А праздник Рождества Христова с такою радостию был встречен, что все овцы, не сказавшись пастырю, разбрелись по граду славить, или прямее сказать, бесславить Христа, так что на крилосе , некому было сказать и " Господи, помилуй " , почему на другой день [я] все врата монастырские запер, чтоб овцы мои на прежнюю пажить не разбрелись. Первые три месяца провел я один с несказанною печалию и на все взирал с заплаканными очами, так что от частых воздыханий и грудь стала болеть, и лишился было и сна и аппетита; но батюшка отец игумен [Моисей] по любви и милости своей отделил ко мне из своего братства человек десяток весьма благонадежных, и с ними-то теперь при помощи Божией за ваши святые молитвы начинаю вводить в штатной обители пустынный общежительный чин, и весь теперешний подвиг мой в истреблении хищничества и во изгнании " аггела сатанина "  — Бахуса, с которым расстаются не без слез, однако по субботам и воскресным дням по рюмочке во утешение плачущих подношу, а вновь поступающим ко мне в есенции сей отказываю. К сему скажу, что по смерти моего предместника безначалие продолжалось три месяца, и какие были припасы, все истощились или выменяны на горилку, ибо, лишась доброго пастыря, — кроме сей, — нечем было себя и утешить, и когда б еще продолжилось безначалие, то, Бог весть, что бы и было? Вот в какое братство я попал! Более же всего стесняет мое сердце воображение о слабости моего здоровья и неспособности к начальствованию, да еще оставленный долг на монастыре до 30 тысяч рублей и храм соборный во имя великого чудотворца Николая, 16 лет [назад] выстроенный и до сих пор не освященный. Пересказавши вам от многого — весьма скудное о моем бедном и горестном житии, теперь мысленно повергаю себя к святым ногам вашим и со слезами прошу: отче святый! пролей о мне, рабе твоем, моление свое ко Господу Богу, чтоб возложенный от Него крест укрепил меня несть и не попустил ежедневно погружаться в мучительном унынии, а также, спасая других, не дал обезнадеживаться в собственном спасении, ибо я, по благости Божией, хотя не во пламени, но по подобию вверженного во оный грешника из глубины души взываю к вам, моему Аврааму: устуди язык мой [см.: Лк. 16, 24], то есть даруй сердцу страждущему слово утешения, коего буду ожидать с искренним желанием! Желал всю сию хартию исписать к вам, но сердце, отягощеное печалию, не дает продолжать, простите! " .. (5 мая 1840 года).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Почему скорби Апостола — слава ефесян? — Можно и так ответить: потому что они — слава Апостола, которой отсвет падает и на уверовавших чрез него. Ученикам прилично хвалиться учителем, говоря: вот какой наш учитель! А что скорби были слава Апостола, это выходило из того, что он оставался при них непобедимым. Не то есть умаление чести, когда кто терпит нападки и беды за добро, им делаемое, а то, когда он падает под тяжестию их. Устояние против бед есть победа над ними, и победа сия есть слава устоявшего (Иероним). Так, славно претерпеваемые скорби Апостола суть слава его, а чрез него и ефесян. Но прямее скорби сии — слава ефесян по той славе, какую они получают чрез благовестие, за которое терпел и в узы попал святой Павел. Так святой Златоуст: «Почему скорби его составляют славу их? — Потому что Бог так возлюбил их, что отдал за них Единородного Сына Своего и предал на страдание Своих рабов — Апостолов. В самом деле, и Павел был в узах для того, чтобы они получили толикие блага. Так велика к ним любовь Божия!» VI. И заключает опять молитвою, чтоб ефесяне пребыли участниками благ спасения, и чрез то еще паче возвысились в уразумение величия тайн спасения 3,14-21 Как, начиная вводить ефесян в созерцание домостроительства спасения, Апостол молился, чтобы дан им был дух премудрости для познания его, так и теперь, в заключении, молится о даровании разумения тайны спасения и великой любви Божией к нам. Такая была цель Апостола, чтоб возвесть ефесян к созерцанию всего домостроительства спасения. Для этого вел все предыдущее рассуждение, об этом и теперь молится, желая паче, чтоб сила спасения вселилась в них, жила и действовала. «О чем молился святой Апостол в начале, того просит и теперь. В начале молился: да даст вам Бог… Отец… духа премудрости и откровения в познание Его . И теперь говорит то же: да возможете разумети со всеми святыми » (Златоуст). Стихи 14 и 15. Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

«Нет беды, говорится далее, что греческий, и по нему славянский текст, употребляются в церкви». Изумительная речь! Можно ли говорить, что нет беды от того, что всегда всеми и всюду употребляем был в церкви? Да в этом основа и спасение церкви. Так сказать может только тот, кто совсем омазоретился и онеметчился. Снисходительное изрекается Церкви Божией пожалование, – ничего-де, что в ней употребляется греческий и славянский текст. Предполагается, что следовало бы быть еврейскому, но уж пусть, младенчества ради своего, ты, Церковь православная, употребляй греческий и славянский. Бестолковая протестантщина так и думает об нас. Гордости ее это под стать: нам-то зачем черпать у нее брань на самих себя. и) «Перевод сделан не для употребления в Церкви». Да что – Церковь -то? Каменные здания и богослужебные книги мертвые, или совокупность верующих? Конечно, последнее. Следовательно, когда перевод пущен в среду христианства, то он пущен в Церковь . И что если этот перевод содержит яд лжи? Тогда будет значить, что чрез него впущен яд в здоровое тело нашей Церкви. То бы ничего, если бы читая славянскую библию и встречая в ней темноты, обратился кто к русскому переводу, и нашел там темное уясненным. Но что подумает он, когда в русском переводе встретит совсем другое, не разное только, но и противное тому, что читает в славянской? Это не может не колебать веры. Слово Божие не может говорить так или иначе: оно одно. Потому – или еврейская библия говорит право, – и тогда ей надо следовать; или греческая, – и тогда еврейскую надо бросить. Когда же, оставляя в церковных книгах чтения по греческому тексту, в руки дают еврейскую, разную от той; то что навязывается чрез это в ум? Если нельзя сказать, что там и здесь истина, то не прямее ли будет сказать, что ее нет ни там, ни здесь. Т.е. бросить библию всякую, и отвратиться от всякого откровения. Кто, склонясь к переводу, станет думать, что в церковной библии нет истины, тот не может освободиться от соблазна, что Церковь истине не учит, что истину сию надо искать инуды, – и бросит Церковь. А кто порешительнее, – и всякую веру бросит.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Удостоил же нас, говорит тот же Апостол, « в причастие наследия Святых во свете » ( Кол.1:12 ). Другое сие есть благодеяние, или прямее сказать, два здесь благодеяния, то есть, свет и положение в участие в наследии Святых. Свет веры есть дар величайший, потому что он доставляет вечное спасение, есть дар от единого Бога, подаваемый достойным. Почему Спаситель наш проповедывал: « никтоже может приити ко мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его » ( Ин.6:44 ). Священный же Лука означил, что Евангельской проповеди « вероваша, елицы учинени бяху в жизнь вечную » ( Деян.13:48 ). А в чин спасаемых Святых едва вчиняется праведный, нечестивый же и грешный не имеет дерзновения предстать там, где собор сих находится. « Аще праведный едва спасается, нечестивый же и грешный где явится? » ( Притч.11:31 ) Человек по преступлению соделался недостойным Божественного света веры, и по нечестию и грехам своим уклонился весьма далече от лика праведных. Хотя же таков был человек, но премилосердый Бог излил на него свет Богоразумия и ведения истинных добродетелей, и вчинил его во светлостех Святых. Сколь велика сия милость, сколь велико таковое благодеяние! « И престави », говорит, « в Царство Сына любве Своея » ( Кол.1:13 ). О благодать и дар, и благодеяние, превосходящее все благодеяния, какие ум человеческий представить может! Престави нас, откуду? от рабства демонов: куда же престави? в царство: в какое царство? в царство возлюбленного Сына Своего, которое есть благословенное царство Отца и Сына и Святого Духа, то есть, нас, рабов, соделал свободными гражданами оного царства, в сравнении с коим все царства мира сего суть тень и сновидение царства того, в котором ни ночи нет, ни светильника, ни света солнечного не требуется, поелику Бог просвещает оное. Престави же нас в таковое царство, чтобы мы царствовали с возлюбленным Сыном Его во век и в век века. « И нощи не будет тамо, и не потребуют света от светильника, ни света солнечнаго, яко Господь Бог просвещает я: и воцарятся во веки веков » ( Апок.22:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В этом нет ничего невероятного и удивительного. Вопил же в Листре народ о Павле и Варнаве, что они боги, сошедшие в образе человеческом. Назвали же Варнаву Зевсом, а Павла – Эрмием. И не только простой неразумный и суеверный народ, но даже листрийский жрец привел уже волов, чтобы закласть их в жертвоприношение, так что апостолы едва уверили, что они – обыкновенные люди ( Деян. 14:11–23, 15:18 ). Целыми восемью веками раньше этого могло случиться то же самое в Ниневии. Самое имя пророка, сходное с именем Оаннеса, могло с первого взгляда показаться им многознаменательным». Во всем этом нет ничего невозможного, но могли быть и другие причины, который прямее объясняют грозное влияние проповеди Ионы. Восток издавна был удобною почвою для различных проповедников. Восточные народы всегда отличались глубоким религиозно-нравственным смыслом, и хотя этот смысл часто приводил к чудовищным заблуждениям, однако же самая производительность и живучесть этих заблуждений сама свидетельствует о силе религиозно-нравственной потребности этих народов. Потребность эта, конечно, проявляется тем сильнее, чем дольше она не находит себе удовлетворения, и тогда всякий новый проповедник способен произвести целый религиозно-нравственный пожар, как это и было с Буддой и Магометом. А в таком именно неудовлетворенном состоянии и находилось религиозно-нравственное чувство ниневитян: гнусный официальный культ, как это и неизбежно бывает в подобных случаях, по необходимости должен был возмущать лучших из них своею противоестественностью, удручать сознанием непоправимой греховности. Это сознание, находившее место в душе лучших людей, могло находить мгновенный отголосок и в остальной массе, лишь только являлся проповедник, затрагивавший своим огненным словом наболевшую душевную рану. И вот, когда явился пророк, который своею огненною речью преподавал уроки, совершенно непохожие на речи развращенного язычества, и как раз соответствовал общему сознанию религиозной неудовлетворенности и греховности, то проповедь его должна была поистине жечь сердца людей или, по другому пророческому выражению, греметь подобно молоту, разбивающему скалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

О себе прошу Ваших св. молитв. Проводя жизнь до старости среди молитв и старцев, Вы уготовали себе верный путь ко спасению. Пути наши сошлись у самых врат небесной двери. Преданный всей душей Ваш старый друг М. Антоний. 1934, 18 ноября. Срем. Карловцы. † Земно кланяюсь достоуважаемому Авве Феодосию прося святых молитв о недостойнейшем имени чернеца почитающем Вас Архимандрите Феодосии. Все письмо писано рукой архим. Феодосия. Письмо 111. Иеросхимонаху Феодосию Всечестный Батюшка отец Феодосий! Сохраняю к вам прежнюю любовь и уважение, я прошу прощения, что я не осторожно написал Вам некоторыя строки, из которых можно заключить будто я желаю отвернуться от нашей с Вами давнишней дружбы. Но я уверяю Вас, что уважаю Вас и люблю по прежнему, хорошо зная Ваши усердие к спасению души и непоколебимость в истинной вере. В ответ на Ваш вопрос об о. Леониде, которого бес попутал, то пусть приносит в своем грехе покаяние Господу Богу, когда приступает к молитве. Прочитайте ему чин разрешаемым от клятвы. А разрешительную молитву я прочитаю заочно. Вот измена веры это более серьезный грех , но и он да будет прощен потому, что согрешивший конечно не знал наших правил о грехах и епитимиях. Теперь мы уже оба старики и нуждаемся в покаянии за всю нашу жизнь, о том же напишите Вашему клиенту. Призываю благословение Божие на Вашу нелегкую жизнь. А рабу Божию Леониду да подаст Господь утешение и прощение. Прошу Ваших св. молитв и остаюсь Ваш неизменный доброжелатель Митрополит Антоний. 11 окт. 1934 г. Ср. Карловцы. Все письмо, кроме подписи, писано рукой о. Феодосия. Письмо 112. Иеросхимонаху Феодосию Всечестный и достопочтенный Батюшка отец Феодосий! Вполне разделяю Ваше пожелание и молитвенныя воздыхания о нашем общем спасении, которому Вы служите, конечно гораздо прямее и благоуспешнее чем мы грешные, связанные житейской суетой и оправдывающие себя только послушанием Св. Церкви, да пожалуй сознанием того, что не по своей воле получал повышения по иерархической службе. Хотя и не раз уклонялся от таковых.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Явиться в такой силе Сыном Божьим, и значит, открыться Единородным «во всей силе», как у нас и переведено. По Духу Святыни. Разумеют под этим и дарования Святого Духа, чудеса, святость верующих и под чем доказывается Божество Христово. Но поскольку здесь говорится, что по Духу святыни явился Христос Сыном Божьим именно из воскресения от мертвых; то справедливо разуметь здесь собственно то воздействие во Христе Духа Святого, по которому и человечество Его стало жить прославленной жизнью Его Божества. (Началом такой жизни и было воскресение Христово). Для оживотворения Христова человечества такой жизнью, очевидно, необходимо раскрыться в Его человечестве всей безмерной полноте животворных сил Св. Духа, естественно почивающего в Сыне Божьем. Отсюда и объясняется то, почему в составе речи, выражение: по Духу Святыни, противополагается выражению быть по плоти. Этим последним означается снисхождение Единородного Сына Божия к восприятию человечества; а первое выражение указывает на проявление и в человечестве жизни и славы Божественной, по действию Единосущного Сыну Божию Святого Духа. Дух Святыни есть тоже имя, как и Дух Святый: в священной речи употребителен тот оборот, что, если прилагательное изменять в существительное, то последнее поставляется в родительном падеже; напр., человек мира моего, т.е. человек, бывший в союзе со мною. Впрочем на святыню указано Апостолом прямее, может быть, для выражения той особой мысли, что Христово человечество Св. Духом введено в Божественную Славу именно путем святыни, через восхождение человечества по степеням святости и духовного совершенства: совершився, сказано, бысть всем послушающим Его, виновен спасения вечнаго. При таком изъяснении понятия духа святыни, само собою разумеется, что и дарования Св. Духа и чудеса и проч., открывшиеся с таким обилием в церкви по прославлении Христовом, из Иудеев, еще пристрастных к Иудейству, —25— или вообще, чтобы с самого начала представить эту истину вечной и незыблемой, имеющей силу свою и в Ветхом Завете, – тут же подтверждает свои слова писанием Ветхозаветным: якоже есть писано: праведный же от веры жив будет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гроб нашего Спасителя и Господа! Приблизимся к нему всеми силами и способностями нашей души: мыслью, чувством и волею. Нигде, как здесь, никогда, как в этот великий, спасительный час, не требуется от христианина такого полного и всецелого безмолвия. Смотри: чудо спасения миру нисходит от Креста. Смотри: жизнь вечная заключена в этом гробе. Величайшие тайны, изумляющие своей непостижимостью умы мудрствующих, но глубоко внятные искренним сердцам. Сын Божий язвен бысть за беззакония наша... язвою Его мы исцелехом, восклицал вдохновенный пророк. Но сомнение - печальный недуг нашей природы. Оно спрашивает: зачем эти язвы? Где исцеление? В мире все идет естественным путем, что было прежде, то будет и впредь. Но когда младенец родится слабым, едва дышащим, сомнительно, что это так и должно быть. Нет, это знак, что в болезнях мать рождает свое болезненное дитя, а болезнь не есть явление естественное, законное. Это образ того, что как болезненный младенец нуждается в особенной помощи матери или кормилицы, так и для духовного развития погрязшего во грехе человечества нужен руководитель и воспитатель. Встречаем дерево кривое - никто не скажет, что оно должно расти кривым, всякий согласится, что оно было бы красивее и пригоднее, если бы было прямее. Никакое земное воспитание не в силах избавить род человеческий от кривых путей, от заблуждений и страстей. Самый взгляд на искусство воспитания вызывал и вызывает столько предположений, которые на деле так непригодны, что оказывается нужным закрывать их действия и создавать новые методы, новые приемы. Умножаются изобретения, но еще не изобрел человек искусства, чтобы все около него были добры и счастливы. Обогащаемся познаниями, но заглянем в душу образованных людей - кто водворит в них покой, кто заживит раны совести? Да, нам нужно исцеление - и действительно явился Врач с неба, так как по роду болезни не могло быть врача на земле. Нужен был восстановитель человечеству - а восстановить его мог только Господь природы. Для нашей совести нужен примиритель - и сказал Господь душе грешной: Я тебя не осуждаю. Нужен законодатель - и нет и не будет в мире выше и чище закона Христова. Нужен Спаситель - и Он до того благ и так объемлет все любовью, что даже не затворил дверей Царствия Небесного для презренных отверженников общества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2114...

388 Предлагая частные правила жизни по состояниям, Апостол сначала вводит общее начало благости этих отношений – страх Божий и послушание (а не своеволие), а потом подробно останавливается на определении отношений семейных, начиная с мужа и жены, для которых высший образец указывается в отношении Христа к Церкви, которой Он глава, как и муж должен быть главою жены, а жена должна быть в подчинении, как и Церковь повинуется Христу. По изъяснению преосв. Феофана, «не иметь своей воли есть коренной закон во взаимных отношениях Христианских. Как исполнить эту заповедь, в этом Христианская мудрость. Но то несомненно, что жертвующий для других собою и своим никогда не бывает в проигрыше, если все это делает по страху Божию». Обращая затем внимание на приложение сего начала Христианской жизни прежде всего к жене, св. Иоанн Златоуст говорит: «С жен же начал Апостол или потому, что к ним прямее идет: повинуйтеся, или, может быть, в показание высокого значения жены в семейной жизни. Ибо коль скоро она в порядке, то все в доме в порядке. Повиновение жены в Христианстве принимает особый характер, яко такое, которое вытекает из страха Божия и уравнивается с делами богоугождения, прямо Самому Господу творимыми». Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если противящийся даже внешним гражданским общественным властям – противится Божию повелению ( Рим. 13:2 ), то тем более не повинующаяся мужу. Этого требует Бог от начала». «Апостол предложил мужу и жене, как основание их счастия, любовь и заботливость, указав каждому из них то, что кому прилично: одному – начальство и попечение, другой – повиновение». Феофилакт же пишет: «Как Христос, будучи главою Церкви, промышляет о ней и спасает ее, так и муж – спаситель жены, тела своего. Как же телу сему не повиноваться главе?» 389 Как послушание внушается преимущественно женам, так любовь заповедуется Апостолом преимущественно мужьям. Может быть, тирания мужей-язычников и распущенность женщин, не связанных брачными договорами, могли подать Апостолу особое побуждение к сим внушениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Об Епафродите только и известно, что пишется в сем Послании. Епафрас, о коем говорится в Послании к Колоссаем и к Филимону,— совсем другое лицо, и смешивать их нет никакого повода. Один колоссянин, другой филиппиец. — Посылая его обратно к своим, святой Павел восхваляет его не меньше Тимофея (см.: святой Златоуст). Пять доброхвальных черт выставляет он в нем: брат ,— как христианин, а может быть, и как лицо, более других сблизившееся с Апостолом, при неоднократных встречах: споспешник ,— как сотрудник в проповеди Евангелия и распространении веры: верно, он содействовал святому Павлу в утверждении веры и основании Церкви в Филиппах; ему, может быть, поручено было продолжать начатое Апостолом по удалении его оттуда; и он же способствовал к тому, что Церковь Филиппинская оказалась такою преданною святому Павлу и вере; своинник ,— уже потому, что споспешник; ибо распространение Евангелия есть истинная борьба со тьмою нечестия и худонравия, но прямее это означает то, что он вместе с Апостолом страдал за Евангелие,— своинник, как соучастник с Апостолом в бедах и теснотах (см. святой Златоуст). Где и когда, не видно. Может быть, под сим разумел Апостол то, что он ло делам веры и Церкви подвергался опасности смерти здесь, в Риме; а может быть, он немало терпел и у себя в Филиппах. Если о всех филиппийцах сказано, что им дадеся не только веровать, но и страдать; то при этом выдающимся лицам, каков Епафродит, доставалось, конечно, гораздо более. Посланник , — Прямо по течению речи это дает ту мысль, что он послан от филиппийцев к Апостолу. Он ваш посланник, — то есть посланец. Так Экумений. Но он может быть назван их Апостолом и в том смысле, что учил их, продолжая среди них дело Апостольства Павлова. Так святой Златоуст и Феофилакт. — Или потому, что ему было вверено попечение о них. Так Феодорит. — Служитель потребе моей ,— как принесший от филиппийцев потребное святому Павлу. Слово, каким он назван здесь, λειτουργος — наводит на мысль, что такого рода служение святой Павел считал священнодействием; как и прилично — по той причине, что оно способствовало успехам благовествования, которое в другом месте у святого Павла названо священнодействием (см.: Рим. 15, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010