Разве они не поражены бессмыслием и совершенною тупостью, если не понимают, что благодать освящения и присутствие Св. Духа простираются на весь храм: Бог не мерою дает Духа ( Ин.3:34 )? Нельзя представлять дела так, что одна часть храма наполнена благодатью, а другая лишена её. Он весь является святым и священным или весь гнусным и нечистым. Но ты, почитатель неописуемости и ненавистник мучеников, описывая (ограничивая παριγρφων) освящение, безумно отнимаешь целое, лишая его именно и того, что, если нужно говорить прямее, всего более ему принадлежит, ибо иконы причастны благодати ещё и другим образом Подобно тому как храмы принимают названия от святых, так и изображения последних чрез подписание носят их название и посему освящаются, если только в твоих глазах Христос есть достоверный и неложный свидетель, уясняющий силу и благодать имени в словах: именем Моим бесы ижденут ( Мк.16:17 ) и следующее за этим, и: приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приемлет и приемляй праведника во имя проведниче, мзду праведничу приемлет ( Мф.10:41 ). Отсюда прибегающий в храм мученика в тоже время приступает и к его иконе. И тот и другая суть создания, и благодать в обоих одна и таже. И притекающий с ве- —215— рою получит освящение по вере своей. И так, если святы храмы и все в них свято и досточестно, то по необходимости свято и досточестно и изображение святого, и ничего здесь нет скверного и нечистого. Если же ты эти изображения называешь скверными, то скверны и храмы, ибо освящение обще и простирается на все. В противном случае иконы будут нуждаться в ином облагодатствовании, в иной закладке, молитвах, освящении, будут ожидать явления иного Духа. Если ты ради одного низвергаешь другое, то ясно показываешь, что ты враг святых, и враг самый суровый и жестокий, так как для тебя тяжело видеть святых даже на иконе. И именно потому ты разрушаешь храмы, низвергаешь и лишаешь украшений, что они святы. Разве сам ты не подтверждаешь свою ненависть и вражду ко святым? Против воли ты показываешь, что существует тесная связь и отношение их друг к другу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

М. 6 августа 2021, 12:56 13 лет союзу с любимой, шестеро детей, каждому из которых рады. Последние двое - плоды наивных попыток предохраняться календарным методом. Вижу в них, горячо любимых девочках, улыбку Господа над нами, неразумными детьми, - и данное поверх нашей неразумности счастье. В многодетности же виду счастье в хлопотах и трудах, монастырь в миру и, пожалуй, главное свое дело в этой жизни - ничего более серьезного после мегя на земле, чем дети, не останется. Барьерную контрацепцию с женой не понимаем - она соитие превращает в какую-то техническую процедуру. Целенаправленное воздержание от общения душой и телом с любимым человеком во взаимное утешение тоже считаю нелепостью, а как бы и не гордыней. Даниил 6 августа 2021, 11:46 Катерине 5 авг. 19-38 Простите, концепция эта - не глас Божий с с Небес. Конкретно в данном случае - она лишь расплывчатое суждение определённого рода церковных функционеров. В отличие от вполне консолидированной и чёткой позиции опытных духовников и старцев Церкви: контрацепция во всяком случае - дело не безгрешное, даже если и простительное. И не лучше было бы просто смириться и признать свою неспособность к воздержанию, нежели пытаться подвести под него какое-то " богословское обоснование " . Vlad 6 августа 2021, 11:40 Статья подняла важную тему. Автор - молодец. Да, согласен. " Слова героини статьи о том, что уклоняясь от рождения детей в браке она теряет сугубую помощь, т.е. БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ - это главное. " Можно прямее сформулировать - приводит ли презерватив к потере благодати? Мое мнение - да приводит. В разной степени в разных обстоятельствах, но благодать теряется, хотя презерватив и бывает меньшим из возможных зол. Оценить это можно было бы статистически, но кто будет собирать такую статистику... Мальчики и девочки! Прежде чем жениться (венчаться), обсудите наедине это, чтобы не опустошить жизнь друг другу. Солнышкина 6 августа 2021, 11:16 К тому где в посланиях апостольских говорится о предохранении. Очень чётко сказано, что жена т.е. замужняя женщина спасается чадородием. В том смысле, что на сколько она уклоняется от деторождения на столько она уклоняется от своего спасения.

http://pravoslavie.ru/140900.html

Но был ли Он особым лицом в Божестве, на это в вышеприведенных нами местах нет прямых указаний, потому что все черты, в которых Он представляется здесь, такого свойства, что определяют собой ясно только внешнюю деятельность Божию, или деятельность только в отношении к миру, которая одинаково принадлежит всем лицам в Божестве, а потому сами собой и не дают прямого основания видеть под ними одно, какое-либо определенное из лиц Божества. Но, тем не менее, некоторые из этих черт, а именно черты Ангела Господня и Ангела лица Его, а также покровителя и спасителя народа израильского настолько были характерны и типичны, что нельзя думать, чтобы они не предрасполагали собой благочестивых и беспристрастных иудеев к тому гадательному предположению, – не был ли этот Ангел-Господь особенным божеским лицом, принявшим на себя по преимуществу миссию быть покровителем и спасителем народа еврейского. Этого рода гадания и предположения естественно должны были становиться тем тверже и несомненнее, чем яснее и прямее самые пророки стали указывать на то, что этот Ангел Господень, или, как Малахия назвал его, Ангел завета ( Мал.3:1 ) есть Тот Самый, от пришествия Которого нужно ожидать спасения как иудеям, так всем народам, и что Он есть Сам Бог ( Пс.44:7 ; Ис.10:6 ) и Господь ( Пс.109:1 ; Мал.3:1 ), но вместе с этим и отличный от Него, как отличен рожденный от рождающего ( Пс.2:7 ), или помазываемый от помазывающего ( Пс.44:8 ), или слушающий речь от говорящего ( Пс.109:1 ). Само собой понятно, что с пришествием самого Ангела завета на землю и удостоверением Его в том, что Он был истинный Сын Божий, прежние гадания и предположения должны были смениться несомненным убеждением в том, что все ветхозаветные указания на Ангела-Господа действительно заключали в себе предуказания на второе лицо св. Троицы. От Господа отличается еще в ветхом завете Его Слово и премудрость, которыми обыкновенно обозначается, как Бог через свою зиждительную и промыслительную силу выражает вовне в мире свою всемогущую волю и нераздельную с ней премудрость, но они представляются иногда так олицетворено, что невольно могут возбуждать мысль к предположению о существовании в Боге особенной ипостаси, которая отображает в себе Его премудрость и выражает ее вовне – в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Михаил, чистый совестью, не спешил: но его потребовали туда же; а это значило, что он уже обвинен; сыновья просились отправиться в Орду вместо отца. Михаил сказал: «это вызовет беды на народ мой, а я должен беречь его», – и отправился на верную смерть. Там, когда слишком ясным стало, что его замучат, когда уже шея его была обременена тяжкою колодкою, когда предали его позорному посрамлению, – бояре предлагали ему: «Князь! вот готовы проводники и лошади, спеши в горы, чтобы спасти жизнь». Князь отвечал: «не дай Бог и думать о том: спасусь сам, а народ подвергну беде: что же будет ждать меня – там»? Кавгадый – судья и обвинитель не записывал того, чем опровергал клеветы св. Князь на суде; за то Князь готовился к участи своей, как мученик, – и страдальца предали позорной мучительной смерти. Это было в 1318 году 25 . В других случаях прямее выражались расположения мусульманского правительства. Щелкан, князь и посол Узбека, в 1328 г. прибыл в Тверь с непременным намерением обращать Русских к исламизму; он уже начал явно теснить христианство , убивал христиан без суда и вины, положил в праздник успения Богоматери умертвить Кн. Александра с братьями его, потом занять все высшие должности мусульманскими чиновниками и приводить силою христиан «в бесерменскую веру». Но данный на этот раз урок Узбеку заставил ближе держаться Ясы 26 . Подобное было и при хане Берке. «Бесерменские купцы», или, что то же, Хивинцы по племени и мусульмане по вере 27 , откупили тогда дань Русских княжеств у Монголов и мучили христиан бесчеловечным сбором подати; в случае неплатежа, объявляя должников своими рабами, они отводили их в неволю, в свое полное распоряжение; зная дух исламизма, не можем сказать, чтобы тут не участвовал фанатизм исламизма. Известен был тогда и открытый отступник от христианства, за пьянство выгнанный из монастыря, монах Зосима, который, приняв магометанство, поносил христианство и проповедовал исламизм. И все это совершалось под покровительством татарского посла Котлубия, «злого бесерменина».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не могут поэтому нечестивые получить и благ Премудрости, и в частности, долголетия, так как, по слову апостола, только «благочестие на все полезно, ибо ему принадлежит обетование настоящей и будущей жизни» ( 1Тим. 4:8 ). В этой паремии прямо не говорится о Пресв. Богородице, но чтение это не может не напоминать о Ней верующему, потому что именно Богородица послужила делу воплощения Божественной Премудрости – Сына Божия, Который кровью Своей создал Церковь Свою. На Своей божественной трапезе, в таинстве Евхаристии Он дает верующим вкушать пречистое Свое тело, которое наитием Св. Духа образовалось в утробе Приснодевы Марии. К тому же в доме Божием – в Церкви Христовой, созданной Сыном Божиим, первое место принадлежит Богородице, Которая и Сама называется в церковных песнопениях «Света чертогом», «жилищем всех Царя и Зиждителя Христа Бога», «пречистым храмом Спасовым». Тропарь Тропарь , как важнейшая и чаще других употребляемая церковная песнь, обычно в самой сжатой форме дает изображение празднуемого события с его внешней и внутренней стороны, т.е. давая картину его, очерчивает и значение его. Такую же цель преследует и кондак, не менее важная и употребительная церковная песнь. А чтобы не было совпадения в содержании этих песней, нередко тропарь занимается более одной из этих сторон, чаще всего внутренней, а кондак более другой, большей частью внешней. Такое именно соотношение между тропарем и кондаком настоящего праздника. Тогда как кондак занимается более внешней и исторической стороной события, тропарь кратко изображает все значение Рождества Пресв. Богородицы для мира. Оно обрадовало вселенную тем, что от Пресв. Богородицы засияло над миром как бы новое солнце, солнце правды Христос, уничтоживший проклятие за грех и связанную с ним смерть и даровавший благословение и жизнь. Общее и прямее нельзя было изобразить благ, принесенных Рождеством Пресв. Богородицы. Христос назван солнцем правды, может быть, в подражание тропарю Рождества Христова. Тропарь, глас 4 Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды – Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Твое рождество, Богородица Дева 191 , возвестило 192 радость целой вселенной, ибо из Тебя воссияло 193 Солнце правды – Христос Бог наш; уничтожив клятву, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал вечную жизнь. Утреня

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Никогда не оставался он без последователей своих, сынов противления... Так в наше время он обратился главным образом на основания (христианской веры), чтоб оные разрушить, и на месте оных утвердить мудрования недальновидного, с самим собою часто несогласного, непрестанно почти изменяющегося, и в самых человеческих вещах почти беспрерывно погрешающего разума... Дух вольномыслия и неверия бесчисленной толпы в западном христианстве, посредством чтения иностранных книг, давно уже проник в отечество наше; и, бродя по разным классам народа, проникает в умы и сердца некоторых даже из низших классов». В противовес этому духу вольномыслия и предположено было выставить в журнале особый отдел, посвященный защите основных истин христианства и имевший целью доставить радость и верующим увидеть, «что вера их, и вне опытной удостоверительности их сердца, имеет весьма сильные доказательства за свою истину и божественность, что и внешних ее оснований никакие усилия врага потрясти и разрушить не могут, и что во всех отношениях истинно слово Господне: на камне Я создам Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее». ( Мф.16:18 ). 15 В качестве особого отдела вводятся также «Слова и беседы», как практическое приложение истин христианской веры, а также «краткие назидательные размышления на разные предметы и случаи, как-то на какое-либо изречение св.Писания, на какое-либо любимое слово или правило отца церкви, на какие-либо выражения и присловия, употребляемые в общежитии, на какое-либо чувство или страх людей, на разные дни и годы, разные времена их и пр. Таковые размышления по самой краткости своей удобнее понимаются, прямее действуют на сердце, удобнее очищают его и освящают». При этом издатели очевидно захватывали в самую глубь обыденной жизни с ее увлечениями, думами и настроениями, что само по себе должно было возбуждать живейший интерес в читателях. Но издатели шли еще дальше и не преминули затронуть самую чувствительную струну современного им общества, именно особенное внимание порешили обратить на «возвещение силы Св.Духа, действующего многоразличным образом на сердца человеческие как посредством Откровенного Слова Божия, так и непосредственно».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/semide...

См. Икона дел патр. л. 273: – видно так же из граматы жалованной Варлааму Ясинскому, – здесь, говоря о совершившемся воссоединении Киева, патриарх выражает «яко вам сия свойственна и ближае во обзорство стана и Славяно Росийскаго диалекта единственна». См. Собр. Гос. Грам. IV, 191, стр. 584. 500 Намек довольно ясный на это есть в грамате патр. Иоакима, посланной в Константинополь в 1685 году (см. ниже текст, к которому относится примеч. 529), но прямее высказано в упомянутой в предыдущем примечании непосланной грамоте... «писахуся в единой епархии два митрополита сице: иже в Москве живет митрополит Московский и всея России, а иже в Киеве – митрополит Киевский и всея России и сем отнюдь безчинство бе немалое. Аще же и нечинно и по правилам св. отец епархии разделитися не велено, обаче оба митрополита благословения на поставления в Константинополь от святейшаго патриарха константинопольскаго»... См. Икон. дел патриар. л. 272. 501 Граматы об этом от царей и патриарха посланы были в сентябре 1685-го года см. рукоп. Икон. дел патр. л. 253–256. 503 Грамата эта отпечатана в Собр. Гос. Грам. И догов. UV, 172. Собр. Закон. VI, 1144. Опис. Киево-Соф. соб. приложен. 19. 505 Намек на хуление некоторыми дерзновения патр. Иоакима есть в приписке, сделанной патр. константинопольским Дионисием к грамате, присланной им впоследствии патр. Иоакиму, – где говорится, что «ради некоторых тамо между их (т. е. в России) распрей и подмнителей написа (Дионисий) еще соборие и сие... да блаженный патр. Иоаким буди... не оклеветан и свобожден о сем (т. е. в деле воссоединения Киева) всякаго хуления и поречения)... всем же христианом прниносить к его блаженству должную любовь, честь и восприятие и покорятися во всех вещах церковных. см. рукоп. Икон. дел патр. л. 413. Кто же именно были хулители патр. Иоакима? – определенно неизвестно; – но со всей вероятностью можно полагать, что это был Медведев со своими сообщниками. 506 См. Собр. Зак. II, 1198 стр. 804; грамата к патр. Константинопольскому Иакову отпечатана в Собран.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

«Что вы так Меня искали? - Чудный отрок молвил им, - Неужели вы не знали, Что Мне быть с Отцом Моим Суждено». Но не понятно Это слово было им. И пошел тогда обратно С ними Он к местам родным, В край далекий Назарета, И их слушался во всем. А Мария кротко это Все блюла в уме своем. Иисус же, возрастая, Рос и мудростью своей, Благодать приобретая У Творца и у людей. Глава 3 При Тиверии, кесаре Римском, Как пятнадцатый год был правленья его, Когда правил Пилат Иудеей, Ирод власть в Галилеи тетрарха имел. А Филипп, его брат, в Итурее И в земле Траханитской тетрархом служил, Как такою же властью Лисаней Над Авилой с окрестной страной обладал. Когда архиереями были Кайафа и Анна, — в пустыне тогда Иоанну святому глагол был небесный, Чтоб он шел к Иордану и край весь окрестный Покаянью пред Богом учил И, грехи отпуская, крестил. Да исполнится слово Исайи пророка, Из пустыни глас Божий несется далеко: «Приготовьте Владыке пути, Чтоб Ему к вам прямее пройти. Да наполнятся дебрей и долов низины, Да понизятся гор крутизны и вершины, Все исправьте путей кривизны И неровности сгладьте страны. И тогда все увидят Господне спасенье». Иоанн же идущим к нему для крещенья Говорил: «Вы ехидны лютой порожденье! Кто ж мыслью благой Осенил вас от Божья бежать наказанья? Принесите ж святые плоды покаянья И не льститесь надеждой пустой: «Наш отец Авраам ведь святой». И без вас у него всегда могут быть дети, Бог в сынов обратит ему камни вот эти. У корней уж деревьев топор, И в них то, что плодов до сих пор Не дало, безпощадной рукою срубают И, бросая в огонь, без стыда истребляют». «Что ж нам делать?» — народ вопрошал. Иоанн, отвечая, сказал: «Тот, кто пару одежд у себя иметь будет, Пусть одну ничего не имущему ссудит. Так же пусть поступает и тот, Кому Бог пищи лишней пошлет». Мытари приходили к нему для крещенья, Говоря: «Что нам делать душе во спасенье?» «Не искать барышей, — сказал он, - Где того не позволил закон». И военные люди просили совета, Как им жить, а пророк отвечал им на это: «И обман, и насилье забыть,

http://azbyka.ru/fiction/evangelie-ot-lu...

Флоренский разбирает варианты решения проблемы, заключенные в известном «древе Порфирия», даже дополняет их ряд другими «отвлеченно возможными типами», так что полное число рассматриваемых решений, включающее уже все мыслимые и немыслимые возможности, «по известной теореме комбинаторики» выходит равным 16; и, по стойкому своему обыкновению, он сводит все это многообразие к одному фундаментальному противостоянию, к излюбленной альтернативе: Платон или Кант, идеализм или позитивизм. «Все остальное — философская техника» . Но в этом последнем выводе Флоренский, увы, неправ. «Остальное» — не только техника. Целиком за пределами схем и альтернатив Флоренского, никак не затрагиваясь ими, остаются личное бытие и христианство. Всего только. С подобных же позиций христианское решение проблемы обсуждается в нашем экскурсе. Основа этого решения заключается, кратко говоря, в том, что «всеобщее», идея, реально и наделено бытием именно в той мере, в какой оно лично, относится к личности, причем в качестве самого начала, принципа личности рассматривается не тварная человеческая личность, но совершенная личность, ипостась. Существует, иными словами, всего единственная идея, идея личности (что же касается «идей» в обычном смысле родовых понятий, то их реальное и самобытное существование достаточно очевидным образом не соответствует христианской онтологии и прямо было отвергнуто Церковью в 8-м анафематствовании Поместного Собора 1076 г. против Иоанна Итала: «принимающим платоновские идеи как истинные и говорящим, что самосущная материя оформляется от идей... Анафема!» . По Флоренскому, кстати, отсюда пришлось бы заключить, что позиция Церкви есть номинализм, терминизм, «кантианство» и все прочие ужасы...). Но зато существование этой единственной идеи несравненно сильнее, бытийнее существования, предполагавшегося за идеей платоновской: она есть единственное и последнее бытие, над нею невозможно надстроить никакой «иерархии горних сущностей» (так же как и «вниз» от себя она не отделяет, не эманирует никакой нисходящей бытийной иерархии), так что, говоря прямее и правильней, она никакая и не идея, а прямо и просто — Божия ипостась, Христос Иисус.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=901...

По свидетельству Моисея, Господь Бог, наказавши потопом допотопных людей, которых «развращение так было велико, что все мысли и помышления сердца их были злом во всякое время» ( Быт.6:5 ), после потопа по принятии благоуханной жертвы Ноевой, «сказал в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). Если в этих словах прямо не указывается, где последний корень зла, так глубоко поражающего собой людей, то ясно предполагается, что его нужно искать вблизи к рождению человека или в связи с ним, потому что зло начинает проявлять себя в помышлениях сердца человеческого уже от юности 745 . Между тем на этот именно, а не иной источник всеобщей людской греховности прямо указывает Иов, когда говорит: «Кто родится чистым от нечистого? ни один» ( Иов.14:4 ). На тот же источник греха с совершенной ясностью указывает и Давид, когда, несмотря на то, что рожден был от благочестивых родителей, говорит о себе: се бо в беззакониих (беззаконии) зачат есмь и во гресех (во грехе) роди мя мати моя ( Пс.50:7 ). А потому, как сам Давид, так и другие Св. писатели относительно всех людей утверждали, что все уклонились (от добра) и сделались равно непотребными» ( Пс.13:1–3, 52:3–4 ), что «нет человека, который не согрешил бы» ( 3Цар. 8:46 ), или что нет никого, «кто мог бы сказать: я очистил мое сердце, я чист от греха моего» ( Притч.20:9 ). Новозаветное же Откровение еще яснее и прямее учит как о всеобщей греховности людей, за исключением одного Иисуса Христа, по человечеству свято и необычайно родившегося от Пресвятой Девы под наитием Св. Духа ( Лк.1:35 ), так и о внутренней зависимости этой греховности при посредстве рождения от греховности падших наших прародителей. Сам Спаситель в Своей беседе с Никодимом, уча о необходимости, при вступлении в царствие Божие, нового рождения или рождения водой и Духом, вот на что указал как на причину такой необходимости: рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть ( Ин.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010