Не осудите и не лишите меня вашего благосклонного расположения…. При сем прилагаю краткий список лиц, служащих при храме и получающих жалование от доходов церковных, для очевидности, что это – тот же монастырских расход, хотя и не заменяющий монастыря по содержанию внутреннему и по тому впечатлению, которое он производит на всех окружающих». Штат служащих при Козельщанской церкви: 2 священника. Диакон. 3 псаломщика. 30 человек певчих, в месяц жалования……120 р. 1 стар. просфирня…20. 4 помощницы …20. 1 продавщица просфор ……7. 1 конторщик и старший торговец у икон …20. 1 торговец …10. 1 летом третий …10. 2 свечника ……20. 1 у Иконы …… 10. 2 пономаря, из них 1 ризничий ……20. 1 у оливы …10. 2 у свечей и икон …20. 4 ночных сторожа …. 20. 2 дневных сторожа ……14. 55 человек, получающих 367 рублей в месяц, что составляет 4404 р. в год». 24-го ч. получил я из погоста Зяблицкого, Муромского уезда, от товарища по семинарии, священника Иоанна Еф. Целебровского 273 . Он писал мне от 20-го числа: «Простите великодушно мое дерзновение, с коим я осмеливаюсь беспокоить Вас сей моей эпистолией! Или паче простите, что я так долго медлил оной и до сих пор оставался столь невежлив, что еще не отблагодарил Вас как за радушное ваше гостеприимство, оказанное мне, так в особенности за вашу добрую память и любезную симпатию во имя давнего товарищества и содружества и еще паче за ваши дорогие подарки мне: ваш архипастырский фотографический портрет и столь приятную воспоминаниями и для меня подаренную Вами на память произведения вашего пера книгу, которая, при обрисовке вашего уже высшего содружества с подобным Вам Архипастырем, напомнила и мне многое из юной нашей жизни, и так усладила память о Вас, именно, при описании начала вашего знакомства с почившим уже ныне приснопамятным Архиеп. Леонидом напомнила начало и нашего скромного знакомства – когда мы по приеме в один класс семинарии – 2-ю словесность: Вы из Шуйского, я из Муромского училища, незнаемые друг другом явились в сени блаженной памяти к о.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

При сем принимаются следующие распоряжения об оставшейся собственности: а) вещи ризничные передаются в собственность кафедрального собора или кафедрального мона­стыря, если впрочем преставившийся не назначил их в другую какую – либо церковь ; б) о прочем имении сообщается гражданскому начальству, для вызова наследников и удостоверения о личности и правах сих наследников; если окажется, что скончав­шейся сделал завещание, то оно передается в местную гражданскую палату для засвидетельствования. Если завещание засвидетельствуется и исполнение оного должно касаться мест и лиц духовного ведомства, то Консистория приступает сама к исполнению; буде же лица, коим следует что – либо из имения умершего, принадлежит к ведомству граж­данскому, то исполнение предоставляется местному гражданскому начальству, с пере­дачею оному и самого имущества; в) если родственники Архиерея, настоятеля или настоятельницы по вызовам не явятся в положенный срок, то имущество первого обра­щается в пользу архиерейского дома, а имение последних в пользу их монастыря; г) между тем оно сохраняется за ключами одного из членов Консистории и эконома архиерейского дома или монастыря, за печатью Консистории; а если останутся денежные капиталы, то препровождаются в одно из кредитных установлений и билет на них хранится в Консистории; д) об оказавшемся имении и завещании и о сделанных распоряжениях доносится Свят. Синоду. Т. 9. ст. 245. Духовенство монашествующее составляют: 1) духовные власти: Митро­политы, Архиепископы, Епископы, архимандриты, игумены, строители, игуменьи и насто­ятельницы монастырей женских, и ризничий Московского Синодального дома; 2) прочие монашествующие братии. 11 Послушникам монастырей, исключенным из духовного звания за дурное поведение, так же воспрещается проживать и приписываться в той местности, где находятся мона­стыри, из которых они исключены. Высочайше утвержденное мнение Государственник Совета 11 апреля 1866 года. 12 Указом 17 декабря 1865 г. предоставлено настоятелям монастырей с советом старшей братии употреблять в расход на церковно – монастырские нужды единовременно до 500 р., а соборам лавр и настоятелям ставропигальных монастырей до 2000 руб. 13 Указы Святейшего Синода касательно монастырей, как мест для заключения осужденных и прохождения епитимии, будут изложены в отделе о церковных наказаниях. Читать далее Источник: Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721-1878 г. - Москва : Типография М. Н. Лаврова и К°, 1879. - III, 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все эти капиталы консистория хранит в железном шкафе, который помещается в консисторском архиве и ключ от которого держит у себя казначей. Из этой кассы консистория выдает: 1) жалованье архиерею и всему консисторскому персоналу, 2) приходскому духовенству, 3) пенсии духовным лицам в отставке, 4) пособия вдовам и сиротам духовенства, 5) жалованье монахам, 6) оплачивает необходимые расходы на ремонт монастыря и на другие монастырские нужды и 7) чрезвычайные, не вошедшие в смету, расходы, но специально и экстренно разрешенные в большом (усиленном) заседании консистории, с согласия министерства просвещения и церковных дел. Приход и расход записывается в приходно-расходные книги, из коих главная ведется секретарем и хранится в двух экземплярах (один в консисторской кассе, a другой у казначея), причем отдельно ведется счет капиталам для духовенства и монастырей, и отдельно – капиталам завещанным. За целость и порядок консисторской кассы отвечает морально начальник финансового отделения консистории, а материально – казначей; материально ответствен и начальник финансового отделения, если он разрешил произвести выдачу, не оправдываемую законом. Через каждые три месяца начальник финансового отделения делает доклад в заседании консистории о состоянии консисторской кассы и о всех финансовых операциях за истекший срок. А в октябре каждого года составляется предварительная смета доходов и расходов на будущий год, которая рассматривается главным государственным контролем, Государственным Советом и, по утверждении князем, предлагается к исполнению. Отчет же за минувший год консистория представляет главному государственному контролю, который вообще имеет верховный надзор за состоянием консисторской кассы и за ведением приходно-расходных сумм. Но архиерей имеет право во всякое время произвести осмотр консисторской кассы и казначейских книг; в исключительных случаях, напр., в случае сомнения в правильности ведения казначейского дела, он может назначить для проверки кассы комиссию из одного члена консистории, одного чиновника главного государственного контроля и одного духовного лица, не принадлежащего к консисторскому персоналу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

Две ергодотрии раздавали работу; две дохиарии заведовали одеждой и наличными деньгами общины; наконец, сестра привратница была приставлена сторожить у дверей. У всех должностных лиц были свои обязанности, и основательница монастыря тщательно определила каждой ее работу. И во всем видна также большая забота о самой точной, подробной отчетности: состояние имущества в минуту принятия на себя обязанностей, поступления и расход – все должно было подлежать самой точной отчетности. Наконец, Ирина советует всем самую строгую экономию, и любопытно отметить, до какой степени она была заботливой и хорошей хозяйкой. При покупке материи для общины она советует выбирать время, когда их много на рынке и они недороги. И когда в праздники вставляют в светильники новые свечи, надо раньше горевшие тщательно спрятать, чтобы дать им потом догореть в будние дни. Во всех этих административных подробностях не видно и следа какой-либо заботы об идеале; но это отсутствие мистической экзальтации, каким отмечена всякая строка документа, и составляет его характерную особенность. Ирина обладала, главным образом, практическим умом, прежде всего заботилась о том, чтобы создать хорошо управляемый и хорошо организованный дом – остальное для нее было менее важно. На это указывает ее желание успокоить сомнения монахинь, которым могли бы показаться низменными предписываемые ею занятия, и которые могли испугаться мысли, что, предаваясь им постоянно и пренебрегая через то церковными службами, они повредят делу своего вечного спасения. «Молитва, говорит она им, хорошая вещь, прекрасная вещь, ибо она дает нам говорить с Богом и поднимает нас от земли к Нему. Но милосердие гораздо выше и гораздо лучше». Работать же для материального блага общины есть дело милосердия. «Мы боимся, говорите вы, когда приходится пренебрегать церковными службами. Не бойтесь. Искренняя исповедь даст вам всегда отпущение этого греха, с одним условием, чтобы причиной вашего нерадения не была леность. Вот чего надо страшиться. Если вы согрешили не от лени, будьте счастливы посвятить себя доверенным вам обязанностям».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приведённый участок недостаточно ограждён от возможного захвата земли соседями, так как каменное ограждение его, сухой кладки, местами совершенно разрушилось, существующая же ограда не превышает 0,6–1,00 метра. Наибольшее затруднение к более или менее выгодной эксплуатации этого участка составляет весьма затруднительный доступ к нему, так как единственный проезд и даже подход к участку возможен лишь снизу ската, по совершенно изрытой, каменистой дороге, ведущей от Гефсимании. Если бы нашёлся кто-нибудь, который принял бы на себя пользование этим участком, на первое время хотя бы за малую плату, то его можно было бы обязать устроить по скату несколько рядов террас, каменными подпорными стенами, сухой кладки, как это делается повсюду местными жителями, – без больших затрат, – для уменьшения уклона и для задержания на устроенных террасах дождевой воды, – и тем вызвать способность к произрастанию. Во всяком случае, необходимо улучшить ограждение участка, обозначив границы на более резких переломах границ каменными пограничными столбами, а также исправить обрушившуюся местами ограду. Для производства этих работ потребуется расход в 200 франков, г. Иерусалим. 5-го апреля 1910 г. Писаревский Резолюция Совета ИППО: Приискать арендатора на сдачу в долгосрочную аренду с обязательством устройства террас и устройства пограничных столбов. В настоящее время можно предложить взять его в аренду за 60 фр. в год на 10 лет, с условием, чтобы арендатор устроил террасы для насаждений и построил сторожку. 2) Дамасский участок Участок расположен вблизи от центра города, имеет в общем треугольный вид, – прилегает двумя сторонами к проезжим улицам, из коих наибольшее движение происходит по улице вдоль границы участка – А-Б – на протяжении двухсот метров дороги, ведущей в Иерихон, к Елеонской горе и к Гефсимании. Вторая сторона участка – Б-В – пролегает вдоль менее проезжей улицы, против немецкого монастыря. Третья сторона примыкает к соседним владельцам. Участок занимает площадь в 12 809.62 квад. метра. Поверхность участка имеет значительный уклон от Северо-востока к Юго-западу, – причём самая низменная часть участка, ниже уровня дороги (на Иерихон), около 1,5 метра. –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Получаемое из монастырской казны ежегодное денежное жалованье составляло: игумену - 2 р., 2 иеромонахам - по 40 алтын (1,2 р.), диакону - 20 алтын (60 к.), 10 монахам - по полтине, 5 др. монахам и 3 трудникам - по 30 к. Расход церковного вина - 3 ведра в год. В кон. XVII в. основным источником доходов был перевоз через Дон на Б. Московской дороге, отданный З. м. в 1694 г. на откуп без выплат оброка и содержавшийся на его средства. Обслуживали перевоз 3 наемных работника, получавшие по 1,5 р. в год, а также «свои крестьяне». На рубеже XVII и XVIII вв. в связи с сооружением верфей для флота России оживилось движение мимо З. м., перевоз стал главным местом переправы через Дон во всей округе и приносил обители в год 15 р. дохода. Но с 1704 г. доходность упала, т. к. З. м. стал платить оброк и часто перевозил государевых людей через реку бесплатно ( Введенский. 1904. Вып. 5. С. 11-12). По указу Петра I в 1700 г. «учредить почту по станом от Москвы... от Ельца до Дону, от Дону до Хлевного...» (Воронежские ГВ. 1853. 17. С. 24) дорога стала почтовым трактом, что привело к значительному снижению доходности переправы. В нач. XVIII в. уменьшилось количество дворов монастырских крестьян: в 1702 г. осталось 34 двора, в 1706 г. насчитывалось «в слободе 28 дворов крестьянских людей, в них 116 человек, 4 человека в бегах, четыре двора бобыльских людей, в них 7 человек…» (Сказка игум. Трифона. 1903. Вып. 2. С. 79). К 1748 г. «числилась вотчина близ монастыря - деревня Слободка с 236 душами. Собирается и расходуется (на 25 человек при монастыре) ржи 200 четей, гречи - 50 четей 2 четверика, овса 69 четей 6 четвериков, ячменя 10 четей 1 четверик, гороху 9 четей 7 четвериков, конопляного семени - 15 четвериков. Потребность дров - 200 сажен, кирпича готовится (1748) 50 000. Сена с наемной земли - копен 600, из которых остаток идет на уплату за наем лугов» (Воронежские ЕВ. 1868. 6. С. 182-183). В нач. 50-х гг. XVIII в. обострились отношения З. м. и крепостных крестьян из слободки Тёшевки, которая «за скудостью» вотчинников являлась малодоходной и трудноуправляемой из-за возраставшей строптивости крестьян.

http://pravenc.ru/text/182467.html

—262— все формальные обязанности, но уже не было представителем народа. Поэтому-то и не могло быть никакого сравнения между старой римской республиканской армией, которая побеждала потому, что была представительницей народа, и между безжизненной, наемной или насильственной организацией позднейшего времени. Численность римского войска была громадна; оно состояло из 188 легионов, 108 когорт или отдельных батальонов, 91-го кавалерийского отряда и, кроме того, из несметного числа вспомогательных колонн, организовавшихся уже не на римских началах, а на варварских – по родам, племенам, сотням и тысячам. Списков с численными данными до нас дошло много, и хотя, с одной стороны, можно предполагать, что число регулярных войск было в этих списках выше действительности, но с другой этот недостаток пополнялся иррегулярными войсками, военными поселениями, которые несли такую же службу, как напр. наши казаки. Принимая это в соображение, можно сказать, что Римская империя держала под оружием около миллиона девятисот пятидесяти тысяч, кроме гвардии, служившей специально для охраны императорской особы. Войско было громадное; добавим к нему еще столь же громадную армию чиновников, которых общество тоже содержало на свой счет, и спросим: какие же должны быть у него средства для содержания обеих этих армий. Это отсылает нас к рассмотрению финансовой системы римской империи. Римская финансовая система гораздо лучше известна относительно доходов, чем относительно расходов; впрочем, расходы понятны сами собой; самый крупный расход шел на войско, затем на чиновников, потом на церковь ; расход на церковь был до известной степени единовременным; только в течение двух столетий пришлось делать очень крупные затраты после того, как христианская религия сделалась официальной и необходимо было обеспечить церковнослужителей земельными наделами и крупными поместьями. Далее идет расход, о котором в настоящее время мы не имеем никакого понятия, расход на продовольствие столиц и центральных провинций, которые разучились сами себя кормить и требовали подвоза извне; даже расходы на двор и те падали на общий го-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Численность римского войска была громадна; оно состояло из 188 легионов, 108 когорт или отдельных батальонов, 91 кавалерийского отряда и, кроме того, из несметного числа вспомогательных колонн, организовавшихся уже не на римских началах, а на варварских – по родам, племенам, сотням и тысячам. Списков с численными данными до нас дошло много, и хотя, с одной стороны, можно предполагать, что число регулярных войск было в этих списках выше действительности, но с другой – этот недостаток пополнялся иррегулярными войсками, военными поселениями, которые несли такую же службу, как, например, наши казаки. Принимая это в соображение, можно сказать, что Римская империя держала под ружьем около миллиона девятисот пятидесяти тысяч, кроме гвардии, служившей специально для охраны императорской особы. Войско было громадное; добавим к нему еще столь же громадную армию чиновников, которых общество тоже содержало на свой счет, и спросим: какие же должны быть у него средства для содержания обеих этих армий. Это отсылает нас к рассмотрению финансовой системы Римской империи? Римская финансовая система гораздо лучше известна относительно доходов, чем относительно расходов; впрочем, расходы понятны сами собой; самый крупный расход шел на войско, затем на чиновников, потом на Церковь ; расход на Церковь был до известной степени единовременным; только в течение двух столетий пришлось делать очень крупные затраты после того, как христианская религия сделалась официальной и необходимо было обеспечить церковнослужителей земельными наделами и крупными поместьями. Далее идет расход, о котором в настоящее время мы не имеем никакого понятия, – расход на продовольствие столиц и центральных провинций, который разучились сами себя кормить и требовали подвоза извне; даже расходы на двор и те падали на общий государственный бюджет, потому что императоры хотя и обладали огромными имениями, но часто тратили свыше своих средств. Вообще система расходов велась крайне беспорядочно; фонд, предназначенный для одного дела, тратился в случае необходимости на другое; так, еще при Домициане фонд на водопроводы употребили на войска, и водопроводы после этого пришли в упадок.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

В. И. Иванов. Приходо-расходные книги Важского Иоанно-Богословского монастыря начала XVII в.     Богословский монастырь был самым древним и самым крупным в Важском уезде, хотя по общероссийским меркам того времени его скорее следует отнести к малым. Данная публикация продолжает издание хозяйственных книг Богословского Важского монастыря . Приходо-расходные книги – один из наиболее важных источников изучения хозяйственной жизни монастыря и всего региона. Основная часть записей отражает его торговые операции, промысловые занятия и выполнение различных работ . Кроме того они содержат массу интересных, часто уникальных сведений о разнообразных сторонах внутренней жизни обители, о местных культовых практиках, государственном управлении и судопроизводстве, о политических и военных событиях. На страницах источника упоминаются лица, о деятельности которых в период Смуты мало что известно или нет сведений вовсе. Удалось выявить 20 приходо-расходных книг, относящихся к периоду с 1601 по 1615 г. Все они хранятся в Государственном архиве Архангельской области (ГА АО), преимущественно в фонде 829 (Шенкурский (Важский) Иоанна-Богословский мужской монастырь), однако два источника оказались включены в фонд 191 (Николаевский Корельский третьеклассный монастырь) . Большая часть приходо-расходных книг – это книги казначеев (18 единиц). Так же как в XVI в., каждый казначей вёл приход и расход не только денег, но и «платья» (одежды и обуви), которым снабжали и старцев, и мирских служителей. Нередко в одной книге представлены и приход, и расход денег (шесть случаев), но чаще приход и расход денег и платья представляют собой отдельные единицы хранения. В одной из сохранившихся книг объединён расход денег и одежды (см. публикацию, документы 8). Редким, можно даже сказать уникальным, в практике русских монастырей является составление приходо-расходных книг келарем. Книга келаря Митрофана 1602/03 г. раскрывает интересные подробности его положения и обязанностей (см. публикацию, документ 4). Среди документов есть также одна приходо-расходная память монастырского слуги, посланного в Холмогоры для продажи ржи и закупки товаров для монастыря (см. публикацию, документ 1).

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

р. асс. в год, и только с 1839 г. на время постройки храма, этого взноса не взималось. Далее нужно было расходовать на сторожей сперва по 120, а потом по 240 р. в год. С 1822 г. присоединился расход на могильщиков, приказчика и могильные инструменты, в количестве от 3,350 (1823 г.) до 4,185 р. (1839 г.), на жалованье пономарям и сторожу и на отопление квартир; с 1823 г. явилась нужда содержать лошадь, а с 1834 г. две. Таким образом к 1817 году расход простирался, средним числом, до 7,850 р. асс., а с 1818 по 1839 – от 15 до 25 т. р. асс. и более. В иные годы происходил дефицит, покрывавшийся займами из сборов на построение храма. Так в 1818 г. на ремонт церковных домов и на работы по кладбищу, было передержано до 1,000 р. с., а в 1819 г. – до 5,600 р. Но вообще доходы превышали расход и была возможность скоплять капитал, который, возрастая процентами, возрос к 1831 г. до 121,400 р. асс. Тогда причт и староста решились употребить его на приведение в лучший вид колокольни при Воскресенской церкви, тем более, что при новой церкви таковой не предполагалось, кроме того – построить ворота и ограду при въезде на кладбище и дома для причта, вместо прежних, обветшавших до степени разрушения. Опыт показал, что ворота удобнее устраивать при самом въезде в кладбище с улицы, чем внутри его, у предполагаемой новой церкви, а равно и дома строить лучше в улице, на месте прежних домов, чем внутри кладбища, отнимая у него место и удаляя себя от других жилых помещений. Посему решили устроить каменные ворота против Воскресенской церкви, деревянный дом – с правой стороны, пред кладбищем, а каменный – с левой, подле богадельни. Протоиерей пригласил родственника своего, архитектора Павла Фед. Воцкого составить на эти постройки планы и смету и, по получении разрешения, в декабре 1831 г. приступили к заготовлению материалов. Начатая с весны 1832 г. постройка продолжалась в течение следующих двух лет. К осени 1834 г. устроены: колокольня, святые ворота, железные, на каменных вереях, с двумя калитками по сторонам, с полукруглою, вокруг площади, каменной, с железной решеткой, оградою, деревянный, отдаваемый ныне под кухмистерскую, дом, в 8 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010