Псалом 23. Приготовление верующих к достойному принятию Господа при вступлении Его на Сион Псалом 23 излагает условия достойного восхождения на гору Господню и пребывания на святом месте Божием и возбуждает к благоговейно-торжественному принятию Господа, как всемогущего и славного Царя-победителя, при вступлении его в ворота, ведущие на св. гору. А так как, по библейскому словоупотреблению, под горою Господнею со времени Давида обыкновенно разумелась гора Сион ( Пс.2:6; 47:2–3; 73:2; 77:54:68 ), а святым местом Его называлось место нахождения скинии или храма ( Пс.25:8; 131:5; 75:3; 14:1 ), видимым же образом победоносно шествующего Господа обыкновенно служил ковчег завета ( Числ.10:35 ; Пс.67:2–3, 25–26; 131:8 ); то очевидно, что этот Пс.есть песнь на перенесение ковчега завета на гору Сион в устроенную на ней скинию, и именно на перенесение его из дома Аведдара, когда Господь, предводительствовавший войсками Израиля и даровавший Давиду победу над Сионом, еще в первый раз видимым образом вступал в ворота Сионской крепости и когда, после первоначальной, неудачной попытки перенесения ковчега завета из Кириафиарима ( 1Пар.13:6–14 ), более, чем когда-либо, потребно было преподать израильтянам, и особенно ближайшим к скинии жителям Иерусалима, наставление о благоговейном отношении к святыне, чтобы в противном случае не подвергнуться наказанию Божию, постигшему дерзновенного Озу ( 2Цар.6:7–9 ; 1Пар. 15:12–13 ). А при этом, не может подлежать сомнению и то, что псалом написан был Давидом, которому приписывается надписанием, так как в то время Давид был единственным составителем и учителем священных песней, и ему принадлежало устроение всего торжества перенесения ковчега ( 1Пар.15:16; 16:4:7 ), псалом по духу и по характеру, и по самому образу выражения всего более приличествует именно Давиду (ср. ст. 3–6 с Пс.14 и 100; ст. 8–10 с Пс.9:37; 17:32 и след.; 144:1, 6, 11–12). Древние оо. и уч. Церкви, согласно признавая Давидово происхождение этого Пс., обыкновенно объясняли его в смысле таинственном, – о вознесении Христа Спасителя на небо и восхождении верующих в Него в духовный Иерусалим, в обители Отца небесного 126 ; но этот таинственный смысл не отрицает, а скорее предполагает первоначальный исторический смысл: так как основывается именно на преобразовательном значении события перенесения ковчега завета на Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Беседа 36 на псалом 126 92 Пс.126:1–2 .  Песнь степеней. Если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители, если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы встаете рано: вставайте, вкушающие хлеб (в) скорби, отдохнувши, после того как Он даст возлюбленным Своим сон. Божественная помощь была необхо­дима иудеям не только для построения храма и города, но и для сохранения построенного; в равной мере она необходима и всем; без этой помощи напрасны самые напряженные усилия трудящихся; при ней же – и покой и многочадие. – «Что стрелы в руке сильного, то сыновья изгнанных» ( Пс.126:4 ). – Блаженство тех, делам которых спо­спешествует вышняя помощь. 1. В этом псалме говорится о состоянии дел по возвра­щении иудеев из плена. Когда они, по освобождении из плена и по возвращении из страны иноплеменников, нашли город разрушенным, стены и башни обращенными в развалины, и начали восстанавливать их, а между тем многие, завидуя благо­получию иудеев и опасаясь их благоденствия, нападали на них с разных сторон и препятствовали делу, то среди таких со­бытий тратилось время, и было потрачено времени столько, что более сорока лет употреблено на построение храма. Это выра­зили иудеи, когда говорили: «сей храм строился сорок шесть лет» ( Ин.2:20 ), разумея не первое построение храма при Соломоне, но последующее, бывшее после освобождения из Персии. Так как много тратилось времени на построение храма, города и стен (построение города потребовало еще больше вре­мени), то пророк, научая их опять прибегает к Богу, объ­ясняет это и показывает, что все будет напрасно и тщетно, если они не приобретут помощи от Бога. Без помощи Божией невозможно не только освободиться из плена, но и восстано­вить стену по освобождении. Что я говорю: восстановить стены и построить город? Даже построенного и оконченного никто не мог бы сохранить, если бы не имел такого содействия. Это говорит пророк для того, чтобы всеми мерами убедить их опять обращаться к помощи Божией, чтобы от спокойствия они не сделались более беспечными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 126 Песнь степеней(1). (1) Заметь, что у Феодорита надпись на сем псалме такова: песнь восхождений Соломона, что изъясняя тот же Феодорит пишет следующее: в древности божественный храм построил Соломон; по разрушении же его вавилонянами, восстановил его Зоровавель. Он то, полагаю, называется Соломоном, как происходящий от Соломонова рода и как обновляющий Соломоново строение. Ибо не к Соломонову строению относятся пророческие сии слова, но к созданному по возвращении при Зоровавеле. Итак, современники Зоровавеля и Иисуса, сына Салафииова, и с ними украшавшиеся благочестием произносят то, что содержится в сем псалме. Пс.126:1 .  Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий Когда евреи возвратились из Вавилона в Иерусалим и начали строить храм и город свой, то встретили препятствия со стороны соседственных и смежных с ними народов, которые им завидовали и вместе боялись того, чтобы Иудеи опять по прежнему не были благополучны и многочисленны. Посему постройка сия храма и Иерусалима длилась сорок шесть лет; (1) так что сколько евреи строили усердно, столько же и язычники препятствовали им всеми способами. Сих то евреев строивших Иерусалим и храм, Давид, научая прибегать к Богу и призывать Его на помощь в строении, говорит так: если не Бог построит дом своим содействием и пособием, то напрасно будут трудиться строящие его. Впрочем Бог отлагал и медлил столько лет своею помощью для того, чтобы мало по малу пробуждать их и не позволить им чрез покой сделаться нерадивыми и чрез доставление скорой свободы возвратиться к прежнему злонравно их. Итак, сии слова получили начало по такому случаю; но излагаются в виде более общем; поелику могут быть прилагаемы и ко всем обстоятельствам. (2) (1) Слова Златословесного: На сие указывают и Иудеи, когда говорят: сей храм строился 46 лет ( Иоан. 2:20 ), сказывая не о прежнем Соломоновом здании, но о втором, построенном уже по освобождении от Персов. Никиты, приводящего слова Златоуста в Своде: Иудеи убили такое множество язычников, препятствовавших им строить храм и Иерусалим, что от множества крови глубоко промокла земля и сделалась из крови великая грязь: а мертвые тела, как человеческие, так и скотские, своим множеством почти покрыли там землю, и таким множеством червей вскипали тела, что все покрылось ими и от червей ничего нельзя было видеть. Посему и Неемия пишет, что строители одною рукою держали оружия строительного искусства и строили, а другою держали оружия для сражения с врагами, которые им препятствовали; когда строили стену, то работавшие разными оружиями были вооружены; одною рукою делали свое дело, а другою держали оружие; и каждый из строителей имел при бедре своем меч, и таким образом строили; а другие близ них трубили роговою трубою ( Неем. 4:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Беседа 60 на псалом 150 126 Пс.150:1 .  Аллилуия. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его. 127 «Хвалите Бога во святых Его». – «Хвалите Его в силах Его» ( Пс.150:2 ). – Как христианин может исполнить увещание псалмопевца относительно прослав­ления Бога на различных музыкальных орудиях? – Что значит: «на кимвалах громогласных» ( Пс.150:5 )? Здесь пророк говорит или о народе, или о святой жизни и святых мужах. Смотри, как он оканчивает книгу благодарностью, научая нас, что это должно быть и началом и концом наших действий и бесед. Так и Павел говорит: «всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 ). Так же начинается и наша молитва . Говорить: «Отче наш» свойственно тем, которые благо­дарят за полученные дары, означая все дары одним этим названием. Кто назвал Бога «Отцом», тот исповедал усынов­ление; а кто исповедал усыновление, тот возвестил оправда­ние, освящение, искупление, отпущение грехов, дарование Духа. Все это наперед должно быть, чтобы мы имели усыновление, и удостоились назвать Бога Отцом. Впрочем, мне кажется, про­рок указывает здесь еще на нечто другое: «во святых Его», гово­рит он, т.е. чрез святых Его. Благодарите Его за то, что Он так устроил жизнь, или: что сделал людей ангелами. Потому, сказав наперед: «во святых», пророк прибавляет «хвалите Его на тверди силы Его», выражая то, что я сказал, так как этого Бог желает более, нежели того, и небо сотворено для человека, а не человек для неба. Другой переводчик (Симмах), вместо: «на тверди», говорит: «в неистребимом» ( τω ακαθαιρτω). Третий (Акила): «во утверждении державы его» ( κρτυς). Мне кажется, что пророк указы­вает и еще на нечто другое, как и в предыдущем псалме. Как там он сказал: «хвалите Его, все Ангелы Его» ( Пс.148:2 ), так и здесь: «хвалите Его на тверди силы Его», т.е. находящиеся на тверди Его. Он непрестанно призывает горния силы к участию в славо­словии. «Хвалите Его в силах Его, хвалите Его по чрезмерному величию Его» ( Пс.150:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Беседа на 118-й псалом Время Господу действовать: закон Твой разорили ( Пс. 118:126 ) «Время Господу действовать» может означать, что пришло время сделать нам что-нибудь для Господа. Правильным толкованием, однако, является такое: «Время действовать и Тебе, Господи». Человеческий опыт подтверждает это: как псалмы Давидовы, так и наша повседневная жизнь говорят о том, что всякий человек в своей жизни на опыте постигает великую тайну – тайну молчания Божия. Часто нам кажется, что Бог молчит. А еще точнее – что Бог отсутствует. Часто мы ищем Бога и хотим, чтобы Он сделал что-нибудь, но Он не делает ничего и позволяет событиям развиваться так, как они развиваются, а это развитие может быть для нас драматичным, трагичным, нас может душить несправедливость, скорбь, но, несмотря на это, Бог молчит. Он не вмешивается и ничего не делает. Естественно, в человеке закипает протест, он как бы хочет сказать Богу: «Почему Ты не делаешь ничего?! Почему Ты не действуешь?! Почему не вмешиваешься и не останавливаешь это, всю эту несправедливость, ведь Ты видишь ее и она против Твоего закона?» Однако Бог молчит. Бог всегда действовал так. Бог вершил Свои дела в молчании. Он являлся в мире, но в то же время словно отсутствует в том, что происходит в этом мире, и не только в личной жизни человека, но даже в жизни Церкви. Когда мы читаем жития святых и особенно мучеников первых веков христианства (да и нашего времени), мы видим вот что. Были такие христиане, которых преследовали, которые мученически страдали и кровью заплатили за свою веру во Христа. Были периоды, когда казалось, что Церковь вот-вот рухнет, что враги Церкви достигли апогея своей мощи, силы и славы, а Церковь падает до самого нижнего предела бессилия и унижения. Кто-нибудь сказал бы: «Почему же Бог не вмешивается, почему еретики торжествуют? Почему при врагах Церкви дела идут хорошо, а при нас ничего хорошего нет и вместо благ мы катимся ко всё худшему и худшему?» Потому, думаю, что нас, посланников, Бог поставил последними, как бы приговоренными к смерти, ибо мы сделались позорищем для мира – для ангелов и человеков 1 . Последними людьми, самыми униженными оказались мы, апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Псалом 126 Только в еврейской Библии этот псалом имеет указание имени автора Соломона, в Вульгате же и у LXX последнего добавления нет, что можно объяснить тем, что 70 переводчиков затруднялись поставить имя Соломона, как писателя, над тем псалмом, который внесен в разряд «песней восхождения», писанных при возвращении или по возвращении из вавилонского плена. Между тем содержание псалма, где писатель проповедует о полной покорности человека Богу и жизни по Его руководству, а не по расчетам на свои силы, вполне согласно с содержанием произведений Соломона (Книга Притчей и Экклезиаст), где последний в основание поведения человека полагает «страх Господень» ( Еккл. 12:13–14 ) и где доказывает бессмысленность привязанности человека к земле. Внесение же этого псалма, писанного Соломоном, в разряд песней восхождения составителями канона, обьясняется вероятно, тем, что этот псалом, проповедовавший полную преданность Господу, чаще всего употреблялся возвратившимися из плена евреями в то время, когда они занимались постройкой второго храма и когда на этом пути встречали многочисленные препятствия, непреодолимые их силами и когда потому их стойкость в деле и уверенность в окончании его могла питаться только верой и надеждой на Бога, о чем и говорит означенный псалом. Если Господь не будет оказывать благоволения человеку, то тщетны все его попытки и старания упрочить свое благополучие; спокойствие и мир Господь дает только тому, кого Он любит (1–2). Вот выражение Божественного благоволения – дети, которые являются для родителей такими же защитниками, какими для стрелка его стрелы, с которыми он будет противостоять во вратах города врагам народа (3–5). Пс.126:1 .  Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Пс.126:2 .  Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон. Слова этих стихов имеют особенный смысл в устах Соломона, прославившегося своими грандиозными сооружениями храма и дворцов, над постройкой которых работали многие зодчие и мастера того времени, почему казалось бы, что настойчивость и старания человека всегда увенчиваются успехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 126 Пс.126:1 . Песнь степеней. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. СОДЕРЖАНИЕ Пророк, по случаю возобновления Иерусалимскаго храма, предпринятаго Иудеями по возвращении из плена, научает в сем псалме, что без благословения Божия не можно иметь успеха ни в хозяйстве домашнем, ни в правлении гражданском, и что многочадие есть знак благословения Божия. ТОЛКОВАНИЕ Сии слова относятся к Иудеям, строившим дом или храм Господень ( 2Езд. 2:5 ). И как дело неблагополучно происходило по причине препятствий, чинимых со стороны соседственных народов, сего ради Пророк напоминает, что дела человеческия будут тщетны, ежели не поможет верховный строитель – Бог. И потому увещевает Иудеев, дабы делали не руками токмо, но и сердцем, и устами призывали Бога, уповали наипаче на Его помощь. Пс.126:2 . Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон. Сей стих в Еврейском подлиннике яснее читается так: всуе вам есть рано возставати, продолжати седение, ядуще хлеб болезни: Бог бо даст возлюбленным Своим сон. Понеже сынове Израилевы, будучи в тесных обстоятельствах, с излишним попечением пред разсветом на работу выходили, сего ради Пророк, или паче Дух Святый, паки напоминает им, что они, хотя и прежде света работать начинают, однако ничего не успеют, ежели Господь не поможет им: но ежели Его помощником иметь будут, и на Него надежду свою возложат, то дело благополучный успех возимеет, хотя бы они и по принятии нужнаго покоя к работе приступили. Сие же глаголет не с тем намерением, дабы запретить рано вставать на труды и ничего не делать, как только в праздности поджав руки сидеть, или только спать и есть, но дабы возбудить к молитве и к призыванию Бога, без котораго все обращается в ничто. Хлеб болезни двояким образом толковать можно: то есть, разумея или такой хлеб, который приобретается тяжкими трудами, или такой, который едим с неприятностию, будучи или в печали, или в болезни. Следующия за сим слова: Бог даст возлюбленным Своим сон – не к праздности также относятся, но к милости Бога, труды благословляющаго. Ибо как известно, что люди на тот конец сотворены, чтоб в поте лица своего ясти хлеб ( Быт. 3:19 ), да и в следующем псалме увидим, что те токмо блаженными нарицаются, кои труды рук своих снедают, то нет сомнения, что здесь под именем сна не праздность разумеется, но благословенный труд, Божиею помощию облегчаемый и приятным сном сопровождаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 127 Кто боится Бога, того Бог благословляет от Сиона благоденствием. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–2. Блажени вси боящиися Господа, ходящии, в путех Его: труды плодов твоих снеси: блажен ecu, и добро тебе будет. Блажен всякий боящийся Господа, ходящии по путям Его, – живущий по указанию заповедей Его Закона. – Труды плодов твоих снеси, правильнее – ты, боящийся Бога, будешь есть плоды, приобретаемые трудами твоих рук: т. е. всякие труды твои будут увенчаны благословением Господним за твою богобоязненность (ст. 5–7). – «Блажен ты, и благо тебе будете!» – ибо, если, по обетованию заповеди Божией, за почитание отца и матери по плоти, почитающему их сыну благо будет и он долголетен будет на земли ( Исх.20:12 ); то тем более долголетен и блажен будет тот, кто чтит Бога, небесного Отца, и с сыновнею любовью исполняет Его волю, откровенную в Его заповедях. 3–5. Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего: сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се, тако благословится человек бояйся Господа. Благословение Божие за богобоязненность человека выразится, главным образом, в размножении и благоденствии семейства его. – «Жена твоя, говорит псалмопевец человеку богобоязненному, как плодовитая лоза в странах дому твоего, или – между четырьмя стенами твоего дома: т. е. как плодовитая виноградная лоза, постепенно разрастаясь около дома, охватывает его со всех сторон и, куда ни направится взор хозяина, его всюду радуют кисти винограда; так и в благословенном доме, свою мать со всех сторон окружают дети и веселят взор отца, обещая ему в будущем еще большие и большие радости. ( Пс.126:3–5 ). Особенно отрадно родителям видеть всех детей вместе и около себя. – «Сыновья твои, говорит псалмопевец, как новосаждения масличная, или – молодые ветви масличного дерева – когда все они около трапезы твоей здоровы, нежны, радостны... «Так благословится человек, боящийся Господа!» – 6–7. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего, и узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скачать epub pdf Песнь Степеней, 127 Псалом сей принадлежит к числу тех же песней степеней , как и предшествующие восемь псалмов, и имеет некоторую связь с предыдущим, 126-м, псалмом. Как в том псалме (ст. 5) говорится о блаженстве человека, пользующегося милостью и благословением от Бога, так и здесь: весь псалом говорит о том, как Господь Бог благословляет все труды боящихся Его, и не только труды, но и на весь дом и на все потомство ходящих путями Божиими нисходит благословение Божие, причем указывается и самый род наград и милостей Божиих. Пс.127:1–2 Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его: труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет. В ревностном попечении о благополучной и обеспеченной жизни новых поселенцев Иерусалима и всей иудейской земли, по возвращении их из Вавилона, пророк дает им наставление о том, как могут они устроить и сохранить такую жизнь себе. Прежде всего, они должны бояться Бога, или, что то же – иметь страх Божий. А для этого им нужно содержать истинную веру в Бога и исполнять закон Его, или ходить теми путями, какие указаны в законе Божием. Если все будут исполнять закон, или, что то же, заповеди Божии, то все будут благополучны и счастливы, никто не будет иметь препятствия к тому, чтобы быть блаженным, хотя бы это были рабы или нищие, – только бы боялись Бога и проводили жизнь, согласную с заповедями закона Божия. Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Какие это пути у Бога, вопрошает св. Иоанн Златоустый , и отвечает: добродетельная жизнь. Она называется путями Его, потому что ею можем прийти к Богу. Не сказал «путь», но «пути», так как пути сии многоразличны, так что вступление на сии пути не трудно. Для того он и показал их много, чтобы разнообразием путешествия сделать для нас хождение легким. Одни украшаются девственностию, другие благочинны в браке, иные совершаются вдовством, другие лишили себя всего, а иные вполовину, притом одни правою жизнию, а другие покаянием совершили течение свое с 399]. Человек, ходящий в путях Господних, всегда бывает трудолюбив, он всегда изыщет себе труд или занятие, подходящие к его силам и способностям, и по мере этих сил неустанно работает, и Господь Бог, видящий его усилия и труды, благословляет их добрым успехом. С Божией помощию трудящийся человек пожинает потом плоды трудов своих и пользуется ими во славу Божию и на свое продовольствие. В утешение ему пророк и говорит: труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет. А в чем состоит это добро, видно из нижеследующих изречений псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 126 Только Божиим благословением созидается благополучие деятельности и жизни человека (ср. Пс. 127 ). Песнь степеней или восхождений (см. Пс. 119 ). 1–2. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении, ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон. Псалмопевец учит о Промышлении Божием. – «Если Господь не созиждет дома, то напрасно трудятся зодчие – строители его, – напрасно, потому что, оставленный Господом, погибает не только самый дом. но и всякий живущей в нем. Так, некогда «сыновья Иова и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли...» ( Иов.1:18–19 ). – Также: «если Господь не сохранить и города, всуе бде стрегии – напрасно бодрствует страж на городских стенах, – он своевременно увидит неприятеля, но город, без помощи Божией, не спасется. Так, даже Иерусалим, хотя и был окружен горами, огражден сильными стенами, охраняем стражами, и защищаем войсками, но, когда Господь уже «не был около народа своего»; то и этот, столь крепкий, город погиб ( Пс.121 и 124): он был осажден и взят Халдеями и разорен до основания, при чем погиб и его главный страж, сам царь... – Всуе вам есть утреневати, – напрасно вы встаете рано утром: встанете по седении ядущии хлебе болезни, – вы, ядущие хлеб, добываемый с тяжким трудом и презрительным, даже до болезни, вы должны вставать рано по седении – после того, как вы долго с вечера просидели за работой, т. е. вы почти не спите, страдаете за трудом, – егда даст возлюбленым Своим сон, – тогда как Господь возлюбленным Своим дает сон, и они, укрепив себя сном – отдыхом, с обновленными силами принимаются за новый труд и совершают его с наибольшим успехом. 3–5. Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго. Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясеных. Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010