Видел бдение – этот панцирь, молитву – эти латы, и правдивость – эту легкую военную колесницу. Но, рассматривая все сии вооружения и размышляя, какое из них всех тверже, увидел я оплот смирения и нашел, что ничего нет тверже его, потому что никакое оружие не может проторгнуть его, и лукавый не в силах взять его приступом. Посему-то, оставив прочие исчисленные мною оружия, написал я тебе об одном смирении. Если желаешь одержать победу в брани, которую ведешь ты, то ищи себе прибежище за оплотом смирения, там укройся и не оставляй сей ограды, чтобы не уловил тебя в плен хищник; не полагайся на собственное свое оружие, чтобы не поразил тебя лукавый. Вот вооружение, которое посылаю тебе из оружейной храмины победоносцев, потому что этим и они побеждали. Блажен, кто, сим вооружившись, вступает в брань. Господь наш Сам облекся в смирение и нас научил смирению, чтобы дать нам средство Его смирением побеждать лукавого и всю силу его (прп. Ефрем Сирин , 33, 120–121). Источник. Да не увидит же нас никогда лукавый благопристойно прикрытыми с наружности и обнаженными внутренне! (прп. Ефрем Сирин , 33, 123). Источник. Адам побежден прелестью лукавого. Как мужественные борцы, станьте вы, дети Адамовы, и отмстите за отца вашего, который в раю Едемском утратил красоту свою; прострите к нему руку свою, воздвигните его, победите и низложите сатану, соблазнившего род наш; силою Господа нашего сокрушите главу его. Победим все его козни... (прп. Ефрем Сирин , 33, 281). Источник. ...Возьмите оружие постов, молитв и бдений, чтобы могли вы устоять и противостать (ср.: Еф. 6, 13 ) врагам... в тот день, когда восстанет на нас какая-либо из похотей, которую мы препобеждаем этим оружием (прп. Ефрем Сирин , 36, 198–199). ...Плоть Христа сначала облеклась оружием воздержания, а затем (уже) приступила к борьбе (прп. Ефрем Сирин , 37, 62). ...Точно два во мне ума: один добрый, он следует всему прекрасному, а другой худший, он следует худому. Один ум идет к свету и готов покоряться Христу; а другой – ум плоти и крови – влечется во мрак и согласен отдаться в плен велиару.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

10. Прор. Даниил 11. Равноап. Царь Константин 12. Ев. Матфей 13. Ап. Андрей Первозванный 14. Св. Иоанн Предтеча 15. Ап. Павел 16. Неизвестный святой 17. Ап. Иаков Персский 18. Вмч. Феодор Стратилат 19. Свт. Иона, митр. Московский 20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский 21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский 22. Прп. Алексий, человек Божий 23. Свт. Петр, митр. Московский 24. Сщмч. Афиноген 25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский 26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский 27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский 28. Свт. Григорий, еп. Нисский 29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский 30. Свт. Василий Великий 31. Свт. Иоанн Златоуст 32. Ап. Тит 33. Первомч. архидиакон Стефан 34. Ап. Варнава 35. Ап. Фома 36. Ев. Марк 37. Ап. Иаков, брат Господень 38. Ев. Лука 39. Ап. Тимофей 40. Св. Лазарь Четверодневный 41. Ап. Иаков Зеведеев 42. Свт. Григорий Богослов 43. Свт. Игнатий Богоносец 44. Свт. Иоанн Милостивый 45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский 46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский 47. Сщмч. Акепсим 48. Сщмч. Ермолай 49. Свт. Григорий Солунский 50. Свт. Андрей, архиеп. Критский 51. Сщмч. Афиноген 52. Свт. Филипп, митр. Московский 53. Свт. Алексий, митр. Московский 54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский 55. Вмч. Феодор Тирон 56. Мч. Евфрасий 57. Неизвестный святой 58. Мч. Каллиник 59 Мч. Кирик 60. Мч. Каллистрат 61. Мч. Мамант 62. Мч. бесср. Косма 63. Мч. диакон Авив 64. Мч. архидиакон Евпл 65. Мч. Лукиан 66. Мч. Неофит 67. Мч. бесср. Дамиан 68. Мч. Авксентий 69. Вмц. Варвара 69. Вмц. Варвара 70. Прп. Антоний Великий 71. Прп. Евфимий Великий 72. Мч. Евфимия 73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский 74. Прп. Ефрем Сирин 75. Прмч. и исп. Стефан Новый 76. Прп. Григорий Декаполит 77. Прп. Пимен постник Печерский 77. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский Прп. Пимен Великий, Египетский Прп. Пимен Палестинский 78. Прп. Феодосий Печерский 78. Прп. Феодосий Антиохийский 78. Прп. Феодосий Тотемский 79. Бесср. Кир 80. Прп. Георгий Хозевит 81. Прп. Михаил Малеин 82. Свт. Никита исповедник Свт. Никита исповедник, епископ Халкидонский

http://pravoslavie.ru/52193.html

Исидор Пелусиот , 62, 377). ...Посвяти себя чтению Священного Писания, и оно тебя соделает иереем. Ибо если покоришься законам его, и то, что получил ты недолжным образом, вручено тебе будет, как должно (прп. Исидор Пелусиот , 62, 458). ...Негоден к священнодействию духовно слепой, т. е. совершенно неразумный и поврежденный умом и помыслом (свт. Кирилл Александрийский , 65, 324). Источник. Как некоторые из ... не трепещут вступать на степень диаконства и иерейства и священнодействовать Пречистое Тело и Кровь Господа? Поистине недоумеваю. Конечно, слепота ума и сопутствующие ей нечувствие и неведение, и рождающееся от них самомнение делают то, что такие попирают, как прах, истинное золото и многоценный камень Господа нашего Иисуса Христа. Но горе таковым за эту их страшную дерзость, по коей осмеливаются они восходить на такие степени, с такою великою богонебоязненностию и небрежением о божественных вещах, как будто малых и ничтожных, и это для того только, чтобы казаться выше других. И кто после этого будет называть их христианами? (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 230). Торгующий... нагло Божественными (таинствами) и продающий благодать Духа грешит, конечно, против Самого Бога (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 233). Источник. Осуждение священства Восстающий против (священника) не человека уничижает, а Бога и Христа Иисуса, первородного и одного только первосвященника Отчего (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 176). ...Кто ставит сети своему учителю, тот нечестив и беззаконен; почему и осужден будет вместе с тем, кто Благодетеля и Учителя своего предал в руки беззаконных (прп. Ефрем Сирин , 30, 516). Источник. ...Кто презирает священника, тот презирает и Господа его (прп. Ефрем Сирин , 37, 134). Безумно не уважать власть священников, без которой невозможно получить спасения и обетованных благ (свт. Иоанн Златоуст , 44, 426). Источник. Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

в 5 т. Репр. воспр. изд. 1889. М.: Паломник, 1998. Т. 4. С. 502. Нил Синайский, прп. Слово о молитве. П. 124, 125, 122//Добротолюбие: в 5 т. Репр. воспр. изд. 1884 г. М.: Паломник, 1998. Т. 2. С. 238. Игнатий Брянчанинов, свт. О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 1. М.: Паломник, 2001. С. 421. См. Последованиемалаго образа, еже есть мантия//Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М.: Лодья, 2006. С. 26-27. См.: Ефрем Сирин, прп. Слово подвижническое//Творения. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1912. С. 37. СимеонСолунский, свт. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. П. 20//Сочинения. Репр. воспр. изд. 1856 г. М.: Галактика, 1994. С. 34-35. Максим Исповедник, прп. Главы о любви, вторая сотница//Добротолюбие: в 5 т. Репр. воспр. изд. 1888 г. М.: Паломник, 1998. Т. 3. С. 203. Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. Глава 18//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 352. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседование 1//Писания. Репр. воспр. изд. 1892 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 169. Макарий Египетский, прп. Слово 2. О совершенстве духовном//Духовные беседы. М.: Правило веры, 2002. С. 527. Исаак Сирин, прп. Слово 63//Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 340. Там же. С. 340. Устав Русской Православной Церкви. XV.1. Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. Глава 18//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 353-354. Устав Русской Православной Церкви. V.31(b). IV Вселенского 4, 8, 24; Двукратного 1. Устав Русской Православной Церкви. XV.18.з. Феодор Студит, прп. Письмо 11. К Анастасию, епископу Кносийскому//Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Т. 3. С. 62. Под «необщежитием» здесь подразумевается особножительный или идиоритмический тип организации монастырей, который в определенные исторические периоды имел широкое распространение на Руси. Благословение и освящение новосозданного монастыря//Освящение храма. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. С. 184, 186.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/po...

в 5 т. Репр. воспр. изд. 1889. М.: Паломник, 1998. Т. 4. С. 502.  Нил Синайский, прп. Слово о молитве. П. 124, 125, 122//Добротолюбие: в 5 т. Репр. воспр. изд. 1884 г. М.: Паломник, 1998. Т. 2. С. 238.  Игнатий Брянчанинов, свт. О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 1. М.: Паломник, 2001. С. 421.  См. Последование малаго образа, еже есть мантия//Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М.: Лодья, 2006. С. 26–27.  См.: Ефрем Сирин, прп. Слово подвижническое//Творения. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1912. С. 37.  Симеон Солунский, свт. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. П. 20//Сочинения. Репр. воспр. изд. 1856 г. М.: Галактика, 1994. С. 34–35.  Максим Исповедник, прп. Главы о любви, вторая сотница//Добротолюбие: в 5 т. Репр. воспр. изд. 1888 г. М.: Паломник, 1998. Т. 3. С. 203.  Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. Глава 18//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 352.  Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседование 1//Писания. Репр. воспр. изд. 1892 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 169.  Макарий Египетский, прп. Слово 2. О совершенстве духовном//Духовные беседы. М.: Правило веры, 2002. С. 527.  Исаак Сирин, прп. Слово 63//Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 340.  Там же. С. 340.  Устав Русской Православной Церкви. XV.1.  Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. Глава 18//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 353–354.  Устав Русской Православной Церкви. V.31(b).  IV Вселенского 4, 8, 24; Двукратного 1.  Устав Русской Православной Церкви. XV.18.з.  Феодор Студит, прп. Письмо 11. К Анастасию, епископу Кносийскому//Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Т. 3. С. 62.  Под «необщежитием» здесь подразумевается особножительный или идиоритмический тип организации монастырей, который в определенные исторические периоды имел широкое распространение на Руси.  Благословение и освящение новосозданного монастыря//Освящение храма. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. С. 184, 186.

http://pravoslavie.ru/108817.html

5 См. Последование малаго образа, еже есть мантия//Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М.: Лодья, 2006. С. 26–27. 6 См.: Ефрем Сирин , прп. Слово подвижническое//Творения. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1912. С. 37. 7 Симеон Солунский , свт. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. П. 20//Сочинения. Репр. воспр. изд. 1856 г. М.: Галактика, 1994. С. 34–35. 8 Максим Исповедник , прп. Главы о любви, вторая сотница//Добротолюбие: в 5 т. Репр. воспр. изд. 1888 г. М.: Паломник, 1998. Т. 3. С. 203. 9 Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. Глава 18//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 352. 10 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседование 1//Писания. Репр. воспр. изд. 1892 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 169. 11 Макарий Египетский, прп. Слово 2. О совершенстве духовном//Духовные беседы. М.: Правило веры, 2002. С. 527. 12 Исаак Сирин, прп. Слово 63//Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 340. 13 Там же. С. 340. 14 Устав Русской Православной Церкви. XV.1. 15 Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. Глава 18//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 353–354. 16 Устав Русской Православной Церкви. V.31(b). 17 IV Вселенского 4, 8, 24; Двукратного 1. 18 Устав Русской Православной Церкви. XV.18.з. 19 Феодор Студит, прп. Письмо 11. К Анастасию, епископу Кносийскому//Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Т. 3. С. 62. 20 Под «необщежитием» здесь подразумевается особножительный или идиоритмический тип организации монастырей, который в определенные исторические периоды имел широкое распространение на Руси. 21 Благословение и освящение новосозданного монастыря//Освящение храма. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. С. 184, 186. 22 Устав Русской Православной Церкви. XVII.9. 23 Матфей Властарь . Алфавитная синтагма. Буква «М». Глава 15. М.: Галактика, 1996. С. 332. 24 Толкование Аристина на 24 правило IV Вселенского Собора//Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. Репр. воспр. изд. 1877 г. М.: Паломник; Сибирская благозвонница, 2000. С. 231.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-monastyrya...

Евхерий Лионский (Eucherius Lugdunensis) 236, 236 13 Елеонский Η., прот. 25, 25 21 Ельзевир, братья 83 Епифаний Кипрский , свт. (Epiphanius Constantiensis) 134 60 , 213 110 , 251,251 61 , 252, 253 66 , 253, 254, 254 75, 76 , 255, 271 106 , 303 2 , 309 16 , 338, 351, 351 99 , 358 121 , 365 132 Ерма, автор «Пастыря» 71, 324, 338 Ефрем Сирин , прп. 62, 72, 77, 77 94 , 351, 351 99 Ж Жобер А. 120 37 3 Закхей, мытарь (еванг.) 230, 234 10 , 237 14 Захария, прор. 274, 339 Зееберг А. 166 41 Землер 85 Зоден Г, фон (Soden, Н. Е иоп) 87, 87 132 И Иаир (еванг.) 201 Иаков, библ., праотец 287, 289, 292 Иаков Алфеев, ап. от 12-ти 228, 228 3,4 Иаков, брат Господень, ап. от 70-ти 94, 100, 131, 164, 166–167, 225, 229, 268–269 Иаков Зеведеев, ап. от 12-ти, брат ап. Иоанна Богослова 332–333 Иаков Низибийский , еп. 338 Иануарий (Ивлиев), архим. 27,27 27 Ибн эт-Табиб 77 Игизипп, антигностик 76, 254 Игнатий, монофизитский патриарх 74 Игнатий Богоносец , сщмч. (Ignatius Antiochenus) 106, 106 154 , 116, 116 28 , 117, 117 32 , 119, 119 35 , 241, 254, 254 76 Иделер Л. (Ideler L.) 53, 53 10 Иероним Стридонский , блж. (Hieronymus Stridonensis) 61 36 , 62, 62 38, 40 , 78, 78 100 , ,79 103 , 130, 130 51 , 145 3 , 233 1 , 250, 250 59 , 251, 251 61 , 252, 252 63 , 254, 254 75, 76 , 255, 255 80–82 , 256, 256 83 ,257 8 4 , 259 92 , 264, 264 98 , 266, 266 99 , 267, 269, 269 105 , 271 106 , 272 107 , 110 ,275 116 , 309 16, 17 ,311, 313 26 , 315 28 ,322, 322 41, 42 , 323, 323 45 , 47 , 337, 337 64, 65 ,346, 346 8 9, 9 1 , 351, 351 1 14, 1 16 , 352 103 ,356, 356 114 , 358, 365 132 , 378, 378 145 Иларий Пектавийский (Hilarius Pictaviensis) 378, 378 144 Илия, прор. 170, 264 Иоанафан, сын Саула 110 Иоанн, «пресвитер», «ученик Господа» 183 72 , 250, 312–315, 318–320, 320 35 , 322, 330–331, 344–346, 349 Иоанн Богослов, евангелист, ап. от 12-ти 9, 10, 26, 30 35 ,47, 100–102, 104, 108, 125, 126, 128, 130, 132 53 , 133–135, 139, 143, 145 3 , 146, 155, 158, 163, 164, 187, 198, 194 93 , 196, 197, 198, 208, 215, 216, 220, 223–224, 234 10 , 237 18 , 239, 240, 260, 269, 281 124 , 293, 326, 339, 354

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Солон, царь, философ 207 177 Стентор (миф.) 233 Стефан, первомуч. 268, 269, 275, 468 Стефан Никомидийский 118 3 Сусанна (библ.) 20 (51) , 23, 241 Т ертуллиан, церк. писатель, еретик 226 сн. Тимофей Константинопольский, пресвитер 302 22 Ф еогнид, поэт 206 171 , 489 Феодор Дексий (Th eodorus Dexius), антипаламит 298 7 Феодор Студит , прп. 20 49 , 311, 511 Феодор Фаранский, еретик 70 12 , 73 Феодора, мон. 85 Феодорит Кирский , блж. 25 сн. , 47, 203 157 , 402 10 , 511−513 Феодотион (Th eodotio), переводчик 26 81 , 225 249 Феодул, мон. 133−136, 149 62 Феофан Исповедник , св. 47, 512 Феофан Никейский , митр. 299 сн. , 469 51 , 512 Феофил, имп. 70 12 Феофил Антиохийский , свт. 292 585 , 512 Фикара ( Θηκαρ ς), мон. 133 (1, 4, 6) , 134 (12, 14–20) , 135 (21, 22, 27) , 136, 138, 139 44 , 150, 556 Филипп, св. ап. (от 12-ти) 466 Филон Александрийский 459 15 Филофей Коккин, патр. Константинопольский, свт. 5, 6, 7 3 , 207 175 , 260 407 , 299 сн. , 309, 431 (3, 4) , 432 (сн.) , 433, 434, 442 43 , 459 14 , 465 32 , 512 Филофей Синайский, прп. 88, 99 112 Фома Аквинский 309, 460 (18) , 462 21 , 513 Фома Магистр 133 Фотий Константинопольский , патр., свт. 44, 45 (12) , 49, 50 сн. , 246 347 , 513, 514 Фотин, еретик 457 Ш енуте из Атрипы, авва 72 3 , 73 сн . Э лиан, Клавдий 52 Эмпедокл, философ 169 Эпиктет, философ 30 106 , 50, 51 36 , 509 Эпикур, философ 291 Эуригена, Иоанн Скотт 200 146 , 343 78 Эфиальт, гигант (миф.) 475 86 Ю лиан Отступник, имп. 185 (79) , 300 11 , 490 Я мвлих, философ 50 (33) , 51 37 , 490 Aquila 225 249 Ephraem Graecus см. Ефрем Сирин Gregory Akindynos см. Григорий Акиндин Herodotus см. Геродот Mark Eugenikos см. Марк Эфесский Maxime le Confesseur см. Максим Исповедник Nicolaus Cabasilas см. Николай Кавасила Pach omius см. Пахомий Великий Philippus Solitarius 60 Symeonus novus Th eologus см. Симеон Новый Богослов Th eodorus Dexius см. Феодор Дексий Th eodotio см. Феодотион Γρηγ ριος Παλαμ ς см. Григорий Палама Θηκαρ ς см. Фикара ωννης Καρπθιος см. Иоанн Карпафийский Учёные и издатели нового и новейшего времени

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИБЛИОТЕКА ГРЕЧЕСКИХ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ [греч. Βιβλιοθκη Ελλνων Πατρων κα Εκκλησιαστικν Συγγραφων, ΒΕΠΕΣ, ΒΕΠ], патрологическая серия, издаваемая с 1955 г. афинским офиц. церковным изд-вом «Αποστολικ Διακονα τς Εκκλησας τς Ελλδος». Основана проф. богословского фак-та Афинского ун-та В. Велласом . Творения отцов Церкви помещаются в хронологическом порядке, последние вышедшие тома (77, 79) содержат труды свт. Епифания Кипрского и аввы Евагрия. Христ. апокрифы не включены. Даются в основном греч. тексты, исключения составляют лат. отрывки из «Пастыря» Ермы, «Апологии» Аристида, «In epistolas canonicas brevis enarratio» Дидима. В серию не включены большая часть наследия св. Иринея Лионского и мн. сочинения Оригена, сохранившиеся в лат. переводе. Греч. тексты представлены по новейшим критическим изданиям (в основном нем.) и по PG с учетом новейших открытий. Критический аппарат отсутствует. Тома снабжены указателями цитат из Св. Писания, древних авторов и предметно-именным. Каждый автор предваряется патрологическим введением, как правило главой из «Патрологии» Д. Баланоса ( Μπαλνος Δ. Ε. Πατρολογα. Αθναι, 1930), иногда - монографическим исследованием ( Василий Великий //т. 51. C. 11-184; Григорий Богослов //т. 58. С. 11-214; Григорий Нисский //т. 65. С. 11-521). Редакторы т. 1-37 - проф. Веллас, т. 38-62 - проф. К. Бонис , с т. 63 - проф. И. Муцулас . Лит.: Παντελεμων (Καρανικλας), π. Βιβλιοθκη Ελλνων Πατρων κα Εκκλησιαστικν Συγγραφων//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 877-878. Прот. Валентин Асмус Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей))

http://pravenc.ru/text/149155.html

Имена существительные переводились прилагательными, причастиями, глаголами (ες πλειαν – погибший 33:2; ες ρπαγν – разграблен 5:5; ες πτσιν – падет 17:1; σμα – поют 23:15; σχς – сильный 62:8 и мн. др.). Существительные с абстрактным значением переводятся иногда соответственным конкретным значением (βουλ – советник 47:13; διασπορ – рассеянный 49:6; αχμαλωσα – плененный 1:27; 20:4; и т. п.). Γνομαι в прошедшем времени в смысле: и было (37:1,31; 38:1) и εμ в будущем времени: и будет (10:12; 23:17; 24:18; 32:1; 55:11; 60:23) оставляются, для гладкости русской речи, без перевода. Также и слово πρσωπον – лицо, в смысле предлога: от, нередко опускается. Например: во 2:10,19,21 π προσπου το φβου переводим: от страха; в 51:13 π προσπου θυμο – от ярости; в 57:1 – π προσπου δικας – от неправды; и т. п. Для ясности речи допускаем, как и в Притчах, дополнения против греко-славянского текста, которые всегда оскобляем. Оскобляем также некоторые вводные пояснительные предложения (44:2,12). В произношении собственных имен всюду стараемся следовать славянскому начертанию их, иногда делая соответственные оговорки, а иногда и не делая. Другие, более серьезные и в большинстве вынужденные уклонения, оговариваем в подстрочных примечаниях. В отличие от Притчей, не можем теперь жаловаться на отсутствие пособий. В этом отношении книга пророка Исаии богаче других ветхозаветных книг. Так, в отеческий период книга пророка Исаии была изъясняема св. Кириллом Александрийским 36 , бл. Феодоритом 37 , св. Иоанном Златоустом 38 , Евсевием Кесарийским 39 , бл. Иеронимом 40 . У этих толковников книга пророка Исаии изъясняется по переводу LXX толковников. Кроме того, св. Ефрем Сирин изъяснял книгу Исаии по переводу Пешито 41 . В новой русской литературе, кроме объяснения паримийных чтений из книги Исаии преосвященного Виссариона 42 , есть две экзегетических монографии: И.С. Якимова и Н. И. Троицкого 43 . В первой объясняется книга Исаии преимущественно по еврейскому тексту и русскому синодальному переводу, хотя нередко изъясняется и греко-славянский перевод в его отношении к еврейскому тексту.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010