Св. Мученики, это – святые, пострадавшие за свою веру во Христа от неверующих в Него, как св. Великомученик Георгий и Великомуч. Варвара. Кто такие св. Преподобные? Св. Преподобные, это – святые из иноков (монахов) напр. Сергий Препод. Радонежский и Преподобномученица Евдокия. Кто такие св. Праведные? Св. Праведные, это – святые из простых людей, как Праведные Иоаким и Анна, родители Пресв. Богородицы, 3ахария и Елисавета, родители Иоанна Предтечи. Как изображаются св. человеки? Святые человеки изображаются в их человеческом виде. Часто ли мы должны молиться? Господь Спаситель говорит Своим ученикам в Евангелии: бдите на всяко время молящеся ( Лук. 21, 36 .) и Апостол в своем послании к христианам пишет: непрестанно молитеся ( 1Сол. 5, 17 .) И у православного христианина много молитв, возносимых им в храме, обще с другими; кроме того, у него и в доме все соединено с молитвою: ложится ли спать, он молится; встает ли ото сна, он молится; он молится перед началом дела, молится по его окончании; молится перед вкушением пищи, молится по вкушении. И на все эти случаи у него есть молитвы. Когда явились писаные ежедневные домашние молитвы? Писаные ежедневные домашние молитвы явились у христиан еще в первые времена христианства: так, о св. Афанасии, Архиепископе в городе Александрии в 4-м столетии, известно, что он составил такого рода молитвы, и от него заимствовали их многие (Цер. Ист. Иннок.) Почему необходима для нас молитва? Молитва для нас необходима: потому что мы обязаны прославлять, и просить и благодарить Бога и Святыхпостоянно. Потому-то Господь и Апостолы заповедуют нам молиться часто и потому-то у нас так много молитв. Почему мы обязаны прославлять Бога? Мы обязаны прославлять Бога, потому что Он наш Творец и Господь; Он велик и славен; Его славят Ангелы, даже и природа ( Псал. 18, 1 .) Почему мы обязаны прославлять Святых Божиих? Святых Божиих – Ангелов и Святых человеков прославлять мы должны, потому что они святы, близки к Богу и прославлены на небе от Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

В тяжелый год холерной эпидемии высокопреосвященный не уехал на лето, как делал обыкновенно, на дачу, все вромя провел в душном Тифлисе, успокаивая и утешая свою мятущуюся паству. Его популярности, после этого еще более выросла среди народа. Митрополит Палладий прибыл в Петербург 19-го ноября 1892-го года. Свою ответную речь при встрече в Лавре владыка начал текстом, который много раз был повторяем им в его жизни; От Господа стопы человеку исправляются ( Псал. 36, 23 ). «Истина эта», – говорил владыка – «разъясняющая нам пути человеческой жизни, ведома сердцу моему и испытана мною в жизни моей. Господь, Пастыреначальник небесный, ходяй по-среде светильников церквей (Апокал. 2, 1), аможе восхощет, тамо ( Притч. 21, 1 ) и поставляет их на места, Ему угодные». Святительствование владыки Палладия в Петербурге памятно его заботами о церковном благолепии. Владыка любил торжественность в церковном Богослужении, богатую ризницу, множество сослужащих, хорошие голоса, стройное пение. Он улучшил свой митрополичий хор и вызвал для него из Тамбова регента Ивана Яковлевича Тернова, поставившего церковное пение в Лавре на желанную высоту. И в домашнем обиходе владыка любил велелепие: при нем был обновлен несколько было потускневший при его предшественнике митрополичий выезд в парадной карете на четверке белых лошадей. После 6-и летнего пребывания на Петербургской кафедре владыка Палладий скончался 5-го декабря 1898-го года. Погребен в Исидоровской церкви. Управление епархией и Лаврой поручено было епископу Нарвскому Иоанну 4091 . Преосвященный Иоанн, в мире Иван Александрович Кратиров, сын Вологодского протоиерея, по окончании в 1864-м году курса Петербургской Академии был учителем Семинарии в Вологде и Ярославле, в 1867-м году получил степень магистра Богословия. В 1883-м году назначен ректором Харьковской Семинарии и был рукоположен и посвящен в протоиереи, в 1893-м году принял монашество, 25-го апреля хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии, потом перешел ректором в Петербургскую Академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сколько люди мирские любят честь и заботятся о том, чтобы все их хвалили, столько же истинные рабы Божии стараются скрывать свои добродетели и работать Господу втайне, чтобы не видала даже шуйца, что творить десница. Это оттого, что слава и почести земные не только часто бывают поводом к искушениям, но и умаляют небесные награды. Горе, егда добре рекут вам вси человецы ( Лyk. VI, 26 ). Помяни, говорил Авраам страждущему в муках богачу, яко восприял еси благая твоя в животе твоем и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши ( Лyk. XVI, 25 ). Оттого любовь и уважение братии не только не радовали смиренного сердца пр. Александра, но еще приводили его в печаль и смущение. Тяготясь ими, он решился оставить многолюдную обитель и, стремясь душею с незримым людьми подвигам, начал помышлять, как бы ему найти пустыню по сердцу своему, где бы он, неведомый никем, мог беспрепятственно служить единому Богу. Правда, ему жаль было братии, искренно его любившей, жаль и обители, в которой оп при пострижении обещался пребывать до смерти, но любовь к пустыне и уединению превозмогла и то и другое. Зная, что игумен и братия не захотят с ним расстаться и будут его уговаривать оставить свое намерение, блаженный решился, как ни было это тяжело для его любящего сердца, оставить монастырь не простившись с ними. С этою целью после вечернего правила, когда вся брат предалась покою, он пал в своей келье пред иконою и долго и слезно молился, из глубины сердца взывая: настави мя Господи на путь Твой (пс. IXXXV, II) и исправи пред Тобою путь мой (псал. V, 9). По окончании молитвы Александр, взявши только самое необходимое, вышел из кельи и под покровом ночи никем незамеченный удалился из монастыря на сверпый берег озера и пошел искать себе безмолвного места для жительства. Странствуя несколько дней по лесам и дебрям и все более удаляясь от озера, он пришел на реку Сянжему, где были густой лес и озера. Здесь понравилось ему одно место, со всех сторон окруженное болотами; полагая, что вблизи его нет селений и что оно, по своей неприступности, никем не посещается, пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И этот «без отца, без матери, без притча рода, ни начала днем, ни животу конца имея: уподоблен же Сыну Божию, священник выну» (Евр. VII, 3), этот таинственный пришелец из мира иного, царь Салима, т. е., царь мира вынес Аврааму хлеб и вино, прообраз будущей Евхаристии, Первообраз которой вечен и изначален. Этот священник Бога Вышнего (Евр. VII, 1) преображает иного «Священника с клятвою, о Котором сказано: клятся Господь и не раскается. Ты еси иерей во век по чину Мелхиседекову» (Евр. VII, 21; Псал. 109, 4), т. е., Господа Спасителя, Великого Архиерея, принесшего в жертву Самого Себя. Он воссел одесную престола величествия на небесах: святым служитель и скинии истинной, юже водрузи Бог, а не человек». (Евр. VIII, 1–2). Окончание иконоборческих споров было увенчано вселенским и всецерковным признанием иконопочитания. Церковь это литургически закрепила в своем Торжестве Православия. Первая неделя Великого Поста, литургически утверждая чистоту и неколебимость православного богословского учения, прославляет защитников его и анафематствует его исказителей, но не налагает однако запрета на богословскую мысль. Торжество Православия не есть печать молчания на богословских устах. Хранить чистоту веры не означает бездействовать в области богословия. Сокровищница церковного предания, не есть музей и архив отживших древностей. Церковь живет и продолжает мыслить в своем предании. Церковное сознание работает над открытием доселе в этой ризнице сокровенного богатства. С окончанием иконоборческих споров не умерла церковная жизнь в Византии, и не может умереть в Православной церкви вообще, которая есть Столп и Утверждение Истины, но Истины живой, а не засушенной. Как ни хотят представить период VIII–IX вв. последним блеском Великой Империи, это неверно. Католическая наука хотела бы даже представить дело так, что после разрыва с Римом, Византия умерла не только культурно, но и богословски, церковно. Этому противоречит история церкви. Эпоха Никейского царства, Комнинов и Палеологов свидетельствует как раз об обратном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

С другой стороны нельзя не отметить, что памятник этот помещен в канонической богослужебной книге – именно «Следованной псалтири». В последней трактуемое сказание внесено изолированно от всех других статей, в связи с которыми мы находим его в греческом оригинале, и помещено рядом с обычным «последованием ко св. причащению» 300 . Согласно первому наблюдению, можно заключить, что занимающий нас устав был известен в Греческой церкви далеко ранее XV в. – Второе же, в свою очередь, свидетедьствует, что греческий устав о само-причащении, не смотря на его позднее происхождение и притом установление не первенствующим иерархом, был прннят на Руси, как устав канонический и, по-видимому, понимался здесь могущим иметь практическое значение. В XVII в, на Руси ознакомились и с другим уставом самопричащения, принадлежащим Евфимию патр. Тырновскому. Здесь он носить надписание: «О святем причащении вопрос Киприанна монаха, живущего во святой горе Афонстей, ответ Евфимич патриарха трапезонтского» 301 . Текст этого устава буквально тот же, какой уже представлен нами 302 . Одновременно с уставом самопричащения, составленным от Евфимия Тырновского, на Руси в XVII в. не забыли и устава, по тому же поводу предложенного митр. Коринфским Луке Стирийскому. Мало того, кажется, он пользовался одинаковым вниманием с первым уставом, почему оба эти устава мы находим почти рядом в одной и той же рукописи XVII в. Но в настоящее время последний устав потерпел уже весьма значительные изменения, которые приближают его к понятию чинопоследования в собственном смысле. Сообразно с этим, по изложению данного устава, в XVII в., – в нем точно определены все составные части чина самопричащения и порядок действий, долженствующих быть при этом. В частности редактор памятника в таких чертах предписывает совершать весь акт самопричащения: желающий самопричаститься поставляет сосуд с дарами на особо уготованной для того дщице, покрытой платом; здесь же полагает он и лжицу и антофор и с пафидою укроп, затем, по окончании канона, он полагает лжицею тела Христова с зерно ржаное в воду, – произносит 50-й псал., Символ веры и конд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Посему и Господь, как Бог и Отчее Слово, ведая, какое время отмерено Им всякому, и зная, какое время сам Он определил на страдание телу Своему, потому что нас ради стал человеком, до наступления этого времени и Сам, подобно нам, скрывался, когда Его искали, убегал, когда Его гнали, и, уклоняясь от козней, «мимохождаше тако» и «посреде их, идяше» ( Ин. 8:59 , Лук. 4, 30 ). А когда Сам привел к окончанию определенное Им время, в которое восхотел пострадать за всех телесно, тогда провозглашает об этом Отцу, говоря: «Отче, прииде час: прослави Сына Твоего» ( Иоан. 17, 1 ); не стал уже укрываться от ищущих, но Сам восхотел, чтобы взяли Его. Ибо сказано: «рече» пришедшим к Нему: «кого ищете?» И, когда ответили: «Иисуса Назореа», сказал им: Я тот, кого вы ищете ( Иоан. 18, 4, 5 ), и сделал это не однажды, но двукратно, и тогда уже отвели Его к Пилату. Как не позволил взять Себя, пока не пришло время, так не стал укрываться по наступлении времени, но сам Себя предал злоумышляющим, чтобы всякому показать, что и жизнь и смерть человеческая зависит от вышнего суда, и без воли Отца нашего, сущего на небесах, не могут ни волос человеческий сделаться белым или черным, ни воробей впасть когда-либо в сеть. 16) Так Господь, по сказанному выше, предал Себя за всех, а святые, у Спасителя научившись, потому что Им прежде этого и всегда были научаемы, в борьбе с гонителями законно спасались бегством и укрывались от них, когда их искали. Как люди, не зная конца определенного им Промыслом времени, не хотели просто предавать себя злоумышляющим; зная же написанное, что жребии человеческие в руках Божиих ( Псал. 30, 16 ), что «Господь живит, Господь и мертвит " ( 1Цар. 2, 6 ), соглашались лучше терпеть до конца, как сказал Апостол, проходя «в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени:... в пустынях скитающеся и укрываясь в горах и в вертепах и в пропастех земных» ( Евр. 11, 37, 38 ), пока или не наступило определенное время смерти, или не возглаголал им сам определивший время Бог , и не остановил злоумышляющих, или явно не предал гонимых гонителям, как сам Он находил это лучшим. И этому, преимущественно пред другими, можно совершенно научиться у Давида. Ибо, когда Иоав возбуждал его против Саула, сказал Давид: «Жив Господь, аще не Господь поразит его, или день смерти его приидет... или на брань снидет и погибнет от сопротивных не будет ми от Господа нанести руку мою на Христа Господня» ( 1Цар. 26, 10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Балдейка. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1899. Год утраты:Не установлен. Адрес: Удмуртская Республика, Кизнерский район, с.Балдейка Координаты: 56.204295, 51.539159 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Выезд из Кизнера на юг, на Бемыж. Через 8км правый поворот по указателю на с. Балдейка. От поворота 5км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Балдеевское – Николаевская церковь, деревянная, построена в 1899 г.; расстоянием от г. Вятки в 385 вер., от уездного города в 65 вер., от благоч. в 40 вер.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усад. и под площ. 4 дес., пашни 25 дес., сенок. 8 дес., под кладб. 2 дес.; братский денежный доход: содержание от казны на причт 392 р., кружечный раздел: свящ. 354 р. 75 к., псал. 118 р. 25 к.; прихожан: правосл. рус. 714 м. п., 760 ж. п.; крещ. вотяк, 120 м., 121 ж. п.; крещ. тат. 200 м. п., 202 ж. п.; приход состоит из 5 селений, расст. 2-7 вер. Село расположено на низменном месте; реки нет; местность лесная. В приходе три земские школы: в селе, в деревнях – Ямшан-Ключах в 5 вер. и Кочетле, Малм. у., в 5½ вер.; прихожане занимаются земледелием, плотничеством и, частию, катанием валенок. Докторский участок и больница в с. Грахове в 40 вер.; фельдш. пунк. в с. Бемышеве в 15 вер.; волост. правл. в с. Васильевском в 16 вер.; парох. прист. Лубянская в 25 вер., ст. ж. д. Чепца в 250 вер. Село стоит на проселке. http://rodnaya-vyatka.ru/places/90220 с. Балдейка (Николаевское) Елабужского уезда, Николаевская церковь (1909–1939 гг.) Приход с. Балдейка открыт по указу Св. Синода от 28 января 1908 г. 1147 и назван “Николаевский”. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход Бемышевского завода, сел Кизнера и Кулыгского: д. Балдейка, д. Янгур-Чмо-Чабья, д. Ямушан-Ключи, д. Кочетло, д. Тузьмо-Чабья, д. Айдуган-Чабья, д. Елоха, поч. Петропавловский. До окончания строительства церкви при д. Балдейке богослужения совершались в молитвенном доме, построенном на средства прихожан в мае 1899 г. и приписанном к церкви Бемышевского завода. По указу Вятской духовной консистории от 20 марта 1907 г. было разрешено обратить молитвенный дом в церковь. Молитвенный дом был преобразован в церковь с одним престолом, которая была освящена 22 сентября 1909 г. во имя Св. Николая Чудотворца (село стало называться – “Николаевское”). Николаевская церковь закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 28 декабря 1939 г. Здание передано под школу.

http://sobory.ru/article/?object=52476

   По окончании восемнадцати книг толкований на Исаию, я согласно с тем, что часто обещал тебе, девственница Христова Евстохия, и священной памяти матери твоей Павле, желал перейти к Иевекиилю и наложить, как говорится, в последний раз руку на пророческое произведение: и вот неожиданно возвещено было мне о смерти Паммахия и Марцеллы, об осаде города Рима и кончине многих братий и сестер, Я пришел в такой ужас и уныние, что ни днем, ни ночью ни о чем другом не помышлял, как только о спасении всех, и в пленении святых считал себя пленником и не ранее мог открыть уста, как узнав нечто более определенное, так как я встревоженный колебался между надеждою и отчаянием и терзался бедствиями других. После того, как угасло блестящее светило всех стран или лучше отсечена была глава римской империи и, вернее говоря, в одном городе погиб весь земной шар, онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися. Согреяся сердце мое во мне и в поучении моем разгорелся огнь (Псал. 38:3-4), и я полагал, что нельзя пренебрегать оным изречением: мусикия во плачи безвременная повесть (Сирах. 22:6). Но так как и ты беспрестанно требуешь этого, и рубец от большой раны затягивается мало по малу, и Скорпион лежит в Тринакрийской земле между Энкеладом и Порфирионом (или Порфирием), и многоголовая гидра перестала наконец шипеть против нас и настало благоприятное время для того, чтобы не отвечать на козни еретиков, а заняться истолкованием Писаний: то я приступлю к пророку Иезекиилю, трудность [понимания] которого доказывает предание евреев. Ибо кто не достиг возраста священнического служения, то есть тридцатого года, тому не дозволяется у них читать ни начальных глав книги Бытия, ни Песни Песней, ни начала и конца этой книги, чтобы только по достижении свойственного человеческой природе совершеннолетия он приступил к совершенному знанию и таинственному разумению. Если я доведу это дело, по милости Господа, до конца, то перейду к Иеремии, который в своем Плаче под образом Иерусалима оплакивает при посредстве четырехстороннего алфавита четыре страны света.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ответ. Горе, брат, и беда роду нашему! Что мы оставляем и чего ищем! О чем нерадим и о чем заботимся! Что мы оставляем и чего ищем! Что нас смущает! Оставляем правые пути и хотим идти путями кривыми, дабы исполнилось на нас слово написанное: Горе оставляющим пути правые, еже ходити по путем неправды. По истине, брат, я престал сетовать о себе, и сокрушаюсь о тебе только. Куда зашел ты? Я оставил плач о грехах моих и плачу о тебе, как о родном моем сыне. Небеса ужасаются, видя, о чем люди так сильно заботятся. Земля трепещет, когда непостижимое они хотят постигнуть. Это догматы языческие, это пустослове людей, почитающих себя мудрыми, это исчадие заблуждения. Ибо Писание говорит: Глаголющеся быти мудри объюродеша ( Рим. 1:22 ). Если ты хочешь научиться, внимай. Господь наш Иисус Христос , Свет наш, Царь наш, говорит: От плод их познаете их ( Матф. 7:20 ). Но какие плоды они имеют? Надмение, презрение, изнеженность, беспечность, соблазн, отчуждение от закона, или лучше, от Бога Законодателя, обиталище демонов и вождя их дьявола. Их учение ведет последователей своих не к свету, но во тьму. Оно обращает не к страху Божию, а к ожесточению. Оно не ведет к преспеянию в Боге, содействует более к успеху для дьявола. Оно не извлекает из тины, но в нее затаптывает. Это плевелы, которые враг посеял на поле Домовладыки. Это тернии, поросшие на земле, проклятой от Господа Бога. Всё обман, всё тьма, всё заблуждение, все чуждо Бога. Убегай сего, брат, дабы слово их не утвердилось в сердце твоем. Такие мнения иссушают слезы, помрачают сердце, вообще погубляют тех, которые внимают сим людям. Не останавливайся на них, даже не размышляй о них: они исполнены яда и приносят плод смерти. Не заблуждай и в познании вещей будущих. Если здесь посеешь, там пожнешь. По окончании здешнего поприща никому не успеть ни в чем. Для Бога не трудно создать душу человека вместе с его телом. В рассуждении же небесных чинов Св. Писание заграждает уста всякому человеку, когда говорит: Рече и быша; повеле и создашася. Постави я в век и в век века ( Псал. 148:5–6 ). А что Бог поставил, то не изменяется. Ибо, по Писанию, в Нем нет изменения. Где ты нашел, чтобы рачение какого-нибудь Ангела содействовало к Его совершенству? Брат! здесь труд, там награда; здесь подвиг, там венцы. Брат! если хочешь спастись, не вдавайся в такие мудрования. Свидетельствую тебе пред Отцом и Сыном и Духом Святым, что ты упал в бездну дьявола и в крайнюю погибель. Отстань от них и последуй Отцам. Стяжи себе смирение, послушание, слезы, подвижничество, нищету, смиренномудрие и подобные сим совершенства, какие находишь в словах их и в жизни. Сотвори плоды достойные покаяния; не смотри на меня говорящего, а не делающего, но молись, чтобы и я пришел когда-нибудь в познание истины, во славу святой и единосущной и животворящей Троицы во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Остатки языческих суеверий, преследуемых не только Самуилом, но и Саулом, и, однако, не совсем истребленных, видеть можно в самом Сауле и волшебнице Аендорской. Поскольку искусство её с одной стороны превышает обыкновенный обман, а с другой невероятно, чтобы Сам Бог через Самуила стал утверждать Саула в его заблуждении, то надобно заключить, что в её волхвовании действовали тайные духовные силы, однако не светлые и небесные. Современность языческих народов Из Египетской истории к сим временам относят Хеопса, Хефрена, и Мицерина, из коих первому Геродот приписывает построение большой пирамиды, но без достоверности. Царствование их полагают между разорением Трои и построением храма Соломонова. Из Сирийских владельцев сильнейший есть Адраазар, современник Давида. Финикия процветает при Абибале и Хираме. У Афинян правление Архоитов под покровительством Юпитера представляет некоторое подобие теократии еврейской. Еолийское поселение соответствует началу, а Ионийское окончанию нашего периода. Свидетельство язычника о еврейской истории сего периода О важнейших сего периода происшествиях Евсевий 529 предоставляет свидетельство из Евполема, в котором, однако, есть некоторые погрешности. Сей писатель Давида почитает сыном Саула, а из Нафана Пророка делает Ангела Дианафана. 434 Оно должно было предохранить Самуила от страха нечаянного явления, а Илия устыдить, поскольку ему по самому званию надлежало быть ближе прочих к Богу, и возбудить его внимание, ибо до него касалось откровение. 436 Если верить Иосифу, Самуил имел в сие время не более двенадцати лет, но другие догадываются, что сие случилось перед самою смертью Илия. Ст. 3. Истину должно искать в середине, так, чтобы дать место, с одной стороны, предыдущему пророчеству неизвестного мужа, II, 27, и оскудению откровения, III, 1, а с другой – последующей славе Самуила ст. 21. 439 Посему должно ли почитать его священником? Иероним не соглашается и приводит псалом, в котором он отделяется от священников и полагается в призывающих имя Божие. Псал. XCVIII, 6; впрочем, он имел право совершить жертву как Пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010