Кончив долготу дня… Заканчивается гимн «Свете тихий», древнейшее христианское песнопение. Диакон провозглашает прокимен: «Премудрость, вонмем…» 11 ноября, 2011 Заканчивается гимн «Свете тихий», древнейшее христианское песнопение. Диакон провозглашает прокимен: «Премудрость, вонмем…» Пришедше на запад солнца, видевшее свет вечерний… — мы, придя к закату дня (запад, по-ц.слав. не только сторона света, но и захождение, запад солнца – захождение солнца, закат) и увидев вечерний Свет, т.е. Сына Божия, Иисуса Христа, Который есть «Свет миру» (Иоан. 8,12), просвещающий всякого человека, пришедшего в мир (Иоан. 1, 9), и не только днем. Горящий на вечернем богослужении светильник – тоже символ Христа, всегда пребывающего там, где двое или трое собраны во имя Его (Мф. 18, 20). Заволжский монастырь Св. Ильи Пророка. Фото: Михаил Тимофеев Вообще горящий в храме светильник – это очень древний образ, восходящий еще к ветхозаветному вечернему богослужению, где возжжение и поставление светильника вне завесы ковчега откровения и скинии спасения, перед которым воскурялся фимиам, было центральным действием. Светильник должен был гореть пред Господом с вечера до утра. Эта традиция перешла в  раннехристианскую Церковь в переосмысленном виде: горящий светильник стал напоминать первым христианам о духовном пребывании с ними Света истинного, Иисуса Христа. Достоин еси во вся времена пет бытии гласы преподобными… – во все времена подобает воспевать Тебя прекрасными голосами. Преподобный значит не только «благочестивый, чистый», но и «благоприятный, счастливый», «прекрасный», «блаженный». Заканчивается гимн «Свете тихий», древнейшее христианское песнопение. Диакон провозглашает прокимен: « Премудрость , вонмем… » Внимати по-ц.слав. «слушать, услышать»: «Послушаем, сейчас прозвучит мудрость!» На воскресной всенощной следует прокимен « Господь воцарися, в лепоту облечеся! » – Господь воцарился, Он царит и оделся красотой (или могуществом — ц.слав. лепота). Прокимен сопровождается стихом или несколькими стихами, дополняющими и поясняющими его смысл.

http://pravmir.ru/konchiv-dolgotu-dnya/

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в презентации каталога «Древнерусская живопись XII-XIII веков» в Третьяковской галерее в Москве 21 мая 2021 г. 15:18 20 мая 2021 года в Государственной Третьяковской галерее в Москве состоялась презентация академического каталога, посвященного домонгольскому искусству XII-XIII веков, наиболее древней и ценной части коллекции Третьяковской галереи. Каталог «Древнерусская живопись XII-XIII веков» включает описания пятнадцати произведений домонгольской живописи, в том числе одиннадцати икон и четырех фрагментов мозаик и фресок, происходящих из разрушенного Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также иконы Богоматери «Свенской-Печерской». В презентации принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . В своем выступлении владыка выразил благодарность коллективу Государственной Третьяковской галереи за «многолетний подвижнический труд по сохранению древних икон», особо подчеркнув, что все эти иконы «составляют бесценное достояние и нашей Церкви, и нашего Отечества». Митрополит Иларион также отметил: «В каталоге, который мы сегодня представляем, собраны иконы домонгольского периода, среди которых я хотел бы особо выделить образы Пресвятой Богородицы. Это и икона " Устюжское Благовещение " , это и новгородская икона " Облачное Успение " , и Свенская икона Божией Матери. И, конечно, царица всех богородичных икон — Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которая находится в Третьяковской галерее в храме святителя Николая и служит одновременно и музейным экспонатом, и объектом поклонения для многочисленных верующих. Удивительно, что тайна Богородицы раскрывалась в Церкви постепенно, не сразу. Когда мы обращаемся к истории раннехристианской Церкви, в литературных памятниках того времени мы почти не видим упоминания о Деве Марии, хотя Ее изображения уже встречаются в римских катакомбах. Наступает V век, когда еретик Несторий решает, что Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как Она родила не Бога, а человека Христа. Но слово " Богородица " уже тогда употреблялось в богослужении, оно полюбилось церковному народу, и когда Несторий начал проповедовать свое учение, церковный народ восстал, богословы сплотились для того, чтобы защитить почитание Пресвятой Девы как Божией Матери. Святые отцы Церкви говорили: да, действительно Она родила Иисуса Христа по человечеству, но Иисус Христос — это Воплотившийся Бог, а потому Она справедливо именуется Богородицей.

http://patriarchia.ru/db/text/5812111.ht...

На Валааме завершился VI фестиваль «Академия православной музыки» Санкт-Петербург, 23 июля 2014 г.      В течение трех недель в Санкт-Петербурге, Новгороде и на острове Валаам проходил VI Международный фестиваль «Академия православной музыки», сообщает " Леноблинформ " . 75 участников из 19 стран и 22 городов мира съехались в город на Неве, чтобы поучаствовать во множестве грандиозных событий – лекций, мастер-классов, выступлений и концертов. Как правило, это уже сложившиеся профессионалы - дирижеры, регенты, педагоги, руководители творческих коллективов, певчие. В этом году среди академистов был даже представитель духовенства - священник из Сербии. За плечами «Академии православной музыки» множество уникальных концертных программ, исполненных в лучших концертных залах и в храмах Санкт-Петербурга, в историческом пространстве Ярославова Дворища Великого Новгорода и на острове Валаам в Карелии. Санкт-Петербургское подворье Оптиной пустыни, Академическая капелла, Белый зал Шереметевского дворца – эти и многие другие площадки стали местом проведения концертов и богослужений, познакомивших участников с многообразием мировых традиций раннехристианского пения Древней Руси, Святой Горы Афон, Сербии, Армении и др. Во время фестиваля прозвучали древние песнопения армянской церкви в исполнении Женского ансамбля монастыря святой Гегард из Армении. Сербские церковные песнопения и народные песни исполнил впервые приехавший в Россию Хор «Святой Стефан Дечанский» Коллектив также выступил 12 июля на традиционном выездном концерте фестиваля в Новгороде, где в очередной раз было продемонстрировано профессиональное и слаженное звучание сводного хора Фестиваля «Академия православной музыки» в составе 80 певчих под управлением главного хормейстера Мариинского театра Андрея Петренко.      16 июля состоялся обязательный отчетный концерт Сводного хора фестиваля под управлением лучших регентов России и зарубежья, на котором прозвучали древнерусские, сербские, византийские распевы, песнопения Валаамского монастыря, духовные стихи, колокольные звоны.

http://pravoslavie.ru/72423.html

От редакции: 25 января, спасая незнакомого бездомного , упавшего на рельсы железнодорожной платформы «Красногорская», погиб Георгий Великанов , певчий храма Всемилостивого Спаса в Митино, первый пресс-секретарь службы «Милосердие», автор портала Православие.Ru. У Георгия, имевшего богословское образование и мечтавшего стать священником, осталась супруга Наталья. Незадолго до своей гибели Георгий прислал в адрес нашей редакции две статьи. Одну, посвященную осмыслению молитвы «Отче наш», мы публикуем сегодня, другую – о тайне Креста Христова – прибережем до Крестопоклонной седмицы Великого поста. Царствие небесное и вечный покой рабу Божию Георгию! Георгий Великанов В одной из своих бесед о молитве Господней митрополит Сурожский Антоний говорит, что долгое время не мог понять ее, найти свой личный «ключ» к ней. Заручившись поддержкой этого чудесного и великого человека, решаюсь признаться в том же самом! Это само по себе удивительно, ведь молитва Господня центральна для всего христианства, недаром говорят: «выучить как Отче наш». Она произносится, вероятно, каждым верующим ежедневно по нескольку раз (берем ли мы обычное, или «Серафимово» правило, или раннехристианский обычай произносить «Отче наш» утром, днем и вечером), в храме мы можем услышать ее три раза подряд (на Часах и литургии). Написаны горы толкований и комментариев… Самая главная, данная Господом молитва остается для нас и самой непонятой Однако, возможно, именно поэтому самая главная, данная Господом молитва остается для некоторых из нас и самой непонятой. Ее известность и повторяемость создает эффект привыкания, а значит иллюзию, что мы исчерпали ее содержание. Кстати говоря, это отражается и на богослужении: скажем, чтение «с Трисвятого по Отче наш» на всенощном бдении – в древности один из торжественных моментов этой службы (читал тогда Предстоятель или старейший священнослужитель) сегодня может психологически восприниматься даже как некий «антракт», перерыв между более важными – поскольку не такими «приевшимися» частями богослужения… Неслучайно теперь «Трисвятое-Отче наш» читает вовсе не главный священнослужитель, а простой пономарь – и читает, чаще всего, соответственно: именно «как пономарь».

http://pravoslavie.ru/110196.html

ПРАВОСЛАВИЕ.RU РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ         ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛЛАРИОН ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА " СРЕТЕНИЕ " ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ shroud@pravoslavie.ru " Я С ВАМИ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА... " Из материалов конференции " Научные и богословские аспекты исследования Туринской Плащаницы и чудесных знамений, происходящих в Православной Церкви " С того дня 1898 года, когда перед закрытием выставки христианского искусства в Париже археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал лик Туринской плащаницы, представленной на выставке в качестве плохо сохранившегося творения раннехристианских художников и обнаружил, что изображение на ткани - негатив, ученые вот уже более ста лет пытаются и не могут разгадать тайну загадочного полотнища. Используются самые совершенные методы анализа и самая современная аппаратура; проводятся сложнейшие эксперименты; выдвигаются различные научные гипотезы, но результаты, кажется, не приближают, а только отдаляют решение проблемы, и миллионы - как верующих христиан, так и людей, далеких от веры, задаются вопросом: что же такое Туринская плащаница? Интерес вызывает не только занимательная научная загадка с элементами детектива, всегда привлекательного для широкой публики. С Туринской плащаницей сопряжено нечто куда более серьезное; не будет преувеличением сказать, что от того, какой ответ мы дадим на предложенный вопрос, во многом зависит отношение людей XXI века к Христу и Христианству. Восприятие Иисуса либо останется таким, каким оно сложилось на протяжении последних двух столетий, либо изменится радикально... Так что же такое Туринская плащаница? Достоверной истории плащаницы около 650 лет. В 1353 году граф Жоффруа де Шарни представил на всеобщее обозрение длинное льняное полотнище (4,3 х 1,1 м.) с довольно смутно проступающим на нем изображением обнаженного тела в двух проекциях - спереди и со спины, - расположенного таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру; затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело. По утверждению графа, это полотнище являлось ничем иным, как подлинной погребальной пеленой Иисуса Христа, той самой, в которую завернул распятого Учителя Иосиф Аримафейский и которая, согласно Евангелию была обнаружена в гробнице Петром и Иоанном:

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/dosk...

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Равенну Равенна, 17 мая 2010 года. 15 мая 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Италии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетил город Равенну. В храме святого Аполлинария в Классах (Сант-Аполлинаре ин Классе), построенном в VI веке, председатель ОВЦС совершил Божественную литургию в сослужении настоятеля приходов Московского Патриархата в Болонье и Равенне архимандрита Марка (Давитти), настоятеля прихода во имя святителя Амвросия Медиоланского в Милане протоиерея Николая Макара, настоятеля храма святой великомученицы Екатерины игумена Филиппа (Васильцева), исполняющего обязанности секретаря ОВЦС по межхристианским связям священника Димитрия Сизоненко и клириков Италийского благочиния Московского Патриархата. По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к молящимся с архипастырским словом: «Дорогие отцы, братия и сестры! В день, когда Святая Церковь празднует память святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, и святых страстотерпцев российских Бориса и Глеба, Господь сподобил нас совершить Божественную литургию в этом святом храме, где покоятся честные останки первого епископа Равеннского, сподвижника апостолов священномученика Аполлинария. Я очень рад тому, что наше паломничество к святыням земли Италийской начинается именно здесь, в Равенне, где сохранилось до нашего времени наследие древней неразделенной Церкви, запечатленное в храмах и их настенных изображениях. Когда много лет назад я впервые посетил Равенну, будучи еще иеромонахом и студентом Оксфордского университета, меня особенно поразил именно этот храм святителя Аполлинария в Классах. Священное изображение, которое присутствует здесь в алтарной апсиде, как мне кажется, не имеет себе равных среди памятников раннехристианского искусства по силе воздействия, по богословскому содержанию. Тогда, еще будучи студентом, я почувствовал желание когда-нибудь в этом святом храме совершить Божественную литургию. И вот сегодня это желание, которое я хранил на протяжении многих лет, исполнилось.

http://pravoslavie.ru/35256.html

Псалтирь — книга, которая постоянно присутствует в жизни Церкви, в жизни каждого православного христианина. Составляющие ее древние священные песни — псалмы — читаются и поются как в храме, будучи неотъемлемой частью богослужения, так и дома. Традиция чтения Псалтири сформировалась на Руси в первые века христианства. В некоторых монашеских обителях Псалтирь читалась неусыпаемо, то есть непрерывно — десятилетиями, а может быть, и веками. Псалтирью христианина провожают в жизнь вечную; а в жизни привременной она помогает в любой беде и разделяет с прилежным своим читателем каждую радость, уча его при этом благодарить и славить Творца. Псалтирь — это неисчерпаемый источник духовных смыслов, это свидетельство людей о Боге. В прошлый раз в статье «Сто пятьдесят одна священная песнь» диакон Владимир Василик рассказал об истории формирования Псалтири, о том, что значили псалмы в жизни ветхозаветных иудеев. Сегодня наш разговор — о богословском и пророческом содержании этой книги.      В псалмах поет, плачет и радуется Сам Господь Иисус Христос и Его Церковь… Эти слова блаженного Августина говорят о богодухновенности Псалтири, о том, что устами царя Давида, его сподвижников и продолжателей говорил Сам Святой Дух. Он открывал глубокие тайны богословия, таинство Святой Троицы. Бог, явленный в Псалтири, — щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый (ср.: Пс. 102, 8). И в то же время Он — не только многомилостивый, но и истинный (Пс. 85, 15), и все суды Его — правы. Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти (Пс. 50, 6), — восклицает царь и пророк Давид в покаянном 50-м псалме. Часто Псалтирь говорит о гневе Божием, что смущает некоторых читателей этой книги. Но слово «гнев», во-первых, носит антропоморфический характер и относится к тому же понятийному, символическому ряду, что и «очи Господни, уши Господни» и т. д. Во-вторых, гнев — символ Божественной справедливости, которая является оборотной стороной Божественной любви. По замечанию раннехристианского автора Лактанция, если Бог не карает нечестивых и не награждает праведников, то где Его справедливость и где Его любовь?

http://pravoslavie.ru/66012.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Кто такие мужи апостольские? 2 мин., 21.03.2024 21 марта Церковь празднует память святого Ерма, раннехристианского епископа, автора и проповедника. Ерма и некоторых других его современников, Церковь называет мужами апостольскими. Откуда такое странное название? Кем были эти люди и чем занимались? Давайте разбираться! Служение апостолов, которые после Воскресения Христова разошлись по всему миру с проповедью Евангелия, не ограничивалось просто передачей людям благой вести. Они основывали христианские общины, ставили епископов и пресвитеров, заботились о чистоте христианского учения и правильном устроении церковной жизни. И практически у всех апостолов были ученики, сподвижники и последователи. Тех из них, кто продолжил апостольскую миссию, оставив после себя значимые богословские и духовно-нравственные сочинения, наставления и послания, Церковь назвала апостольскими мужами. К ним обычно относят Варнаву, который входил в число 70 апостолов, составлявших следующий после 12 апостолов круг учеников Христа, Ерма, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Дионисия Ареопагита, Папия Иерапольского, Климента Римского. Само название «апостольские мужи» — лишь одно из именований. Греческие и латинские христианские авторы называют их также апостольскими отцами (patres apostolici) или апостольскими учителями (διδσκαλος ποστολικς) . Как и апостолы, апостольские мужи оставили после себя бесценные произведения, ставшие духовным руководством для будущих поколений христиан. Их творения пользовались большим авторитетом в Церкви и в древности даже читались на богослужениях после книг Священного Писания. Большая часть из них — это послания, написанные в ответ на конкретные вопросы и просьбы общин (например, Послание апостола Варнавы или Послания св. Климента Римского), поэтому в них нет строгой системности и четкой богословской структуры. Они довольно просты по содержанию, написаны с любовью и отеческой заботой, за которыми стоит глубокий духовный опыт, основанный на апостольской традиции.

http://foma.ru/kto-takie-muzhi-apostolsk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: pixabay.com Говорят, что сретенские свечи обладают особой силой, защищают дом от пожара и других бедствий. Это так? 4 мин., 10.02.2024 Священник Евгений МУРЗИН редактор направления «Вера» Представление, что тот или иной предмет обладает некими особенными свойствами или силой, которые проявляются независимо от человека и его веры, больше характерно для магического, языческого сознания. Неважно, идет ли речь о вещах, входящих в церковный обиход, или нет. Не являются исключением и свечи. Свеча в Православной Церкви имеет как практическое, так и символическое значение. Раньше, до повсеместного перехода на электричество, свечи в храме, особенно в условиях короткого светового дня, выполняли свою прямую задачу — служили источником света. В то же время с давних времен светильники использовались в контексте богослужения, даже когда в этом не было практической необходимости. Из Библии мы знаем, что особым образом изготовленный светильник был установлен уже в первом святилище Древнего Израиля, скинии, а затем — в Иерусалимском храме, где он выступал символом Самого Бога и Его присутствия в собрании верующих. Похожее символическое значение светильник имел и в раннехристианской Церкви, напоминая верующим об Иисусе Христе, Которого евангелист Иоанн называет Светом истинным (Ин 1:9). «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, — писал христианский апологет II века Тертуллиан, — но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — Свет несотворенный, без Которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Свеча также служит символом молитвы, горения человеческого сердца любовью к Богу, не случайно возник обычай ставить и зажигать свечи перед иконами перед тем, как помолиться изображенным на ней Господу, Божией Матери или святым. Еще одно назначение свечи — это жертва, которую христианин приносит Богу. В древности с преобладанием натурального хозяйства люди могли приносить в храм воск, материал для фитилей или непосредственно свечи, изготовленные самостоятельно. Сегодня, заходя в храм, мы вносим денежное пожертвование за свечи, произведенные фабричным способом специально для церковного употребления.

http://foma.ru/govorjat-chto-sretenskie-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чистый четверг 5 мин., 23.03.2024 Содержание Что нужно делать верующему в Чистый четверг? Почему Церковь особо выделяет этот день? Какие евангельские события происходили в этот день? — ответы вы найдете в новом материале «Фомы». Какого числа чистый четверг в 2024 году? В 2024 году Чистый четверг 2 мая. Служба Чистого четверга Суть чистого четверга Каждый день Страстной недели Великого поста посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. В Церковной традиции эти дни именуются Великими или Страстными. Поэтому правильное название этого дня - Великий четверг. Суть Великого четверга, прежде всего, заключается в воспоминании Тайной Вечери, во время которой Христос установил главное Таинство Церкви - Евхаристию (Святое Причастие). Собрав своих ближайших учеников, Христос дает им вино и преломляет для них хлеб со словами: «Приимите, ядите, это Тело Мое за вас предаваемое, и Кровь Моя, за вас изливаемая». Поэтому в этот день верующие, за исключением каких-то чрезвычайных ситуаций, приходят в храм на богослужение и причащаются Святых Христовых Тайн. Почему же четверг еще называют чистым? В начале Тайной Вечери Христос омыл ноги Своим ученикам, тем самым показав им пример истинного смирения и служения ближнему. В память об этом в Великий четверг во время богослужения в кафедральных соборах совершается чин умовения ног: архиерей омывает ноги 12 священникам или монахам. Фото http://www.flickr.com/photos/spbpda Возможно, именно благодаря этотому чину возникла традиция убирать дома и квартиры в чистый четверг. Но стоит помнить, что суть этого дня состоит вовсе не в уборке жилища, а в духовном очищении, покаянии и подготовке души ко Святому Причащению. Об этом нам напоминает еще одна теория происхождения названия " Чистый четверг " - в раннехристианские времена оглашенных (готовящихся крещению) крестили в Страстную субботу, накануне Пасхи. К этому событию готовились весь Великий пост. И поэтому Чистый четверг действительно назывался чистым от того, что перед Крещением и Пасхой они приводили себя в порядок, чтобы в Великие пятницу и субботу об этом не думать, а думать о Христе умершем и воскресшем. Что можно и что нельзя делать в Чистый четверг?  (Отвечает священник Стефан Домусчи). Можно ли в Чистый четверг посещать кладбище?

http://foma.ru/chistyiy-chetverg.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010