12 октября 1925 года на заседании Синода рассматривалось обращение представителя Русского Заграничного исторического архива М. Олейника – просьба выделить для фондов архива комплект журнала «Церковные Ведомости» и разные материалы по истории «Великой русской смуты, характеризующих духовную сторону русского человека во время гражданской войны». 1167 Были высланы бесплатно все номера журнала «Церковные Ведомости» со дня его выхода по 1 января 1925 года и 1 экз. книги «Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора». Дополнительных материалов, которые могли бы быть еще переданы для Архива, в то время в распоряжении Архиерейского Синода не имелось. 1168 2 марта 1927 года Управляющий Синодальной Канцелярией Е.И. Махароблидзе оповестил о ходе подготовки к публикации статьи святогорца Денасия «Голос с Афона». За печать оттисков типография предъявила счет в 1650 дин., из которых 825 дин. уже были выплачены из денег, присланных монахом Денасием и пожертвованных Е.И. Махароблидзе. Оставшиеся 825 дин. Синод постановил выплатить частями (в 34 приема). Монаху Денасию было предложено возместить Архиерейскому Синоду произведенный по печатанию его статьи расход, уведомив его, что если расход этот не будет покрыт им, оставшиеся экземпляры оттисков будут пущены в продажу, с обращением полученной от сего суммы на покрытие указанного расхода. 1169 Заключение Несмотря на проблемы, с которыми сталкивалась русская православная эмиграция во всех странах своего рассеяния (в их числе не последнее место занимали материальные трудности паствы и самой Церкви – угрозы национализации имущества, отсутствие источников финансирования, налоговые претензии государства), ее представители оказали большое влияние на распространение православного образования, сохранив традиции отечественного богословия, а в некоторых странах заложив прочную основу для высшего богословского образования на многие десятки лет вперед. Архиерейский Синод поддерживал братские отношения с Поместными Православными Церквами и принимал участие в урегулировании проблем, возникающих в жизни мирового Православия. Среди контактов с инославными Церквами наиболее успешным было сотрудничество с Англиканской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На повечерии читаются каконы: 1. Пресвятой Богородице в октоих, по прочтении этого – 2. канон Иисусу сладчайшему, 3. ангелу хранителю. По прочтении оных чтутся от иеромонаха три молитвы: 1. Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш... 2. Прими, всеблагомощная, 3. Ангеле Христов святой. Отпуск и расход по келья. 31 Аще устав повелевает быть вечерней трапезе, ударяют в било железное, и бывает трапеза, и чтутся святых отец жития. По восстании от трапезы, почасе, паки ударяют в било к окончанию малого повечерия. По окончании этого чтутся молитвы на сон грядущий и отпуск обычный. После строитель, став среди церкви, говорит: Ослаби остави…, Ненавидящих и обидящих нас…. и просит прощение также и братия просит прощения и все идут к благословению и бывает расход по кельям. В начале девятого часа по полудни благовестят к всенощной. В начале поется псалом „Благослови душе моя Господа»... по стихам по крилисам. К 18-ти стихам припевается „Благословен есть Господи», к 12-ти припев „дивна дела твоя Господи», к 10-ти також кославе и ныне припев „слава тебе Господи сотворившему все». „Блажен муж» до славы поется по стихам по ликам, и к каждому стиху припевается аллилуйя. Аще бдение прилучится в неделю, тогда еще две славы поются по стихам без аллилуйя и прочие по ряду. „Сподоби Господи» поют оба лика. Также и „Ныне отпущаеши «… По благословении хлебов чтутся Деяние святых апостолов, и праздника. По кафизме седальны поют по ликам седяще. Чтение праздника разделяется надвое: первое читает строитель, второе иеромонах, „Хвалите имя Господне» поют по ликам и к каждому стиху припевается аллилуйя. Второй псалом поется также по ликам таким образом: „исповедайтеся Господеви яко благ аллилуйя, яко в век милость Его, аллилуйя « и ко всем стихам по дважды припевается аллилуйя. Строитель бывает в обличении, и раздает свечи братии, и начинает петь величание с иеромонахи и обычное хождение. Лики поют псалом избранный, по стихам и к каждому припевают величание. По строителе бывает хождение и от иеромонахов, пока псалом весь пропоют 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, по настоянию Адмиралтейств коллегии Савва Чевакинский принял участие только в закладке храма, который строился «на том месте, где ныне дворец стоит». Нашли и человека, который стал заниматься сбором средств на постройку церкви. Начали строить и сам храм. В мае 1765 г. от бывшего Новгородского, а на сей раз уже Санкт-Петербургской губернии губернатора Степана Ушакова последовал отчёт о ходе работ. В дополнение к 1500 рублям, пожертвованным Императрицей Екатериной II было собрано 442 рубля. «И по тому указу церковь как прошлаго 1764 г. строена, так и нынешняго году строитца и доведена до верхних перемычек, и употреблено в расход на поднятие материалов и за работу работникам тысяча семьсот девяносто рублев, а во остатие сто сорок шесть рублев для проведения каменной работы, нынешняго лета во отделку и покрытие кровель с прочими принадлежностями необходимо потребно на заплату до тысячи рублев, которых я ныне не имею, - писал Ушаков. Далее он направил просьбу Екатерине II: «А по окончании оноя работы впредь для проведения строением оноя церкви отделкою в совершенство, как наружным, так и внутренним убором, за отдалением моим от тово места не соизволит ли Ваше Императорское Величество на иждивении или доходах от подояния доброхотнаго и тутошних обывателей препоручить по способности в собственное смотрение и попечение того Хотиловскаго яму управителю майору Фадею Аничкову, котораго прилежание и способность к тому мне довольно известны». Завершается прошение просьбой выдать деньги на завершение строительства и отделку храма. В ответ на это прошение последовал указ Екатерины II кабинету, где значилось: «Мы всемилостиво жалуя на достройку в Хотиловском яму в черне и на покрышку каменной церкви, повелеваем отпустить из комнатной нашей суммы в прибавок к прежним 1500 рублям еще тысячу рублев на сию достройку в одном нынешнем лете производят под ведомством ево Ушакова, а по окончании оной работы и по употреблении всех оной тысячи рублев в расход прочее наружное и внутреннюю отделку производить подаянием доброхотных дателей, по причине отдаления его Ушакова от того места, поручить по способности в смотрение и попечение того Хотиловскаго яму управителю майору Фадею Аничкову». Деньги решено было выдать двумя частями – 300 из кабинета, а 700 из соляной конторы с соляных сборов, которые производились в Вышнем Волочке. Деньги получил Фаддей Аничков 17 августа 1765 г.

http://sobory.ru/article/?object=01586

700 Рук. И. П. Б. Е. I. 186 л. 50 ч. 126. Горский II. 3 стр. 462–463. В слове «медвеница» слышится с одной стороны намек на заглавие киевских книг вроде «Венца Христова», «Перла многоценного» и пр., с другой стороны игра слов с именем Сильвестра Медведева. Акос состоит из 21 вопроса и ответа, предисловия и надсловия. В вопросе 16 ученик спрашивает учителя о книге Выклад Симеона Фессалонитскаго, изданной в Киеве в 1667 г. (Рук. И. П. Б. Е. I. 186 л. 126). Конечно этот юноша любочитательнейший, так часто спрашивавший Лихудов о разных богословских вопросах, никоим образом не может быть, как предполагает о. Смирнов, Медведев, человек средних лет, строитель Заиконоспасского монастыря. 701 Лихуды в это время усердно подслуживались к патриарху. Декабря в 28 день приходили к св. патриарху в крестовую палату школьные учители греки иеромонахи Иоанникий да Софроний, которые учат учеников греческому ученью в школе, со учениками. И говорили св. патриарху ученики поздравительные речи, и св. патриарх учителей греков иеромонахов Иоанникия да Софрония пожаловал денежной дачей, а ученикам их св. патриарх пожаловал кн. Алексею, кн. Борисову сыну Голицыну 3 золотых (NB сторонник Нарышкинской партии). Тимофею да Петру Тимофеевым детям Савеловым (родня патриарху?) по 2 золотых, Константину Литвинову, Ивану Мусину Пушкину, Ивану.... Петру Постникову, Никите Семенову, Федору Перевозчикову, Ивану Алексееву, всего 7 человекам по 1 золотому (Арх. Мин. Юст. Патр. каз. прих. расход. книга 1687 года 128 л. 139). Декабря в 27 день приходили к св. патриарху в крестовую палату Греческой школы учители греки иеромонахи Иоанникий да Софроний со учениками и в крестовой палате славили Христа греческим распевом и пред св. патриархом ученики говорили по латыни и по словенску о Р. X. многие речи. И св. патриарх пожаловал учителей денежною дачею, а ученикам их Петру Посникову – 3 золотых, Николаю Семенову, Федору Поликарпову, Алексею Кириллову по золотому, да по ефимку, Федоту Агееву, Федору Герасимову, Карпу Федорову, Андрею, всего в расход 9 ефимков да 6 золотых. Золотые и ефимки в приготовленных бумагах св. патриарху подносил казначей старец Паисий Сийский. А прочих учеников св. патриарх пожаловал денежною дачею. (Ibid. Pacx. книга 1691 г. 144 л. 142. Сообщено В. Г. Дружининым ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Заботятся в храме и о детях , которым на селе часто нечем заняться. Для них работает воскресная школа, а во время каникул — лагерь. Родители могут отправить ребенка в храм на весь день и не беспокоиться — его накормят, присмотрят за ним и доброму научат. А трудятся над этим всего два человека: священник и его жена, которая готовит, убирает, занимается с подопечными. И все расходы тоже на них. Батюшкины дети тоже растут при церкви (кроме двух старших — они уже самостоятельно живут в городе): кто поет на клиросе вместе с матушкой, кто пономарит. Как ни загружена семья, с ребятами занимаются, проблем достаточно — и здоровье, и воспитание у бывших сирот хромают. «Святослав (10 лет) учится в коррекционной спецшколе — у него задержка развития как следствие пьянства родителей, — написал нам отец Евгений. — Но вечером он дома, с нами. Ростислав (12 лет) когда-то был двоечником и даже второгодником, а теперь — хорошист, учится в 5-м классе. Семилетняя Кристина тоже хорошистка, учится во 2-м. У Даши (9 лет, 4-й класс) всего одна «тройка». У Веры (12 лет) все «пятерки», кроме физкультуры. Учителя их уже хвалят, хотя совсем недавно они были такими дикими, пугливыми, с вредными привычками (сквернословие, воровство дома и в школе, курение)». Дети ходят на дополнительные занятия в Дом творчества: занимаются рисованием, вокалом, пением, танцами, все занятия платные. Паства в Поломошном очень небогатая. Доход и от треб, продажи свечей и так далее чисто символический: 1000-1500 рублей в месяц. Так что у отца Евгения, по старинному священническому каламбуру, «не приход, а сплошной расход»: здесь отремонтировать, там купить, тех накормить и обогреть… В итоге настоятель ничего не получает от своего прихода и еще оказывает на свои средства помощь людям. Апостол Павел шил палатки, а поломошинский батюшка делает гробы и другие принадлежности для православного погребения. Спрос есть, ведь возможность съездить за гробом в похоронный салон есть не у всех, но платить людям опять-таки часто бывает нечем.

http://pravmir.ru/prixod-i-rasxod/

4/17 сентября 1900. Понедельник. Из Кёото получен план храма от архитектора Мацумуро, разработанный в подробностях весьма тщательно и толково; при нем смета с описанием работ. Стал я читать с Давидом Фудзисава – не понимает технических терминов; призвал старика Алексея Оогое, бывшего письмоводителем при постройке Собора, стал читать с ним, тоже не понимает. Завтра нужно позвать Василия, бывшего главного плотника при постройке Собора, – с ним, вероятно, прочитаем. 5/18 сентября 1900. Вторник. Утром отправил о. Иоанна Оно – сначала в Хакодате мирить христиан с священником, потом в Церкви оо. Сасагава и Мидзуяма добывать от христиан содержание служащим Церкви. В Хакодате вчера написано было катехизаторам и к о. Петру Ямагаки, что туда будет о. Иоанн Оно убеждать мутителей быть мирными; к отцам же Сасагава и Мидзуяма мои письма даны ему в руки, чтобы передал, и чтобы они способствовали успеху его миссии. Дал ему в месяц 25 ен содержания, наказав, чтобы везде содержал сам себя, не будучи в тягость никому, и 15 ен дорожных. Сказал, что если будет он успешен, то расход этот поставится на счет Церкви, что и ему будет в честь; если нет – расход будет мой личный. Из Оосака, от христиан (не подписавшихся) – требование удалить оттуда катехизатора Фому Танака как интригана, старающегося вооружить христиан против священника; как клеветника, обнесшего ни в чем не повинного своего брата – другого катехизатора (Ирино); как гордеца внутри, льстеца понаруже, и прочее. – Но теперь этого сделать нельзя. Танака, видимо, не годится для Оосака, но его заменить там некем. Следует ждать следующего Собора, – Велел я снять копию с доноса на него, чтобы завтра отправить к нему с внушением: «Служи честно, без интриг, которыми себе только повредишь, – иначе не можешь быть в Оосака; смотри, как тебя видят насквозь». В то же время к о. Сергию Судзуки будет написано, чтобы убеждал недовольных Фомой Танака оставить мысль о перемене его до следующего Собора. 6/19 сентября 1900. Среда. О. Тит Комацу пишет, что у диакона Иоанна Оно, в Сиракава и окрестности, успешно идет проповедь; крестил у него девять человек, и дальнейшие слушатели есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Но какие же бедные есть христиане, вроде отца ныне находящегося в Семинарии Алексея Нунокава! Советовал Церкви иметь попечение о таковых. Павел Канеко с женой Текусой Като – хорошие, по-видимому, христиане. У них – у первых из японцев – видел на столе русский самовар, подаренный им о. Сергием Глебовым, и с удовольствием в три часа при посещении выпил чаю по-русски. Он, кажется, будет канрися в попечительстве; служит он ныне в каком-то банке. Вечером было «симбокквай» христианок; собрались в доме Женской школы; было до шестидесяти христианок, больших и малых. Говорили сначала девочки, человек восемь; потом Василиса, вдова Лазаря, мать Герасима, плотника; уморила старуха; заставила долго ждать, пока снабдила себя очками из огромного ящика, потом преплохо читала из Деяний об Анании и Сапфире, пропустила строку, так что вышло непонятно; объяснения почти никакого не сделала, да и какого же ждать от нее! Почти усыпила. Матрена, дочь о. Сакая, жена Кимура, – сказала очень дельно, только конец – приложение ко мне вышел лишний (о любви и людях, – и вот, мол, любовь); Марина, жена о. Петра – о звезде и волхвах, приноровив преуморительно первое ко мне, второе к себе. Угощение чаем и бисквитами; избрание на место Текусы в Попечительство; закрытыми билетиками избрана Матрена, сестра Текусы; прием и внос в книгу собранных денег (я дал одну ену). Собрание вышло вообще очень интересным, только было мало оживлено. 25 июля/6 августа 1891. Четверг. Хакодате и Арикава. Из пяти поданных соображений (цумориогаки) на малярный ремонт самым дешевым оказалась цумориогаки в 159 ен; непредвиденный расход – но нечего делать! Не для вида и роскоши ремонтируется, а для того больше, чтобы предохранить дерево от гниения: оставить так еще на год, например, ограду, – наверное, наполовину сгниет, и ремонт потом будет стоить в трое-четверо дороже. Продолжал делать посещения христиан; среди песков (Николай корови), в закоулках и трущобах… В двенадцать часов обед в приспособленном для обедных угощений доме в публичном саду; кажется, двенадцать христиан сложились, чуть ли не по две с половиной ены с персоны, и сделали сей обед. Не отказался, потому что ропщут: «Спаситель, мол, принимал угощение»; но против всех моих симпатий все подобные демонстрации: расход сей мог бы быть употреблен с несравненно большею пользою для Церкви, притом же обидная тягота и потеря времени с двенадцати до трех продолжалась; всего двое прислуживали, а тут нужно ехать в Арикаву, где с двух часов, по предварительному сообщению, ожидали. Обед, впрочем, был хорош, кроме вин, из коих красное было смесь сандала с чем-то, а шампанское – яблочный квас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

«Подрядчики, получив деньги за разные работы по контрактам, расписывались в этой книге, а избранные и утвержденные ктиторы (церковные старосты) своею подписью подтверждали расход. В 1819 году «строение собора покончено, о чем его преосвященного епископа Моисея донесено митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Михаилу». Алтари — в правом приделе в честь пророка Божия Илии, в левом — в честь преподобного Сергия Радонежского – были освящены в 1820 году, а главный алтарь – в честь Владимирской иконы Божьей Матери — в 1828 году. Расходные книги были отправлены в Комиссию Духовных училищ. Но в 1828 году, в июне, митрополит Новгородский возвращает книги, поскольку они показывают только расход выделенной суммы без пояснения или сравнения со сметой. Он просит епископа Нижегородского Афанасия: «…благоволили приказать, кому следует составить из оных по установленной форме подробные отчеты, кои доставить в комиссию на ревизию вместе с подлинными сметами и книгами». В июле в Нижегородской Духовной консистории решено было истребовать из Сергача подробные, с возможной поспешностью отчеты о расходе денег. Благочинный г. Сергача, священник Василий Федоров, опросив священнослужителей и крестьян города, выяснил следующее: действительно, он лично, будучи в 1817 году дьяконом, вместе с протоиереем Александром Афанасьевым был при получении денег. Деньги были записываемы в расходную книгу в присутствии Сергачского уездного казначея Петра Соловьева, а записи расходных статей велись старшим ктитором купцом Иваном Нефедовым. Но ни священник, ни крестьяне не видели смет, не знают, где они находятся, и подробного отчета составить не могут, тем более, что протоиерея в данное время в городе нет, а казначей уже умер. Оказалось, бывший протоиерей является иеромонахом Благовещенского монастыря; он был вызван в Духовную Консисторию, где получил указание о составлении отчета о расходах выделенной на строительство суммы, что и сделал к ноябрю 1829 года. Из его отчета мы и узнаем подробности о строительстве и некоторые имена людей, принимавших в нем участие.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирский_с...

6 ноября приезжал к патриарху в Вязьму с вестью от государя спальник, князь Юрий Иванович Ромодановский. Об этом записано так: «6 ноября ходил патриарх в город в соборную церковь петь молебен о государском многолетнем здравии, как приехал от государя спальник, князь Юрий Иванович Ромодановский; дорогою розданы нищим милостыни 1 р. 23 алтына». Потом приезжал к патриарху от государя с грамотами государева, сокольник, Мина Теряев; ему дано на шубу 2 рубли. К патриарху приезжали гонцы с отписками (письмами) от разных сановников, как например, от Петра Потемкина, 34 из под Орешка, два донских казака (в Твери дано по 2 р.) и от него же по пути к Вязьме нагнал патриарха стрелецкий пятидесятник Матюшка Торопчанин с товарищем (дано 3 р.). От Новгородского воеводы князя Ивана Андреевича Голицына приезжал тамошний стрелец (дано 1 руб.). 12. Встреча Патриархом Царя О встрече государя, столь долго ожидаемой патриархом Никоном , в расходной книге записано так: «Государь святейший патриарх ходил из Вязьмы по Дорогобужской дороге в село Самлево встречать государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, жаловал на встрече ратных людей деньгами из своих рук и в те поры вышло в расход 37 р. 6 алтын 6 деньги» (37 р. 20 к.). 13. Путь Патриарха в Иверский монастырь. Освящение соборного храма Из Вязьмы патриарх отправился, после 6 декабря, в Иверский монастырь, направив свой путь на Старицу, Торжок и Вышний Волочек. О пребывании патриарха в Иверском монастыре имеются указания в следующих записях. «За освящение церкви (соборного храма) государевым патриаршим подъяконам и певчим, дьяком и подъяком 18 человекам, да Новгородского Митрополита подъяконам и певчим, дьякам и подъякам 12 человекам, дано по рублю, итого 30 р., да 2-м дъяконам Московского Успенского собору Василью да Новгородского митрополита по 2 р., – итого 4 руб. 35 В Иверском же монастыре у государя патриарха в келье вышло в расход на раздачу 12 руб. «В Иверском же монастыре, как был у стола боярин, князь Алексей Никитич Трубецкий с товарищи в трапезе и в те поры школьным ребятам, которые перед государем патриархом речь говорили, 36 8-ми человекам по гривне».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/po...

Подлинный подписали: председатель Комитета и п члены и скрепил: делопроизводитель К. Лобанов. АВП РИ, ф. СПб ГА П-9, оп. 46, д. 17 (ч. 6), л. 172–175. 392. Отчет Б.П. Мансурова по бюджету Палестинского Комитета С.-Петербург 25 ноября 1866 г. Подлинник Бюджет расходов, определенный по бывшему Палестинскому Комитету Высочайше утвержденными журналами Комитета и повелениями Его Императорского Высочества государя великого князя генерал-адмирала По журналу 15 апреля 1860 г.: а., утверждены все расходы, сделанные в Иерусалиме до 1 января 1860 г., на 87.141 б., утвержден расход, сделанный в Иерусалиме после 1 января 1860 г. на заказ в Марселе железных кроватей для поклоннических приютов и госпиталя, и других запасов для сих заведений (см. также журнал 12 июля 1859 г. п. 4 ст. 2) в., назначено на постройки 676.740 дополнительно к сему г., назначено на содержание строителей 46.766 д., назначено на содержание временных приютов и госпиталя по 1 января 1864 г. 51.406 е., назначено на содержание иерусалимского консула по 1 января 1864 г. ж., назначено утверждены мелкие расходы, сделанные в С.-Петербурге (выдача Любарской по Выс повелению – 300 р., канц. расход. –100 р.) з., повелено принять на счет Комитета расходы на отпечатывание отчетов о действиях его с рисунками и чертежами, на что израсходовано впоследствии По журналу 1 декабря 1859 г. Высочайше повелено купить у графа Кушелева-Безбородко участок земли у Иерусалима 10.899 По журналу 3 апреля 1861 г. Высочайше разрешено израсходовать на расширение участка около храма Гроба Господня на 23.000 По Высочайшим повелениям: а., о пожаловании Всемилостивейших подарков на счет сумм Комитета: 1862 г. 180 р. 1863 г. 160 р б., о выдаче на путевые расходы на счет сумм Комитета и наград: 1 апреля 1864 г. Высочайше одобрено распоряжение об устройстве в Иерусалиме Русской библиотеки, на что употреблено Последовавшее по журналу Комитета 15 апреля 1860 г. Высочайшее повеление о производстве консулу добавочного содержания 2000 р. из сумм Комитета, – вследствие чего Комитет должен был удовлетворить консула и за время с 1 января 1864 г. по 1 мая 1864 г. (по конец отчетного времени), не предусмотренное при утверждении сметы 1860 года

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010