Распространенные в последующей экзегезе варианты интерпретации этого стиха: а) выражение «сын человеческий» используется в 1-й Книге Еноха и в 3-й Книге Ездры как мессианский титул (1 Енох 46. 1 и 3 Езд 13); мессианская интерпретация характерна и для раввинистической и средневек. евр. экзегезы; б) в НЗ титул «Сын Человеческий» относится к Иисусу Христу (см., напр.: Мк 13. 26, 14. 62), т. е. понимается как однозначно мессианский, такое понимание вошло и в святоотеческую традицию; в) т. н. коллективная интерпретация, согласно к-рой «сын человеческий» - это народ Израиля (прп. Ефрем Сирин, Ибн Эзра). Ряд исследователей XIX-XX вв. считают коллективную интерпретацию первоначальной ( Koch. 1986. P. 219; Montgomery. 1927). Нек-рые из них полагают, что изначально выражение «сын человеческий» в этом тексте могло обозначать некую небесную или ангельскую фигуру, возможно Михаила, упоминаемого в Дан 12. 1 ( Shmidt. 1900; Collins. 1993. P. 304-311). Слово «Мессия» (   «Христос» в синодальном переводе) употребляется в 9-й гл. Книги Даниила: «...с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан 9. 25-26). Вычисления, приводимые в этой главе, ставят в тупик не одно поколение экзегетов. В синодальном переводе отражена традиция, вероятно начинающая свою историю с лат. перевода блж. Иеронима. Такому пониманию противоречит масоретская акцентуация: в МТ между словами «семь седмин» и «шестьдесят две седмины» стоит знак «атнах», разделяющий эту фразу на 2 части; текст можно было бы понять следующим образом: «...с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин. И еще шестьдесят две седмины: возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена…»

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

12, стр. 62 ) – «один из людей». При том еретики и ереси били всегда, начиная со времен апостольских, но святые отцы говорили, что антихриста нет, что он придет в конце мира. Сами старообрядцы считают приход антихриста с 1666 года. Если допустить, что антихрист есть собрание еретиков и ересей, то придется допустить и невозможное: и при торжестве православия во время св. вселенских соборов не было истинного священства и жертвы, ибо все это, по ложному учению беспоповцев, антихрист (а по беспоповски – еретики) уничтожит якобы по всей вселенной. По учению св. отцов у антихриста будут последователи, которые станут признавать его за Бога, да и сам он себя выдаст за Христа; если же каждого еретика считать за антихриста, то где и кто у него последователи? Ни один еретик не выдавал себя за Христа, исключая может быть нескольких лиц и еретики, наконец, умирают большею частью естественною смертью , а антихриста убьет Духом уст своих Господь. Пора бы перестать старообрядцам смешивать еретиков с последним антихристом, которому они только предотечи и помощники. Антихрист будет царь, а еретики?.. 11) В большом соборнике (л. 128 об.) говорится, что антихрист «примет мечтательную плоть», враг не разверзает ложесна, если и плоть приимит, но все в привидении. Разбор: Антихрист есть некоторый человек, в котором сатана будет обитать телесно ( Иерон. 12, 62 ), т. е. человек для диавола как бы сосуд. Ефрем Сирин говорит: «Действительно же родится орудие его от скверной. жены, не сам он воплотится, но в образе его приидет всескверный» ( ч. 3. 141 ). У св. Ипполита сказано ( в. 2, гл. 6. 13–14 ), что антихрист во всем хочет уподобиться Христу: Христос обрезан, и он обрежется; Христос воплотился от чистой девы, создавши Сам из ее чистых кровей собственную плоть и ни один человек не был для Него сосудом, а антихрист собственной плоти не создаст, а войдет уже в готовую. Вот что значит примет плоть мечтательную, т. е. мечтательно значит обманом, не истинно. При том Христос родился от чистой девы, а антихрист родится от блудницы, в чем тоже состоит обман.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Сир. «Слов. о терп. и конч. века» Ч. IV, стр. 62). «Там соединятся узами духовной любви супруги, родители со своими детьми; братья с своими братьями, – такие, которые соревновали друг другу в вере и благочестии, узнают там себя взаимно; и возобновят прежнее общение между собою друзья, целью дружества коих было взаимно усовершать себя во всем добром» («Уч. прав. каф. вер.» IV, 290). 4. «Там красная зрятся вся, ароматичные ухаются, вся веселая слышатся, – говорит св. Димитрий Ростовский . – Там не потребуется ни солнца, ни луны, ибо там освещать будет слава Божия» ( Откр.21:23 ). «Там не будет никакой ночи, никакой темноты, никакого стечения облаков, никакой стужи, ни жара», – говорит блаж. Августин (Избр. соч., ч. IV, 568). «Там не будут терпеть ни от сырости, ни от холода, ни от жара, ни от других перемен воздушных; жизнь там свободна от всех трудов, кои здесь необходимы для нас. Там не проливают пота при обрабатывании земли, не терпят трудов мореплавания, далеки от несчастных занятий строить домы, ткать и от других тяжких искусств» (Гр. Нисский, см. «Воскр. чт.» VIII, 91). «Удобнее мы можем говорить, – пишет блаж. Августин, – чего нет в оной жизни вечной, чем то, что там есть. Нет там смерти, нет там плача, нет там бессилия, нет слабости, нет глада, никакой жатвы, никакого зноя, никакого тления, никакого недостатка, никакой скуки, никакой печали». Нет там пременения ни тела, ни души. Нет там мыслей противоречий, ниже различия мнений. Нет там возмущения, уносящего постоянство и спокойствие духа. Там страна живущих, кои непрестанно сами себе равны и подобны; в которой нет ночи, нет сна, смерти изображения, ни пищи, ни пития, человеческой слабости укреплений, ни болезни, ни печали, ни лекарства, ни судов, ни торжищ; нет там искусств, ни денег, причины зол, но страна живущих, не умирающих за грех, но истинною жизнью живущих, во Христе Иисусе Господе нашем» (Изъясн. по XLIV). «Там на блаженной земле кротких, – говорит св. Ефрем Сирин , – все тихо и безмятежно, все светло и богоугодно, – нет там ни труда, ни слез, нет ни заботы, ни попечения, ни сетования, ни поста, ни печали, ни вражды, ни ревности; но в высочайшей степени есть радость, мир, веселье, – там всегдашнее радованье, вечное веселье, невечерний свет, незаходящее солнце, там град Царя, о котором преславная глаголашася; там глас празднующих, там утаенные сокровища премудрости и разума» (О блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Потому, когда настоятели прикажут нам идти вместе с братией на работу, пойдем со всей готовностью. Если же угодно тебе сказать: «Тело мое не выносит труда, как у поселян», – то известно, что не все могут нести равную тяжесть. Однако ж всякому дана возможность быть послушливым и сговорчивым. Покажи истинное свое расположение, и всякий облегчит тебя от тяжести, увидев недостаток твоих сил. Но не попускай, чтобы совершенно сняли с тебя бремя, напротив того, упрашивай их, говоря: «И я хочу иметь с вами долю», – и трудись с ними по мере сил своих, данных тебе Господом. Ибо Сердцеведец, сотворивший нас и давший нам дыхание жизни, знает, сколько сил даровал каждому. Если по удалении от мира делаем противное заповедям Божиим, то суетно бывает дело наше. Чтобы враг не пришел и не посеял в уме твоем вожделения к чему-либо прежнему, вовсе не позволяй себе заниматься подобными помыслами. Ибо припоминание прошедшего рождает высокоумие в людях, которые неразумно останавливаются на этом мыслью. Когда же в настоящей жизни нет места высокоумию, тогда противник предает человека духу злонравия. Но знаешь ли, что такое злонравие? Это лукавая страсть, которая прогневляет Бога и огорчает людей. Как меч подсекает жилы коню и повергает на землю всадника, так и дух злонравия подсекает душевные силы и предает печали; печаль же расстраивает ввергшихся в нее. А кто, задумав войти в город, до которого тридцать стадий перешел двадцать девять стадий и не дошел одной стадии, тот из дома вышел, но в город не взошел. Как пришедший в единонадесятый час получил полную мзду наравне с прочими, понесшими тяготу дня, так трудившийся до единонадесятого часа, если в двунадесятый час начнет переделывать дело и выдергивать, что было им посажено, не получит награды с ними, как сказал Господь и Спаситель наш: «претерпевый же до конца, той спасен будет» ( Мф.10:22 ). И еще: «никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божием» ( Лк.9:62 ). Жена Лотова, оглянувшись назад, стал соляным столпом.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Итак, если святые наследуют Царство Небесное за многие скорби, то ужели же надеемся получить оное мы, при беззакониях, в покое и роскоши, отягченные бременем мирских занятий? Возможно ли это? Кто несет бремя (тяжесть) по пути весьма узкому и утесненному, тому невозможно пройти, потому что препятствует теснота. Так и обремененный мирскими занятиями затрудняет себя в достижении Царства Небесного. И Господь, объясняя затруднительность спасения многостяжательным и являя нам совершенное великодушие, сказал: «Како неудобь имущии богатство в Царствие Божие внидут!» ( Мк.10:23 ). Ибо когда приступил ко Господу юноша, спрашивая о вечной жизни и говоря: «Учителю благий! что благо сотворю, да имам живот вечный» ( Мф.19:16 ), Господь сказал ему: «Заповеди веси: не прелюбы сотвориши: не убий: не укради: не лжесвидетелствуй... чти отца твоего и матерь» ( Мк.10:19 ). Поскольку же юноша сказал: «Вся сия сохраних от юности моея, что есмь еще не докончал?» ( Мф.19:20 ), Господь, желая показать, что не сохранил он и тех заповедей, на которые указывал, сказал ему: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищым; и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене» ( Мф.19:21 ). Но он, подавленный тяжестью имения, связанный похотью его и потому уязвляемый печалью, не захотел быть последователем Господним, не возжелал приобрести и небесное сокровище, но «отыде скорбя»; и евангелист, представляя и причину этого, говорит: «бе бо имея стяжания многа» ( Мф.19:22 ). Видите, возлюбленные, каких преспеяний препятствием бывает многостяжательность. Великое имение не дозволило юноше стать последователем Господним, и даже то, в чем почитал себя преуспевшим, обратило в ничто. Поэтому Господь сказал еще: «Удобее есть велбуду сквозе иглине ушы проити, неже богату в Царствие Божие внити» ( Мф.19:24 ). Итак, почему же нам не устранить от себя этого препятствия, не взять креста своего и не последовать за Спасителем, не озираясь вспять, подобно жене Лотовой, которая, как пример неверия, стала сланым (соляным) столбом до сего дня? И Господь говорит: «Никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» ( Лк.9:62 ). Озираться вспять не иное что значит, как возвращаться к мирским занятиям. Что, по-видимому, разрушили, то временным упокоением воссозидаем, во всем делаясь преступниками, как говорит апостол Павел: «Аще бо яже разорих, сия паки созидаю, преступника себе представляю» ( Гал.2:18 ). Ужели думаем, что, преступая заповеди Божии, сподобимся Царствия, а не будем, напротив того, осуждены в геенну огненную?

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

О бывающих же соблазнах знаем, Кто сказал: «Не судите, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам» ( Мф.7:1–2 ), – и так далее. Но чтобы тебе было, чем пособить своему помыслу, рассуди, что праведный Лот жил среди содомлян, но не увлекся их гордыней и непотребством, а потому и спасся, как написано: «Видением бо и слухом праведный живый в них, день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше» ( 2Пет.2:8 ). Что же присовокупляет апостол? «Весть Господь благочестивый от напасти избавляти, неправедники же на день Судный мучимы блюсти» ( 2Пет.2:9 ) и так далее. Потому не так будем вести себя, чтобы сегодня были у нас воздержание и кротость, а наутро невоздержание и гордость; сегодня – безмолвие, бдение, смирение, а наутро – развлечения, ненасытный сон, неподчинение и тому подобное; сегодня у нас отречение от мира, отречение от всего земного, отречение от отечества, друзей, плотских родителей по упованию на Господа, а наутро станем отыскивать страну, отечество и наследство, чтобы погрузиться во множество зол. И жена Лотова, обратившись вспять, стала соляным столпом. Потому и Господь учит, говоря: «никтоже возложь руку свою на рало», и обратившись «вспять, управлен есть в Царстии Божии» ( Лк.9:62 ). Итак, имей всегда в уме тот день, в который, совлекшись всего, оставил ты мир для Господа, когда воспламенен ты был страхом Божиим, горел духом к Господу. И этого намерения держись до конца, ибо «претерпевый же до конца, той спасен будет» ( Мф.10:22 ), держись, чтобы вместе с вечной жизнью получить тебе награду за свое делание, потому что приступил ты к истинному Богу и пренебрег всем, да приобрящешь Христа. Ему слава во веки! Аминь! Поучение 9. О послушании С течением времени не предавайся нерадению, потому что враг в иных влагает похоть по прошествии долгого времени от принятия ими монашеского образа, чтобы брат, не устояв против приятности удовольствия, бежал со своего поприща. А ты, возлюбленный, как старающийся угодить Богу, будь долготерпелив, ибо апостол говорит: «аще и можеши свободен быти, больше поработи себе» ( 1Кор.7:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

Если брат постучится к тебе ночью, чтобы встал ты на славословие Христово, то встань, брат, с поспешностью, чтобы и нерадивый, видя твою поспешность, возбудил душу свою к трезвенности, по слову сказавшего: «Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим» ( Пс.118:148 ). И еще: «Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея» ( Пс.118:62 ). Если же случится тебе впасть в глубокий сон, и задержат тебя бесовские мечтания, то, пробудившись после того, не поленись на Божию службу, зная, что как ведущие себя худо в день Суда дадут отчет за каждый шаг и праздное слово, так стремящийся к добру получит награду за одно доброе слово и за один шаг. Посему не ленись, но встань, и не говори сам в себе: «Служба теперь отошла, к чему мне идти?» – Это рассуждение ленивых. А ты лучше встань, отбрось от себя постель, и тотчас простри руки свои к Богу, и, поклонившись престолу благодати, отвори келью свою, и спеши к службе как серна, избегшая из тенет, будто сделано тебе насилье. Хотя бы застал ты последнюю только молитву, не ленись, но вставай, ибо можешь по отпусте у себя в келье петь те псалмы, от которых отвлекло тебя бесовское мечтание. Не представляй, возлюбленный, в предлог к лености последнюю молитву, но в следующий день окажись более готовым на дело Господе. Ибо если оставишь оное без нужды или болезни, то услышишь сказанное в псалме: «уснуша сном своим, и ничтоже обретоша» ( Пс.75:6 ). Знай же и то, возлюбленный, что в какой мере кто греет на беду свою плоть, в такой мере умножает в себе страсти, а напоследок душа, обременяемая худым навыком тела, делается бесплодной. Потому говорит Спаситель: «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печалми житейскими» ( Лк.21:34 ). И апостол говорит: «Но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду» ( 1Кор.9:27 ). Если же кто принуждает себя к делу Господню, то в такой же мере и тело его делается сильным, и душа просветляется. Как борец постоянно проводит время в телесных упражнениях, чтобы приспособить тело свое к искусству борьбы, так и подвижник благочестия должен упражняться во всяком добром деле, как говорит апостол: «обучай же себе ко благочестию. Телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго» ( 1Тим.4:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

Если брат, уступив искушению, отлучится с места своего, и потом, раскаявшись, захочет возвратиться, то не препятствуй этому, возлюбленный, но скорее присоветуй сделать это; «не веси бо, что родит (день) находяй» ( Притч.27:1 ). Таких людей не должно презирать, как вдавшихся в обман, но скорее надобно опять принять их, как освободившихся от немощи. Если живешь с братией, не подавай никому повода отлучаться от братства, чтобы не быть тебе осужденным в том мире. Всего более остерегайся соблазнить кого-нибудь, чтобы не быть тебе исключенным из Небесного Царства вместе с творящими соблазны. Если затрудняется делом брат твой, раздели с ним труд, чтобы сподобиться тебе в оный день услышать от Господа: «Что сделал ты «единому сих братии Моих менших», то для Меня сделал» ( Мф.25:40 ). Кто нерадит о немощных, тот прогневляет Учителя, и кто радуется падению брата своего, тот подвергается гибельному падению. Не говори: «Сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра. Согрешили мы, возлюбленные? Покаемся, потому что Господь приемлет покаяние истинно кающихся. Монах, не говори: «Здесь брань и теснота, а там упокоение и беззаботная жизнь». Ибо знаешь ли, кто ведет с нами брань? Не враг ли наш диавол? Итак, выслушай, что говорится у Иова: «И рече Господь диаволу: откуду ты грядеши? Тогда рече диавол пред Господем: прошед поднебесную и обшед всю землю, приидох» ( Иов.2:2 ). Поэтому знай, что куда бы ни пошел ты, везде выше тебя небо. Поэтому оставайся на том месте, куда ты призван, и противостой диаволу; и он убежит от тебя. И приблизься к Богу, и Он приблизится к тебе. Кто любит золото, тот не будет оправдан; а кто любит Господа, тот будет благословен. Кто возложил упование на золото, тот падет; а кто возложил упование на Господа, тот спасется. Горе тому, в кого вошли неверие, бесстрашие, неведение, неразумие и бесстыдство, потому что «части лисовом будут(достанутся они в добычу лисицам)» ( Пс.62:11 ). Но блаженна душа, в которой обитает страх Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Скачать epub pdf Поучение о безмолвии Приобретите, братия, безмолвие, как крепкую стену. Безмолвие поставляет тебя выше страстей. Ты ведешь брань сверху, а страсть – снизу. Приобрети безмолвие в страхе Божием, – и не повредят тебе все стрелы вражии. Безмолвие в соединении с страхом Божиим есть огненная колесница, на небо возносящая того, кто приобрел оное. Да убедит тебя в сем пророк Илия, который возлюбил безмолвие и страх Божий и восхищен на небо. О, безмолвие – преспеяние монаха! О, безмолвие – небесная лествица! О, безмолвие – путь в Царство Небесное! О, безмолвие – зеркало грехов, показывающее человеку прегрешения его! О, безмолвие, не удерживающее слез! О, безмолвие, порождающее кротость! О, безмолвие, сожительствующее со смиренномудрием! О, безмолвие, вводящее человека в мирное состояние! О, безмолвие, сопряженное со страхом Божиим! О, безмолвие – озаритель ума! О, безмолвие – испытатель помыслов! О, безмолвие – сотрудник рассудка! О, безмолвие, порождающее все доброе. О, безмолвие – утверждение поста! О, безмолвие – преграда чревоугодию! О, безмолвие – упражнение в молитве и чтении! О, безмолвие – тишина помыслов! О, безмолвие – покойная пристань! О, безмолвие – неозабоченность души! О, безмолвие – веселие души и сердца! О, безмолвие – истребление безрассудства! О, безмолвие – враг бесстыдства! О, безмолвие – матерь благоговения! О, безмолвие – узилище страстей! О, безмолвие – сотрудник во всякой добродетели! О, безмолвие, приводящее к нестяжательности! О, безмолвие – благое иго и легкое бремя, успокаивающее носящих тебя! О, безмолвие – поле Христово, плодоносящее добрые плоды! О, безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, – стена и ограждение желающим подвизаться ради Царствия Небесного! Да, брат, приобрети себе «благую часть», которую избрала Мария, «яже не отнимется от нея» ( Лк.10:42 ). Видишь ли, брат, каково безмолвие? Сам Господь похваляет того, кто приобрел оное. Приобрети себе безмолвие, возлюбленный брат мой, «насладися Господеви» Твоему ( Пс.36:4 ), сидя при ногах Его, и прилепившись к Нему Единому, чтобы и ты мог сказать с дерзновением: «Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя», Сего ради, «яко от тука и масти да исполнится душа моя» ( Пс.62:9, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Так, женщинам постоянно угрожало насилие. И это не только в Сионе , но и во градех Иудиных , т.е., по всей стране. (ср. Втор.28:30, 32 ; Иер.6:12 ; Ис.13:16 ). Ст. 12. Князи в руках их повешени Быша, старейшины не прославишася Выражение в руках их допускает два толкования: по одному толкованию, местоимение их относится к самим же князьям, так что дается такая мысль, будто князья не пережили позора своего отечества и повесились собственными руками (И.Д. Михаэлис, Абен-Ездра). Но так как на подобные случаи самоубийств князей нигде в исторических повествованиях о разрушении Иерусалима нет ни малейшего намека, и так как при указанном понимании было бы совершенно непонятно, почему князья избрали, именно, этот род самоубийства, а не самоубийство, напр., мечом, – то лучше предпочесть другое толкование стиха: князья повышены руками врагов. Так толкует стих св. Ефрем Сирин (Lamy, II р. 228). Но, как известно, князья Иуды умерщвлены были не посредством виселицы, а посредством меча ( Иер.52:10 ). В данном случае идет, следовательно, речь о повешении после умерщвления, имевшем целью предать труп особенному посрамлению (ср. Втор.21:22–23 ). Старцы не прославишася. Старцы упоминаются на ряду с князьями, как наиболее почитаемые представители народа (ср. 1:19; Лев.19:32 ; Втор.28:50 ). Ст. 13. Избраннии плачь подъяша, и юноши в кладе изнемогоша Перевод LXX, которому следует Славянская библия, в этом стихе значительно отступает от еврейского текста. Избраннии, у LXX: κκλεκτο, с еврейского (( «юноши», полные сил, или, как в Vet. It., potentes. Плач подъяша, у LXX: κλαυθμν νλαβον, с еврейского ( ( «понесли мельничный жернов», т.е., принуждены были работать на ручных мельницах. Как мог явиться перевод LXX, сказать трудно. Быть может, справедливо предположение Дедерлейна (Repert. VI, р. 206), что первоначально в греческом тексте стояло κλαυμν от κλω «ломаю», а отсюда «мелю». Впрочем, в некоторых греческих кодексах мысль еврейского текста передана довольно точно: ν μλοις λεσαν (36, 48, 51, 62, 96, 198, 231 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010