Итак для тех, которые не веровали проповеди истины, придет отец и учитель неправды. Но поскольку иудеи, ратоборствуя за Бога, пригвоздили ко кресту Господа Иисуса, как бы Его противника: то пришествие антихриста будет служить величайшим обличением их нечестия. Ибо Господь Иисус, будучи истинный Бог и Сын истинного Бога, называл Себя сыном человеческим и человеком. А беззаконник тот, демон, будет называть себя величайшим богом... И однако же иудеи, распявшие Господа за то, что Он называл Себя Сыном Божиим, поверят тому беззаконнику, когда он явится, показывая тем, что они величайшие враги истины и делатели лжи 61 . Продолжим свое извлечение из отеческих свидетельств касательно лица антихриста, дабы полнее раскрылся пред нами взгляд отцев Церкви на этот предмет. По учению св. Иоанна дамаскина , «первее нужно, чтобы проповедано было Евангелие всем народам. И тогда придет антихрист во обличение противобожных иудей: рече бо им Господь: Аз приидох во имя Отца моего, и не приемлете Мене. Грядет ин во имя свое, того приемлете ( Ин.5:43 ). И апостол пишет: зане любве истины не прияша во еже спастися им. И сего ради послет им Бог действо лести, во еже веровати лжи, да осудятся вси, не веровавшии истине, но благоволивши в неправде. Иудеи убо Сына Божия Господа Иисуса Христа и Бога не прияша; лестца же, Бога себе самого глаголюща, примут». И ещё: «апостол глаголет: да никтоже прельстит вас, ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога, или чтилища, якоже сести ему в церкви Божией, показующу себе, яко бог есть. В церкви же Божией не нашей, но иудейстей. Не бо нам, но иудеем приидет. Не за Христа, но на Христа; занеже и антихрист глаголется» 62 . Св. Ипполит говорит: «антихрист хощет воставити иудейское царство; воздвигнет во Иерусалиме каменен храм, сотворит церковь , яже во Иерусалиме и воставит ее иудеем» 63 . Св. Ефрем сирин пишет: «чтити имать зело язык жидовский; тии бо чают его (антихриста) пришествие», и потом сказав, что люди многих народов поставят его царем, прибавляет: «паче погании убийцы жидове чтити его начнут и радоватися царству его; тех бо почитати будет и место и церковь ; явится же всячески прилежание им творя» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

В сердце, которое не ограждено и не запечатлено памятованием Бога и страхом Божиим, удобно входят все страсти; в него входит нравственный мрак, в него входит неведение Бога. Для людей, проводящих плотскую, греховную жизнь, упоенных, отуманенных ею, наступит пришествие Господа, как сеть. Обымет эта сеть все человечество. Убежать, ускользнуть от сети нет возможности ни для кого. Ведая это, будем пребывать в постоянном трезвении. Прибегая к Богу учащенными, непрестанными, исполненными умиления и плача молитвами, стяжавая и поддерживая в себе Царство Божие жительством по воле Божией, мы возможем избавиться от цепей и козней греха и миродержца Божиею благодатью и силою. Мы возможем, с благим упованием и духовным извещением в помиловании и спасении, предстать Судии нелицеприятному, имеющему произнести о нас приговор, который решит участь нашу на вечность. Аминь.    Письма Георгия Затворника Задонского, кн. 1, ст. 62, изд. 1850 г. и преподобный Ефрем Сирин. Слово 106-е. Об антихристе    Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 26 42. Поучение в двадцать седьмую неделю. Объяснение дневного ...    Возлюбленные братия! Утешительно слышать, что Господь наш Иисус Христос в день субботний, имевший в ветхозаветной Церкви то значение, которое в новозаветной имеет день воскресный, или недельный, занимался поучением народа (Лк. 13:10—17). Ныне мы, собравшиеся здесь в святом храме, во имя Господа нашего Иисуса Христа, чрез восемнадцать столетий по Его отшествии с земли, занимаемся тем же. Телесными очами мы не видим Господа нашего, но взираем на Него и видим Его очами веры: мы слышим учение его, возвещаемое святым Евангелием; события, сопровождавшие Его земное странствование, описанные с святою простотою и необыкновенною ясностью апостолами, живописно изображаются пред нами; они как будто и совершаются пред нами. Посредством святых таинств мы поставляемся в непрестанное общение с Господом; мы можем усилить и развить это общение непрестанным размышлением о Нем, деятельностью, направленною по Его всесвятым заповедям, постоянным молитвенным отношением к Нему и призыванием Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3167...

Св. Ефрем Сирин († 313 г.). Когда стараешься научиться добродетели, тогда представляй скудость ума своего. Учись у святых и проси Божьей благодати на совершение дела, представь свою греховность и призывай в помощь Бога. Уразумей свою природу, и не уклоняйся от Божьей благодати. Погрешив по незнанию, не оскорбляйся, как человек; успевай в добром, не хвались, паче человека; и успехами не хвались, и при погрешности не отчаивайся 58 Св. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской († 379 г.). Истинно прекрасное есть соразмерность в душе доблестно настроенной; ибо добродетель есть какая-то середина и соразмерность, а излишек и недостаток, в ту или в другую сторону выступивший из предела добродетели, есть уже неумеренность и безобразие. Так, мужество есть середина, излишек его – дерзость, а недостаток его – робость. Следовательно, красота души есть соразмерность в добродетели. 59 Св. Макарий Египетский († 379 г.). По благодати и божественному дару Духа каждый из нас прюбретает спасение; верою же и любовью, при усилии свободного произволения, может достигнуть совершенной меры добродетели, чтобы, сколько по благодати, столько и по правде, наследовать жизнь вечную. 60 Сам создавший тело и душу, Сам приходит ныне и разрушает всякий беспорядок, произведенный лукавым, все дела, совершаемые им в помыслах, обновляет, воспроизводит небесный образ, новую творит душу, чтобы Адам снова стал царем смерти и господином твари. 61 Многими трудами и подвигами, с продолжением времени после испытаний, различных искушений, приемлет она духовное возрастание и преуспевание, даже до совершенной меры бесстрастия, чтобы, с готовностью и мужественно выдержав всякое лукавством наводимое искушение, сподобиться, наконец, великих почестей, духовных дарованиц, небесного богатства. 62 Когда душа восходит к совершенству духа, совершенно очистившись от всех страстей, тогда делается она вся светом, вся оком, вся духом, вся радостна, вся упованием, вся радованием, вся любовью, вся милосердием, вся благостью и добротою 63

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Многие будут веровать в него, – сказал один блаженный инок, – и станут славить его как Бога крепкого. Имущие же Бога всегда в себе… увидят истину чистою верою, и познают Его. Всем бо имущим Боговидение Божие и разум – тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная – непонятно сие будет: привязаны бо суть в вещах житейских. Аще и услышат слово (предупреждения об антихристе), то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия» («Письма Георгия, затворника Задонского , кн. 1, с. 62, 1850 г.; см. также Слово 106 преп. Ефрема Сирина ). Постоянным предостережением для нас является слово Христово: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» ( Лк.21:34 ). Ибо чрезмерное погружение в интересы и заботы материальной жизни способствуют развитию плотского разума, который будет всегда в противоборстве с учением и откровением Божественным. Для стяжания духовного разума нужно прежде всего послушание разуму Вселенской Православной Церкви. Нужно всякое свое рассуждение проверять Словом Божиим и святоотеческим учением. «Нужно, крайне нужно внимание к Слову Божию, оправдываемому самими событиями враждебного ему времени и настроения, да не когда отпаднем» (еп. Игнатий Брянчанинов , т. IV, с. 227-228). «Не переставай, – говорит преп. Ефрем Сирин , – испытывать Божественные Писания, не переставай вопрошать Матерь свою – Церковь: когда приидет желанный Жених, – спрашивай и разведывай о знамении Его пришествия, потому что Судия не укоснит. Не переставай спрашивать, пока в точности не узнаешь, не переставай прибегать к помощи знающих о сем в точности» (Творения, 1850 г., т. IV, с. 133). Все св. отцы рекомендуют нам постоянное руководство Св. Писанием. При этом полезен и совет ближних, которые сами руководствуются Словом Божиим и творениями св. отцов. «Такое руководство разумом Церкви предохранит верующих от увлечения широко распространяемыми ложными учениями и взглядами.

http://azbyka.ru/antihrist

По толкованию блаж. Феофилакта Болгарского : ««Очистилищем» назвал крышку ковчега, как ты более точно узнаешь об этом из самого Писания, и, прельщаемый словами некоторых, не подумай, что это – что-нибудь иное. Конечно, он этим указал на Христа, Который сделался умилостивлением за наши грехи. Запечатлел все, что было в Ветхом Завете, и утвердил» 59 . Также и Ефрем Сирин пишет: « Очистилище над кивотом от злата чиста означает Еммануила» 60 . Это объясняется тем, что первосвященник приходя во Святое Святых возносил молитвы обращаясь к Богу перед ковчегом покрытым крышкой, а Св. Писание говорит: никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Свт. Кирилл Александрийский пишет: Сверху же очистилища познан буду тебе, – говорит, – и возглаголю тебе ( Исх.25:21 ). Обозначая чрез это, как я думаю, нечто двоякое: или то, что Христос, будучи человеком, будет говорить, однако же, то, что выше естества человека и не пребудет единственно на степени истощания, поскольку Он есть Бог и от Бога по естеству, ибо: «Я, – сказал Он, – и Отец – одно» ( Ин.10:30 )» 61 . Таким же образом истолковывает и прп. Григорий Двоеслов : «А что предобразуется через очистилище, если не воплотившийся Господь? О Нем Иоанн говорит: Он есть умилостивление за грехи наши ( 1Ин.2:2 )» 62 . По мнению этого же святого херувимы на крышке Ковчега прообразовали ангелов на Гробе Господнем, которые в свою очередь были символами двух Заветов: «Эти Ангелы соединены между собою именно местом тела Господня, потому что тот и другой Завет возвещают с равным смыслом о Воплотившемся, умершем и воскресшем Господе; но первый Завет сидит как бы у главы, а последний Завет – как бы у ног. Почему и два Херувима, прикрывающие очистилище, обращены лицами взаимно друг к другу, с лицами, обращенными на очистилище ( Исх.25:20 ). Херувимом называется полнота ведения. И что означается двумя Херувимами, если не два Завета?» 63 . Ковчег завета был поставлен на землю, и это служило прообразом того, что Христос добровольно уничижил Себя и принял образ раба.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

В строго-историческом духе, с выяснением пророческого и нравоучительного смысла книги, понимала и толковала книгу пр. Ионы и древнехристианская церковь . Нет сомнения, что как чистую историю, имеющую пророчественно-прообразовательное значение, понимал книгу пр. Ионы и И. Христос, как то ясно открывается из Его слов, приведённых в Мф.12:39–42 ; Мф.16:4 и в Лк.11:29–32 52 . Отцы и учители древней христианской церкви, всегда верно понимавшие, толковавшие и раскрывавшие слова и Заповеди Своего Господа, и в отношении к книге пр. Ионы восприняли Христово понимание, внесли его в Символ веры 53 и богослужебные книги 54 , и в своих творениях развивали и раскрывали его, уже как несомненное, не затрагивая даже в своих рассуждениях о книге Ионы вопроса об её достоверности. Так по свидетельству Григория Нисского , Ефрем Сирин († 372), написал буквальное толкование на всю книгу пр. Ионы с указанием пророческого смысла её, хотя это толкование и не дошло до нас, как и многие другие его толкования 55 ; взамен этого нам осталась его «Беседа на слова второго и третьего стихов третьей главы книги Ионы»; в ней Св. Отец делает прекрасный психологический анализ всей истории Ионы с нравственными выводами из неё 56 . У Св. Иоанна Златоуста († 407), в его толковании на Евангелие от Матфея 12, 39–42 , выяснено, хотя и не особенно подробно, историко-прообразовательное и нравоучительное значение проповеди Ионы в Ниневии 57 . Зенон Веронский в своём размышлении об Ионе после краткого изложения в своём размышлении об Ионе после краткого изложения содержания книги говорит точно так же о прообразовательном и нравоучительном значении её 58 . Блаж. Иероним Стридонский († 419) вместе с множеством других толкований написал толкование и на книгу пр. Ионы. В этом толковании, при небольшом объёме его, полно и отчётливо разъяснён исторический буквальный и пророческий прообразовательный смысл книги пр.Ионы 59 . Есть толкование на книгу пр. Ионы и у Св. Кирилла Александрийского († 444) 60 . Блаж.Феодорит, еп.Кипрский († 457), точно также написал толкование на нашу книгу, которое представляет собой немногословное парафрастическое объяснение буквального исторического смысла содержания книги 61 . Только у бл.Августина Иппонийского в его письме к Астерию 62 , и из XI b. у Феофилакта, еп.Болгарскаго († около 1085), в его enarratio in Ionam proph., представляющем собой несколько видоизменённое сокращение древне-отеческих толкований, наряду с выяснением положительного смысла содержания книги пр. Ионы встречаются и некоторые рассуждения об исторической достоверности её. Рассуждения их касаются собственно чуда трёхдневного пребывания Ионы во чреве рыбы и появления и исчезновения клещевины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Здоровье ...Когда тело бывает здраво, то оно наклоннее бывает к возбуждению враждебных действий против Бога (прп. авва Исаия , 59, 182). Заболевший познает цену здравия (прп. авва Исаия , 89, 349). Хорошо некоторые определяли здоровье, что оно есть благоустройство естественных действований (свт. Василий Великий , 5, 143). Если здоров ты телом, то не превозносись, а бойся, ибо как многострунные гусли в руке человека, так всякая плоть в руке Иисуса Христа, Спасителя нашего (прп. Ефрем Сирин , 30, 138). ...Не будем ни слишком высоко ценить во всяком случае здоровье, ни слишком осуждать болезнь... (свт. Григорий Богослов , 13, 40). Источник. ...Здоровье не есть прямое добро, если кто употребляет его не по надлежащему, а на худые дела или на безумное действие, что тоже не безвинно (свт. Иоанн Златоуст , 49, 437). ...Скудость во всем называют матерью здравия (прп. Исидор Пелусиот , 61, 227). Если заботишься о телесном здоровье, то уважай довольство малым, потому что от последнего происходит первое. Если же роскошью доводишь тело до того, что оно тучнеет и скачет, то, сам того не примечая, не только вооружаешь его против души и делаешь необузданным, но еще приготовляешь в нем корень и источник неисцельных болезней (прп. Исидор Пелусиот , 62, 295–296). Подавляйте прорывы диавольских похотений, и прогоняйте толпы вражеских помыслов, ибо от сего наше душевное здравие и благобытие... (прп. Феодор Студит , 92, 76). ...Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 197). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Он тоже не хотел и взглянуть на Лазаря и не давал ему ни пристанища, ни крова, и Лазарь лежал вне его дома, за вратами, и не удостаивался от него ни одного слова. Но смотри, что, когда он имел крайнюю нужду в его помощи, тоже не получил ее. Если мы стыдимся тех, кого не стыдится Христос; то стыдимся Христа, стыдясь друзей Его. Да наполнится трапеза твоя хромыми, увечными: Христос приходит в лице их, а не в лице богатых. Ты, может быть, смеешься, слыша это. Поэтому, чтобы ты не подумал, что это мои слова, послушай, что говорит Сам Христос, и не смейся, а трепещи. «Егда сотворяют обед или вечерю, – говорит Он, – не зови другов твоих, ни братии твоея, ни сродников твоих, ни сосед богатых: егда когда и тии тя такожде воззовут, и будет ти воздаяние. Но егда твориши пир, зови нищыя, маломощныя, хромыя, слепыя: и блажен будеши, яко не имут ти что воздати: воздаст же ти ся в воскрешении праведных» ( Лк.14:12–14 ). (11 бес. на 1 посл. к фессалоник.). «Похвала и спасение христиан, – говорит пр. Ефрем Сирин , – иметь всегда за трапезою своею вместе вкушающих нищих, сирот, странников, потому что дома сего никогда не оставит Христос» (1 беседа на п. колос. «О любви к бедным»). IV. Будь страннолюбив. «Устрой, – говорит св. Иоанн Златоуст , – жилище, куда бы приходил Христос, скажи: это келья Христова, этот дом назначен для Него. Хотя бы это жилище было небогато, Он не гнушается. Христос ходит в виде обнаженного странника, имея нужду только в покрове, доставь Ему хоть это: не будь жесток и бесчеловечен» («Хр. чт.» 1857 г. стр. 271). V. Оказывай милосердие к умершим. «Своими руками закрой глаза умершему, – говорит св. Геннадий, – сомкни уста и омой его своими руками; если он беден, постарайся похоронить его, как должно; когда видишь, что несут мертвого, пожалей о нем, как о собственном естестве, и проводи его до могилы. Двоякую пользу получишь ты от его смерти: вспомнишь свою кончину и смиришься; помилуй тело его, предай его гробу, и сам помилован будешь» 122 (св. Геннадия «О вере и жизни христианской», 17, 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Wiles, stratagems, yea and snares, sword and poison: how many Deaths from you and in you, lo! Are there born.– 22. The judge in the judgment-hall, is a second Death: he slays for secret reward, but I for naught.– 23. I have seen bribery and marvelled at it, that ran and outran me: how many slain does bribery, slay, and none perceives!– 24. I am ashamed that so unskilfully, I conduct myself: if I take even one corpse, all men perceive it.– 25. In the houses weeping and in the streets, also wailing: and even unto the gates of Sheol, they groan over me.– 26. Groan over yourselves that you are thus hateful, and you hate me: Sheol henceforth shall groan over you, O murderers!– 27. With torture, scourging and fire, yea with stoning: you put to death the sons of men, and you are proud!– 28. I am more modest than you and merciful, also reverent: for with reverence I bear away, your departed.– 29. On the bed I deal gently, with him that is sick: and quietly I lay him to sleep, for but a while. Hymn 62. 1. Lo! Death, the King of silence, complains, my brethren: that we have filled his abode with the wailing, of Hope cut off.– 2. R., To Him be great praise Who came down to us here below: and suffered and rose again and in His Body, raises our bodies!– 3. While we weep like madmen, at the gates of Sheol: hearken what Death says, reproaching us.– 4. It shames me, says Death, that you, have overcome me: the half of Sheol suffices not, to contain your slain. – 5. For alien corpses together, lie heaped in Sheol: there are two divisions there, the dead, the slain. – 6. Whereas I should complain that you have wronged me, lo! You are weeping: you have burst the gate of Sheol, and done me hurt.– 7. For you are like an infant, which while yet weeping: laughs again as you also, over your dead.– 8. For there is no discretion in your mourning, and no understanding: in your laughter – for to me you seem like, to a weaned babe.– 9. One hour weeping and wailing, and after a little: both jesting and wantonness, as of children.– 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/th...

57 Эфа – мера для зерен, разделялась на 2 сефела, 3 сата, 10 гоморов, 18 кабов, 72 лога ( Исх. 16:36 ). В Вульгате она называется амфорой (amphora – сосуд или кувшин – мера для жидкостей, также, для плодов); в Еврейском и у Кастеллия – эфа. 58 Неправда – δικα – в Еврейском – енам (от аин – глаз, также, вид – species) – форма, образ. «Oculus hic formam significat», говорит Гроций и др., и указывают на Лев. 13:55 ; Иез. 1:16 . Т. е., то, что ты видишь, это образ, того, что делали, и за что пострадали евреи. 70 производили от авон iniquitas – нечестие, неправда. Св. Ефрем Сирин читал 6 стих: сия мера, на которой неправда всей земли». В Вульгате: oculus, т. e., ostensio peccatorum, поясняет блаж. Иероним – «глаз, т. е. обнаружение беззаконий Израильских, которые всем стали видимы». 59 Талант в еврейск. – кикор – собственно, означает, говорит Штоккий – тяжесть или вес металла (pondus metalli), что у Греков и Латинян называется talentum – вес; у 70 – τλαντον μολβου – талант (вес) свинцовый. То же в Вульгате talentum plumbi; в 8 стихе называется камнем, но другим еврейским словом – авен. 62 Так думают Евреи и бл. Иероним: «in modum gravissimi lapidis mittit in os amphorae» – наподобие, весьма тажелого камня, бросает на отверстие амфоры, дабы жена, заключенная в эфе, «более не поднимала головы, не наслаждалась своим нечестием и непотребством» (бл. Иероним). У Розенм. и Корнел a Lapide. 63 Под двумя женщинами бл. Иероним и его последователи разумеют Иудеев и Израильтян; раввины – Персов и Мидян: Розенмиллер и Гроций – Ассириян и Вавилонян, Калмет – Персов и Греков. См. у Розеим., Калмет, Корн. а Lap. 65 Вдодовы. Вдод – «птица самая быстрая на лету, – говорит блаж. Феодорит, – тело у нее мало, крылья же – больше тела»; в евр. – хасида, но Гезениусу – storch – аист, в Вульгате – milvi – коршун. У 70 – ποπος – εποψ – удод или вдод. 67 «Многие думают, – говорит Корнел. a Lapide, – что здесь (в 11 ст.) говорится об антихристе, который начнет царствовать в Вавилоне, где утвердит престол нечестия и своей тирании; «где Иудеи будут почитать антихриста, признав его Мессией».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010