Глава IX. Приходо-расходные книги Из приходо-расходных книг XVII столетия уцелела от пожара 1726 года лишь одна книга, к которой записан приход и расход Воскресенской обители с 1 Сентября, 1693 года. В этой книге приход разделяется на две статьи: 1 . Приход с монастырских вотчин и приписных монастырей с крестьян (оклада) за столовые запасы, за казенные и конюшенные припасы и за саженные дрова. Время переложения этих повинностей с натуральных на денежные надобно относить к 1680 годам; кроме сего, как известно, крестьяне пахали на монастырь десятинную пашню, с уборкою хлеба в житницы и носили и убирали сено на монастырских лугах; других натуральных повинностей в отношении монастыря по актам того времени не видно. 2 . Книга приходная казенным деньгам всяких сборов, кроме окладу. В первой приходной статье окладных сборов 1606 рублей 25 алтын 4 деньги. Во второй приходной статье всяких сборов, кроме окладных 1911 руб. 23 алт. 4 деньги, и в том числе взятых «на перехватку» (в займы), по недостатку на расход наличной суммы, 315 рублев, а всего 3518 рублев 6 алтын. Примеч. Если исключить из этой суммы перехватку (315 руб.), то действительной годовой доход обители будет состоять из 3200 рублей, половину коих составляют окладные, а другую неокладные сборы. А как в, так называемое, «Мусин-Пушкинское заопределение» монастырских вотчин около 1710 года, за Воскресенским монастырем числилось 16000 душ крестьян мужеского пола, окладной же денежной сбор с монастырских крестьян в 1692 и 1693 годах составлял всего 1600 рублей, то и выходит, что денежные сборы в пользу монастыря составляли, кроме издельной повинности (десятинной пашни и сенокоса), всего по 10 копеек с человека. Расходных статей в этой книге пять, а именно: 1 . Книги расходные монастырским казенным деньгам всяких сборов роздачи Строителя старца Сергия с Сентября 1692 по Март 1693 год. Итог составляет 1124. руб. 22 алтына. 2 . Книги расходные казенным деньгам в покупку всяких съестных припасов с 1692 до Июля 1693 года, издержано 729 рублей 11 алтын.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитриева З. В. Памяти келарей Кирилло-Белозерского монастыря «о поминках и запасах»: 1560–1630-е гг. Рукописное наследие Кирилло-Белозерского монастыря включает несколько тысяч документов и книг XV–XIX вв. Без преувеличения можно сказать, что оно является одним из крупнейших монастырских собраний. По степени сохранности кирилловский архив, пожалуй, можно сравнить только с архивом Соловецкого монастыря. В составе монастырских архивов значительное место занимает хозяйственная документация, появление которой непосредственно связано с управлением монастырским хозяйством и в конечном счете – с необходимостью обеспечения монастырского строительства и подвижнической жизни монашествующих. Число насельников в Кирилло-Белозерском монастыре во 2-й половине XVI – 1-й четверти XVII в. составляло несколько сотен человек. По смете доходов и расходов, составленной государевыми писцами в результате ревизии монастыря в июле 1601 численность монастырской братии исчислялась 184 человеками, включая игумена, соборных старцев, священников, диаконов, крылошан и рядовых «и с теми, что на Москве и в Офонасьеве слуг, и служебников и всяких мастеровых людей 391 человек. И обоего 575 Тогда же в монастыре проживали «в больницах нищих 90 человек да в богадельне 12 В начале 1620-х гг. в монастыре число насельников превышало 650 Чтобы прокормить сотни людей, требовались значительные запасы продуктов питания. Трапеза в монастыре регламентировалась Уставом и дополнялась записями в кормовых Казначеи фиксировали поступление «потребного» в приходо-расходных книгах, келари контролировали их расход. Н. К. Никольский так определял обязанности келаря: он «должен был подчиняться распоряжениям игумена и собора и без них не предпринимал никаких важных расходов. Все низшие чины хозяйственного управления в монастыре… были подчинены ему. Круг деятельности его сосредотачивался на монастырском хозяйстве. В частности, он заведовал: трапезою, погребами, кладовыми… всеми естественными продуктами, которые получал монастырь с вотчин, например, хлебом, сырами, яйцами… он же заведовал покупкой нужной для монастыря провизии, расходованием ее… Для памяти келарь имел для этого келарский обиходник. Кроме расходования провизии “по службам и на поминки”, келарь заведовал расходами по пропитанию братии и других лиц, живших в монастыре… Выдавая провизию, келарь должен был сообразоваться с требованиями монастырского и церковного уставов и кормовыми памятями, вследствие чего выписки из них находились в келарских В настоящее время выявлено 15 келарских обиходников 1560—1650-х По характеру сведений они дополняют сохранившуюся и опубликованную кирилловскую учетно-денежную

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

6 августа отдел юстиции предъявил новое требование – передать ему расписку Госбанка (от 14 июля 1917 г. о принятии от Лавры в залог процентных бумаг на 592400 руб.) и 68275 руб. залоговых сумм, еще находившихся в казнохранилище монастыря. Накануне, 5 августа, отдел прислал комиссию для проверки приходно-расходных книг и финансовой деятельности Духовного Собора обители. Комиссия не смогла выявить никаких даже малейших злоупотреблений. Лаврский капитал по документам составлял 2010755,5 руб.: по книге экономических сумм – 960550 руб., братских сумм – 722933,5 руб., церковных сумм – 256137 руб., богодельных сумм – 10560 руб., залоговых сумм – 55625 руб. и переходящих сумм – 2950 руб. На все эти суммы братия представила документы (в том числе акт о сдаче комиссару кладбищ 120700 руб.) и процентные бумаги. К 12 августа двухмиллионный лаврский капитал перешел к отделу юстиции. Обители оставили лишь небольшую сумму наличных денег, которая на 1 июля составляла 21711,6 руб. В акте комиссии от 5 августа отмечалось: «За отходом арендных статей финансовое положение Лавры оказалось весьма затруднительным, и работы по Лавре исполняются преимущественно самой братией, а неотложные расходы производятся за счет церковных сумм». Из финансового отчета за июль 1919 г. действительно видно, что доход за месяц составил 96061 руб.: от церковных сумм 64205 руб., а экономических – 31856 руб., причем за 177 погребений на Никольском кладбище было выручено 15340 руб. Расход же за июль равнялся 70989 руб . Переход многих лаврских рабочих и служащих (например, кладбищенских сторожей) на государственную службу стал причиной ликвидации их Контрольного комитета. Еще в середине марта 1919 г. председатель комитета Н. Гусев именовал себя комиссаром Лавры и конфликтовал с не признающим его в этом качестве Духовным Собором, а 24 марта в обитель поступило отношение экономического отдела совета 1-го городского района об упразднении Контрольного комитета. Правда, братии еще около двух лет приходилось иметь дело и порой серьезно конфликтовать с созданным в конце 1918 г.

http://bogoslov.ru/article/3045404

1718 г. 1720 г. 1721 г. 1722 г. 1723 г. Приход расход приход расход приход расход приход расход приход расход 152 рубля 30 алтын 1 деньга 152 рубля 30 алтын 1 деньга 54 рубля 28 алтын 54 рубля 15 алтын 73 рубля 18 алтын 91 рубль 31 алтын 71 рубль 18 алтын 4 деньги 104 рубля 25 алтын 4 деньги 125 рублей 2 алтына 2 деньги 97 рублей 22 алтына В этом ряду выделяются 2 года, когда доходы превысили 100 рублей: в 1718 г. монастырю были выплачены деньги из государевой казны за конфискованные промысловые угодья; в 1723 г. была возобновлена промысловая деятельность. Денежное жалованье из казны, как следует из ведомости, поступало в монастырь крайне нерегулярно. Так, с 1720 по 1724 гг. эти выплаты прекратились. Отсутствие поступлений в казну монастыря со стороны государства и от промысловой деятельности приводило к дефициту бюджета, как это имело место в 1721–1722 гг.  Анализ доходов и расходов Троицкого Печенгского монастыря по материалам ведомости 1724 г. позволяет выявить следующие особенности. Мои подсчеты, за исключением 1718 и 1722 гг., отличаются от итоговых данных ведомости в меньшую сторону. Разница составляет 1–2 алтына, и только для 1720 г. – более 8 рублей. Трудно сказать, чем вызваны ошибки составителей ведомости в подсчетах. Обращает на себя внимание то, что итоговые суммы расхода всегда соответствуют суммам прихода. Можно предположить, что перед составителем ведомости стояла задача свести «на бумаге» дебет и кредит монастырского бюджета. Вопрос о том, готовы ли были епархиальные власти закрывать глаза на несоответствие действительного прихода и расхода данным ведомости, остается открытым. Заметная разница выявляется и при сопоставлении данных ведомости о приходе и расходе в 1721 г. и приходо-расходной книги казначея Варлаама за тот же год. Во-первых, далеко не все статьи прихода и расхода учтены в ведомости. Так, среди статей дохода в ведомости не были учтены поступления от продажи рыбы в компанию , в расходной части не встречаем выплат иконнику, огороднику и за вытопку китового сала, затрат на организацию промысла и др. (см. Приложение , таблица 2). Во-вторых, расходятся итоговые цифры ведомости и книги казначея Варлаама. В таблице приведены данные о расхождении в итоговых суммах прихода и расхода ведомости 1724 г. и приходо-расходной книги 1721 г. В таблицу 2 не включены суммы займов монастыря. 

http://sedmitza.ru/lib/text/9323665/

Таблица 2 Соотношение прихода и расхода Троицкого Печенгского монастыря  в 1721 г. Документ Приход Расход Книга казначея Варлаама 1721 г. 88 рублей 9 алтын 1 деньга 87 рублей 9 алтын 1 деньга Ведомость 1724 г. 73 рубля 18 алтын 74 рубля 1 алтын 2 деньги Как видим, ведомость 1724 г. существенно занижает доходы и расходы монастырского бюджета. Чем вызвано это искажение, на основании имеющихся источников сказать сложно.  Ведомость 1724 г. завершается перечнем промысловых угодий и предметов промысла, изъятых в казну в 1704 г. Накануне конфискации монастырь вел промысел на побережье Баренцева моря – в становищах Куванцы и Бакланье, прибрежных реках Западного и Восточного Мурмана, в континентальной части Кольского полуострова – на реках Тулома, Улита и в Кольском заливе.  В 1704 г. монастырь отправлял на становища Мурманского берега 32 промышленника, на реки и тони – 52 человека . Объектом промысла была рыба (семга, треска и палтус), ценные виды пушных зверей. Спустя 20 лет промысловая деятельность Троицкого Печенгского монастыря прекратилась. В приходо-расходных книгах встречаются единичные записи, позволяющие заключить, что монастырь организовывал артели для промысла на Мурманском берегу. Так, в 1721 г. монастырь сдал в компанию рыбу и рыбье сало, выручка от которых составила 10 рублей 26 алтын 4 деньги. Для сравнения, в 1704 г. добыча рыбного промысла составляла: трески – 4780 рыб, сала трески – 7 бочек . Рыночная цена составляла 12 рублей за тысячу рыб , следовательно, монастырь мог выручить 57 рублей 12 алтын. В действительности монастырь получил меньшую сумму, потому что сдал рыбу в компанию по заниженной цене – 6 рублей. Как видим, доходы монастыря от мурманского промысла в начале XVIII в. оказались в 2–4 раза больше, чем в 1721 г.   Публикуемые тексты приходо-расходной книги 1721 г. и ведомости 1724 г. отложились в фонде холмогорского Спасо-Преображенского собора Государственного архива Архангельской области. Рукопись приходо-расходной книги (ф. 831, оп. 1, д. 952), форматом 31,5×21 см, состоит из одной тетради в 10 листов, л. – пустой, приклеен к л. 1 за корешок. Водяные знаки: 1) Герб города Амстердама на постаменте, контрамарка: литеры IV – близок к Дианова 408 (1721–1724 гг.), 417 (1723 г.) с другими контрамарками (л. 1–10); 2) белая дата 168 (из-за плотности бумаги прочитана предположительно). На листах общие загрязнения, пятна. По внешнему полю всех листов, кроме л. два разреза длиной 8 мм на расстоянии друг от друга 2 см. В нижней части внешнего поля л. два прокола.

http://sedmitza.ru/lib/text/9323665/

Все эти капиталы консистория хранит в железном шкафе, который помещается в консисторском архиве и ключ от которого держит у себя казначей. Из этой кассы консистория выдает: 1) жалованье архиерею и всему консисторскому персоналу, 2) приходскому духовенству, 3) пенсии духовным лицам в отставке, 4) пособия вдовам и сиротам духовенства, 5) жалованье монахам, 6) оплачивает необходимые расходы на ремонт монастыря и на другие монастырские нужды и 7) чрезвычайные, не вошедшие в смету, расходы, но специально и экстренно разрешенные в большом (усиленном) заседании консистории, с согласия министерства просвещения и церковных дел. Приход и расход записывается в приходно-расходные книги, из коих главная ведется секретарем и хранится в двух экземплярах (один в консисторской кассе, a другой у казначея), причем отдельно ведется счет капиталам для духовенства и монастырей, и отдельно – капиталам завещанным. За целость и порядок консисторской кассы отвечает морально начальник финансового отделения консистории, а материально – казначей; материально ответствен и начальник финансового отделения, если он разрешил произвести выдачу, не оправдываемую законом. Через каждые три месяца начальник финансового отделения делает доклад в заседании консистории о состоянии консисторской кассы и о всех финансовых операциях за истекший срок. А в октябре каждого года составляется предварительная смета доходов и расходов на будущий год, которая рассматривается главным государственным контролем, Государственным Советом и, по утверждении князем, предлагается к исполнению. Отчет же за минувший год консистория представляет главному государственному контролю, который вообще имеет верховный надзор за состоянием консисторской кассы и за ведением приходно-расходных сумм. Но архиерей имеет право во всякое время произвести осмотр консисторской кассы и казначейских книг; в исключительных случаях, напр., в случае сомнения в правильности ведения казначейского дела, он может назначить для проверки кассы комиссию из одного члена консистории, одного чиновника главного государственного контроля и одного духовного лица, не принадлежащего к консисторскому персоналу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

Приведённый участок недостаточно ограждён от возможного захвата земли соседями, так как каменное ограждение его, сухой кладки, местами совершенно разрушилось, существующая же ограда не превышает 0,6–1,00 метра. Наибольшее затруднение к более или менее выгодной эксплуатации этого участка составляет весьма затруднительный доступ к нему, так как единственный проезд и даже подход к участку возможен лишь снизу ската, по совершенно изрытой, каменистой дороге, ведущей от Гефсимании. Если бы нашёлся кто-нибудь, который принял бы на себя пользование этим участком, на первое время хотя бы за малую плату, то его можно было бы обязать устроить по скату несколько рядов террас, каменными подпорными стенами, сухой кладки, как это делается повсюду местными жителями, – без больших затрат, – для уменьшения уклона и для задержания на устроенных террасах дождевой воды, – и тем вызвать способность к произрастанию. Во всяком случае, необходимо улучшить ограждение участка, обозначив границы на более резких переломах границ каменными пограничными столбами, а также исправить обрушившуюся местами ограду. Для производства этих работ потребуется расход в 200 франков, г. Иерусалим. 5-го апреля 1910 г. Писаревский Резолюция Совета ИППО: Приискать арендатора на сдачу в долгосрочную аренду с обязательством устройства террас и устройства пограничных столбов. В настоящее время можно предложить взять его в аренду за 60 фр. в год на 10 лет, с условием, чтобы арендатор устроил террасы для насаждений и построил сторожку. 2) Дамасский участок Участок расположен вблизи от центра города, имеет в общем треугольный вид, – прилегает двумя сторонами к проезжим улицам, из коих наибольшее движение происходит по улице вдоль границы участка – А-Б – на протяжении двухсот метров дороги, ведущей в Иерихон, к Елеонской горе и к Гефсимании. Вторая сторона участка – Б-В – пролегает вдоль менее проезжей улицы, против немецкого монастыря. Третья сторона примыкает к соседним владельцам. Участок занимает площадь в 12 809.62 квад. метра. Поверхность участка имеет значительный уклон от Северо-востока к Юго-западу, – причём самая низменная часть участка, ниже уровня дороги (на Иерихон), около 1,5 метра. –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Монастырь имеет в городе Костроме: каменную часовню; каменный двухэтажный дом, отдаваемый в наем; две казенные лавки, из которых одна под упомянутою часовнею, отдаваемая в наем. Капитал монастыря состоит: 1) из билетов без права передачи в 26 тысяч 402 рубля серебром, 2) из билетов с правом передачи в 4 тысячи рублей серебром. Доходы монастыря составляются из нижеследующих сумм: 1) свечной, 2) молебенной, 3) просфорной, кошельковой, 4) синодичной, подаваемой на поминовение, 5) гостиничной, от посетителей, останавливающихся в гостинице, 6) часовенной, получаемой из Костромской часовни, 7) процентной, 8) арендной с дома, лавок и земель, 9) перевозной, за перевоз чрез Волгу и 10) экстраординарной от пожертвователей, бывающей весьма разнообразною. Ежегодный доход монастыря простирался в последние годы от 7 до 11 тысяч рублей в год. Приход монастыря в 1863 году простирался до 12 тысяч 955 рублей, расход до 12 тысяч 628 рублей. Приход возведен в такой сумме экстраординарными пожертвованиями. Из взятых заимообразно и беспроцентно у некоторых благотворителей 3 тысячи рублей для нетерпящего ремонта монастырских зданий (о сем было сказано в отчете за 1862 год) пожертвовано этими благотворителями 2 тысячи рублей; осталось к уплате 1 тысяча рублей, которые, вероятно, будут также предоставлены монастырю. Суммами монастыря, на потребности монастыря, предоставлено указом Святейшего Синода от 26 августа 1861 года за распоряжаться мне. Вследствие сего обыкновенные расходы, по примеру прежних годов, производятся настоятелем со старшею братиею, а на экстраординарные испрашивается ими мое разрешение. Так как штатной суммы монастырь не имеет, а одну неокладную, то приходо-расходная книга выдается мною, за моими скрепою и печатию; приход и расход представляется ежемесячно на мое рассмотрение; сверх того, книга ревизуется мною по окончании года. Пожертвования в 1865 году были нижеследующие: 1) 100 рублей серебром костромскою Анфисою Бородатовою, 2) 100 рублей серебром ярославским купцом Николаем Димитриевич Рабоуновым, 3) 1000 рублей неизвестным, 4) 300 рублей неизвестным, 5) 1000 рублей крестьянином Ярославской губернии Осипом Федотовым, 6) 300 рублей крестьянином Иваном Ледневым, на предполагаемую постройку нового соборного храма. Всего деньгами пожертвовано 2800 рублей серебром. В церковь пожертвовано разными благотворителями: 1) сень над ракою мощей Святителя Николая, стоящей по приблизительной оценке около 2200 рублей, 2) серебряная позлащенная риза на икону Святителя Николая в 981 рубль, 3) рипиды бронзовые в 140 рублей, 4) подвесник и две лампы в 320 рублей серебром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Монастырь имеет в городе Костроме: каменную часовню; каменный двухэтажный дом, отдаваемый в наем; две казенные лавки, из которых одна под упомянутою часовнею, отдаваемая в наем. Капитал монастыря состоит: 1) из билетов без права передачи в 26 тысяч 402 рубля серебром, 2) из билетов с правом передачи в 4 тысячи рублей серебром. Доходы монастыря составляются из нижеследующих сумм: 1) свечной, 2) молебенной, 3) просфорной, кошельковой, 4) синодичной, подаваемой на поминовение, 5) гостиничной, от посетителей, останавливающихся в гостинице, 6) часовенной, получаемой из Костромской часовни, 7) процентной, 8) арендной с дома, лавок и земель, 9) перевозной, за перевоз чрез Волгу и 10) экстраординарной от пожертвователей, бывающей весьма разнообразною. Ежегодный доход монастыря простирался в последние годы от 7 до 11 тысяч рублей в год. Приход монастыря в 1863 году простирался до 12 тысяч 955 рублей, расход до 12 тысяч 628 рублей. Приход возведен в такой сумме экстраординарными пожертвованиями. Из взятых заимообразно и беспроцентно у некоторых благотворителей 3 тысячи рублей для нетерпящего ремонта монастырских зданий (о сем было сказано в отчете за 1862 год) пожертвовано этими благотворителями 2 тысячи рублей; осталось к уплате 1 тысяча рублей, которые, вероятно, будут также предоставлены монастырю. Суммами монастыря, на потребности монастыря, предоставлено указом Святейшего Синода от 26 августа 1861 года за 3283 распоряжаться мне. Вследствие сего обыкновенные расходы, по примеру прежних годов, производятся настоятелем со старшею братиею, а на экстраординарные испрашивается ими мое разрешение. Так как штатной суммы монастырь не имеет, а одну неокладную, то приходо-расходная книга выдается мною, за моими скрепою и печатию; приход и расход представляется ежемесячно на мое рассмотрение; сверх того, книга ревизуется мною по окончании года. Пожертвования в 1865 году были нижеследующие: 1) 100 рублей серебром костромскою купчихою Анфисою Бородатовою, 2) 100 рублей серебром ярославским купцом Николаем Димитриевич Рабоуновым, 3) 1000 рублей неизвестным, 4) 300 рублей неизвестным, 5) 1000 рублей крестьянином Ярославской губернии Осипом Федотовым, 6) 300 рублей крестьянином Иваном Ледневым, на предполагаемую постройку нового соборного храма. Всего деньгами пожертвовано 2800 рублей серебром. В церковь пожертвовано разными благотворителями: 1) сень над ракою мощей Святителя Николая, стоящей по приблизительной оценке около 2200 рублей, 2) серебряная позлащенная риза на икону Святителя Николая в 981 рубль, 3) рипиды бронзовые в 140 рублей, 4) подвесник и две лампы в 320 рублей серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В беловике нет соответствия всего одной, 45-й статьи черновика: «Да холсту купил 70 локот, дал 7 алтын» В то же время в беловике появились новые статьи, которых нет в имеющейся части черновика: между записями 27 и 28: «Купил воз сена, дал 10 денег»; «Купил хмелю 9 гривенок, дал 5 алтын с московкою». Между записями 55 и 56: «Да купил кавтан бел нов Гришке Поваренному, дал 3 алтына»; между 80 и 81: «Дал священнику Варламу 7 алтын»; между 86 и 87: «Мисаилу старцу за свитку дал 2 алтына» Сохранившиеся хозяйственные книги Богословского монастыря показывают, что в самом конце XVI в. казначеи этого монастыря обязаны были вести одновременно учет и денег, и одежды. Каждый казначей составлял книги прихода и расхода денег и платяные книги, которые представлялись настоятелю и проверялись им вместе с соборными старцами. В 1600 г. при проверке казначея Елисея была установлена по его приходо-расходным книгам недостача 2 рубля 32 алтына, а по платяным книгам - недостача холста и сукна на сумму полтора рубля, которые и были взысканы с казначея Срок службы казначеев в конце XVI в. ограничивался обычно одним годом и после ее окончания все три книги казначеев проходили проверку. Запись о счете есть в расходной книге 1592/93 г. в приходных и расходных 1597/98 г. (две одинаковые записи а также запись в черновике расходной в приходных и расходных 1598/99 г. (две одинаковые записи) 1599/1600 г. (одна общая запись на приход и расход) в приходной 1600 г. (одна общая запись на приход, расход и платяную книгу) В Важском Богословском монастыре в XVI в. сложилась своеобразная система хозяйственного учета. Сохранившиеся приходо-расходные книги позволяют исследовать различные стороны жизни того времени. Публикуемые источники помимо хозяйственной информации содержат уникальные сведения о составе монахов и монастырских людей, системе управления монастырем. Они позволяют дополнить и уточнить данные справочника П. М. Строева (см. таблицу). Оказывается, что вторым лицом после игумена в иерархии этого монастыря считался черносвященник (иеромонах), а ниже стояли келарь и казначей, хотя обычно в монастырях вторая позиция принадлежала келарю.

http://sedmitza.ru/lib/text/8414385/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010