Особое место до этого момента из не прославленных в лике святых занимал епископ Сильвестр (Малеванский). Многие годы он был инспектором, а затем ректором духовной школы. О нём сохранилось немало воспоминаний современников, свидетельствующих о нем как о праведнике. Мы планируем в скором времени издать полный корпус воспоминаний современников о владыке Сильвестре (Малеванском), который в обществе верующих снискал репутацию человека святой жизни. Все деньги, которые он получал как ректор Киевской духовной академии, и гонорары за свои публикации — например, за известный пятитомник «Опыт православного догматического богословия», принесший ему имя в научном мире, — владыка в день получения раздавал бедным. И так он поступал всю свою жизнь. Известно, что когда святитель Сильвестр умер, то после него осталось буквально несколько серебряных рублей на похороны и несколько облачений. Многие люди знали об особом милосердии владыки и шли к нему просто вереницами. Есть много описаний современников о случаях, когда деньги уже заканчивались, а вереница еще тянулась, и владыка Сильвестр брал у кого-нибудь в долг, чтобы не отпустить людей ни с чем. Мы знаем, что, например, святителя Филарета Милостивого прославили за милосердие. И владыка Сильвестр этому подражал.  Есть два основных критерия для канонизации (конечно, их есть намного больше, но эти — особенно важные) — это святость веры и святость жизни. Относительно святости веры: владыка Сильвестр получил имя в научном мире как известный догматист, и ряд известных исследователей (и XIX века, и современные) считали, что его произведения — это вершина догматической науки. И его «Опыт…» до сих пор — одно из непревзойденных произведений по объему написанного, изученного догматического материала. Вспоминая о святости жизни, мы обращаемся к свидетельствам современников епископа Сильвестра (Малеванского), которые повествуют о нем как о большом молитвеннике. Уже будучи на покое, практически слепой архиерей никогда не пропускал молитвенного правила: в любую погоду он шел из келии в храм Киево-Братского Богоявленского монастыря, где, стоя перед иконой, читал ряд молитв, которые он знал наизусть.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5409977...

Доклад «Cum gaudio et verbis pacis: средства и формы русско-ливонской дипломатической коммуникации XIII веке» сделал младший научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси Ф.Д. Подберезкин. Автор проанализировал статью 1206 года из Хроники Генриха Латвийского о дарении епископом Альбертом боевого коня Полоцкому князю Владимиру. Он высказал идею, что подобное дарение имело определенные семантические корни как в европейской, так и древнерусской традиции. Завершил второй день конференции доклад протоиерея Константина Костромина на тему «Св. Александр Невский и латинский запад глазами древнерусских агиографов». В своем сообщении отец Константин проследил формирование антилатинского полемического содержания агиографических произведений, посвященных Александру Невскому. В результате анализа различных редакций жития князя автор пришел к выводу, что при наличии сюжетов о контактах с латинским миром, как военных, так и дипломатических, до конца XV века антилатинский пафос в житии отсутствовал полностью. По словам отца Константина, тема противопоставления православного Востока и латинского Запада намечается в житии, начиная с «лихачевской редакции», получает свое развитие в редакции Миней Четьих и окончательно складывается в редакции Василия-Варлаама, созданной между 1547 и 1555 годами, т.е. незадолго до начала Ливонской войны. В завершение конференции протоиерей Константин Костромин поблагодарил всех за участие в научном мероприятии и за открытые, полные интереса дискуссии, а также выразил надежду, что подобные встречи станут доброй традицией. Все участники получили сертификат об участии в конференции. Доклады участников конференции в форме научных статей опубликованы в научном журнале Санкт-Петербургской духовной академии «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях». 21 октября 2020 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/134757.html

Литература и сокращения ОСР — Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках. СПб, 1997 (1 изд. 1915). Монография S — Saligia (1919)//Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб, 1994. Брошюра NP — Noctes Petropolitanae (1922)//Карсавин Л.П. Малые сочинения. Монография ФИ — Философия истории. СПб, 1993 (1 изд. 1923). Монография ОН — О началах. СПб, 1994 (1 неполн. изд. 1925). Монография АЭ — Апологетический этюд (1926)//Карсавин Л.П. Малые сочинения. Статья в научном журнале ЦЛГ — Церковь, личность и государство//Карсавин Л.П. Малые сочинения. Брошюра ФР — Феноменология революции (1927). Тверь, 1992. Статья в культурфилософском сборнике ОЛ — О личности (1929)//Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М., 1992. Монография ПУА — Проблема учения об ангелах (ангелология) (1929)//Символ (Париж), 1994, т.31, 357–365 (Нем. оригинал: Das Problem der Lehre über den Engeln (Angelologie)//Der Russische Gedanke, 1929). Статья в научном журнале ОРСЧ — Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1972 (1 изд. 1939) ПЕРЕПУТЬЯ РУССКОЙ СОФИОЛОГИИ Тема о Софии Премудрости Божией — нелегкая тема. И дело даже не в том, что она разветвлена и обширна, имеет древнюю, долгую историю… — нет, куда больше трудностей вносит то, что во всех своих многочисленных аспектах — богословских и философских, иконографических, исторических — она запутана в клубок вопросов, по которым, вместо единого мнения и бесспорного ответа — лишь спектр разноречивых позиций. Так было уже и до новейшего этапа, которым стали учения о Софии и «спор о Софии» в русской мысли нашего века; и этот последний этап, вместо разрешения старых проблем и противоречий, скорей добавил к ним новые. Так почему и зачем русская мысль погрузилась во все это? Что принесло это нам — и вселенскому разуму? К сожалению, сам факт бурного увлечения темой, ярких сил, привлеченных к ней, и многих усилий, отданных ей, — факт этот еще отнюдь не служит залогом ценных и разумных плодов. Умственная история наша, увы, нисколько не дает оснований для «презумпции плодотворности» всех увлечений русского сознания — или хотя бы самых крупных и стойких из них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

7. Ответ на 6, Учитель: Вы можете опубликовать статью в научном журнале , коллеги прочитают и откликнутся. Но в Церкви ситуация другая , там главное послушание. В церкви послушание оправдано, так как она нацелена на сохранение традиции. Но к сожалению, наши отечественные ученые превратили науку в новую церковь, поклоняясь чужим открытиям как святому преданию и не претендуя на революционное обновление хода чужих мыслей. Поэтому Русская научна революция станет результато непрфессиональных исследователей: инженеров-любителей, школьных учителей, философствующих личностей. 6. Ответ на 5, Лев: Господин Учитель, вы невнимательно прочитали предпоследний раздел стать, где сказано: " Остановить нравственный распад человеческого сообщества может и должен русский народ на основе осуществления глобальной научно-философской революции в постижении общественным интеллектом законов мировой целостности, установленных высшим разумом Небесного Создателя, а не фрагментарной хитростью земного исследовательского эксперимента " . То есть я призываю русских интеллектуалов к осуществлению глобальной Русской научно-философской революции, начало которой должно быть положено революцией в физике.Была в прошлом британско-ньютонианская механическая революция, затем в ХХ веке произошла американо-еврейская релятивиская революция. Ныне я призываю к осуществлению русской " целостной " научно-философской революции, то есть к созданию физики, которой еще не было, Надеюсь, что русские не хуже британцев, американцев и евреев. Вы можете опубликовать статью в научном журнале , коллеги прочитают и откликнутся. Но в Церкви ситуация другая , там главное послушание. Все происходит с ведома священноначалия. Русский сталинист пишет , что даже Святой преподобный Сергий Радонежский боялся ослушаться митрополита Киприана. 5. Ответ на 4, Учитель Господин Учитель, вы невнимательно прочитали предпоследний раздел стать, где сказано: " Остановить нравственный распад человеческого сообщества может и должен русский народ на основе осуществления глобальной научно-философской революции в постижении общественным интеллектом законов мировой целостности, установленных высшим разумом Небесного Создателя, а не фрагментарной хитростью земного исследовательского эксперимента " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/ob...

Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. П.А. Юнгерова (с греческого текста LXX). Одобрено Учебным комитетом при Священном Синоде как пособие по библеистике для духовных учебных заведений Русской Православной церкви. Издательский совет русской православной церкви. Москва 2006 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Аннотация О церковном и научном значении переводов П.А. Юнгерова Книга пророка Исаии Введение Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Аннотация Настоящей книгой начинается переиздание пророческих и учительных книг Ветхого Завета в переводе, выполненном известным библеистом профессором Казанской духовной академии П.А. Юнгеровым (1856–1921). Русскому читателю предлагается библейский текст, усвоенный православным святоотеческим и литургическим преданием. Перевод сделан не с еврейского текста (масоретской редакции), положенного в основу русского синодального перевода, а с греческого языка древнейшего перевода «семидесяти толковников» (Септуагинта, LXX), с учетом церковнославянской Библии . Русский перевод сопровождается церковнославянским – так, как это было задумано П.А. Юнгеровым , но не было осуществлено при дореволюционной публикации из-за технических трудностей. Многочисленные примечания помогают уяснить разницу между греческим и церковнославянским текстами. Книга, впервые переиздаваемая после революции, станет настольным пособием не только для преподавателей, студентов и переводчиков, но и для всех христиан, внимательно изучающих Священное Писание . Остальные тома переводов П.А. Юнгерова (малые пророки и учительные книги, а также книга Бытия) будут выпущены в ближайшее время. О церковном и научном значении переводов П.А. Юнгерова Павел Александрович Юнгеров (1856–1921) принадлежал к плеяде замечательных русских ученых XIX–XX веков, выпускников русских духовных академий. Отец П.А. Юнгерова был выдающимся священником-пастырем, и глубокую и искреннюю любовь к Православию и православному богослужению его сын сохранил в неизменности до конца дней. Этой же любовью диктовалась и подготовка ученым ряда фундаментальных трудов по библеистике 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Душевная пустота, мирская гордыня, сознание беспомощности перед искушениями — всё это отойдет. Принимайте же пока это как крест, боритесь в меру сил, только не возомните, что можете вдруг разом их одолеть». НЕ ОДИН ГОД ПОЛУЧАЛ о. Серафим письма от студентов: в современном научном мире они, к своему разочарованию, не находили Истины. Подобно вышеназванному семинаристу, многие хотели бросить учебу. Отец Серафим сочувствовал им — некогда он и сам разочаровался в научном мире. Однако подбадривал ребят, наказывая учиться и извлекать пользу из того, что у них есть: образование нужно завершить (как некогда поступил он сам). Так, одному из студентов, сетовавшему, что изучение философии Канта и Скиннера для него — ад кромешный, о. Серафим посоветовал: «И все же заставьте себя закончить учебу — сами удивитесь: то, что ранее казалось ненужным (даже Кант со Скиннером), вдруг принесет пользу». А вот совет другому студенту: «Разумеется, студенческая жизнь таит немало соблазнов. Но помните: учение само по себе полезно и может пригодиться в христианской жизни. Избегайте пустой суеты и соблазнов, что явно не на пользу. Даже в безбожной обстановке можно «искупить время», говорил св. апостол Павел, и воспользоваться возможностью чему-либо научиться». Отец Серафим повторил совет Христа «не заботиться о завтрашнем дне» (Мф.6:34) одному из студентов, обеспокоенному будущим после колледжа: «Не знаете, что делать дальше?.. Закончите учебу и положитесь на Бога, Он откроет Вам путь. В США, как и на всём Западе, резко ухудшилось как политическое, так и экономическое положение. Печально, однако то же самое и в церковной жизни — Вы не одиноки в своих тревогах! В Сан–Франциско пустеют приходы, старые священники умирают, а смены нет. Причину прозревают совсем немногие: слишком долго Православие принималось как нечто само собой разумеющееся, но само по себе оно не может сохраниться! Век наш подводит нас ко временам катакомбной Церкви, тогда возможности наши будут как никогда велики. Будущего нам знать не дано, но знайте, если любите Бога, Его Православную Церковь и ближнего своего, Он найдет Вам применение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Закрыть О узколобии эволюционистов, научном мракобесии и истине Православия 18.09.2018 4222 Время на чтение 21 минут Предисловие За несколько лет полемики с «православными эволюционистами» на обширных просторах сети, в подсознании невольно аккумулировались различные наблюдения, которыми хотелось бы поделиться с интересующимся этой темой читателем. Толчком к написанию этой статьи послужило, мягко говоря, странное поведение одного из них при обсуждении моей прошлой статьи по этой теме. - Никак и ни за что не желал этот несчастный поверить тому, что я живу в глухой деревне. И вдоль, и поперёк, и вверх ногами и насмерть готов был стоять он в своём неверии этой пустой и никаким боком не касающейся дела информации, вскользь упомянутой мной в одном из комментариев. Причём, делал он это с такой упёртостью, как будто верил, что своим туплением в вопросе моего местожительства он напрочь обезоруживает меня и опровергает всю мою аргументацию по данному вопросу. Это было смешной иллюстрацией какого-то внутреннего повреждения оценочной способности человека, в результате чего его восприятие перестаёт отличать главное от третье- и пято-степенного. И тут в памяти стали всплывать прежние опыты общения с этими заблудшими овцами Христовыми, в какой-то момент вдруг больше, чем в Него, уверовавшими в спорные научные теории. И очевидной вдруг стала присущая этой публике некая общая перманентная твердолобость, которую они проявляют при отстаивании своих " научно-эволюционистских " взглядов. Некий фанатизм, что ли.. Как пойманные с поличным партизаны на допросе, отрицая все доводы и доказательства, они нерушимо веруют в " истину научного знания " и готовы хоть на смерть идти за свою " научную веру " . Причём, по рефлексам и поведению, в какой-то момент начинает казаться, что они как будто даже не хотят, чтобы мир оказался таким, каким его описывает классическое православие. Напичкав голову компотом из " научных данных " , " результатов исследований " , " учёных интерпретаций " и т.д., они с какой-то слепой верой принимают " научную картину мира " за истинное отражение объективной действительности, и уже рефлекторно отвергают всё, что в неё не вписывается. Подсознательно как буд-то даже боясь, что мир может оказаться не таким, каким его нарисовали их «учёные гуру». И стали мы размышлять, откуда " растут уши " этого явления, странного тем, что ведь это - такие же, казалось бы, православные «рабы Божии», и вероятно, прихожане каких-нибудь храмов. Возможно, читавшие то же самое Священное Писание и тех же св. отцов. Попытались мы представить, как же они " дошли до жизни такой " и как вышло, что они увидели в этих источниках истины нечто иное, а порой и противоположное, чем видит Церковь - носительница и хранительница истинного знания о Боге, мире и человеке.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

отнюдь не сделалось ниже, а даже, может быть, повысилось. Просматривая «Православный Собеседник» за 1860, 1861, 1862 и даже последующие годы, мы встречаем в нем множество статей, имеющих высокую ценность и в научном, и в практическом отношении, никак не меньшую той, какую имеют статьи, помещенные в предшествующих годах. В I860 г. арх. Иоанн поместил более 25 листов своих статей преимущественно по истории русского церковного права, преподаватели: Порфирьев, иер. Хрисанов, Щапов, Добротворский, Павлов и Мысовский поместили по несколько статей и интересных, и ценных в научном отношении. В 1861г. ректор архимандрит Иоанн опять поместил более 22 листов (Из записок на книгу Исход). Не менее ревностно работали и профессора. Вообще, «Православный Собеседник» за эти годы 10 , так сказать, решавшие его судьбу, представляет чрезвычайное обилие таких статей, которые имеют высокую научную ценность даже и в наше время и едва ли когда ее потеряют. Независимо от научного достоинства, они весьма интересны. Для людей, более или менее интересующихся наукой, особенно русской церковной историей, «Православный Собеседник» за указанные годы никогда не потеряет своего значения: в кругах ученых он тогда, как и теперь, пользовался самой завидной репутацией. Но для большинства публики он, может быть, был и не особенно интересен. Публика не находила в нем того, что было ей более по плечу и чего она желала – современности, так как почти в каждой статье здесь речь велась о древних временах. Когда в 1861 г. ясно уже обнаруживалось падение журнала, редакционный комитет среди года (6 сент.) счел нужным обратиться к преосвященному Афанасию с просьбой о содействии к распространению «Православного Собеседника» между духовенством казанской епархии. Но оказалось, что преосвященный смотрел на направление журнала тоже весьма неблагоприятно. В резолюции на этом представлении он написал между прочим: «долгом постановляю поставить редакции на вид, что, по моему мнению «Православный Собеседник» расходился бы лучше, если бы в нем к мозголомным статьям философского содержания и к неудобовразумительным по языку присоединяемы были истинно православные статьи с греческого языка о житиях и страданиях мучеников, которые прямо бы учили и святой православной вере, и святой жизни, согласной с православной верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

—721— смотренных в книге творений Божиих в Св. земле заключаются в подробном и точном описании их внешнего вида, свойств и особенностей с указанием и объяснением тех мест Библии, где о них упоминается. Значение этих Очерков, интересных и самих в себе и особенно важных в качестве пособия при чтении Св. Писания, и в научном отношении станет вполне ясным, если мы отметим, что они составлены на основании лучших иностранных и русских Путешествий, лексиконов и комментарий, каковы между прочим: Palästina Raumer-a, Bibellexicon Schenkel-я, Handwörterbuch des bibl. Altertums zur gebild. Bibelleser Riehm-a, Святая земля Олесницкого и др. Первоначально Очерки печатались в виде отдельных статей в «Душеполезном Чтении» более десяти лет и из оттисков-то этих статей и составилась названная книга. В двух томах отдельным изданием книга напечатана была в 1896-м году на средства Православного Палестинского Общества. Кроме физической географии Св. Земли есть география политическая, в состав которой входит описание государственного устройства Палестины, её городов и населения, нравов, обычаев, быта населяющих эти города; есть, наконец, география астрономическая. Почивший не остался чуждым и этому делу, как продолжению предшествующего труда, и плодом этого делания его с 1907 года стали появляться статьи его по данному предмету в «Богословской Энциклопедии», издаваемой преемниками проф. А.П. Лопухина под редакцией Проф. H. Н. Глубоковского . В вышедших с 1907-года четырех томах этой энциклопедии (VII, VIII, IX и X) напечатано более 50 то более крупных, то очень кратких статей Н. А-ча по политической и астрономической географии. Само собою разумеется, что как ни ценны в научном отношении отмеченные нами литературные произведения в Бозе почившего по библейской географии, они не дают еще права заключить о том, что о. Н. А-ч и в эти последние годы, занимаясь библиологией, следил и за развитием библейской науки на западе вообще; но это было именно так. Печатным показателем этого должны служить статьи его в журнале «Вера и Церковь » за 1901-й

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Согласно христианскому вероучению, Церковь является " столпом и утверждением истины " (1 Тим. 3, 15). Именно стремление к истине объединяет Церковь и науку, в том числе – гуманитарную. Церковь, как и общество, нуждается в гуманитарной науке – в частности в истории. Жизнь церковная строится на предании: ее настоящее укоренено в прошлом. Но ведь и развитие науки фактически строится на своеобразном научном " предании " – традициях, аксиомах каждой конкретной сферы научного знания. Как прекрасно показали философы науки XX в., интуиция в научном знании имеет огромное значение. Карл Ясперс обосновывал совместимость веры в Бога и веры в науку, а Майкл Полани писал о неявном, скрытом знании, которое присутствует не только в жизни любого мыслящего человека, но и в работе каждого ученого. В церковном гуманитарном исследовании этого неявного становится все больше по мере того, как исследователь приближается в предмете своего изучения к Богу. Если, например, вопросы социальной структуры церковного прихода могут быть изучены обычными методами социологии, то в исследовании вопросов вероучительного предания богослов уходит в сферы, которые требуют особой духовной концентрации, хотя и не отменяют общенаучных методов и подходов. Но именно в таких особых сферах наиболее интенсивно проявляется знание неявное, интуитивное. Здесь к науке присоединяется творчество. И первый, и второй пример – из сферы церковной науки, и они отражают, сколь различной может быть степень предметной и методологической " церковности " в таких изысканиях. Важно сказать о том, что история, философия с одной стороны, и богословие – с другой часто имеют дело с одними и теми же историческими личностями, выражавшими конкретные взгляды, создававшими конкретные творения. Обращенность к сходной проблематике позволяет нам поставить богословие (или теологию) в один ряд с другими гуманитарными науками и считать его самостоятельной гуманитарной наукой – не междисциплинарным сферой, не областью практического знания, а именно полноценной наукой.

http://religare.ru/2_84204.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010