход, не оставались незаписанными в книгах. 26) Кроме мелочных выдач, деньги поступают в расход и записываются в книге не иначе как по журналам Собора, – а в том случае, когда признано будет на что-либо полезное или необходимое употребить значительные экономические суммы, Собор не приступает к тому сам собою, но испрашивает разрешение от Синодальной конторы. 26) Для мелочных расходов может быть выдаваемо казначею каждомесячно от ста до трехсот рублей с тем, чтобы сим расходам делаема была им подробная запись, которая и должна быть каждомесячно поверяема Собором. 27) По окончании каждого месяца приход и расход, как штатной, так и неокладной суммы, и наличность оных свидетельствуются Собором, о чем и делаются надлежащие записи в книгах за подписью всех присутствующих членов на основании общих постановлений о суммах казенных, а по прошествии года на том же основании производится Собором общее годовое свидетельство, и составленные затем отчеты вместе с книгами представляются в определенный срок в контору Св. Синода за подписью всех наличных членов Собора и делопроизводителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010