В Москве прошло первое общегородское собрание больничных священников 19 февраля 2019 г. 12:49 18 февраля 2019 года по инициативе Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете города Москвы в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошло первое общегородское собрание больничных священников столицы. Встречу возглавил председатель Комиссии по больничному служению, руководитель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . В мероприятии приняли участие 73 священника, окормляющих медицинские учреждения Москвы. «Больничное служение, к которому мы все причастны, в настоящий момент, может быть, одно из самых важных для Церкви. Когда человек находится в больнице, он открыт для проповеди и нуждается в утешении, — сказал во вступительном слове епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Когда мы посещаем больных с состраданием и сочувствием к их боли, это помогает нам учиться любви». Больничный священник и член епархиальной Комиссии протоиерей Иоанн Кудрявцев также назвал больничное служение одним из самых важных по своей востребованности служений. «Часто именно в больнице люди задумываются о смысле жизни. И именно там должны сочетаться врачебная помощь с помощью духовной, как это было в раннехристианские времена», — отметил протоиерей Иоанн Кудрявцев. По его словам, сегодня в Москве около 250 стационарных учреждений медицинского профиля. В 140 из них расположены 96 больничных храмов, 17 часовен и 27 молельных комнат. В московских больницах постоянно совершают богослужения более 70 священников. В ходе встречи выступавшие рассказали о целях и задачах работы епархиальной Комиссии по больничному служению. Среди целей Комиссии — организация больничного служения и инициирование создания больничных храмов: в настоящее время только половина московских больниц имеет храмы и молельные комнаты. Кроме того, Комиссия призвана участвовать в подборе и обучении больничных священников.

http://patriarchia.ru/db/text/5375241.ht...

Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах», ибо это есть прямое выражение идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей Св. Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам Сатана, Лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны. Есть и другие обычаи, относящиеся к Halloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O’Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы (а в древние времена использовались и другие овощи) приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти. Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. All Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween. На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Многие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий. Обычай выпрашивания подаяний превратился в систематические преследования христиан, которые в силу своих убеждений не могли принимать участие в празднике, посвященному князю тьмы и смерти.

http://sueverie.net/o-veselom-prazdnike-...

Вышел в свет английский перевод книги архиепископа Илариона «Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции» 2 декабря 2009 г. 14:59 Издательством Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк) опубликован английский перевод книги «Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции». Автор труда — архиепископ Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Сошествие Христа во ад — одно из наиболее таинственных событий новозаветной истории. В книге приводятся новозаветные тексты, а также апокрифы и памятники раннехристианской поэзии, затрагивающие данную тему. Далее следует обзор соответствующих текстов восточных Отцов Церкви и краткий экскурс в западную богословскую традицию. Рассматриваются гимны преподобного Ефрема Сирина и кондаки преподобного Романа Сладкопевца, которые легли в основу других богослужебных текстов, посвященных заявленной в книге теме и употребляемых доныне в Православной Церкви. Наконец, подробно разбираются сами богослужебные тексты Октоиха, Триоди постной и Триоди цветной, повествующие о сошествии Христа во ад и о победе Его над адом и смертью. Исследование этих текстов с точки зрения их догматического содержания представляется чрезвычайно важным для понимания православной веры, так как именно благодаря им догматы из отвлеченных умозрительных истин превращаются для христианина в объект постоянного молитвенного размышления и созерцания. Книга архиепископа Илариона содержит большое количество греческих, сирийских и латинских текстов, никогда прежде не переводившихся на русский язык. Некоторые из использованных автором источников до сих пор не были учтены учеными, разрабатывавшими тему сошествия Христа во ад. Это относится, в частности, к богослужебным текстам, цитаты из которых обильно приводятся в книге. «Мы не знаем, все ли последовали за Христом, когда Он выходил из ада, так же как не знаем, все ли последуют за Ним в эсхатологическое Царство Небесное, когда Он станет " все во всем " . Но мы знаем, что с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для " всякой плоти " , спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех желающих. Такова тайна Великой субботы, завесу над которой приоткрывает православное богослужение. Такова вера Древней Церкви, унаследованная от первого поколения христиан и бережно хранимая православным Преданием. Такова неоскудевающая надежда всех верующих во Христа, Который однажды и навеки одержал победу над смертью, опустошил ад и даровал воскресение всему роду человеческому», — такими словами завершает свой труд автор.

http://patriarchia.ru/db/text/955421.htm...

Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание) Битбунов Г. С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – 2-е изд. – М. : Издательство Сретенского монастыря, 2011. – 248 с. Богослужебные Уставы еще на этапах своего формирования знали попытки наделить отдельные христианские праздники свойствами особого величия и торжественности. Эта идея приобрела наиболее завершенную форму в Русской Православной Церкви, где в отдельную группу были отнесены 12 важнейших празднований. Они, несмотря на объективную индивидуальную специфичность, характеризуются рядом общих особенностей, которые являются уникальным источником по истории богослужения, а также литургической гимнографии, агиографии и эортологии. В настоящем учебном пособии представлено сравнительное диахронно-синхронное описание корпуса двунадесятых праздников по следующим признакам: событие праздника, история его установления, святоотеческая экзегеза праздника, его динамика в православном богослужении, а также в неправославной традиции (например, в дохалкидонской и западной) и некоторых других. Для студентов духовных учебных заведений, преподавателей литургики, а также для всех, кому интересны и небезразличны вопросы истории и современности православных праздников.  Вместо предисловия Двунадесятые праздники являются ядром годового богослужебного круга Православной Церкви. Тема их возникновения и исторического развития неоднократно рассматривалась в литургической науке. Одной из проблем православной эортологии, которая вряд ли когда-нибудь будет разрешена в полной мере, является вопрос соотношения Предания Церкви и раннехристианских апокрифических текстов (в первую очередь это относится к Богородичным праздникам). На сегодняшний день основополагающими исследованиями в российской литургической науке можно по праву считать фундаментальный труд проф. М.Н. Скабаллановича «Толковый Типикон» (1910 год) и незаконченную им серию «Христианские праздники» (1915, 1916 гг.), которые были изданы столетие назад. Данные работы (с добавлением богослужебных указаний) послужили основой для составления многих учебников: Г.И. Шиманского, схиархимандрита Иоанна (Маслова).

http://pravoslavie.ru/45301.html

Женский монастырь святых апостолов Петра и Павла (Згонево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Святых Петра и Павла (серб. ПетроПавлов манастир) — монастырь Сербской Православной Церкви Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии, расположенный недалеко от Требине в Республике Сербской Боснии и Герцеговины. Содержание История [ править править код ] Монастырь Святых Петра и Павла (Петропавлов монастырь) был основан в 1998 году на месте с долгой и богатой церковной историей, уходящей корнями в глубокую древность. Храмы Две монастырские церкви построены на фундаментах раннехристианских церквей: одна из них посвящена апостолу Петру (построена в 1906 году), вторая апостолу Павлу (построена в 2007 году). Народное предание гласит, что первый храм на этом месте основал сам апостол Павел во время своего пребывания на Балканах. Археологические исследования показали, что на месте современной церкви святого апостола Петра была базилика, а на месте церкви святого апостола Павла - баптистерий. В начале пятого века они были разрушены готами, которые прошли здесь по пути к Аппенинскому полуострову. В середине пятого века базилика была восстановлена, а баптистерий превращен в церковь. О дальнейшей истории этих церквей и существовавшего здесь монастыря нет точных данных, только разрозненные свидетельства в разных документах. В 12-м веке поп Дуклянин пишет о монастыре в своей летописи, в 1252 году веке он упоминается в связи с войной между сербским королём Урошем и Дубровником, в 1346 году о монастыре говорится в письме папы Климента VI Стефану Душану. Последний раз монастырь упоминается в 1456 году. В 1906 году на месте раннехристианской базилики была построена новая церковь, посвящённая св. апостолу Петру. В 2007 году рядом с церковью св. Петра восстановили церковь св. апостола Павла. Это попытка реконструкции той раннехристианской церкви. В полу сделано стеклянное окно, через которое видна древняя крестильня. Павлова пещера В двух километрах от монастыря есть пещера, которую местные жители называют «Павлова пещера». По преданию, в этой пещере апостол Павел скрывался от римских властей и в ней же крестил народ. В пещере установлен каменный алтарь, и 12 июля, на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла (серб. Петровдан), здесь совершается богослужение, на которое собираются сотни верующих. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Закрыть itemscope itemtype="" > Побуждать сердце стремиться к небесным вершинам 19.09.2019 1029 Время на чтение 6 минут Источник: Православие и современность Можно ли причащаться человеку, который никак не может представить себе, как в Чаше могут быть Тело и Кровь Христовы? На этот и другие вопросы о самом главном Таинстве Православной Церкви - Евхаристии - отвечают клирики храмов Саратовской епархии. Если Христос установил Причащение на совместной с апостолами трапезе, почему сейчас оно происходит не на трапезе, а на богослужении? Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска: - Заметим, что Тайная Вечеря, на которой Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения, была не простым ужином, а пасхальной трапезой, то есть своеобразным семейным богослужением с определенным ритуалом и порядком. В этот установленный в древности ритуал Христос вносит новое содержание: благую весть о спасении и возвращении верующему человеку духовной свободы, а также о будущей жизни Церкви. Главным содержанием этой жизни и является Таинство Евхаристии, или Причащения. В первые века христианской истории, когда буквально наощупь складывался устав богослужения, была попытка соединить Евхаристию с братскими трапезами, которые назывались агапами (от греческого слова «агапэ» - любовь). Упоминания о таких евхаристических трапезах апостольского века можно найти в Книге Деяний святых апостолов (см.: Деян. 2, 42; 2, 48; 20, 7) и Апостольских посланиях. Первоначально порядок совершения евхаристических трапез был произвольным. Как следует из описания евхаристической трапезы в Троаде, на которой присутствовал апостол Павел (см.: Деян. 20, 7-12), агапы сопровождались поучениями и беседами. Однако уже «Дидахе» - памятник раннехристианской литературы, описывающий жизнь христианских общин на рубеже I и IIcmoлemuй - представляет нам строго очерченный порядок евхаристической трапезы с молитвами благословения Даров и благодарения за Причащение.

http://ruskline.ru/opp/2019/sentyabr/19/...

Каждую субботу сестры Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря собираются в праздничной трапезной, которая на время становится учебным классом. Но не только насельницы этой обители слушают лекции, сдают зачеты преподавателям. Учатся на курсах дополнительного образования для монашествующих и сестры из других монастырей – Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря, ставропигиального Алексеевского, Серафимо-Знаменского скита. Программа трехгодичных курсов включает в себя Священное Писание Ветхого и Нового Завета, церковнославянский язык, Литургику и Богослужебный устав, историю Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей, патрологию, аскетику, раннехристианское и византийское искусство и другие предметы.      Молодой священник Димитрий Артемкин, научный редактор Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», рассказывает, что с такой аудиторией он встретился впервые. Детскую аудиторию пастырь знает хорошо, поскольку возглавляет Воскресную школу при храме Святителя Николая в Староваганьковском переулке, где служит. Читал лекции пытливым семинаристам, впитывающим знания, словно морская губка. А как будут воспринимать и, главное, усваивать непростой материал монашествующие, у которых, помимо напряженного ритма жизни (богослужения, послушания), еще и разный духовный опыт, разный уровень знаний? Не без внутренних колебаний согласился отец Димитрий вести курс в женском монастыре, но теперь не жалеет, потому что матушки слушают лекции с живым вниманием и задают такие вопросы, что становится ясно: для них эта учеба отнюдь не формальность. Просят предоставить список литературы и выясняют, где можно найти материалы по той или иной теме. Кто-то ищет источники в Интернете, а более привычные к чтению книг идут в монастырскую библиотеку. Экзамен     Тяга к знаниям приносит свои плоды. Как раз в тот день, когда я присутствовала на занятиях в монастыре, отец Димитрий принимал зачет по своему предмету «Введение в богословие». Конечно, сестры волновались, как обычно волнуются студенты или школьники во время зачетов и экзаменов. Но, начав отвечать, продолжали с воодушевлением, потому что говорили о том, что им близко.

http://pravoslavie.ru/68306.html

Календарь Материалы 20 марта 2007 г. [Встреча с Православием/Святые и святыни] В царствование нечестивого императора Ликиния было воздвигнуто жестокое гонение на христиан, и все верные принуждаемы были приносить жертвы идолам. В армянском городе Севастии воинским начальником тогда был Агриколай, человек свирепого нрава и ревностной поборник идолослужения. (Продолжительность 27:54 мин. Размер 20.1 Mb ) [Встреча с Православием/Православная библиотека] Ирина Силуянова В рамках христианского миропонимания смерть – это дверь в пространство вечности. Смертельная болезнь – это чрезвычайно значимое событие в жизни, это подготовка к смерти и примирение со смертью, это возможность принести покаяние, молить Бога о прощении грехов, это углубление в себя, интенсивная духовная и молитвенная работа, это выход души в определенное новое качественное состояние. [Интернет-журнал/Общество] Ольга Ковалик А.С. Грибоедов записал когда-то в своем дневнике: «Самое фантастическое, что я видел в Крыму, – это Инкерман». Всякому здесь хорошо и отдохновенно: и любителю истории, и праздному путешественнику, и пилигриму, который в самом названии, так волнующем сердце, слышит небесный благовест. Инкерманское пространство намолено сонмом раннехристианских подвижников, оно влечет памятью о великих подвигах мучеников за веру православную. [Интернет-журнал/Общество] Галина Бесстремянная Научная мысль, оторванная от Бога, возведенная в абсолют, несомненно, опасна и разрушительна. Именно поэтому не следует думать, что Церковь призывает отказаться от достижений прогресса и прекратить развитие во всех областях знаний. Нужно лишь помнить о напутственном предостережении святителя Феофана: «В образе исследования старайся начала каждой изучаемой тобою науки освятить светом небесной мудрости». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Никон (Рождественский) Вот и теперь с нетерпением жду Стр[астной] седмицы, этой великой седмицы всего года! Как благодетельно всегда ее богослужение действует на меня каждый год! Утомленный душевными бурями, я всегда нахожу с избытком утешение в песнопениях при св[ятой] Плащанице. Господи! Удостой меня грешного поклониться страстям Твоим и святому Воскресению!

http://pravoslavie.ru/archive/070320

Календарь Материалы 23 декабря 2003 г. [Встреча с Православием/Апологетика] Юрий Максимов Наиболее древнее описание чинопоследования литургии и крещения мы имеем в " Дидахэ " (кон. I в). Также мы имеем достаточно пространные пересказы и цитаты из текстов христианских богослужений более позднего периода у святого Иустина Философа, у святого Ипполита Римского и в апокрифических Деяних Фомы (оба - нач. III в), некоторые указания у других раннехристианских писателей. [Интернет-журнал/Общество] Олеся Николаева Нации нельзя навязать цель, навязать ценность. Этим бы нарушалась свобода личностей, ее составляющих, и приводило бы к тоталитаризму. Можно лишь создать условия для открытия смысла, можно лишь духовно просветить, явить собственную ценностную иерархию, обнаружить собственную целеустремленность в служении Истине. Подлинное служение всегда эстетически убедительно, в этом смысле оно всегда культурно. [Вопросы священнику/Секты и лжеучения] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря 1. Как Церковь относится к саентологии и дианетике как духовным и философским направлениям. 2. Объясните, пожалуйста, слово " БЛАГОСТЬ " и что такое " БЛАГОЙ И ПРЕБЛАГОЙ БОГ " . [Вопросы священнику/Исторические] священник Афанасий Гумеров Что же именно хотел сказать святитель Филарет этой фразой (полностью: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша» из «Слова в неделю 19 по Пятидесятнице»)? Кто дерзнет определить человека в полноте врагом Божиим? Как можно «гнушаться» погибающим? Можно ли это понимать, как ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ суждения Святителя или здесь есть нечто, сокрытое вульгарными толкованиями многих «борцов с врагами»? [Вопросы священнику/Исторические] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Батюшка, меня смущает вопрос, почему во времена крещения Руси язычников обращали в христианскую веру насильно, проливая кровь и убивая людей или после взятия Казани татар так же крестили через кровь и смерть, а не словом через проповедь, как апостолы, призывая ко спасению.

http://pravoslavie.ru/archive/031223

Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор святого Димитрия Солунского — пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. Входит в состав Элладской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Византийский период Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии — над его могилой) была построена между 313—323 годами. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году. По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке — либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии ), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010