Но слагалась Псалтирь в течение целого тысячелетия, начиная еще от Моисея (1500 лет до Р.Х.), которому принадлежит 89й псалом. Кроме того, известны имена следующих писателей псалмов: Соломон (ему принадлежат три псалма: 71, 126 и 131), левиты времен Давида — Асаф (12 псалмов: 49, 72– 82.), Еман (87й псалом) и Ефам (он же Идифум — 88й псалом), а также сыновья Кореевы (которым принадлежат 11 псалмов: 41–48, 83, 84, 86). Кстати, имена авторов часто указываются в надписаниях псалмов. Там, где в надписаниях автор не указан, означает, что он неизвестен. Например, неизвестно авторство знаменитых хвалитных псалмов 145–151, как и многих других (65, 66, 90–99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136). Обратите внимание, что в надписаниях указываются не только имена составителей псалмов, но и исторические события, по поводу которых написан тот или иной псалом, а также способ его писания или исполнения. Например, 15 пс. имеет надписание — “столпописание,” т.е. эпиграммический способ написания. Среди надписаний могут указывать на то, что псалом следует распевать под аккомпанемент определённых музыкальных инструментов или на определённый традиционный мотив. Например, надписание “псалом” указывает, что этот текст поется с аккомпанементом на таком музыкальном инструменте как Псалтирь, а если подписано, что это “песнь”, то исполняется лишь голосом. А когда написано «О маелефе» ( Пс. 52 ), то значит, во время этого псалма следовало танцевать… Бывает еще указывается, на каком именно музыкальном инструменте он исполняется. Например, пс. 8 «На Гефском орудии», т.е. на цитре, а пс. 11 «О осмей», т.е. на восьмиструнном инструменте. Вообще при псалмопении употреблялись очень разнообразные музыкальные инструменты: и струнные, и духовые, и ударные — гусли, тимпаны, псалтири, кимвалы, трубы и другие. Конечно, в нашем богослужение многое из указанного давно стало неактуальным. Как и некоторые псалмы невозможно читать без их духовно-христианской интерпретации. Это значит, что в ветхозаветный элемент следует вкладывать христианский смысл. Так, псаломские слова о пленении следует понимать в смысле пленения греховного; наименование народов, враждебных Израилю, — в смысле духовных врагов, а имя Израиля — в смысле церковного народа; призыв к избиению врагов — как призыв к борьбе со страстями; спасение из Египта и из Вавилона — как спасение во Христе и т.д. и т.п.

http://azbyka.ru/video/50-znachenie-psal...

с правдой Твоей, эти таинства впору. Только тому, кто, отверзши уста, ближних не тронет ни лестью, ни ложью, зло посрамляя во имя Христа, это – возможно… Псалом 41 Как олень спешит к источнику, так душа стремится – ввысь. Сердце жаждою источено: Боже Крепкий, отзовись! Мои слезы непрерывные видя, гнев Свой позабудь, и в Твои селенья дивные укажи надежный путь… Мир земной – сплошные бедствия, нет им роздыха ни дня. Одного над этой бездною – не оставь, мой Бог, меня. Сколько ж видеть мне, как празднуют торжество мои враги? Покажи мне лик Твой радостный, помоги… Псалом 90 В помощи вышней живущий не знает тревоги и о защите земной не печалится зря. Кровью и духом своим он покоится в Боге, так говоря: «В мире страстей, в мире зла и бесовских соблазнов – верь лишь в Него, ибо лишь пребывающий в Нем не убоится в ночи поджидающей язвы, сети ловца и стрелы, пролетающей днем. Тысячи грешников слижет возмездия пламень, ты же, лишь в руки Ему свою участь вручишь – да не споткнешься отныне ногою о камень, но василиска, и змия, и льва посрамишь. И, с ликованьем тебя подгонявшие в бездну, сонмы врагов заскулят и отступят во тьму, и – растворятся, как дым на ветру, и исчезнут… Ты еще медлишь? Скорее доверься Ему!» Псалом 102 Благослови, душа моя, святое имя Господа за путь из удушающих объятий мира косного, за помощь в исцелениях, за избежанье плах и смертного нетления не страшный больше страх. Забудь, что утомилась ты или что время позднее, за все земные милости – воздай молитву Господу. Не будь пред Ним рассеянной и верь: тебя из бед – как племя Моисеево, Он выведет на свет. И знай: Его прощению – пределов не положено. Молись – и по прошению получишь все возможное: вдохнет здоровье заново, вернет забытый смех и, как восток от запада, отбросит смертный грех… Ну, кто мы – воры, честные – как не трава в терновнике?.. О ангелы небесные, благословляйте трон Его! И ты, столетья грозного ловя тяжелый шаг, святое имя Господа благословляй, душа. Псалом 126 Если дом не молитвою строится, то напрасно стучат топоры.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

«Вот наследие от Господа – сыновья! Награда – плод чрева!» ( Пс.126:3 ). Какая здесь связь речи? Великая и неразрывная с предыдущим. Смысл этих слов следующий: если Бог не подаст Своей помощи, то все напрасно; а когда Он подаст Свою помощь, тогда и сон приятен, тогда будет и покой, и жизнь свободная от опасностей и исполненная мира. Что это значит? В награду, говорит, они получат многочадие. Хотя оно есть дело природы, но когда Бог подаст Свою помощь, то и оно будет успешнее, потому что и оно нуждается в помощи свыше, при ней наполнится Иерусалим множеством жителей. Впрочем, благоденствие их не ограничится только этим, т.е. построением, сохранением и многочадием, но к этому присоединится и нечто другое; а что именно, пророк объ­ясняет в дальнейших словах: «что стрелы в руке сильного, то сыновья изгнанных» ( Пс.126:4 ). Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «связанных» ( πεδητων). Смысл слов его следующий: они не только будут находиться за без­опасными стенами, в укрепленном городе, среди многочис­ленных детей, но и будут страшны для врагов, так страшны, как стрелы. Не сказал просто: «стрелы, но в руке сильного». Стрелы сами по себе не страшны, но: когда они в руках че­ловека сильного, тогда грозят смертью нападающим. Так они будут страшны. Кто они? «Сыновья изгнанных», т.е. тех, ко­торые некогда были слабы, были связаны. Он постоянно напо­минает им и о прежних бедствиях во время благоденствия, чтобы всеми средствами исправить сердце их, – и тем, что они потерпели, и тем, от чего избавились, и тем, чем бу­дут наслаждаться. «Блажен, кто исполнит желание свое чрез них: не у стыдятся они, когда будут говорить в воротах с врагами своими» ( Пс.126:5 ). Другой (Феодотион) говорит: «блажен, кто наполнит колчан свой ими» ( φαρετραν). Т.е. и это будет дано им: сила телесная, страх для других невыносимый, многочадие, безопасность, красота го­рода, победа и трофеи на войнах. Потому он и ублажает их, как имеющих наслаждаться таким благоденствием. Они бу­дут, говорит, вооружены. Но не в этом поставляет их бла­женство, а в том, что они не постыдятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий что говорит, продолжает, о строении дома? Если не Господь созиждет его, то напрасно трудятся строящие его, когда и по построении и окончании града, никто не может и сохранить его, если не сохранит Господь его своим промыслом и содействием? (1) (1) Евсевия: Дом оный продолжается дотоле, доколе хранит его Господь; а когда сие хранение удалится когда-либо (как сказано: се оставляется дом ваш пуст), он превратится в пустыню, так что все старание и все пособие человеческое будет напрасно и излишне. Пс.126:2 .  Всуе вам есть утреневати, востанете по седении, ядущии хлеб болезни Итак, вы, Иудеи, строящие Иерусалим и хранящие его, – вы, которые и хлеба не едите без печали и мучения, и вы, которые в скорбях, знайте, что без помощи и содействия Божия напрасно ваше дело, что вы встаете строить очень рано и что вы поднимаетесь вдруг по седении (ибо глагол подниматься, по словам Феодорита, поставлен в неопределенном, а не в повелительном наклонении), т. е. напрасно вам так спешить, чтобы кончить скоро строение Иерусалима и храма, и даже сном не насыщаться ночью, ни днем не иметь покоя. А назвал Иудеев живущими в печали не только потому, что излишне трудились, но и потому, что сражались, как мы сказали, со врагами, и в одно и то же время и строили и вели войну с соседями, препятствовавшими им; и следовательно, несли двойной труд. (1) (1) Златоуста: А если они для восстановления города и стен его столько нуждались в помощи свыше, то тем более мы для совершения пути, ведущего к небу. А Феодотион, сказав (в переводе): ядущие хлеб идольский, сим, по замечанию Евсевия, показал, что место не принесло им никакой пользы; когда они вставали утром и потом отступали и снова обманывали, и по пременам опять прибегали к Нему; а причиною тому то, что они имели служить идолам, что и сбылось. Егда даст возлюбленным своим сон Пс.126:3 .  Се достояние Господне – сынове Когда, говорит, Бог даст возлюбленным рабам своим сладкий и свободный от всякого беспокойства сон, т. е. даст, по словам Феодорита, вам Иудеям покой и свободу от причиняющих вам беспокойство и ведущих брань врагов (а даст тогда, когда сие будет полезно); тогда не только храм и Иерусалим построится легко, но и сыны родятся вам, которые будут наследством и собственным народом Божиим. Последнее поместил Давид, как преимущественное благо; потому что у евреев деторождение было благо самое вожделенное и приятное. Так должно понимать сии слова в частности об Иудеях; а вообще понимать так, что когда Бог даст возлюбленным рабам своим сон, т. е. свободу, как мы сказали, и покой, тогда не только получат конец дела, которыми они занимаются, но сверх сего и непрерывно будут рождаться у них сыны, которые составят данное им от Господа наследство, т. е. будут наследниками ревности и добродетели отцов своих. (1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

В древнем Израиле посредством псалмов люди могли: прославлять Бога (см. Пс 105); говорить о своей печали (см. Пс 13); учить (см. Пс 1); выражать почтение израильскому царю и молиться о том, чтобы он правил мудро и судил справедливо (см. Пс 72); рассказывать о власти Бога над всем творением (см. Пс 47); проявлять свою любовь к Иерусалиму (см. Пс 122) и отмечать праздники (см. Пс 126). Конечно, псалмы могли служить одновременно многим целям. Христос нередко ссылался на псалмы, когда проповедовал и учил. Часто цитировали их и новозаветные писатели. У первых христиан они тоже звучали в песнопениях, наставлениях и пересказах Благой Вести о том, что сделал Бог для мира через Иисуса Христа. Можно заметить, например, что только на один стих из Псалма 118: «Камень, что отвергли строители, краеугольным стал камнем» (118:22) — в Новом Завете дано шесть ссылок как на предсказание об отношении руководителей израильского народа к Иисусу и о Его роли в созидании Церкви.   КНИГА ПЕРВАЯ. (Псалмы 1–41)   ПСАЛОМ 1 1Блажен тот а, кто совету людей нечестивых не следует, на путь грешников кто не встает 3Он — как дерево, что у реки посажено, вовремя плод свой принесет оно, и лист его никогда не увянет. Успешен он во всяком деле своем. 4Не таковы нечестивые, не таковы! Они — как мякина, что ветер повсюду разносит. 5Не устоит нечестивец на Суде Божьем, и грешник — в собрании праведных. а путь безбожника в погибель ведет.   ПСАЛОМ 2 1 К чему это неистовство народов и эти тщетные замыслы язычников? и правители сговариваются 3«Разорвем путы их, — говорят они, — сбросим с себя их оковы».   4Восседающий в небе на престоле посмеется над ними, выставит на посмешище их Господь. 5Скажет Он им во гневе Своем, пылающей яростью Своей их устрашая: 6«Совершил Я уже посвящение Царя Моего   7О воле Господа возвещать Я стану! Он сказал Мне: «Ты Сын Мой, Я ныне Отцом Твоим стал. 8Проси у Меня, и дам Я в наследие народы Тебе и землю от края до края Тебе во владение. и, словно посуду из глины, их разобьешь».   10Будьте ж мудры, цари,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

После смерти Василия (согласно традиционной датировке – 1 января 379 г. 112 , хотя более вероятно, что смерть последовала еще осенью 378 г. 113 ) Григорий, как некий его самоочевидный преемник 114 , принимает участие в соборе никейской партии в Антиохии (где после окончания гонений никейская партия, насчитывавшая 152 епископа, консолидировалась под руководством Мелетия Антиохийского ), а потом отправляется за своей сестрой Макриной в Аннису 115 , чтобы провести с ней последние дни ее жизни 116 . После возвращения в Ниссу Григорий включается в полемику с арианами. Здесь от него требуют, чтобы он обеспечил избрание проникейского епископа в Иворе (Понт) и сразу после этого – в Севастии, столице Римской провинции Armenia prima (речь шла, видимо, о преемнике Евстафия Севастийского, бывшего друга семьи Григория, однако впоследствии – богословского и политического оппонента Василия 117 ), где Григорий к своему изумлению сам был избран епископом. Из-за неудач в тамошних ожесточенных спорах Григорий вскоре отказывается от этой кафедры и возвращается в Ниссу (очевидно, в 380 г.); епископом же Севастии после этого становится младший брат Григория Петр 118 . К своим крупнейшим произведениям Григорий решился приступить лишь после смерти брата, к ранним же произведениям можно с уверенностью отнести только трактат О девстве 119 , однако нельзя более точно определить дату его возникновения (ранее предполагавшаяся датировка371 г. 120 – была затем доказательно отвергнута 121 , но, по-видимому, текст был написан в период от епископской хиротонии Василия, 369/370 г., до его смерти). Жан Даниэлу предполагает близкое соседство сочинения О девстве с трактатами О мертвых, О молитве Господней (возможно, еще до изгнания Григория), О надписании Псалмов (возможно, в изгнании 122 ), О блаженствах, На псалом шестой, Евстафию о Троице (возможно, сразу после возвращения из изгнания 123 ). Произведением молодого человека, согласно некоторым исследователям 124 , можно также считать сочинение О совершенстве, в котором Григорий указывает 125 , что когда-нибудь в будущем был бы рад своей жизнью явить образец совершенства, но сейчас он далек от этого. Между тем согласно Жану Даниэлу это произведение, наоборот, уже из поздних 126 . К ранним произведениям относят также Точное истолкование Екклесиаста, которое со всею вероятностью возникло до 381 г. 127

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Пс.126:3–4 Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго. Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных. Связь этих стихов с предыдущими неуловима, если не принять во внимание возлюбленных (из ст. 2) и тех благочестивых иудеев, которые, уповая на помощь Божию, не всуе трудишася. Эти благочестивые люди наслаждаются спокойствием, между тем как не имеющие упования на Господа беспрестанно суетятся и лишают себя сна и отдыха. Им, т.е. благочестивым и возлюбленным, готова и награда (мзда) от Господа: Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго, или, как выражается блж. Феодорит: «Божие обетование и благословение чадорождения, как бы некая награда, дарованы нам, уповавшим на Него» с. 621]. По мнению людей «мудрых века сего», нет ничего естественнее, как рождаться людям от людей, без Божия содействия и благословения. Но Слово Божие учит, как и в сем псаломском изречении, что сынове, или вообще дети, суть достояние Господне, и плод чрева есть дар (мзда) Его. Эти сынове, по переводу с еврейского, называются здесь «сынами юными», или молодыми, а потому и в нашей «Учебной Псалтири» против слов сынове оттрясенных поставлены слова «сынове юнии» (по Вульгате – pueri). Были они прежде юными, а потом стали возмужалыми и сильными, способными к ношению оружия, – все это в порядке вещей, но почему они сравниваются со стрелами в руце сильного и почему называются сынами оттрясеных? Как видно из книги Неемии, в числе возвратившихся из плена иудеев было много таких, которые, участвуя в городских постройках, для прокормления себя и своих семейств, . принуждены были закладывать свои поля, виноградники и другие имения людям богатым из своих же иудеев, а эти, пользуясь беспомощным состоянием нуждающихся, притесняли их залогами и процентами. Дошел слух о сем притеснении бедных со стороны богатых до областеначальника Неемии. Последний созвал общенародное собрание иудеев, на котором, объяснив, как преступно и небогобоязненно поступают богатые в отношении бедствующих братьев своих, иудеев, тут же убедил их возвратить бедным взятые от них под залог поля и виноградники и, призвав священников, взял от притеснителей клятву в том, что они не будут вперед поступать так со своими братьями, и тогда все поклялись отдать все взятое у своих братии в залог.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Соломон же говорит обратное. Смысл его слов тот, что всякое дело человека, начатое с благословения Господа, увенчается успехом, сооружаемое же не по благословению, а особенно вопреки Его воле, каковы бы ни были усилия человека, кончатся неудачей. Пример последнего представляет построение Вавилонской башни после потопа, являющееся выразительным памятником не того, как велико старание человека и как плодотворен его гений, но того, как безрезультатны все его усилия, если последние направлены против Бога или вызывают Его гнев. – «Возлюбленному Своему Он дает сон» – не в смысле, что кого любит Господь, тот может ничего не делать, но в том, что созидающий в согласии с волей Бога и по Его повелению может быть покоен за благополучное окончание своего дела, так как находит себе покровительство во Всемогущем Существе. По отношению к положению евреев после плена при их заботах о построении второго храма эти слова могли наполнять их уверенностью, что как бы ни были велики препятствия, которые они встречали на своем пути, дело постройки закончится удачей, так как оно согласно с волей Бога, а потому евреи почерпали здесь силу и энергию для его продолжения. Пс.126:3 .  Вот наследие от Го­с­по­да: дети; награда от Него – плод чрева. Пс.126:4 .  Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Пс.126:5 .  Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах. В обилии детей древние евреи видели знак Божественного благоволения. Писатель выясняет значение, в чем заключается внешнее благо при многочадии и в чем здесь видно Божественное благоволение: дети являются охраной своих родителей, дети же являются и охраной города и отечества от врагов, когда выступают на защиту тех и других при нападениях. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Боже Милостивый! Избави мене от злаго духа лихачества, нечистой силы пианства, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния. Сподоби мене, Господи, с чистой совестию дожить до глубокой старости без бремени убитых и искалеченных по моему нерадению людей, и да прославится имя Твое Святое, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Псалом 90 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися. Оружием обыдет тя истина Его, не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится. Обаче очима твоима смотриши, и воз даяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и ва силиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Молитва водителя — не гарантия того, что путешествие пройдет без неприятностей, но мы верим, что Господь устраивает все для нас наилучшим образом, поэтому не забывайте читать молитву водителя в начале пути. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 126 038 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023

http://pravmir.ru/molitva-voditelya/

И ты, столетья грозного ловя тяжелый шаг, святое имя Господа благословляй, душа. Псалом 126 Если дом не молитвою строится, то напрасно стучат топоры. Если град охраняем не Троицей, то надежность его – до поры... Загадаешь: проснусь рано утром! И лишь к вечеру слезешь с печи. Столько планов задумывал мудро – все задуто, как пламя свечи. И рванула б душа за удачей, да зажата, как стрелы в кулак. Сердце чует, что надо иначе, но без Бога не ведает – как?.. Ирмосы канона на Рождество Христово 1 Младенец рождается – пойте, встречайте Посланца Небес: в Его Рождестве – мир воскрес, омывшись Христовой любовью! 3 Из Вечности в бренный наш мир от Духа и Девы явившись, для нас он – не просто кумир, но Бог, снизошедший из вышних! 4 Как посох, пустивший цветы подобно возделанным кущам, так точно, Христос наш, и Ты – явился от Девы Немужней... 5 От Бога, Отца всех щедрот, был послан нам Ангел на помощь – и в душах, где правила полночь, забрезжил спасенья восход! 6 Как чрево кита – не сожгло Иону, дав жизнь ему снова, так в Деву вошедшее Слово – Нетленною Плотью взошло. 7–8 Как отроков жегший в печи огонь был росою потушен – так льется и днем и в ночи роса Рождества в наши души. 9 Глаза подниму: и опять – увижу не звездные бездны, а тихо склонённую Мать над яслями с Сыном Небесным... Канон покаянный. Песнь 6-я Ввергнув душу в море низкой страсти, обращаюсь к Господу с мольбой: «Помоги мне избежать напасти, научи смиренью пред Тобой!» С кем сравню себя я нынче, разве – со свиньей, улегшейся в дерьме?.. Боже мой, возьми меня из грязи, засвети хоть свечечку во тьме! Знаю я, что ждет меня, невежду, Страшный суд за все былые дни. Но молюсь Пречистой. И надежду – возношу к Владыке: сохрани!.. Молитва св. Иоанна Златоуста Мой Господи, я знаю, тлен и гнилость меня разъели, словно старый склеп. Но я – смирился. Окажи же милость – прими меня, как некогда вертеп Ты принял в яслях без претензий лишних... Прими меня! Войди в меня, как Ты вошел к Симону в грешное жилище, не убоявшись язв и нищеты.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010