Нестяжательность ...Нестяжание гораздо лучше милостыни (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 43). Не желающий же ничего сам себя, через заповедь, освобождает от всего тяжкого в нынешнем и в будущем веке. Поскольку не желать иметь что-либо, чего не имеешь, – выше всякого покоя и богатства; точно так же, как и желать того, чего не имеешь, есть величайшее мучение прежде вечной муки, и таковой есть раб, хотя бы он и считал себя царем и богатым (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 90). ...Если возлюбишь нестяжательност, не лишишься небесного богатства (прп. Ефрем Сирин , 30, 156). Источник. Горе вознесем ум, возлюбленный; еще немного времени, и прейдем отсюда, а яже уготовал еси, кому будут? ( Лк. 12, 20 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 170). Источник. Моль все поедает; и на гроб не оставляй своего достояния; лучшая погребальная почесть – доброе имя (свт. Григорий Богослов , 15, 363). Источник. ...Нестяжателъность приближает к небесам, освобождая нас не только от страха, забот и опасностей, но и от прочих неудобств (свт. Иоанн Златоуст , 44, 369). Источник. Известно, что не иметь нужды во многом признается величайшим благом... но признается и то, что гораздо высшее благополучие – быть выше даже потребности иметь какую-либо собственность. Посему будем заботиться всего более о душе, о теле же, сколько нужно, а о внешнем – нисколько не станем прилагать попечения. Ибо таким образом и здесь достигнем высшего блаженства, заключающего в себе Небесное Царство (прп. Исидор Пелусиот , 60, 291–292). Источник. ...Не то, чтобы приобресть много, но то, чтобы иметь нужду не во многом, делает нас неуловимыми и приводит в совершенную безопасность; потому что приобретший много, если и не терпит обид, пребывает в сильном страхе, что может потерпеть обиду; а имеющий нужду не во многом не может даже и потерпеть обиды; а если по видимому и потерпит обиду, то останется в гораздо лучшем положении, нежели не потерпевший обиды, и большую ощутит радость, как ожидающий награды за любомудрие (прп. Исидор Пелусиот , 62, 183). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Эту же мысль высказывают блаженный Феодорит (Бл. Феодорит. Толкование на книгу Бытия. Хр. Чт. 1843. Ч. 3. С. 352), святой Ефрем Сирин ( Ефрем Сирин , прп. Слова против исследования существа Божия. Хр. Чт. 1838. Ч. 1, С. 39) и отчасти святой Григорий Богослов ( Григорий Богослов , свт. Творения. Ч. 2. Слово 22 о мире. Изд. третье. Ч. 2. С. 181–183). Другие святые отцы полагали отображение Святой Троицы или в уме, воле и памяти человека (свт. Амвросий) (Макарий, еп. Винницкий. Том 2. СПб., 1854. С. 141. (Цит. по: Православному Догмат. Богословию)), или в разуме, слове и духе его (свт. Димитрий Ростовский ) ( Димитрий Ростовский , свт. Сочинения. Ч. 1. С. 62. «Розыск...» (Цит. по: Православному Догмат. Богословию м. Макария)). Образ Божий, заключающийся в душе человека, по разъяснению святых отцов, выражается и во вне, именно в царственном положении человека на земле. Исходным для этой мысли у святых отцов служили слова Самого Создателя, Который, сотворив человека, сказал: И да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверей, и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли ( Быт.1:26 ). Находя прямое основание в Откровении этой стороне образа Божия в человеке, святые отцы неоднократно останавливали на ней своё внимание. Прежде всего, её отразил в своих стихирах святой Иоанн Дамаскин . «Почел еси образом Твоим рук Твоих, Слове, создание, – говорится в одной из них, – живописав бо в вещественном зраце умнаго существа подобие, его же и причастника мя поставил еси, положив на земли начальствовати тварем самовластием» (Вторая стихира 6 гл. самоглас. на погребение священников). Слова: «И да обладает, показывают, – замечает святитель Григорий Нисский , – что где власть обладания, там и образ Божий» ( Григорий Нисский , свт. Слово первое... Хр. Чт. 1840. 7. С. 309). Больше других отцов видит образ Божий во владычестве человека святой Иоанн Златоуст . В таком смысле он и объясняет библейские слова «по образу» ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Том 6. СПб., 1900. С. 845), «да обладает» (Там же. С. 788), и, наконец, говорит, что сама душа дарована человеку бессмертной потому, чтобы он постоянно «имел власть над всем видимым» ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. СПб., 1898. Т. 4. Б. 21 на кн. Бытия. С. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Скорби Неизбежность скорбей Всегда ожидай каких-либо великих и страшных искушений, скорбей, бедствий и смерти, чтобы они не постигли тебя неготовым (прп. авва Исаия , 59, 185). Как живущему на земле невозможно избегнуть этого воздуха, так человеку, живущему в этом мире, невозможно не быть искушенным скорбями и болезнями (прп. Ефрем Сирин , 30, 412). Источник. Бог может и сегодня же прекратить все бедствия; но Он не прекратит скорби, пока не увидит, что мы очистились, пока не увидит, что в нас произошла перемена и (наступило) покаяние, твердое и непоколебимое... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 62). Источник. ...Золотых дел мастер не вынимает золота из горна, пока не увидит, что оно хорошо не очистилось. Так и Бог не отведет этой тучи , пока совершенно не исправит нас (свт. Иоанн Златоуст , 45, 62). Для верующего неизбежно терпеть скорби, потому что еси хотящии благочестно жити о Христе гонимы будут (ср.: 2Тим. 3, 12 ) (свт. Иоанн Златоуст , 46, 301). ...Хотя бы мы и не решились потерпеть для Христа некоторые скорби, все же совершенно необходимо будет потерпеть их, только иным образом (свт. Иоанн Златоуст , 50, 769). Если ты (для Господа) не хочешь терпеть скорби, то все же будешь терпеть скорби по другим причинам, но без всякой для себя пользы (свт. Иоанн Златоуст , 53, 695). Ты думаешь, что люди, проводящие жизнь без трудов, свободны от скорбей? Нет. Как невозможно человеку не испытать смерти, так и прожить без скорбей (свт. Иоанн Златоуст , 54, 761). Источник. Невозможно приблизиться к Богу без скорби; без нее и праведность человеческая не сохраняется неизменною (прп. Исаак Сирин , 58, 90). Источник. Для всякого благочестивого неизбежны скорбь, теснота, и лишения; и это не к ущербу, а к усилению и возвышению его благочестия (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 73). Источник. ...Когда скорби придут сами собой – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 549). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Христианин должен противиться Адамову греховному естеству. Святой Ефрем Сирин в своем поучении говорит: «Адамово естество – учиться не хочу, а учить рад; подчиняться не хочу, а подчинять себе люблю; трудиться не хочу, а других утруждать охоч; не хочу оказывать чести, а чтимым быть желаю; упреков не терплю, а упрекать люблю; не хочу, чтобы уничижали меня, а уничижать люблю. Мудр я на то, чтобы давать советы, а не на то, чтобы исполнять их самому; что делать должно – то говорю, а чего не должно и говорить – то делаю. Если брат согрешит, с удовольствием обличаю его, а если грешу сам, не с приятностью принимаю обличение». 62. Почему надо избегать общения с мирскими людьми? Не надо иметь обращения с небрегущими о страхе Божием, потому что ничего не говорят они полезного, ничего не делают для Господа, не говорят ни о добродетели, ни о благоговении, ни о чистоте. Речи их – сеть смертная; совет их – бездна адова; сообщество их – душевная пагуба (преп. Ефрем Сирин ). 63. Как должно приветствовать людей? Не будем ожидать, чтобы нас прежде приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие. Это – признак ума надменного и безрассудного. Напротив того, первые всегда будем приветствовать и друга, и врага. 64. На что должно в основном обращать внимание при подвижничестве? Внимание свое меньше всего останавливайте на внешних подвигах (например: посте, поклонах, лежании на твердом и т. п.). Хотя они необходимы, но они суть подмоги. Здание строится посреди их, но они – не здание. Здание в сердце. На сердечные делания и обратите внимания свое (то есть чтобы не раздражаться, не обижаться, не осуждать, прощать, отвергать худые мысли и греховные желания и т. п.). 65. Как быть, если руководителя нет? Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж, с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение! Старец Паисий так решил: два или три единомысленных составят союз, и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою (свт. Феофан Затворник ). 66. Какая милостыня бывает?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

59 Селище – Богородицкий монастырь, стоявший на месте нынешнего села Богородицкое к юго-востоку от Смоленска. 60 «Еще читал святого Златоуста книги, и Ефрема Сирина ...» – святой Иоанн Златоуст (344 или 354–407) – один из самых известных и популярных отцов Восточной Церкви. Родом из образованной греческой семьи из Антиохии. В 397 г. был избран епископом Константинопольским. Обличал роскошь и распущенность императорского двора, чем восстановил против себя императрицу Евдоксию. В 403 г. был осужден и выслан из Константинополя. Неожиданное землетрясение возбудило народ, и он потребовал вернуть святителя Иоанна. Но в 404 г. он был вновь арестован и выслан на Кавказ. Не доехав до места ссылки, ныне город Пицунда, он скончался в местечке Команы 14 сентября 407 г. Оставил после себя множество произведений: проповеди, толкования, письма. В Древней Руси его произведения были необычайно популярны. Преподобный Ефрем Сирин (306–373) – родом из малазийского города Нисивина, который в 363 г. отошел к Персии. Преподобный Ефрем переселился в город Эдессу. По-видимому, именно здесь он основал библейскую школу и преподавал в ней. Создал толкования почти на все библейские книги, сохранились его проповеди, толкования на Новый Завет . Проповеди, написанные на сирийском языке, напоминают скорее гимны. Почти все его творения, имея поэтическую форму, были весьма популярны на Руси. 61 «...князя смоленского Мстислава» – Мстислав (Борис) Романович – смоленский князь с 1197 по 1214. Убит в сражении на Калке (1223). 62 «...повторяя слова первомученика» – речь идет о первомученике архидиаконе Стефане, убитом разъяренной толпой иудеев вскоре после смерти Иисуса Христа. 63 Смоленский епископ Лазарь наследовал епископскую кафедру после смерти епископа Игнатия в 1205 г. Умер до 1226 г. 64 «Потом епископ Игнатий выстроил храм во имя Пресвятой Богородицы и монастырь...» – сначала храм в память Положения ризы и пояса Богородицы во Влахерне. Позднее был построен монастырь, названный в память первого игумена – Авраамиевым (начало XIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кассиана, является как бы солнцем, освещающим путь жизни 62 . Такое владычественное положение ума или умной части души обусловливается тем обстоятельством, что в этой-то части души и заключается по преимуществу образ Божий в человеке и знание закона Божия вложено ему 63 , а отсюда коренная потребность ума, как бы его закон, заключается в постоянном обращении к Богу 64 , в желании жить только этим созерцанием Бога, не развлекаясь попечением плоти. «Дух или ум (mens), – говорит преп. Кассиан, – весь желает прилепиться к делам духовным, оставляя даже самые необходимые потребности плоти» 65 . И если ум (mens) наш будет свободен от бремени приражающихся к нему пороков и мирских забот и чужд растления вредных похотей, то облегчаемый силой природной чистоты своей, при самом тихом веянии духовного размышления, возвышается к превыспреннему и, оставляя все дольнее и земное, переносится к небесному и невидимому 66 . Ο «созерцании» Бога в смысле постоянного устремления человеческого духа к Богу и всему духовному, как бы прилепления к горнему миру, все святые отцы говорят, как о природной потребности человеческого ума или духа, и состояние это считают выражением нормальной жизни человеческого духа. Таковы Макарий Великий 67 , Ефрем Сирин 68 , Симеон Новый Богослов 69 , Исаак Сирин , Григорий Богослов и другие, а особенно первый. Господствующая роль человеческого ума в духовной жизни прекрасно выясняется у преп. Иоанна Кассиана на образе евангельского сотника; ибо как тот был полным господином своих рабов, так и ум человеческий должен быть господином и владыкой всех человеческих мыслей, желаний и стремлений, т. е. всем им давать то направление, которое требуется собственно его природой 70 . И воля человеческая (собственно вожделевательная способность души) должна определяться в своей деятельности тоже главным образом высшими потребностями богоподобного ума человеческого, а не потребностями плоти и чувства, чтобы творить не свою волю, а волю Божию 71 , как это проявилось в личности Богочеловека, человеческая природа Которого представляет собой идеальное состояние невинного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Более сложным является вопрос, что считать в пророчествах Исаии эсхатологическими речами. Так, современная католическая библеистика, исхода из тезиса о принадлежности важнейших эсхатологических глав (60–62 и 65–66), соответственно Девтеро-Исаии и Трито-Исаии, основное внимание акцентирует на так называемых «Апокалипсисе Исаии» (Ис 24–27), и «Малом Апокалипсисе Исаии» (Ис. 34–35) ( Арсений, митр. Киевский и Галицкий. Приготовление к удобнейшему разумению пророчеств Исаии. Странник, 1871. находящихся в первой книге пророка. Взгляд же протестантских фундаменталистов и того сомнительнее: исходя из того, что в Ветхозаветном каноне есть тридцать девять книг, а в Новозаветном — двадцать семь, делается вывод о том, что первые тридцать девять глав книги пророка Исаии — есть осуждение, а двадцать семь глав следующих — утешение, причем безо всякой эсхатологической перспективы ( Антонини Бернардо . Экзегезис книг Ветхого Завета. М., 1992). Совершенно иными являются православные святоотеческие суждения об этом вопросе, суммируя которые, архимандрит Феодор (Бухарев) писал, что эсхатологической является вся вторая часть книги пророка Исаии — от сороковой главы и до конца книги ( Феодор (Бухарев), архим. О второй части книги святого пророка Исаии. Прибавление к творениям святых отцов. 1850. Ч. 9. С. 79) . Причем Отцами был дан исчерпывающий ответ на иудейскую экзегезу, видевшую в эсхатологии пророка Исаии описание лишь земного Царства Мессии. Так, преподобный Ефрем Сирин в своем толковании на книгу пророка Исаии разъяснял: «Духовный смысл почти везде неразрывно соединен со смыслом историческим. Изречения пророков о том, что было и будет с народом иудейским, в таинственном смысле надобно относить и к устроению Церкви Христовой, к промышлению Божию о праведниках и к Суду на нечестивых» (Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Сергиев Посад в 8-ми томах. Т. 5. С. 375.). Итак святоотеческое видение эсхатологии пророка Исаии заключается в понимании того, что все соответствующие его речи относятся к спасению народа Божия: во-первых, церкви Ветхозаветной из плена Вавилонского, во-вторых, созданию во Христе Церкви Новозаветной, и, в-третьих, к Апокалиптическому Ее торжеству.

http://patriarchia.ru/db/text/57444.html

Безусловно, апокалиптический характер носит пророчество о возвращении из изгнания, восстановлении разрушенных городов Святой Земли и заселении пустынь (Ис 58. 12; 60. 4-10; 62. 4-5), образ чего был, по мнению преподобного Ефрема Сирина, «в синагоге... но свершилось сие в Церкви» ( прп. Ефрем Сирин. Цит. соч. С. 418). Основанием же для подобного утверждения является то, что обычно под пустыней (Ис 35. 1; 55. 15) пророк Исаия понимает языческий мир, и потому его речи предвозвещали грядущее призвание язычников в Новозаветную Церковь Христову (Толковая Библия... Т. 5. С. 510). Участь отступников, возвещаемая в Откровении (Откр 21. 8) не менее ярко описывается пророком Исаией, возвещающим, что Суд Божий как раз и кончится гибелью отступников (Ис 66. 16), притом не только среди язычников, но и в самом Израиле (Ис 66. 11-12). Так же, как Иоанн Богослов, пророк возвещает, что за этой гибелью последует создание нового строя вещей в Царстве Мессии (Ис 65. 17-25), в котором восторжествуют веселие и радость, недостатки человеческих возрастов исчезнут, и народ Божий не только будет наслаждаться плодами рук своих, но и увидит коренные перемены во всем мироздании — что сможет произойти лишь вследствие отмены прежнего проклятия  (Там же. С. 541.) . Потому особенности Мессианского мира рассматриваются как новое творение, основывающееся на творении первом, но лишенное недостатков, вызванных падением прародителей ( Антонин Бернардо. Цит. соч. С. 237). Сходство данного пророчества с книгой Откровения очевидно: оба священных автора грядущее Царство Мессии связывают с созданием нового неба и новой земли (Ис 65. 17; Откр 21. 2-4), средоточием которого будет Небесный Иерусалим (Ис. 60. 11-16; Откр 21. 2-4). Интересно, что соответствующее пророчество Исаии читается как раз на Пасху — в день рождения Нового Иерусалима  ( Висарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии. М., 1997. С. 108.), в котором Сам Бог будет обитать с человеками (Откр 21. 3), а потому не будут закрываться его врата (Ис 60. 11–16), так как Вседержитель будет охранять его  (Там же.

http://patriarchia.ru/db/text/57444.html

Дополнительно к этому, отметим следующее. В Быт. 3:14, 15 говорится, соответственно, о физическом змее и о духовном змее – дьяволе (39:21. См. прим. к Быт. 3:14, 15 ). При этом физический змей, хотя и «был хитрее всех зверей полевых» ( Быт. 3:1 ), но был все же животным, то есть существом, не имеющим разума и свободной воли. А следовательно, он не мог быть нравственно ответственным за действия духовного змея (дьявола). Однако проклятие физического змея ( Быт. 3:14 ), наряду с духовным змеем ( Быт. 3:15 ), говорит именно о том, что и физический змей сделал неугодное Богу и вызвал Его гнев. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Но, может быть, скажет кто: если совет дал диявол, употребив змия в орудие, то за что же это животное подвернулось такому наказанию? И это было делом неизреченного человеколюбия Божия. Как чадолюбивый отец, наказывая убийцу своего сына, ломает и нож и меч, которым тот совершил убийство, и разбивает их на мелкие части, – подобным образом и всеблагий Бог, когда это животное, как меч какой, послужило орудием злобы диавола, подвергает его постоянному наказанию, чтобы мы из этого чувственного и видимого явления заключали, в каком находится он бесчестии. Если послуживший орудием (змей – П.Д.) подвергся такому гневу, то, какое наказание должен понести тот (дьявол – П.Д.)?» (62:146). По мнению проф. А. П. Лопухина : «Форма проклятия змею: “ты будешь ходить на чреве твоем” ( Быт. 3:14 ) дала повод возникновению впоследствии предания, что до этого проклятия змей ходил в стоячем положении. Но этому противоречит самое устройство организма змея, очевидно, приспособленного именно к ползанию, совершаемым с замечательным искусством. Смысл проклятия тот, что в наказание за коварство, сделавшее из змея пагубное орудие исконного врага для погубления человеческого рода, естественный способ его передвижения, отнюдь сам по себе не унизительный и не жалкий, а напротив, возбуждающий удивление своим замечательным проворством и изумительною изворотливостью, сделался отселе знаком и печатью проклятия Божия и, как такой, должен был возбуждать (как и возбуждает теперь) ужас, отвращение и презрение. “Пресмыкание” сделалось отселе синонимом низости и позора» (см. прим. 9 в 182:610). Возможно, определенной аналогией этому может быть и побитие камнями, в соответствии с ветхозаветным законом ( Исх. 21:28 ), неразумного животного – вола в случае убийства им человека, «ибо человек создан по образу Божию» ( Быт. 9:6 ). Как говорит преподобный Ефрем Сирин : «... если кто человеку сделает что доброе или худое, сие относится к Нему Самому; потому от Него происходит всякий суд, воздающий по заслугам: Он отмщает за Свой образ» (183:396).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Вместе с телесным постом должен быть и душевный. Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Видишь, христианин, каков пост душевный? ( 7, 182 ). Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Святитель Василий Великий ( 7, 28 ). Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долги его, то совершенно напрасно постишься и молишься: Бог не примет тебя ( 28, 111 ). Сам Спаситель хранил пост и учил нас, как должны мы поститься, вести брань с лукавым и одолевать сатану... Будем и мы хранить пост ревностно, как научены Господом нашим, чтобы потом иметь нам часть в Царствии Его ( 28, 109 ). Пост, возлюбленные, радует Ангелов хранителей наших, потому что посредством поста и молитвы мы делаемся им близкими. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 108 ). Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, хотя часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Зависть – пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками, мучит ее, бедную, и чужим успехом. Тщеславие – пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца – тоже пища души, наполняющая ее вредными соками, а после оставляющая без небесного Хлеба... Итак, воздерживаясь от этих страстей во время поста насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост. Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если (лицемерно) постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души, которая могла быть жилищем Святого Духа. Ибо не столько плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа. Следовательно, постясь по внешнему человеку, вместе нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему, которого святой апостол особенно убеждает сохранить чистым для Бога, чтобы удостоиться принять в себя Гостя – Христа. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010