Кто в Духе Святом, тот похож на Господа еще здесь… а ведь Господь такой кроткий и смиренный, и если бы ты увидел Его, то от многой радости хотел бы сказать: «Господи, я таю от твоей благодати», но в эту минуту ты не можешь сказать ни единого слова о Боге, ибо душа твоя изменилась от обильного Духа Святого» . Изменившись всею душой, «сделаться похожим на Господа» – это ex definitione и есть опыт Преображения; и, по Силуану, он есть и опыт смирения, коль скоро Господь, на Которого становится похож человек, “кроткий и смиренный». В другом месте Преображение ставится в связь со смирением и еще прямее: «Смирение есть свет, в котором мы можем узреть Свет-Бога» . Далее, хранимые и «неотключаемые» установки подвига отнюдь не принимают у Старца какой-либо сжатой формы, не уходят на второй план. Напротив, даже и в речи о высших ступенях опыта они остаются на первом плане, и далеко не всегда можно заметить сразу, что речь ведется уже не о начальных ступенях, а о высших, о благодатном Богообщении. Это – сознательная черта, печать опять-таки глубочайшего смирения: Старец не желал выделять, подчеркивать ту высоту, на которой пребывал его опыт, и утверждал, что не превосходит ничем тех, кто лишь начинает духовный путь: «Я недостоин называться монахом. Более сорока лет прожил я в монастыре и записал себя в новоначальные послушники» . И за счет этого, высшие духовные состояния исихастского опыта рисуются в писаниях Старца крайне своеобразно: заслоняясь строго хранимыми смирением, покаянием, сокрушением, эти высшие состояния, во-первых, предстают как бы отчасти скрытыми, прикровенными, а во-вторых, проникаются, окрашиваются их духом – становятся тоже покаянными, смиренными… Таков и есть тип духовности преп. Силуана: высокий духовный опыт в смиренном обличье неискушенного опыта новоначальных. Опыт Преображения: первое обретение Св. Силуан практически не пользуется словом «преображение», даже когда говорит о Священном Событии на Фаворе. Зато сквозною нитью в его писаниях проходит речь о «всецелом изменении», которое свершается с человеком при обретении благодати Святого Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Везде ведь тут – в театре и в романе, в обществе и прогулке – является пред вами человек, ради которого соделался Сыном человеческим Сын Божий; все лучшее в этом человеке, что вы ни видите, идет от полноты благодати Богочеловека; все худшее, что ни представилось бы вам в человеке, отяготело на Богочеловеке. Нет человека, да и не возможен человек вне силы и действия этой Христовой тайны, раскрывающей в себе всю беспредельную любовь к человеку Отца Небесного; от нас самих зависит принимать или не принимать участие в такой любви Божией во Христе, хоть бы и в обществе или в театре или за светской книгой. На человека, где бы он ни представлялся вам, – действительный ли только возможный, – не смотрите вне Того, Кто стал за него человеком; в лучшем у него усматривайте отсвет благодати, в худшем – тяготу креста Христова. –  И чтож, – спросил я, – эта барышня? –  Она имеет твердый характер и неспособна, как я сказал уже Вам, лгать пред своей совестью. Твердо и без двоедушия пошла она по принятому благодатному воззрению; раздвоение и противоречие между благочестием и жизнью исчезло, и она ощутила себя у Всеблагостного Отца, при Котором жить прекрасно и с Которым некого и нечего по-рабски бояться ни в этой, ни в будущей жизни. Вот уж какой она сделалась! Вышла замуж – за любимого человека; чувствует живую связь со всеми, как с сестрами и братьями по Самому Небесному Отцу. Она и доныне в дружеской, духовно родственной со мной переписке. –  Случай замечательный, – отозвался я, – но частный, исключительный. Наибольшей частью у нас, кажется, без труда уживаются и ладят с требованиями жизни и благочестия: следуют в жизни всяким ее требованиям и приличиям, самым даже мелочным и двусмысленным, но немножко держатся и благочестия, если еще сохраняют веру, – и бывают вполне довольны собой. – Я, напротив, думаю, – отвечал о. Иоанн, – что в рассказанном мной случае только реще и прямее выразилось то, что бывает и вообще с нашим большинством. Ладят, ладят и с житейскими требованиями и с благочестием, едва не забывая последнего и следуя обыкновенно первым; но случится несчастная перемена обстоятельств, тяжкая болезнь, лишение близкого и дорогого человека – единственного, например, сына, жены, мужа, и – те же люди уже относятся к житейскому, как в грешному, и берутся более уже за благочестие, хотя непрочное и одностороннее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Писаний, и не инако сия толковати, но якоже церковная светила, святии и богоноснии отцы наши, пастыри и учителя, великим согласием истолковали, и и тако вверенные ему люди учити» 50 . 20 . Да не будет позволено епископу во граде, не принадлежащем ему, всенародно учити. Аще же кто усмотрен будет, творящий сие: да престанет от епископства и да совершает дела пресвитерства. Всенародное поучение епископа в епархии, ему не принадлежащей, было бы нарушением прав и как бы уничижением местного пастыря. Хотя все верные Христиане составляют единое по вере и духу стадо единого Пастыреначальника, все православные пастыри составляют единую учащую Церковь , и учение их едино: и поэтому нельзя думать, чтобы для овец словесного стада Христова, в каком-либо месте прав. Церкви находящегося, все другие пастыри, кроме своего местнаго, были чуждыми, от которых они бежали бы, яко не знают чуждого гласа ( Ин.10:5 ): но в порядке церковного управления необходимо строгое разграничение поместных пределов его и прав пастырских; смешение их, взаимное столкновение между ними не приводило бы ни к чему, кроме беспорядков и вреда для целой Церкви. Можно заметить, что сами Апостолы следовали такому правилу в отношении друг к другу ( Рим.15:20 . 2Кор.10:15, 16 ). В первые века, когда возмущения еретиков требовали усиленного назидания народа в православии, епископы, особенно знатнейшие по своим кафедрам и личным достоинствам, нередко приходили для того в чужие епархии и проповедовали слово Божие: как дозволяли и правила апостольские (Ап. пр.14). Но и в таких случаях православные пастыри уважали взаимно священно-начальственные права, и на соборах IV века положили общее правило, чтобы каждый епископ в своей епархии сохранял свое неприкосновенное право учения (Сардик. 11) 51 . Трулльский собор подтверждает это. Епископу, нарушающему сие правило, Собор определяет в наказание: да престанет от епископства и да совершает дела пресвитерства (της πισκοπης παυεσθω, τα δε του πρεσβυτεριου νεργειτω). Это не значит, что виновный против правила епископ должен быть низведен на степень пресвитера (что противно было бы общим правилам Церкви: IV всел. прав. 29); но значит, что он лишается власти епископской (или прямее: кафедры, επισκοπης) и становится в ряду подчиненных священнослужителей, не лишаясь только свящ. сана (πρεσβυτεριου) (подобное см. в правилах: 1 Всел. 8. Анкир. 18. Сардик. 12) 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Книга пророка Исаии, гл. 65, стих 1 Кирилл 16 декабря 2010, 23:10 Елене: Не надо поднимать истерику из-за биометрический паспортов. Если Господь с нами, кто же против нас? Не может сатана без нашего ведома, без нашей воли, отлучить нас от Бога. Только мы сами, добровольно можем это сделать. Не слушайте лукавого, который хочет посеять в вас семена отчаяния. Андрей 16 декабря 2010, 20:40 Elena, зачем же искать духовных отцов в интернете, пусть и на православном сайте? Лучше с живым священником поговорить, он и развеет Ваши сомнения. Насколько мне известно, Церковь не требует отказа от документов, даже и биометрических. Хотя, путь к личному спасению тут, наверное, прямее. Иерей Леонид 16 декабря 2010, 19:08 Елена, Вы о чём??? Что Вас так смутило в биометрических паспортах? Принимайте конечно. У меня например есть электронная карточка а она ничуть не страшнее паспорта. Иерей Леонид Рустик 16 декабря 2010, 16:07 Рад за брата во Христе! Я тоже менее года назад принял святое Крещение, мне 41. Все верно он говорит, Истина только во Христе, только Он раскрыл нам Бога Отца, только Он всей своей земной жизнью показал, что Бог есть любовь. Многие мои друзья мусульмане и родные мои все мусульмане, и все они очень хорошие и достойные люди, и я их очень люблю и молю о них Бога, ведь только Он может открыть им глаза. А вот что же можем мы? Мы все, называющие себя христианами? Только главной отличительной чертой христиан мы можем препроводить людей к Христу, только любовью и ничем иным, не спорами, не доказываниями и тем более не силой. Ведь почему многие мусульмане негативно относятся ко Христу? Прежде всего по тому негативу, который они видят в людях, называющих себя христианами. Если я на поминках буду пить водку, а не молиться в смирении за усопшего, если я с вожделением буду смотреть на женщину, если буду набивать брюхо и сквернословить, если не буду подавать нищему, оправдывая это чем угодно, то как человек называющий себя мусульманином не соблазниться? Измени себя и мир вокруг тебя изменится.

http://pravoslavie.ru/43532.html

К этому мы уполномочиваемся примером наших первоучителей, основателей христианства, примером самого Господа нашего Иисуса Христа и святых Его апостолов. Знал ли Господь Иисус все несогласные с Его божественным учением лжеучения, лжеучения религии египетской, индийской, китайской, огнепоклоннической, во всех их отраслях и разветвлениях, лжеучения язычества финикийского, карфагенского, еллино-римского, со всеми мистериями и теургиями сего последнего, с его мифологией и теорией евгемеризма, не говоря о язычестве дикого севера Азии, Европы, глубин Африки и Аравии, Америки и островов океана? Знал ли современные Ему философские и физические учения стоические, эпикурейские, скептические, эклектические, непотухшую философию Платона и Аристотеля, зарождающуюся философию неоплатонизма и гностицизма? Знал ли басни греко-римских поэтов о начале вещей? Знал ли символическую герменевтику филонизма? Отвечаем, что знал по божественному всеведению. Но относительно собственно человеческого изучения Господом Иисусом и знания всего этого необъятного круга предметов напрасно и ставить этот вопрос, когда ставится вопрос даже о том, умел ли Он писать; когда принимается за достоверное, что Он не получил никакого вне-еврейского, внешне-научного, философско-языческого, общеисторического образования. Напрасно ставить вопрос также и о том, опровергал ли Он все эти заблуждения, когда следует прямее ставить вопрос о том, опровергал ли Он какие-либо заблуждения? Собственно языческих заблуждений коснулся Он только однажды, когда саддукеи предложили Ему известное возражение против воскресения тел, которое Господь и разрешил на основании не соображений разума, а только божественного же откровения, на основании изречения пророка Моисея. Еврейские же заблуждения Господь Иисус не опровергал, а только обличал. В чем, однако же, заключается разница между опровержением и обличением, это мы яснее усмотрим в примере святых апостолов. Пусть Господь Иисус провозглашал, что послан только к овцам погибшим дому Израилева, вовсе почти не приходя в соприкосновение с язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Кирилл не утверждает не менее Феодорита. Если не наклонить намеренно положений Киррского епископа в сторону еретического расторжения, то мы увидим в нем предшественника папы Льва; в своем «томосе» он провозгласил тот самый экзегетический принцип, который приводит и оппонент св. Ки­рилла. Таким образом за Феодорита здесь история и Халкидонский собор, принявший послание св. Льва. С этой точки зрения вполне понятно, по­чему, по Феодориту, «естество, взятое от нас и ради нас, перенесло искупление наших страданий, а не то, которое восприняло его ради нашего спасения» 330 . Божество неизменяемо и бессмертно по существу и «потому потерпел страдание образ раба, то есть в соединении с образом Бога ( παθε τονον το δολου μορφ, συνοσης ατη δηλοντι τς του θεο μορφς), по соизволению Его на страдание ради приобретения спасения чрез него по усвоению страданий Себе Самому в силу соединения» ( οκειομενος δι τ ν νωσιν τα παθηματα) 331 . Это положение Феодорита другими словами выразил и св. Кирилл: Христос «промыслительно пре­дал на страдание плоть, временно собственную Ему» 332 . «Слово Божие есть Спаситель, пребывший бесстрастным в божественном естестве, но по­страдавший, как говорит Петр ( I Nemp. IV, 1 ), плотию. Ибо, по причине истинного соединения – естеств ( καθ’ ενωσιν ληθ – τ. ε. τν φσεων), для Него стало собственностью тело, которое вкусило смерть» 333 . В конце концов выходит, что обвинительные пункты Гарнье оказываются неимею­щими твердой опоры в самых опровержениях Феодорита. Мы готовы уступить Бертраму, что слова, какими епископ Киррский обозначает соеди­нение естеств во Христе не вполне определенны и точны и недостаточны для доказательства его православия в христологии 334 (особенно, когда по­следнее усиленно станут подвергать сомнению); мы утверждаем даже, что он намеренно ударял на понятие разделения 335 , но тем прямее и на­стойчивее заявляем, что совершенно произвольно по одному этому клеймит его позорным названием еретика 336 . Неправильный метод и фальшивая постановка вопроса привели Бертрама к крайностям и ложным резуль­татам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Цветаева по исследованию вопроса о протестантстве в России, автор известного сочинения: «Отношение протестантизма к России», г. Соколов (с. 29). Смутным также кажется нам суждение г. Цветаева и об отмене перекрещивания: «Когда протестантизм мало по малу утрачивал свою завлекающую живучесть и для борьбы с ним и католицизмом вырастало на востоке другое, кроме религии, орудие – образование; когда ослаблялось взаимное недоверие, одинаково сильное 193 с русской и иностранной сторон, и у нас прямее обратились к западно-европейской культуре и осложнялись элементы быта: русская церковь , в согласии с греческими иерархами, отменила прежнюю временную меру о перекрещивании христианских иноверцев, обращавшихся в православие, и установила принимать католиков, затем и протестантов чрез одно миропомазание» (с. 511). «Протестантизм мало-помалу утрачивал свою завлекающую живучесть», конечно, для русских, так как о положении протестантизма в России и идет собственно речь у г. Цветаева. Таким образом, выходит, что протестантизм с самого начала явил у нас какую-то «завлекательную живучесть», которой и нужно было противопоставить перекрещивание как меру, которая должна была внушать православным отвращение от протестантизма; а затем, когда протестантизм потерял «эту завлекательную живучесть», да к тому же еще стало вырастать на Востоке (У турецких греков или на православной Руси, или и там, и здесь, у автора не ясно) для борьбы с ним образование, следовательно, он не был уже для православных так опасен, – тогда произошла отмена этой «временной меры». Но в то время, когда состоялось соборное постановление о перекрещивании, протестантизм, как это было уже замечено нами и как не будет, конечно, отвергать того и автор, ни для кого на Руси не был какою-либо завлекающей силой, а скорее наоборот, и без того был уже предметом глубокого отвращения для православных. И если бы дело было и так, как представляет его автор, то каким образом, по мере утраты протестантизмом этой «завлекающей живучести», могло ослабляться недоверие к нему? Обыкновенно увлечение кем-нибудь или чем-нибудь и доверие к этому кому-нибудь или чему-нибудь идут в параллельном, а не в противоположном направлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

О. Архимандрита Иеремию особенно поблагодарите за прекрасное его слово, которым он украсил день Св. Николая. В университете Св. Владимира последовали важные перемены. Министерство Народного Просвещения обещается его преобразовать. Дай Бог к лучшему. По крайней мере, попечитель православный. Ежели физик 3 сильно желает поступить туда, – Бог благословит, – а также и в Одессу можно снабдить, буде у нас останется кем заменить. Впрочем, кажется, довольно останется. Дьякона Бобровницкого можете произвести. Я совершенно согласен с мнением Вашим об известной книженке И.Р.Ц. 4 . Но что делать, когда ей ещё до моего сюда приезда сделана такая честь, – другая – изложение символа веры ещё недостаточнее, а также прежде сделана честь. Помолчите, пока самая истина возглаголет, – а возглаголати не умедлит. От всего сердца благословляю издание Ваших назидательных поучений на первую седмицу великого поста. Извольте издавать, как заблагорассудите. Господь Бог да благословит издание журнала Воскресного Чтения и на следующий год. Извольте рассылать объявления. Ожидаю от Вашего Преосвященства бумаги о предположениях Темкина с Вашим мнением: – нужно представить в Св. Синод. Да пожалуйста скажите, надежен ли Темкин в деле обращения евреев ко Христу Спасителю? А между тем, да не стужает, в счет его жалованья прошу выдать ему на мой счет сто рублей с распискою. Посылается к Вам дело о единоверцах Киевских. Нетерпеливые прихожане Ильинской церкви жалуются уже Св. Синоду. Кажется, и Св. Синод не станет отнимать насильно, впрочем пожалуйста потрудитесь, нельзя ли как-нибудь учредить Единоверческую Церковь в Киеве. Филарет М. Киевский. 16 января 1839 г. VIII Так скоро проходит время, что мне уже пришлось приветствовать Вас с наступающим св. Великим Постом. Помолись, возлюбленне, в сии святые дни, между прочим и о моем недостоинстве, да ими же весть судьбами Господь Бог преселит моё пребывание навсегда безотлучно во святой град Киев. Устроение гробниц я оставляю до прибытия моего. Спешить нет надобности – а дело требует всего внимания, должного святым. Очень жаль, что во Флоровском случилось искушение. В Воронеж не увольняйте негодяйку – на что сквернить ими святые места. А пусть или она сама просит об исключении её из духовного звания, – а всего прямее, пусть игуменья представит Вашему П-ву так, как было дело и Вы извольте предать её суду, – ибо она монахиня, и притом базилианка. Не надобно таких щадить.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Чтобы выяснить, кто же этот новый претендент на его престол, Ирод собрал к себе всех священников и книжников, – людей хорошо знавших книги Священного Писания, и спросил их: “Где должно родиться Христу?” Они ответили: “ В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея.” Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды и послал их в Вифлеем. Прикидываясь благочестивым, хитрый Ирод сказал им: “Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему.” На самом же деле Ирод собирался воспользоваться их сообщением, чтобы предать Младенца смерти. Волхвы, выслушав царя Ирода и ничего не подозревая, пошли в Вифлеем. И вот снова та звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары [подарки] свои: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати); ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной). Поклонившись всеми ожидаемому Царю, волхвы собирались было на следующий день возвратиться в Иерусалим к Ироду. Но Ангел, явившись им во сне, открыл им коварные намерения Ирода и повелел вернуться в свою страну, взяв другой путь, не проходящий около Иерусалима. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар. В рассказе о Рождестве Христовом еще замечательно то, что первыми поклонились родившемуся в мир Спасителю пастухи, истинные дети природы, которые могли открыть пред Ним только сокровищницу своего сердца, полного простоты, веры и смирения. Уже значительно позже пришли волхвы с Востока, насыщенные ученой мудростью, повергшие пред Богомладенцем вместе с благоговейною радостью золото, ладан и смирну. Они должны были совершить долгий путь прежде, чем достигли Иудеи и даже, находясь уже в Иерусалиме, не сразу могли найти место рождения Царя Иудейского. Не говорит ли это о том, что как простота сердца, так и добросовестная ученость одинаково ведут ко Христу? Но первый путь прямее, короче и вернее второго. Пастырями руководили непосредственно Ангелы, а волхвы “учахуся” от бессловесной звезды и через Ирода от книжников и старцев иудейских. Не без затруднений и опасностей достигли они желанной цели и не слышали небесной гармонии, прозвучавшей над землей: “ Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение.”

http://azbyka.ru/propovedi/rozhdestvensk...

А если так, то кто посмеет утверждать, что для обычных грехов немощи человеческой в будущей жизни нет прощения даже и тогда, когда любовь Церкви-матери будет взывать за грешника к любви Отца Небесного, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал за грешников, особенно, когда сам грешник, за которого молится Церковь , умирая, взирал с надеждою на крест своего Спасителя и поверял свою судьбу молитвам матери Церкви?.. Будем же, братие мои, молиться с верою, ничтоже сумняся, за всех в вере почивших братий наших: в этой молитве мы найдем себе утешение, любви нашей к усопшим – удовлетворение, самим усопшим подадим руку помощи во имя сей любви, и за любовь свою к ним сами не лишимся милости Божией, ибо Господь Сам сказал: «еюже мерою мерите, возмерится и вам» ( Мф. 7:2 ): если мы будем молиться за усопших, то Господь расположит сердца и наших ближних помолиться за нас, когда сами мы будем нуждаться в такой молитве!.. Аминь. 793. Притча о самонадеянном страннике. Задумал один человек идти во святой град Иерусалим. Дороги туда он не знал, а добрых людей спросить не хотел: шел, как ему казалось прямее и вернее. На пути не раз попадались ему люди, которые шли туда же, во святой град; среди них всегда был хотя один человек сведущий, который шел впереди и вел за собою других. Добрые люди приглашали и нашего путника присоединиться к ним: «Пойдем вместе, так тебе будет безопаснее, в случае нужды мы тебе поможем, устанешь – поддержим, будешь голоден – напоим и накормим: у нас все запасено на дорогу; да одному идти и опасно: на пути много разбойников, которые могут не только ограбить, но и убить; есть непроходимые дебри и пропасти, откуда, не зная пути, не выберешься; в пустынях и лесах попадаются звери, которые нападают на одиноких путников... Пойдем вместе: с нами тебе будет безопасно; и путь нам хорошо известен, и оружие у нас есть – и против разбойников, и против диких зверей пустынных!..» Но путник наш на все эти добрые, братские предостережения упорно отвечал: «Не нуждаюсь я в ваших советах и указаниях; и без вас дойду – ведь солнце светит на небе не для вас одних, а вдали – вот уже виднеется и святой град...» Действительно: вдали, на горах, в светлом сиянии солнца, уже видны были стены и башни святого града; казалось – так недалеко, вот-вот – как говорится – рукою подать...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010