Тому, кто карою двойной возмездие удвоил, Отмерив вервий двух на смерть захваченным отрезки, Одним же вервием на жизнь мужам – промолвил тихо Давида пренебесный Сын: „Прости своему брату Семь раз по семьдесят“. 60 Давид отмерил справедливость. А Иисус Сам есть добро, не знающее меры. Давида долею была пылающая ревность, Он убивал жестоко льва пустынного и волка, 61 Оставив скимна, принял он единоборца вызов Могучего, и из пращи стремительным осколком Сиянье дня он угасил нежданно Голиафу, Жизнь отлетела от него, его направив к смерти, Но Иисус, возвысив глас, ко трупу обратился: „О юноша!“ 62 Ведь для Него как спящие, кто умер. 63 У смерти юношу украв, Он дал ему свет жизни, Но утопил в морских зыбях больших озер пустыни Он отвратительных свиней, исполненных порока. 64 15 Златой телец причиной был того, что смерть левиты Несли и братьям и отцам, 65 родную кровь презревши. Так Иеффай своей рукой зарезал дочь родную, 66 Царь Моавитский на стене принес кровавой жертвой Младенца-первенца, 67 свое дитя не пожалевши, Во утешенье взяв лишь меч. Но Иисус, пришедши, Взял в долонь меч и острие вдруг затупил любовью. Сестру Шеолову смирил – Горячку обездвижил, И теща поднялась Петра, и здравие стяжала. 68 Шеол же в немощь тут же впал из-за целений Божьих, Из-за чудес, что Иисус свершил по милосердью. 16 Провозглашает доброту всем Иисус священный, Сын Справедливого Отца приносит справедливость. А для меня вся доброта Его – одно мученье. Ведь ревность черная всегда мила мне и любезна, И радость для меня дарит. Ведь пролилась когда-то Кровь первая из-за нее... И в чем моя ошибка, О Сын Марии, для чего ж Ты повелел всевластно: „Не емли гнев на своего ты родича и брата, 69 Не вынет острый меч из ножи любимый брат на брата“, Ведь Каина клинок мне был крушцовый первым счастьем. Мед в трупе львином 70 вдруг обрел Самсон, могучий воин, Знамением чего была та сладость, что точилась В останках жизни? Иисус знамения умножил: Тону я в бездне тайн Его: о воскресеньи притчи, Как сени неспокойный зрак, как образ говорящий.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/o-...

«Извел Тело Свое из запечатанного гроба, – тайноводствует св. Ефрем Сирин , – и печать гроба стала свидетелем печати чрева, которое запечатал. Когда запечатано было девство утробы и гроба, Сын Бога живаго исшел оттуда и в обоих случаях оказался перворожденным. Камень положен был к вратам гроба, камень к камню, чтобы камень охранял тот Камень, который отвергли строители. Камень, который взят был руками, положен был для ограждения Камня, который иссечен был без рук. Камень на котором сидел ангел, приложен был ограждать Камень, который Иаков положил под свою голову. Утвержденный печатью камень был положен охранять Камень, печатью коего охраняются верующие. Итак, из врат смерти исшли врата жизни» 59 . Песнь 6. Кондак Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся 60 и Твоим апостолом мир 61 даруяй, падшим подаяй воскресение. Икос Еже прежде солнца Солнце, зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы. И друга ко друзей вопияху: О другини! приидите, вонями помажем тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго 62 падшаго Адама, лежащую 63 во гробе. Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира, яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение. Христос, Солнце прежде солнца, сошел во гроб... Солнце закатилось – Солнце взойдет. Но мироносицы девы, как бы отыскивая День, предварили восход своего Солнца. Они пришли ко гробу «еще сущей тьме» ( Ин.20:1 ). И по дороге говорят друг другу: «О подруги, пойдем умастим ароматами Его Тело, живоносное – и погребенное. Умастим Его Плоть, которая восставляет падшего Адама, лежащего в гробнице. Пойдем, поспешим, как волхвы, чтобы поклониться и принести дары, – теперь не пеленами, а плащаницею повитому. И, плача, возопием к Нему: О Владыка, восстань, чтобы и нам, падшим во Адаме, даровать воскресение». Песнь 7-я Ирмос Отроки от пещи избавивый,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Упование ...Должно нам всегда познавать свою немощь и благодать Божию; и не отчаиваться, если что-либо случится с нами, но и отнюдь не быть дерзновенными, думая, что мы значим что-либо, но более уповать всегда на Бога со смирением (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 81–82). Бдительно внимай себе, чтобы, представляя себя всегда перед Богом, ничего не ожидать тебе ни от кого, но во всем с верою надеяться на Него единого (прп. авва Исаия , 59, 186). Кто возложил упование на золото, тот падет; а кто возложил упование на Господа, тот спасется (прп. Ефрем Сирин , 30, 154). Источник. Всегда перед очами своими имей Господа; потому что спасает Он уповающих на Него (прп. Ефрем Сирин , 30, 198). Источник. Блажен, кто упование свое возлагает всегда на Господа своего, Которого имя не преходит, и слава не имеет конца! (прп. Ефрем Сирин , 33, 284). Твердо уповай на единого Бога; потому что уповающие на Него блаженны и в сем, и в будущем веке (прп. Ефрем Сирин , 33, 356). ...Оно , как бы какая крепкая цепь, свешенная с неба, поддерживает наши души, мало-помалу поднимая на высоту тех, которые крепко держатся за нее, и вознося нас превыше бури житейских зол. Посему, если кто ослабевает и опустит из рук этот священный якорь, тот сейчас же упадет и погибнет в бездне порока (свт. Иоанн Златоуст , 44, 3). ...Человеку благочестивому и верующему надобно так крепко полагаться на обетования Божии, чтобы, видя и противоположные им события, не смущаться и не отчаиваться в их исполнении (свт. Иоанн Златоуст , 44, 180). Источник. Уповающий на Бога поддерживается надеждой самой великой, славной и непоколебимой, а уповающий на человека держится надеждой непрочной, слабой, обманчивой и весьма часто разрушающейся. Посему людям благоразумным надлежит держаться первой, как священного якоря, а воздерживаться от второй... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 173–174). ...И богатство... будь оно велико и теки отовсюду; и достоинство, будь оно царское; и умственные дарования, украшайся они даром слова, ничего не значат, если не соединены с упованием на Бога. Ибо гнило то богатство, которого не присуждает Бог, часто с корнем вырывается и отьемлется у приобретших, подобно бесплодному и дикому растению, которое делает вред близким к нему деревьям. Небезопасна и царская власть, не управляемая непобедимою Десницею. Умственные дарования, не украшенные божественною мудростию, бесполезны, как не знающие самообуздания; Господь отвращает вспять мудрыя, и советы, их обуяет (ср.: Ис. 44, 25 ). Посему если и здешнее не прочно для нетвердых перед Богом, а будущее еще ненадежнее, то возьмемся за священный якорь (прп. Исидор Пелусиот , 62, 314 315).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не слушай советов у людей худых, потому что они сделали себя рабами чрева и плотских страстей (прп. Ефрем Сирин , 30, 510). Источник. Кто, не посоветовавшись, делает дело, тот подобен человеку, который на своих ногах гонится за пернатыми, не подумав наперед, станет ли у него сил догнать (прп. Ефрем Сирин , 31, 185). Подавая совет, не произноси решительного приговора, потому что не знаешь тайн Божиих (прп. Ефрем Сирин , 31, 628–629). Источник. Лукавый совет для приемлющих оный может стать смертоносным ядом (прп. Ефрем Сирин , 34, 352). Источник. Глаз другое видит, а себя не видит, даже и другого не видит, если очень слеп. Посему надобно во всяком деле иметь советника. И руке нужна рука, и ноге – нога. Источник. Ежели следуешь советам добродетельных, то не стыдись, когда станут осмеивать тебя порочные (свт. Григорий Богослов , 16, 207). Источник. ...Не отваживайся, как учитель, подавать советы слушателям, если великою и продолжительною попечительностию не укрепил для этого сил своих (свт. Григорий Нисский , 18, 276). Источник. ...Достоин одобрения исполняющий свою обязанность, порицания же и осуждения достоин не убеждающийся добрыми советами. А кто вину убеждаемого обращает на неубедившего, тот мал осмыслен, как незнающий свойства вещей Божественных и человеческих (прп. Исидор Пелусиот , 62, 155). Источник. ...Пока еще зелены и не приобрели мы зрелого грозда, не пожелаем давать советы и учить других, чтобы не сделаться нам игрушкою демонов (прп. Нил Синайский , 73, 52). Источник. Ни один советник не достоин такого доверия, как человеколюбец Бог... (прп. Нил Синайский , 73, 321). Источник. Неподчиненного тебе не обличай в проступке, ибо это есть более дело власти, чем совета (прп. Марк Подвижник , 69, 48). Источник. Глупый советник – слепой страж (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Неприемлющий совета не правыми путями шествует, но всегда носится по стремнинам и пропастям (прп. авва Фалассий , 91, 313). Советник благочестивый, но неопытный скорее может смутить, нежели принести пользу (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 454). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ревность Будем бодрствовать и постоянно возгревать благую ревность в доме ума нашего, чтобы не назвали нас нерадивыми и ленивыми. Над ревностным и бодренным страсти никогда не возьмут верха. Если и падет он когда, по козням искусителя, ревность и бодренность тотчас восстановляет его (прп. Антоний Великий , 89, 61). Когда есть в человеке эта прекрасная ревность и благопопечение, то она от всех падений и повреждений восставляет и предостерегает его, так что человек такой бывает местом упокоения Духу Святому и, счастливо совершив путь свой, удостаивается в мире внити в покой святых (прп. Антоний Великий , 89, 62). ...Ревность... надобно возгревать... Во-первых, памятью о смерти... Всем напечатлеть в уме и сердце, что этот день, который мы проживаем, есть последний. Во-вторых, приведением на мысль того, что будет по смерти (прп. Антоний Великий , 89, 125). Источник. Есть в уме ревность, свойственная естеству, без которой невозможно преуспеяние в (деле) Божием (прп. авва Исаия , 59, 11). Будь горящ духом, подобно святым, чтобы водвориться с ними в Царствии Небесном (прп. Ефрем Сирин , 30, 204). Источник. – сокровище милости, требует от нас хотя малой ревности, и вскоре одаряет и обогащает тех, которые ищут Его с полным сокрушением (прп. Ефрем Сирин , 30, 365–366). Приидите, братия мои, будем ревностны в посте, в молитвах, в чистой любви, чтобы вместе с постниками и благословенными праведниками взойти нам на небо и возлечь на Вечери блаженств (прп. Ефрем Сирин , 33, 297). Источник. ...Если кто по природе ревнив или предался этой страсти по какому-нибудь несправедливому предлогу, то скажи мне, что может быть злосчастнее такой души? Сравнивая войну и бурю с такой семьей, ты можешь найти здесь верное пособие: все полно печали, подозрения, несогласия и смятения. Одержимый этим неистовством нисколько не лучше бесноватых или больных сумасшествием: так часто он бросается, отступает, и раздражается на всех, и беспрерывно вымещает свой гнев на людях, просто присутствующих и ни в чем неповинных, будь ли то раб, или сын, или кто другой. Всякое удовольствие исчезает и все наполняется унынием, скорбию и неудовольствием Эта болезнь обыкновенно производит не только уныние, но и невыносимое раздражение... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 345–346).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Высокоумие После того, как овладела тобою вражда, напала на тебя жестокая буря, и возмущенный ум не может уже ни видеть, ни слышать здраво (прп. Нил Синайский , 73, 164). Источник. Высокомудрен тот, кто сам себя возвышает, высоко думает о собственных своих заслугах, превозносится, подобно известному фарисею ( Лк. 18, 11 ), и не ставит себя в ряд со смиренными... (свт. Василий Великий , 9, 204). Источник. ...Кто дает себе волю, тот явно страждет высокомудрием и подлежит суду Господа, Который сказал: еже, есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом ( Лк. 16, 15 ) (свт. Василий Великий , 9, 230). Источник. Низложи помысл высокоумия прежде, нежели оно низложит тебя (прп. Ефрем Сирин , 30, 148). Высокоумный человек много понесет печалей, а смиренномудрый всегда будет веселиться о Господе (прп. Ефрем Сирин , 30, 156). Источник. Из чего видимо бывает высокоумие? Из того, что оно не подчиняется, что оно непослушно, непокорно, водится собственным своим помыслом (прп. Ефрем Сирин , 30, 547–548). Источник. Как тело, когда потеряет равномерное соединение жизненных сил, становится расстроенным и подвергается всяким болезням, так и душа, когда утратит свою возвышенность и смиренномудрие, впавши в некоторое болезненное состояние, делается и робкою, и дерзкою, и безумною, и наконец перестает узнавать саму себя (свт. Иоанн Златоуст , 53, 756). ...Бесстыдное око, поднятая высоко выя, непрестанное движение бровей, порывистая поступь, способность не краснеть ни от какой срамоты – признаки души самой гнусной, отпечатлевающей на теле явные черты страстей своих (прп. Исидор Пелусиот , 62, 307). Источник. Праведно гнев посещает высокомудрствующий о себе ум, т. е. оставление его, или попущение ему потерпеть нападки от демонов и в деятельности и в умствовании; чтоб он пришел чрез это в чувство естественной своей немощности и в сознание покрывающей его и все доброе в нем совершающей Божией силы и благодати, и смирил себя, далеко отревая от себя неестественную и чуждую ему высимость, дабы иначе не нашел на него другой гнев, – гнев отъятия ниспосланных прежде даров (прп. Максим Исповедник , 91, 273).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Испытания Греху воспротивься, делатель жизни, и не бойся встретившегося искушения, потому что испытание не повредит мужественному подвижнику (прп. Ефрем Сирин , 31, 111). Источник. По благодати будем заключать и об испытании. Не все впадают в одни и те же искушения, потому что не все достигают одинакового разумения (прп. Ефрем Сирин , 31, 640). Источник. ...Нередко и праведники предаются в руки нечестивых – не к славе нечестивых, но для испытания праведных (свт. Григорий Богослов , 13, 190). Источник. Немногие из людей крепкодушны, с любовию приемлют всякое Божие посещение, приятно ли оно, или скорбно для них, и знают, что всему есть причина, хотя и сокрыта она во глубине Божией премудрости (свт. Григорий Богослов , 16, 38). Источник. ...Попускает же Бог действовать злобе, чтобы испытать твой произвол и твою свободу, куда они наклонены (прп. Макарий Египетский , 67, 211). Источник. ...По смотрению Божию попускается испытание душ различными скорбями, чтобы несомненно явными соделались души, искренно возлюбившие Господа (прп. Макарий Египетский , 67, 449). Источник. Попустивший испытание Сам знает и время, когда положить конец испытанию (свт. Иоанн Златоуст , 45, 62). Источник. Как дождь, падая на землю, пробуждает семена, так и испытания, входя в душу, возбуждают усердие (свт. Иоанн Златоуст , 46, 462). Источник. ...То, что случается с нами здесь, хотя прискорбно, однакож кратковременно, а блага, ожидающие нас там, бесконечны и вечны (свт. Иоанн Златоуст , 47, 254). , управляющий... нашей жизнью, попускает подвергать нас испытаниям, какие мы можем перенести (свт. Иоанн Златоуст , 55, 1015). ...Избавление от нужд, хотя они сами по себе кажутся иным безвыходными, достигается в трудных обстоятельствах – мужеством, а в благоуспешных (потому что сие нередко посылается для испытания) – великодушием (прп. Исидор Пелусиот , 62, 340). Не ослабевай, со слезами молясь и ожидая Божией помощи, потому что после демонских браней человек сподобляется Божия посещения, таинственного появления и неизреченной помощи (прп. Нил Синайский , 73, 325). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ефрема, надо иметь в виду специфически сирийский характер этой полемики. С какими учениями приходилось иметь дело сирийским богословам Ефремовых времён? Во-первых, тесные культурные контакты с иранским миром предполагали довольно интенсивное проникновение в сирийский мир зороастрийских и вообще иранских религиозных элементов. Но зороастрийцы и христиане существовали и в Империи, и в Персии в разных культурных плоскостях. У них практически не было точек взаимного соприкосновения 61 . Первой областью наложения одной культуры на другую оказывается манихейство, которое начинает играть роль амальгамы на контакте двух мировых религий, создавая сферу взаимного внимания 62 . На манихейскую интерпретацию мира и Бога Ефрем откликнулся в цикле своих Полемических слов. Вторым неоднозначным «вызовом» уже из собственно сирийской среды было довольно специфическое учение философа Бар Дайсана, который развил оригинальные взгляды по ряду богословских вопросов 63 . С этими воззрениями, иногда неточно обозначаемыми как «гностические», также полемизировал прп. Ефрем. Постоянное сосуществование с иудеями и интенсивный культурный обмен с ними делали возможным влияние иудаизма на сирийское христианство . Оно выражалось прежде всего в использовании таргумов. Специфический метод толкования, принятый в таргумах, сильно повлиял на сирийскую экзегетическую традицию 64 . Однако сам иудаизм, выражавшийся в Сирии и Месопотамии более всего в христоборчестве, вызывал у прп. Ефрема резкое неприятие. С иудаистами Ефрем спорил, и довольно жёстко. Отзвуки неприязненного отношения к иудеям слышны и в Юлиановском цикле. Прп. Ефрему приходилось вести полемику и на собственно греческом поле. Он активно выступал против ариан, точнее говоря, против той государственной формы арианства, которая в царствование Валента стала доминирующей в Империи. Греческие богословские тенденции и влияния все же докатывались до сирийцев из центра Империи 65 . Говоря о богословии Мар Афрема, необходимо упомянуть и о его аскетическом образе мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

Антоний Великий , 90, 25). Четыре страсти с трудом допускают уврачевание, и это суть: самолюбие, сребролюбие, тщеславие и любоначалие; ибо не говорят: довлеет ( Притч. 30, 10 ). Однако же не невозможно Богу и от них уврачевать (прп. Ефрем Сирин , 31, 168). Источник. ... ... именуется врачом, потому что подает небесное и божественное врачевство и исцеляет душевные страсти, в некоторой мере господствующие над человеком (прп. Макарий Египетский , 68, 204). ...Всякая душа, носящая в себе греховную проказу страстей, если не приступит к истинному Архиерею и еще ныне не будет Им уврачевана, не войдет в стан святых... (прп. Макарий Египетский , 68, 284). Источник. ...Когда за терпением последует в великая вера и, сверх того, присоединится Божие мановение, возможет он освободиться от оных внутренних уз и преград и от тьмы духов злобы, т. е. от действий сокровенных страстей (прп. Макарий Египетский , 68, 463). Когда не текут потоки страстей, тогда реки вод Божиих веселят душу (свт. Иоанн Златоуст , 49, 9). Тем, у кого нет недостатка в исполнении всего, что требуется добродетелию (ибо многие, почитая добродетель величайшим благом, какова она и в действительности, не очень заботятся о ней), сказываю: если они не будут полагаться на собственные свои силы, но свои преспеяния станут приписывать Божественной помощи, то и страсти преодолеют, и, без сомнения, достигнут полноты добродетели. Хотя и согласятся, что выше человеческой силы – взять верх над сопротивниками, так чтобы ничто не служило препятствием усердию подвижника, однако же для того, кому поможет Бог, а именно для того, кто победу приписывает Богу, ничто не непреодолимо, если и встретится препятствующее победе (прп. Исидор Пелусиот , 62, 13). Источник. В священную брань со страстями плоти надлежит вступать, не на себя самих полагаясь, но предоставляя победу Божиему содействию. Ибо если так поведем брань, если и сами всем запасемся, все приведем в порядок, употребим труды и бдительность и возложим упование на помощь свыше, то удобно преодолеем противника и воздвигнем славные победные памятники, вновь одерживаемыми победами постепенно взращивая благие надежды (прп. Исидор Пелусиот , 62, 32–33). Источник. ...Когда долго призываешь и умоляешь человеколюбивого Господа, тогда, если снизойдут на тебя Божия благодать и Божия сила, преобладающие ныне тобою страсти исчезнут (прп. Нил Синайский , 74, 357). Источник. Страсти плотские и душевные, как увидишь, временем и Божиим мановением истребятся, хотя бы их и много было; милость же Христова никогда не пресечется (прп. Иоанн Карпафский , 92, 84). Пока душа не придет в упоение верою в Бога, приятием в себя силы ее ощущения, до тех пор не уврачует немощи чувств... (прп. Исаак Сирин , 59, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сладострастие Кто члены свои предает сладострастию, тот будет скорбеть не только в будущем, но и в настоящем веке, если не покается скоро; ибо уподобится брошенному рубищу, которое сперва все таскают, а напоследок гнушаются им и попирают ногами (прп. Ефрем Сирин , 31, 288). Неумеренное сладострастие препятствует всякому душевному благоустройству, возбуждая к ссорам, уча делать вред и обманывать, внушая зависть (прп. Ефрем Сирин , 32, 256). Источник. ...Когда сладострастный пленяется всякою красотою телесною, тогда он ничем не различается от беснующегося (свт. Иоанн Златоуст , 50, 319). Источник. Не одно и то же... увидеть внезапно и уязвиться, и потерпеть то же тщательно гоняющемуся за чужою красотой, потому что увидевший внезапно и уязвившийся может целомудренным помыслом и стрелу извлечь, и рану залечить. Лучшее же врачевство от такой страсти – пост и то, чтобы не смотреть больше на уязвившую, а если будет это необходимо, налагать узду на свои очи и потуплять их к земле, из которой расцвел этот цвет и в которую, в скором времени увянув, разрешится. А кто непрестанно и со тщанием смотрит, тот если не соделает греха телом, то совершил его уже душою. Ибо услуживая страсти зрением, самое преступление согласием на оное приводит в исполнение. Если бы сил души его не расслабляла похоть, не спешил бы он увидеть ту, от которой надлежало спасаться бегством. Посему и Божие Слово тех, которые не просто увидели и уязвились (ибо часто случается, что бывает это и ненамеренно), но смотрят и вменяют это себе в дело, назвало прелюбодеями... (см.: Мф. 5, 28 ) (прп. Исидор Пелусиот , 61, 58–59). Не возжигай пламени, не давай пищи огню, не смотри с любопытством на благообразные лица, не заглядывайся на чужие красоты, не ходи на зрелища, где тучи удовольствий, не утучняй плоти забавами, не утопляй в вине браздодержца-рассудка; тогда не подымется вверх пламень, не разгорится костер, не сделается страшным зверем, не проторгнется, как от порывистых ветров, чистота разумения (прп. Исидор Пелусиот , 62, 397).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010