Обличительный характер этих стихов ясно подтверждают следующие выражения: сей прииде во свидетельство, да свидетельствует о свете ( Ин.1:7 ). Не бе той свет, но да свидетельствует о свете ( Ин.1:8 ). Словами Ин.1:6 бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн – евангелист определяет природу Иоанна Предтечи, говорит, что он был человек, и говорит это несомненно потому, что были люди, которые, смотря на строгий образ его жизни, считали его ангелом или другим высшим существом. Чтобы опровергнуть это ложное мнение, евангелист говорит, что Иоанн был человек, посланный, впрочем, Богом, о чём и предсказал ещё, как известно, пророк Малахия ( Мал.3:1 ). Указавши (в Ин.1:6 ) на природу Предтечи, в Ин.1:7 евангелист переходит к определению цели, для которой он был послан от Бога: Сей прииде во свидетельство, да свидетельствует о свете, да вси веру имут ему. Иоанн должен был свидетельствовать о свете и тем приготовить путь Господу, приготовить людей к принятию Его. «Поскольку мрак грехов и ночь неверия покрывали весь мир, и люди не могли взирать на Солнце правды, говорит бл. Августин, то св. Иоанн послан был наперёд, как светильник, дабы очи сердца, помрачённые злобою до того, что не могли сносить великого и истинного света, привыкли сперва к слабому сиянию светильника, и тогда уже, по удалении мрака греховного, по рассеянии облака неверия, радостно и без боли, а не с тяжестью, взирали на небесный свет, пришедший к нам во Христе... Если бы Господь и Спаситель, который есть истинный свет, не послал наперёд блаженного Иоанна, как светильника, то целый мир не мог бы снести сияния света Его» 45 . Выражение: да свидетельствует о свете – ближе поясняет предыдущее – во свидетельство; то есть, Предтеча, свидетельствуя о пришествии в мир Мессии, должен был указать Его людям, как это и было ( Ин.1:29, 30, 36 ); и люди только чрез него должны были узнать Мессию и уверовать в Него – да вси веру имут ему (δι αυτου). Из указания на природу Предтечи (в Ин.1:6 ) и на цель его посланничества (в Ин.1:7 ) можно было видеть уже ясно, что не Иоанн – свет; тем не менее в Ин.1:8 евангелист нашёл нужным прямее высказаться об его лице: не бе той свет, но да свидетельствует о свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Что это так, особенно видно из анафематствования церковью еретиков, умерших раньше соборных определений тех или других догматов, которые искажались ими, ибо, по слову Спасителя, неверуяй уже осужден есть (Ин 3, 18; ср. Тит. 3, 11), напр., осуждение на V-м Вселенском Соборе (553 г.) Феодора мопсуетского (ум. 429 г.) за то, что «не хранил и не проповедал правых догматов веры», прямее, — за то учение, за которое подвергся анафеме на III-м Вселенском Соборе (431 г.) ученик Федора Несторий. Такое раскрытие неизменных в своем существе догматов в православной церкви продолжалось и во все последующие времена, после эпохи Вселенских Соборов, продолжается и доселе, по случаю вновь возникавших и возникающих заблуждений, напр., против заблуждений римских и потом протестантских, а также и против разного рода противохристианских учений, и не прекратится дотоле, пока не прекратятся заблуждения против догматов, и вообще — потребность, применительно к обстоятельствам времени, определять и объяснять свои догматы в охранение православия. I. Дorмamы веры, содержа в себе учение ο Боге и домостроительстве человеческого спасения, выражают и определяют самое существо христианской религии, как восстановленного воплотившимся Сыном Божиим союза Бога с человеком; все другие христианские истины — нравственные, богослужебные, канонические — имеют значение для христианина в зависимости от признания догматов, в которых имеют для себя и точку опоры. Отсюда видно, что догматы веры имеют первостепенное значение в христианской религии. Такое значение и усвояется им как откровением, так и церковью. Так, Господь И. Христос, явившись быть Светом миру (Ин 1, 9; 12, 46) и свидетельствовавший ο Себе: Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину (18, 37), поучал: се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога (Которого, как единого, не знали язычники-многобожники), и Его же послал еси Иисус Христа (отвергнутого иудейством)… Явих имя Твое человеком (Ин 17, 3, 6). Видевый Мене виде Отца,… яко Аз во Отце и Отец во Мне есть (14, 7–11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

72, д. 1308. 282. Письмо архимандрита Антонина к великому князю Павлу Александровичу 457 Иерусалим 27 мая 1892 г. Подлинник На первом листе документа вверху пояснительная помета мелким канцелярским почерком: «По вопросу о праве И. П. П. О-ва контролировать расходование сумм, отпускаемых О-вом на содерж Дух М по новым штатам». По тексту пометы и первых строк письма – резолюция вел. князя Сергия Александровича: «В Кн Пав Ал мне переслал это письмо. Бедный старик, он совсем сходит с ума. Если нужно, то ответить может П.А. от меня». Ваше Императорское Высочество, государь великий князь Считая одним из остающихся – немногих уже – утешений своей умаляющейся жизни пленительную память милостивого внимания высоких паломников Святой Земли, Ваших Императорских Высочеств, к моему убожеству, я принимаю на себя смелость обратиться к благосклонному посредству Вашего Высочества в деле, угрожающем мне потерею душевного мира и материальным разорением. Инициатива дела сего принадлежала Императорскому Пр Палестинскому Обществу, и мне, конечно, прямее было бы обратиться со своим докучным словом к его августейшему Председателю , но опасение, чтобы подобному шагу моему не было придано значения жалобы на высокочтимое Общество, указало мне другой, менее бросающийся в глаза, путь – через Ваше Императорское Высочество – ближайшего советника высокого вождя Общества, юбилировавшего уже свое десятилетие. В начале минувшего апреля месяца я отнесся в Хозяйственное управление при Святейшем Синоде с заявлением, что уже за целые три месяца им не выслано ничего в Духовную Миссию из добавочного содержания ее, принятого на себя сказанным Обществом по новому, Высочайше утвержденному штату Миссии 458 . По сношении Хозяйственного управления с дирижирующим Советом Общества оказалось, что им давно уплачено и переплачено содержание Д Миссии и в настоящем, 1892 году – прежними троекратными высылками денежных сумм, – в то время как я не знал, откуда взять удовлетворить жалованием персонал Миссии за апрель месяц! Явно, что возникло недоразумение между нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Глава 13 История пророка из Иудеи, предсказавшего разрушение Вефильского жертвенника и всего культа тельцов. 3Цар.13:1 .  И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение. Если простой народ в десятиколенном царстве мог не предвидеть гибельных последствий Иеровоамовой реформы «и был даже доволен тем, что его Бог , Иегова, делается (благодаря тельцеслужению) ближе и доступнее к нему» (см. у проф. Покровского, с 326), то совершенно иначе отнеслись к этому уже представители священства Левиина, во множестве оставлявшие территорию царства Израильского и переходившие в Иудею и Иерусалим ( 2Пар.11:13–14 ). Но еще прямее и резче высказалось против культа Иеровоама пророчество, и при том как Иудейское, так и израильское. В ( 3Цар.14:1–16 ) содержится грозное обличение этого культа со стороны того самого пророка Израильского царства Ахии, который некогда ( 3Цар.11:29–39 ) предсказал Иеровоаму царство. В гл. XIII содержится поразительный рассказ о протесте против культа Иеровоамова со стороны некоего «человека Божия» – пророка из Иудеи 11 . Иосиф Флавий (Иуд. Древн. VIII, 8, 5) называет его Иадоном ( ´Ιδων), видимо, отождествляя с Иеддо ( 2Пар.9:29 ), что, однако, неверно, так как последний пророк жив был еще долго спустя при Авии ( 2Пар.13:22 ). 3Цар.13:2 .  И произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе. «Жертвенник, жертвенник» – метонимия вместо всего культа, об уничтожении которого предсказывает пророк. Пророчество это, в котором назван по имени и исполнитель его – царь Иосия ( 4Цар.22:1 ), сбылось в точности спустя 300 с лишком лет ( 4Цар.23:14–18 ). Впрочем, имя Иосии иные понимают в нарицательном смысле: «помогаемый Иеговою» (Кейль), и весь рассказ XIII гл. понимают как позднейшую обработку народного предания, после времен Иосии (Ewald. Geschichte III, s. 476–480).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, не в духовенстве и его миссионерских мероприятиях к просвещению поволжских инородцев нужно искать источник некоторых разногласий в действиях и взглядах светских и духовных деятелей просвещения инородцев. Скорее причина здесь в коренной ошибке нынешней постановки инородческого дела со стороны преемников Ильминского – это в присвоении ими себе прав самостоятельно заниматься христиански-просветительной миссией среди инородцев, – прав церковного учительства и устроения церковно-приходской жизни инородцев. Ильминский, повторяем, был воспитанником духовной школы, человеком строго-церковной мысли и духа, – высокой настроенности, и то, что принадлежало ему как личности – евангельски-просветительная деятельность среди инородцев и забота о церковно-приходском устройстве их быта, преемникам его не следует дерзновенно присваивать себе по праву должности. Заботиться о научении и воспитании инородцев в духе православно-церковной истины может, только Церковь , и заниматься руководительством и управлением инородческих приходов должно предоставить исключительно епархиальному начальству. Всякое стороннее вмешательство здесь, в силу якобы права, неизбежно должно, повести к разномыслию, к недоразумениям и борьбе. И эта борьба способна возникать отнюдь не из ревнивого оберегания церковной властью своих священных прав духовного учительства и надзора над приходскою жизнью, а должна явиться простым следствием двойственности влияний, следствием прямого двоевластия, вредных во всяком деле, тем более в деле созидания единой Церкви Божией. Прямее сказать, причину того разномыслия и несогласия, какие иногда замечаются в инородческом деле поволжского края, нужно искать в неурегулированных отношениях между духовенством и чинами Министерства Народного Просвещения, причастными к инородческому делу. Здесь дело отнюдь не в личных счётах и страстях, а в ложном принципе, руководящем инородческих деятелей: можно сменить личностей, заменить их новыми, но прочного согласия и гармонии в общих действиях не будет до тех пор, пока не будет фальшь устранена в самом принципе, пока не будет устранён сам источник борьбы. И раз инородческий вопрос снова выдвинут, нужно смотреть на него прямо и решать окончательно. II.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

III. Братия! Великое дело – добродетель послушания! Нет пути в Царствие Небесное прямее сего пути! Будем же послушны Церкви Божией и пастырям, от Бога поставленным; будем поменьше верить себе и своему смышлению, и почаще просить совета у отца духовного, и Господь, за смирение наше, скажет нам чрез него волю Свою святую и, яко добрых послушников, не лишит благой части в Царствии Своем с такими ревнителями послушания, каким был преп. Акакий. (Составлено «Троицких листков» и другим источникам). Поучение 2-е. Св. мученик Парамон (Всегда должно говорить правду) I. Bocnoмuhaeмый ныне свят. мученик Парамон пострадал в царствование римского императора Деция, в III веке. В то время правителем восточных провинций империи был вельможа Аквилин, гонитель христиан. Проезжая однажды через Вифинию, Аквилин вел за собою 370 мучеников христианских для заключения в темницы. Когда они проходили мимо языческого храма, Аквилин хотел принудить христиан принести жертву идолам, христиане же отказались. Случайно проходил там один благочестивый муж по имени Парамон и, видя такое множество христиан, которых ожидали истязания, воскликнул: «О, как много праведников убивает нечестивый повелитель безвинно! И за что же? За то, что они не кланяются немым и бездушным идолам». Аквилин повелел слугам своим схватить Парамона и убить его, что и было исполнено: ему вытянули язык и тело пронзили остриями копий. Затем 370 мучеников, отказавшиеся принести жертву идолам, были усечены мечом (250 г.). II. Братия! По примеру св. мученика Парамона, не убоявшегося сказать правду грозному мучителю, что он поступает нечестиво, убивая ни в чем не виновных христиан, будем и мы всегда говорить лишь одну правду. а)  Надобно ли объяснять, как нужна правда? «Вообрази, что ты окружен людьми, которые не говорят правды, не делают правды; что, следовательно, уверениям в доброжелательстве нельзя верить; что на обещания нельзя полагаться; что призываемый тобою, или посылаемый на дело скажет: пойду, – и не пойдет; что должник скажет: заплачу, – и не заплатит; что выслушавший твою просьбу о защите скажет: защищу, – и не защитит. Можно ли между такими людьми хотя день провести спокойно и безопасно? Не видишь ли, что без правды нельзя жить?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

20 . Подобно иудеям должны смотреть (и действительно смотрят) на поступок евангельской женщины, а в ее лице и вообще на всю религиозно-нравственную жизнь членов Церкви и рассматриваемые моралисты. Как те готовы были забыть о Христе из-за нищих, так и эти непременно в подобном же случае сошлются на своего рода нищих, забывая о Том, Кого Сам «Господь помазал благовествовать нищим» Ис. 61, 1 . Но в этом-то именно пункте, т.е. когда братский союз любви, отстранив Христа, вознамерится протянуть руку помощи нищим, – и произойдет вышеуказанное столкновение рассматриваемого союза со многими другими преследующими подобные же цели союзами и учреждениями. Между тем, христианская Церковь несомненно знает о себе то, что она – от Бога, что она ближайшим образом стремится к религиозным целям и, следовательно, уже по самой природе своей не может войти в столкновение с другими учреждениями, преследующими и другие, как, наприм., ученые, культурные и подобные им цели. И, наоборот, Церковь , не знающая границ своей деятельности и потому входящая в столкновение с другими областями человеческой деятельности, уже не может быть истинной Церковью, «царством не от мира сего», и не будет «отдавать кесарево кесарю, а Божие – Богу» Ин. 18, 36 ; Мф. 22, 21 . 21 . Подобные вышеизложенным заблуждения проистекают, далее, из другого, также ошибочного определения Церкви как нравственно-воспитательного учреждения . В этом случае мнимая Церковь подвергнется неотвратимому и самым существом ее обусловленному искушению – или совершенно забыть, или, по крайней мере, не с должным вниманием отнестись к своей прямой задаче в религиозной области – это с одной стороны. А с другой, не имеющая надлежащего направления энергия мнимо-церковной жизни, естественно, заявит о себе неумеренными притязаниями или, прямее, деспотизмом в государственной, общественной и семейной жизни. Поставляя для себя при этом чуждые и непосильные задачи, такая Церковь ни сама не исполнит, ни другим учреждениям не позволит надлежащим образом исполнять их и в конце концов сама отовсюду подорвет к себе доверие. В таком положении действительно и находятся западные Церкви. – Далее, воспитательное учреждение воспитывает своих питомцев лишь до известного возраста, по достижении которого оно расстается с питомцами, а эти последние считаются совершенно созревшими для общественной жизни. Поставленная в разряд воспитательных учреждений и Церковь вынуждена будет относиться к своим сочленам в духе указанных начал и законоположений. Но, в таком случае, здесь произойдут опасные заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Старик перекрестил внука, уже одетого в кургузую — для него, богатыря, не смогли подобрать нужного размера — военную форму, пока без погон и шевронов, поцеловал в лоб, поприжал к груди и подтолкнул в ворота. Хромая, медленно пошёл по длинной тополиной аллее. Не оборачивался. Василий, сжимая зубы, смотрел ему вслед и видел, как старика стало заносить к обочине, как он досадливо отмахнул рукой, видимо, выругался, и пошёл прямее, но слегка приволакивал изувеченную правую ногу. Внук не знал, что глаза старика влажно застелило так, что не было ясно видно пути. 19 Ко дню святой великомученицы Елены Охотниковы полностью отсеялись; тихо справили девятнадцатилетие дочери и внучки Елены. Оставались для посадки только капуста и огурцы, которым срок наступит сразу после июньских ночных заморозков; пока саженцы набирались сил в тепле под стеклом. Стояли ясные, безоблачные дни. Пышно цвела черёмуха. Ангара полыхала зеленовато-голубым пламенем. Птицы высиживали птенцов. Просторное небо ласково смотрело на землю — на нежно зеленеющую берёзовую рощу, на густое малахитовое облако соснового бора с чинным, ухоженным погостом, на деревянную церковь со знаменитым воронёным Игнатовым крестом, на далеко расположенный, но властно-остро взблёскивающий рельсами Великий сибирский путь, на укатанный каменистый тракт с примыкающими к нему лавками, базаром, управой и кабаком, на просторные луга и пашни за поскотинами, — на весь славный тихий погожский мирок. Михаил Григорьевич нелегко сговорился с будущим сватом о времени свадьбы: Орловы родители были весьма суеверны, осторожны, и не хотели, чтобы венчание состоялось в мае: — В мае женишься — век маешься, учили нас старики, — хмуро сказал Иван Александрович. — Лучше — осенями, как у людей. Можно, конешно, и летом… да тоже как-то не так… не по-нашенски, не по-православному обыч а ю. Всему, знашь ли, Михайла-батькович, своё время: и снегу выпасть, и невесту облачить в белые одеяния. Михаил Григорьевич готов был уже согласиться с Орловым, которого был младше почти на тридцать лет и которого уважал как дельного, прижимистого, фартового хозяина, но в разговор вступил Семён, чуть в стороне починявший с работником Горбачом сбрую, но напряжённо ловивший каждое слово отца.

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

" Духовное молочко " - сказочно-легендарное изображение действительности, не годящееся для построения на нем логиче ! ких рассуждений. Синергия «радужного сияния»! Там где логика там лабиринты из «тьмы к свету» Желающие познать истину, должны строить свои рассуждения только на " твердой пище " Писаний, - реальном изображении действительности . По писанию истина Одна но в Трех Лицах. А познать ЕЕ построением рассуждений?   Это лучше обратиться к Григорию Поламе (прежде в молитве) jasvami 20 марта 2012г. 15:32 Коль согласны, - давайте идти дальше. Пробуйте находить в Библии " духовное молочко " , возможно Вам попадется именно то, что соответствует данной теме. Могу привести наводящие. В Библии имеют место два отображения сущности Христа: один, как " твердую пищу " , апостолы проповедовали среди " совершенных " ; другой, как " духовное молочко " , апостолы проповедовали тем, кто " мудростию своею не познал премудрости Божьей " . Найдите эти два преподнесения Христа апостолами.  Александр, Кашира 21 марта 2012г. 15:12 «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5, 39). Вы пытаетесь выразить мысль, что Писание доступно, как простым, так и совершенным? Путь веры и путь разума. Путь пастухов прямее и короче чем путь Волхвов. Например: Путь веры «Для тайн Духа, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разумная сила ума, Бог дал нам веру» (Ibid. 55). Как слепой, поясняет прп. Симеон Новый Богослов , если прозреет, то видит, во-первых, свет, а затем во свете и всякую тварь, так и озаренный в душе Божественным Духом лишь только причащается света, видит Свет Божий и Бога. Кого Бог просвещает, тем дает возможность видеть, что в Божественном Свете; и они «видят то по мере любви и хранения заповедей, и посвящаются в глубочайшие и сокровенные Божественные таинства» (Sym. N. Theol. Hymn. 22). По словам прп. Симеона, те, кто восприняли Бога делами веры, будучи возрождены Св. Духом, «видят Его Самого - Отца их, всегда обитающего во свете неприступном» (Ibid. 47). Истинная вера приводит их к тому, что Бог в них и они в Нем, «на горе Божественного ведения и Божественного созерцания» они слышат «Отчий глас». Б., т. о., оказывается жизнью в Боге.

http://bogoslov.ru/article/2450170

Но это не значит, что придумали его на досуге пара монахов за бутылкой кагора. Как говорят инструкторы по вождению автомобиля, на каждом месте, где стоит дорожный знак, произошла авария. Место установки каждого знака полито кровью, поэтому необходимо соблюдать правила дорожного движения, чтобы не пролилась новая кровь. Правила, установленные Церковью, так же важны, как и правила дорожного движения. Отцы, составившие их, просто поделились своим опытом, объяснили, что соблюдая это – будешь иметь больше шансов на выживание. Вот как пишет выдающийся литургист XX века святитель Афанасий (Сахаров) : «Всё то, что заключается в Типиконе и богослужебных книгах, в большинстве является плодом иногда целожизненных молитвенных подвигов лучших сынов Церкви, великих угодников Божиих, неусыпных молитвенников, для которых молитва составляла всё в жизни, которые за молитвой забывали о пище, о сне, об окружающих врагах и мучителях, которые свое богослужение и молитвенное правило оканчивали в засыпаемых катакомбах, в подожженных со всех сторон храмах, на пути к месту казни… Сии святые делатели молитвы опытно познавали, как легче и прямее достигнуть спасительнейших и сладостнейших плодов молитвы… Так слагался наш Церковный Устав, который наши старые русские книжники не без основания называли “Книгой богодухновенной”». Отцы Первого Вселенского собора      Посмотрите на участников святых Соборов, на которых не только утверждались догматы веры, но и принимались дисциплинарные правила, следовать которым мы стремимся и сейчас. Кто там заседал? Живые чудотворцы, исповедники, общепризнанные праведники. Так, на I Вселенском Соборе присутствовали святитель Спиридон Тримифунтский, святитель Николай Мирликийский, святитель Афанасий Великий, преподобный Павел Неокесарийский, святой равноапостольный Константин Великий и другие святые отцы. И так было всегда. Просвещенные Духом Святым, эти отцы изрекали поучения не от себя и не от своего знания, но руководствовались волей Божией. Ныне же все мы – образованные и эрудированные, но вот кто же из нас может похвастаться тем, что знает волю Божию? Святитель Спиридон Тримифунтский на Соборе в удостоверение своей правоты сотворил чудо, а как же мы?

http://pravoslavie.ru/73120.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010