и б) наличными деньгами С остатком же прошлого 1911 года к 1-му января 1913 года по вышеозначенному фонду в кассе Комиссии состоит: а) процентными бумагами и б) наличными деньгами II. Расход В минувшем 1912 году суммы фонда бывших воспитанников Академии 52 курса в расход не поступали. По фонду помощи бывшим воспитанникам Академии 54 курса: I. Приход К 1-му января 1912 года в кассе Комиссии состояло наличными деньгами В отчетном 1913 году поступили следующие суммы: От священника о. Никанора Крестианополь за 1-е полугодие 1912 года От К.В. Орлова преподавателя Тверской семинарии за 2-е полугодие 1912 года От священника Московской Николо-гнездниковской церкви о. В. Соколова 10 руб. предварительный единовременный взнос и 12 руб. взнос за 1911 год, а всего —67— 4. От податного инспектора г. Сызрани г. Староверова взнос за 1911 г. 12 руб. и 12 руб. за 1912 г., а всего От священника местечка Загниткова, Подольской губернии, Иосифа Цисарь взнос за 1912 год От священника Спасской, в Каретном ряду, церкви о. Н.И. Луневского за 1912 год От Михайловского Рязанской епархии викарного Преосвященного Епископа Амвросия 6 руб. обязательного вноса и 4 руб. пожертвований курсу и взнос за 1-е полугодие 1912 года 6 р. 20 коп., а всего От преподавателя Ростовского, Ярославской епархии, духовного училища Николая Волнина за 1912 год От инспектора народных училищ г, Брест-Литовска Николая Ивановича Богданова взносы за 2-е полугодие 1911 года и за 1912 г. От епископа Угличского, викария Ярославской епархии, Иосифа (Петровых) взносы 12 р. 20 к. за 1911 г. и 12 р. 20 к. за 1912 год, а всего От преподавателя Бахмутского, Екатеринославской епархии, духовного училища Ивана Анастасиевича Германиди за 1911 и 1912 годы От преподавателя Волынской семинарии Феодора Владимирского за 1911 год От преподавателя Воронежского духовного училища Василия Самецкого за 2-ю 1911 г. и за 1-ю половину 1912 года От преподавателя Курской семинарии Алексея Румницкого за 1911 год —68— 15. От секретаря Московской Синодальной Конторы Павла Адреановича Строганова за 2-е полугодие 1911 года

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1875 году Правление Семинарии для устранения многих неудобств просило высшее начальство разрешить занять часть нижнего этажа, где находятся торговые помещения, для библиотеки, устроить церковь , общежитие, водопровод и мн. другое. Разрешено было сделать только последнее. Потом капиталист Алафузов, как говорят, выражал желание построить новое здание Семинарии в 200,000 р., по плану, утвержденному Свят. Синодом, с тем, чтобы потом ему отдано было настоящее здание Семинарии. В 1880 году ревизовавший Казанскую Семинарию член учебного комитета при Св. Синоде Д. С. С. г. Керский в донесении высшему начальству между прочим сообщил, что „здание Казанской дух. Семинарии, находящееся на возвышенной местности, открытой со всех сторон ветрам и расположенной на весьма модной и шумной улице, при том же на половину занятое в нижнем этаже торговыми заведениями, вообще неудобно для Семинарии в гигиеническом отношении и для учебно-воспитательной цели”. Посему он предлагал построить новые здания для Казанской Семинарии на ином месте, более удовлетворяющем семинарским потребностям; существующие же здания сполна отдавать в аренду и арендою покрывать весь расход по постройке новых семинар. зданий, а если это предположение почему-либо окажется неудобоисполнимым, то для устранения замеченных неудобств сделать тамбуры, застроить в коридорах печи, устроить церковь на пожертвования известных Ректору лиц. Ответом на сие было отношение Господина Обер-Прокурора Свят. Синода, в котором говорилось, что „некоторые духовные Семинарии до сего времени не платят собственных домов и приспособленных зданий и из духовно-учебного капитала предстоит значительный расход на возвышение жалованья учителям училищ и на содержание увеличенного числа казеннокоштных воспитанников в Академиях, а посему не признается возможным дать ход предложениям г. Керского о постройке новых зданий для Казанской Семинарии, но считается достаточным ограничиться в настоящее время лишь устранением замеченных г. Керским недостатков в существующих зданиях Семинарии и распорядиться устройством домовой церкви на счет известных Ректору Семинарии, протоиерею Каменскому благотворителей”. Церковь была устроена и освящена в том-же году (19-го октября), а на устроение тамбуров, печей и т. под. выслано было 856 р., на которые и устроено было все согласно сметы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Итого в постоянные пособия выписана сумма 1248 ,, б) пособия единовременные:: 1) Вдове помощника инспектора Новгородской семинарии Вере Белявской 2) Бывшему профессорскому стипендиату, а ныне помощнику инспектора Московской семинарии С.И. Голощапову 3) Вдове священника Андреевской, при 4-й Московской гимназии, церкви, Иоанна Виноградова (кандид. выпуска 1895 г.) – Анне Виноградовой 4) Заштатному священнику Сергею Виноградову Итого в единовременные пособия выдано в) пособия заимобразные: 1) Священнику Московской Космодемьянской, на Тверской, церкви, о. Сергию Лебедеву на лечение 2) Профессорскому стипендиату помощнику инспектора Московской духовной семинарии С.И. Голощапову (сроком на 1 год) Итого в заимообразные пособия выдано —68— д) особые расходы: 1) Делопроизводителю Комиссии Η.И. Кедрову на канцелярские и почтовые расходы и прочие мелочные нужды 2) Затрачено на покупку одного 5% закладного листа Государственного Дворянского Банка с купоном май 1909 г. за 03836 3) Уплачено в контору Государственного Банка за хранение принадлежащих комиссии %-х бумаг (по распискам за 406841, 420956, 492111, 500284, 541237) и обмен купонного листа Итого в особый расход выписана сумма 1051 ,, Итого всего за 1909 год выписало в расход 2679 ,, За вычетом из суммы прихода 3425 р. 43 к. суммы расхода 2679 руб. 57 коп. в кассе Комиссии на 1-е января 1910 г. состояло: процентными бумагами 28400 р. наличными деньгами Примечание. Процентные бумаги находятся на хранении в Государственном Банке по распискам оного, а наличные деньги в главной Сберегательной кассе по книжке Комиссии за 85686 и из них производятся текущие расходы. 1 Едом и Адам одного корня (быть красным) с адама – земля, почва, красноватая земля (см. Onomastica Sacra ed. Lagarde). 2 В начале стиха чит. и согл. мн. греч. Мар Конст Ал поздн. Не чит. 03 Мир. отвещав же Асс. 1-е ему чит Кнр. согл. мн. греч. но слав. не чит. Кнр. чит λγει, но все επεν. Мар Зогр Мир оп. и после Господь мой – очевидно по ошибке гомиотелевтона. Нек. лат. приб. tu es, а D on .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синод определил: описи раскольников в тех местах не производить на основании указа 1716 года. В то же время Зиновьев доносил, что штрафов брать с некоторых «нечего за бедностью», – определено: штрафы править 330 . Зиновьеву особыми указами поручалось отыскивать наиболее деятельных и, следовательно, вредных раскольников, или возбуждавших подозрение 331 . Иногда у Зиновьева недоставало солдат для исполнения очень важного поручения. Так, из одного дела за 1724 год видно, что Зиновьеву нельзя было управиться, когда он преследовал и ловил одного раскольничьего учителя, Тимофея Широкова, явившегося в копорском уезде и долго скрывавшегося, благодаря отсутствию необходимых для Зиновьева солдат 332 . Заслуживают внимания некоторые частные сведения, заключающиеся в донесениях Зиновьева и характеризующие тогдашнее состояние раскола. Из одного донесения видно, что с попов за утайку раскольников взято штрафных денег 80 руб.; после беглого раскольника за продажную лошадь взято 3 рубля; после беглых раскольников продажного хлеба и домового скарба получено 11 руб. На основании донесения Зиновьева представлено было Святейшему Синоду, что, после беглых раскольников в копорском уезде остался в распоряжении Зиновьева, между другими старыми иконами, образ во облаце Пресвятой Богородицы, пред ним написан некто молящийся, а в руке сложение для изображения крестного знамения написано двуперстное. «Куда девать его?» Ответ: «присланный от поручика Зиновьева с ветхими Святых иконами написанный пред образом Пресв. Богородицы без подписи, по раскольническому вымыслу, с изображением двуперстного к крестному знамению сложения, кумир, истребить немедленно, а святые иконы хранить где пристойно 333 . Справедливость требует привести два случая о деятельности Зиновьева, для характеристики её. По одному приходо-расходному отчёту Зиновьева, относящемуся к 1724 году, сбор с раскольников определялся в 4.744 руб. 09 коп.; а расход – в 5.015 руб. 43¼ коп.; следовательно, расход превышал приход на 271 руб. 33 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Не спросит Господь на судилище своем, как долго молитесь? как много поститесь? по какому чину в храме и церкви воспеваете? Хотя и все это хорошо, но спросит: сколько оказали милости бедным, сколько научили их, как св. Матфей пишет... Помни ты только то, что я тебе часто говорил, когда ты был игуменом, что не хорошо монастыри чересчур обогащать и давать им многие вотчины; они от того более пустуют, пьянствуют и ленятся, а праздность на всякое зло влечет; а когда убоги, то более трудятся, как достать хлеб и одежду, а другое и в голову не пойдет» (Продолж. Рос. Вивл., V, 243–244. Письмо подписано: Царь Иоанн благословение прошу). Тут же похвалы Макарию, Дионисию и ему, Гурию, и укоризны другим. Он поощряет, чтобы старцы детей учили и не только читать и писать, но и читаемое право разуметь, чтобы могли и других учить и бусурман наставлять. Гурий, будучи игуменом, заботился не об обогащении монастыря и внешнем благолепии, но о достойной жизни братии (Филарет, Жития, 4 дек.). В житии Геннадия Костромского (1-й ред.), сост. игуменом Спасо-Геннад. мон. Алексеем, читаем след. место, характеризующее отношение Ивана Грозного к монастырям: «яко дым прогоняет пчелы, так и пиянство Св. Духа отгоняет от человеков; сей же преп. авва Геннадий чужался пиянства. Нецы братия наша любят пиянство, яко же и аз, а ини же игумены малых обителей желают в великия обители на игуменство. Яко како в день ярости Господня не ползует человека многое имение, тако же и нас не ползует в великих обителех игуменити: ему же дано много, много ся и взыщет. Мне глаголал самодержец великороссийский православный царь и вел. князь Иван Васильевич: «живи ты, игумен, да имей расход по приходу; аще ли не по приходу расход, и ты скатерти урежь» (Проток. засед. Арх. ком., III, 217, примеч.). Иван Грозный, в своих теоретических воззрениях на современный быт монастырей, был истолкователем мнений М.Грека (Павлов, 107), с которыми, конечно, познакомился по его сочинениям. § XVIII В борьбе за право владения церковными имуществами, резче всего обнаружилась сила влияния духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Итого всего в минувшем 1913 году в расход выписано наличных денег 1.933 р. За вычетом означенного расхода из общей суммы прихода наличных денег в остатке на 1-е января 1914 года в кассе Комиссии состоит наличными деньгами По фонду помощи бывшим воспитанникам Академии 52-го курса: К 1-му января 1913 года в кассе фонда состояло: а) процентными бумагами б) наличными деньгами В течении 1913 года поступило налич- ными деньгами – проценты с капиталов фонда Итого к 1-му января 1914 года в кассе: Комиссии по означенному фонду состоит: а) процентными бумагами б) наличными деньгами (с остатком от 1912 г. в сумме 31 р. 64к.) Сумм в расход в течение минувшего года по означенному фонду не выписывалось По фонду помощи бывшим воспитанникам Академии 54-го курса: К 1-му января 1913 года в кассе фонда состояло наличными деньгами В течение 1913 года в фонд поступило: а) процентными бумагами От вдовы протоиерея Московской Богородицерождественской, в Столешниках, церкви Александры Ильиничны Модестовой одно свидетельство 4% Государственной ренты за 04250 сторублевого достоинства с купоном на 1-е марта 1913 года Куплено пять 5% свидетельств 2-го внутреннего займа с купонами на 1-е марта, 16024, 295, 113–14, 102545 и 99624 сторублевого и двухсотрублевого достоинства на сумму семьсот рублей по номиналу Итого в кассу Комиссии по вышеозначенному фонду в отчетном году поступило %-ными бумагами б) наличными деньгами: %% с капиталов фонда по книжке Сберегательной Кассы за 59491, разряд 20 за истекший 1912 год От продажи одного свидетельства 4% Государственной ренты за 04250 с купоном на 1-е марта От священника местечка Загнатково, Подольской губернии, о. Иосифа Цесарь членский взнос за l-yю половину1913 г От Епископа Михайловского, Рязанской епархии, Преосвященного Амвросия взнос в фонд за 1913 г. и 3 руб. пожертвования фонду От преподавателя Ростовского Дмитриевского духовного училища, Ярославской епархии, Николая Волнина – членский взнос за 1-ую половину 1913 г. %% по купонам с принадлежащих фонду %%-ных бумаг

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После Смирнова попечителем был из Поводнева крестьянин Титов, потом Дмитрий Красотин, потом Д. Приселков. Учителями были: Успенский Иван Алекс-ч (1878-1883), потом нотариус г. Ярославля, Торопов Константин Алекс. и другие. В означенном училище со времени открытия обучалось 653 человека, из них 401 мальчик, 252 девочки. Окончило курс с получением свидетельства 329 человек. Расход на содержание училища в год 130 руб. из местных средств. Каждый ученик будет стоить за время обучения 21 руб. 40 коп. Но эта цифра будет больше, если присчитать расходы по ремонту здания, расход на книги жертвователей. В 1904-1905 учебном году обучается 30 мальчиков и 34 девочки. 8 октября 1880 г. с северо-запада пронеслась буря, была до 10 октября. Сорвано много крыш, разрушены огороды, падали строения. Лён у некоторых унесло неизвестно куда, сорвало бурей часть крыши с Покровской церкви. Клировые ведомости о церквях и притчах их, второго благочинного округа Мышкинского уезда священника Андрея Преображенского за 1903 год 1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1777 г., а при ней состоящая отдельно церковь Николая Чудотворца в 1805 г. тщанием прихожан. Во всех церквях имеются три иконостаса, устройство которых современно устройству церквей, а равно и живопись в них. Стенная же живопись устроена в Покровской церкви в 1889 г., а в Никольской в 1867 г. Все сие благоустройство делалось с разрешения Епархиального начальства. 2. Зданием обе каменные и Покровская с таковою же колокольней, крепкие и обе обнесены каменной оградой и крыты железом. 3. Престолов в первой - два, в настоящей теплой во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе во имя Пророка Илии, во второй холодной – один во имя Святителя Николая. 4. Утварью достаточны. 5. По высочайше утвержденным штатам 1885 г. причта положено быть одному священнику, одному дьякону и одному псаломщику, которые и состоят налицо. На содержание священнослужителя постоянного оклада не положено, но пользуются они добровольными приношениями прихожан, каковых по братской кружке за 1903 г. разорено (разделено?) 1200 рублей и процент с капитала в 3028 руб. 93 коп., вложенного разными лицами на вечное поминовение родителей. На сей капитал имеются следующие билеты: а) государственная 4 % рента, хранящаяся в Ярославском отделении Государственного банка по расписке оного за 47751 на 2600 руб.; б) билет Ярославского отделения Государственного банка на вечный вклад за 36947 от 27.09.1891 г. в 250 руб.; в) три части двух 5 % билетов Рыбинского общественного банка за 2499/7186 от 29.03.1876 г. и 2966/7370 от 04.11.1876 г. по 100 руб. каждый на 150 руб. и в наличных 28 руб. 93 коп. Процентов получается всего 115 руб. 42 ½ коп, а всего получается дохода за 1903 г. 1315 руб. 42 ½ коп.

http://sobory.ru/article/?object=20744

Иоанна. Такой же смысл имеет сравнение ми­лостыни с сеянием, также любимое св. Иоанном, с приобретением друзей на небе и т. п. – сравнения, имеющие первообраз в откровенном учении. «Потому милостыня называется сеянием, – говорит, например, святи­тель, – что она есть не расход, а прибыток; ты, когда приступаешь к се­янию, не обращаешь внимания на то, что издерживаешь запас прежних произведений, а имеешь в виду еще несуществующую жатву будущих произведений, притом не зная, что все будет в твою пользу... Итак, зная это, будем смотреть, подавая милостыню, не на расход, а на прибыток, и на будущие надежды, и даже настоящую выгоду, потому что милостыня доставляет не только Царство Небесное, но и в настоящей жизни без­опасность и избыток. Кто сказал это? Сам Тот, Кто властен сделать это. Подающий из своего имения бедным, сказал Он, сторицей приимет в этом веке и живот вечный наследит. Видишь ли воздаяния с великим изобили­ем подаваемые в той и другой жизни? Не будем же медлить и уклоняться, но каждый день будем приносить плоды милостыни, чтобы у нас и настоя­щие дела текли благополучно, и достигнуть нам будущей жизни» 840 . «Пока есть еще время, будем сеять, чтобы пожать. Когда наступит зима, когда по морю нельзя уже будет плавать, тогда и купля эта уже не будет в на­шей власти. А когда наступит зима? Тогда, когда наступит тот великий и славный день... Теперь – время сеяния, а тогда – время жатвы и соби­рания. Если бы кто во время сеяния не бросал семян, а стал сеять во время жатвы, тот, кроме того, что не получил бы ничего, еще был бы осмеян. Если же настоящее время есть время сеяния, то теперь-то и должно не собирать, а расточать. Станем же расточать, чтобы собрать... Не упустим удобного времени, а сделаем обильный посев и не пощадим ничего свое­го, чтобы получить обратно с большим воздаянием» 841 . «Сеяй скудостию, скудостию и пожнет. Итак, что ты скупишься? Сеяние ужели есть трата, ужели убыток? Нет! это доход и прибыль. Где сеяние, там и жатва; где сеяние, там и приращение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

В тот же период времени, в 1854–1856 годах, переделан и возобновлен, еще с начала XVIII века существовавший, придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северовосточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юговосточной стороне храма также на хорах. Этот последний построен в 1856 году на средства Татианы Дмитриевны Слепцовой. Придел во имя великомученицы Варвары, по возобновлению освящен 3 декабря 1855 года, а придел в честь Казанской иконы Божией Матери 28 июля 1856 года игуменом Николаевского Староладожского монастыря Аполлосом. Все, произведенные в 1854–1856 году, работы внутри Успенской церкви, вместе и с устройством трех иконостасов, стоили 4555 рублей. Расход этот покрыт частью монастырскими средствами, а часть пожертвованиями различных благотворителей. 207 Благовещенская придельная церковь , существовавшая уже в начала XVlII века нераздельно с Успенской и имевшая в 1761 году 8 сажен длины и не более 2 сажен ширины, постепенно распространена до того, что в настоящее время имеет 13 саж. длины и 4 саж. 1 арш. ширины. Первую значительную пристройку к ней, как мы видели, сделала игуменья Евпраксия, пристроившая в 1802 году к Благовещенской церкви паперть; а потом переделала и распространила до настоящих размеров и покрыла листовым железом Благовещенскую церковь игуменья Феврония в 1831–1833 годах. Внутри Благовещенская церковь до 1831 года, т. е. до капитальной перестройки её при игуменье Февронии, оставалась в том же виде, с тем же иконостасом, какой мы застали в ней и описали под 1761 годом в истории монастыря. Но совершив капитальную перестройку Благовещенской церкви, игуменья Феврония нашла, что прежний иконостас для перестроенной церкви не годится, и потому 30 января 1833 года просила преосвященного митрополита Серафима о разрешении поставить иконостас, соответственный храму, по новому, представленному ей, рисунку. Испрашиваемое разрешение дано 31 января того же года. В 1856 году в Благовещенской церкви оказался необходимым большой ремонт. От сырости, постоянно державшейся в церкви, вследствие дурной вентиляции под нижними полами, полы в ней совершенно сгнили, иконостас закоптел и расклеился. Игуменья Дионисия потому просила (29 сентября 1856 года за 114) преосвященного Платона, епископа Ревельского, устроить новый пол из материала, заготовленного в 1855 году из монастырского лесного участка, и заменить старый иконостас новым. Этот новый иконостас, по отобранным игумений ценам, должен был стоить до 475 рублей; расход по устройству его предполагалось покрыть частью пожертвованиями благотворителей, частью монастырскими суммами. Но потом игуменья донесла Консистории, (10 декабря 1856 года за 143), что «иконостас жертвуется в означенную церковь купцом Никифором Никитиным». В 1856 году были построены в церкви новые полы; а в октябре 1857 года был уже готов и 24 октября освидетельствован и иконостас. 208

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, варанчюг, звена белужьи. Кормлено 12 человек нищих да Венева монастыря крестьянин. Выдано на двор на расход: белуга, 2 осетра, косяк мякотной, да просолной рыбы пол-белуги, осетр, да свежие рыбы в тело, в кружек и в збитень 5 щук. Изготовлено на подачи 2 блюда пряжья. Июля в 26 день, в среду Святейшему патриарху подано в келью столового кушанья с икрою: Папошник. 3 пирога долгие с икрою. Пирог круглой с вязигой. Пирог приказной с вязигой. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Блюдо икряников. Оладьи в патоке. Кашка яшная с отваром. Икра зернистая с луком. Икра паюсная с ореховым маслом. Вязига под хреном. Ботвинье с огурцами. Галушки с икрою да со пшеном. Калья с огурцами. Шти с отваром. Кашка щипаная. Грибы в тесте. Казначею с началною братиею: шти с отваром, калья с огурцами, каша щипаная; казначею пироги, папошник, началной братье папошники. Священникам и братье тож, кроме пирогов и папошников. Дворяном и всяких чинов людям дворовым шти, калья. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на подачи белуга мерная; изготовлено 2 блюда пряжья. Июля в 27 день, в четверток Святейший патриарх изволил быть и кушать в походе в селе Троицком-Голенищеве. Казначею с началною братиею по кельям есть подано: икра, вязига, звена осетра просолного, ухи плотичьи, шти с сметаной, варанчюг, пироги, папошники. Священникам и братье: икра, шти с сметаной, варанчюг, пироги. Дворяном и всяких чинов дворовым людям шти с снетками, звена белужьи. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на двор на расход 3 белуги мерные, 2 косяка мякотных. Того ж числа отпущено недельный обиход в село Владыкино домовым, стремянному да 4 человеком стряпчим, конюхом: пол-осетра, 4 мерки снетков, четверик круп. Июля в 28 день, в пяток Для празднества и ходу чудотворного образа пресвятыя Богородицы Одегитрия Смоленские, святейший патриарх изволил быть в походе в селе Троицком-Голенищеве. Казначею с началною братиею есть было: икра, вязига, присолы щучьи, звена осетрии просолные, ухи плотичьи, шти с снетками, варанчюг, звена белужьи, пироги, папошники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010