В других главах: 6. Настоятель и братия, в особенности же настоятель, обязываются отнюдь не употреблять пищи вне общей трапезы. 8. Воспрещается и настоятелю и братии держать в монастыре и употреблять, даже вне монастыря, какие бы то ни было хлебные напитки. 10. Воспрещается братии принимать в кельи мирских людей, в особенности женского пола и отроков. 12. Воспрещается братии, за исключением настоятеля, без особой благословной причины, входить в разговоры с приезжающими в монастырь монахами и мирскими. В заключение написано очень сильно пространное и душеполезное наставление, наполненное цитатами из отеческих книг, о пользе устава и правил для иноческой жизни, и о вреде, проистекающем от самоволия, самочиния и беспорядка. Во втором отделе предписывается вообще отправлять все Богослужение единогласно, со вниманием и благоговением. 2. Характер монастырской жизни. Главный характер жизни монастырской есть строгое соблюдете вышеприведённого общежительного устава. Этим уставом для всего братства определяются общие труды, общая молитва , общая трапеза, одинаковая для всех одежда и все прочее. Составляя многочисленное общество и собственными руками удовлетворяя большей части своих нужд, братья заняты многоразличными трудами. Труды их называются „послушаниями“. Первое из них–послушани отца настоятеля. Оно возлагается на него всем братством и в нём утверждается он Св. Синодом. В общежительном монастыре все малейшие предметы должны необходимо доходить до его сведения, чтобы, с одной стороны, сообщить всему внутреннему управлению характер единства, а с другой–чтобы освободить должностных от греха самовольства, отягощающего совесть послушника и производящего смущение в братстве. Второе послушание – наместника: он главный помощник настоятеля по всем отраслям монастырского управления. Третье послушание – казначея, который ведёт приход и расход сумм монастырских. Четвертое–ризничего, заведывающего ризницею. За ризничим следуют духовники. Кроме духовников, никто из иеромонахов не может принимать на исповедь ни братии, ни приезжающих в монастырь богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Таким образом расход на каждого раскольника или раскольницу составлял по 2 руб. 50 коп. и 2 1/8 четверти хлеба в год 1190 , и таких к половине 1736 г. было прислано 1541 человек 1191 . Однако надо заметить, что поселение в православные монастыри должно быть очень претило раскольникам, по крайней мере, в документах очень нередки рапорты монастырей о массовых их побегах 1192 , да и монастыри едва ли были им рады, что, между прочим, видно из того, что через два года, 23 февраля 1738 г., потребовалось подтвердить предыдущий указ (4 сентября 1735 г.) о размещении и содержании раскольников 1193 . D. Расквартирование пленных Во время войны с Турцией 1735–1739 гг. по указу Сената в монастырских вотчинах отводились также квартиры для пленных турок, как, например, у Спаса на Всходке (вотчина Троице-Сергиева монастыря); в селе Ангелове Московского уезда (вотчина Волоколамского монастыря), в селе Черкизове того же уезда (вотчина Чудова монастыря) 1194 . E. Призрение сирот и незаконнорожденных подкидышей Для призрения подкидышей и незаконнорожденных младенцев еще в 1715 г. Петром приказано было построить госпитали: в Москве – мазанки, а в других городах – деревянные. В 1724 г. в ведомстве одной Московской губернской Канцелярии их находилось 892 чел., 396 мужского и 496 женского пола разного возраста, от полугода и меньше, до 8 лет, издерживалось на них 4731 руб. в год. При них находилось 218 кормилиц, из которых каждой шло на год по 3 руб. денег и по 3 четверти хлеба. Канцелярия доносила, что кормилицы и младенцы живут по разным местам, так как указных госпиталей не построено и потому происходят всякие безпорядки, за которыми уследить невозможно. Тогда решено было для воспитания подкинутых младенцев в Москве назначить монастыри 1195 . 29 мая 1724 г. капитан гвардии Баскаков (впоследствии обер-прокурор Св. Синода и член Коллегии Экономии) получил указ: взяв доходы монастырские, разделить следующим образом: 1) Чиновным монастырским. 2) На церковные потребы, починку и проч. по указу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Кроме того, очень многие из светских обитателей монастыря совсем не представляли собою простого бедного народа. В монастырских школах учились не только дети бедных, но и благородных семейств, быть может даже преобладали. В качестве призреваемых жили в монастырях напр. семьи основателей и благодетелей, мелкие придворные и чиновники по королевскому назначению, а также люди со средствами, сделавшие известный вклад и за это принятые в монастырь на дожитие. Наиболее распространенною формой монастырской благотворительности для народа были кормления бедных в определённые праздники и поминальные дни, а также так называемое «гостеприимство», т. е. предоставление в монастыре приюта всем проходящим и проезжающим, чем, конечно, пользовались не бедные только, но и состоятельные торговцы и богатые джентльмены, путешествовавшие по стране. Весь расход монастырей на обязательную благотворительность, по вычислению автора, составлял меньше трёх процентов монастырского бюджета. (Стр. 240–286). Немало ценных замечаний даёт автор в тех случаях, когда касается литературы своего предмета. Особенно интересными показались нам его замечания по вопросу об определении величины площади монастырского землевладения в эпоху секуляризации. Многие старались разрешить этот вопрос, подходя к нему различными путями, причем наиболее удачным представляется, по-видимому, путь, избранный, между прочими, хорошо известным всем нам профессором М. М. Ковалевским. Путь этот очень прост. «Если мы знаем итог монастырского дохода, то достаточно разделить его на среднюю доходность акра, чтобы получить площадь монастырского землевладения. Этим простым приемом и пользуется Ковалевский. Он берет у Саида итог церковного дохода и у С. Роджерса среднюю доходность акра под обработкой. Разделив 320.000 фунт. стер. на 6 пенсов, он получает число акров церковной земли, 12.800.000. А монастырский доход по известиям Спида, Стоу и Таннера составлял приблизительно половину общецерковного, следовательно, площадь монастырского землевладения составляла по крайней мере шестую часть всей территории».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

2) при кассе всегда иметь особую, за печатаю, монастырскою книгу, в которую вносить как приход, так и расход суммы в то самое время, когда получится или израсходуется таковая на издержки для обители, означая год, месяц и число; 3) знать, сколько чего в год потребно для монастыря купить, и о том заблаговременно представлять собору или игумену и с их дозволения покупать с разсмотрением; 4) в начале каждаго месяца составлять отчет о приходе и расходе протекшаго месяца, который сличать с приходорасходными книгами, поверять с наличною суммою и по поверке вместе с казначеем подписывать двум или трем свидетелям, как-то: наместнику, ризничему и эконому. Отчет сей представлять игумену и по разсмотрении им с его пометою хранить для годовой поверки прихода и расхода; 5) по своему разсмотрению выдавать деньги на мелочные расходы эконому или другим посылаемым для покупок и с них требовать отчета и остальных денег тотчас по исполнении поручения и записывать; 6) с позволения игумена нанимать с экономом рабочих людей и с ними по надлежащему в свое время разплачиваться; 7) иметь ближайшее наблюдение за распоряжениями эконома по хозяйственной части. Глава 6 О должности ризничаго Ризничий должен быть иеромонах или иеродиакон испытанной верности, честности и трезвенной жизни. Должность его: 1) иметь верныя описи церковнаго имущества и всех ризничных вещей с показанием их счета, веса и цены. Хранить оныя всегда в ризнице, в безопасном месте, и без благословения игумена самому главной описи не брать и другому никому не давать отнюдь; у себя же иметь с оных точную копию; 2) все врученный ему вещи церковныя, как-то: святыя мощи, Евангелия, священные сосуды, кресты напрестольные, дарохранительницы, святыя иконы с драгоценными камнями, золотыя и серебряныя вещи, панагии, митры, кресты, кадила, подсвечники и проч., также священныя облачения, одежды напрестольныя, покровы, пелены, самыя церкви и все, что имеется в церквах и хранится в ризнице по описи, хранить в целости и исправности. Для вещей многоценных неизлишним признается иметь внутри ризничной палаты или в другом месте особое приличное и безопасное хранилище, которое было бы не только за ключом ризничаго, но и за печатаю, долженствующею храниться у игумена или наместника;

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

е. в 52 р. 16 к., не включая еще в это число остаточных от 1755 г. 3 р. 38 к. Главный источник дохода составляла тогда монастырская мельница: «У мельника Феофана Елисеева – читаем в книжке – принято помельних денег» в разное время 16 р. 17 к.; затем продажа монастырскаго скота дала 14 р. 80 к.; «за монастырскую лошадь – кобылу, шерстью рыжая, принято денег 4 рубли; посторонним людям, ради монастырской необходимой нужды, продана корова, июля дня, взято денег 1 р. 80 к.; продали бычка малаго, взяли 2 р.; продали быков, взяли 7 р. Да продано монастырскаго хлеба – ржи на 4 р.». Оброка»: «Скомороховскаго села у половника у Стефана и Ивана подрядных денег принято 7 рублев с полтиною, да за прежней 755 год 1 1/2 руб. Взяли за постоялое с Петра Иванова рубль». Наконец вклады, подаяние и выручка за свечи принесли 6 р. 66 к.: «Каргополец Ив. Иванов Зажигинской по радению положил в казну (в феврале) 54 к. Маия и июня по 10 число вынято мирскаго подаяния из ящика денег рубль 62 к. Ехал (каргопольский) воевода Николай Иванович , положил в казну богораденьем рубль; Петр Бонин (его подъячий) порадел рубль. Вынял из ящика рубль; вычитали из ящика 1 р. 50 к.» Также и расход тогда был очень велик; он даже превысил доход; производился на следующие предметы: на подарки властям и подъячему люду за письменные труды по отчетности 10 р. 54 1/4 к., а именно: «Спасского монастыря управитель – читаем в той же приходо-расходной книжке – иеромонах Феодул был (в январе) для надсмотра пустыни: несено ему за честь денег рубль; да келейнику Дмитрию дано по приказу управителя 5 алтын. От Каргопольскаго духовнаго правления посыльщик Иван Протопопов был, за письмо монашеских ведомостей дано 40 к. Розсыльщику Ив. Нагибы дано езду полтина. На проводины ведомостей закащикам (членам каргопольскаго духовнаго правления) послано 3 руб. Новгородскаго архиерейского казенного приказа посланному копиисту Акиму Антипину езду и за отпись и розсыльщику плачено 2 р. 59 1/4 к. За письмо дано кратких ведомостей Спасова монастыря служителю 20 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—200— 1884 г. стории, г. Васильеву, ускорить ответом на сделанный Св. Синодом запрос, то можно быть уверенным, что все дело быстро пришло бы к столь желанному концу... Простите, Владыка Святы, за мою, быть может, не уместную откровенность... Вы научили меня, Владыко, относиться к Вам с полнейшею искренностью и доверием. Не осудите и не лишите меня вашего благосклонного расположения... При сем прилагаю краткий список лиц, служащих при храме и получающих жалованье от доходов церковных, для очевидности, что это тот же монастырский расход, хотя и не заменяющих монастыря, по содержанию внутреннему и по тому впечатлению, которое он производит на всех окружающих “. Штат служащих при Козельщанской церкви: 2 священника. Диакон. 30 псаломщика. 30 человек певчих, в месяц жалованья 1 стар. просфирня 4 помощницы 1 продавщица просфор 1 конторщик и старший торговец икон 1 торговец 1 летом третий 2 свечника 1 у Иконы 2 Пономаря, из них 1 ризничий 1 у оливы 2 у свечей и икон 4 ночных сторожа 2 денных сторожа 55 человек, получающих 367 рублей в месяц, что составляет 4,404 р. в год“. 24-го ч. получил я из погоста Зяблицкого, Муромского уезда, от товарища по семинарии, священника Иоанна Евфим. Целебровского 2262 . Он писал мне от 20-го числа: „Простите великодушно мое дерзновение, с коим я —201— 1884 г. осмеиваюсь беспокоить Вас сею моею эпистолиею! Или паче простите, что я так долго медлил оною и до сих пор оставался столь невежлив, что еще не отблагодарил Вас как за радушное ваше гостеприимство, оказанное мне, так в особенности за вашу добрую память и любезную симпатию во имя давнего товарищества и содружества и еще паче за ваши дорогие подарки мне; ваш архипастырский фотографический портрет и столь приятную воспоминаниями и для меня подаренную Вами на память произведения вашего пера книгу, которая, при обрисовке вашего уже высшего содружества с подобным Вам Архипастырем, напомнила и мне многое из юной нашей жизни, и так усладила память о Вас, именно, при описании начала вашего знакомства с почившим уже ныне приснопамятным Архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§71 Относительно продажи монастырского имения, аренды и покупки, имеют силу постановления §§62 и 63. Торги производятся под надзором уездной полицейской власти. §72 Без одобрения надлежащей власти настоятели не могут произвести расход на нужды монастырские за один раз свыше 200 динаров. А все эти расходы в год не могут превышать 1000 динаров. Для расходов же сверх этой суммы требуется одобрение надлежащего епархиального Духовного Суда. §73 Монастыри суть монашеские братства восточно-православного вероисповедания, чина св. Василия. Они составляют одну духовную общину в отношении нравственном и материальном. Метохи суть церкви на монастырских имениях, при которых попеременно живет по одному монашествующему лицу, назначаемому из монастыря. §74 Монашеские чины: монах, диакон, протодиакон, архидиакон, иеромонах, синкелл, протосинкелл, игумен и архимандрит. Условия и качества квалификацию для чина монаха, иеромонаха и игумена определяет Архиерейский Собор (§19, п. 9). Сан иеромонаха не могут получить те лица, которые не кончили – по крайней мере двух классов «Богословии»; при чем требуется, чтобы они были доброго поведения, не моложе 25 лет и не имели телесных недостатков. Архимандритом может быть монах, кончивший курс богословских наук. Сан же архимандрита могут получать и те, которые состоят в монашестве не меньше двадцати лет и за все это время отличались примерным служением и поведеним. §75 Монастыри в королевстве Сербии разделяются на три класса. К первоклассным относятся важнейшие и более богатые задушбины сербских государей (лавры): Студеница, Жича, Раваница, Манассия, Горняк, Любостиня, Каленич и Рача. К второклассным принадлежат следующие: Троноша, Боговадья, Врачевшница, Иошаница, Наупара, св. Стефан, Буково, Волявча, Сретение и другие, которые причислит к этому классу Архиерейский Собор. К третьеклассным относятся все остальные менее значительные монастыри. §76 Монастыри, настоятели и монахи находятся под (высшим) наблюдением соответствующего епархиального епископа. Церковно-судебные власти

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

В устройстве епархиального управления Финляндской епархии произошла существенная перемена. В начале 1896 года, вместо Финляндского Духовного Правления, открыта в г. Выборге Финляндская Духовная Консистория по штату Высочайше утвержденному 25-го декабря 1895 года. Особенность организации вновь открытой консистории составляет сосредоточение в ней наряду с делами, составляющими предмета ведения консистории и в других епархиях, дел по народному образованию в право славных приходах Финляндии. Миссии и их деятельность Дело просвещения инородцев-язычников и магометан светом христианства по преимуществу находилось на попечении состоящего под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Феодоровны Православного Миссионерского Общества. Вызванное к жизни великим миссионером отечественной церкви митрополитом Московским Иннокентием общество продолжало развиваться, крепнуть и, в меру своих средств, приносить посильную пользу церкви. 1897-й год был двадцать восьмым годом существования Православного Миссионерского Общества. К концу сего года общество состояло из 14.243 членов и имело 44 епархиальных комитета или отделения и числило в остатке капиталов: а) неприкосновенного – 644.263 руб. 78 коп., б) запасного – 185.801 руб. 90 1 / 4 коп., в) расходного – общего –217.883руб., .г) специального – 111.446 руб. 40 1 / 4 коп. и д) сумм, пересланных на содержание миссий и миссионерских учреждений – 27.442 руб. 28 коп., а всего – 1.186.837 руб. 45 3 / 4 коп. Расход общества простирался: в 1896 году до 384.509 руб. 38 3 / 4 коп. и в 1987 году до 396.961 руб. 87 коп. I. Сибирские миссии а) Алтайская миссия В Алтайской духовной миссии к концу 1897 года было 13 миссионерских станов, расположенных в Бийоком и Кузнецком округах Томской епархии. Кроме указанных станов, особо должны быть поименованы: Центральный, Бийский и два монастыря: Благовещенский Чолышманский и Николаевский женский близ Улалы, а также Тихвинская община близ Бийска, учрежденные с миссионерскими целями. В составе миссии находились 2 протоиерея, 3 иеромонаха, 18 священников, 6 диаконов, 56 псаломщиков и учителей и 5 послушников при доме начальника – епископа Бийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

– «Да вот Антония ведет у меня всему счет, записываешь приход и расход», ответила игуменья Мария и представила Владыке писанную Антониею приходо-расходную книгу без всякой скрепы и по собственному плану. – «Вижу, умеет писать, сказал с улыбкой Владыка Антонии, да еще не хорошо». – «Да разве у вас нет форменных приходорасходных книг?» – обратился митрополит с вопросом к игуменьи Марии. «Да зачем они нам, мы с Антониею и так обходимся», ответила Владыке основательница Бородинского монастыря, на свои средства создавшая обитель и на ею же изыскиваемые средства и содержавшая ее. Но Владыка выяснил игуменьи, что открытый ею монастырь есть учреждение государственное и управление им должно вестись по формам, установленным законами государственными. После сего разговора Владыка приказал своему секретарю сообщить Антонии все нужные сведения для ведения монастырской отчетности, и с того времени Антония вела монастырское письмоводство уже по всей так сказать форме. Первоначальное изучение ведения монастырского письмоводства у секретаря митрополита Филарета имело своим благим последствием то обстоятельство, что Антония в продолжение всей своей деятельности, в особенности во время своего настоятельства в монастырях, в ведении письмоводства отличалась необычайной тщательностью и аккуратностью. Даже в последние годы своей жизни со скоро утомляющимся зрением, – хотя она очков никогда не носила и писала четко и красиво до самой своей смерти, – и со слабыми силами, она не только всегда внимательно прочитывала каждую бумагу, требующую ее подписи, но и всегда сама составляла черновики как для всякого рода прошений и донесений епархиальному начальству, так и для статей прихода и расхода. Поселившись в своей отдельной кельи, Антония, продолжая свои прежние занятия при матушке игуменьи, весьма мало бывала у себя. Вышедши из кельи в 4 часу утра к утреннему богослужению, Антония время между службами – утреней и литургией, литургией и вечерней почти все проводила в настоятельских кельях, являясь к себе, и то не всегда, только напиться чаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Ко 2-й пол. XIX в. важное значение приобретает денежное обеспечение, которое по ведомостям 1864 и 1883 гг. состояло из церковных сумм, складывавшихся из свечных сборов и процентов с капитала. В 1854 г. по завещанию почетной гражданки А. Ф. Мосягиной в Ж. м. поступило 2 тыс. р. серебром на устройство придельной церкви. На 1 янв. 1917 г. Ж. м. получал доходы с процентов по непрерывно-доходным билетам (8955 р.), по билетам Гос. комиссии погашения долгов 4%-ного достоинства 1883 г. (450 р.), проценты по др. доходным билетам составляли 4595 р., по билетам Осташковского общественного банка Савина - 12 047 р. Земли и угодья давали незначительные доходы на содержание монастыря. В 1799 г. Тверская казенная палата отвела Ж. м. следующие «казенные земли»: пустошь Петропавловскую в Осташковском у., в 40 верстах от мон-ря (30 дес. сенокосной земли); водяную мукомольную о 2 поставах мельницу, на р. Держе при с. Никольская Пустынь в Зубцовском у., в 200 верстах от мон-ря; оз. Каменное с рыбной ловлей в Осташковском у., в 30 верстах от мон-ря. Вкладами частных лиц в Ж. м. являлись: пустошь Б. Святое Осташковского у., в 20 верстах от мон-ря (63 дес. 2019 кв. саж. сенокосной земли и под дровяным лесом); пустошь Зуевка (Зуева) Осташковского у. (26 дес. 976 кв. саж. сенокосной и пахотной земли) с водяной мукомольной о 2 поставах мельницей; пустошь Гатилиха Валдайского у.,в 40 верстах от мон-ря (15 дес.). Колокольня. Ок. 1752 г. Фотография. 2008 г. В 1918 г. в Ж. м. числились игумен, казначей, 3 иеромонаха, 4 иеродиакона, 2 монаха, рясофорный послушник (по др. данным, игумен, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха, белец). Обитель продолжала владеть 26 дес. пашенной и 19 дес. сенокосной земли, 79 дес. леса и 11 дес. «неудобной» земли. В аренду сдавалось 42 дес., насельниками обрабатывалось 9 дес. земли. Кошельковый сбор составлял 1314 р. 74 к., свечной - 5257 р. 61 к., от сдачи в аренду недвижимости - 560 р., «случайные» доходы - 4323 р. 17 к., пожертвования - 4552 р.; остаток с 1917 г.- 59 807 р. 38 к. Расход в 1918 г. составил 15 358 р. 49 к., остаток наличными - 350 р. 46 к., доходными билетами - 44 098 р. 43 к.

http://pravenc.ru/text/182319.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010