издания. Это песнопения местного юго-западного происхождения, не составляющие полного церковного осмогласия и существующие в нотных книгах без надписания гласа. В некоторых из них, впрочем, можно усматривать признаки того или другого гласа, другие же имеют своеобразную, самопесенную мелодию, не повторяющуюся в прочих песнопениях. Так песнопение: «Всякое дыхание» (Обих. л. 72) по гласовым признаками принадлежит 4 гласу; «Единородный Сыне» (л. 117 об.) распето во гласе 6; причастен «Чашу спасения» (л. 152157) и «Воскресни Боже» (л. 2 об.) распеты в характере гласа 7. По законам гласа 8 распеты: «Ныне отпущаеши» (л. 27. Слич. л. 181 «Егда славнии ученицы»), «Достойно» (л. 142 об.) и «Взбранной воеводе» (л. 178 об.). «Во царствии Твоем» (л. 162 об.), «Се жених грядет» (л. 179), «Чертог Твой» (л. 180), «Егда славнии ученицы» (л. 180181) и чин панихиды (л. 274280). К самопесненным мелодиям принадлежат мелодии песнопений: «Благослови душе моя Господа», – предначинательный псалом на всенощном бдений (л. 3), «С нами Бог» (л. 9), «Блажен муж» (л. 14 об.), «Свете тихий» (л. 24 об.), полиелей (л. 45 об.), «На реках вавилонских» (л. 50), «Взбранной воеводе» (л. 81 об.), трисвятое (л. 121) и последование погребения (л. 259270). Наконец, песнопения: «Днесь спасете миру бысть» (л. 80) и «Воскрес из гроба» (л. 80 об.), надписанные в Синод. Обиходе киевским распевом, по исследованию о. прот. Д. В. Разумовского, принадлежат знаменному, а не киевскому распеву, и действительно, ни в одном известном нам Ирмологе юго-западного происхождения не имеются. 124 Благодаря Церковно-археологическому обществу в Киеве и его музею, мы имели два печатных львовских Ирмолога: один, изд. в 1700 г., более краткий по-своему содержанию и другой, изд. в 1709 г., более пространный. В первом из них нет напевов »Господи воззвах», во втором же нет воскресных тропарей. 125 В этом Ирмологе мелодия песнопения «Господи воззвах» изложена на кварту ниже прилагаемого образца. 126 Слич., напр., подобны Октоиха и песнопение: »Кресту Твоему» (Обих. Син. изд. 1864 г., лл. 83 об. и 121), распетое во гласе 1, величания (50 об. и 61 об.), распетые во гласе 5, стихиру на Рождество Христово» Слава в вышних Богу»(л. 73) – во гласе 6, и другие. Читать далее Источник: Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви/[Соч.] И. Вознесенского. - Киев: Тип. С.В. Кульженко, 1888-./Ч. 1: Киевский роспев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах» (Техническое построение). - 1888. - 146, с.: нот. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

На Часах : Первый: 5-й, 89-й, 100-й. Третий: 16-й, 24-й, 50-й. На Часах : Шестой: 53-й, 54-й, 90-й. Девятый: 83-й, 84-й, 85-й. На Вечерне: Предначинательный псалом: 103-й, «Блажен муж»: 1-й, на «Господи воззвах»: 140-й, 141-й, 129-й, 116-й, в конце вечерни: 33-й. На Литургии : 102-й, 145-й. Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию. Благодарственные и хвалебные: 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150. Прославляющие Бога: 8, 17, 92, 102, 103. Назидательные: 1, 40, 32, 45, 84, 89, 100, 111, 126. Изливающие скорбь: 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142. Выражающие надежду на Бога: 53, 85, 90, 111, 120. Просящие о защите от врагов и неприятностей: 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142. Покаянные: 38, 50. Выражающие радость: 32, 83, 114. Книга Притчей Соломоновых Главным автором книги «Притчей» был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р. Хр. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем книги Притчей, как Давид – Псалтыри. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе». Соломон просил у Бога одного лишь: мудрости, чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты не просил себе богатства, имения, славы, побед, долголетия, а попросил премудрости и знания, дастся тебе премудрость и знание, а богатство, имение и славу Я дам тебе такие, каких не бывало у прежних царей и не будет после тебя» ( 3Цар. 3:11–14 ). И действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в книгу Притчей. В еврейской библии книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников (греческий перевод библии 3-го века до Р. Хр.) – «Паремии», в славянской библии – «Притчи Соломона». У свв. Отцов она называется София» – «Премудрость всякой добродетели». Написана книга Притчей в форме стихотворного параллелизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Тема ночи и утра отчетливо звучит в псалмах 3:62, 87 и 142 и несколько завуалированно – в псалмах 37 и 102 (Об утреннем времени говорится и в других псалмах, например, в псалмах первого часа (5:4, 89:6, 100:8), а также вПс.1:2, 29:6, 48:15, 58:17, 72:14, 118:148, 126:2, 129:57. – Прим. ред.). Однако, если выписать подряд отмеченные Скабаллановичем стихи, то нетрудно увидеть проходящую через все Шестопсалмие “волну” – чередование тьмы и света, идущее по нарастающей и заканчивающееся светлой надеждой на милость Божию. Первый псалом Шестопсалмия открывает эту тему: аз уснух и спах (ночь), востах, яко Господь заступит мя – пробуждение ( Пс.3:6 ). Затем наступает полоса как бы непрерывного мрака: весь день (т.е. всегда, непрестанно) сетуя хождах ( Пс.37:7 ), лъстивным весь день поучахуся ( Пс.37:13 ), которая сменяется радостной, утренней устремленностью к Богу: Боже, Боже мой, к Тебе, утренюю ( Пс.62:2 ). Тема ночной и утренней (т.е. постоянной) обращенности к Богу укрепляется, дважды повторяясь в псалмах 62 и 87: аще поминах Тя на постели моей (ночь), на утренних поучахся в Тя ( Пс.62:7 ), во дни воззвах (утро) и в нощи пред Тобою, и утро молитва моя предварит Тя ( Пс.87:2, 13 ). И, наконец, с особой силой тема ночи и утра, мрака и надежды звучит в псалмах 102 и 142: после скорбных размышлений о кратковременности человеческой жизни, которая отцветает, подобно полевому цветку ( Пс.102:15 ), псалмопевец с новым молитвенным подъемом взывает ко Господу: слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах ( Пс.142:8 ). Обратимся теперь и к другим стихам Шестопсалмия. По наблюдению Скабаллановича, данные псалмы однородны по содержанию и тону. Эта однородность проступает особенно явственно, если рассматривать содержание Шестопсалмия не последовательно – по псалмам, а параллельно – по темам, подобно тому, как мы проследили за движением мрака и света (ночи и утра). Псалмопевец возносит молитвы – Господь слышит Эта тема звучит в четырех псалмах: гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея ( Пс.3:5 ); яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой ( Пс.37:16 ); да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему ( Пс.87:3 ); Господи, услыши молитву мою, внуши (Внуши – прими в уши, то есть услыши.

http://azbyka.ru/shestopsalmie

Пс.126:2 . Напрасно вы встаете рано, пробуждаетесь после сидения (долгаго), и ядите хлеб, имея боль, тогда-как Он дает возлюбленным Своим сон. Пс.126:3 . Вот наследие от Господа, – сыны! Награда от Него – плод чрева! Пс.126:4 . Что стрелы в руке сильнаго, то сыны освобожденных, Пс.126:5 . Блажен, кто исполнит желание свое чрез них. Не посрамятся они, когда будут говорить с врагами в воротах. Стихов 13. Псалом 130 Песнь восхождений. Пс.130:1 . Господи! Не превозносилось сердце мое; и не смотрели в даль и в высь очи мои; и не входил я в великое и в дивное, что превыше меня. Пс.130:2 . Если же я не смиренномудрствовал и возгордил душу мою, то как младенцу, отдоенному материю его, воздашь Ты душе моей. Пс.130:3 . Да уповает Израиль на Господа отныне и до века. Стихов 8. Псалом 132 Песнь восхождений. Пс.132:1 . Вот что хорошо и что приятно, – это – житие братьев вкупе! Пс.132:2 . Оно – как миро на голове, стекающее на бороду, бороду Ааронову, стекающее на окраину одежды его, Пс.132:3 . как роса Аэрмонская, падающая на горы Сионския. Ибо там утвердил Господь благословение и жизнь даже до века. Стихов 7. Псалом 133 Песнь восхождений. Пс.133:1 . Вот ныне благословите Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господа, во дворах Господа Бога нашего. Пс.133:2 . По ночам поднимайте руки ваши к святыням и благословляйте Господа. Пс.133:3 . Благослови тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. 3-и антифон. Стихов 64, так-что в 18-й кафизме стихов 172. Псалом 136 Давиду. Пс.136:1 . У рек Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы о Сионе. Пс.136:2 . На платанах посреди его (Вавилона) повесили арфы наши. Пс.136:3 . Ибо там спрашивали нас пленившие нас: нет ли слов песней? И уведшие нас требовали пения: пропойте нам песни Сиона. Пс.136:4 . Но как мы пропоем песнь Господню на земле чужой? Пс.136:5 . «Если я забуду тебя, Иерусалим, то будь забыта десница моя. Пс.136:6 . Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить, если не поставлю Иерусалим во главе веселия моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

109 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 3, 15. Op. rit., 59, 10—11 (р. п.: С. 162 (234)). 110 Василий Великий. Беседы на шестоднев, 2, 8. pg 29, 52А (р. п.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. M., 1845. Ч. I. С. 39). 111 Он же. Беседа на псалом 33:9. PG 29, 373А (р. п.: Там же. С. 303). 112 В Септуагинте эти слова Евы читаются как « εκτησαμην (от « κταομαι ») ανθρωπον δια του Θεοθ », а не « εκτισαμην » (от « κτιζω »), как их приводит св. Василий (см. его «Против Евномия», 4, 29. 704А (р. п.: С. 173)), а за ним и Палама, и переводятся в славянской Библии как «стяжахъ человека Богом», а в русской – «приобрела я человека от Бога». Впрочем, написание « εκτισαμην », вероятно, имело место в некоторых рукописях, т. к. его же приводит и, например, Михаил Пселл (См. Gautier, P. (ed.), Michaelis Pselli theologica, vol. 1, Leipzig, 1989, Opusculum 10,114). 113 Опять разночтение с Септуагинтой и славянской Библией, где читаем « εγεννησεν » – «роди», но у Василия – так (см. там же). 114 Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна 32, 1. PG 59, 183B (р. п.: С. 205). 115 См. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих, 3, 1, 20. ГПΣ, т. 1, С. 633 (р. п.: С. 284—285). 116 В Септуагинте и славянской Библии «Господь». 117 Василий Великий. Против Евномия, 4. PG 29, 680B (р. п.: С. 151). 118 Скорее всего, здесь нужно читать «Акиндин». 119 Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 60. PG 90,624D. Также см.: Григорий Богослов. Слово 38, 3. PG 36, 313D (р. п.: С. 523). 120 Аллюзия на молитву «Царю Небесный». 121 Григорий Нисский. Письмо 26 к Евагрию. PG 46,1108А. 122 Там же. PG 46,1105D. 123 Григорий Богослов. Письмо 101. PG 37, 192B. 124 Т. е., тварной и нетварной. 125 Здесь идет речь о Варлааме. 126 Т. е., Акиндин. 127 Т. е., властей. 128 3-й тропарь 3-ей песни канона на Утрене свв. отцов Седьмаго Вселенскаго Собора, минея, октябрь; 7 Правило VII Вселенского Собора, PHΔAΛION, Θεσσαλονικη , 1991, a. 328 (р. п.: Правила святых апостол, святых Соборов, вселенских и поместных, и святых отец с толкованиями. М. (Московское Общество любителей духовного просвещения), 1876. С. 816); Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 118:1—3. PG 55, 692С (р. п.: Полное собрание творений. Т. 5. С. 807); Иоанн Дамаскин, Epistula ad Theophilum imperatorem de sanctis et venerandis imaginibus. PG 95, 373C; 7. Правило VII Вселенского Собора,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3132...

Псалмы можно разделить по следующим темам. 1 . Молитвенные псалмы – 16, 19, 24, 27, 39, 41, 54 и т. д. 2 . Покаянные псалмы – 6, 31, 37, 50, 101 и т. д. 3 . Хвалебные псалмы – 64, 94 – 99, 110 – 117, 145 – 150. 4 . Исторические псалмы – 77, 194, 105 и др. 5 . Мессианские псалмы – 21, 109 и др. 6 . Учительные псалмы – 1, 31, 33, 48, 118, 126, 127 и др. 7 . Псалмы паломников («песни восхождения» или слав.: «песни степеней») – 119 – 133. 8 . Алфавитные псалмы – 24, 33, 110, 111, 118 и т. д. Следует сказать, что это разделение весьма условно, так как один и тот же псалом может быть отнесен одновременно, например, к молитвенным псалмам и к учительным или к молитвенным и покаянным и т.п. 8.9. Экзегетика избранных псалмов Перейдем к более подробному рассмотрению некоторых мессианских псалмов. Псалом 2 В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом не имеет в надписании имени царя Давида. Надписание в русском тексте Библии: «Псалом Давида». Оно основано на свидетельстве святых апостолов. После возвращения апостолов Петра и Иоанна с суда Синедриона, апостолы и другие члены первохристианской общины молились словами второго псалма, именуя их «словами Бога, произнесенными устами Давида». «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники и народы замышляют тщетное на Господа и на Христа Его ( Пс. 2, 1–2 .). Ибо поистине собрались в городе сем, на святаго сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему предопределила быть рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:2–5 ). Можно сказать, что эта молитва является первым христианским толкованием псалма. В псалме втором говорится о восстании «царей земли» против Господа и Помазанника (Помазанник по-гречески Христос) Его. Если рассматривать буквальный смысл псалма, то речь в нем идет о Давиде. Царствование Давида было временем постоянных войн. Предполагают, что речь идет об одновременной войне против Давида сирийцев и аммонитян. В псалме предсказывается неудача, которая постигнет врагов. Псалом имеет, как мы уже имели возможность убедиться, и мессианско-прообразовательный смысл. Из древних христианских святых отцов Иустин Философ и Ириней Лионский относили содержание псалма к Господу Иисусу Христу. Афанасий Великий толкует псалом достаточно подробно в мессианском смысле. На псалом второй имеется также толкование святителя Филарета Московского . Характерной его особенностью является тщательный разбор масоретского текста с привлечением прочтений из греческих переводов. 130

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

26 . Псалом 126, степень 8 – презрение мира. Дом души человеческой созидается и сохраняется благодатью Христовой. Верный становится достоянием Господним при рождении от воды и Духа. А сынове оттрясенных – святые апостолы, яко стрелы от руки Сильного – Христа Бога, пущены в мир на поражение идолослужения. Блажени верующие Евангелию и апостолам, ибо эта вера отверзает им врата Царствия Небесного. 27 . Псалом 127, степень 9 – страх Господень. Блажен боящийся Господа и любящий Его, он ходит в путях Его, труды плодов его – добродетели, и добро и благо – Царство Небесное, будет ему, жена его – душа, яко лоза плодовита делами любви, и сынове – помышления – из сердца исходят благие, и мир Божий пребывает во веки. 28 . Псалом 128, степень 10 – терпение. Восхваляет пророк Христа Господа, от юности даже до креста добровольно страдавшего, Его же благодатью Церковь Христова всегда в гонении, в терпении мужественно подвизается, яко врата адова не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Восхваляется и терпение верных, подражая Господу, Который от юности Своей, от рождества Своего, хребет Свой дал на раны за спасение мира. Смирением Господь поразил выи грешников, возвысил Сион – Церковь Свою Святую, и ненавидящие Сиона, яко трава бо огнем, будете изсохша. 29 . Псалом 129, степень 11 – покаяние. У Господа милость – толкуется воплощение Христово, Имже спасение роду человеческому и избавление подается от всех беззаконий Кровью Его. 30 . Псалом 130, степень 12 – смирение. Восхваляется добродетель смиренномудрия, ибо есть путь восхождения на высоту жизни, ибо всяк смиряяйся вознесется ( Лк.14:11 ). 31 . Псалом 131, степень 13 – ревность по Бозе. Пророчество о созидании дома святого – Церкви Святой, Царствия Христова, единого Царя царствующих и Господа господствующих, от семени Давидова по плоти происшедшего. Возвещается о Ефрафе – месте рождения Христа, о селении Иаковлем – Деве Богородице, о кивоте – Теле Христовом и Пречистой Матери Его, вознесенных на небо, о благодати священства, о Лице помазанного – Иисусе Христе, о завете и свидениих Его; об избрании Господом Иисусом Сиона (Церкви) в жилище Себе – место покоя и селения Его. Светильник Помазанному Христу есть святой Иоанн Предтеча, и процветет святыня Господня – слава Господа Иисуса Христа – на престоле во свете неприступном.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Аллилуиа. И сей псалом есть хвала и славословие Богу, как и все остальные. Феодорита: Этот псалом предрекает о возвращении из Вавилона и бывшем после сего построении Иерусалима. Ибо Иерусалим не построится более, как ожидают того Иудеи; но сии пророческие слова предсказывают о той постройке, которая произведена уже при Зоровавеле. Ст. 1. Хвалите Господа, яко благ (хорошее дело) псалом (хвала). Хвалите, взывает, рабы боголюбивые, Господа: потому что хваление и песнословие Бога есть дело хорошее и полезное Симмах вместо: хвалите Господа, перевел: Аллилуиа, а вместо: яко благ псалом—ибо благо пение. Златословесного: Псалом возводит от земли мысль, окрыляет душу, облегчает и делает ее возвышенною. Потому-то и Павел говорил: поя и воспевая в сердцах ваших Господу, чем показывает пользу песнопения. Богови нашему да усладится хваление. О если бы, желает, было сладко и приятно Богу хваление и славословие от нас—рабов Его; а это бывает тогда, когда тот, кто хвалит Бога, добродетельной жизни, как изъясняет Златоуст. Кажется, что сей псалом читали по случаю возвращения бывших в Вавилоне пленными Иудеев; и это видно из последующих слов. Того же: Ибо не достаточно одного псалмопения, чтобы хваление было усладительно, требуется со стороны поющего и жизни и внимания и точности, ибо Богу, как не имеющему нужд, приятно не пение, но намерение поющего. 2. Зиждяй Иерусалима Господь разсеяния Израилева соберет. Господь, продолжает, строит Иерусалим. А это согласно с сим: если не Господь созиждет дом, то вотще трудятся созидающие (Пс. 126, 1). Соберет же Господь Иудеев тех, которые находились в различных местах Вавилона; так как все вдруг они не возвратились в Иерусалим, но по малому количеству. А по словам Евсевия, Христос созидает, как истинный Иерусалим,—Церковь свою по всей вселенной из камней живых; Он же и ежедневно возвращает в Церковь свою рассеяния тех, которые высшими способами изображают Израиля; или созиждет и небесный Иерусалим из имеющих внутреннее достоинство и великую цену камней, согласно с следующим пророчеством Исаии: вот я приготовляю, как уголь камень твой, а в основание Твое сапфир, а сделаю стены Твои из ясписа и ограду твою из камней избранных, т. е. из добродетельных душ, которые удостоятся войти в тамошнее здание (Псал. 54, 11). Златословесного: Ибо хотя и Кир их отпустил, но это не зависело от его расположенности, а все от благоволения Божия. Феодорита: А если не возвратились, то не слово Божие оказалось чрез сие ложным, а открывается злонравие их. Он чрез Кира повелел всем им возвратиться, а они, имея расположенность противную, предпочли чужую землю отечественной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

ПСАЛОМ 126, степень 8 - презрение мира. Дом души человеческой созидается и сохраняется благодатию Христовою. Верный становится достоянием Господним при рождении от воды и Духа. А сынове оттрясенных - святые апостолы, яко стрелы от руки Сильного - Христа Бога, пущены в мир на поражение идолослужения. Блажени верующие Евангелию и апостолам, ибо эта вера отверзает им врата Царствия Небесного. ПСАЛОМ 127, степень 9 - страх Господень. Блажен боящийся Господа и любящий Его, он ходит в путях Его, труды плодов его - добродетели, и добро и благо - Царство Небесное - будет ему, жена его - душа, яко лоза плодовита делами любви, и сынове - помышления, из сердца исходят благие, и мир Божий пребывает вовеки. ПСАЛОМ 128, степень 10 - терпение. Восхваляет пророк Христа Господа, от юности даже до Креста добровольно страдавшего, Его же благодатию Церковь Христова всегда в гонении, в терпении мужественно подвизается, яко " врата адова не одолеют ей " (Мф.16:18). Восхваляется и терпение верных, подражающих Господу, Который от юности Своей, от рождества Своего хребет Свой дал на раны за спасение мира. Смирением Господь поразил выи грешников, возвысил Сион - Церковь Свою святую, и ненавидящий Сиона, яко трава бо огнем будете изсохша. ПСАЛОМ 129, степень 11 - покаяние (6-й покаянный). У Господа милость, толкуется воплощение Христово, Имже спасение роду человеческому и избавление подается от всех беззаконий кровию Его. ПСАЛОМ 130, степень 12 - смирение. Восхваляется добродетель смиренномудрия, ибо есть путь восхождения на высоту жизни, ибо всяк " смиряяйся вознесется " (Лк.14:11). ПСАЛОМ 131, степень 13 - ревность по Бозе. Пророчество о созидании дома святаго - Церкви святой, Царствия Христова, Единого Царя царствующих и Господа господствующих, от семени Давидова по плоти происшедшаго. Возвещается о Евфрафе - месте рождения Христа, и о селении Иаковлем - Деве Богородице, о кивоте - теле Христовом и Пречистой Матере Его, вознесенных на небо, о благодати священства, о лице Помазанного - Иисусе Христе, о Завете и свидениих Его, о избрании Господом Иисусом Сиона - Церкви в жилище Себе - место покоя и селения Его. Светильник Помазанному Христу есть святой Иоанн Предтеча, и процветет святыня Господня - слава Господа Иисуса Христа - на престоле во свете неприступном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

Быт. 12,1–3 ). Наконец, следует помнить, что потомком Авраама по плоти был Иисус Христос, на Котором исполнились полученные патриархом обетования. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . Соломона. См. Введение: Автор. 126 Если Господь не созиждет дома. В первом и непосредственном значении этого стиха речь идет о жилище человека. Но ввиду того, что данный псалом является песнью восхождения, созданной Соломоном, под «домом» следует понимать также и иерусалимский храм. В свете же заключительной части псалма «дом» это еще и семья. если Господь не охранит города. Под «городом» следует понимать, в первую очередь, Иерусалим. Псалмопевец уверен, что безопасность любого города зависит не от того, как он укреплен и охраняется людьми, а от того, хранит ли его Господь. Обращая свое творение к паломникам, псалмопевец, видимо, желал напомнить им о том, что сам по себе Иерусалим не защитит их от нападения врагов и прочих несчастий, ибо оградить от всего может лишь Господь. 126 возлюбленному Своему Он дает сон. Псалмопевец противопоставляет надеющихся на свои собственные силы тем, кто всецело полагается на Бога. 126 дети... плод чрева. Псалмопевец говорит в первую очередь о сыновьях, поскольку в условиях древнеизраильского общества именно сыновья могли защитить и поддержать родителей в старости. 126 когда будут говорить с врагами в воротах. Т.е. не капитулируют перед врагами, безоговорочно приняв их условия. Глава 127 Пс. 127 Причисляется к песням восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ). Тема многочисленной и крепкой семьи сближает его с Пс. 126 . Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . 127 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1 . боящийся Господа. См. ком. к Пс. 35,2; 118,63 . ходящий путями Его! Т.е. тот, кто живет в согласии с Божией волей, запечатленной в законе. 127 Ты будешь есть от трудов рук твоих. Адам был вынужден добывать хлеб в поте лица в результате грехопадения ( Быт. 3,17–19 ); автор книги Екклесиаста приходит в отчаяние при виде того, как одни усердно работают, а другие, менее достойные, пользуются плодами их труда ( Еккл. 5,8 6,12). Псалмопевец же говорит о справедливом порядке вещей, при котором собственный труд приносит человеку процветание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010