1:5); то как безрассудны те, которым говорится вместе с коринфянами: «без нас воцаристеся, и о дабы воцарилися есте, да и мы быхом с вами царствовали» (1 Кор. 4:8)! Конечно, если бы они не испытывали угрызений своей совести, то должны были бы подражать Павлу, который говорит: «кто соблазняется, и аз не разжизаюся?» (2 Кор. 11:29), и беспокоиться о всех и, как любящие самих себя и желающие царствовать, не желали бы страданий другим, подобно тому, кто желает порабощения своего отечества и разрушения города для того, чтобы ему одному пользоваться дружбою победителей. Мы обыкновенно при бедствиях и злоключениях говорим: „о если бы я мог оставить тело и освободиться от бедствий века сего“! не зная того, что пока мы живем в этой плоти, мы имеем возможность покаяться, а если оставим ее, то услышим слова пророка: «во аде же кто исповестся Тебе» (Псал. 6:6)? Это та мирская печаль, приводящая к смерти, погибнуть от которой апостол не желает блудодействовавшему с женою отца (1 Кор. гл. 5); от нея погиб и несчастный Туда, который, будучи поглощен чрезмерною печалью, соединил с предательством человекоубийство, и человекоубийство, худшее из всех человекоубийств, так что, где он думал найти исцеление, считая смерть чрез повешение окончанием зол, там нашел льва, и медведя и змею. Эти слова, как мне кажется, означают или различные наказания, или самого диавола, который справедливо называется и львом, и медведем и змеею. И когда мы будем думать, что мы внимаем словам Исаии: «идите, людие мои, внидите в храмину вашу, затворите двери, укрыйтеся мало, дондеже мимоидет гнев Господен» (Исаии 26, 20), и что как бы находимся в доме своем, как бы покоимся в преисподней; тогда ужалит нас змея, которая в настоящем месте называется «nahas», а в книге Иова левиафаном. Подробные сведения о природе ее и о [внушаемом ею] великом ужасе мы получаем из самой книги. Мрак и тьма, противоположные свету и сиянию, означают различные роды наказаний. Ам.5:21—22. Я возненавидел и отверг праздники ваши и не буду обонять запаха [жертв] в собраниях ваших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К сему блаженный Даниил, открывая остальную часть сна, присовокупляет: . Дан.2:34 . Видел еси Дóндеже отторжеся камень от горы без рук, и удари тело в нозе железны, и скудельны, и истини их до конца. Тогда сотрошася железо, скудель, медь, сребро и злато: и бысть яко прах, от гумна летня: и взять я премногий ветр, и место не обретеся им, и камень поразивый тело бысть гора велика, и наполни всю землю Таково окончание сна. Истолкование же надлежит начать нам снизу. Посему спросим сперва: кто, наименованный камнем, и являющийся в начале малым, в последствии оказался весьма великим, и покрыл собою вселенную? Посему послушаем, что говорит Сам Бог устами Пророка Исаии: «се полагаю» в Сион «камень многоценен, краеуголен, честен, избран, во основание ему, и всяк веруяй в он непостыдится» ( Ис. 28, 16 ). Послушем, что предвозвещает и взывает, блаженный Давид: «камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» ( Псал. 117, 22 ). Сие же свидетельство представил Иудеям и Сам Владыка Христос в священном Евангелии, говоря: «несте ли чли? камень, его же не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сие, и есть дивно во очию вашею» ( Матф. 21, 42 ). И блаженный Петр в речи своей Иудеям, приводя пророчество Господне, говорит: «сей есть камень укоренный от вас зиждущих, бывый во главу угла» ( Деян. 4, 11 ). И блаженный Павел говорит: «наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу» ( Ефес. 2, 20 ); и в другом месте: «основания никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос » ( 1Кор. 3. 11 ); и еще: «пияху от, духовнаго камене, камень же бе Христос» ( 1Кор.10,3 ). Итак из ветхого и нового завета узнаем, что камнем наименован Господь наш Иисус Христос . Ибо Он «отсечеся от горы без рук», родившись от Девы без общения брачного. Божественное же писание нередко сверхъестественное рождение называет сечением из камня. Исаия, напоминая Иудеям о сверхъестественном рождении от Авраама, сказал: «воззрите на твердый камень, из негоже изсечени бысте» ( Ис. 51, 1 ). Посему род Давидов есть гора, и Христос по человечеству – камень, отсекшийся не по закону естества. Он, древле представляясь малым, по причине естества, в какое облекся, внезапно оказался весьма великою горою, наполнив целую вселенную; потому что «наполнися вся земля ведения Господня, яко вода многа покры море» ( Ис.11, 9 ). Он ударит «тело в нозе скуделны и железны», то есть, положит конец последнему царству, сделает, что оно исчезнет, уничтожится; потому что за сим царством не последует преемственно другого царства, но Господь откроет свое царство, и соделает оное для всех явным. Всех же оных царей и самая память исчезнет, подобно праху, поднимающемуся с гумна и развеваемому ветром. Так Пророк, сказав царю весь сон, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Писания ( Быт.8:7; 28:15 . Псал.3:8 . Ис.46:4 . Мф.1:25 ), дондеже – не означает предела, далее которого не продолжалось бы действие, а напротив показывает или беспредельность, или неопределенность времени действия. Из многих возьмем в рассмотрение одно такое изречение Св. Писания – Быт. гл. 8, ст. 7., где сказано, что Ной, при окончании потопа, по четыредесятих днех после того, как ковчег седе на горах Араратских, отверзе оконце ковчега, и посла врана, чтобы узнать, стекла ли вода, и исшед не возвратися, дóндеже изсяче вода от земли, а когда иссякла вода, очевидно, врану уже было поздно возвращаться в ковчег; ибо тогда, как вода иссякла, Ной открыл кровлю ковчега и со всеми навсегда вышел из него (ст. 17–20). Такое значение дондеже должно быть принято и в 4-м стихе 109-го Псалма. Из книги Пророка Исаии Пророк Исаия, которого называют Евангелистом между Пророками, с точностью очевидца изображая в особенности глубокое уничижение Христа Господня, возвышается иногда и к созерцанию Божеского величия в лице Его. Сии созерцания Божеского величия Пророк выражает кратко, но сильно и решительно. В 7-ой главе Исаия изрекает пророчество о чудесном рождении Мессии от Девы, с указанием на Божеское достоинство сего необычайного Сына, в наименовании Его Еммануилом. В 9-ой главе Пророк, как бы продолжая изображение Божественности Сына, имеющего воплотиться от Девы, называет Его прямо Богом крепким, Отцем вечности и другими именами, столь же выразительно свидетельствующими о Божественности лица Еммануила. 1) Самый образ зачатия и рождения Еммануила дает разуметь, что Пророк (в гл. 7. ст. 14.) представляет Мессию высшим всякого сына человеческого, так как рождение от Девы выше разума и законов естества человеческого. Се Дева (в подлин. Еврей. алма – сокровенная, чистая, целомудренная дева) во чреве зачнет, и родит Сына, – так говорил Пророк к народу иудейскому, для того, чтобы возвещением о таком знамении от Бога уверить народ в неизменном к нему благоволении Божием (ст. 14.). Потом произносит имя, которым нарекут сего Сына: и нарекут имя ему: Еммануил (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Ст.13. Лишь только Ангел кончил благовествовать, неожиданно для пастухов явилось к ним целое воинство Ангелов (ср. 3Цар. 22:19 . Псал. 102:21, 148:2 . Иис. Нав. 5:14 ), славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоваление. Эти слова славословия приличнее дополнить словом есть (στ), а не да будет (εστω), и понимать их как благоволение о том, что уже есть и совершается, а не как благожелание того, чего еще нет. Ενυστοις противополагается π γης ν νϑρποις и обозначает область бытия, где слава Богу возносится. Все славословие разделяется на три части и потому получает такой смысл: Рождество И. Христа есть величайшее дело Божие, составляющее предмет торжества и славословия в вышних, для высших духовно-разумных существ; оно приносит мир на землю, примерение неба и земли, Бога и человеков; в нем особенно проявил Бог свое любящее благоволение к людям. 95 Ст. 15–20. По окончании видения пастухи отправились видеть знамениеЮ которое указал им Ангел. И когда они нашли все так, как предсказал им Ангел. И когда они нашли все так, как предсказал им Ангел, то пересказали Иосифу и Марии все то, что возвестил им небесный вестник об их Младенце. При святом семействе находились в это время некоторые близкие люди (ст. 18). Эти, слушая речь пастухов, дивишася, Мария же сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем. А пастухи славили и хвалили Бога за все слышанное и виденное ими. 10. Обрезание и принесение Господа во храме. ( Лук. 2:21–40 ) Ст. 21–24. Как Сын народа незаконного, имевший искупить прежде всего этот народ, Господь с самого рождества Своего добровольно подчинялся богоучрежденному закону, чтобы потом, во время земной жизни Своей, вынести на Себе его иго, которого не могли носить евреи ( Гал. 4:4–5 ). Посему в восьмой день по рождении Он принял законное обрезание, при чем Ему дано было знаменательное имя Иисус, нареченное Ангелом еще до зачатия Его во чреве (1:31). В сороковой же день по рождении родители Его исполнили два закона: во-первых, закон об очищении матери, родившей младенца мужеского пола, чрез принесение жертвы всесожжения и жертвы за грех ( Лев. 12:2 и др.), и, во-вторых, закон о посвящении Богу первенцев или выкуп их пятью сиклями серебра ( Исх. 13:2,13 . Чис. 8:16, 17, 18:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Пс.67:26 .  Предвариша (других) князи (начальствующие) близ (в след) поющих. Князьями Божественный Давид называет Апостолов, как говорят Афанасий и Феодорит, согласно с сказанным: поставишь их князьями по всей земле ( Псал.44:17 ). Сии-то, говорит, Апостолы предупредили всех других, уверовавших из язычников, как первые они уверовали во Христа. Поющими называет пророков, как пророчествовавших о Христе с псалтирью и органами. Сих-то пророков державшиеся, или близ них то были Апостолы, неотступно последуя за ними и по времени и по проповеди. Посреде дев тимпанниц Апостолы, говорит, вслед за пророками явились с проповедью среди иудейских собраний, которые называются молодыми по несовершенству жизни их; держащими тимпаны, потому что с тимпанами и другими орудиями (в руке) пели Богу словом; по телесному служению в законе, так как из тела составляется и тимпан. Или Апостолы явились среди поместных церквей Христовых, которые называются молодыми по юности и непорочности веры, а держащими тимпаны – по умерщвлению ради Бога тела, так как и тимпан есть мертвое тело (1). (1) Феодорит молодых дев принимает за подвизающихся в девстве и приносящих Богу Божественное песнопение. Слова Афанасия: Молодыми (девами) называет души, которые силою Святого Духа делались крепкими. Дидима: Поющими должно назвать подвизающихся в деятельной жизни, а молодыми (девами) держащими тимпаны – души, умертвившие земные члены и мертвость Иисуса в теле своем носящие. Пс.67:27 .  В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых Сии слова, по словам Феодорита, предсказывают прекращение, или окончание законного Богослужения и предсказывают, или пророчествуют о множестве поместных Христовых церквей; ибо в древности у иудеев был только один храм. При том, по изъяснению Божественного Кирилла, говорится о том, что опять будут благословлять Господа из книг закона и пророков, ибо книги сии суть источники и родники народа израильского, источившие для них богопознание. Почему из сих источников и почерпали богоносные отцы сочиненные ими славословия Богу и песни новой благодати (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Служа пределом закону и прообразованиям, он вместе служит дверию к благодати и истине. Он может еще назваться средним и последним. Его начало – окончание закона; средина – соединение крайних точек, конец – откровение истины. «Кончина бо закона Христос» ( Рим. 10, 4 ), который, освобождая нас от письмени, возводит к духу. Здесь конец (закону): потому что Законодатель, совершив все, изменил письмена на дух и возглавил всяческая в Себе ( Ефес. 1, 10 ), оживляя закон благодатию: благодать приняла закон под свое владычество, а закон подчинился благодати, так что свойства закона и благодати не потерпели взаимнаго смешения, а только тяжкое, рабское и служебное (в законе), божественною силою переменилось на легкое и свободное (в благодати), чтобы мы, – как говорит апостол, – не были порабощены «стихиями мира» ( Гал. 4, 3 ) и не состояли под рабским игом письмени закона. Вот верх Христовых к нам благодеяний! Вот откровение тайны! Вот обожение восприятаго человечества – плод истощания Богочеловека. Конечно, светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом рождество Богородицы, а концом – соединение Слова с плотию, это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое. Чем менее оно постижимо, тем более открывается; и чем более открывается, тем менее постижимо. Поэтому настоящий Богоблагодатный день, первый в наших празднествах, являя свет девства и как бы сплетая венец из неувядаемых цветов духовнаго вертограда Писания, предлагает твари общую радость. Дерзайте, – говорит он, – се, праздник рождества (Девы) и обновление (человеческого) рода! Дева рождается, воспитывается, возрастает и готовится быть Материю Всецаря веков – Бога. Все это, при помощи Давида, делается для нас предметом духовного созерцания. Богоматерь открывает нам Своё Богодарованное рождество, а Давид указывает на блаженство (человеческаго) рода и дивное сродство Бога с человеками. О, чудо! Та становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти и делается Материю Создателя; а этот пророчествует о будущем, как о настоящем, и приемлет от Бога с клятвою славный обет продолжения и сохранения рода «от плода чрева своего» ( Псал. 131, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Слово архимандрита Вениамина (Лихоманова) при наречении во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии 20 августа 2010 г. 21:15 20 августа 2010 года, по окончании всенощного бдения в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря , Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения   архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии . Архимандрит Вениамин обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужащим архиереям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый Первосвятитель и отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри Церкви Христовой, благословите! Сегодня я, недостойный, призываюсь к служению архиерейскому, «к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Всем сердцем сознаю, что вместить этот подвиг и нести его до конца может только тот, кто обречет себя на «мученичество всей жизни», как называет служение пастырское святой Иоанн Златоуст, и кто, «не давая сна очима своима и веждома дремания» (Псал. 131:4), будет неустанно, по слову св. ап. Павла, «внимать себе и всему стаду» (Деян. 20:28). Поэтому сокрушаюсь сердцем и трепещу перед принятием великой благодати архиерейства в «скудельный сосуд» моей души. Всем сердцем я благодарен Богу за то, что Он, Милосердный Господь, призвал меня к высоте священнического служения, которое несу у древних святынь на Ростово-Ярославской земле вот уже 32 года. Основы святоотеческой веры я воспринял в семье от своих родителей. Будучи студентом Московского университета, имел счастье быть знакомым с митрополитом Алма-Атинским Иосифом (Черновым), отеческая любовь и забота которого покорили мое сердце и окончательно утвердили меня в намерении принять священный сан и посвятить свою жизнь служению Богу и Святой Церкви. Свидетельствую, что все епископы, с которыми я соприкасался в своей жизни, были носителями глубокой веры и преданности Церкви и народу, имели великий дар от Господа, дар «к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» (Еф. 4:12) и явились для меня той призмой, через которую я воспринимаю церковную жизнь. Но особым примером в моей жизни являетесь Вы, Ваше Святейшество, когда, взойдя на Московский Патриарший престол, Вы в полноте исполняете заповедь Спасителя, данную ученикам: «Шедше, научите вся языки» (Мф. 28:19). Вы идете и учите везде и всюду, и Ваши слова достигают умов и сердец многих людей. Ваше Святейшество! Выражаю Вам свою глубокую сыновнюю благодарность за то, что Вы обратили внимание и на меня недостойного и немощного, оказали доверие, и, по решению Вашему и Священного Синода, мне определено быть епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/1251258.ht...

Здесь, забыв все его окружающее, он и сердцем и душою возносится горе и от преизбытка сердечных чувствований не находит слов к изъявлению своей благодарности. Сердце его в полной мере чувствует все величие благодеяний, излиянных на него Отцем небесным, но в то же время сознает свою слабость и бессилие для равносильного выражения оных пред лицем Благодетеля. Он весь исполняется любовию, весь сгарает и истаявает в чувстве преданности и покорности к Виновнику своего спасения. И тогда, как заблудшие сыны века сего, обольщаемые суетою мира, увлекаемые и развлекаемые прелестию и разнообразием земных наслаждений и радостей, или подавляемые тяжестию забот и попечений житейских и нужд нескончаемых, ожидают только скорейшего окончания богослужения, – он желал бы навсегда оставаться при нем; безъисходно хотел бы пребывать в благолепных, несмотря даже на внешнюю скудость и недостатки их, селениях Вышнего: душа его, подобно душе пророкоцарственного Давида, желает и скончавается во дворы Господни ( Псал. 83:2 ). Вот торжество истинно христианское, и вот радость подлинно о Господе! Тогда как тлеющие в похотех прелестных ( Еф. 4:22 ) рабы тления и суеты непосредственно по выходе из храма, спешат отягчить сердца свои невоздержанием в пище и питии, или беседами и поступками, недостойными не только слуха и взора ангельского, а тем более Божия, (хотя чрез смерть и воскресение Христово они вступили в общение с Богом и Ангелами, а в крещении дали обет, неотлучно и неизменно пребывать в оном), – но и терпеливого взгляда благонамеренных из язычников, – истинный сын св. Церкви исходит из храма для разделения любви своей с ближними. Он охотно уделяет неимущим от избытков своих, которыми Господь наградил его. Он всех прибегающих к Нему успокоивает, всех по силе своей утешает и милует. А дабы довершить в светлые дни сии радость свою и увеличить торжество других, истинный христианин тщательно удаляет все случаи, которые могли бы возбудить или питать враждебное чувство в сердце другого, и особенно, помня наставление матери Церкви, ныне песненно в слух всех возглашаемое: простим вся воскресениемûСтихир. Пасх., он от всего сердца прощает все обиды, когда-либо и кем-либо ему нанесенные. Словом, истинный христианин, очистив чувствия свои от всякого праха злобы и лукавства, и при свете воскресения Христова узрев все безмерное обилие благости и милости к нам Божией, ныне, только хвалит и поет с Церковию песнь Богу Избавителю своему; только милует и благотворит, только прощает и разрешает. Так, возлюбленные братия, истинный христианин празднует Пасху Господню! Так и все мы должны праздновать оную, если не хотим лишиться ни единого из даров благодати, принесенных на землю воскресшим Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Самая вера наша, которою мы, в связи с добрыми делами, оправдываемся пред Богом, дается чрез слово Божие. «Вера от слуха, слух же глаголом Божиим», говорит апостол ( Римл. 10, 17 ). Св. Амвросий медиоланский говорит: «слово Божие для нас все: и врачевство, и свет, и вода, омывающая наши скверны, и источник всех наших благ» (Бесед. на Псал. 36, 37 ). Поэтому мы должны твердо помнить уроки, данные нам в проповеди и навсегда прилагать их к жизни. Какой, после этого, слушатели, тяжкий грех принимают на душу свою те, которые пред проповедию, или во время проповеди выходят из церкви! «Отметаяйся вас», говорит Господь св. апостолам, «Мене отметается» ( Лук. 10, 16 ). Не желая слушать церковной проповеди, мы, все равно, не желаем слушать как бы Самого Иисуса Христа. Но посмотрите, какое страшное наказание Господь произнес на тех, которые не будут слушать св. апостолов, а в лице их и всех проповедников. «Содомляном в ден той», то есть в день страшного суда, «отраднее будет, неже граду тому» ( Лук. 10, 12 ). Видите: тех, которые не хотят слушать проповеди, Господь сравнивает с самыми ожесточенными, отверженными грешниками. Постановление 4 карфагенского собора говорит: «тот, кто выйдет из церкви во время произнесения пресвитерского слова, да будет отлучен». В самом деле: не кощунство ли это, – как только вынесут аналой для церковной проповеди, – уйти из церкви! Св. церковь предлагает нам свои наставления и поучения, а мы бежим от нея! Не глумление ли это над православною церковию! Это тяжкий грех, это несносно, это нестерпимо, это крайне соблазнительно. Возьмите себе простой пример. Для нас обидно бывает, когда другие, слушая наш разговор, уходят от нас, не дослушая его. Не прогневляем ли Господа Иисуса Христа, когда мы, не выслушав слово Его, уходим от Него из храма. И каждому хозяину оскорбительно, когда кто-нибудь преждевременно уходит из дома его. Не оскорбительно ли Господу И. Христу, когда мы преждевременно уходим из дома Божия? Бог невидимо наказывает тех, которые уходят из храма Божия до окончания службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но заповедь любви к ближним также легко и часто нарушается: не нужно ли отменить и ее?! г) «В семье, говорят, есть здоровые и больные, а они должны вместе разделять трапезу.» Но это не возражение! 3. Достоинство и цель поста. а) Пост располагает к послушанию и смирению. «Изнурял постом душу мою» (Псал. 34:13). б) Пост укрощает плоть и укрепляет свободную волю. «Он умерщвляет все волнения плоти и притупляет жало греховной похоти.» «Христиане постятся для того, чтобы обуздать тело свое и возвысить дух.» в) Пост дает средства к благотворительности. «Кто надлежащим образом постится, тот разделяет свое пропитание с алчущими.» г) Пост возбуждает и поддерживает чувство покаяния и сокрушения о грехах. «Невозможно, чтобы огонь горел в воде, невозможно и покаяние без поста.» Необходимость поста « Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры .» С окончанием настоящего дня Святая Церковь вводит нас в дни Великого Поста. Пост во все времена христианства составлял и составляет непременную обязанность всех христиан. «Нет города и деревни, писал еще святой Василий Великий , где бы не постились.» Для чего же нужно поститься? 1. Пост необходим для обуздания плоти и чувственных похотей. «Если вас спросят: для чего вы поститесь и мучите себя? отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздой, необходимо усмирять голодом и жаждой.» Наша греховная плоть воюет в членах наших и влечет нас ко злу. Что лучше поста может укротить плотские страсти? Как елей смягчает мускулы тела, так пост утишает греховную похоть. 2. Пост необходим для укрепления нашей слабой воли и наших нравственных сил. Кто не может отказать себе в какой-нибудь пище, в каком-нибудь питье, тот слаб, у того нет духовных сил, тем совершенно владеет чувственность. Кто не может отказать себе ни в чем, чего желает и чем может удовлетворить себя, у того нет господства над чувственностью, тот часто даже не думает, что у него есть какая-нибудь нравственная сила, тот не противится и не решается противиться никакому искушению, потому что он всегда живет в «похотях» плоти, « исполняя желания плоти и помыслов » (Ефес. 2:3).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010