112 Епископ Агафангел (Соловьев) : Слова: Отцу Господа моего, составляют объяснение псалма 109, 1 и выражают собою веру в грядущего Мессию, обетованнаго Избавителя человеческого рода. Сирский и Арабский перевод читают только: я воззвал к Отцу моему на небе. (( Агафангел (Соловьев) , еп. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с кратким объяснением. – СПб., 1859 г., – с. 383.) 114 В статье «Давид» в «Православной энциклопедии» приводится также гипотеза, согласно которой «Ледавид» может указывать на сборник, из которого заимствован псалом/Православная энциклопедия. – М., 2006. – Т. XIII. – С. 550. 116 У родоначальника левитов Левия были сыновья: Гирсон, Кааф и Мерари. Они стали родоначальниками племен колена Левиина. 119 Такого рода надписания встречаются уже в древней шумерской литературе. На глиняной табличке III тысячелетия до Рождества Христова, содержащей текст предания «О сотворении мира», имеется запись мелодии и сопроводительные пояснения: «песнь под литавры», «песнь под барабаны», «плач на флейте». 126 Романов Б. Псалмопевец Давид и русская поэзия/Псалтирь в русской поэзии. – М.: Ключ, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – С. 16. 127 Романов Б. Псалмопевец Давид и русская поэзия/Псалтирь в русской поэзии. – М.: Ключ, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – С. 19. О стихотворных переложениях М.В.Ломоносова см. статью О.А. Державиной «Стихотворные переложения Ломоносова//Ломоносов и русская литература. – М., 1987. – с. 189–199. 130 См.: Филарет, святитель митрополит Московский. Толкование 2-го псалма/предисловие иером. Ианнуария (Ивлиева) /Богословские Труды. Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академию – М., 1986. – С. 281–294. 133 См. славянский перевод стиха 7: «Возвещаяй повеление Господне. Господь рече: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». 146 Симон (Новиков), иером. Митрополит Московский Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета. – Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1959. – С.105. 168 Кирилл, святитель, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. – М., 1991. – с. 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

114. Архангельский И. Сеятель христианского благочестия. Сборник лучших проповеднических трудов русских пастырей и архипастырей: а) Христианские назидания. б) Как нам спастись? в) О законе любви к Богу и ближним. г) О молитве. д) О св. храме и Таинствах. е) Великопостные поучения. ж) На дни праздников Господских и Богородичных). М., 1916. – 332 с. 115. Архангельский И. Проявление Апостольской веры в жизни Церкви. 116. Бандаков В. , протоиерей. Простые и краткие поучения в 10-ти томах. Харьков, 1879–1881. – (Около 3000 с.). 117. Бандаков В. , протоиерей. Царство Благодати или собрание истин и примеров из жития святых по Четьи-Минеи. (В помощь проповедникам слова Божия, с алфавитным указателем). Харьков, 1880. – 416 с. 118. Барсов Н. , профессор. История первобытной христианской проповеди. (До IV века). СПб., 1885. – 371 с. 119. Батарчуков Ф. Раскрытие вероучения и нравоучения в проповедях на двунадесятые праздники. Курсовое сочинение на соискание ученой степени кандидата богословия. (На с. 173–179 библиография). Загорск, 1984. – 180 с. Машинопись. 120. Беловидов П., протоиерей. Краткие поучения на воскресные и праздничные дни. Тамбов, 1864. – 136 с. 121. Белоцветов А. , протоиерей. Круг поучений на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: пасхальную, первую поста и страстную, с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу. М., 1876.–314 с. 122. Берсье Е. Беседы. В 5-ти томах. СПб., 1890–1902. – (1108 а). 123. Беседы в воспоминание празднуемых Церковью священных и великих событий, произнесённых на всенощных бдениях. М., 1863. – 61 с. 124. Беседы по псалму «На реках Вавилонских», на три воскресные дня, в которые поется псалом сей. СПб., 1845. – 29 с. 125. Беседы сельского священника к прихожанам. Киев, 1865. – 331 с. 126. Благовестник. Сборник поучений на все воскресные и праздничные дни. М., 1913. – 249 с. 127. Бобров А., протоиерей. Избранные слова, поучения и речи. Сергиев Посад, 1913. –249 с. 128. Бобров П., протоиерей. Поучения сельского пастыря на весь православный катехизис. СПб., 1904. – 214 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

124. СЛОВО БОЖИЕ ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ ТАК:   «Кого Он предузнал, тем и предопределил» (Рим. 8:29).   125. В ИЗЛОЖЕНИИ ВЕРЫ ВОСТОЧНЫХ ПАТРИАРХОВ ОБ ЭТОМ СКАЗАНО: Поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие плохо, то одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й). 126. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ? Промыслом Божиим называется имеющее место вслед за сотворением мира и человека действие Божие по отношению к миру и особенно к человеку. 127. ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ ЕСТЬ НЕПРЕСТАННОЕ ДЕЙСТВИЕ всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. 128. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ? О промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). В этих словах виден как общий промысел Божий о тварях, так и особый — о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного промысла Божия о человеке.   О втором члене Символа веры. 129. КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ИМЕНА «ИИСУС», «ХРИСТОС», «СЫН БОЖИЙ»? Сыном Божиим называется второе лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом , когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю. 130. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ИИСУС»? Имя Иисус означает Спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом. 131. ЭТО ИМЯ НАРЕЧЕНО БЫНУ БОЖИЮ ПРИ РОЖДЕНИИ ЕГО НА ЗЕМЛЕ, потому что Он родился спасти людей. 132. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ХРИСТОС»? Имя Христос означает Помазанник и оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа. 133. КОГО НАЗЫВАЛИ ПОМАЗАННИКАМИ? Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей , первосвященников и пророков .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

124. Слово Божие говорит об этом так: Кого Он предузнал, тем и предопределил (Рим 8:29). 125. В изложении веры Восточных Патриархов об этом сказано: Поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие плохо, то одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й). 126. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ? Промыслом Божиим называется имеющее место вслед за сотворением мира и человека действие Божие по отношению к миру и особенно к человеку. 127. Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. 128. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВ. ПИСАНИИ? О промысле Божием в св. Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф 6:26). В этих словах виден как общий промысел Божий о тварях, так и особый — о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного промысла Божия о человеке. О втором члене Символа веры. 129. КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ИМЕНА “ИИСУС”, “ХРИСТОС,” “СЫН БОЖИЙ”? Сыном Божиим называется второе лицо Св. Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю. 130. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ИИСУС”? Имя Иисус означает Спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом. 131. Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он родился спасти людей. 132. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ХРИСТОС”? Имя Христос означает Помазанник и оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Св. Духа. 133. КОГО НАЗЫВАЛИ ПОМАЗАННИКАМИ? Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

126. Вслед за сотворением мира и человека непосредственно следует действие Божие по отношению к миру, и особенно к человеку, называемое Промыслом Божиим. 127. Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. 128. О Промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: " Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте? " (Мф.6,26). В этом изречении виден как общий Промысл Божий о тварях, так и особый - о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о человеке. О втором члене Символа веры 129. Имена Иисус Христос, Сын Божий следует понимать так. Сыном Божиим называется Второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда еще ожидалось Пришествие Его на землю. 130. Имя Иисус означает Спаситель, и оно наречено Архангелом Гавриилом. 131 Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он родился спасти людей. 132. Имя Христос означает Помазанник, и оно произошло от помазания Священным Миром, через которое подаются дары благодати Духа Святого. 133. Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков. 134. Иисус, Сын Божий, называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Духа Святого. Таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. 135. Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть Истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. 136. Священное Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так: вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин.1,1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

12 . За что же такая ненависть врагов к псалмопевцу? что он сделал им? – не причинил ли он им какого либо зла или обиды? – Подобные вопросы псалмопевец предлагал сыну Саулову Ионафану ( 1Цар.20:1 ) и самому Саулу ( – 26:18); и последний, будучи тронут великодушно оказанною ему пощадою со стороны гонимого, откровенно сознался, что не знает за ним никакого зла и сказал: ты правее меня; ибо ты воздавал мне добром, а я воздавал тебе злом ( – 24:18). Представляя мысленно подобные же вопросы здесь в псалме, при изображении враждебных действий врагов своих, псалмопевец и дает далее на них ответ словами Саула: воздают мне злом за добро ( лкава воз блга), показывая тем, что с его стороны не было никакого повода к возбуждению против него преследования, что он не только не сделал врагам своим, никакого зла, а напротив делал одно добро, а они были на столько не благодарны и злы, что отплатили ему злом, – и велел за тем кратко, одним штрихом, но необыкновенно выразительно обрисовывает это зло, каким воздают ему за его добро. Они воздают ему сиротством душе его, то есть своими преследованиями лишают его жены, семейства и друзей и ставят его в положение несчастного, всеми забытого (Феодорит), беспомощного сироты (ср. 1Цар.19:12 и 25:44; 26:19 б ; Пс.21:21; 26:16; 24:10; 30:12–13 ), или по буквальному с еврейского греко-славянскому переводу: дш моей,=лишают самого дорогого семейного утешения и отрады ( Пс.112:9 б ; 126:3; 127:3–4) и причиняют душе тяжкую скорбь, подобную той, какую испытывают потерявшие всех своих детей родители (ср. Быт.42:36 и 38; Иов.1:19–20 ; Ис.47:9 ). – Так неблагодарные Христу Спасителю иудеи «за полученные от него благодеяния ругались Ему, поносили и предали Его Кресту». Они в буквальном смысле «причинили Ему и бесчадие, воспрепятствовав многим сделаться учениками Его, которые называются чадами духовными» (св. Кирилл Александр. у Зигабена; ср. св. Афанасий и бл. Августин; также Евсевий на ст. 13). Особенно трогательно объясняет этот ст. в применении к Иисусу Христу православная церковь в своих песнях на Великий Пяток, обращаясь от лица Христова к неблагодарным иудеям с следующими словами: за кое дело хощете мя распяти иудее? яко расслабленные ваша стягнух, зане мертвецы аки от сна возставих, кровоточивую исцелих, хананею помиловах (стихира 3-го часа)? Людие мои, что сотворих вам? или чим вам стужих? – слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа, суща на одре, исправих. Людие мои, что сотворих вам? или что мне воздаете? – за манну желчь, за воду оцет, за еже любити мя, ко кресту мя пригвоздисте... (стихира 6-го часа).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

141 Сравнение в отожествление этих имен сделано Бругшем, указавшем что имя Кислон носил отец Елидада из кол. Вениамина ( Числа 34, 21 ) и что Кислон, значит крепкий, сильный. Ср. наши прим. в Бругше на стр. 525 и об Ариеле, (т. е. льве) на стр. 526. 142 Прекрасно говорит св. Василий Великий (Беседа 15 о вере, см. изд. 1858 Твор Василия В. ч. IV, стр. 263) о действии Духа Божия в христианском мире: «возьмет ли мытаря верующего, делает его евангелистом; если будет в рыбаре, совершает его богословом; если найдет гонителя кающегося, соделывает его Апостолом языков, сосудом избранным. Им немощные крепки бедные богаты, невежды мудрее мудрых». 144 Мы не касаемся последующих событий, и между прочим искажения откровенной религии человеческими узкими взглядами, которые не дозволяли очам их узреть спасение Божие во дни пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Но среди Израиля со дня плена Вавилонского нет тени служения богам языческим. 145 В этом отделе, кроме книги Руфь считаются: Иов, Псалтырь, Притчи, Песнь Песней, Екклезиаст, Плач Иеремии, Есфирь; Даниель, Ездра, Неемия и 2 книги Паралипоменон. 146 Ср. 2 Ц. VII, II, 16; обетования Давиду и пророчества: Исаии IX, 17 XXII, 22; LX, 3; Иеремии XXIII, 5; XXX, 9 Осия III, 5, Амоса IX, 11, см. еще XII; главу Захарии и мног. др. пророчества, о которых мы будем еще говорить ниже. 147 От Фареса до Давида девять поколений, – но явно, что в этом перечне большие пропуски, ибо от Иуды до Давида не менее 700 или 800 лет. По-ви­димому все поколения, жившие еще в Египте в течение 400 лет, пропущены. 148 См. в Левите: некоторые преступления наказуются пророческими словами: «бездетны умрут они», напр. XX, 20, 21 и ср. в Исходе XXIII, 26, в числе благословений указано, что не будет женщин бесплодных. 151 В переводе Семидесяти (кроме впрочем книги Бытия и книги Иисуса Навина) они всегда называются аллофилами, т.е. пришельцами, чужеземцами. Еберс (Ebers «Aegypten und die Bücher Moses», S. 126. 1867) думает, что Филистимляне тожественны с Кафторим Быт. Х, 14 (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1426 «Нет святее того языка, – говорит свт. Иоанн Златоуст , – который в болезнях благодарит Бога; поистине такой человек, который благодарит, терпя болезнь, ничем не отличается от мучеников, как и они венчается он мученическим венцом. Ибо и ему предстоит мучитель, понуждая ропотом, хулою отречься от Бога, предстоит дьявол , удручая мучительными помыслами, помрачая печалью и унынием. Вот почему кто терпит болезни и благодарит – мученический венец приемлет» (Беседа 8 на посл. к Колос.). Епископ Феофан Затворник пишет, что «страждущие и с покорностью перед Богом переносящие свое скорбное житие – то же что мученики, для которых уготованы такие блага, с которыми настоящие скорбности и нуля не стоят» (Еп. Феофан. Письма//Тамб. Епарх. Ведом. 1895, 27. С. 706). 1429 «Все, что ни встречается тебе прискорбного и горестного, – пишет преп. Нил Синайский , – принимай без всякого ропота, поклоняясь Всесовершенному, потому что без Владычнего суда не постигает нас никакая болезнь и ничего обыкновенно нас изнуряющее и опечаливающее» (Творения. Ч. III, кн. 3, п. 115. С. 274–275). 1434 Иеросхм. Амвросий Оптинский . Письма//Душеполезн. чтен. 1903. T. III. С. 114. Афонский подвижник о. Силуан так говорил одному схимнику: «Благодари Бога за болезнь, а то плохо будешь умирать». Иером. Софроний. Указ. соч. С. 191. 1449 Жизнеописание настоятеля Малоярославского мон-ря игум. Антония. С. 32–33. «В болезни, скорби, читай псалом 101-й», – советует игум. Антоний. В тяжелой болезни он же советует читать молитву св. Евстратия «Величая величаю Тя», помещенную в субботней полунощнице (Письма, п. 39. С. 48; п. 126. С. 150). 1453 «Иногда христиане, – пишет свт. Василий Великий , – погрешают в различении вещей, поступая невежественно (без духовного рассуждения) при прошении себе (от Бога) полезного, одного прося как блага, хотя часто и не служит им на пользу, и от другого уклоняясь как от зла, хотя бы это принесло бы им иногда и много пользы. Например: болен ли кто? Избегая тягости болезни, молится он о здоровье. Но часто и болезнь полезна, когда она вразумляет грешника, и здоровье вредно, когда пользующемуся им послужит пособием ко греху» (Творения. Т. I. М., 1853. С. 340).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

1745 Между этими годами обыкновенно полагают время царствования Давида; но не должно забывать, что значительная часть его псалмов написана была им еще прежде его воцарения. См. выше ист. псалом стр. 51–61. 1751 По мнению древних и новых толкователей, Пс. 49 -й Асафов поставлен между 48-м Кореевым и 50-м Давидовым потому, что он с первым сходится в обличении и возвещении суда нечестивым, забывающим Бога ( Пс.48:6–16 и 49:15–22), и в призывании всех народов земли внимать преподаваемым урокам благочестия (48:2 и 49:7. См. Златоуст на Пс. 49 , Т. 1, стр. 444; ср. Бл. Феодорита на тот же Пс. Т. 2, стр. 278), а с последним раскрывает одну и туже истину, что животные жертвы и вообще внешнее богопочтение, без внутреннего сердечного расположения, не угодны Богу ( Пс.49:8–15, 23, 50:18–19 . См Koster и Hitzig на Пс. 49–50 и Delitzsch Symbolae ad Psalm illustr isag p. 54–55). Поставление Давидова 85 Пс. между Кореевыми объясняется тем, что с предшествующим 84 псалмом он представляет очень сходную молитву к Господу о помиловании, а следующий за ним 86 Пс., составляет развитие выраженной в нем (ст. 9) мысли об обращении язычников (см. Symbolae стр. 60). Давидовы псалмы 100, 102 и 103 составляются с позднейшими (101 и 104–106) по тожеству развивающейся в них мысли о бесконечной благости и правед. Божией (ср Koster на Пс. 101 и Hengst 4, 1, S 126 и 166, Symbolae стр. 62). О сопоставлении Псс. 102–106 по сродству их между собою в указанном отношении хорошо замечает наш ученый исследователь Псалтири Прот. Павский. Сказав, что в Пс. 102 Давид благословляет Господа, венчающего боящихся Его милостью и щедротами и призывает все небесные силы к прославлению Его, он продолжает: «собиратель последней части псалмов, внимая сему воззванию, присовокупляет к его (Давида) псалму другие четыре, все подобные между собою в том, что прославляют смотрение Божие, Его премудрость и благость, созерцаемую в природе ( Пс. 103 ), в устроении на земле церкви (104 и 105) и в общежительных делах человеческих (106 Пс.)». (Обозр. Пс. стр. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

(1) По словам того же Кирилла: Под врагами должно разуметь и изобретателей ересей, как таких, которые обыкновенно противопоставляют правоте учений ложь: процветши на короткое время, и увядши, подобно траве, они подвергнутся смерти и понесут наказание за грехи, будучи казнимы, как враги Господа, и исчезнуть как дым. Пс.36:21 .  Заемлет грешный и не возвратит Грешник, говорит, не только не дает милостыни из своих вещей, но и долга не платит за заем, который взял у другого; столько он немилосерд и беззаконен! Праведный же щедрит и дает Праведный, однакож, говорит, делает совершенно противное тому; и не только дает, или возвращает чужой заем, но еще оказывает щедрость и милость из своей собственности нищим. Или можно понимать так: праведный, хотя и знает, что грешник есть неблагодарный должник, однакож во время нужды, он дает и ему в займы (1). (1) Слова Феодорита: Таков, был Саул: он получал много благодеяний от божественнейшего Давида; но воздать благодетелю своему добром не хотел, а блаженный Давид подражал в благодеяниях Владыке, повелевающему солнцу своему восходить на злых и добрых. Пс.36:22 .  Яко благословящии его наследят землю, кленущии же его потребятся Столь, говорит, много печется Бог о праведнике, что даже милует и тех, которые уважают и прославляют его, как напротив того наказывает тех, которые не уважают и бесчестят его; почему Он и к Аврааму сказал: благословлю благословляющих тебя и прокляну проклинающих тебя ( Быт.12:3 ). А проклятием Он назвал неуважение и бесчестие. Ибо – не означает здесь причины, но утверждение и, кажется, поставлено излишне: во многих местах Давид употребляет это выражение, то есть, пишет его напрасно. Пс.36:23 . От Господа стопы человеку исправляются Здесь Псалмопевец ясно учит, что без помощи Божией человек сам по себе не может совершить ничего доброго: ибо если не Господь, говорит, построит дом, то напрасно трудились строившие ( Пс.126:1 ), ибо усердию человека содействуете Бог. Говорит – человека – не просто всякого, но праведного (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010