38 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. С. 169. 39 Иоанн (Крестьянкин), архим . Письма. Спасение с.98. 40 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. С. 169 41 Феофан Затворник, свт . Сто восемнадцатый псалом , истолкованный епископом Феофаном. — М., 1891. Стих 32. С. 126. 42 Феофан Затворник, свт . Собрание писем. Письмо 315. 43 Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Указ. соч . 44 Феофан Затворник, свт . Сто восемнадцатый псалом, истолкованный епископом Феофаном. — М., 1891. Стих 158. С. 233. 45 Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Покаяние. Амвросий Оптинский , прп. 46 Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Епитимия. Анатолий Оптинский , прп. 47 Иоанн (Крестьянкин), архим . Неведомому чаду. Деятельные и созерцательные слова (обретенные в переписке). Слово 11 . 48 Иоанн (Крестьянкин), архим . Письма. Таинство причащения // 49 См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт . Избранные письма. Т. 7. Письмо 574. 50 Феофан Затворник, свт . Болезнь и смерть. — М.: Издательский отдел Владимирской Епархии, Православное Братство «Споручницы грешных», 1998. С. 1213. 51 Там же, с. 22. 52 Иоанн (Крестьянкин), архим . Письма. Смертный грех 53 Иоанн (Крестьянкин), архим . Письма. Епитимия 54 Иоанн (Крестьянкин), архим . Письма. Спасение 55 Феофан Затворник, свт . Собрание писем. Письмо 1271. 56 Феофан Затворник, свт . Сто восемнадцатый псалом, истолкованный епископом Феофаном. — М., 1891. Первое восьмистишие. С. 2829. 57 Иоанн (Крестьянкин), архим . Неведомому чаду. Деятельные и созерцательные слова (обретенные в переписке). Слово 46 58 Иоанн (Крестьянкин), архим . Письма. Епитимия 59 Феофан Затворник , свт . Сто восемнадцатый псалом, истолкованный епископом Феофаном. — М., 1891. Восьмое восьмистишие. С. 234236. 60 Феофан Затворник, свт . Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем. Письмо 12. О посте. 61 Иоанн Постник , свт . Правила святого Иоанна Постника c толкованиями епископа Никодима (Милаша). Правило 3 . 62 Там же. 63 Платон (Фивейский) , архиепископ. Понятие и нужда епитимьи .

http://azbyka.ru/epitimya-v-pastyrskoj-p...

Антифон 3-й: Надеющиеся на Господа страшны врагам, и все удивляются им, ибо они взоры свои устремляют к небу (псалом 124-й, 1). Сонм праведников, имея своим помощником Тебя, Спаситель, не простирает своих рук к беззакониям (псалом 124-й, 3). Дух Святый господствует над всем, и Ему поклоняются небесные воинства вместе со всеми существами земными. Глас 7 Антифон 1-й: Плен Сионь от лести обратив, и мене, Спасе, оживи, изъимая работныя страсти! В юг сеяй скорби постныя со слезами, сей радостный пожнет рукояти присноживопитания. Слава, и ныне: Святым Духом источник Божественных сокровищ, от Него же премудрость, разум, страх, Тому хвала и слава, честь и держава! Антифон 2-й: Аще не Господь созиждет дом душевный; всуе труждаемся: разве бо Того (ибо без Него) ни деяния, ни слово совершается! Плодá чрéвна, святии духодвижно прозябают отеческая предания, сыноположения. Слава, и ныне: Святым Духом всяческая еже быти имут: прежде бо всех Бог, всех господьство, свет неприступен, живот всех! Антифон 3-й: Боящиеся Господа, пути живота обретше, ныне и присно ублажаются славою нетленною. Окрест трапезы твоея, яко стеблие, видя исчадия твоя, радуйся и веселися, приводя сия Христови, пастыреначальнику. Слава, и ныне: Святым Духом глубина дарований, богатство славы, судеб глубина велия, единославен Отцу, и Сыну, служимь бо. Антифон 1-й: Возвративший пленников Сионских от блуждания, Спаситель, оживи и меня, избавляя от рабства страстям (псалом 125-й, 1). Кто в знойное время сеет скорби со слезами и постом, тот с радостию будет собирать колосья, доставляющие вечную жизнь. В Святом Духе – источник Божественных сокровищ, от Него – мудрость, разум, страх; Ему (подобает) хвала, слава, честь и держава. Антифон 2-й: Если Господь не созиждет жилища души, то напрасно мы трудимся; ибо без Него ни дело, ни слово не совершается (псалом 126-й). Святые по вдохновению Духа изрекают отеческие догматы о рождении Плода чрева (Богородицы). Всё имеет свое бытие от Святаго Духа; ибо Он прежде всех (тварей) Бог, Господь над всеми, неприступный свет, жизнь всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благословит Господь небесный Всех добродетельных людей, А кто в разврат сойдут безчестный С Его спасительных путей, Те сами к пропастям бездонным Идут с народом беззаконным. Псалом 125 Когда из тяжкаго плененья Господь народ Свой возвращал, То как бы сладкое виденье Он нам в то время даровал, — Мы пели песни, веселились И ликовали всей душой, И все народы удивились, Что сделал нам Господь святой. Да, чудо щедрой благостыни Своей Господь нам показал, Как токи вод в сухой пустыне В стране безжизненной послал! Идет веселыми толпами Истосковавшийся народ, Так всякий сеющий слезами Веселье в будущем пожнет; Вот пахарь с грустию по полю Бросая семя чуть бредет, А как снопов получит вволю, Он песни радостно поет. Псалом 126 Господня все творит десница, Дом строя нам, хранит град наш, Без ней вотще бы стал трудиться И мастер опытный и страж; Тревожно ночью вы встаете, Весь день скорбите у работ, За пищей даже не найдете Себе покоя от забот. А кто на Бога уповает, Тревоги злой не знает он, Ему Создатель посылает Днем ясный мир, а ночью сон; Ему и в старости отраду Рукою щедрой Он пошлет, Детей разумных даст в награду, Надежный в немощях оплот. Бежат противники лютые От стрел искуснаго бойца, Так будут дети молодые Хранить любимаго отца; Блажен, кто этими стрелами Наполнит в юности колчан, Они расправятся с врагами, Клеветников разсеют стан, И не останутся в стыде В дни тяжбы с ними на суде. Псалом 127 Блажен, кто Господа боится, Путями правыми идет, Вотще не будет он трудиться, Своих трудов увидит плод; Женою доброй, домовитой Тебя Всевышний наградит, И ею Он как плодовитой Тебя лозой возвеселит; И взор родительский лаская, Твоих детей цветущий рой, Как маслин роща молодая, Стол окружит счастливый твой. Господь тебе прибавит жизни, Детей увидишь у детей, Пошлет Он мир и всей отчизне, Благословит Своих людей. Псалом 128 Враги жестоко притесняли Меня от самых юных лет, И на хребте моем пахали, Глубокий оставляя след; Но взять со мной в борьбе кровавой Им не пришлось однако верх,

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-probato...

Шестопсалмием называется чтение шести псалмов Давидовых: 3-го, 37-го, 62-го, 87-го, 102-го и 142-го, предваряемое ангельским славословием: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», чем очевидно указывается, что вторая часть утрени соединяется прежде всего с воспоминанием о Рождестве Христа Спасителя. Время чтения шестопсалмия есть время на всенощном бдении весьма важное; ибо, во-1-х, в уставе сказано: «глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших»; во-2-х, во время чтения шестопсалмия положено и свечи тушить; для чего? С одной стороны, для того, чтобы изобразить мрак ночи рождения Христова, которое воспоминается в это время на всенощной, с другой для того, чтобы мы, менее видя глазами, слушали шестопсалмие со вниманием и страхом, и чтобы всякий, стоя в темноте, мог со умилением вздохнуть и прослезиться» (Нов. скриж. 126). Да, оно так и должно быть, ибо читаемые псалмы весьма трогательны, утешительны и поучительны. Они могут и в великом грешнике возбудить чувства умиления и сокрушения сердечного и самую скорбную душу утешить надеждой на милосердие Божие. Скажем о каждом псалме особо. Псалом З-й написан Давидом в то время, когда против него пошел его родной сын Авессалом и когда, сказано, «он отбегал от лица его». В этом псалме Давид жалуется на множество врагов, но вместе и успокоивает себя надеждой на помощь Божию и, уверенный в ней, уже не боится тех, нападающих на него. Он верует, что и ему и народу его явится спасение и благословение от Господа. Псалом 37-й имеет следующее надписание: псалом Давиду, в воспоминание о субботе. Некоторые из отцов церкви дают сему надписанию следующий смысл: Давид, приводя на память тяготеющее его бедствие, просит Бога даровать ему субботство, т.е. упокоение от несчастий (Душеп. чт. 1890 г., декабрь, стр. 572). В этом псалме Давид исповедует свою виновность перед Богом, говоря, что беззакония превзошли главу его и, как бремя тяжкое, тяготят его; что постигшие его бедствия вполне заслужены им, и что они горький плод его беззаконий. Но в это же время он и не теряет надежды на то, что Господь простит его и поспешит к нему на помощь. «На Тя, Господи, уповах», взывает он, «Ты услыши мя, Господи Боже мой» (ст. 16). «Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от Мене, вонми в помощь мою, Господи спасения моего» (ст. 22, 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

греч. букв.: вид Везека греч. букв.: вид фарсиса Прокимен, псалом 126, глас 4: Прокимен, глас 4 Аще не Господь созиждет дом,/всуе трудишася зиждущии. Стих: Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Если Господь не построит дома,/впустую потрудились строители. Стих: Если Господь не сохранит города, впустую бодрствовал страж. Пс 126:1 И чтется Евангелие по предписанному чину. По чтении же, Скоро да предварят ны щедроты Твоя Господи: Трисвятое, с поклоны. По Отче наш: Кондак дне. Господи помилуй, 40. И прочее по обычаю, и отпуст. Ведомо же буди: яко Евангелие от Матфеа все чтется, подобне и от Марка, и от Луки: от Иоанна же чтется до начала святых страстей, яве яко до Ныне прославися Сын Человеческий: Чтется же тако в трех днех, сиречь, в Понедельник, во Вторник, в Среду: И совершается в Среду на 9м часе. Бывают же от Луки чтения три. Прочая же по два. Вкупе всех чтений девять, и вящше ничтоже. Девятый же час трех дней стихословия не имать, якоже речеся. Но по трипсалмии поется от учиненнаго монаха: Иже в девятый час: Слава, и ныне: Иже нас ради рождейся от Девы: И бывает чтение в Четвероевангелии: По немже глаголем: Не предаждь нас до конца: Трисвятое с поклоны. По Отче наш: Кондак дне. Во Царствии Твоем: И прочее последование, яко обычно. Глаголем же и кондак дне. Присовокупляем же и Вечерню. И читается Евангелие по предписанному чину. По чтении же: Скоро да встретит нас сострадание Твое, Господи: Трисвятое по Отче наш: Кондак дня. Господи помилуй, 40. И прочее по обычаю, и отпуст. Девятый же час во все три дня без кафизмы, но с чтением Четвероевангелия: После же читаем Не предай нас до конца: Трисвятое по Отче наш: Кондак дня. Во Царствии Твоем: И прочее последование, как обычно. И начинаем Вечерню. ВО СВЯТЫЙ И ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК ВЕЧЕРА, ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ по предначинательном псалме обычное стихословие: Ко Господу внегда скорбети ми, воззвах: На Господи воззвах, поставим стихов 10, и поем стихиры самогласны дне 4 по дважды, а два по единожды, глас 1:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

Содержание: л. 1-45. Аввы Дорофея поучения (2-5). «Преподобнаго отца нашего Дорофея поучение о смиренномудрии». Нач.: «Рече некто от старец, прежде всего требуем смиренномудрия...» л. 46-51. «Преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина, слово о отцех скончавшихся и в посте просиявших. Слово 112». Нач.: «В сей день первый благознаменитый...» л. 52. Слово «О укорениии самаго себе». Нач.: «Горе мне окаянному, грешному, горе мне нечистому и непотребному…» л. 52 об. Слово «Святаго Симеона Метофраста». Нач.: «Иже покарятися словеси Божию хотящим…» л. 53-56 об. «Преподобнаго отца нашего Исаака Сирина епископа Ниневийскаго, постника и отшелника о чине новоначальных, и уставе и прикладных тем». Нач.: «Сей есть чин целомудрен, и Богу любезен…» л. 57-84. Поучения из Патерика. «Патерика египетскаго. О смирении и плачи. Глава 4». Нач.: «Отец некий сидяше в луце близ блаженаго Антония…» л. 84 об.-102 об. Стословец Каллиста и Игнатия Ксанфопулов (без начала и окончания), (выписки из глав: 16, 21, 22, 23, 54, 25, 29). «Святаго отца нашего Каллиста патриарха. Како подобает мирну быти тебе». Нач.: «О третием же, сиречь мирну бытии тебе со всеми…» л. 102 об.-106 об. «Святаго Нила Синайскаго» (выписки из глав о молитве). Нач.: «Аще помолитися желаеши, отрецыся всех…» л. 107-122 об. «Иже во святых отца нашего Василия архиепископа Кесарии Каппадокийския, слово постническо и совет о отречении мира и совершенстве духовнем». Нач. «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы…» л. 123-126 об. «Поучение во святых отца нашего Василиа Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, како подобает украшену быти иноку». Нач.: «Достоит монаху прежде всех, нестяжательное житие имети, телесе особность и украшение образа…» л. 126 об.-127 об. «Тогожде Василия Великаго толкования на псалом 33». «Благословлю Господа на всякое время…» л. 128-146 об. Маргарит (выписки). «От Маргарита Иоана Златоустаго некоторыя словеса зело сладки и душеполезны». Нач.: «Приведе от первыя заповеди, глаголя…» л. 147-192 об. «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго. Слово о покаянии».

http://bogoslov.ru/article/6192471

Ст. 161. ...по слов Твоих устрашилось – только слов Твоих боялось. Ст. 162. ...богатство – букв. «добычу». Ст. 163. В человеке, долго живущем, гаснет сочувствие к греху и рождается отвращение к нему. Ст. 164. ...семикратно – здесь: много раз, постоянно (см.: Притч. 24:16; 26:25 ). Ст. 165. ...не страшны им соблазны – люди, любящие Закон, сохраняют глубокий внутренний покой, который ничем не может быть нарушен. Ст. 168. Исполнение заповедей открывает душу человека перед Богом. Ст. 169–176. Двадцать вторая строфа. Заключительное восьмистишие исполнено чувством благоговейной хвалы Богу, из уст Псалмопевца льется песнь благодарения и мольба, он весь усвоился Богу; не отступая от заповедей, он ищет вразумления и спасения и ощущает близость Божию к себе. Ст. 169. Да вознесется – букв. «да приблизится». Ст. 171. ...песнопение – хвалебная песнь благодарности. Ст. 173. ...возлюбил – букв. «избрал». Ст. 175. ...оправдает – букв. «поможет». Ст. 176. ...словно овца – образ заблудившейся овцы обычен для Библии (ср.: Ис. 53:6 ); ...Ты найдешь – букв. «найди».   Псалом 119 Псалмы 119–133 снабжены общим повторяющимся заголовком Песнь восхождения (церковносл. «Песнь степеней»), что позволяет видеть в них как бы особый сборник псалмов внутри Псалтири. Смысл термина «восхождение» не совсем ясен. Песни восхождения, возможно, пели паломники, три раза в год приходившие в Иерусалим на праздник; их могли петь «вавилонские пленники» евреи, возвращавшиеся с равнин Вавилона в родную гористую Иудею, и, наконец, их могли петь левиты, поднимаясь по ступеням храма (право предположить это дает число псалмов – 15). Святые отцы связывают название псалмов с возвращением пленников из Вавилона в Иерусалим. В пс. 119–126 свт. Афанасий Великий прочитывает намеки на определенные этапы этого возвращения: пс. 119 воспевался, по его мнению, еще в Вавилоне, при первом известии об освобождении, пс. 120 – в горах, по дороге из Вавилона, пс. 122 – людьми, которые утомлены долгим странствованием, пс. 124 – теми, кто видит родной город, пс. 125 -теми, кто успел войти в него, пс. 126 – теми, кто уже заложил основание нового храма. В последующих псалмах он находит пророчество о Церкви Христовой. Святитель Иоанн Златоуст также понимает восхождение как свидетельство о возвращении древних евреев из Вавилона и одновременно объясняет переносный смысл слова как указание на восхождение по ступеням добродетелей, которые ведут человека к Небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. Беседа о полунощнице Утреннее богослужение, о котором теперь побеседуем, слагается, братия, из полунощницы, утрени и первого часа. Утреннее богослужение обыкновенно начинается у нас полунощницею, молитвенным чтением и пением, которое древние совершали (как и теперь некоторые обители совершают) в самую полночь. Это самое раннее и более всех удаленное от мирского шума время церковь учит нас посвящать Господу и предлагает тогда такие молитвы и воспоминания, которые наиболее могут утверждать жизнь христианина в Боге и уповании жизни вечной. На полунощнице, после обыкновенных начальных молитв, мы прежде всего очищаем себя чувствами покаяния и потому читаем псалом покаянный – 50-й. Затем чтением великого псалма 118 (кафизмы 17-й) утверждаем волю свою в законе Божием; ибо исповедуем с псалмопевцем, как блаженны ходящии в законе Господни, как благ он паче тысящ злата и сребра, сладостен паче меда и сота, как умудряет ревнителей своих паче старец, просвещает и вразумляет самых младенцев, как дарует многий мир и другие драгоценные блага любящим его. Этот псалом есть один из поучительнейших в целой псалтири: его воспевает церковь при воспоминании погребения Спасителева в великую субботу, его повторяет при гробе каждого брата нашего, отшедшего в другой мир; его же положила она повторять и ежедневно, дабы в сердце каждого христианина, как на дверях отшельника, живо начертать важную и приснопамятную истину: «помни смерть» 49 . Утвердив, таким образом, волю свою в воле Божией, христианин, вставши от сна, старается утвердить и сердце свое в истинной вере, для чего читает символ веры . Потом слышим песнь: «се жених грядет в полунощи», и другие песни, напоминающие нам о втором пришествии Господа, да не постигнет оно нас, как тать в нощи ( 2Петр. 3:10 ), неприготовленных. Но приводя на память страшный день суда, имеющего решить участь всех на целую вечность, как не воспомянуть отцов и братий наших, уже прешедших предел смерти и там, где нет места покаянию, жаждущих молитв святой церкви? Потому церковь под конец полунощницы полагает моление за усопших. Это моление начинает она двумя псалмами: возведох очи мои в горы (126) и Се ныне благословите Господа вси раби Господни (133), воззывающими дух наш к Тому, Кто недремленно хранит нового Израиля и особенно присутствует благодатью Своей в святилищах; а потом – в песнях и молитве: «помяни, Господи, в надежде воскресения, жизни вечныя, усопшия»... побуждает нас просить усопшим прощения грехов и упокоения в месте светле, идеже присещает свет лица Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дошедши до северной страны, когда пение псалма кончилось, святитель, обратившись лицом к северу, произнес следующую молитву: «Господи, Боже наш, север и море и всяческая создавый, егоже небо и земля вместити не может, на земли храм Себе имети изволивый ко всегдашнему хвалению пресвятаго имени Твоего, смиренно припадающе Твое человеколюбие молим, основания храма сего, и все его здание благослови, и силою Твоею утверди, непозыблемо же и неразрушимо сотвори, во славу Тебе единого в Троице Святей славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков». «Аминь», подтвердил хор. После того, шествие продолжилось к западу, и певцы, как бы в ответ на приведенную молитву, стали петь 126 псалом, возбуждающий живую надежду на Бога в этом деле. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (напрасно бодрствует страж). Если что, то именно приведенные слова имели особенный смысл и значение в данном случае и исполнились с буквальною точностью. Начать строить почти без всяких средств и в четыре года довести постройку до конца, – не говорит ли это ясно, что Сам Господь создал этот храм и, вообще, созидает все храмы на св. Руси, так как история почти всех храмов в этом отношении одинакова. Дошедши до запада и обратившись лицом к западу, архиерей вознес следующую молитву: «Господи, Боже наш, егоже хвально имя от восток солнца до запад, Твоим божественным Промыслом избравый в жилище Себе место сие: посли ныне, смиренно молим Тя, небесное Твое благословение на не, и благослови начало здания сего, и укрепи и утверди е, и благопоспешно к совершению приведи: Ты бо еси вся на пользу душ наших действуяй, и Тебе славу воссылаем»... По прочтении молитвы, продолжилось шествие и кропление от запада к югу. Для понимания совершающегося действия, певчие пели 121 псалом, наглядно изображающий радость приближающихся к дому Господню: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень». «Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим», слышится торжество по случаю скорого достижения цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Прокимен (псалом 126), глас 4: Аще не Господь созиждет дом,/всуе трудишася зиждущии.  Стих: Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. На вечерне Прокимен (псалом 127), глас 6: Благословит тя Господь от Сиона,/и узриши благая Иерусалима.  Стих: Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Чтение Исхода  1–20] 1 Вот имена сыновей Израиля, вошедших в Египет с отцом их Иаковом, каждый с домом своим: 2 Рувим, Симеон, Левий, Иуда, 3 Иссахар, Завулон и Вениамин, 4 Дан и Нефалим, Гад и Асир; 5 Иосиф же был в Египте. И было всех душ, происшедших от Иакова семьдесят пять. 6 И умер Иосиф, и все братья его и всё их поколение. 7 Сыны же Израиля возросли в числе, и умножились, и распространились, и весьма укрепились; и приумножала их земля. 8 И возвысился в Египте другой царь, который не знал Иосифа. 9 И сказал он народу своему: «Вот, народ сынов Израилевых очень многочислен и превосходит нас. 10 Давайте перехитрим их, чтобы народ больше не рос в числе, и, если случится у нас война, не присоединились они к противникам и, вступив в войну с нами, не ушли из нашей земли. 11 И приставил он к ним начальников работ, чтобы те изнуряли их трудами; и они построили для фараона укреплённые города: Пифом, и Рамесси и Он, который есть Город Солнца. 12 Насколько же их ослабляли, настолько более многочисленными они становились и весьма-весьма усиливались; и египтяне страшились сынов Израиля. 13 И сильно угнетали египтяне сынов Израилевых 14 и истощали их жизнь тяжелой работой с глиной и обжиганием кирпичей и всеми работами в поле — всеми трудами, которыми можно было сильно поработить их. 15 И сказал царь египтян повитухам евреев — имя одной из них Сепфора, а имя второй Фуа: 16 «Когда будете помогать еврейкам при родах, и они будут готовы родить, если будет дитя мужского пола, убивайте его, если же будет женского — оставляйте его». 17 Но повитухи побоялись Бога и не поступили так, как повелел им царь Египта, и сохраняли жизнь мальчикам. 18 Позвал же царь египетский повитух и сказал им: «Почему вы так поступаете и оставляете в живых мужской пол?» 19 И сказали повитухи фараону: «Женщины-еврейки не таковы, как женщины египетские: ибо они рождают еще до того, как приходят к ним повитухи». 20 И сотворил Бог благо повитухам, и умножался народ и весьма укреплялся. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010