Новоназначенный управляющий приходами Московского Патриархата в Италии совершил первую Литургию в храме вмц. Екатерины в Риме 16 августа 2017 г. 14:22 13 августа 2017 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, новоназначенный  управляющий  приходами Московского Патриархата в Итальянской Республике   епископ Богородский Матфей  и руководитель Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии епископ Звенигородский Антоний  совершили Божественную литургию в храме святой великомученицы Екатерины в Риме. Иерархам сослужили священнослужители, несущее служение на приходах Русской Православной Церкви в Италии. По окончании богослужения архипастыри с духовенством совершили молебен на начало всякого доброго дела, призвав благодать Святого Духа на грядущее служение епископа Матфея. В обращенном ко всем собравшимся под сводами храма слове епископ Антоний передал владыке Матфею слова благословения и напутствия со стороны Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Архипастырь выразил уверенность, что большой опыт служения на заграничных приходах, а также глубокая вера и широкая эрудиция позволят епископу Матфею успешно продолжать и развивать организацию русского православного присутствия на Апеннинах. Обращаясь затем к духовенству и мирянам, епископ Антоний выразил благодарность всем, с кем Промысл Божий связал его жизненный путь за годы служения в Италии. В ответном слове владыка Матфей выразил свою глубокую признательность Святейшему Патриарху за новое ответственное послушание и доверие, а также епископу Антонию за неустанную поддержку и помощь. Епископ Матфей отметил, что вступает на новое поприще служения Богу и Церкви с молитвенным упованием на предстательство многих раннехристианских мучеников, чьей кровью обильно полита римская земля. От лица сослужившего духовенства и мирян слово произнес ключарь храма иеромонах Амвросий. После Литургии состоялась праздничная трапеза. Затем по сложившейся на приходе традиции владыка Матфей провел свою первую беседу с прихожанами, рассказав подробнее о себе и ответив на многочисленные вопросы. Вечером 13 августа, в канун праздника происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, епископы Богородский Матфей и Звенигородский Антоний молились за утреней с чином изнесения Креста в храме вмц. Екатерины. Затем архипастыри посетили Свято-Николаевский ставропигиальный приход. У дверей старейшей в Риме русской церкви их встретили настоятель прихода протоиерей Вячеслав Бачин и священник Александр Авсиевич. Преосвященные владыки поклонились пребывающим в храме святыням и ознакомились с продолжающимися работами по благоукрашению церкви. Отец Вячеслав рассказал владыке Матфею об истории и современном положении прихода. Архипастыри и духовенство обсудили текущие вопросы жизни православной общины г. Рима. По материалам сайта  Администрации приходов Московского Патриархата в Италии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4983305.ht...

Об этом заявил руководитель московского Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Юрий Артюх на конференции в Храме Христа Спасителя, прошедшей в рамках Рождественских образовательных чтений. Конференция " Программа 200. Общественное служение Церкви: образовательная и социальная работа новых приходов " состоялась под председательством главы Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископа Подольского Тихона и главы Хозяйственного управления Митрополичьего округа в Казахстане епископа Костанайского и Рудненского Анатолия. Дмитрий Анохин 27 января 2013 г. 00:50 Сегодня в Мироваренной палате Патриаршего дворца открылась научная конференция " Московский Кремль в ХХ веке " , проходящая в рамках секции " Церковные древности " Рождественских образовательных чтений. Участников тепло приветствовал архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, обратившийся к собравшимся с напутственной проповедью. Дмитрий Анохин 24 января 2013 г. 00:50 Сорок пять иорданей для массового омовения на Крещение обещают оборудовать московские власти. Купели более-менее равномерно рассредоточены по территории города и охватывают все жилые районы, а также особо охраняемые природные территории столицы. Дмитрий Анохин 17 января 2013 г. 12:28 Старейший храм в центре Москвы — Патриаршее подворье храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках — отметил вчера, 15 января, свой престольный праздник. К этому дню была завершена реставрация придела и освящена роспись алтаря, выполненная в традиции раннехристианских памятников. 16 января 2013 г. 01:00 Впервые за 350 лет в Успенском соборе Московского кремля сегодня была совершена Божественная литургия древним чином. Историческое богослужение, приуроченное к столетию Первого единоверческого съезда, возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Гомельского и Жлобинского Стефана и единоверческих священников Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской и Екатеринбургской епархий. Антонина Мага 12 января 2013 г. 17:35 Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/tags/moskva_38/page/...

Патриарший экзарх всея Беларуси совершил молебен на начало строительства на месте будущего храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске 26 июля 2021 г. 15:48 25 июля 2021 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил молебен перед началом строительства и освящение поклонного креста на месте будущего храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Минске. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный 2-го Минского городского церковного округа, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Минске, председатель Синодального отдела по взаимодействию с казачеством Белорусской Православной Церкви и Синодального отдела по церковному искусству, архитектуре и реставрации казачеством Белорусской Православной Церкви протоиерей Игорь Коростелев; настоятель прихода храма святителя Спиридона Тримифунтского иерей Александр Пальчевский; клирик Свято-Духова кафедрального собора города Минска иерей Дионисий Ковалев; клирик прихода храма Михаил Маруго. По завершении богослужения владыка Вениамин обратился к молящимся со словом назидания, поблагодарил всех трудящихся в деле строительства храма и преподал верующим архипастырское благословение. Настоятель прихода храма святителя Спиридона иерей Александр Пальчевский поблагодарил митрополита Вениамина за совместное богослужение и благословение на дальнейшие труды. На память Его Высокопреосвященству была подарена икона святителя Спиридона Тримифунтского. Храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского с часовней будет возводиться во Фрунзенском районе города Минска, на пересечении улиц Мазурова и Скрипникова. Здание храма спроектировано в северо-западной части участка, ближе к перекрестку улиц. С севера участок застройки ограничен улицей Мазурова, с запада — улицей Скрипникова, восточнее располагается городской парк Дививелка. Храм с часовней спроектированы в византийском стиле, по своей монументальности, умеренности декора, материалам и цветовой палитре ансамбль отсылает к образам храмов-крепостей Беларуси (храм Архангела Михаила в Сынковичах, храм Рождества Богородицы в Мурованке). Его колокольня стилистически близка к колокольне храма на острове Корфу, где почивают мощи святителя Спиридона. Часовня будет располагаться на юго-востоке участка, со стороны парка, и представляет собой компактную, но вместительную ротонду с галереями и эркерами. Своей архитектурой она напоминает раннехристианские ротонды Византии, в частности, итальянский храм Санта-Фоска в Торчелло. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Прошла " Ночь православной молодежи " мая 2022 Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца на Казанской улице совершил руководитель отдела протоиерей Константин Головатский в сослужении диакона храма Рождества Иоанна Предтечи (Чесменского) Евгения Смирнова. Пел сводный хор молодежи под управлением Евгении Стахановой. Для желающих присоединиться к нему накануне службы была организована репетиция - возможность стать певчими обрадовала многих участников. В храме собралось 50 ребят и девушек. " В Неделю о слепом Церковь предлагает нам евангельский рассказ о чуде исцеления человека, который с самого рождения не мог видеть окружающий мир, - сказал в проповеди отец Константин. - Христос приходит к нему на помощь и дарует ему зрение, тем самым показывая, что и мы должны творить добрые дела и не оставаться в стороне, когда ближнему необходима помощь " . Он также пожелал хранить радость праздника Воскресения Христова не только в пасхальные дни, но весь год. После богослужения молодежный клуб царскосельского Екатерининского собора " Своя волна " представил песню, связанную с грядущим праздником Вознесения Господня . Также в игровой форме было рассказано о раннехристианских общинах Рима. Ребята узнали много нового о римских катакомбах, проповеди апостолов Петра и Павла, а также об эпохе императора Нерона. ИА " Вода живая " , 29.05.22 Поделиться Упоминания в новостях 28 мая 2023 29 мая 2021 29 мая 2021 10 мая 2020 9 апреля 2024 1 апреля 2024 10 марта 2024 27 февраля 2024 25 февраля 2024 18 февраля 2024 16 февраля 2024 28 января 2024 15 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 11 апреля 2024 9 апреля 2024 7 апреля 2024 6 апреля 2024 4 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Святейший Патриарх Кирилл освятил Александро-Невский храм во Владимирском скиту на Валааме 10 июля 2015 г. 14:53 10 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Владимирский скит Валаамского ставропигиального монастыря . Его Святейшество сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий . Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения храма святого благоверного князя Александра Невского во Владимирском скиту. В храме молились Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзич, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, а также попечители, трудами которых был построен храм. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к молящимся: «Всех вас сердечно поздравляю с освящением храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, который сыграл решающую роль в спасении Отечества нашего в тяжелейшем XIII веке. И прославился он подвигами именно здесь, на Северо-Западе Руси, и поэтому очень правильно, что храм на Валаамском острове был освящен в честь его святого имени. Его молитвами да хранит Господь Отечество наше и святую Валаамскую обитель». В память об освящении Святейший Владыка передал храму икону преподобного Амвросия Оптинского. Строительство храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского на Валааме велось в 2007-2015 годах. Храм расположен в месте известном как «Иванов хутор», со стороны внутренней бухты. Роспись храма в течение двух лет проводил художник Илья Терентьев. Храм расписан в стилистике раннехристианского искусства с использованием античной орнаментики, византийского стиля XII века. Иконостас, престол и жертвенник изготовлены из камня с художественной резьбой. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4151804.ht...

Состоялась рабочая встреча митрополита Волоколамского Илариона с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом 28 сентября 2011 г. 23:17 28 сентября 2011 года, в день памяти святого великомученика Никиты, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в катакомбах Присциллы в Риме. Служба была организована при поддержке Папского совета по содействию христианскому единству. За Литургией митрополиту Илариону сослужили настоятель ставропигиального прихода святой великомученицы Екатерины в Риме иеромонах Антоний (Севрюк) , секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, клирик Екатерининского храма протоиерей Игорь Выжанов, сотрудники ОВЦС иеромонах Иоанн (Гуайта) и иеродиакон Иоанн (Копейкин). Богослужение сопровождалось знаменным пением. По завершении службы митрополит Иларион обратился к молящимся с архипастырским словом . Затем владыка и члены делегации осмотрели раннехристианские фрески катакомб Присциллы. В тот же день в Риме состоялась рабочая встреча владыки Илариона с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом. Во встрече, которая прошла в офисе Совета, приняли участие заместитель председателя Совета епископ Брайан Фарелл, сотрудник Совета священник Милан Жуст и представители Московского Патриархата, сослужившие в этот день митрополиту Илариону за Литургией. В ходе беседы стороны обсудили перспективы соработничества Римско-Католической Церкви и Русской Православной Церкви в деле защиты христиан и борьбы с христианофобией. Были затронуты вопросы, касающиеся результатов сотрудничества православных и католиков в рамках Смешанной православно-католической богословской комиссии, а также вопросы контактов в образовательной сфере. В завершение встречи митрополит Иларион преподнес кардиналу Коху альбом с фотографиями фресок и икон преподобного Андрея Рублева, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1634253.ht...

Базилика Базилика (от греч. Βασιλικ, βασιλεοσ στο — царский портик, лат. — basilica) — крытое общественное сооружение. В римской архитектуре базилики служили для больших собраний, рынков, помещений суда, а также зданий для дворцовых аудиенций. Впервые термин базилика для обозначения здания церкви, видимо, был использован Евсевием Кессарийским. После этого термин стал общеупотребительным. Церковь базиликального типа характеризуется продолговатым планом, состоящим из наоса, в составе которого находится несколько нефов, и заканчивающимся на востоке приподнятой платформой алтаря. Однако базиликами назывались также круглые или октогональные сооружения (Ротонда Салоники, Сан Витале Равенна). Крыша базилик была перекрыта либо стропильным перекрытием (на западе) или каменными сводами (на востоке). Центральный неф использовался для процессий духовенства, а миряне занимали боковые нефы и галереи, если последние существовали. Базилика была наиболее распространенным церковным зданием дo VI века. Начиная c VI века базилики перестали строить, заменив их купольными сооружениями, которые собственно и являются церковными зданиями, лучше приспособленными для богослужения. Начиная с IX века происходит возрождение базилик в Греции и на Балканах. Однако в некоторых регионах империи базилики продолжают функционировать вплоть до XIII века. Маленькие однонефные базилики строили вплоть до гибели Византийской империи. Литература: Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium).  A.  Kazhdan et al.  (eds. ), 1 v.  NY - Oxford, 1991. Р. 264- 265. Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985. Беляев Л. А. Христианские древности. М. 2000. Беляев Л.А. Базилика//Православная Энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 264-269. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т. 2. М.-Л. 1935. Красносельцев Н. Ф. О происхождении христианского храма. Казань 1880. Уайбру Х. Православная литургия. М 2000. С.41, 59, 83, 106. Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 433. Якобсон А. Л. Закономерности  в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983. Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-XVbb.). Л. 1987. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/140975.htm...

Нартекс Нартекс (гр. νρθξ) — притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма. Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр. В IV-VI вв. нартекс — большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII-XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов. Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы. Экзонартекс — внешняя открытая паперть. В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса — связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII-IX вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор. В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие обряды, в том числе и заупокойные молитвы. Литература: Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium).  A.  Kazhdan et al.  (eds.), 2 v. NY - Oxford, 1991. Р. 1438-1439. Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Р. 32, 361. Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т.1 (2) М. 1997. С.64-66. Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб 2000. Уайбру Х. Православная литургия. М. 2000. С. 13, 84-86, 172. Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 436. Якобсон А. Л. Закономерности  в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983. Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-.). Л. 1987. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/142154.htm...

Престол Престол (гр. τρπεζα, слав. — трапеза, лат. — алтарь ) — святой стол, на котором совершается евхаристическая литургия, расположенный в центре алтаря. Самые ранние престолы, их иногда называли мензами, изготавливались из дерева или камня и были портативны. Начиная от IV в., когда их место в церкви было окончательно установлено, престолы стали делать из камня в виде невысокого столика на четырех ножках. В это время престол устанавливался перед алтарной апсидой. Впоследствии вместо четырех, престолы стали устанавливать либо на одной ножке, либо на каменном основании, наподобие фундамента. В послеиконоборческоне время, начиная с X в., престолы устраиваются в глубине алтарной апсиды. Начиная с XV-XVI вв. престолы делают либо в виде каменных монолитов, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху, которую покрывают снаружи тканью. Престол Св. Софии Константинопольской был сделан из золота и драгоценных камней. Уже с самого раннего времени явилась традиция положения мощей под престолами храмов. С VIII в. (7 Правило VII Всел. Соб.) вложение мощей стало обязательной частью чина освящения церкви. Мощи полагались либо в основание престола, либо в специальное отверстие под престолом. Литература: Braun J. Der christliche Altar. München, 1924. Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium).  A.  Kazhdan et al.  (eds.), 1 v.  NY - Oxford, 1991. Р. 70. Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y., 1985. Mathews T. The Early Churches of Constaninople: Architecture and Liturgy. Pensilvania State University. 1980. Mathews T. The Early Churches of Constaninople: Architecture and Liturgy. Pensilvania State University. 1980. Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию. Изд. св. Троице-Серафимо-Дивеева м-ря. 1997. Желтов М.С., прот. Сергий Правдолюбов Богослужение русской Церкви. X-XX вв.//Православная Энциклопедия. Т. 0. М., 2000. С. 485-517. Тафт Р. Византийский церковный обряд. СПб. 2000. Уайбру Х. Православная литургия. М. 2000. Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 436-437. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/142167.htm...

профессор Иван Алексеевич Карабинов (1878–1937) Отзывы Литургика профессор Иван Алексеевич Карабинов Видный литургист, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В годы гонений на Церковь принял мученическую кончину. Биография Родился 15 октября 1878 г. в селе Федоровское Никульской волости Юрьевского уезда Владимирской губернии в семье протоиерея. Среднее образование получил в Суздальском духовном училище и во Владимирской духовной семинарии. После семинарии учится у Д.П. Миртова в СПбДА и одновременно в Санкт-Петербургском археологическом институте, которые окончил в 1903 г. В том же году был командирован в Русский археологический институт в Константинополе для научных занятий. С научными целями путешествует по Святым местам. Посещает Иерусалим, Синай, Вифлеем, Рим. В 1905 г. вернулся из командировки и возобновил работу в СПбДА на кафедре церковной археологии и литургики; с августа 1910 г. доцент; с февраля 1911 г. экстраординарный профессор. В академии работал до ее закрытия в 1918 г. С 1907 г. член Комиссии по исправлению богослужебных книг. Член (эксперт) Предсоборного совета, участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. С сентября 1919 г. работал в Главном управлении архивных дел и в Академии истории материальной культуры. Член правления Общества православных приходов Петрограда. Карабинов был одним из крупнейших литургистов своего времени. Он занимался проблемами раннехристианского богослужения, богословием Евхаристии и таинств, историей византийской и древнерусской Триоди (и гимнографических сборников в целом), Типикона и лекционарной системы, вопросами церковной археологии. 29 мая 1922 г. арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей. Проходил в числе главных обвиняемых на Петроградском процессе вместе с митрополитом сщмч. Вениамином (Казанским). На процессе категорически отрицал виновность обвиняемых. 5 июля 1922 г. был оправдан за «недоказанностью преступления» и освобожден. Служил псаломщиком в Александро-Невской лавре, а после ее захвата обновленцами, с 1923 по 1925 г. - в храме бывшего Стрелкового полка. Подвергался кратковременным арестам в 1930 г. и, возможно, в 1931 г. Во время одного из арестов у К. пропали уникальная б-ка и научный архив. С 1931 г. служил зав. архивом Балтийского судостроительного завода. Тройкой ПП ОГПУ в ЛВО 25 февраля 1934 осужден на 5 лет ссылки в г. Тобольск. В ссылке работал архивариусом. Был арестован в Тобольске 26 апреля 1937 г. Проходил по одному делу с Тобольским и Тюменским архиеп. Артемием (Ильинским) и большой группой духовенства. Обвинялся в том, что являлся «руководителем контрреволюционной повстанческой организации церковников». Не признал предъявленные обвинения. 23 августа 1937 г. приговорен Особой тройкой при УНКВД по Омской обл. к расстрелу. 30 августа того же года приговор был приведен в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010