Особенно интересно в этой связи учение Иринея о «рекапитуляции всего» αναχεφαλαισασθαι τα παντα. Заимствованное из Ефес. I:10, это слово имеет несколько значений. У древних оно малоупотребительно и означает или «возглавление» или же «разделение на главы». У Семидесяти оно встречается однажды в смысле «окончания» (псал. 71, 20: «окончание молитв Давида»). Также и у псевдо-Варнавы V, 11: «положил конец грехам». У Иринея оно означает или «повторение» (III, 21, 10; V, 22, 1; IV, 38, 1; V; 1, 2) или «возглавление», «рекапитуляция» (V, 29, 2). У Ипполита («Refut. omn. haer.» VI, 16, 4) и в Апост. Постановлении I, 1, 4 ему придано значение «утверждения».    Для св. Иринея Христос возвращает человека к первоначальному состоянию. Иногда он говорит вместо «recapitulans» - " restaurans» или «reintegrans», что, конечно, имеет тот же смысл. Искупительная миссия Сына Божия имеет своею целью вернуть человечество к тому идеальному состоянию, которое оно имело в вечном плане Божией Премудрости. Важно, что рекапитуляция совершается для всего человечества. Во Христе •содержится все новое человечество, Он — Новый Адам. «Сын Божий воплотился и вочеловечился и в Себе восстановил длинный ряд людей, «longam hominum expositionem in seipso recapitulavit», даровал спасение всем нам вкупе». Можно прямо говорить, что в искуплении имело место восстановление первоначальной сущности человека, его небесного, вечного замысла, того, что Буссэ назвал «Mensch an Sich».    Эту доктрину св. Иринея A. d " Alès, рассматривая с трех сторон, характеризует, как «драму с тремя действующими лицами». 1. Применительно к делу Христову «рекапитуляция является воссозданием человечества в первоначальном божественном плане, а Христос есть Искупитель; 2. в отношении к человечеству это восстановление богоподобия; протестуя против Татиана Ассирийца, Ириней настаивает решительным образом на совершенном восстановлении первого человека; следуя этой мысли, — думает d " Alès, — Иринею надлежало бы придти к всеобщему апокатастазису, чего он, однако, не сделал: 3. в отношении к диаволу Ириней противопоставляет одну рекапитуляцию другой. Сатана заключает в себе всю апостазию, антихрист, со своей стороны, также заключает в себе всю апостазию, а Христос должен поэтому быть совершенный антитезой делу диавола.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

70 О припевах на „Господи воззвах“ говорится в Синодальн. уставе 330–380, в статье о пении на вечерне (л. 260). По этому указанию „Господи воззвах“ поется с припевом: „услыши мя Господи“. Для следующего 141 псалма: „гласом моим ко Господу воззвах“ до „мене ждут“ – припев: „воззвах к тебе, услыши мя“. Для 129 псал. „из глубины воззвах“ – „Христе Спасе помилуй нас“. При пении стиха: „яко утвердися милость Его“, оба хора соединяются, точно также как и при пении стихир стиховных. Цитуемая нами глава составляет окончание целой статьи, где речь идет о способе и порядке пения на разных службах и припевах на утренних и вечерних псалмах. В рукописи нашей Академ. библиотеки 137 (из раскольн. отделения) записаны и положены на ноты те же припевы, согласно с синод. уставом 336–388. См. Опис. С. Б. III, стр. 320. Таким образом в настоящее время первые два стиха 140-го псалма мы поем по древнему способу с припевом, а избранные стихи из прочих вечерних – по новому с особыми, позднее составленными, песнями стихирными. Таким же способом, в сопровождении припевов, произносились и библейские песни, послужившие основанием канонов, 380 л. 259 указаны эти припевы, к которым и отсылаем желающих ближе ознакомиться с этим предметом и получить понятие о первичной структуре песненных канонов. 71 656. Здесь вечерня песненная состоит из 140 пс. с припевом, из входа, свете тихий… трех малых антифонов нет. 75 Берем это изложение службы из статьи Синодального (л. 33. См. Опис. С. Б. III. 247) и Типографского (л. 20) уставов о том как справляется литургия в Петров пост. В общем и там и здесь дело представляется одинаково, но с некоторыми особенностями, которые и отмечаем. 76 „ И обълкъся диако прскоумисать и все доспть“. Так в Типогр. уставе, в Синод. „ и проскоумисатъ диако“ (Опис. III 248). Несколько замечаний о праве диакона совершать проскомидию – в нашей статье: Чт. О. Л. Д. просв. 1871. 2. 77 Вот как описывается начало литургии и малый вход в „Ordinarium Cassinense“, или уставе известного Монте-Кассинского монастыря: Tertia (i. e. hora) finita sacerdos cum ministris vadat se sacris vestibus induere et cum inceperint clerici in choro gloriam post introitum, procedant antecedente eum diacono et subdiacono cum libro evangelii et ante subdiacono et acolytho cum thymiamate ante quem duo alii acolythi procedant cum incensis luminaribus et sic ordinate exeant e secretario (secretarion – тоже что sacristia σκευοφυλκιον, διακονικν) et ut pervenerint ante altare, incipit sacerdos antiphonam: introibo… (Martene de antiquis eccl ritibus. Append. ad. libr. IV p. 50.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

48:17); и опять: (Бог) вселяющий единомысленныя в дом " Бог одиноких вводит в дом " (Псал. 67:7); также: " Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей " (Псал. 118:164); и опять: " В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои " (Псал. 118:62); также: " Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня " (Псал.48:16); и еще: " Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной " (Псал.22:4); и опять: " Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень " (Псал.90:5, 6); и опять: " считают нас за овец, [обреченных] на заклание " (Псал.43:23), – тогда выражал пламенную свою любовь к Богу. А когда опять они поют вместе с ангелами (потому что и ангелы тогда поют), говоря: " Хвалите Господа с небес " (Псал. 148:1), между тем как мы в это время зеваем, чешемся, храпим, или просто лежим навзничь и придумываем тысячи обманов, то какое благо приносит им то, что они в этом проводят всю ночь? Когда же начинает рассветать, тогда они, наконец, отдыхают, и в то время как мы начинаем свои дела, они имеют час отдыха. С наступлением дня, каждый из нас, позвав другого, ведет с ним речь о дневных расходах; затем один выходит на общественную площадь, является к начальнику, дрожит, боится наказаний; другой идет на зрелище; иной к своим занятиям. Между тем они, окончив утренние молитвы и песнопения, обращаются к чтению Писаний. Есть между ними и такие, которые научились списывать книги. Каждый из них, заняв одно отдельное жилище, по­стоянно упражняется в молчании, никто не суесловит, никто ничего не говорит. Потом совершают они третий, шестой, де­вятый час и вечернее молитвословие, и, разделив день на че­тыре части, по окончании каждой из них прославляют Бога псалмопениями и гимнами. Тогда как все прочие обедают, смеются, забавляются, преисполняют себя излишними яствами, они занимаиотся пением гимнов, не имея времени ни для тра­пезы, ни для чувственных удовольствий. И после обеда опять принимаются они за те же упражнения, подкрепив себя сперва сном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Оканчивается вечерня хвалебною песнею Богородице. Эта песнь начинается приветствием архангела Гавриила Деве Марии во время благовещения и напоминает нам, что с этого времени уже началось спасение людей: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с Тобою! благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего, потому что Ты родила Спасителя душ наших». По окончании вечерни начинается утреня. Она начинается ангельским славословием: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Это славословие воспели святые ангелы, явившиеся Вифлеемским пастухам в ночь рождения Иисуса Христа и возвестившие им о явлении в мир давно ожидаемого Искупителя. Пред чтением шести псалмов, мы просим Господа, чтобы Он вдохнул в нас желание искренно и горячо молиться Ему: «Господи отверзи уста мои, и они возвестят хвалу Твою». В первом псалме выражается надежда и преданность человека воле Божией: «Господи! Как много у меня врагов! Многие восстают на меня, многие говорят о душе моей: нет ей спасения от Бога. Но Ты, Господи, – щит, охраняющий меня. Я ложусь, сплю и встаю, потому что Господь ограждает меня. От Господа спасете и над народом Его – благословение Его» ( Псал. 3 ). Но в следующем псалме мы слышим вопль души человека, сознающего всю тяжесть своих грехов, для которого ни днем, ни ночью нет покоя от этого сознания; но он от Господа же ожидает помощи себе. «Господи, не во гневе Твоем обличай меня и не в ярости Твоей наказывай меня! Нет здорового места в теле моем от гнева Твоего, нет мира в костях моих от греха моего. Беззакония мои покрыли голову мою, как тяжелое бремя тяготят меля. Я сознаю вину мою, сокрушаясь о грехе моем. Не оставь меня, Господи, Боже мой, не удались от меня! Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!» ( Псал. 37 ). Но вот снова мы слышим радостный голос человека, чующего на себе руку Божию: «Боже, Ты мой Бог ! С раннего утра жаждет Тебя душа моя, томится по Тебе плоть моя в земле сухой, жаждущей, безводной. Вспоминаю о Тебе на постели, во все ночные стражи помышляю о Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не по беззакониям нашим сотворил нам и не по грехам нашим воздал нам. Потому что Он знает состав наш: дни человека как трава, как цвет полевой, пройдет над ним ветер – и нет его. Благословите Господа все дела Его. Благослови, душа моя, Господа» ( Псал. 102 ). После первого антифона диакон произносить малую ектенью, для возбуждения внимания верующих, а священник славит Господа Бога, Вседержителя: «Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа». Затем начинается пение второго антифона или псалма Давида: «Хвали, душа моя, Господа. Буду хвалить Господа всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока существую. Не надейтесь на князей и сынов человеческих, в которых нет спасения. Выходит из человека дух, возвращается он в землю – и тотчас исчезают все замыслы его. Блажен, у кого надежда на Господа Бога его, Который сотворил небо и землю и все, что в них. Господь разрешает узников, отверзает очи слепых, любит праведных, хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову и ниспровергает путь нечестивых. Господь – Царь во веки, Бог твой, Сионе, в род и род» ( Псал. 145 ). По окончании второго антифона поется глубоко трогательная песнь, в которой мы, прославляя Господа нашего Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения, просим Его спасти нас: «Единородный Сын и Слово Божие! Ты, бессмертный, ради нашего спасения благоволил принять на Себя человеческое естество от святой Богородицы и Приснодевы Марии, претерпеть страдания и крестную смерть и тем разрушить нашу смерть. Ты, единый из лиц Святой Троицы, так же чтимый, как Отец и Святой Дух, спаси нас!» После малой ектеньи, оканчивающейся возгласом: «Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу»... царские врата открываются, читаются или поются молитвы благоразумного разбойника: во царствии Твоем помяни нас, Господи, – и изречения из нагорной беседы Спасителя о путях к блаженству. В этих изречениях слышим учение Самого Господа Иисуса Христа о тех высоких качествах, которые необходимы для человека, желающего получить спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Это каждый может видеть везде. Так Он поступил с ниневитянами не на словах, а не деле. Не обещав им ничего доброго на словах, но представив в угрозе одно только наказание. Он прекратил Свой гнев, как скоро все эти иноплеменники показали должное со своей стороны. Так опять и Давид говорит в псалме; я сказал уже, что этот псалом совершенно сходен с началом (книги Исаии). Как Исайя после угроз говорит: омойтесь, очиститесь, так и Давид, после слов: " изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои " , прибавляет: " кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие " (Псал. 49:21,23), называя хвалою славословие посредством дел и исповедание Его. А чтобы они, слыша слова: омойтесь, очиститесь, не разумели обыкновенных очищений, пророк продолжает: удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло . Показывает легкость добродетели и свободу воли, так как от них самих зависело – исправиться. " Научитесь делать добро " (ст. 17). Таким образом от большого нечестия они даже потеряли познание добродетели. Так и пророк Давид говорит: " придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. " (Псал. 33:12). Это знание выше всех знаний и достойно тем большего старания, чем больше встречает препятствий – от насильственного влечения природы, от лености воли, от козней  бесов, от множества дел. Так и Варух говорит: Сей Бог наш, не вменитс ин к Нему: изобрете всяк путь хитрости (Вар. 3:36-37) ( я не нашла этого места). Ищите правды ( Взыщите суда ) , т.е. защиты обижаемых, для чего нужно много трудов и бодрости души; потому и сказал: взыщите. Много помрачает правду, - и подарки, и неведение, и властолюбие, и стыд, и страх, и лицеприятие; потому и нужна великая бдительность. Спасайте угнетенного. Это важнее предыдущего; здесь требуется не только правое суждение, но и приведение дела к окончанию. Защищайте сироту, вступайтесь за вдову . Бог много печется, чтобы никто не терпел зла, а еще больше, когда кто, подвергаясь злу, терпит притом еще другое несчастье.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Вместо льняных, как перевел Акила, Феодотион поставил baddim, LXX висонныя, Симмах ξαρετα, то есть особыя. Вместо же переведенного нами по еврейскому [тексту] вот муж Симмах поставил как бы муж. Ибо он не был мужем, но имел подобие мужа.    И чресла его опоясаны золотом очищенным (obryso).    Вместо этого в еврейском читается ophaz, что Акила перевел так: и чресла его были в препоясании цвета φαζ.    Ст. 6. И тело его, как хризолит.    Вместо хризолита, одного из двенадцати камней, находившихся на наперснике (logio) первосвященника, в еврейском стоит Tharsis, что Феодотион и Симмах перевели тем же словом (Фарсис), LXX же перевели чрез море согласно с тем, что мы читаем в Псалме: духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския (Псал. 47:8), то есть морские. И Иона хотел бежать не в Тарс, киликийский город, как большею частию полагают, понимая это буквально, и не в страну Индии, как думает Иосиф , но вообще в море.    Ст. 7. И только я один, Даниил, видел видение, а люди, бывшие со мною, не видели, но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться.    И апостол Павел, по Деяниям (гл. 9), испытал нечто подобное, так что он один видел видение, между тем как другие не видели его.    Ст. 10. Но вот коснулась меня рука и поставила меня на колена мои. Ангел является в образе человека и простирает в лежащему пророку руку, чтобы он, видя своего рода тело, не страшился.    Ст. 11. И сказал он мне: Даниил, муж желании, и проч. . Называется мужем желаний сообразно с тем, что посредством настоятельных молитв, сокрушения тела и продолжительных пощений он желает познать будущее и уразуметь тайны Божии. Вместо мужа желаний Симмах перевел муж вожделенный, потому что Бог любит каждого святого, обладающего душевною красотою.    Ст. 12. И сказал он мне: не бойся, Даниил, ибо с первого дня, как ты расположил сердце твое к уразумению, смиряя себя пред Богом (или Господом) твоим, слова твои услышаны, и я пришел по словам твоим.    В двадцать четвертый день первого месяца, то есть нисана, по окончании трех седмиц, то есть двадцать одного дня, он видит это видение и слышит от ангела, что с первого дня, как он начал молиться и смирять себя пред Богом, слова его были услышаны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Вопрос 6. Каков тот, кто словом исповедует, что кается, но в грехе не исправляется?    Ответ. Думаю, что о подобном человеке написано: « Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» ( Притч. 26, 25 ). И в другом месте: «Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» ( Притч.26 11).    Вопрос 10. Душа, обремененная многими грехами, с каким страхом и с какими слезами должна удаляться от грехов, и с какою надеждою, с каким расположением приступать к Богу? Ответ. Во-первых, должна возненавидеть прежнюю свою предосудительную жизнь, чувствуя отвращение и омерзение к самому о ней воспоминанию, ибо написано: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю» ( Псал.118, 163 ). Потом принять в учители страха угрозу вечным судом и наказанием, познать, что время покаяния есть время слез, как научил Давид в шестом псалме. А когда несомненно уверится душа в очищении грехов кровью Христовою, по величию милосердия, и по множеству щедрот рекшего Бога: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Ис.1,18 ); тогда уже, получив способность, и силу благоугождать Богу, говорит она: «вечером водворяется плач, а на утро радость. И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием, да славит Тебя душа моя и да не умолкает» ( Пс.29, 6, 12–13 ). И таким образом приступив к Богу, поет Ему, говоря: «Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною» ( Пс.29 2).    Вопрос 11. Как можно дойти до ненависти ко грехам? Ответ. Неприятным и скорбным окончанием дела всегда возбуждается ненависть к виновникам подобных дел. Поэтому, если кто несомненно уверится в том, что многих и великих зол бывают причиною грехи, то добровольно и по внутреннему убеждению почувствует он к ним ненависть, как показал сие сказавший: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» ( Пс.118, 163 ).    Вопрос 12. Как душа несомненно удостоверяется, что Бог отпустил ей грехи?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Глава I. Ион.1:1–2 .  И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину, говорящее: встань, и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем; ибо злодеяние его дошло до Меня. LXX, за исключением слов: «вопль злодеяния его дошел до Меня», прочее перевели таким же образом. Иона посылается к язычникам для осуждения израильтян, потому что они упорствуют в злодеянии, между тем как Ниневия приносит покаяние. Далее слова: «злодеяние его дошло до Меня» или «вопль злодеяния его шел до Меня» означает тоже, что сказано в книге Бытия: «вопль Содомский и Гоморрский умножися» ( Быт. 18, 20 ), и к Каину: «глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли» ( Быт. 4, 10 ). В иносказательном смысле Господь наш то и другое означает, или потому, что Дух Святый нисшел на Него в виде голубя и пребывал на Нем, или же потому, что Он сам болезновал о наших ранах, плакал об Иерусалиме и язвою Его мы исцелились, и по истине Он есть сын истины, потому что Бог есть истина, посылается в прекрасную Ниневию, то есть в мир, красивее которого мы ничего не видим плотскими очами. Поэтому и у греков он от красоты получил название χσμος, и по окончании всех дел творения о нем говорится: «виде Бог, яко добра» ( Быт. 1, 31 ). Он был послан в Ниневию, город великий, чтобы весь мир язычников слушал Его, потому что Израиль не захотел слушать. И это потому, что злодеяние его дошло до Бога. Ибо когда Бог устроил как бы некоторого рода прекрасный дом для человека, который должен был служить Ему, то человек развратился по собственной воле, и сердце его стало от юности склонным прилежно помышлять о зле ( Быт. 8 ), и поднял он к небу уста свои ( Псал. 72:9 ), и когда он построил башню высокомерия ( Быт. 11 ), то сошел к нему Сын Божий, чтобы, повергшись в покаянии, достиг неба тот, кто не мог достигнуть его чрез высокомерное превозношение. Ион.1:3 .  И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня. LXX перевели таким же образом. Пророк, чрез вдохновение Духа Святого, знает, что покаяние язычников служит падением иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Псалом 67 Псалом имеет в надписании имя Давида. В псалме 67 «пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена». 207 Псалом является пророчеством о Воскресении Христовом. Ст. 1–4: «Да восстанет (слав. перевод: Да воскреснет) Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые погибнут от лица Божия. А праведники, да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости». Толкование блаженного Феодорит: «Время воскреснуть Тебе, Владыка, говорит пророк, и совершить спасение человеков. Все полчище врагов немедленно обратится в бегство, рассеянное светом Твоего пришествия. Воскресением же, как говорили мы неоднократно, называет не только прекращение долготерпения, но и то, что Спаситель мира, прияв за нас вольную смерть, по трех днях воскрес». 208 То, что псалмопевец в псалме 67 говорит о Воскресении Спасителя, свидетельствует Церковь , используя слова псалма в качестве стихов в стихирах Пасхи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». «Яко исчезает дым, да исчезнут». «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы, да возвеселятся». Святой апостол Павел приводит в Послании к Ефесянам 19-ый стих 67 псалма как мессианский. «Каждому … из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам» ( Псал.67:19 ). А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф. 4, 7–10 ). Псалом 68 Святитель Афанасий Великий , приступая к толкованию псалма 68, говорит: «Псалом содержит в себе молитву, приносимую Спасителем от лица человечества, также причины, по которым нанесена Ему смерть крестная. Еще в ясных чертах описывает самое страдание, и бедствия, постигшие иудеев по страдании. Сверх же сего, изображает введение евангельского жития и учение о поклонении духом и истиною, чем и заключается псалом». 209

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010