«Выплеск эмоций», или Как поставить заслон злу? Поражение от зла – и есть моя злобная реакция на происходящее зло 10 сентября, 2014 Поражение от зла – и есть моя злобная реакция на происходящее зло Как победить страсть злословия? И возможно ли это в принципе? Размышляет иеромонах Макарий (Маркиш). «И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак.3:6). «А язык украсить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3:8) Иеромонах Макарий (Маркиш) Прочитав эти слова апостола Иакова, можно было бы подумать, что безнадежное дело, если уж даже сам апостол пишет, – удержать язык от зла. Но, согласно словам Евангелия, что «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19:26) И здесь для человека – совершенно прямой ход: я делаю не то, что я хочу, а то, что Бог хочет. Отдаю свой язык в управление Спасителю. И делаю Его управителем моего языка. Вообще-то я должен сделать Его хозяином всей жизни. Но если начну с языка – это наиболее просто, ведь что я говорю, что произношу – может влиять и на то, что я делаю. Как говорится, «слово – не воробей»… Психологи советуют: «Ты разозлился на мужа, жену, родителей, детей, начальника, подчиненного, соседа? Почему ты должен удерживать это в себе? Ты должен дать выход своим эмоциям!» Это опаснейший антихристианский вздор. Наоборот, я ставлю заслон этому злу, которое могло бы выплеснуться через мой язык. Ставлю для начала замок. Отключаю свою волю и действую, как велит Господь. А дальше происходят интересные вещи: после того, как я смолчал, в моем сознании, в моей душе начинают происходить некоторые перемены. Когда я молчу, в это время я могу обратиться с молитвой к Господу. Моя просьба контролировать мой язык – это и есть моя молитва. Она может продолжаться. И вот эта пустота, которая у меня образуется в результате злословия, заменяется чем-то позитивным. Происходят внутренние перемены.

http://pravmir.ru/chem-opasen-vyiplesk-e...

Вы, руки, могли бы быть руками атлета или ювелира. А еще лучше – хирурга или хотя бы садовника. А вы, глаза, могли бы наблюдать за звездами. Или, высмотрев в мире что-то достойное крика: «Остановись, мгновенье!», могли бы заставить руку вооружиться кистью и карандашом, чтобы сделать из меня художника. Вместо этого куда вы глядели, куда глазели, глаза мои? Два моих ненасытных и непоседливых близнеца, слабеющие с годами? А вы, ноги? Где вас всю жизнь носило? По каким лестницам вы сбегали и поднимались, какие пороги обивали, какую глину месили и какую пыль поднимали? Несли ли вы меня только туда, куда надо, или по вашей милости я блуждал и запутывался? Про язык я молчу, ибо сей карлик кругом виноват. Он слабее рук и ног. Ушей и глаз хотя бы по два. А язык один. Но и в этом гордом и слабом одиночестве он натворил больше всех, командуя руками, направляя ноги, обманывая сердце. А ведь я еще сам себя у Бога украл. Именно так – сам себя у Бога И кто стерпит стыд этих вопросов, кроме того, у кого нет совести? А ведь я еще сам себя у Бога украл. Именно так – сам себя у Бога, а не только силы и время у себя самого. Он меня зачем-то создал, и эти руки, и эти уши, и эти мысли, и это сердце. И ждал Он наверняка, что я собой распоряжусь правильно. По-канцелярски скажу: «распоряжусь с учетом интересов производителя, то есть в данном случае Создателя», что было бы законно и справедливо. И ждал Он, и ждет до сих пор, наверно, и от рук моих, и от глаз моих, и от уст моих чего-то важного, чего никто больше, кроме меня, не сделает. А я не дую в поседевший ус и делаю вид, что моя жизнь только мне принадлежит. Какая глупость! Чушь какая! Как будто это я сам себя создал! Ну так скажи же мне, раз уж Ты разбудил меня среди ночи, раз уж Ты прошиб меня холодным потом и заставил вздрогнуть… Скажи мне, чего Ты хочешь от меня и что мне делать? И не поздно ли я спохватился обо всем этом думать и обо всем этом спрашивать? Скажи мне. Есть надежда? Надежда есть, а? «Ту-тух, ту-тух». Это уже пассажирский несет в себе студентов на сессию, рабочих на вахту и еще прорву разного люда с мешками, пакетами, сумками и чемоданами по разным местам. И каждого по своим делам, какие у каждого, несомненно, есть и о которых Он все знает. Знает и не спешит говорить. Ждет, пока Его начнут спрашивать. Спрашивать долго, настырно, иногда почти безнадежно, а иногда горячо и требовательно, до усталости, до изнеможения. Скажи мне. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою (Пс. 142: 8).

http://pravoslavie.ru/94572.html

Флп.1:12 . Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, По-видимому, филиппийцы, узнав, что Павел связан, беспокоились, как бы это не послужило препятствием проповеди Евангелия. Поэтому, чтобы уничтожить это подозрение, Павел и говорит, что узы не только не воспрепятствовали моему благовествованию, но, напротив, послужили к большему его успеху. Флп.1:13 . так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, То есть, хотя я и связан, но говорю с еще большей смелостью и не молчу, но проповедь моя достигла даже до самой претории, то есть самого дворца царского, и распространилась во всем городе. И это совершилось «о Христе», то есть это не мое дело, но Христа. Или: «узы мои о Христе», то есть узы, которые я терплю за Христа. Флп.1:14 . и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. И прежде они смело проповедовали, теперь же еще больше, видя меня, смело проповедующего, хотя я и в узах. Ибо, когда они увидели меня в узах, то еще большую почувствовали ревность к проповеди . А так как Павлу казалось слишком сильным сказать: я их воодушевил, то прибавил: «в Господе». Итак, если находящиеся близко к моим узам не смущаются, но восприемлют большее дерзновение, то тем более прилично это вам. Флп.1:15 . Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. После того как Павел был схвачен, многие из числа неверных стали проповедовать Христа, желая этим возбудить Нерона к большему гневу, чтобы он как можно скорее умертвил Павла, так как чрез него проповедь распространяется повсюду. Это и значат слова: «по зависти и любопрению». Или же, потому они стали проповедовать Христа, что хотели и сами получить честь и отнять что-нибудь от моей славы. Другие же, говорит, проповедовали Христа «с добрым расположением», то есть без лицемерия и истинно. Флп.1:16 . Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто,

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за то, что прокомментировали для нас эти последние новости. Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: Владыка, объясните, пожалуйста, что такое смирение и как его применять на деле? Замечаю, что если спускаю что-то с рук, не обозначаю границы дозволенного в общении с собой или просто молчу, то люди наглеют. Как совместить смирение и умение постоять за себя? Или смирение и тихое забитое поведение — это разные вещи? Митрополит Иларион: Смирение и тихое забитое поведение — это, безусловно, разные вещи, во многом даже противоположные. Что такое смирение? Смирение заключается не в том, что человек берет на себя смиренный вид, ходит с понурой головой, низко опускает глаза, использует особые словечки, чтобы подчеркнуть свое смирение. Все это внешние атрибуты, которые очень часто совершенно не соответствуют тому, что происходит внутри человека. Смирение рождается в человеке тогда, когда он ставит себя перед лицом Бога, когда он свою жизнь сравнивает с тем, чего от него ожидает Господь, когда он читает Евангелие и спрашивает себя: я живу так, как Господь заповедал, или иначе? И человек видит ту пропасть, которая отделяет его теперешнего, нынешнего, реального от того, чем бы он сам хотел быть, и тогда у человека появляется смирение. Это смирение, в том числе, проявляется в его взаимоотношениях с другими людьми, потому что человек начинает острее видеть собственные недостатки, чем недостатки других людей. И как правило, если человек не обладает смирением, то все происходит наоборот. Он очень остро видит недостатки других, но совершенно не замечает свои собственные недостатки. О таких людях Господь Иисус Христос сказал в Евангелии: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3). Вопрос: Человек, который совершил грех, остается грешником на всю жизнь? Любой грех можно искупить? Существуют грехи, которые нельзя искупить? Митрополит Иларион: Господь в Евангелии говорит: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.

http://patriarchia.ru/db/text/5808581.ht...

Я думаю, что этот момент в разрешительной молитве очень важен, что принять разрешительную молитву можно только на этих началах. Нельзя ее принимать просто так: «Ну, Я тебя прощаю, ну, пошел, неважно...» Это важно. Порой от человека надо потребовать какие-то данные об обстоятельствах, потому что иногда он был введен в грех, иногда он сам его выбрал, иногда он завлек других. Это три совершенно разных положения. Иногда бывает, что человек сказал, и ты просто не понимаешь, что он говорит, и для того, чтобы ты мог молиться о том, что происходит в нем, ты должен понять. Ты не можешь молиться: «Господи, я ничего не понимаю, но Ты, наверное, понимаешь, что он говорит...» Я думаю, что можно требовать от человека, чтобы он существенное сказал об обстоятельствах греха, о том, как этот грех отражается или отразился на других. Но я (опять-таки это я, не ты и никто другой) всегда и совершенно молчу, пока человек говорит, и, когда он кончил, я беру каждый пункт его исповеди и отзываюсь на него. Это может быть вопрос, это может быть ответ, это может быть очень разно. И что касается ответов, я думаю, что есть разные положения. Иногда тебе нечего говорить; иногда у тебя чувство, что то, что человек говорит, как-то соответствует тому или другому евангельскому слову; иногда у тебя чувство, что то, что человек говорил, отражает определенный собственный твой опыт. А иногда бывает, что против всякой логики тебе приходит совершенно ясная, умиротворяющая, просвещающая тебя мысль, которая как будто даже не относится прямо к тому, что он говорил, но которую можно считать как бы даром Божиим, подарком. И мне кажется, что, если у тебя абсолютно ясное чувство, что этому человеку надо сказать то-то, ты можешь это сказать. Ты можешь даже предварить то, что говоришь, словами: «Я совершенно не могу понять, как то, что я сейчас скажу, относится к вашей исповеди, но вот что мне хочется вам сказать...» Иначе, думаю, можно сказать: «У меня нет уверенности в том, сказать ли вам то или другое, но вот из моего опыта, вот из Евангелия, что, мне кажется, относится к вашей исповеди...» А иногда люди очень благодарны, когда тебе нечего говорить, и ты скажешь: «Мне нечего вам сказать, давайте помолимся...» (Я говорю вразбивку, но очень трудно складно все это выразить.)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

О, когда бы тебе, грехолюбивый грешник, можно было бы увидеть грех, который со сладостью совершаешь, увидел бы ты ужасное страшилище, мерзостнее самого демона, и непременно бы сам от себя хотел убежать и скрыться, так как внутри себя такую мерзость носишь! Не видна тебе ныне его мерзость, так как она внутри тебя, в сердце твоем кроется, но откроется тебе тогда, когда тебе на позор миру всему явится, и что ныне в сердце сокровенно, тогда внешне проявится. Когда телом и душой, как эфиоп страшный, перед неумолимым судом Божиим явишься, то пожелаешь скрыться и в ничто обратиться, но не сможешь, так как всегда мерзость эта с тобой и совесть твою, как червь, без конца уязвляет. Воображай ныне эту мерзость и берегись греха, а когда каким грехом пленен, постарайся силой пострадавшего Христа от него избавиться, пока время не ушло. Сластолюбие Часть блаженства мирского состоит в плотоугодии, в банкетах, пиршествах, веселостях и во всем, что чувства услаждает. Это мнимое блаженство до тех пор показывается как нечто, пока совершается и чувств касается, а как совершится, и чувствование престанет, то вместо сладости истинная последует горесть. Так, по совершении плотской похоти, угрызение злой совести бывает. Так, после банкетов и пьянства расслабление членов, умножение вредных мокрот, болезнь в голове, дрожание рук и ног, и всего состава телесного многоразличная немощь наступает. Молчу об ослеплении ума, о бесславии, о бесчестии и прочих плодах сластолюбия. Кто блудником, прелюбодеем и пьяницей не гнушается? Никто благоразумный и того не похваляет, кто часто банкеты устраивает. Что сказать о душевных язвах, которые сластолюбцы от сего мнимого своего блаженства приемлют? Сласть есть удочка, которой сатана души ловит и в ад, место себе определенное, бросает. Самое кратчайшее время услаждаются сластолюбцы, но в ад сходят без конца горестную чашу мучения пить. Посмотри в святое Евангелие, и покажет тебе, что истинно это слово. Там читаем, что некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Далее повествуется о нем, что умер богач и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем ( Лк 16, 19, 22–24 ). После банкетов, после пирований, после дорогих вин, после веселостей и сластей просит капли воды, и не получает, но слышит ответ: вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей ( Лк. 16, 25 ). Вот какова участь и жребий сластолюбцев. Вот к чему ведет роскошь и сластолюбие. О, горестная сладость, за которой такое бедствие и горесть последует!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Теперь же, предложив вам надлежащую беседу о проклятии и показав важность этого зла, считаемого ничтожным, я через это загражу необузданные уста и открою вам недуг тех, которые употребляют проклятие, как случится. У нас дошло дело до такого бедственного состояния, что, находясь в крайней опасности, мы не сознаем этого, и не преодолеваем гнуснейших из страстей, так что на нас исполнилось пророческое изречение: « неочищенные и не обвязанные и не смягченные елеем » (Ис. 1:6). С чего же я начну говорить об этом зле? С постановлений ли заповедей Господних, или с вашей неразумной невнимательности и бесчувственности? Но, когда буду говорить об этом, не станут ли некоторые смеяться надо мной, и не покажусь ли я исступленным? Не возопиют ли против меня, что я намереваюсь беседовать о таком прискорбном и достойном слез предмете? Что же мне делать? Я скорблю и сокрушаюсь душой и терзаюсь внутренне, видя такую бесчувственность, когда наши дела превзошли преступления иудеев и нечестие язычников. Я встречаю на дороге людей, не имеющих ума, научившегося божественному Писанию, и даже вовсе ничего не знающих из Писания, и с великим стыдом молчу, видя, как они беснуются и пустословят, « не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают » 1 Тим. 1:7), невежественно дерзают преподавать одно только свое учение и проклинать то, чего не знают, так что и чуждые нашей вере смеются над нами, — людей, не заботящихся о доброй жизни, ни научившихся делать добрые дела. 2. Увы, какие бедствия! Увы мне! Сколько праведников и пророков « желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали » (Матф. 13:17); а мы обращаем это в шутку! Вникните в эти слова, увещеваю вас, дабы нам не погибнуть. Ибо, если через ангелов возвещенное учение было твердым, и всякое преступление и преслушание получало справедливое наказание, то, как мы избежим его, не радея о таком спасении? Какая, скажи, цель евангелия благодати? Для чего совершилось явление Сына Божия во плоти? Для того ли, чтобы мы терзали и снедали друг друга? Заповеди Христовы, которые во всем совершеннее повелений закона, особенно требуют от нас любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

3. Рильке Р. М. Что не было меня доныне…//Рильке Р. М. Часослов Спб., 1998, с. 79. Впрочем, были у Рильке и минуты мистико-пантеистических переживаний: «Когда сновидец Ты, так я — твой сон» (Не бойся, Боже! Это я — мой крик.//Там же, с. 30); «Я чувствую — любая жизнь живется. А кто живет ее?.. Так кто же жизнь живет? Не Ты ли, Боже?» (Пусть каждый из себя на волю рвется…//Там же, с. 106). Впрочем, само это «Ты», которое он постоянно обращает к Богу, показывает, что религиозность Рильке — живая и христианская, а не пантеистическая. Кстати, по признанию самого поэта, самое яркое его религиозное переживание — это православная Пасха в Москве… 4. Томскому журналисту или послышалось, или в редакции решили изящно пошутить… В итоге эта фраза из моей лекицит про «Матрицу» в местном политехе на полосе «Томской недели» выглядела так: «Есть еще фракция радикальных демократов, что она на ночь гладя предлагает — я вообще молчу» (Томская неделя. 26.02.2004). Ух, журналюги… «Поубывал бы!» 5. Поэтому, кстати, слово страсть в богословии не является синонимом слова грех. Бывают «неукорные старсти», безгреховные. Скажем, потребность человека в пищу, воздухе, общении… 6. Оригинальный текст из 2-й главы этой книги звучит так: 7. «Чего хочет мужчина, обладающий властью? — Большей власти» — точно описывает Пифия (во второй серии) предсказуемую программу поведения страстно-плененного человека. 8. Именно таков психологический сюжет пятого тома «Гарри Поттера». 9. Еще возможная связь библейского текста и «Матрицы» — упоминание числа 250 000. Столько в Сионе жителей и столько же боевых машин идет на штурм Сиона (и там, соотвественно, погибает). В тексте Библии такое число упомиантеся однажды: «И подана была им помощь против них, и преданы были в руки их Агаряне и все, что у них было, потому что они во время сражения воззвали к Богу, и Он услышал их, за то, что они уповали на Него. И взяли они стада их: верблюдов пятьдесят тысяч, из мелкого скота двести пятьдесят тысяч, ослов две тысячи, и сто тысяч душ людей, потому что много пало убитых, так как от Бога было сражение сие» (1 Паралип. 5, 20–22).

http://predanie.ru/book/71832-kino-perez...

306 Имеется в виду евангельская притча об исцелении человека, «одержимого бесами»: «Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло» (Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 32–33). 308 Не за Бергманом ли, Степаном Федоровичем? Это сестры бывшего московского генерал-губернатора князя Алексея Григорьевича Щербатова. Внук. 309 Анреп Роман Романович (ум. 1830), офицер лейб-гвардейского Гусарского полка; в 1812 г. – корнет, с 1820 г. – полковник Оренбургского уланского полка, позднее – генерал-майор, знакомый Пушкина. 311 Речь идет о комедии в стихах поэта-сатирика и драматурга A. А. Шаховского (1777–1846) «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815), впервые представленной в Петербурге 23 сентября 1815 г., а в Москве – 22 мая 1816 г. Современник заметил, что комедия «по непостижимому недоразумению касательно цели, с которою была написана, навлекла на него (т. е. автора. – Т. О.) такую толпу врагов непримиримых» (Жихарев, с. 601). Действительно, против Шаховского был выдвинут ряд обвинений – и в том числе в клевете. Β. А. Жуковский писал родным: «Известно, что авторы не охотники до авторов. И он (Шаховской. – Т. О.) не охотник до меня. Вздумал он написать комедию и в этой комедии смеяться надо мною. Друзья за меня вступились (...) Теперь страшная война на Парнасе. Около меня дерутся за меня, а я молчу, да лучше было бы, когда б и все молчали, – город разделился на две партии, и французские волнения забыты при шуме парнасской бури» (см.: Письма Β. А. Жуковского к родным в Белев – РА, 1864, с. 459–460). Сатирический поход против «Липецких вод» и их автора возглавил Π. А. Вяземский, создав цикл эпиграмм, озаглавленный «Поэтический венок Шутовского»; к нему примкнули и другие сторонники Жуковского и в их числе молодой Пушкин, позднее в «Евгении Онегине» в строфах, посвященных русскому театру начала XIX в., писавший: Там вывел колкий Шаховской0

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Спросит кто: «Какое же богатство – истинное и непоколебимое?» То, которое Христос предлагает нам: Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6:20). Это сокровище верою, которая любовью поспешествуема бывает, собирается здесь и открывается на небесах любящим Бога. Там им отверзнутся сокровища благ вечных, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2:9). Третья часть блаженства мирского состоит в плотоугодии, в банкетах, пиршествах, веселостях и во всем, что чувства услаждает. Это мнимое блаженство до тех пор представляется как нечто, пока совершается и чувств касается, а как совершится, и чувствование престанет, то вместо сладости истинная последует горесть. Так, по совершении плотской похоти, угрызение злой совести бывает. Так, после банкетов и пьянства расслабление членов, умножение вредных мокрот, болезнь в голове, дрожание рук и ног, и всего состава телесного многоразличная немощь наступает. Молчу об ослеплении ума, о бесславии, о бесчестии и прочих сластолюбия плодах. Кто блудником, прелюбодеем и пьяницей не гнушается? Никто благоразумный и того не похвалит, кто часто банкеты устраивает. Что сказать о душевных язвах, которые сластолюбцы от сего мнимого своего блаженства приемлют? Сласть есть удочка, которою сатана души ловит и в ад, место себе определенное, бросает. В самом кратчайшем времени услаждаются сластолюбцы, но в ад сходят без конца горестную мучения чашу пить. Посмотри в святое Евангелие, и покажет тебе, что истинно это слово. Там читаем, что некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Далее повествует о нем, что умер богач, и похоронили его. Ив аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк. 16:19, 22-24). После банкетов, после пиршеств, после дорогих вин, после веселостей и сластей просит капли воды и не получает, но слышит ответ: Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк. 16:25). Вот какова участь и жребий сластолюбцев. Вот к чему ведет роскошь и сластолюбие. О, горестная сладость, за которой такое бедствие и горесть последует!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010