26. П редвариша (других) князи (начальствующие) близь (в след) поющих. Князьями Божественный Давид называет Апостолов, как говорят Афанасий и Феодорит, согласно с сказанным: поставишь их князьями по всей земле (Псал.44,17). Сии-то, говорит, Апостолы предупредили всех других, уверовавших из язычников, как первые они уверовали во Христа. Поющими называет пророков, как пророчествовавших о Христе с псалтирью и органами. Сих-то пророков державшиеся, или близ них то были Апостолы, неотступно последуя за ними и по времени и по проповеди. Посреде дев тимпанниц. Апостолы, говорит, вслед за пророками явились с проповедью среди иудейских собраний, которые называются молодыми по несовершенству жизни их; держащими тимпаны, потому что с тимпанами и другими орудиями (в руке) пели Богу словом; по телесному служению в законе, так как из тела составляется и тимпан. Или Апостолы явились среди поместных церквей Христовых, которые называются молодыми по юности и непорочности веры, а держащими тимпаны—по умерщвлению ради Бога тела, так как и тимпан есть мертвое тело Феодорит молодых дев принимает за подвизающихся в девстве и приносящих Богу Божественное песнопение. Слова Афанасия : Молодыми (девами) называет души, которые силою Святого Духа делались крепкими. Дидима: Поющими должно назвать подвизающихся в деятельной жизни, а молодыми (девами) держащими тимпаны—души, умертвившие земные члены и мертвость Иисуса в теле своем носящие. 27. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Сии слова, по словам Феодорита, предсказывают прекращение, или окончание законного Богослужения и предсказывают, или пророчествуют о множестве поместных Христовых церквей; ибо в древности у иудеев был только один храм. При том, по изъяснению Божественного Кирилла, говорится о том, что опять будут благословлять Господа из книг закона и пророков, ибо книги сии суть источники и родники народа израильского, источившие для них богопознание. Почему из сих источников и почерпали богоносные отцы сочиненные ими славословия Богу и песни новой благодати

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Ревнующим о благочестии особенно советуем молиться ночью, как то делал и св. Пророк Давид, встававший в полночь на славословие ( Псал.118:62 ). Господь же наш Иисус Христос целые ночи проводил в молитве ко Отцу ( Лук.6:12 ), что делали и все святые угодники. Св. Иоанн Златоуст увещает нас: «не на то дана ночь, чтобы мы всю ее спали… Церковь Божия встает в полночь, встань и ты. Тогда душа бывает чище… Стань на колена, вздыхай, моли Бога, чтобы Он был к тебе милостив». И в храме об этом поется: «Нощь несветла неверным, Христе, верным же просвещение в сладости словес Твоих " … (5 ирмос, 7 гл. воскр. Сл.) За ночную молитву даруется особая милость Божия, ибо св. Церковь за всякой утренней службой молится особо о ночных молитвенниках: «помяни, Господи, и в нощи к Тебе вопиющия, услыши я (их) и помилуй, и сокруши под нозе их невидимыя и борительная враги». Впрочем, молясь ночной молитвой, не думай, что совершаешь необыкновенный подвиг: многие целые ночи проводят за картами, за плясками и т.п., и не жалуются на усталость… Примечание 4-е. В семействе утренняя и вечерняя молитва должна совершаться всеми членами семьи, по возможности, вместе в присутствии главы семейства, так как семья есть «домашняя церковь » ( Кол.4:15 ) и в ней молитву нужно творить поэтому едиными устами, благообразно «и чинно», как в храме ( 1Кор.14:40 ). Если глава семьи грамотный, то молитву читает он, а если нет, то поручает кому-либо из грамотных. По окончании молитв, дети и все младшие члены семьи приветствуют старших, а затем и друг друга с добрым утром, или желают покойной ночи. Чтение слова Божия Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Иоан.6:63 ) Каждый христианин не только должен часто молиться, но помимо этого читать, или слушать слово Божие, потому что, как молитва , так и слово Божие в обыденной жизни человека служат самыми могущественными средствами для освящения, просветления, назидания и вообще для дела спасения. Потому и Господь заповедал исследовать, изучая Святое Писание ( Ин.5:39 ) и назвал блаженными тех, кои слушают слово Божие и соблюдают его ( Лк.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Святой Давид занимался самоосуждением, занимался обличением греха своего, когда грех уже был прощен, и дар Святаго Духа уже был возвращен ему. Этого мало: он обличил грех свой, исповедал его во услышание вселенной ( Псал. 50 ). Святые Отцы Восточной Церкви, особливо пустынножители, когда достигали высоты духовных упражнений, тогда все эти упражнения сливались в них в одно покаяние. Покаяние обымало всю жизнь их, всю деятельность их: оно было последствием зрения греха своего. Некоторого великого Отца спросили, в чем должно заключаться делание уединенного инока? Он отвечал: «Умерщвленная душа твоя предлежит твоим взорам, и ты ли спрашиваешь, какое должно быть твое делание» 111 ? Плач – существенное деланье истинного подвижника Христова; плач – деланье его от вступления в подвиг и до совершения подвига. Зрение греха своего и рождаемое им покаяние – суть деланья, не имеющая окончания на земле: зрением греха возбуждается покаяние; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждения во всем существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем, совсем не примечало. Господи! Даруй нам зреть согрешения наши, чтоб ум наш, привлеченный всецело ко вниманию собственным погрешностям нашим, престал видеть погрешности ближних, и таким образом увидел бы всех ближних добрыми. Даруй сердцу нашему оставить пагубное попечение о недостатках ближнего, все попечения свои соединить в одно попечение о стяжании заповеданной и уготованной нам Тобою чистоты и святыни. Даруй нам, осквернившим душевные ризы, снова убелить их: они уже были омыты водами крещения, нуждаются теперь, по осквернении, в омовении слезными водами. Даруй нам узреть, при свете благодати Твоей, живущие в нас многообразные недуги, уничтожающие в сердце духовные движения, вводящие в него движения кровяные и плотские, враждебные царствию Божию. Даруй нам великий дар покаяния, предшествуемый и рождаемый великим даром зрения грехов своих. Охрани нас этими великими дарами от пропастей самообольщения, которое открывается в душе от непримечаемой и непонимаемой греховности её; рождается от действия непримечаемых и непонимаемых ею сладострастия и тщеславия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Примеч. На утрени обыкновенных седмичных дней не полагается малой ектении и после другой кафизмы (Типик., гл. 9). По окончании стихословия кафизмы, читаются седальны. Слава, и ныне, богородичен из Октоиха, а в среду и пяток – крестобогородичен оттуда же. Если случится предпразднство или попразднство, то опять седальны Октоиха заменяются седальнами предпразднства или попразднства из Минеи. После седальнов чтение. За седальнами следует стихословие третьей рядовой кафизмы, когда полагается три, седальны с богородичном и чтение. Посем: Господи, помилуй 3, Слава, и ныне (см. 9 гл. Типик. и особ. изд. служб на каждый день 1-я седм. св. Четыредесятн., л. 21 на об.). Псал. 50 : Помилуй мя. Боже... После псалма, по указанию 9 гл. Типикона, «стихословим песни: Господеви поем... 228 и поем каноны...» (л. 17 на об.). Какие именно и в каком количестве на утрени седмичных дней поются каноны, об этом кратко говорится в 9 гл. Типикона и пространно в 11-й его главе и в дополнительной части Октоиха (см. Указ о службе всея седм., л. 383). В 9 гл. сказано, что поются прежде всего два канона Октоиха: первый канон Октоиха с ирмосом на 6 (ирмос 1), второй без ирмоса на 4; потом канон Минеи на 4, всего же на 14 (см., напр., 25 сентября), а в 11 гл. Типикона и в дополнительной части Октоиха разъяснено, что в понедельник поются: из Октоиха покаянный (иначе, умилительный) канон, с ирмосом на 6 и безплотным на 4 и Минеи святого на 4. Во вторник: из Октоиха покаянный канон с ирмосом на 6, и Предтечи на 4, и Минеи святого на 4. В среду: из Октоиха канон креста с ирмосом на 6, и Богородицы на 4, и Минеи святого на 4. В четверток: из Октоиха канон апостолов с ирмосом на 6, и св. Николая Чудотворца на 4, и Минеи святого на 4. В пяток так же, как в среду. Примеч. 1-й канон Октоиха в понедельник, вторник, среду и пяток содержит 6 песнопений, а именно: ирмос, тропарь, еще тропарь, мученичен, еще мученичен и богородичен, которые все и следует петь; но в четверток 1-й канон Октоиха содержит только 5 песнопений, а именно: ирмос, тропарь, еще тропарь и еще тропарь и богородичен, а поэтому, как значится в Октоихе в последовании утрени, первый тропарь поется 2. 2-й канон Октоиха (в разные дни) содержит 5 песнопений, а именно: ирмос. три тропаря и богородичен, из которых первое, т. е. ирмос, не поется (см. напр., песнь 1, понедел,, гл. 2); но иногда 4, напр., в тот же понедельник песнь 3-я: ирмос, тропарь (под ним подписано 2-жды), еще тропарь и богородичен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Последние слова 27 стиха однако же представили больше затруднения Филарету при переводе столь важного и в догматическом отношении отрывка. В подлиннике все затруднительное для перевода место читается так: veal kenaph schikkuzim meschomem; 856 vead kalah venecherazah; thitthach al-schomem, что у LXX переведено так: κα π τ ερν βδλυγμα τν ρημσεων σται, και ως συντελεας καιρο συντλεια δοσεται π τν ρμωσιν, и в славянском: и во святилище мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение. Слово: kanaph (в st. constr. kenaph) может значить и: птица (см. напр. Быт. 7, 14 ); но главное его значение: крыло (см. напр. 3Цар. 6, 27 ; Псал. 67 евр. 68, ст. 14 и др.); следовательно, должно было бы всю первую фразу перевести с еврейского так: и на крыле мерзости 857 запустения или: опустошения 858 . И не даром LXX перевели: π τ ερν – во святилищи. Здесь, без сомнения, под крылом разумеется не птичье крыло, а крыло храма, как и передано в переводе Макария: и на крыле храма мерзость запустения будет, или, как в Синодском издании: и на крыле святилища будет мерзость запустения. Дальнейшие слова подлинника представляют менее ясности, а потому-то не особенно ясно переданы и у LXX, как и в славянском. Буквально с теперешнего еврейского текста их следовало бы перевести так: и до окончания (или: совершения) 859 , и решено 860 ; изольется 861 над опустошающим (или: опустошением 862 ). У Макария: и до исполнения предназначенной меры гнев будет литься па опустошенное. В переводе Синодского издания: и окончательно предопределенная гибель постигнет опустошителя. В переводе святителя Московского мысль выражена близко к подлиннику, но не ясно. 2 Маккав. 12, 39–45. Ст. 39. В последующий после сражения день Иуда с своими пришел, чтобы, как требовал обычай, поднять тела падших в битве, и положить со сродниками в гробах отеческих 40. У каждого из умерших нашли под одеждою вещи, посвященные идолам в Иамнии, которых чуждаться повелевал закон Иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Действительно, когда сердце, не будучи отягчено яствами, не погружается в земное, то оно не имеет нужды в долгом времени, чтобы воспрянуть, но тотчас является трезвенным. Руки их всегда чисты, потому что и сон их бывает благопристойным: там не услышишь ни храпящих, ни зевающих, не увидишь ни раскинувшегося во сне, ни обнаженного, но все спят, лежа благоприличнее, нежели бодрствующие. Все же это происходит от доброго настроения души. Они поистине свя­тые, – ангелы между людьми. И не удивляйся, слыша это, – великий страх пред Богом не позволяет впадать им в глубокий сон и погружать в него душу, но он (сон) как бы сна­ружи прикасается, только для успокоения их. А если таков их сон, то по необходимости таковы должны быть и их сно­видения, – они не бывают исполнены мечтаний и страшных ви­дений. Но вот, как я сказал, пропоет петух, – и тотчас приходит настоятель и, ногою просто толкнув лежащего, поднимает всех, потому что там не позволяется спать нагим. Встав, они тотчас становятся в ряд, и с великим согласием и мелодическою стройностию поют пророческие гимны. Ни гусли, ни свирель, ни иное какое-либо музыкальное орудие не издает такого звука, какой можно слышать в глубокой тишине и в пустыне, когда поют эти святые люди. И самые эти песни плодотворны и исполнены любви к Богу. «Во время ночи – говорится, – Воздвигните руки ваши» к Богу ( Псал.133:1–2 ), и опять: от нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли Не скрой от меня лица Твоего; «не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой»! ( Псал.29:9 ). (Поют они) и песни Давидовы, исторгающие обильные потоки слез. Ведь когда воспевал он их, говоря: «Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» ( Псал.6:7 ); и опять: «Я ем пепел, как хлеб» ( Псал.101:10 ); и опять: " что есть человек, что Ты помнишь его» ( Псал. 8:5 )? «Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень» ( Псал.143:4 ); также: «Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается» ( Псал. 48:17 ); и опять: (Бог) вселяющий единомысленныя в дом «Бог одиноких вводит в дом» ( Псал. 67:7 ); также: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» ( Псал. 118:164 ); и опять: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Псал. 118:62 ); также: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» ( Псал.48:16 ); и еще: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» ( Псал.22:4 ); и опять: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень» ( Псал.90:5, 6 ); и опять: «считают нас за овец, обреченных на заклание» ( Псал.43:23 ), – тогда выражал пламенную свою любовь к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но постоянные занятия этими трудами оказались для блаженного препятствием к посещению учрежденных в церкви собраний, и случалось иногда, что он не поспевал к священному единению братий, сообща воспевающих божество; однако кто, прибывши прежде его в церковь , мог бы с Давидом сказать: «отворите мне врата правды» ( Псал. 117, 19 ); вошедши в них, исповедаюсь Господу и в церквах прославлю Тебя, Господи, «вечером и утром и в полдень поведаю и возвещу " ( Псал. 54, 18 ), чудеса Твои; «и семикратно в день прославляю Тебя» ( Псал. 118, 164 ), и «весь день я... простирал к Тебе руки мои» ( Псал. 87, 10 ). Ибо и он сам (Мелетий) выполнял определенное для каждого время и сверх того за все во всякое время благодарил Господа. Но какой список достойно исчислит особенные его труды, которые он переносил, уходя в клеть свою и запираясь от внешнего шума, и моляся к Отцу, видящему тайное, исчислит его бдения, псалмопения, неутомимые стояния, коленопреклонения, превышающие всякое число, биения в грудь, источники слез, продолжающиеся иногда целую ночь, и другое таинственное деяние добродетели? Ему приличествовало и сие Давидово возглашение: «в полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Псал. 118, 62 ), и еще: «предваряю рассвет и взываю, на слово Твое уповаю, очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» ( Псал. 118, 147–148 ); а еще приличнее мог бы он произнесть, говоря, что и целые ночи, на равне со днями, я провел во бдении; присоединив к тому следующее: «я изнемог от вопля, засохла гортань моя» ( Псал. 68, 4 ), «от голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей, я уподобился пеликану в пустыне; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле, и я стал как филин на развалинах» ( Псал. 101, 6–8 ) и «душа моя повержена в прах» ( Псал. 118, 25 ) склоняясь в молитве вместе с телом и смиряясь под крепкую руку Господа... Другие же слова: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою» ( Псал. 6, 7 ), не знаю, как ему присвоить, разве только за постель и кровать прямо поверженную на земле циновку, на которую он склонялся после величайшего и уже более невыносимого труда, давая отдых утомленному телу, и кратким послаблением, как раскаленное железо водою, закаляя к новым опять трудам и поту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mefons...

α) Вся жизнь Давида была одной великой борьбой с внешними и внутренними врагами, несмотря на его божественное избрание и помазание через славного уже в то время пророка Самуила ( 1Сам. 16:13  сн. Псал. 88:21 ; Деян. 13:22 ) и несмотря даже на могущество руки его, неопускавшейся перед львами и медведями и не трепетавшей от встречи с исполином Голиафом ( 1Сам. 17 ). Больше страданий, чем радости испытал тот, кто излил от глубины сердца своего все изречения Псалма 22 (русск. и слав. 21) вплоть до стиха 22, после которого уже начинают в сознании страждущего всплывать некоторые более отрадные для него представления о спасении, – и страждующий праведник даже переживает душой своей сам момент избавления от страданий, когда, сказав: «боящиеся Господа! Восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его! Затем добавляет: «Ибо он не призрел и не пренебрег скорби страждущего, и не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему» (ст. 24, 25). Этот псалом, в котором нельзя не видеть отражения действительных отношений жизни Давида, есть в то же время дивное предуказание обстоятельств уничиженного состояния новозаветного «Праведника» (Выраж. Деян. 7:52  сн. 3:14) Это – α) праведник, оставленный всеми ( Псал. 21:12  сл. 68:21) даже до известной степени Самим Богом ( Псал. 21:2 , сл. Мф. 27:46 и пар. а между тем, у которого «ненавидевших его было больше, нежели волос на голове его» ( Псал. 68:5 ), и притом ненавидевших безвинно (сл. Псал. 68:5  и Ин. 15:25 ), но которые во вражде своей на него готовы были излить яд аспидов с губ своих ( Псал. 139:4  и сл. Рим. 3:13 ); β) Праведник, не только покинутый всеми сторонними, так что он ждал сострадания, но не было его, – утешителей, но не находил их» ( Псал. 68:21  сн. Псал. 21:12 ), но даже и со стороны друзей своих, от которых ему можно было бы ожидать сострадания и помощи, он не только не находил этого, а, напротив, и они на него же восстают: «человек мирный со мною», говорит Праведник, «на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Псал. 40:10  сл. Ин. 13:18 ) 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Войдем теперь в некоторое критическое обозрение частностей изложенного чина. Приводимые в настоящем случае чтения из псалтыри обнимают: первое – псал. XXXIV, ст. 1–10; второе – псал. XXXIV, ст. 10–19; третье – псал. XXXIV, ст. 17–28; четвертое – псал. CVIII, ст. 1–12; пятое – псал. CVIII, ст. 13–22; шестое – псал. CVIII, ст. 23–31; псал. СХХХІХ, ст. 1–4, и седьмое – псал. СХХХІХ, ст. 5–14. Как очевидно, из псалтыри здесь применены к делу только три псалма в целом объеме. Эти псалмы: XXXIV, CVIII и СХХХІХ. В ряду псалмов, однако, как увидим то ниже, имеются и другие, которые по содержанию вполне отвечают цели настоящего последования; таков, напр., в особенности псалом LXXXII. Отсюда само собой вытекает, что ограничение числа псалмов только тремя сделано здесь по некоторому формальному соображению. И мы не ошибемся если скажем, что на этот раз составителем последования руководило представление троичного числа, как священного для христиан. Избранные теперь псалмы, далее со стороны их содержания, суть не иное что, как сложные формулы проклятий. Сущность последних во всех этих псалмах, взятых в их совокупности и выражаясь подлинными их словами (только при замене порой обозначения адресата единственным числом вместо множественного) и насколько возможно в систематическом изложении, сводится к следующему тексту: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною [и] побори борющихся со мною (XXXIV:1). Избавь меня... от человека злого; сохрани меня от притеснителя (СХХХІХ:2). Да постыдится... и покроется безчестием умышляющий мне зло» (XXXIV:4) и «да покроет голову» его «зло собственных уст его» (СХХХІХ:10). «Да будет он, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет его; да будет путь его темен и скользок, и Ангел Господень да преследует его» (XXXIV:5–6). «Да падут на него горящие угли; да будет он повержен в огонь, в пропасти, так, чтобы не встал» (СХХХІХ:10). «Да придет на него гибель неожиданная» (XXXIV:8). «Поставь над ним нечестивого, и дьявол да станет одесную его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

СТАВРОФИЛА. Блаженны те, кои возносятся на колеснице креста; ибо на ней они благонадежно достигнут небесного Иерусалима и блаженного бессмертия. Глава 12. Крест отверзает врата Царствия Небесного Настало для Ставрофилы время восприятия мзды от Господа за понесенные на земле труды и скорби. Тогда Ангел Господень мысленно показал ей небесный Иерусалим, и начал говорить так: «Вот «град Царя Великого» ( Псал. 47, 3 ). Видишь, Ставрофила, каким дивным светом сияет он! «Основания его на горах святых» ( Псал. 86, 2 ), и «Светило его подобно драгоценнейшему камню. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» ( Откр. 21:11, 12, 18, 21 ). Какая там радость, какое веселие! Ибо на стогнах здесь непрестанно воспевают сладостнейшее «аллилуиа» ( Тов. 13, 18 )». В неизреченной радости воскликнула Ставрофила: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи» ( Псал.83:2, 3, 11 ). «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» ( Псал. 25, 8 ). АНГЕЛ. Радуйся и благодари Господа, ибо тебе и всем терпеливо понесшим на земле скорби и страдания даруется здесь вместо печали и скорби вечная радость. Здесь «отрет Бог всякую слезу с очей Святых, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.21, 4 ). «Тогда», Ставрофила, «увидишь, и возрадуешься» ( Ис. 60, 5 ), и затрепещет и расширится сердце твое. Тогда упиешься «от тука дома» Божия «и потоком сладости» будешь напоена ( Псал. 35, 9 ). Тогда, ликуя с прочими Святыми, скажешь: «Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего» ( Псал. 47, 9 ). СТАВРОФИЛА. Не отверзутся ли мне врата града сего, как отверзлись мудрым девам двери чертога небесного? АНГЕЛ. Крест есть ключ царствия небесного; он отверзает рай. Кто в жизни временной терпеливо и благодушно переносил скорби и страдания, и исполнял заповеданное Господом: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Матф. 7, 7 ), для того двери райские свободно отверзаются милостью Божиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010