Затем все встают. Священник говорит: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу». Люди – «всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Тогда читают, или поют 94-й псал. Приидите, возрадуемся Господеви: воскликнем Богу Спасителю нашему. В праздник Светл. Воскресения вместо этого псалма поётся особенный антифон. За 94-м псалмом поются два очередные отдела Псалтыри. Порядок пения псалмов, как мы уже знаем, изложен в главе 6-й книги общественных молитв. В соборе Св. Павла в Лондоне и в других многолюдных англ. храмах, общему пению псалмов и гимнов вторят органы, которых бывает по два и больше, и оркестры музыки. Когда псалмы пропоются, тогда священник читает «первый урок», взятый из Ветхого Завета. Уроки эти размечены в месяцеслове, гл. 7. Пред чтением каждого урока священник говорит: такой-то книги, такая-то глава, стих первый, или второй и т. п. По окончании урока говорит: урок окончился, напр. тридцать первым стихом. После урока поётся по-английски, так замечено и в служебнике, песнь Амвросия Медиоланского : «Тебе Бога хвалим». Иногда вместо: «Тебе Бога хвалим» поют: «Благословите вся дела Господня Господа: пойте и превозносите Его во веки и т. д. Благословите Анания, Азария и Мисаиля Господа: пойте и превозносите Его во веки» 18 . Следует «второй урок», взятый уже из Нового Завета 19 . После второго урока, так же как и после первого, поётся или песнь Захария, отца Иоанна Предтечи ( Лук. 1:68–79 ), или 99-й псал. Воскликните Богови вся земля. За тем священник читает Апостольский символ веры . Иногда читается символ Святого Афанасия. Никейский символ как увидим дальше, читается в другом месте. По прочтении символа все, находящиеся в храме, преклоняют колена; священник произносит: «Господь да будет с вами». Люди – «И со духом твоим». Священник – «помолимся». Люди отвечают: «Господи, помилуй нас», и все, громким голосом, читают: Отче наш. Священник восстав, говорит: «Господи, (O Lord) яви милость Твою на нас». Ответ – «и дашь нам спасение твое» и т. д. Затем последуют три дневные молитвы: 1) «о церкви воинствующей на земли»; 2) «о мире»; 3) «о благодати в руководство ко благоденственной жизни». За этими молитвами поют, не везде прочим, антифон. За антифоном следует или ектения, или следующие молитвы: 1) «молитва за царицу, Викторию», 2) «молитва за царский дом, за Альберта Эдуарда принца Валийского, принцессу Валийскую и всё царское семейство. (Избранные молитвы, употребляемые в английских чинопоследованиях, и ектению, мы намерены поместить в особом приложении. 3) «Молитва за духовенство и народ»; 4) и наконец «молитва Св. Златоуста». Эта молитва третьего антифона в чине нашей литургии Ионна Златоуста. Приятно было встретить в английском богослужении дословно уцелевшую хотя одну молитву великого святителя Православной церкви. Словами ап. Павла: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Св. Духа буди со всеми вами, (Коринф. 13, 13) оканчивается «последование утренних молитв через весь год».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

§ 2. Пророчество о благодатном совершенстве Богоматери Вся слава Дщери Цареви внутрь Псал. 44, 14. Вся слава Дщери Цареви внутрь Псал. 44, 14.  В одном из самых высоких и таинственных псалмов, названном " Песнию о возлюбленном " , именно в 44-м дух Пророческий изображает Царя: глаголю аз дела моя Цареви. Но в этом изображении полагает частию такие черты, которые могут относиться к совершенству человеческому, как сия черта: красен добротою паче сынов человеческих; а частию такие, которые не могут принадлежать никакому земному царю и которые безмерно выше всякого совершенства человеческого, какова следующая черта: престол Твой, Боже, в веке века. Сколько бы мы ни изыскивали, с кого списан этот пророческий образ, не найдем сего нигде как только в лице Иисуса Христа, Который, как человек, красен добротою паче сынов человеческих, потому что в Нем одном естество человеческое безгрешно; - Который, как Бог, царствует от века, и как Богочеловек воцарился, так, что царствию Его не будет конца (Лк 1,33). В том же Псалме дух пророческий изображает Царицу Дщерь Цареву, Которая приближается к изображенному выше Царю и предстоит одесную Его: предста Царица одесную Тебе. В изображении этой Царицы есть также необыкновенная черта, следующая: вся слава Дщере Царевы внутрь. Что же необыкновенного в этой черте? - У нас обыкновенно бывает так, что то, что заключено внутри, мы называем сокровенностью или тайною; а славою называем обыкновенно нечто такое, что вне открыто и для всех явно . Но, вопреки такому нашему обыкновению, пророческий дух велит искать всей славы внутрь, и по этой черте узнавать Дщерь Цареву, Которую он прославляет. Кто же есть сия, пророчески созерцаемая Царица? - Хотя бы мы, для узнания сего не имели иного средства, как искать во всем роде человеческом лица, сходного с этим изображением, - без многого труда и без недоумения можем найти означенные черты пророческого изображения несравненным светом сияющия в лице Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Именно: Она - Дщеръ Царева, по родословию от царя Давида; - Дщерь Царя Небесного, Бога, потому что осенена Духом Святым; - Царица и Дщерь Царева вместе, потому что Она есть и Матерь Царя и Дева; по окончании земного поприща Своего Она взошла от земли на небо, чтоб предстать одесную Царя - Христа и, в соответствие с достоинством Матери Его, восприять достоинство Царицы Небесной. Она имеет всю славу, какой только может достигнуть сотворенное существо: потому что Она Матерь Царя славы, Матерь Бога Сына, по сему безпримерному достоинству честнейшая Херувимов. Но вся слава Ея внутрь: потому что заключается не во внешнем блеске и великолепии, а во внутренних совершенствах и добродетелях, и потому что Пресвятая Дева во все житие Свое на земли смирением заключала Свою славу в Своем сердце и удерживала от проявления.

http://predanie.ru/book/75183-slava-bogo...

Созданное, поскольку сего никогда не было, получило бытие искони и сотворено. Сие дал разуметь и Дух Святой, говоря во Псалмах: «в началех Ты, Господи, землю основал еси» ( Псал. 101, 26 ), и еще: «помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва» ( Псал. 73, 2 ). Явно же, что совершаемое «в началех» имеет начало создания и что сонм стяжал Бог с некоего начала. А что выражение «сотвори в начале» по смыслу слова «сотвори» значит: «начал творить», это обьясняет нам Моисей, когда по окончании всего миротворения говорит: «и благослови Бог день седмый, и освяти его, яко в той почи от всех дел Своих, яже начат Бог творити» ( Быт. 2, 3 ). Следовательно, твари начали приходить в бытие, Божие же Слово, не имея начала бытию, по всей справедливости не начинало быть и приходить в бытие, но было всегда. И дела имеют начало в своем сотворении, начало предшествует созидаемому, Божие же Слово, не принадлежа к числу созидаемых, Само паче делается Зиждителем всего имеющего начало. Бытие созидаемого измеряется с мгновения создания, и с некоего начала Бог начинает творить это Словом, чтобы всякий знал, что сего не было, пока не сотворено. Слово же имеет бытие не в ином начале, но во Отце, и по учению еретиков, безначальном, почему и Само безначально пребывает во Отце, будучи не тварью, но рождением Отца. 58) Так божественному Писанию известно это различие между рождением и произведениями, и оно показывает, что рождение есть Сын, не начавшийся с какого – либо начала, но вечный, о произведении же, как о деле внешнем для Сотворившего, дает разуметь, что оно начало приходить в бытие. Так и Иоанн, богословствуя о Сыне и зная это различие речений, не сказал: в начале получило бытие или сотворено, но «в начале бе Слово», чтобы в самом речении «бе» подразумевалось слово «рождение», и чтобы не заключил кто о Сыне, будто бы произошел Он в продолжении времени, но веровал, что существует Он всегда и вечно. Почему же вы, ариане, после всех этих доказательств, не уразумев изречений во Второзаконии, осмеливаетесь и в этом еще нечествовать против Господа, говоря, что Он произведение, или тварь, или рождение? Ибо говорите, что речения «рождение» и «произведение» значат одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Но Кукузель, узнав случайно от игумена Афонской лавры о жизни Афонских отшельников, тайно ушел от двора на Афон и там в безвестности пас стада коз, пока необычайный его голос не выдал его. Однако отшельническое житие не было ему воспрепятствовано ни игуменом, ни императором: он жил вне монастыря в уединенной келье, а в воскресные дни и праздники приходил в церковь Архангела и пел на клиросе. Здесь Кукузель за труд и усердие к церковному пению удостоен особого явления ему Богоматери, покровительницы певцов. В акафистную субботу, по окончании канона, Иоанн, утомленный бдением, заснул. Пречистая, явясь, сказала ему: „радуйся Иоанне, чадо мое; пой, я не оставлю тебя“, и затем дала ему златницу, которую проснувшийся Иоанн и обрел в руке своей. Поощренный чудным видением Кукузель стал ежедневно ходить на церковное служение и от долговременного стояния на бдениях получил гнойные раны на ноге. Но Богоматерь, вновь явясь ему, исцелила его болезнь. Жизнь Иоанна описана Агапием, пустынником Афонским под заглавием „Грешным спасение“. Иоанн доныне чтится в лавре за святость жизни. Там доныне находится местная икона Богоматери „Кукузелиссы“, перед которой Иоанн пел акафист. 454 Из сочинений Иоанна Кукузеля по церковному пению известны: 1) нотная книга, объемлющая „все последование церковного чина, начиная со всенощного бдения до конца литургии“ с музыкальным введением в её начале; это – нотный обиход церковного пения; 2) „Наука о пении и певческие знаки со всем законоположением для руки и со всем устройством пения“; 3) множество образцовых мелодий, стихир „доброгласных“ и других песнопений, рассеянных в разных певческих рукописях; тропари Богородице; акафист Богоматери; νοξαντα (псал. „Благослови, душе моя, Господа“), Δλεσατε τ Κυρ (из псал. „Блажен муж“), „Достойно есть“ и другие мелодии; 4) Анаграмматисмы на весь год и аллагматы на великую вечерню; 5) множество кратимат с самыми разнообразными названиями, наприм. „на звуки железного клепала, военная, сиротская, трудная, союзная, народная, царская, сладкая как персики“ и проч.; 6) несколько певческих уроков под разными названиями, (наприм., μθημα ναγραμματισμνα, Λγος μονπνς – урок в один дух), изложенных с подписью слогов: το, το, το, или же одними нотами без всякой текстовой подписи; 7) Кукузель исправлял, украшал или сокращал некоторые мелодии до него составленные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

31. Мечи обоюду остры в руках их ( Псал. 149:6 ). Слово Божие острейше паче всякаго меча обоюду остра ( Евр. 4:12 ). Слово Божие проходит внутрь человека; многие убивают себя Писанием, как мечем, именно: если не так, как должно, поймут смысл его, растолкуют по своему соображению (а не разуму св. Церкви и отцов), от чего может произойти ересь. Или кто сверх силы и меры станет исполнять заповеди Писания, но не может исполнить, – такой до отчаяния дойдет. Надобно оберегаться от таких крайностей, чтоб вместо спасения не погибнуть от меча Слова Божия. 32. Аз правоты возсужду, говорит Господь ( Псал. 74:3 ). Это означает, что если человек сделает что-либо доброе и подумает: великое дело я сделал, праведен я пред Богом, то эти правоты и будет судить Господь, т. е. добрые наши дела, сделанные с тщеславием или высокоумием и восхвалением себя пред людьми. Если мы себе самим приписываем добрые дела, а не Богу, то за это осуждены будем. Чин церковный и устав монастыря 5 33. Святое церковное Божественное служение в Санаксарском монастыре совершается по общему церковному чину устава Студийскаго, вполне, без всякого опущения, подобно как в общежительных пустынях Саровской и Вышенской. В частностях есть небольшое различие, от чина сих пустыней, относительно молитвенного правила монашеского. От первоначальника отца Феодора заповедано, чтоб в церкви святой служение Божественное и чтение было неспешное, внятное, благоговейное. Порядок дневных церковных служб следующий: В будни: вечерня начинается в 4 часа пополудни, продолжаясь час. По окончании вечерни бывает заупокойная лития среди церкви: служащий и клиросные братия выходят на средину и поют стихиру храма, потом начинают литию: – святый Боже. Отче наш – со духи праведных скончавшихся и проч. На ектеньи служащий иеромонах читает вслух заупокойный синодик; братия тоже берут малые синодики; все, начиная от настоятеля и до последнего брата, в церкви поминают, читая про себя имена благотворителей обители. По отходе литии начинается повечерие, на котором, после символа веры , отправляется правило молитвенное монашеское: канон Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, дневной канон октоиха и канон св.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Кленовица. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня , Похвалы Пресвятой Богородицы , Космы и Дамиана Римских Год постройки:1833. Ссылки:   Адрес: Кировская область, Орловский район, д. Кленовица Координаты: 58.740733, 48.591056 Проезд:Трасса Р-176 Киров-Котельнич. После д. Высоково, за Орловым, правый поворот на Поляки-Русаново. В Поляках правый поворот на Русаново-Кленовицу. В Кленовице – окончание дороги с твердым покрытием в этом направлении. Всего от Кирова порядка 110км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Крестовоздвиженская церковь, каменная, построена в 1833 году; расстоянием от г. Вятки в 85 вер., от уездного города в 30 вер., от благоч. в 40 вер.; часовня при поч. Рыковском деревянная; причта по штату положено. 2 св., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 3 д., пахотн. и сенок. 33 д., неудобн. 1 д. 234 саж.; братский денежный доход: св. 430 р., диак, 286 руб., псал. 143 р.; руги собир. на весь причт до 45 пуд. ржи и 250 пуд. овса; прихожан: правосл. русск. 2376 м. п., 2529 ж. п.; приход состоит из 62 селений, расст. 1 – 22 вер. Село расположено на горе, в лесистой местности, около села протекает небольшая речка. Школ пять, из них в селе церк.-прих. женская и земская смешанная, две земские школы в деревнях Шубинской в 10 вер. и Крутецкой в 9 вер. и школа грамоты в дер. Юкляевской в 8 вер. Прихожане занимаются главным образом земледелием. Вследствие плохого качества земли, мужское население после уборки полей уходит на Урал и в Сибирь на заработки. Медиц. пун. фельдшерский в деревне Коврижки в 4 вер., а акушерка в деревне Солоницынской в 2 верстах. Парох. прист. в г. Орлове; ст. ж. д. Оричи в 52 в. Село стоит на проселке. В церкви имеются три древние иконы: в холодном храме на правой стороне позади клироса висит нерукотворенный образ Спасителя, написанный, как значится в надписи на иконе, в 1706 году в память перенесения образа из Хлынова в Москву. На левой стороне в этом же храме висит образ Софии Премудрости Божией; время написания сей иконы не известно. Обе эти иконы, по словам некоторых прихожан, перенесены из села Окатьева, Котельнического уезда, из прихожан которого образовался приход Кленовицкий (1777 г.). К числу древних икон прихожане относят также и икону храмовую в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Сохранилась и грамота, от 9 февраля 1777 г., об открытии села и о построении деревянной церкви. Грамота скреплена подписью епископа Вятского Лаврентия и архиерейскою печатью. Описание приходов Вятской епархии за 1912 г.

http://sobory.ru/article/?object=19723

Нет, нам потребна лучшая и совершеннейшая жизнь; Божие милосердие ведет нас к блаженнейшей участи. Пусть мы будем во Египте, в сем мире прелюбодейном и грешном; но вера наша есть победа, победившая мир. Пусть различныя работы Египетския изнуряют наше тело; но дух непорочный радуется и в страданиях своих. Пусть неистовствует адский фараонъ – диавол; но он не смеет прикоснуться к помазанникам Божиим. Пусть не будет изобилия земли обетованной для тела; но дух, в Бозе опочивающий, хлебом небесным укрепляется и напоявается потоком сладости райской. «От потока», – поет Пророк, – «на пути пиет, сего ради вознесет главу» ( Псал. 109, 7 ). Есть море Чермное; но есть еще пространнее его и страшнее, море житейское. Когда сие житейское море мы проходим без смущения и все его бури сносим великодушно, уповая с радостию прейти огнь и воду и потом взойти в покой вечный; таковое наше прехождение моря житейскаго, есть чудеснее, славнее и спасительнее, нежели прехождение Израильтян чрез море Чермное. И так сие-то прехождение есть истинная «Пасха». Сию-то Пасху мы, христиане, всегда памятовать и торжественно оную праздновать обязаны. Сие-то избавление от работы диавольския и из Египта адскаго днесь, братие, празднуем мы. Сие есть прехождение наше, сие есть истинная Пасха и Пасха наша. «Пасха Господня, Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси преведе» нас не Моисей жезлом, но Христос Бог крестом, истинный Моисей, прямый вождь Израиля Божия. О, день радостный! о, день не земли, но небес достойный! «день, его же сотвори Господь, да возрадуемся и возвеселимся в онь». «Поим Господеви, славно бо прославися» ( Исх. 15, 1 ). Поистине, можем мы с Павлом апостолом проповедывать, яко «не прославися прославленное в части сей», то есть, в части закона и Моисея, «за превосходящую славу» ( 2Кор. 3, 10 ) благодати Евангельской, Христа Господня. Но не оставим еще решить един вопрос: как избавление наше устроено всем снисхождением и домостроением Христовым, яко-то Его зачатием, рождением, страданием, смертию, вознесением и прочими Его действиями, то почему же не другие праздники, а един сей праздник Христова воскресения нарицается «Пасха»? – Для того, братия мои, что как воскресение Христа Господа есть окончание и совершение всех дел Его, так и наше здесь воскресение от греха благодатию и уповаемое воскресение души нашей и тела в славу есть окончание и совершение всех дел наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Игумен кладёт оставшийся после него хлеб в блюдо, говоря: «Господи благослови». Надзиратель трапезы начинает громко: «благословен Бог, питаяй нас»; с ним поют прочие, и кладут оставшийся хлеб в мису. Никто не должен брать остатков хлеба с собою. Избытки сии пред вратами монастырскими раздаются каждый день нищим. Когда хлеб сложен будет в мисы, служивший священник, творя над ними крест, говорит: «Христе Боже наш! исполни избытки раб Своих, и нас помилуй, яко свят еси ныне и присно и во веки веков, аминь». надзиратель трапезы, стоя у края стола, поклонившись игумену, говорит громко: «благослови! помолися о мне». Игумен тихо отвечает: «Бог спасет тя», и, взяв мису, делает ею крест, говоря громко: «велико имя». Все отвечают: «Святые, единосущные Троицы! Да сохранит всех нас, аминь», Игумен опять говорить: «да помянет Господь всех духовных отец и братий наших». Ему отвечают: «аминь» Надзиратель трапезы, по знаку от игумена, начинает: милостив и щедр Господь ( Пс.110:4 ). По окончании сего, служивший священник возглашает: «о всех благодарим Бога». Братия произносят трижды: «Господи помилуй», и потом священник: «над всеми благодарим Отца и Сына и Сватаго Духа, ныне, и присно и во веки веков». Братия отвечают: «аминь», и начинают петь 121 псал.: Возвеселихся о рскших мне. С сим пением идут, пред игуменом, к церкви, присоединяют к сему псалму и 83-й: Коль возлюблеина, и допевают его в притворе. Здесь священник, став пред церковными дверями, произносит молитву: «Тебе истинному Человеколюбцу Богу мы и грешнии». По окончании молитвы делает отпуст, и творит три поклона вместе с братией. Потом, обратившись к братии, говорит: «благословите, святии». И братия, падши на колена, творят с священником молитву: «Христе Боже! молитвами Пресвятые Богородицы и святаго Предтечи и всех святых помилуй и спаси души наша». После того братия расходятся в свои кельи. К ужину, когда он бывает, нового кушанья не готовят, но подают остатки обеденной трапезы, впрочем, тёплые. Для этого угли, оставшиеся после приготовления пищи к обеду, сохраняются на очаге, и на нём ставится глиняный сосуд с сочивом. Порядок молитвословий за ужином сходен с обеденным, но вместо: «велико имя Св. Троицы», возглашается: «Пресвятая Богородица помогай нам».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почитай и ты (девственник) матерь свою, от которой происходишь; почитай и ты (обязавшийся супружеством) происшедшую от матери и матерь, хотя она и не мать, а невеста Христова. Красота видимая не сокрыта; а не зримая видима Богу: вся слава дщере царевы внутрь; рясны златыми одеяна, преиспещренна ( Псал. 44:14 ), то есть и делами и созерцанием. И вступившая в брак да принадлежит Христу; и дева да будет всецело Христова и т. д. (Творения св. Отец. Св. Григория Богослова , Москва, 1844 г. Ч. 3, стр. 222). 130 Аще жена родивши детя, начнет преставлятися том дни или на дроугый, то вынесше ю во ин храм, даяти ией причащение, омывше ю (Русск. Ист. Библ. Т. VI, стр. 51, 52). 131 В нем же храме мати детя родить, не достоить влазати в нь по три дни, потом помиют всюде и молитвоу створять, юже над с судомь творять осквьрвьшимся, молитвоу возметь чистоую и тако влазить (там же стр. 34). 132 О молитвах по рождении младенца, находящихся в рукописных богослужебных книгах, излагаются сведения у Невоструева в Описании славявских рукописей московской синодальной библиотеки, 1869. Отд. III. Ч. 1; у Одинцова в книге: Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века 1881 г.; у А. Дмитревского в книге: Богослужение в русской церкви в XVI веке, 1884. Ч. 1, стр. 241–256; г. Дмитревский указал на неодинаковый порядок молитв в разных рукописях. 133 Эта молитва: «Господи Иисусе Христе, рождейся прежде век от Отца без матери» находится в потребниках – Мирском Иоасафовском, 1639 г., и в Иосифовском 1651 г. 134 Мы не знаем, говорит Г. Мансветов , на сколько широко был распространен на Руси этот обычай, и откуда ведет свое начало, но то несомненно, что он имел силу в практике восточных сектантов греческой церкви, как можно видеть из сочинения Денцингера: di ritu orientalium. Наблюдался он и у южных славян, как можно заключать из одного южно-славянского канонического сборника, изданного Ягичем, и может быть, наш митрополит имел в виду это самое правило. «Кто есть достоин, говорится в нем, да се причеща на воскресение и на рожество Христово, на литургии, на великих дверех, а женски пол (на малих, по другому списку) конь проскомидие (по окончании литургии), по возвращении св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В некоторых печатных древних евангелиях находятся месяцесловы по иерус. уставу: таков месяцеслов при острожском евангелии, напечатанном в 1581 году: 4 сент. вместо Ермионии и Евтихии стоит Ермиона и Евтиха; особенностей почти нет: 16 июля память не шестого, а шести вселенских соборов, марта 4 муч. Конона, а 5 пр. Герасима согласно с слав. рукоп. минеями XV и XVI веков. Согласен с месяцесловом устава иерусалимского и месяцесловом при новом завете, изданном в 1657 г. в Кутейне 146 . 117 Из каталога баварской библиотеки Гардта видно, что в ней есть евангелие греч. VIII в. с указанием чтений за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Но, к сожалению, чтения в каталоге не показаны. Из отрывка видно, что в сие время память св. Феодора Тирона уже праздновалась в первую неделю великого поста. (Catal. Hard CCCXXIX). 118 Он, как исключение, внесен нами в число месяцесловов при евангелиях и апостолах. Впрочем по существу он не отличается от них. 121 Евангелие по приписке куплено в 1117 г., но по письму относится к X веку, судя по описанию рукописей археологич. съезда в Киеве, в 1874 году. 126 Месяцеслов при евангелии X-XI в., синод. библ. 518, подаренном Г. Григоровичем, особенностей не имеет. Памяти не на все дни. По времени последняя 6 марта мучч. Амморейск. ок. 847 г. 133 Что же касается до Петра Капетуляих (окт. 4 капетулийского), то напрасно Копитар видит здесь в окончании их перевод с латинского: Capimoleorum: 1) Петра капетолийского нет в римских святцах совсем; 2) это перевод с греческого Πτρου καπετωλων и 3) окончание их свойственно древнему слав. языку, напр.: синод. псалт. 1296 г. X 13. Псал. 19 на коних, 23 на морих, 32 в сокровищих и в самом остромировом ноябр. 25 Климента румех ( Ρμης), римского. См. рукописн. исследов. Невоструева о истиславовом евангелии стр. 338 в моск. академии. 136 Подробное описание сего евангелия составлено К. И. Невоструевым , Известия IX 65–80. X, 110–137. Полное исследование о евангелии и месяцеслове находится в рукописи Невоструева, в москов. академии. Мартынов издал месяцеслов мстиславева евангелия из рукописи Невоструева, но с ошибками. Annus eccles. р. 333. У нас сравнен он ниже, в приложении 8, с греч. месяцесловом 43 синод. библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010