Псалом 41 В конец, в разум сынов Кореовых. Т.е. поучительная песнь, принадлежащая сынам или потомкам Корея, имеющая предметом события последних или отдаленных времен. С Евр.: «Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых». В некоторых Греческих изданиях ХХХ-ти прибавлено: «псал. Давидов», а в других (наприм. Римском, в Еврейском, в Вульгате) – нет сих слов. «Сыны Кореовы, – говорит св. Афан., – были священ. певцы. Воспевают же они песнь, заимствовав у сложивших оную, т.е. у Давида, и изображая в ней события последних времен. Вводят же и лице самого Израиля, который исповедует Христа после своего раскаяния, какое принесет при окончании веков». «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – изречен как бы от лица пленников (в Вавилоне), сетующих и желающих освобождения. Пророческое слово от лица их, что им надлежало говорить во время бедствия, изрекает это еще за много родов, дабы утешились сим пророчеством и вразумлялись учением. Поэтому псалом и надписан: в конец; потому что сказанное в нем восприяло конец по истечении многого времени. А также присовокуплено: в разум; потому что впадающим в бедствия особенно нужен разум». Августин, Иероним и другие видят в сем псалме чувства и мысли христианина, пламенно желающего небесного отечества в этой стране изгнания. 2 . Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает 276 душа моя к Тебе, Боже. Как олень в сильные жары, или ужаленный змеею, или наевшись ядовитых животных, палимый жаждою, с сильным воплем и со всем жаром стремится к воде: так и душа благочестивая пламенно ищет небесного отечества, стремится к Богу. Так же желали возвратиться в свое отечество Вавилонские пленники (Бл. Феод.). 3 . Явлюся лицу Божию. «Явиться лицу Божию значит – служить Ему по закону, а таковое служение было ограничено Иерусалимом» (Бл. Феод.). Т.е. когда явлюсь я во храме Иерусалимском служить Господу? «Лице Божие, – говорит св. Афан., – есть Слово. Выражает сильное желание Израильтян дождаться того времени, когда и они будут призваны, чтобы и им явиться Лицу Бога и Отца, т.е. Сыну». С Евр.: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие»!

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Итак, поскольку мученичество есть величайшее дело, то мы должны, как предположили, говорить о нем с трех сторон: что оно такое, каковы его свойства, и какую приносит оно пользу? Итак, что есть мученичество? Окончание грехов, предел бедствий, вождь спасения, учитель терпения, обитель жизни, которым (мученичеством) совершенно уничтожается и то, за что на будущем истязании могло бы последовать мучение. Чрез него дается и подтверждение названию, и восполняется величие названия, не потому, впрочем, чтобы величие это могло уменьшиться само собою, или уничтожиться от преступления отрицающегося, но потому что оно способствует к приумножению славы, поскольку страх кругом волнующегося народа смущает самые бесстрашные души, и угрозами злобствующей ненависти к достоинству, которым Христос благоволил увенчать человека, придает то, что ум в борьбе возвышается над самим собою на столько, на сколько мучитель думал победить его. Тогда-то обнаруживается вся твердость веры, тогда-то выявляется и легковерие; и если ты благочестивым умом своим утвердишься против народных безумств, то препобедишь и поборешь то, что невежественная молва взводила на тебя для поношения Христа, подобно тому как плотина противостоит ярости моря, и хотя волны свирепствуют и отраженный прилив снова ударяет в нее, однако укрепление остается непоколебимым, и, будучи покрыто вспененными волнами, не поддается, пока наконец сила волн, разнесшись по скалам, сама сокрушится, и усмиренное море, плескаясь о скалы, взойдет в открытые берега. Что иное и там есть, как не пустая речь, безумный разговор и преступное удовольствие от безумных слов, как и написано: «очи имут, и не видят, уши имут и не слышат. Одебело бо несмысленное сердце их, да не когда обратятся и спасу их " ( Псал. 113:13–14 , Ис. 6:10 ). Нет сомнения, что сказал он это о всех, у которых всегда черствая душа и постоянно свирепое сердце, при руководстве безумия, при увлечении яростию и наконец при совершенном подавлении ожесточением, которым они увлекаются и возбуждаются, совершенно отступает от жизненного благочестия, чтобы вина воздвигнутого гонения увеличила тяжесть самого наказания, которое они заслуживали делами своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Помилуй мя, Боже… По окончании покаянного псалма, мы присоединяем далее 118 псалом: блажени непорочнии в путь…, который изображает полунощные востания и исповедания Давида, и возбуждает и нас к подобной ревности, будучи весь преисполнен молитвенного духа и дерзновения(пред Богом), и вместе с тем приличествуя и воспоминанию о втором славном пришествии Спасителя нашего, имеющим быть в полночь, как научает притча о девах. Одним внушается, что сидящим во тьме жизни явится великое Солнце Правды, так как противоположному уступает противоположное и одно другим сменяется; другая (- притча) указывает на неизвестность времени: ибо,как сеть, говорится, найдет, и в то время, как многие будут еще спать. Жених приидет. Тогда каждому из достойных приличествовать будет то, что сказал Псалмопевец: полунощи востах с ясным светильником исповедатися тебе о судьбах правды твоея ( Псал.118,62 ), которою Ты посреди богов рассудишь богов, воздавая каждому по делам их, а грешников, которые сами себя обрекли на осуждение, Ты отженешь, и т.д. до конца псалма. Этот псалом мы поем и над почившиме во Христе, показывая тем, какое упование по отношению к отшедшим должен иметь истинный христианин. Сохраних, говорил (Псалмопевец), заповеди твоя и оправдания твоя, и свидений твоих не забыв, и тому под. Во всем этом можно видеть нечто весьма утешительное: ибо не может быть, чтобы кто либо во всех стихах этого псалма не нашел чего либо для себя, – тогда как здесь упоминаются: и законы, и словеса, и заповеди, и свидения, и оправдания, и судьбы. В одном стихе блаженный Пророк испрашивает благопоспешения к сему, в другом обещает хранить все сие, лишь бы только получить свыше помощь и силу, а в ином он представляется уже имеющим дерзновение свидетельствовать, что уже исполнил и сохранил то, как сказано. Указание различия каждого из этих слов, выражающих одно и тоже, в настоящем случае отняло бы много времени. – За упомянутыми, установленными и всегда употребляющимися, псалмами следуют далее составленные св. Отцами тропари и молитвы. Такой порядок общ всем (последованиям).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

На этих словах и обрывается настоящее дополнение 136 . Очевидно, оно не дописано, а кроме того, как явствует из орфографии рукописи, принадлежит перу крайне малограмотного переписчика. Как таковое, оно не заслуживает особенного внимания; – однако, совершенно обходит его молчанием нет оснований. Благодаря ему, мы видим по крайней мере, что за дело приспособлена к чину причащения больных – чина исповеди около XVII в. брались даже такие малограмотные переписчики, как в настоящем случае. Отсюда же можно утверждать, что привнесение в исследуемый чин тех или других наставлений касательно исповеди не было до XVII в. когда-либо регламентировано церковною властью, – а совершалось путем практики. По крайней мере этим только и можно объяснить то разнообразие наставлений, какие составляют собою добавление к исследуемому чину в рукописных его памятниках. Что касается до молитвы, с которою мы встречаемся в этом дополнении в первый раз, то она в столь малограмотном чине, несомненно, привнесена из других [более раннего времени] чинопоследований причащения «вборзе», речь о которых имеет быть немного ниже. Во всех указанных нами случаях дополнения к чину причащения больных допускались – или только в начале или только в конце. Сверх этого имеются памятники (рассматриваемого же извода), в которых дополнения сделаны одновременно – как при начале, так и при конце. Отличаясь меньшею численностью, такие памятники распадаются по особенностям их дополнений на пять групп. 1) В одних, как то было и выше, пред чтением начальных тропарей положено еще читать 50-й псал., затем, после окончания начальных молитвословий и пред чтением молитв, предписывается: «Посем поп въпрашает его (больного) аще будет слово ответно иже воспомянути, что [#е ж #] съгрешил будет»; после же чтения всех обычных в чине молитв полагается еще чтение молитвы от всякие скверны, обозначенной здесь просто «молитва [#д#]», и, наконец, следовал отпуст. Ко всему этому в памятнике присоединена та же самая заметка (Аще больной оздравиет...), какую мы видели и выше в чинах категории Ж); по упоминания про отпустную молитву и прощение, соединенное о благословением крестом 137 – здесь нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

9, 9. 17 и в других), у LXX персводится διψαλμα – междупсалмие. Обыкновенно это слово остается без перевода и значения, а в Славянском совсем опускается; Акила переводит: всегда. О сем слове говорит блаж. Иероним в нисьме (27) к Марцелле следующее: «по мнению некоторых, междупсалмие (села) означает перемену метра, по мнению других – передышку, но мнению третьих – начало другой речи. Иные думают, что междупсалмие означает разделение рифма, и молчание вследствие какой-либо перемены в музыке, так как в древности псалмы пелись под органы. Мы ничего этого не думаем; потому что Акила, самый тщательный переводчик Еврейских слов, переводит слово села словом: всегда. Должно знать, что у Евреев в конце книг обыкновенно ставилос одно из трех или: атеп или села, или salon – мир. Чтобы подтвердить написанное, Евреи говорят: аминь, а чтобы навсегда заметить написанное, ставят: села, или чтобы заявить счастливое окончание дела, ставят слово: мир». По мнению (впрочем нерешительному) блаж. Феодорита, слово: села или диапсалма означает перемену напева в музыке и песнословиях. В предисловии к беседам св. Златоуста сказано, что Давид имел обычай, составив мерною речью псалом, отдавать его которому-нибудь хору. «Если же он указывал остановиться на средние псалма и передать следующую часть псалма другому хору: то такое преемство псалмонения называлось переменою тона – διψαλμα, в Еврейском села. А когда Давид хотел в средине псалма передать его так называемым пастушеским свирелям, то это называлось потому что свирели преемственно начинали петь остальную часть псалма (псал. 9, 17)». «Диапсалмою, говорит св. Афанасий, называется или перемена музыкального лада, или оборот в мысли и силе слова» (В толков. на 2 псалом). Собрание псалмов Когда собраны псалмы, кто собрал и привел их в нынешний порядок, доселе достоверно неизвестно. На основании вышеприведенного свидетельства блаж. Феодорита, что «Ездра составил исправный список Свящ. книг», и другие писатели – собрание псалмов и приведение их в порядок приписывают Ездре, но без достаточных оснований.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ничто обыкновенно так не ведет к спокойствию и радости, как правила любомудрия - презирать настоящее, стремиться к будущему, не считать ничего человеческаго постоянным - ни богатства, ни власти, ни почестей, ни покровительства. Если ты научился так мудрствовать, то не будет терзать тебя зависть, когда увидишь богатого, и когда впадешь в бедность, не унизишься от бедности; и таким образом, будешь в состоянии постоянно праздновать. Христианину свойственно праздновать не в известные месяцы, не в первый день месяца, не в воскресные дни, но всю жизнь провождать в приличном ему праздновании. Какое же прилично ему празднование? Об этом послушаем Павла, который говорит: темже да празднуем, не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор. V, 8). Итак, если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянный праздник, питаясь добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ; если же ты не спокоен в душе и виновен во многих грехах, то и при тысячах праздников и торжеств ты будешь чувствовать себя не лучше плачущих. Какая мне польза от светлаго дня, когда душа моя помрачена укоризнами совести? Итак, если ты хочешь получить пользу и от начала новых месяцев, то поступай так: по окончании года возблагодари Владыку, что Он сохранил тебя до этого предела годов; сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни, и скажи сам себе: дни бегут и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали добраго? Неужели пойдем отсюда без всего, без всякой добродетели? Суд при дверях, остальная жизнь клонится к старости. 3. Так любомудрствуй при начале новых месяцев; это приводи на память при годовых кругообращениях; станем помышлять о будущем дне, чтобы не сказал кто-нибудь о нас того же, что сказал пророк об иудеях: исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием (Псал. LXXVII, 33). Такой праздник, о каком я сказал, постоянный, неожидающий круговращения годов, не ограничивающийся известными днями, может равно праздновать и богатый и бедный; потому что здесь не деньги нужны, не богатство, а одна добродетель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

270 Егда имать (священник) вознести св. хлеб, не открывает святая: но еще покровенным сущим Божественным даром, вложив руку, касается животворящего тела со благоговением и страхом многим. 271 Вонмем. Преждеосвященная святая святым. Един свят. Причастен : Вкусите и видите. Аллилуиа, 3-ды. 272 Раздробление св. Агнца и влитие теплоты в потир. 273 Приобщение священнослужителей. 274 Диакон, взем св. дискос, надносит верху св. потира, и спрятает святая, ничтоже глаголя, и поклонився трижды, отверзает царская врата. Взем св. потир, глаголет: Со страхом Божиим. 275 Благословлю Господа, кончая словами: во устех моих. Спаси, Боже, люди Твоя . 276 Хлеб небесный . 277 И покадив святая трижды, священник отдаёт кадило диакону: и взем св. дискос поставляет на голову диаконю, и диакон, взем и (его) со благоговением, зря вне ко дверем, ничтоже глаголя, отходит ко предложению и поставляет и. 278 Священник же, поклонився, взем св. потир и обращься ко дверем, зрит к людем, глаголя тайно: Благословен Бог наш: И возгласно: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. И относит святая к жертвеннику. 279 Аминь. Да исполнятся уста. 280 Ектения : Прости приимше. Возглас: Яко Ты еси. 281 С миром изыдем. О имени Господни. Господу помолимся. Господи помилуй. Заамвонная молитва: Владыко вседержителю. Аминь. Буди имя Господне (3-ды). 282 Слава, и ныне. Благословлю Господа (псал. 33-й). Молитва глаголемая, внегда потребити святая: Господи Боже. Священник же исходит (из алтаря), и став на обычнем месте, раздает антидор. 283 Отпуст: 284 Христос истинный Бог . 285 Многолетие. 286 По отпусте же, молитвы благодарныя. Таже: Ныне отпущаеши, Трисвятое. По Отче наш, тропарь, гл. 4: Правило веры. Слава, и ныне. Богородичен: Предстательство христиан . Архиерейское служение литургии 287 После прибытия 288 Архиерея, встречи 289 его, чтения входных молитв 290 , облачения 291 Архиерея и по окончании часов 292 , приходят 1-й д. и диаконы к Архиерею и, преклонше главы, глаголют: Время сотворити Господеви, владыко преосвященнейший благослови.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык ( Псал. 21:28 ). Затем он приводит свидетельство св. Киприана, что церковь Господа распространила свои корни и ветви по всей земле 509 . Число истинно верующих в церкви не велико, но при всём том она бесконечно велика. Звёзды небесные означают духовных христиан, а песок морской плотских, через которых и в которых возникают даже ереси и расколы. Но как одиннадцать апостолов не были в сообществе с Иудой, хотя видимо были соединены одним Господом, слушали одного Учителя, получили одно Евангелие, приняли таинства, связаны были внешним общением, но отделены были духовным различием, и как апостол Павел не имел гордости и зависти, то есть пороков тех людей, которые не истинно проповедовали Христа, хотя проповедовал и общего с ними Христа, участвовал в общих таинствах; так и мы должны знать, что пшеница, через смешение её с плевелами, не перестаёт быть на гумне Господа, и хорошие рыбы, ради дурных, не разрывают сетей и не оставляют их, и чистые сосуды милосердия остаются в том же доме, где есть сосуды нечестия и порока 510 . Смешение приносит даже некоторую пользу, так как через него испытывается благочестие церкви 511 . Наконец, и сами донатисты должны сознаться, что в их обществе между пшеницей есть много плевел 512 . Августин старается доказать, что строгие императорские законы против донатистов при известных обстоятельствах могут быть оправданы. Оклеветющаго тай искренняго своего, сего изгонях ( Псал. 100:5 ). Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся дóндеже скончаются ( Псал. 17:38 ): Припоминая жестокости и насилий, производимые донатистами, припоминая крайнее упорство, с которым они отказываются от всяких способов к мирному окончанию распри 516 , Августин называет императорские законы «удивительно мягкими» и хвалит кротость православной церкви, которая мало пользуется предоставленною ей властью 517 . Никто из добрых членов православной церкви, говорит он, не желает того, чтобы против кого-нибудь, хотя бы и еретика, действовала светская власть.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

Откр.21:1 . «И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть ктому». И здесь указывает не на несуществование твари, но на обновление ее к лучшему, как говорит Апостол: сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим. 8:21 ). И Божественный Песнопевец говорит: яко одежду свиеши я, и изменятся ( Псал. 101:27 ). Ибо обновление обветшавшего означает не уничтожение сущности, но отсечение престарелости и морщин. И у нас есть в обычае о людях, в чем-нибудь улучшившихся или сделавшихся худшими, говорить: и тот да не тот. Нужно же заметить, что о небе и земле сказано: преидоша, вместо: изменились, как и мы изменимся; как за некоторого рода смерть почел он изменение прежнего состояния, и окончание к лучшему. О море же сказал; и моря несть ктому. Ибо какая нужда в море, когда не будет у людей нужды плавать по нему, или перевозить по нему в отдаленные места произведения земли? К тому же, если море означает бурную и волнующую жизнь, и тогда не будет в нем нужды. Ибо во святых не останется тогда никакого останка возмущения или страха. Подтверждает же сие мнение и Великий Василий, изъясняя изречение Исаии, говорящее: глаголяй бездне: опустееши и реки твоя изсушу ( Ис.44:27 ). Откр.21:2 . «И аз Иоанн видех град Святый Иерусалим нов сходящ от Бога с небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему». Тем, что он видел город святой Иерусалим новым, показывается, что имя новости есть претворения к большей светлости, которую получит вышний Иерусалим, от бесплотных сил высших нисходящий к людям, поскольку общая глава обоих есть Христос Бог наш. Самый же город составляется из святых, о которых написано: камение свято валяется на земли ( Зах. 9:16 ), имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом, как обитель Царственной Троицы, ибо в нем обитает и ходит она, по обетованию ( 1Кор. 6:16 ). Невестой же называется, как прилепляющийся Владыке, и соединяемый с Ним высшим и нерасторжимым соединением. Украшенной же именуется, как внутри себя имеющая, по Псалмопевцу ( Псал. 44:10 ), славу и красоту в разнообразии добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Или, как светильник без масла угасает, так и вера и все благочестие без слова Божия оскудевает и угасает. Вера бо от слуха, слух же глаголом Божиим (Римл. X:17). И потому, как к светильнику приливаем масло, чтобы он не угасал, так нужно возжигать и возгревать от слова Божия веру, чтобы не угасала, и мы таким образом не лишились бы всего духовного блаженства, которое состоит в вере. г) Держаться всякому без сомнения той истины, что как всем людям, так и мне и тебе, ничтожному, нищему, убогому, окаянному и грешному, Бог великий, всемогущий, Святой и страшный говорит в слове Своем: Аз есмь Господь Бог твой: покайся, веруй, смиряйся, люби, терпи, буди кроток и проч. Его, как праведного, не слушать страшно; как благого и благоутробного Отца оскорблять жалостно; как Благодетеля, не почитать бесстыдно; как вездесущего и всемогущего, утаиться невозможно, Напротив того, трепещущему словес Его милости много у Него (Ис. LXVІ, 2; Псал. II). д) Не смотреть на других, что делают, кто бы они ни были, но держаться единого слова Божия, и рассуждать, чему оно научает. Ибо день ото дня вера и с верою любовь уменьшается в людях и умножаются соблазны, которые колеблют сердце наше и зачавшуюся веру хотят угасить. е) Так как разум без просвещения Божия слеп, воля без благодати Божией зла, и хотение и старание без помощи Божией не сильно: то мы должны усердно Богу молиться, чтобы Он Сам просветил наш разум, исправил волю и помог нашему хотению и старанию. Слово же Божие с молитвою должно начинать, с молитвою читать или слушать, с молитвою и благодарением кончать, почему и в собрании церковном пред началом чтения Божия слова, то есть апостола или евангелия, молимся, и по окончании благодарим Бога за этот великий Его дар. Начинающему читать или слушать слово Божие можно так молиться с псалмопевцем: открой мои очи душевным, и уразумею чудеса от закона Твоего, Господи. Пришлец аз есмь на земле: не сокрый от мене заповеди Твоя (псал. CXVIII, 18 – 19). Или так: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! отверзи ум мой разумети святое Твое слово, якоже апостолам Твоим отверзл еси“ (Из Творений Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010