Как всё вначале на земле и на небе – видимое и невидимое – благим словом Божиим сотворено и утверждено, так всё и ныне тем же благим словом Божиим сохраняется и поддерживается. Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их, говорит пророк; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий ( Пс.126:1 ); упование не посрамит, свидетельствует Апостол ( Рим.5:5 ); на Тя уповаша отцы наши, ссылается на своих предков пророк, уповаша, и не постыдешася ( Пс.21:5–6 ); милость же Господня, говорит тот же пророк, от века и до века на боящихся Его, ( Пс.102:11 ). А если она вечно и неотступно при них, то, конечно, они тверды и безопасны и непоколебимы, как непоколебим и неизменен Сам Бог, их милующий: не яко человек Бог колеблется, открывает нам Писание, ниже яко сын человеческий изменяется ( Числ.23:19 ). Но у пророка к сему, так сказать, троегранному основанию примыкает, как бы в виде контрфорса, ещё нечто особенное, а именно радость с лицем или пред лицем Господним: возвеселиши его, сказано, радостию с лицем Твоим. Что же это за радость? Откуда она происходит и из чего слагается? Она проистекает из благословения Божия, как из своего природного источника, а потому непосредственно за ним здесь и поставлена: даси ему, сказано, благословение Твое, и потом: возвеселиши его радостию с лицем Твоим; слагается же она, с одной стороны, из живого сознания и отрадно-утешительного ощущения особенной близости и благоволения к нам Божия, в Его благоплодном и многодейственном благословении выражаемых, а с другой – в сильном и твёрдом убеждении, что всё, что есть в нас доброго или приходит к нам отвне, всецело исходит от Бога, и к Богу же, посредством чувства благодарности и благотворения, должно быть возвращено, и что ничего нам ни в словах, ни в делах ни в намерениях, ни в предприятиях, сколь бы они ни казались нам от нас единственно зависящими, не должно приписывать самим себе – своему уму и знанию, своей силе и достоинству, своему искусству или опытности, а всё должно относить к Богу, как единому виновнику всякого блага и совершенства, всякой истины и красоты, всего полезного и справедливого, всего изящного и высокого, для того-то к слову радость и прибавлено здесь выражение: с лицем Твоим, ибо всякая радость, не пред лицем Господним, но позади Его, или вдалеке от Него возникающая и приемлемая, недостойна имени радости, так как носит внутри себя обильное и плодовитое семя бед и скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Молитвы совершайте вы утром и в третьем часу, и в шестом, и в девятом, и вечером, и при пении петухов: утром, благодаря, что Господь осветил вас, преведши ночь и наведши день; в третьем часу – потому что тогда Господь принял осуждение от Пилата; в шестом – потому что тогда Он распят; в девятом – потому что, когда распинали Владыку, всё поколебалось, трепеща дерзости нечестивых иудеев, не вынося поругания Господа; вечером – благодаря, что Он дал нам ночь для упокоения от дневных трудов; при пении же петухов – потому что это время благовествует приход дня для делания дел света 123 . В памятнике упомянуто в общей сложности шесть богослужений суточного круга. Подробно изложен порядок совершения вечерни: Когда настанет вечер, ты, епископ, собери церковь , и после того как скажут светильный псалом 124 , диакон пусть возгласит об оглашенных и обуреваемых и просвещаемых и кающихся… А по отпусте их 125 диакон пусть скажет: «Елицы вернии, Господу помолимся». И, возгласив содержащееся в первой молитве, пусть скажет: «Спаси и востави ны, Боже, Христом Твоим. Воставше, милостей Господа и щедрот Его просим. Ангела иже на мир, добрых и полезных, христианских концев, вечера и нощи мирныя и безгрешныя, и всего времене живота нашего неосужденна просим. Сами себе и друг друга живому Богу Христом Его предадим» 126 . Термин «оглашенные» (греч. κατηχομενοι) еще не раз встретится нам в этой книге. Он указывает на лиц, которые готовятся к принятию крещения, но еще не приняли его. Уже в апостольские времена крещению предшествовало оглашение – научение истинам веры. «Апостольское предание», приписываемое Ипполиту Римскому , свидетельствует о том, что в III веке оглашение продолжалось в течение длительного времени, причем оглашаемые не только посещали катехизические беседы, но и должны были засвидетельствовать свое соответствие христианским нравственным нормам 127 . В рассматриваемом тексте из «Апостольских постановлений» оглашенные присутствуют на Литургии до определенного момента, после которого удаляются. Это соответствует древней практике деления Литургии на две части: ту, на которой могут присутствовать оглашенные, и ту, на которой присутствуют только верные (крещеные), готовящиеся принять святое причастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Очи мои истаяли ( ожидая ) спасения Твоего и слова правды Твоей» ( Пс.118:123 ). Опять здесь словом называете обещание. Постоянно, говорит, я думаю о Твоем спасении и жду исполнения Твоего обещания. Сказал: истаивают очи мои, показывая напряженность ожидания. Это и выше он показал словами: «истаевает душа моя (ожидая) спасения Твоего» ( Пс.118:81 ). Какое же спа­сение? То, о котором Симеон, держа в объятиях Господа, говорил: «видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов» ( Лк.2:30–31 ). Итак, пророк молится, чтобы спасение его вместе со всем родом человеческим совершилось скорее. А слова: «истаевает душа моя» не иное что означают, как напряженное жела­ние. «Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей и оправданиям Твоим научи меня» ( Пс.118:124 ). Стоявший на верху добродетели просит о ми­лости и умоляет о спасении; он не требует награды, но обращается к человеколюбию. И хотя он преуспевал в добродетелях, однако просит себе милости Божией. Так и мы, братие, если и сделаем какое добро, будем просить Бога содействовать нам и спасти нас Своею милостью. " Я – раб Твой: научи меня, и у знаю откровения Твои» ( Пс.118:125 ). По природе все люди рабы Божии, по расположению же – только те, которые искренно принимают владычество Божие. Пророк называет себя рабом во втором смысле и просит о том, чтобы удостоиться разума для познания откровений Божиих. " Время действовать Господу: уничтожили закон Твой» ( Пс.118:126 ). Господь, всем управляю­щий мерою и весом, очень долго сносит грехи людей; когда же уви­дит, что порок от долготерпения умножается, тогда посылает на­казание. Об этом именно и говорит здесь пророк: время восстать Тебе, о, Владыка, на защиту обижаемых: враги слишком уже по­прали закон Твой. И апостол Павел говорит о времени прише­ствия Господа нашего: «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор.6:2 ). Тогда и для иудеев было время уверовать, но они сделали противное: не поверили и отвергли евангелие. Вот что значит: «уничтожили закон Твой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

После путешествия и странствований Иероним, доселе ненаходивший для, себя мирного и невозмутимого пристанища, остановился наконец, как мы уже сказали, на том месте, откуда явился некогда мир для целого рода человеческого. Бедное, небольшое селение Вифлеема, доставившее ему спокойно убежище, казалось ему величественнее древней столицы мира со всеми вековыми памятниками ее славы. «Где те великолепные портики, – говорил он, сравнивая спокойствие и тишину Вифлеема с богатством и шумом Рима, – где раззолоченные потолки? где чертоги, сооруженные трудами несчастных и облитые потом осужденных страдальцев? где палаты частных людей, осыпанные пышностью, в которых малоценное тело человеческое ходит по коврам драгоценным, и в которых искусство хотело бы приковать зрение к сводам, как будто может что-нибудь существовать прекраснее свода небес в храме мироздания .... А в Вифлееме, селении Христовом, все просто, безмятежно; глубокое молчание прерывают разве священные гимны. Пуда ни обратишься: там земледелец, держась за плуг, поет аллилуйя ; здесь жнец, покрытый потом, облегчает свой труд песнопением; и виноградарь, подчищая лозы, напевает какой-нибудь псалом Давидов. Вот какие здесь гимны и любимые песни 121 ! В сем-то безмятежном селении, на западной стороне его, Иероним устроил для себя тесную и убогую келлию 122 , занимавшую столько пространства, сколько требовалось для того чтоб поместиться нескольким книгам и их усердному любителю. Он начал жить, как сам же выражался, с самим собою, испытывать свою душу, оплакивать грехи юности 123 и приготовляться ко дню страшного суда Христова 124 . Безмолвное уединение казалось для него раем, а всякий город, с его шумным волнением жизни, казался ему темницей 125 . Он не имел ничего и не хотел иметь что-либо 126 . Довольствовался одеждою самою бедною, пищею самою скудною и такую строгость соблюдал до самой смерти 127 . При строгой жизни отшельника, Иероним и здесь, как и в пустыне халцидской, духовные подвиги начал прерывать занятиями учеными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

После «Слава» – «Помяни нас, Господи...», «И ныне» – «Помяни нас, Господи...». Затем – «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (великий поклон), «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем» (великий поклон), «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем» (великий поклон). Чтец: «Лик небесный...», «Слава» – «Лик святых Ангел и Архангел...», «И ныне» – «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш» (без Трисвятого), кондак дня и храма 124 (где храм Христов, там сначала кондак храма, затем – дня и святого рядового), «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан непостыдное...» (в храме Богородицы на «И ныне» – кондак храма), «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним...». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, ущедри ны...» и молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами 125 . Если не совершается литургия Преждеосвященных Даров, то после молитвы св. Ефрема Сирина сразу начинается вечерня чтением: «Приидите, поклонимся» (3). Если же полагается литургия Преждеосвященных Даров, то после молитвы св. Ефрема Сирина читается Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12) и молитва: «Всесвятая Троица...». Священник – «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» (до «Честнейшую...»). Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую херувим...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (3), благослови». Священник творит полный отпуст. Вечерня Вседневная вечерня, отправляемая в понедельник, вторник и четверг св. Четыредесятницы, не имеет начального возгласа. После изобразительных и молитвы св. Ефрема Сирина чтец читает: «Приидите, поклонимся...» (3) и псалом 103-й: «Благослови, душе моя, Господа...». (В это время иерей в епитрахили и фелони тайно читает обычные вечерние молитвы перед царскими вратами.) По прочтении псалма – «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), священнослужитель произносит великую ектению. После возгласа: «Яко подобает...» – хор: «Аминь», и тотчас чтец начинает читать 18-ю кафизму: «Ко Господу внегда скорбети ми...» (с обычным делением на три «Славы»), Например, после псалмов чтец произносит: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Хор поет: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». «Аллилуиа» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Чтец: «И ныне, и присно...». Такая же концовка бывает и после второй «Славы». После кафизмы чтец произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды) 126 . Далее – малая ектения, возглас: «Яко Твои держава...», и хор поет «Господи, воззвах...» и стихиры на б Триоди (со стиха: «Аще беззаконие назриши, Господи...»), Триоди – 3 и Минеи – З 127 . «Слава» – стихира из Минеи, если есть, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы». Если «Славы» святого нет, то на «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу стихир святого, а во вторник (вечером) и в четверг (вечером) – Крестобогородичен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

При чтении сих молитв, во многих местах над главою жениха и невесты держат брачное покрывало, как эмблемму супружеского их целомудрия. После сего, вовремя причащения, священник приобщает и новобрачных. Далее, после отпуста обедни, читает над ними молитву благословения, и потом, сделавши им увещивание о хранении взаимной верности и любви и о пребываны в страхе Божием, окропляет их св. водою. В некоторых местах на западе положено благословение для жены после первого брака. Оно состоит из чтения 66-го и 127-го псалма, молитвы Господней со стихами, двух приличных молитв, благословения, окропления св. водою и вкушения благословенного вина. 5) О второстепенных священодействиях или обрядах 1) Об освящениях и благословениях а) Заложение храма Обряд заложения храма, по римскому чину, начинается обычным водоосвящением, после которого епископ, при пении антифона, 83 псалма и малого славословия, окропляет св. водою то место, где накануне водружен деревянный крест 98 , а потом просить Бога посетить это место своею милостию и очистить его от всякие скверны. Далее благословляет первоначальный камень и для сего читает над ним три молитвы со стихами, окропляет его св. водою, и ножом вырезывает на нем три креста с призыванием Пресв. Троицы. В след за сим возглашается великая литания, а потом, после пения антифона, 126 псалма и малого славословия, Архиерей кладет в основание, с приличною молитвою, первый камень и окропляет его св. водою, а каменщик замазывает его известью, между тем, как певчие поют 50 псалом с малым славословием. После сего Архиерей, при пении антифона и 66 псалма с малым славословием, кропит первую треть фундамента св. водою, и потом остановившись читает коленопреклонную молитву о споспешествовании Божием его действиям; далее, при пении другого антифона, кропит св. водою вторую треть фундамента, и по окончании сего молит Бога о благословении и освящении избранного места, наконец, при пении третьего антифона и 121 псалма с малым славословием, кропит св. водою последнюю треть Фундамента, и возвратившись к тому месту, где заложен первый камень, молится с коленопреклонением о содействии Божием к довершению здания. За сим поется гимн Св. Духу, и читается молитва о наитии Св. Духа на будущий храм и о ниспослании благодеяний Божих всем молящимся в нем. Богослужение оканчивается торжественным благословением и объявлением индульгенций. После сего Архиерей может служить на сем месте обедню в честь того Святого, во имя которого положено основание храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Ради малого сего стыда, который мы переживаем сегодня перед одним нестрогим и благоговейным человеком, получившим от Духа власть вязать и решить 114 , по милости Божией избегнем нестерпимого того постыжения. Потому что невозможно обрести отпущения ни одного из всех [грехов] иначе, как через их открытие. Ибо Церковь не случайно приняла на себя совершать этот труд, но исходя из наставлений и примеров Ветхого и Нового [Заветов]. Сказал: исповедуюсь, говорит [Давид], Господу в беззаконии моем, и Ты простил нечестие сердца моего 115 ; я смирился, и спас меня Господь 116 ; скажи ты сначала беззакония свои, чтобы оправдаться 117 ; исповедайте друг другу согрешения 118 . Об этом и в Законе предписано, чтобы согрешающие принимались исповеданием через священника и очищались жертвами сообразно прегрешениям 119 . И Давид преподал пример, раскаявшись в убийстве и прелюбодеянии, пролив слезы и исповедавшись перед Нафаном, а также сочинив покаянный псалом 120 , призывающий милость Божию. И Манассия, покаянием оправдавшийся и спасшийся 121 , явился столпом покаяния. И предтеча Спасителя блаженный Креститель настаивал на исповедании и покаянии, взывая ко всем: покайтесь 122 , и крестя приходящих к нему и исповедующих грехи свои, как написано 123 . Прежде же всего Господь, Который и апостолам Своим это передал, чтобы они совершали покаяние, словами проповедовал: покайтесь 124 , делами же принимал исповедание – сперва от Петра, когда тот сказал Ему: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный 125 , и Господь ответил: не бойся, отныне будешь ловить человеков 126 , и от Матфея мытаря и Закхея, когда они открыли свои хищения и неправды, и Он принял их, и ел с ними, и сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию 127 . И блудниц, пришедших с покаянием, Он принял 128 , и взятую в прелюбодеянии 129 . Разбойника, исповедавшего свои [грехи] на кресте 130 , и Петра, отрекшегося и в покаянии пролившего слезы, принял и показал первым из учеников 131 ; также и Павла, прежде гонителя, который не только обвиняет себя пред всеми в том, что совершил до крещения, говоря, что я прежде был хулитель и гонитель и обидчик 132 , но и о том, что было с ним после [крещения], смиренно говорит: Христос пришел спасти грешников, из которых я первый 133 , и я недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Св. Макарий Великий. О свободе ума 22: PC 34, 956D–957A. 116 Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 2: PG 3, 329AC. 117 Из приписываемого св. Василию Великому сочинения «Аскетические установления» II 1: PG 31, 1340A. 118 Св. Григорий Богослов. Слово 21, 2: PG 35, 1084D. 119 Св. Макарий Великий. О свободе ума 21: PG 34, 956. 120 Св. Василий Великий. Беседа на псалом 14, 3: К молодым людям о чтении языческих книг 2: PG 31, 565–566. 121 «Главы практические» Евагрия, откуда заимствована с некоторыми изменениями эта мысль, долгое время приписывались Максиму Исповеднику. Они есть по–гречески в книге: С. Л. Епифанович. Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника. Киев, 1917, с. 58. 122 Уже Ориген толковал сравнение глаз возлюбленной в «Песне песней» (1, 14) с голубями (по–гречески это слово имеет женский род) как образ присутствия Святого Духа: «А что ее глаза сравниваются с голубями, то это потому, что она понимает Священное Писание уже не буквально, но духовно… ведь голубь есть указание на Святого Духа» (Ориген. Толкование на Песню песней 3: PG 13, 145D; ср. Беседа 2–я на Песню песней: Sources chretiennes, 37. Paris, 1953, p. 87 — в дальнейшем эта серия будет обозначаться заглавными буквами: SC с указанием тома и страницы). «Глаза твои — голуби», — пишет в комментарии на Песню песней Феодорит Киррский (I 15; II 10), — «это значит духовные, потому что Дух посетил невесту и вселился в нее в облике голубя» (PG 81, 28 слл.). 123 См. Беседы на Екклесиаста 4: PG 44, 684; Беседы на Песню песней 4; 7: PG 34, 833CD; 920ВС. 124 О божественных именах I 5; PG 3, 593С. 125 Прп. Исаак Сирин. Письмо 4–е: Θεοτοκις, 576=Σπετσιερη, 393. 126 «Претерпение незнания», или «непознающее состояние» (το πασχειν αγνωστως) — это терпеливое воздержание от работы рассудка, превращение ума в открытую готовность встретить Бога, перенесение «недоумения» (амехании). 127 Письмо 5: PG 3, 1073A. 128 Ср. «наития» и «принятия» света у св. Дионисия Ареопагита, о которых ниже I 3, 25. 129

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

священник Андрей 22 декабря 2018, 13:06 Не откажешь сегодняшней Украинской элите в умении виртуозно продавать не своё и способности получить при этом личную выгоду. Но сейчас налицо в религиозной жизни конфликт интересов. Дальнейшая распродажа церковного суверенитета грозит оставить не у дел ее активистов. И лучше всех это понимает господин Денисенко. Остаётся только одно — покаяться! Наталия Ростова 22 декабря 2018, 09:43 Ни для кого из нас не секрет,что простым людям в Украине окончательно заморочили головы. В их СМИ идет постоянная информация о " российских агрессорах " . О том, что мы, россияне, их ненавидим и хотим стереть с лица Земли. У меня вопрос, по этому поводу...Простой, верующий украинец, который совсем запутался в этих " автокефалиях " и хочет просто ходить в храм и Богу молиться. Будет отвечать перед Господом, за то что ему мозги заканифолили? 21 декабря 2018, 19:03 Меня тоже поразило и испугало лицо митр. Эммануила. " Господи, спаси и сохрани своих " . Елена 21 декабря 2018, 15:23 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.Они обрадовались и согласились дать ему денег;и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.Лк 21,3-5 К сожалению,этот " собор " предал Христа и народ,вовлекая простых людей вне спасении душ...Причем предал намного раньше,чем был совершен.Дай Боже в этом покаяние и вразумление...Спаси Господи и помилуй Украину и Дай Боже не искуситься,а идти с Христом доконца.Да УкрепитБог в истинной вере Церковь Украины с ее народом и нами!С нами Бог!Дай Боже,чтобы все эти расколы и ереси побыстрее прошли,а истинная Ц Х укрепилась! Михаил 21 декабря 2018, 14:53 Благодарю за статью, Тарас! " Если Господь не созиждет дома, напрасно трудится строитель; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж " (Псалом 126:1-5 ) " И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками " (Деян 5:33-39).

http://pravoslavie.ru/118047.html

Так, в шестом слове Даниила в приводимых им толкованиях на XI псалом сделаны следующие отступления от толковой псалтири Максима: первыя два толкования – Афанасиево и Апполинариево пропущены, равно как пропущено второе толкование Исихия, находящееся на самом конце у Максима толкование Апполинария также опущено, и на его место поставлено толкование того же Аполинария, но только то, которые было пропущено в начале, и это последнее толкование помещено не в целом его виде, но из него взят один только незначительный отрывок. Последним у Даниила помещено краткое толкование Феодора, вовсе не находящееся в данном месте у Максима, и с этой стороны вполне аналогично с тем явлением, какое замечается в расположении толкований на 4 ст. XXII псалма. 943 л. 96. Подлинное свидетельство Петра Дамаскина находится у Никифора, архиер. Словенского и Херсонского в его ответах на вопросы старообрядцев, изд. 4, М. 1839. 126–128. А славянский перевод находится в Добротолюбии, 642. Некоторые сведения о Петре Дамаскине и его творениях можно получить в Братском слове, год 2, 1876, кн. III, 195–199. 945 л. 113. Подлинное свидетельство. Migne, Patrol, curs compl. ser. graec. tom XXVIII, I. Athanasii Alexandrini tom. IV. Ad. Antiochum ducem Quaestiones. Quaestion. XXXVII p. 617–620. 947 л. 111–112. Свидетельство подлинное. Migne, Patrol.curs. complet, ser. graec. tom. XCIV, S. I. Damascen. tom. I Expositio fidei ortodoxae. lib. IV. Cap. XII: περ τος προσκενεν πρς νατολς. pag. 1133–1136. Перевод процитованного свидетельства правильный за исключением одного важного отступления. Св. отец как одно из оснований, почему христиане в своих молитвах обращаются на восток, указывает, по чтению Даниила, на то, что «в именитей церкви Соломони господина Творца на восток зряху», тогда как в подлиннике вместо слов господина Творца находится слово πλη το Kυpoυ т. е. ворота Господни которые во храме Соломоновом, по словам Даниила, были обращены на восток. 949 л. 112–113. Цитата подлинная. Migne, Patrol, curs. complet.ser. graec. tom XCIV. S. Damasceni tom. I. Expositio fidei ortodoxae, liber IV, cap. XVI: περ ενων pag. 1173–1174. 954 Рукоп. Москов. Духов. Акад. 181, 564. Волоколам. Сборник XVI в., л. 74–75. Послание Леонида, еп. Рязанского к царю Федору Ивановичу. Летописи русской литературы в древн, изд. Тихонравовым том V, отд., III стр. 142–143. Акты истор. т. I, 216. 411. Строев Списки иерархов 415. 1034. 1035. Опись книг Волоколамского монастыря. Чтен. в общ. Истор. и древн. 1847 г. 7. 957 Стоглав, глава 75. 230–232. 302–303. Летописи русской литературы Тихонравова, т. V, отд. III. Материалы для истории Стоглава 144. Ответ м. Макария Иоанну IV о церков, имущестах. Ответ есть в рукоп. Москов. Публ. Музея 1257 л. 152–178.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010