«И даси взаим языком многим, ты же не одолжишися» ( Втор.28:12 ). Это – святой народ, в учении которого имеет нужду всякий, и который сам ни у кого не заимствует, потому что не преклоняет слуха к учениям убогим. «И будет небо над тобою медяно " . Так и было во дни Илии. «И земля... железна» ( Втор.28:23 ). И так было во дни ученика его, ибо при Елисее был семилетний голод. «Да поразит тя Господь пред врагами твоими» ( Втор.28:27 ). Моисей говорит: " един из вас поженет... тысящы» ( Втор.32:30 ), что и было во дни Давида, «и два двигнета тмы», что было при Гедеоне: «враги... путем единем изыдут на тя и седмию путьми побежат», что было во времена Давида, Иосафата и Езекии ( Втор.28:7 ). Но когда народ Божий оставлял Бога, согрешал, тогда было с ним противное этому: «седмию путьми» бежал он от врагов своих, что и было при судиях, во дни Саула, в нашествие Ассириян и Вавилонян. «Семя много изнесет поле твое, и соберешь мало " ( Втор.28:38 ). Кор (еврейская мера веса) семян принесет сату (мера сыпучих тел). «И возложит ярем железен на выю твою» ( Втор.28:48 ), то есть владычествовать над ними будут цари языческих народов. " И наведет на тя язык издалеча», то есть Вавилонян, как говорит об этом пророк Иеремия ( Иер.5:15 ). «Не оставит тебе пшеницы, ни вина» ( Втор.28:5 ). Это сказано о голоде, бывшем во время осады, когда весьма многие умирали от недостатка пищи. " И снеси... плоть сынов... твоих». Так было во время той же осады, как свидетельствуют Иеремия ( Иер.19:9 ) и Иезекииль ( Иез.5:10 ). «И обратит на тя Господь все язвы Египетские, и другие тягчайшие, написанные в книзе сей, и останетеся в числе малем» ( Втор.28:60–62 ), потому что и прежде пленения и гибели от меча многие из Евреев погибли от голода. «И разсеет тя Господь... во вся языки... и послужиши тамо богом иным» ( Втор.28:64 ). Так было в Вавилоне, где оставались с Даниилом только три мужа, явно проповедавшие, что не поклонятся они истуканам и какому бы то ни было идолу ( Дан.3:18 ). «И даст тебе Господь тамо сердце печальное и оскудевающая очеса и истаявающую душу. И будет живот твои висящь пред тобою... И возвратит тя Господь... во Египет в кораблех» ( Втор.28:65–66, 68 ), – в кораблях врагов, которые пленят тебя, и не будет тебе спасения. Глава 29

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Все вышесказанное в полной мере относится лишь к первой части книги пророка Исаии (Ис 1–40), часть же вторая включает главы со столь явным эсхатологическим содержанием (Ис 40–62; 65–66), что она не только вполне справедливо именуется Ветхозаветным Апокалипсисом, но и соответствует новозаветному учению о скончании времен, изложенном в Откровении Иоанна Богослова. Хотя если подходить к поставленной теме непредвзято, то соответствия Новозаветному Апокалипсису можно найти и в первой части книги пророка Исаии. Так, тринадцатая глава, начатая словами, что это «пророчество о Вавилоне» (Ис 13.1), обрисовывает картину грядущих бедствий словами, имеющими явно эсхатологическое значение: «Рыдайте, ибо день Господа близок... Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим» (Ис 13. 6–10). То, что падение Вавилона пророк Исаия описывает словами, сходными с пророчествами Апокалипсиса (Откр 6. 12–17), объясняется тем, что в языке обоих боговдохновенных авторов Вавилон — это царство Антихриста ( Арсений, митр. Киевский и Галицкий. Цит. соч. С. 225). Вполне возможно, что именованием Иоанном Богословом царства Антихриста Вавилоном (Откр 16. 19), опирается на современное ему понимание того, что пророком Исаией разрушение Вавилона исторического, воспринималось как прообраз разрушения Вавилона апокалиптического. Вполне следует в русле данной экзегетической традиции преподобный Ефрем Сирин, который, дав вначале вполне историческое истолкование словам о падении Вавилона, все же переносит мысль к дням окончания мира ( прп. Ефрем Сирин. Цит. соч. С. 348). В словах же пророка о том, что «в тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана... чудовище морское» (Ис 27. 1), преподобный Ефрем Сирин, кроме исторической перспективы, видит и то, что «пророк в малых образах представил здесь славные таинства, и указывает на тот день, в который Бог посетил и искупил мир и разрушил дело диавола» (Там же.

http://patriarchia.ru/db/text/57444.html

19). Объект христ. Н. остается более определенным, более близким, уже данным (Иисус Христос - Н. наша - см. 1 Тим 1. 1; «…через Него имеем мы это искупление и надежду, которую получили мы чрез Кровь Его» - Ефрем Сирин, прп. Толкование на Еф 1. 3-14// Он же. Творения. 1995. Т. 7. С. 179), но пока не познанным («…видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно - 1 Кор 13. 12). По словам ап. Павла, «мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим 8. 24-25). По существу, объект Н. есть спасение - не в этом мире, но в ином. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15. 19),- говорит ап. Павел. О перспективе спасения свидетельствует Евангелие: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25. 34). Н. утверждается в рассуждении о всемогуществе Божием и благости Его, к-рая не попускает отчаяния ( Тихон Задонский, свт. Сочинения. М., 1899. Т. 5. С. 76. 8). Согласно прп. Иоанну Лествичнику, «вкушение даров Господних рождает надежду; ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений ( Ioan. Climacus. Scala. 30. 33). Через любовь Бог становится нашим Отцом, нашим Другом, через Н. мы взираем на Него как на Господа, от Которого ожидаем спасение. «Во всем скорбь терпим, но не стесняемся,- говорит прп. Ефрем Сирин,- так как, благодаря надежде на обетованную жизнь, мы ничего не лишаемся,- и если терпим нужду, однако не колеблемся, ибо не впадаем в нерешительность из-за какой-либо беды» ( Ефрем Сирин, прп. Толкование на 2 Кор 4. 8// Он же. Творения. 1995. Т. 7. C. 122-123). Свт. Феофан Затворник разъясняет евангельские слова: «…не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? (Мф 6. 31). Как же жить-то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а «не заботьтесь».

http://pravenc.ru/text/2564604.html

Ст. 6. Сего ради не пощажду ктому на живущих на земли, глаголет Господь, и се Аз предам человеки, коегождо в руце искреннему его, и в руце царю своему: и изсекут землю, и не имам изъяти от руки их. С евр.: Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот Я предам людей, каждого в руки ближнего его, и в руки царя его; и они будут поражать землю; и не избавлю от рук их. Поскольку Пастыри (начальники и священники) были развращены, губили народ, а самый народ, развращаемый такими пастырями, делался все хуже и хуже, то небесный Пастырь, в праведном гневе Своем, положил всех наказать, всех предать в руки врагов. Сего ради не пощажду ктому на живущих на земли, «т. е. (поясняет св. Ефрем Сирин ) не пощажу жителей земли Израильской: потому что согрешили они. Се Аз предам человеки коегождо в руце искреннему его, и в руце царю своему. Т. е. священников, покупавших священство, предам в руки собратий их, священников, чтобы каждый ближним своим лишаем был священства также нечестиво, как нечестиво приобрел оное сам. В словах: в руце царю своему, пророк подразумевает, или царей Сирийских из дома Селевкова, или Кесаря: ибо сии священники говорили: не имамы царя, токмо Кесаря ( Ин. 19:15 ) и разделят (в слав. – изсекут 169 ) землю за грехи жителей, и не имам изъяти от руки расхищающих ее. Цари греческие разграбили землю Иудейскую, римляне довершили сие разграбление, лишив ее жителей, и обратив в пустыню». Св. Ефрем Сирин . Ст. 7. И упасу овцы заколения в земли Ханаани: и прииму Себе два жезла, единаго нарекох доброту, и другаго нарекох уже, и упасу овцы. С евр.: И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец, поистине, бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один – благоволением, другой – узами, и ими буду пасти овец. Под Ханааном бл. Феодорит разумеет землю чуждую. Т. е. «Я приму вас, возжелавшие уверовать, говорит Господь, где бы вы ни были». Но некоторые из толковников думают, что 70 не так читали здесь в Еврейском тексте, как теперь читается 170 . Св. Ефрем Сирин читал: «и упас скудное стадо, ради собрания овец, т. е., ради находящихся среди них праведников, благоугодивших Богу». Т. е., Я упасу овец, назначенных за нечестие на заколение, попущу их истребление врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Т. е., не бойтесь врагов, говорит пророк современным Иудеям, будет время, когда вы их победите, и воинские украшения, взятые у неприятелей после их поражения, будете приносить в храм, в дар Господу. Поскольку же, св. пророк, в духовном смысле, имеет в виду, вместе, мир и благоденствие Церкви христианской, о чем сказано было выше, то справедливо так поясняет св. Ефрем Сирин : «будет еже во узде коня, свято Господу, т. о. будет не война и раздражение, но святыня и мир. О сем предвозвещал Исайа, говоря: раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и не возмет язык на язык меча. ( Ис. 2:4 ). Так, оба пророка провидели пришествие Господа нашего. Конем именует пророк, в смысле духовном, всякого раба Христова; уздою – божественные заповеди, которые, обуздывая сердца верующих, не дают им устремляться ко греху, как и узда удерживает коня и подчиняет его воле господина, т. е. всадника. И будут коноби в дому Господни, яко чаши пред лицем алтаря. Святые утвари дома Господня будут чествуемы, даже обыкновенные сосуды, в которых приготовляется пища, в очах пришельцев приобретут такое же уважение, с каким вы, Иудеи, взираете на чаши алтаря в доме Господнем». Св. Ефрем Сирин . Ст. 21. И будет всяк коноб во Иерусалиме и во Иуде свят Господеви Вседержителю и приидут вси жрущии, и приимут от них и сварят в них, и не будет Хананей ктому во храме Господа Вседержителя в день он. С евр.: И все котлы в Иерусалиме и в Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их, и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день. Св. пророк заканчивает свои пророчества речью о величии и славе того времени, когда все будет делаться с благословения Божия, все будет посвящаемо Господу, даже самые обыкновенные в житейском быту вещи, как, например, котлы. Такое множество будет желающих принести жертву Господу Богу, говорит пророк, что все котлы в Иерусалиме и Иудее будут переданы храму на священное употребление; всякий, желающий принести жертву, будет брать от жрецов сии котлы и спокойно варить в них священное жертвенное мясо. В таинственном смысле, свят. Ефрем Сирин в сказанном пророком видит то «великое уважение, какое воздадут (верующие) спасительному закону, который изыдет из Иудеи», а также, «изменение к лучшему в водах свят. крещения и Иудеев, и язычников, которые, быв дотоле сосудами плотскими, по свят. крещении, соделаются чашами, исполненными благовоний». В это благочестивое время в храме Божием, или в Церкви Божией, уже не будет Хананеянина, говорит святой пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В ст. 13 пророк сравнивает положение Ефрема с муками рождающей и выражает этим мысль о том, что бедствия для Израиля будут началом новой жизни. Поэтому и в ст. 14 нужно ожидать речи об избавлении, а не о конечной погибели. По новозаветному и отеческому (св. Кирилл Александрийский , Ефрем Сирин , блаж. Феодорит) толкованиям в ст. 14 пророк дает обетование об уничтожении силы и власти смерти и ада. «Когда же тленное сие, – говорит апостол, – облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» ( 1Кор 15:54–55 ). Ближайшим образом при этом, обетование пророка относится к освобождению Израиля от плена. В полной же мере оно осуществляется тогда, когда всем, сделавшимся добычею ада и смерти, возвращена будет жизнь, т. е. в факте воскресения мертвых. В слав. т. вместо слов «где твое жало» читается: «где пря твоя». Евр. debarejcha, означающее: пагуба, зараза, мор, LXX перевели свободно словом δκη, в смысле тяжба, процесс ( Исх 18.16 ; Исх 24.14 ). «Где твоя победа» слав. «где остен твой»: евр. katabela (греч. κντρον) означает: пагуба твоя, разорение, зараза ( Втор 32.24 ; Исх 28.2 ). «Раскаяния (nocham) в том не будет у меня» (с евр. открылось от очей моих): т. е. определение Божие об искуплении непреложно. В слав. «утешение скрыся от очию Моею». Ос.13:15 . Хотя Ефрем плодовит между братьями, но при­дет восточный ветер, поднимет­ся ветер Го­с­по­день из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоцен­ных сосудов. Пророк опять возвращается к возвещению бедствий Израилю. Плодовитейший (имя Ефрем означает двойной плод или двойная плодовитость) между коленами, Ефрем не спасется, так как источник его плодовитости будет иссушен восточным ветром. Ветер в ст. 15-м образ врага, и именно ассириян. Вместо рус. «хотя Ефрем плодовит между братьями», в слав. «зане сей между братиями разлучит», евр. japheri (плодовит) LXX читали как japherit и перевели словом διαστελε, будет разделять. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Осии. 112-176 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Преподобный Исаак Сирин И милость Его в роды родов к боящимся Его. Лк. 1, 50 Страх Господень — источник жизни. Страх Господин — твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль… Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе; и пред лицом его трепещут лукавые бесы. Преподобный Ефрем Сирин Нет зла, которого не уничтожал бы Страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им. Святитель Иоанн Златоуст Если истинно возлюбил ты Господа и прилагаешь старание улучить будущее Царствие и дал обет трудиться по причине своих грехопадений, то помни суд и вечное мучение, со страхом ожидая исшествия своего из сего мира. Преподобный Ефрем Сирин Фото: Геннадий Михеев Есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он еще не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенна Любы вон изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Преподобный авва Дорофей Страх Божий — главное. Когда он приходит, то добрый хозяин все по-своему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию. От страха Божия — первое чадо — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца! Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и Суде. Как только проснетесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содружестве с нею, как первою советницею своею. К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит и самое сокровенное. Сие сознание — с памятью смертною — неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю. Вот все! Если это есть в вас в какой-либо степени, то дело спасения вашего в ходу, а если нет, надо все поднять в сердце. Ибо если сего нет, все другое ничто…

http://pravoslavie.ru/1636.html

Почему же предложение соорудить палатки неуместно? Первый «заслуживающий порицания аспект этого предложения в том, что оно поставило Иисуса на один уровень с небесными гостями» (В. Лиефельд). Так считают библеисты сегодня, об этом писали святые отцы в древности: «Еще сказал Петр: Сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии . Симон послан созидать Церковь в мире, и вот творит кущи на горе, потому что все еще как на человека смотрит на Иисуса и ставит Его в ряд с Моисеем и Илией. И Господь тотчас показал ему, что не имеет нужды в его куще, потому что Он отцам его в пустыне в продолжение сорока лет творил сень облачную. Ибо когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их . Видишь, Симон, сень, устроенную без труда, сень, которая преграждает зной и не производит тени, сень, которая молниеносна и светла» (преп. Ефрем Сирин). Вторая несуразность в том, что Ап. Петр, потрясенный увиденным и пережитым, осмысляет это потрясающее Откровение в образах иудейского Праздника Кущей. Во время этого праздника иудеи вспоминали свой исход из Египта и пребывание в пустыне. В дни праздника на улицах ставились палатки и шалаши, люди плясали и пели… Иудеи считали, что примерно так же, в покое и веселье, они будут проводить время, когда придет Бог на землю и совершит Свой Суд. Ошибка Петра была в том, что он думал, будто этот день, день конечного и вечного покоя, настал! Он до конца так и не понял (пока еще) значение креста и искупительной смерти 6 . В контексте того, что Моисей и Илия говорили о предстоящем исходе Спасителя, Петр посчитал, что день этот уже настал. «Петр сказал: Господи! Хорошо нам здесь быть . Что говоришь ты, Симон? – восклицает преподобный Ефрем. – Если здесь останемся, кто исполнит слово пророков? Если здесь останемся, на ком исполнятся слова: Пронзили руки мои и ноги мои ( Пс. 21, 17 )? К кому будет относиться сказанное: Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий ( Пс. 21, 19 )? С кем сбудется это: Дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом ( Пс. 68, 22 )? К кому отнести это: Между мертвыми брошенный ( Пс. 87, 6 )? Если здесь останемся, кто раздерет рукописание Адамово? Кто оплатит долг его? Кто обновит на нем одеяние славы? Если здесь останемся, как будет все то, что сказал я тебе? Как созиждется Церковь? Как получишь от Меня ключи Царства Небесного? Кого будешь вязать? Кого будешь разрешать? Если здесь останемся, без исполнения останется все сказанное пророками» (преп. Ефрем Сирин).

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

О, корабль – носитель бесчисленных зол... Там живут вражда, ссора, обман, сварливость, ругань, злословие, хула и всё, что только мы ни назовём и чего ни опустим злого, – всё это носит адский корабль зависти. Потоп не в силах был поглотить этот корабль, но Иисус потопил его силою Духа, источником Крещения. В этом корабле были и якоря, но они переплавлены в гвозди для Христа; в этом корабле была и мачта, но диавол вырубил из неё Крест; в этом корабле были и снасти, но ими удавился Иуда. В этом корабле иудеи наткнулись на скалу, потерпели крушение в вере и потому доныне плавают в глубине неведения. Впрочем, те из них, которые в силах ухватиться за Христово судно, спасаются; остальные погибают горькою смертью неведения» («Толкование нашего святого отца Иоанна Златоуста , архиепископа Константинополя на святого Матфея евангелиста – на слова: Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его ( Мф. 12:14 )». 166 – «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» ( Ин.12:4–6 ). 168 Ефрем Сирин (φραμ Σρος, ок. 306–373) – великий подвижник и учитель покаяния, отец Церкви, богослов, гимнотворец. С 363 г. Преподобный подвизался до своей кончины (ок. 373–379 гг.) в монастыре близ города Едессы в Сирии, отчего и именуется «Сирин». Св. Ефрем оставил после себя много богословских, истолковательных и нравоучительных сочинений, им написано много песнопений и молитв, обогативших Церковное богослужение. Количество его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая богослужебных молитв и стихотворений Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего» читается Великим постом. Память – 28 января по ст. ст. 169 Дорофей Газский в Палестине, авва Дорофей (Δωρθεος της Γζης, † VΙ в.) – христианский святой. По прошествии послушания в монастыре прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Скачать epub pdf ГНЕВ Гнев убивает душу.. Ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать ( Лк. 9, 54–56 ). Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога ( 28, 364 ). Гневающийся... убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве... Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 15 ). Подчинившиеся страсти гнева не совершают ничего здравого. Святитель Василий Великий ( 8, 354 ). Гнев – опасный советник, что предпринято в гневе, никогда не бывает благоразумно ( 11, 368 ). Скажи, какое другое зло хуже преступившей меру гневливости? И есть ли от этого исцеление? В иных болезнях прекрасное исцеление – мысль о Боге. А гневливость, как только однажды преступила меру, прежде всего заграждает двери Богу. Самое воспоминание о Боге увеличивает зло, потому что разгневанный готов оскорбить и Бога. Видел я иногда, что и камни, и прах, и укоризненные слова (какое ужасное исступление ума!) люди бросали в Того, Которого никто, нигде и никак не может уловить. Законы отметались в сторону, друга, врага, отца, жену и родных всех сметал стремительный поток. Святитель Григорий Богослов ( 15, 159 ). Гневливый человек далек от долготерпения и любви, пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где в нем нет нужды, там вмешивается и навлекает на себя все большую и большую ненависть. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 15 ). Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви. Преподобный авва Исаия ( 34, 195 ). Ничто так не омрачает чистоту души и ясность мыслей, как необузданный и сильный гнев ( 35, 433 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010