Хотя нечестивые, как бы так говорит псалмопевец, злодействуют, думая, что никто не видит их злодеяний, как будто никто не надзирает над ними; но у Тебя, Владыко Господи, пребывает неотступно правда вечная, которая воздает всем и каждому по делам его: правда Твоя, яко горы Божия, т.е. она так велика, как величайшие и высочайшие горы, которые иногда возвышаются над облаками. Великие предметы в мире псалмопевцы нередко именуют Божиими: «горы Божия, река Божия» ( Пс.64:10 ), «кедры Божия» ( Пс.79:11 ), как созданные Богом и как громче всего проповедающие о творческой силе и величии Божием. Но правда Божия действует не так, как правда человеческая. Тогда как последняя находит нужным наказать и покарать, первая проявляет терпение и даже милует и долготерпит явным преступникам воли Божией, которые по суду человеческому подлежат гневу и достойны казни Божией. В этом смысле о правде Божией как проявлении Божественного правосудия в отношении к людям и вообще к тварям псалмопевец говорит: судьбы Твоя бездна многа, т.е. судьбы Божии неисследованы и непостижимы, как глубочайшие морские пучины, которые потому и называются бездною, как бы не имеющие дна и потому недостижимые для взоров человеческих и не подлежащие никакому исследованию. В этом же смысле о правде Божией и о судьбах Промысла Божия и апостол Павел говорит: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его» ( Рим.11:33 ). Промысл Божий проявляет одинаково милость Свою ко всем тварям, разумным и бессловесным: человеки и скоты спасеши, Господи. Некоторые отцы и учители Церкви (св. Афанасий Александрийский с. 126]) последнее изречение объясняют как пророчество об искуплении и спасении мира чрез Иисуса Христа, разумея под именем человеки благочестивых людей, или вообще иудеев, получивших Закон и обетования от Бога, а под именем скотов неразумных – язычников, не ведующих Бога и не получивших письменного откровения воли Божией. Сказав о высоте и бесконечном величии свойств Божиих – милости, истины и правды, как наиболее действующих и проявляющих себя в искуплении и спасении мира, псалмопевец воздает как бы особенную похвалу и удивление спасительной для всех милости Божией, особенными благодеяниями которой воспользуются сынове человечестии, т.е. не скоты, или неразумные животные, и не те люди, которые уподобляются скотам бессмысленным, а те благочестивые и богобоязненные люди, которые не омрачили в себе образа Божия порочною жизнью и которые будут возрождены благодатью Божией от второго Адама – Христа: они в крове крилу Твоею надеятися имут, т.е. под охраною Божьей благодати сыны человеческие, как птенцы под сенью крип своей матери, могут быть спокойными, обнадеженными (надеятися имут), вполне уверенные в своей безопасности ( Пс.90:1–4 ). «О, сколь драгоценна милость Твоя, Боже!» (по пер. с евр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Высказав сначала общее положение (ст. 5), в виду которого приведены сами эти изречения Псалмиста, св. апостол разъясняет теперь частные стороны его: «когда же покорил Ему все, то не оставил ничего не покоренным Ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было Ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Который немного был унижен предо ангелами (ст. 8–9). Очевидно, таким образом, что как в первом месте, так и здесь св. апостол толкует все приведенные слова псалма о Христе. А между тем, псалом говорит о человечестве вообще, «хотя прямее может относиться ко Христу по плоти» 125 . Не без основания также один из новых толкователей Евальд, восходя от общего, отвлеченного понятия «о человечестве» к более конкретному представлению идеала человечества в первобытном его состоянии, говорит, что этот псалом есть «молния, брошенная во мрак истории творения» 126 . В связи с толкованием св. апостола, мы теперь прямо говорим, что, по его разумению, этот псалом уже в Ветхом Завете предоткрывал тайну типического отношения между первозданным человеком и Перворожденным всея твари, Образом Бога невидимого ( Кол. 1:15 ), имевшим некогда принять на Себя и видимый образ смертного естества человеческого, «да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми» 127 . Основную мысль этого типического соотношения составляет мысль о славе человека в его первобытном состоянии соответственно его высочайшему первообразу Христу. При этом необходимо также припомнить свойства типа в отношении его к своему прототипу, так как у св. апостола, как мы сказали, устанавливается именно типическое соотношение, а в Рим. 5:14  он и прямо называет Адама типом, или образом будущего, т. е. Христа. Согласно учению св. церкви, в смысле св. апостола, преобразовательные черты этого соотношения суть следующие: а) первый человек – Адам создан по образу Божию (κατ’εκνα Θεο сн. Быт. 1:26; 27; 5:1  с 1Кор. 11:7 ): последний Адам – Иисус Христос есть также Образ Бога (εκν το Θεο 2Кор. 4:4  ср. Кол. 1:15 ) и в Своем воплощении, как явивший в Себе «Славу Бога Отца» 128 , почему и говорит: «видевый Мене, виде Отца» ( Ин. 14:9 129 ), будучи таковым и по силе предвечного отношения Своего к Богу Отцу по естеству (1 Кол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Так он во всех делах успеет. Не тот путь грешников, не тот: Они как пыль, и ветер их развеет. Вот почему не вынести им суд: Они в собранье правых не войдут, Господь путь верных разумеет, А нечестивые падут. Псалом 14 Господи, кто поселится в чертоге Твоем, Кто будет жить у Тебя на Сионе святом? Тот, чьи невинны труды, кто греха не творит, Правду от чистого сердца всегда говорит, Речью коварной не делает ближнему зла И не порочит ни мысли его, ни дела. Им боголюбец прославлен, безбожник презрен. Клятву он честно хранит и не знает измен, В рост серебра своего никому не дает И незаконных подарков в суде не берет. Так поступай: не споткнешься вовек. Псалом 44 От сердца я излил благое слово, Чтоб возвестить Царю мои творенья, Язык я уподобил скорописцу. Нет красотою равного Тебе. Уста Твои – источник благодати, Благословен Ты Господом вовеки. Могучий, препоясанный мечом, В сиянии красы великолепной, Исполнись мужества, восстань и властвуй Во имя мира, истины и правды, И поведет Тебя Твоя десница. Шипами стрел пронзаешь Ты, могучий, Сердца врагов. Все пред Тобой падут. Престол Твой, Боже, ныне и до века. Жезл правоты – жезл царства Твоего. Любя закон, Ты ненавидишь грех. Зато Твой Бог Тебя помазал, Боже, На радость сопричастникам Твоим. Алой, смолу и смирну мы вдыхаем От риз Твоих, приветствуем Тебя Через решетки из слоновой кости. Тебя встречают дочери царей. Царица об руку с Тобой, в одеждах Цветных и позолоченных. Внимай, О дочь моя, склони и слух и взоры, Забудь народ свой и отцовский дом. И красота твоя желанна будет Царю-владыке. Поклонись ему. Тебе дары дочь Тира преподносит, Тебе хвалу вельможи воспоют. Вся слава дочери царевой в сердце Под золотым шитьем ее одежд. И девы приведутся вслед за нею, К Тебе ее подруги приведутся. Весельем встретит их чертог Царя. Твоих отцов сыны Твои заменят. Князьями всей земли Ты их поставишь, А я везде Твое восславлю имя, И будут ублажать Тебя народы Во век веков. Псалом 126 Когда не Богом дом воздвигнут, даром Строители трудились; если город

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Так он во всех делах успеет. Не тот путь грешников, не тот: Они как пыль, и ветер их развеет. Вот почему не вынести им суд: Они в собранье правых не войдут, Господь путь верных разумеет, А нечестивые падут. Псалом 14 Господи, кто поселится в чертоге Твоем, Кто будет жить у Тебя на Сионе святом? Тот, чьи невинны труды, кто греха не творит, Правду от чистого сердца всегда говорит, Речью коварной не делает ближнему зла И не порочит ни мысли его, ни дела. Им боголюбец прославлен, безбожник презрен. Клятву он честно хранит и не знает измен, В рост серебра своего никому не дает И незаконных подарков в суде не берет. Так поступай: не споткнешься вовек. Псалом 44 От сердца я излил благое слово, Чтоб возвестить Царю мои творенья, Язык я уподобил скорописцу. Нет красотою равного Тебе. Уста Твои – источник благодати, Благословен Ты Господом вовеки. Могучий, препоясанный мечом, В сиянии красы великолепной, Исполнись мужества, восстань и властвуй Во имя мира, истины и правды, И поведет Тебя Твоя десница. Шипами стрел пронзаешь Ты, могучий, Сердца врагов. Все пред Тобой падут. Престол Твой, Боже, ныне и до века. Жезл правоты – жезл царства Твоего. Любя закон, Ты ненавидишь грех. Зато Твой Бог Тебя помазал, Боже, На радость сопричастникам Твоим. Алой, смолу и смирну мы вдыхаем От риз Твоих, приветствуем Тебя Через решетки из слоновой кости. Тебя встречают дочери царей. Царица об руку с Тобой, в одеждах Цветных и позолоченных. Внимай, О дочь моя, склони и слух и взоры, Забудь народ свой и отцовский дом. И красота твоя желанна будет Царю-владыке. Поклонись ему. Тебе дары дочь Тира преподносит, Тебе хвалу вельможи воспоют. Вся слава дочери царевой в сердце Под золотым шитьем ее одежд. И девы приведутся вслед за нею, К Тебе ее подруги приведутся. Весельем встретит их чертог Царя. Твоих отцов сыны Твои заменят. Князьями всей земли Ты их поставишь, А я везде Твое восславлю имя, И будут ублажать Тебя народы Во век веков. Псалом 126 Когда не Богом дом воздвигнут, даром Строители трудились; если город

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

«И сотрясох одежду мою, – говорит Неемия, – и рекох: тако да истрясет Бог всякаго мужа, иже не исполнит слова сего, от дому его и от трудов его, и да будет тако оттрясен и тощ» ( Неем.5:13 ). Вот откуда несомненно составителем псалма взято название молодых людей из иудейских семейств сынами оттрясеных. Отцы их, по примеру своего начальника, оттрясли от одежд своих, а главным образом от душ своих, прах корыстных мыслей и чувств, которыми они были исполнены в отношении своих братьев, расположились к братской любви, и бескорыстно, и тем привлекли на себя милость и помощь Божию, так что стрелы сынов их, которые они направляли против врагов, были так сильны и разительны, как стрелы в руках сильного и искусного в воинском деле стрелка. Некоторые из толковников слово оттрясеных производят от слова «потрясенный» и толкуют его так, что потрясенный бедственными приключениями и скорбями человек очищается от греховных привычек и наклонностей и, как бы исторгнутый из средины обилия и богатства, рукою Промысла поставляется в состояние нищеты и недостатка. Пс.126:5 Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех. Если слово от них относить к последним словам предыдущего стиха – сынове оттрясеных, то возникает такой вопрос какое желание отца от сыновей, если оно исполняется, может доставить блаженство их отцу? Конечно, нужно ответить, что всякий добрый отец желает, чтобы дети его вырастали благовоспитанными и честными, украшенными непорочностию и добродетелями. И если это желание отца исполняется, то он воистину блажен. Благовоспитанные дети в то время, о коем идет речь, были покорны воле своих родителей, ревностно исполняли волю старших и начальствующих. О, если бы и в наше время юноши были подобны стрелам, управляемым рукою сильного! Это искусное управление стрелами рукою сильного ясно указывает на влияние родителей на детей в деле воспитания последних. От родителей зависит указать им цель жизни и дать направление или благородное, высокое и небесное, или низкое и земное.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Каждение креста и Евангелия. Диакон: «Благослови, Владыко». Архиерей: «Благословен Бог наш…» Хор: «Царю Небесный…» Каждение рвов, клира, народа и вновь Евангелия. Чтец: «обычное начало», «Приидите, поклонимся…» (трижды), псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…», «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды). Диакон: «Миром Господу помолимся» со специальными, приспособленными ко предмету моления, прошениями. Хор: «Бог Господь…» и тропари. Чтец: псалом 50-й – «Помилуй мя, Боже…». Освящение воды и елея. Кропление святой водой места, где будет водружен крест, с молитвой: «Благослови, Господи Иисусе, Боже наш, знамением страшным и силою Креста Твоего…». Водружение креста с пением тропаря 2-го гласа: «Кресту водрузившуся на земли, ниспаде и отнюдь потребися шатание врагов…». Молитва перед водруженным крестом: «Господи Боже, Вседержителю, прообразивый жезлом Моисеевым Честный и Животворящий Крест…». Хор: псалом 83-й – «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи…», «Слава, и ныне» и «Аллилуиа» (трижды). Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Архиерей читает молитву над камнем. Кропление камня освященной водой со словами: «Благословляется камень сей окроплением священныя воды сея в непоколебимое основание храма…». Вкладывание мощей в закладной камень. Укладывание архиереем камня во рву со словами: «Основывается церковь сия в славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память (имя праздника Его, или Богородицы, или храмового святого), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Возливание елея на камень. Хор: стихира 6-го гласа – «Востав Иаков заутра, и взят камень…». Если освящается основание деревянной церкви, архиерей, взяв топор, бьет им трижды в среднее алтарное бревно со словами: «Начинается дело сие во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в честь же и память (имя праздника или святого). Аминь». Кропление основания храма с четырех сторон, начиная с северной, против солнца с пением псалмов: 86-го, 126-го, 121-го и 131-го, с чтением особой молитвы и повторением на каждой стороне трех ударов топором в среднее бревно с вышеуказанными словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

в саккос, омофор и митру). Во время обычного начала архиерей совершает каждение Евангелия, лежащего посередине, и всех рвов, вырытых для фундамента (каждение совершается от первой стены алтаря по кругу в направлении против движения солнца). После псалма 142 произносится великая ектения с добавлением специальных прошений на основание храма. По возгласе поется «Бог Господь» и тропари, включая особый тропарь на основание храма. Далее читается псалом 50, во время которого приносится вода и елей. Следуют молитвы на освящение воды и елея, а также молитва на водружение креста. Архиерей вместе со священниками водружает крест, после чего подходит ко рву, где лежит камень, который будет положен в основание храма. Архиерей читает молитву над камнем, окропляет его святой водой и кладет на приготовленное место со словами: «Основывается церковь сия в славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память (название праздника, либо имя святого) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Возливая на камень святой елей, архиерей произносит: «Благословенно и знаменано буди место сие в дом молитвенный, в честь и славу Бога, в Троице Святей славимаго...» Заключительная часть чина включает ектению с прошениями об основателях храма и отпуст. Если совершается освящение деревянного храма, то архиерей, взяв топор, ударяет им трижды в среднее алтарное бревно со словами: «Начинается дело сие во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в честь же и память...» Затем архиерей обходит основание с четырех сторон, окропляя бревна и на каждой стороне делая по три удара в бревно. При этом читаются псалмы 86, 126, 121 и 131. В некоторых Требниках печатаются также особые чинопоследования при водружении креста на купол новосооруженного храма и при освящении колокола. Освящение храма и антиминса Чин великого освящения храма совершается после того, как все строительные работы завершены. Этот чин совершается архиереем и лишь в исключительном случае может быть совершен священником (в этом случае некоторые молитвы опускаются).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И это не первый пример бодрой поступи необольшевизма на освобожденной территории. В моем понимании либерализм и большевизм — это разные инструменты уничтожения русского национального сознания. Кто-то задавался вопросом – а Богу угодно восстановление интернационального СССР-2 за счет русского народа, а не исторической Российской империи на которой паразитировал атеистический ленинский большевизм? В той статье я задался вопросом: «А для того ли Господь попустил Ленинопад на территории Украины, чтоб мы его снова воздвигали?» И подытожил: «Те, кто сейчас пытается поиграть в необольшевизм, продвинуть СССР-2 не знали, да ещё и забыли 126-й Псалом «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». БУДУЩЕЕ не за проектом СССР-2, а ЗА ОБНОВЛЕННОЙ, ВОЗРОЖДЕННОЙ, БЕЗСОСЛОВНОЙ, СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ, ЗАБОТЯЩЕЙСЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ!» Но как это может случиться? Как те, кто в юности носил комсомольский значок, те кто сейчас у властного кормила, откажутся от близкого их сердца Советского проекта? Откажутся от красного знамени и заменят это на знамя другое, тоже красное, но с Образом Спаса Нерукотворного? Может ли случиться такое, что знамя -- которое мы «Русь Триединая» подняли в Харькове еще в 2005 м году, знамя с которым мы заходили 24 февраля в Харьковскую область, знамя которое подняли ополчены Новороссии в 2014 м году может быть признано официально признано на самом высоком уровне? Что должно произойти, чтоб Христос, камень, отвергаемый строителями, стал бы во главе угла? Что должно случиться чтобы очевидный лозунг, «СЛАВА ХРИСТУ! СМЕРТЬ АНТИХРИСТУ!» на войне могли использовать подразделения российской армии? Это может случиться очень просто -- по принуждению Свыше, через опыт тяжелых поражений! Накануне Великой Отечественной войны иеросхимонах Аристоклий Афонский, пророчествовал: «немцы войдут в Россию и спасут ее, но в России не останутся и уйдут в свою страну... Германия понесет свою кару в своей земле. Будет разделена». На вопрос – от чего спасут? Аристоклий Афонский отвечал – «от атеизма!» 1941 год приходился на пик «безбожной пятилетки», в которую по планам Советского руководства, планировалось уничтожить оставшиеся храмы. А на 22 июня был спланирован взрыв Храма Рождества Богородицы в Путинках. Да и война началась в день Всех Святых в земле российской просиявших. Тогда терпение Сил Небесных похоже действительно кончилось.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/12/proryv...

Исидора и что отсюда произошло Глава 13, из которой читатель узнаёт, чему учил Старец Исидор в своих беседах Глава 14, самая поучительная, ибо она научает читателя благодатной Иисусовой Молитве Старца Исидора, имеющей доставить немалое духовное утешение всякому, кто станет читать её с разумом Молитва о пяти язвах Спасителя, которой учил молиться своих чад духовных Старец Исидор Глава 15, писанная с той целью, да ведает смиренномудрый читатель, что Старец Исидор не чужд был дара прозорливости и чудотворения Глава 16, о кресте Старца Исидора и о том, как мало понимали его окружавшие его Глава 17, в которой приводятся на память скудные сведения из жизнеописания Старца Исидора, о месте его рождения, о дальнейшей его жизни и о тех духовных воздействиях, которым подвергался Старец Глава 18, повествующая о блаженной кончине Аввы Исидора Глава 19, извещающая любознательного читателя о честном погребении Старца Исидора, а также и о том, каков был лик его после блаженного успокоения от жизни в сем мире и какова могилка его Глава 20, последняя, которой читатель, за недосугом, может не проглядывать, ибо из неё он не получит новых сведений о Старце Исидоре Прибавления: листки, которые раздавал отец Исидор Проповеди Радость навеки Психологическое изъяснение 125 псалма (по еврейскому счету 126) Предисловие По поводу «Беседы на псалом 125» Иоанна Златоустого Начальник жизни Земной путь Богоматери Слово на день Успения Девы Марии Богородицы [Материалы заметки] 114 Община-Церковь и Храм-Церковь Вопль крови Слово в Неделю Крестопоклонную Слово на освящение храма Речь пред началом молебна при поднесении иконы Сласителя Толпыгинским приходом [благодетельнице Пелагии Николаевне] Речь за трапезой, после открытия Толпыгинской школы [О церковной поэзии] Слово на погребение Георгия Харалампиевича Поп-Харалампиева [Слово перед панихидой об усопших воинах] Крест Господень   .   Включённые в настоящий сборник богословские сочинения П.А. Флоренского знакомят читателя с очень важной, но до сих пор мало известной стороной творчества этого замечательного русского мыслителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Потому и Бог подавал им блага не вдруг, а постепенно и мало-помалу, чтобы после ско­рого избавления от бедствий они не обратились опять к преж­нему нечестию; и при самом даровании благ часто напоминал им о нападении врагов, непрестанно пробуждая их от бес­печности. Слова пророка сказаны вообще, но получили начало от этого события. Действительно, их нужно прилагать ко всем, чтобы и мы сами не были беспечными, не оставались в бездей­ствии, но чтобы, делая зависящее от нас, возлагали все на Бога, постоянно и во всем держась надежды на Него. Как без содействия Божия невозможно довести дела до конца, так и при помощи Божией, если мы сами будем беспечны и не дея­тельны, невозможно достигнуть конца. «Напрасно вы встаете рано: вставайте, вкушающие хлеб (в) скорби» ( Пс.126:2 ). Другой переводчик (Акила) говорит: «медлющим садиться» ( βραδνουσι καθησθαι). Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «отсрочивающим сидение» ( χρονζουσι του καθησθαι). Смысл этих слов следующий: хотя бы вы не спали, хотя бы вставали до утра, хотя бы медлили ложиться спать, употребляя все время на труды и работу, но если вы не получите помощи свыше, то все дела человеческие разрушатся и от таких усилий не бу­дет никакой пользы. «Вставайте, вкушающие хлеб (в) скорби». Этими словами он выражает, что они вели труженическую жизнь, будучи вместе и воинами и строителями. Одною рукою, говорит, они держали корзину или камень, а другою – меч, разделяя себя для строе­ния и войны, и вместе с щитами носили мусор. Так как город был не огражден стенами и беззащитен, то действи­тельно иудеи, ежечасно опасаясь внезапных и нечаянных на­падений, строили стены в вооружении; при них были мечи, щиты и копья, а вдали от них находились соглядатаи, которые извещали их о скрытных движениях врагов, и давали знак звуком труб, как скоро издали замечали их приближение. Но хотя бы вы делали это, говорит пророк, и ели хлеб в изнурении, все будет тщетно и напрасно, если не приобретете помощи свыше. Если же они так нуждались в вышней помощи для восстановления города и стен, то гораздо более нуждаемся мы, идущие путем, который ведет на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010