Прихожане Благовещенской церкви на Васильевском острове побывали в Кронштадте июня 2015 Их путь пролегал не только по святым местам города, но и по малоизвестным улочкам и дворам, по которым вполне мог ходить святой Иоанн Кронштадтский - ведь он, как известно, посещал самых бедных жителей города. Увидеть " неформальный " Кронштадт паломникам помог прихожанин Благовещенского храма Дмитрий Кувайкин: он родился и вырос в Кронштадте и долгое время водил по этому городу экскурсии. В его рассказе было много личных воспоминаний и необычных исторических сюжетов. Дмитрий рассказал о строительстве и структуре дамбы, привел группу на форт " Константин " , с которого прекрасно видны другие форты и сам город, провел по Петровскому парку и показал памятники, официальные и неофициальные. Показал он своим спутникам и заброшенный кронштадтский док, который сейчас представляет собою живописные развалины, поросшие травой. Но все-таки это было паломничество, а не развлекательная прогулка, и скоро прихожане Благовещенского храма оказались возле Николаевского Морского собора. Здесь их встретила экскурсовод Надежда Монюк, которая рассказала о символике и истории строительства и возрождения собора.  Архитектура и убранство собора действительно необычны. Во время проектирования архитектор Василий Косяков взял за образец собор Святой Софии в Константинополе, и величие этого образца ощущается в кронштадтском храме, хотя он, конечно, гораздо меньше по размеру. Храм построен в виде корабля, купол выполнен в форме компаса, и 32 окна - это своеобразные румбы, по которым можно ориентироваться в пространстве. В убранстве собора использованы раннехристианские символы, которые тоже связаны с темой моря, - например, изображение рыбы и якоря. А когда попадаешь внутрь собора, ступаешь по мозаичному полу, напоминающему толщу воды, и видишь в куполе огромное изображение Спасителя, - возникает ощущение, что ты один на один со стихией и Богом. Огромное пространство собора всегда наполнено посетителями, которые больше напоминают туристов, чем прихожан. Но ежедневно, утром и вечером, здесь совершаются богослужения. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Разделы портала «Азбука веры» Келарь (греч. κελλριος, κελλρης, κελλαρτης; лат. cellarius, cellerarius) — 1) (в узком смысле слова) административно-хозяйственная должность в монастыре; 2) (в широком смысле слова) хозяйственная должность при той или иной церковной организации (приходе, православном студенческом летнем лагере и т. д.). Краткая история понятия Изначально в светском греко-римском мире обозначение «келарь» относилось к рабам, отвечавших за учет продуктов, ведение счетных книг в богатых римских домах. Со временем это слово перешло в церковный обиход. В монашеской среде келарями назывались лица, отвечавшие за определенные хозяйственные вопросы, связанные c монастырской жизнью. Считается, что первоначально келари, как правило, отвечали за хранение и распределение продуктовых запасов. Вообще же, на протяжении исторического развития монашеской жизни келари могли отвечать как за узкий круг хозяйственных вопросов (например, за выдачу повару продуктов), так и за гораздо более широкий. В раннехристианские времена прототипами келарей были диаконы, на которых были возложены обязанности «пещись о столах» ( Деян.6:2 ). Как известно из Книги Деяний апостолов, в число первых диаконов были избраны и вошли люди «изведанные, исполненные Святого Духа и мудрости» ( Деян.6:2-3 ). В последующие времена подразумевалось (отмечалось в монашеской литературе), что и к выбору претендентов на должность келаря следует подходить с особой ответственностью. В келари, например, рекомендовалось поставлять людей, способных хранить совесть пред Богом, опытных в монашеской жизни, разумных, понятливых. Не в последнюю очередь особое внимание к кандидатам на эту должность уделялось в связи с тем, что исполняя данное послушание, подвижник мог столкнуться с особыми искушениями: своеволием, тайноядением, игнорированием богослужений под предлогом занятости хозяйственными нуждами, незаконным использованием материальных благ и пр.  Не случайно в истории монашеской жизни существовала и такая практика назначения на должность келаря, в соответствии с которой выбор зависел не только от игумена, но и от братии монастыря.

http://azbyka.ru/kelar

С другой стороны, нужно сказать, каким вообще должно быть хорошее богословское образование. Известный богослов отец Георгий Флоровский, который был профессором Свято-Сергиевского богословского института в Париже, считается отцом возрождения святоотеческого богословия. Он сказал, что учиться мы должны у отцов, а не по схоластическим учебникам, которые были составлены в синодальный период. Все знают, что эта литература отмечена влиянием католической или протестантской схоластики, и очень часто проблематика, которая в них затрагивается, нас совершенно не касается. Важно, чтобы все богословие было пропитано пониманием отцов Церкви. Это надо сказать и о догматике, и о литургике. Наша литургическая жизнь богата. Но мы знаем, что и в нашей практике есть много того, что можно еще улучшить. Например, участие мирян в богослужении. Любимый мной профессор протоиерей Николай Афанасьев, пишет в уже ставшем классическом труде «Церковь Духа Святого» о том, что в Церкви есть всеобщее служение: каждый служит на своем месте. Это нам показывает сам строй богослужения. Ведь в раннехристианские времена возглас: «Двери, двери, премудростию вонмем», — соответствовал моменту, когда запирали врата храма и все, кто пребывал внутри, составляли единое евхаристическое собрание. То есть каждая Литургия, каждая Евхаристия — это единство всех присутствующих. Есть попытки подчеркнуть это единство. Думаю это хорошо. У нас в Западной Европе очень часто евхаристический канон читают вслух, а хор в это время поет немного короче. Это может быть неожиданно, но зато все слышат, о чем идет речь. И действительно совершается соборная молитва. Это я даю как пример, но есть много других очень важных вопросов. Например, икона должно быть выражением молитвы. Хорошая икона обучает молитве. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] Церкви взяв участь у в У представили видання, дипломами церковного конкурсу через книгу» В Об " ПСТГУ та СПбДА захисти двох наукових праць Навчального «Лики святих став переможцем у грантових у 2024 Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы, именуемой «Целительница» [Документи] У вийшло окреме видання служби преподобному Текст служби свята Господнього церковнослов " янською та мовами з поясненнями коментарями [Документи] Священний Синод затвердив низку богослужбових У ФЗ РФ XII «Моделювання системного розвитку школи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204435...

Евхаристия в раннехристианской Церкви Апостолы собирались по домам вместе со своими учениками для того, чтобы преломлять хлеб. Первые христиане были традиционными иудеями и регулярно посещали Иерусалимский Храм вплоть до его разрушения в 70 году римским императором Титом. 18 октября, 2012 Апостолы собирались по домам вместе со своими учениками для того, чтобы преломлять хлеб. Первые христиане были традиционными иудеями и регулярно посещали Иерусалимский Храм вплоть до его разрушения в 70 году римским императором Титом. Книга «Божественная Литургия» протоиерея Алексея Уминского , выпущенная издательством «Никея» , теперь доступна для бесплатного скачивания в электронных форматах (epub, fb-2, mobi и др.) на сайте «Никеи» . Цель наших бесед состоит в том, чтобы выяснить, насколько духовная жизнь христианина связана с Евхаристией. Возможно ли жить духовной жизнью вне Евхаристии, или причащаясь время от времени? Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо понять, чем была Евхаристия для раннехристианской Церкви, в каком состоянии пребывает наше богослужение сейчас и, наконец, разобраться, насколько каждый из нас понимает, что означает лично для него участие в Божественной Литургии. Впервые Евхаристия была совершена на Тайной Вечере Спасителем перед Своими крестными муками. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–2). Господь заповедовал апостолам, а, вместе с ними и всем нам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). Средоточием каждой Литургии и является воспоминание о той самой Тайной Вечере, которую мы проживаем, мистическим образом входя в вечность и являясь реальными участниками этого события. В книге Деяний святых апостолов мы встречаем описание Евхаристии. Богослужения первых времен христианства, на которых совершалось причащение, назывались по-разному, но наиболее часто встречались названия «Преломление хлеба» и «Евхаристия». И сейчас для обозначения Литургии нередко используется слово «Евхаристия», тем более что сердцевиной Литургии является именно Евхаристический канон.

http://pravmir.ru/evxaristiya-v-rannexri...

Севастопольское пророчество. Ч. 1 К 225-летию основания Севастополя и присоединения Крыма к России Инкерман Севастополь и его окрестности – места легендарные и героические не менее, чем земля Московская. И есть здесь изумительная по красоте Инкерманская Монастырская скала. Еще А.С. Грибоедов записал в своем дневнике: «Самое фантастическое, что я видел в Крыму, – это Инкерман». Всякому здесь хорошо и отдохновенно: и любителю истории, и праздному путешественнику, и пилигриму, который в самом названии, так волнующем сердце, слышит небесный благовест. Инкерманское пространство намолено сонмом раннехристианских подвижников, оно влечет памятью о великих подвигах мучеников за веру православную. И 70 лет воинствующего атеизма (а в закрытом городе – базе советского Черноморского флота – даже слова из церковного лексикона казались чем-то неприличным и невозможным, я это хорошо помню) не смогли истребить памяти о безусловной, прочно вошедшей в русскую жизнь вере предков. Лучи христианской веры озарили Таврический полуостров во времена пребывания здесь святого Андрея Первозванного, одного из 12 учеников Иисусовых, брата апостола Петра. Судя по топонимике Южного берега Крыма и по расположению древних памятников христианства (таких как водопад Ай-Андре с развалинами древнего храма и херсонесский мыс Святого Андрея), ученик пророка Иоанна Крестителя прошел по горе Ай-Петри, затем Байдарской долиной в Инкерман и оттуда берегом бухты в Херсонес. И «на всем пути его были уверовавшие во Христа». Так древний Инкерман освятился апостольскими стопами. А посеянная здесь Андреем Первозванным христианская вера дала благодатные всходы. В I веке по Рождестве Христовом Инкерман был отмечен благодатью от праведных трудов святого Климента. Он, родом из императорского дома Флавиев, принял и крещение, и посвящение во епископа Рима от самого апостола Петра. Именно о Клименте говорится в Послании к филиппийцам апостола Павла: «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни». В 93–97 годах римский святитель обратился к Коринфской Церкви с первым посланием. Это боговдохновенное сочинение представляет собою первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения. Послание святого Климента пользовалось в раннехристианских общинах особенным уважением: его текст читался на воскресных богослужениях.

http://pravoslavie.ru/757.html

Игумен Агафангел (Белых): Какой не должна быть община Удобно любить весь мир, а любить соседа, который сверлит стену в выходные, – тяжелее 24 марта, 2015 Удобно любить весь мир, а любить соседа, который сверлит стену в выходные, – тяжелее Какой сегодня должна быть христианская община? Строго такой, как в древние времена? Как сегодня создается община? Что делать, если она превращается в круг интересов для избранных? Рассказывает игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский» в п. Тикси (республика Саха). – Мне кажется, что сегодня в дискуссиях о том, что такое христианская община , иногда звучит неверная мысль: нужно вернуться в прошлое, стремиться построить общину так, как это было в ранней Церкви. Но Церковь – это живой организм, который растет, изменяется. Игумен Агафангел (Белых) Сейчас, например, любая попытка совершить на приходе Русской Православной Церкви богослужение чином времен апостольских будет, отчасти, искусственным и театральным действием. Ведь прошли столетия, богослужение сформировалось, обогатилось новыми элементами. «Христос вчера и днесь, Тойже и во веки»: содержание нашего упования неизменно, однако мы видим, что внешнее выражение нашей веры, язык нашей молитвы может изменяться в соответствии с эпохой, с национальной культурой и т. п. Несомненно, это касается и общинной жизни. Та община в античном её, раннехристианском, понимании, о которой мы узнаём, читая Деяния, где было общее имущество, где люди жили сплоченно одной общей жизнью в условиях внешнего притеснения, я уверен – в наше время в России практически невозможна. Любые попытки к ней вернуться будут похожи на попытки взрослого человека влезть в свои пеленки. Они вызывают умиление, когда мы на них смотрим, и для того ребеночка они были удобны и хороши. Но человек вырос и изменился. Даже монастыри, ставшие своеобразным ответом миру на ослабление христианского духа, сейчас редко бывают похожи на искреннее братство единомышленников-подвижников, а больше напоминают производственные или сельскохозяйственные предприятия, где трудятся и совместно проживают верующие холостяки. Община, общение

http://pravmir.ru/igumen-agafangel-belyi...

Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси/Православие.Ru Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version Православие.RU   Культура   Встреча с Православием Интернет-журнал Колонка главного редактора Общество Семья Культура Идеи и концепции Книжная закладка Гость сайта Вопросы священнику Новости Пресса Аналитическое обозрение Документы истории Полемика Мониторинг СМИ Фотогалереи Сретенский монастырь Поместные Церкви Православный Календарь English Edition Аудио Видео Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные иконы Рождества Христова, неоднократно становившиеся предметом внимания исследователей, богословов и искусствоведов, темой для художественных выставок. Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание, в том числе апокрифическое протоевангелие Иакова.  Трон Максимиана.Фрагмент.Сер.6 в.Архиепископский музей в Равенне. Самые ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова относятся к 4 веку. В катакомбах св. Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских  саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел как исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Именно так представлено Рождество на саркофаге из Латеранского музея, на саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима, на окладе Миланского Евангелия (6 века). По всей видимости, Богоматерь изображалась сидящей в подтверждении того, что безболезненно родила Христа, и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе. Это подчеркивали в своих творениях св. Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, а позже – в Четьих Минеях св. Димитрий Ростовский.

http://pravoslavie.ru/jurnal/05122712494...

Митрополит Волоколамський звершив Божественну на Китайському " в 22 вересня 2018 р. 12:02 21 сентября 2018 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в Никольском (Рождество-Богородицком) храме в Голутвине — на Китайском Патриаршем подворье в Москве. Архипастырю сослужили представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов) , настоятель Никольского храма протоиерей Игорь Зуев, инспектор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Николай (Оно), сотрудник ОВЦС иеромонах Кирилл (Перегудин), клирики храма. Часть молитвословий за богослужением возносилась на китайском языке. После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии был совершен крестный ход. Затем митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником Рождества Пресвятой Богородицы — престольным праздником этого святого храма. Всякий раз, когда мы собираемся в храм Божий, чтобы прославить Пресвятую Владычицу, мы соприкасаемся с Ее Божественной тайной, которая раскрывается каждому человеческому сердцу. Мы знаем, что в течение долгого времени тайна Пресвятой Богородицы была сокрыта от многих верующих. Хотя уже в раннехристианских катакомбах мы видим изображения Пресвятой Богородицы, но в творениях отцов Церкви II, III, IV веков мы слышим о Ней довольно мало. И только в V веке, когда нечестивый Константинопольский патриарх Несторий решил переименовать Богородицу в Христородицу, — а Ее уже именовали Богородицей за богослужением, — тогда Церковь встала на защиту и христологического, и богородичного догматов. Устами святителя Кирилла Александрийского и других отцов III Вселенского Собора, осудивших ересь Нестория, Церковь торжественно провозгласила, что Сын Божий, от века присущий Богу Отцу, и Иисус Христос Сын Человеческий — одно и то же лицо. Предвечный Сын Божий стал человеком и родился от Девы Марии, и поэтому Она справедливо может именоваться Богородицей, ибо для нас, людей, именно Она Его родила в человеческой плоти.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5272904...

Старейший храм в центре Москвы — Патриаршее подворье храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках — отметил вчера, 15 января, свой престольный праздник. К этому дню была завершена реставрация придела и освящена роспись алтаря, выполненная в традиции раннехристианских памятников. 16 января 2013 г. 01:00 Впервые за 350 лет в Успенском соборе Московского кремля сегодня была совершена Божественная литургия древним чином. Историческое богослужение, приуроченное к столетию Первого единоверческого съезда, возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Гомельского и Жлобинского Стефана и единоверческих священников Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской и Екатеринбургской епархий. Антонина Мага 12 января 2013 г. 17:35 Сегодня в Екатеринбурге освятили часовню в честь Вифлеемских младенцев, богослужение возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. " Мы привыкли обвинять в гибели Вифлеемских младенцев только царя Ирода, но ведь  были и те, кто усердно выполнял его бесчеловечный приказ, - сказал в своем слове митрополит Кирилл. - И если сегодня люди не соблюдают Божии законы, то и законы человеческие оказываются извращены. Нарушение Божиих законов влечет принебрежение и элементарными нормами морали и нравственности " . Алексей Реутский 11 января 2013 г. 16:00 В номере - статьи о возможностях деревянного храмостроительства в современных условиях, эксклюзивное интервью Владимира Ресина о первых итогах Программы-200 в Москве, репортаж из Нового Иерусалима. 10 января 2013 г. 18:11 Одним из главных событий церковной жизни, нашедшем отражение на страницах издания, в этот раз стали последние итоги работы Межсоборного присутствия. Номер также снабжен видеоприложением. 10 января 2013 г. 14:23 В этот раз премьерой фестиваля станут хор собора святого благоверного князя Александра Невского из Софии (Болгария), хор Киево-Печерской лавры, хор мальчиков монастыря Монсеррат (Испания). Также особую программу подготовили и постоянные участники Рождественского фестиваля: Московский Синодальный хор, хор московского Сретенского монастыря, хор московского Свято-Данилова монастыря.

http://e-vestnik.ru/news/page/73/

     Ангелы при святыне В патерике VI столетия «Луг духовный», составленном блаженным Иоанном Мосхом приведена следующая история одного из раннехристианских святых аввы Леонтия: «Однажды в воскресный день я пришел в церковь для приобщения Святых Тайн. Войдя в храм, я увидел Ангела, стоящего по правую сторону престола. Пораженный ужасом, я удалился в свою келлию. И был голос ко мне: «С тех пор как освящен этот престол, мне заповедано неотлучно находиться при нем». Православное Предание гласит, что ангел-хранитель даётся не только каждому новому члену Церкви, но и каждому новоосвящённому храму. Этот ангел предстоит перед престолом Всевышнего и молится о каждом, кто посещает богослужения в этом храме и приносит Богу сердце, наполненное радостями или скорбями. Ангел храма радуется и ликует, если во вверенной ему церкви во множестве собирается народ, чтобы восславить Господа. Он же скорбит и плачет, если храм пустеет или подвергается поруганию и разрушению. Однако, даже в случае уничтожения святыни ангел храма не покидает отведённого его попечению престола, надеясь что когда-либо на месте разрушенного храма восстанет новый, и он сможет соединить свою молитву к Богу с молитвой благочестивых прихожан. История города 70 лет на русском народе лежала пелена богоборческого помешательства. Когда он сумел скинуть её с себя, то обнаружил, что в буйстве своём оставил по всему нашему Отечеству тысячи и тысячи мест, где на развалинах древних храмов плачут о нём ангелы. Возможно, именно этот их плач и привёл его в чувство… Новосибирск тоже не минула печальная участь закрытия и сноса церквей. Прошло уже больше четверти века с тех пор, как Церковь на сибирской земле стала возрождаться, но многие раны на её духовном теле зияют до сих пор и требуют, если не исцеления, то хотя бы внимания и памяти. Этим и обусловлен нижеследующий рассказ.      До 1925 года наш город назывался не Новосибирском, а Новониколаевском – в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Город возник при строительстве Транссибирской магистрали на правом берегу Оби и поначалу почти полностью умещался на территории современных Железнодорожного и Центрального районов. Сам посёлок зародился ещё в конце XIX века, а вот статус города получил лишь в конце 1903 года.

http://pravoslavie.ru/97492.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010