27 [Катавасия (греч.: схождение) – ирмос канона праздничной утрени, для пения которого певцы обоих клиросов должны (когда это предусмотрено Уставом) сходиться на середину храма]. 31 Если бы монастырскому святому начальству молча указать на это все перстом, то оно бы, вероятно, сказало: «Что ж, в древнем Египте святые отцы, с Антонием и Макарием Великим включительно, плели корзинки и продавали их на базаре, а мы продаем баранки». Гм… Но неужели тут нет-таки и никакой разницы?.. Ну а когда в монастыре свиней заводят, используя отбросы кухонные, тогда как? Вроде гадаринских спекулянтов, которым было запрещено есть свинину. Мы знаем из Евангелия ( Лк.8:26–39 ), что сделал для излечения этого корыстолюбия Иисус Христос. 32 Бывали в истории монашества случаи более быстрого достижения евангельской чистоты и стяжания Святого Духа, но они исключительны и очень редки. Все наперечет. 33 Это не то, конечно, что чтение. Интересно оно в хороших монастырях на Востоке. Нужно выйти на монастырский двор ночью, окошечки открыты, оттуда разносится речитатив иноков, сливающийся в одну сплошную воркотню, и игумен может контролировать свою братию, как кто несет молитвенный подвиг. (Так было, по крайней мере, до революции). 34 Но вероотступники и предатели всех времен оправдывают себя, обвиняя в неистине религию. В чем христианство видит святыню и благоуханную духовную жизнь, в том они находят обратное. Что ж, в эти психическо-духовные извращения и тьму страстей многие впадали, ибо плоть вечно похотствует на духа ( Гал.5:17 ). В качестве примера можно привести любопытное curriculum vitae некоего Е. Дулумана. Засвидетельствовав на 4-м курсе при отпевании ректора Московской духовной академии свою веру в загробную жизнь (см. Журнал Московской Патриархии, 1950, 10, с.12–13), он кандидатом богословия приезжает к нам в Киев и начинает печатать (или ему печатают) в «Киевском комсомольце» (на украинском языке), начиная с 108, ряд статей на тему «Почему я перестал верить в Бога?» (в центральной «Комсомольской правде» еще напечатали «Как я стал атеистом»). О дальнейших его похождениях здесь нет нужды распространяться, но можно прибавить, что ему есть подражатели. Гайдукевич, поучившись в Минской и Киевской духовных семинариях, тоже ушел из них, подражая известному Димасу, про которого апостол сказал, что он «оставил его, возлюбив нынешний век» ( 2Тим.4:10 ). После этого как-то уже неловко упрекать Патриархию за эти дела (за эту непредусмотрительность и подобное). Не правда ли?

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Союз воинствующих безбожников (СВБ) Петербургский священник Николай Савченко представляет свое эксклюзивное исследование о Союзе воинствующих безбожников (СВБ). Имеющиеся в научном обороте исследования и публикации о Союзе воинствующих безбожников (СВБ) обычно рассматривают его в отдельности, как общественную организацию. Такой подход на начальном этапе вполне логичен, однако при более глубоком исследовании этой темы неизбежно открываются не только многочисленные формальные и неформальные связи организации с руководством СССР, но и прямое подчинение ее властной вертикали Советского Союза. Исследование таких фактов и закономерностей деятельности безбожников позволяет гораздо лучше понять процессы, методы и стиль антирелигиозных мероприятий власти во всей совокупности. По этой причине в данном исследовании главное внимание уделено больше не самому описанию деятельности Союза и его председателя, а именно связям, механизмам и способам взаимодействия с высшим руководством СССР. Нам представляется необходимым в данном научном исследовании настаивать на важности и ценности именно такого подхода. Информация для книги  взята с сайта http://beloedelo.ru/researches/article/?557 ,  http://beloedelo.ru/researches/article/?558     Союз воинствующих безбожников (часть I) Петербургский священник Николай Савченко представляет на ресурсах центра «Белое Дело» свое эксклюзивное исследование о Союзе воинствующих безбожников (СВБ). Сердечно благодарим отца Николая за предоставленную возможность электронной публикации и желаем ему творческих успехов в исторических изысканиях. Часть I Союз воинствующих безбожников в структуре государства Имеющиеся в научном обороте исследования и публикации о Союзе воинствующих безбожников (СВБ) обычно рассматривают его в отдельности, как общественную организацию. Такой подход на начальном этапе вполне логичен, однако при более глубоком исследовании этой темы неизбежно открываются не только многочисленные формальные и неформальные связи организации с руководством СССР, но и прямое подчинение ее властной вертикали Советского Союза. Исследование таких фактов и закономерностей деятельности безбожников позволяет гораздо лучше понять процессы, методы и стиль антирелигиозных мероприятий власти во всей совокупности. По этой причине в данном исследовании главное внимание уделено больше не самому описанию деятельности Союза и его председателя, а именно связям, механизмам и способам взаимодействия с высшим руководством СССР. Нам представляется необходимым в данном научном исследовании настаивать на важности и ценности именно такого подхода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

21. Иисус Христос в Галилее. Исцеление сына царедворца. Ин. 4:43–54 Когда Иисус Христос возвратился в Галилею, то галилеяне приняли Его с должным уважением и почетом; они ходили на праздник в Иерусалим и видели все, что Он там совершил. Проповедуя о Царстве Небесном, Спаситель пришел в Кану, где совершил первое чудо. Пришел туда же один из царедворцев Ирода Антипы; и просил он Господа пойти с ним в Капернаум и исцелить умирающего сына его; он полагал, что только личное присутствие Иисуса у постели умирающего может исцелить его. Эта неполнота веры царедворца вынудила Господа сказать: Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес . Царедворец не понял этих слов, и стал торопить Иисуса идти: «Приди, пока не умер сын мой!» – Но Спаситель не пошел, а сказал ему: Пойди, сын твой здоров! Царедворец поверил и отправился домой. Дорогою он встретил слуг своих, шедших к нему с радостною вестью, что сын его здоров. Из расспросов слуг он убедился, что горячка оставила сына его, и он стал здоров в тот самый час, в который Иисус сказал ему: «Сын твой здоров». 22. Чудесный улов рыбы. Лк. 5:1–11 Возвратясь в Капернаум, Христос стоял однажды на берегу озера и проповедовал собравшемуся тут же народу. Народ теснился к Нему, чтобы не проронить ни единого слова Его; но Он сел в стоявшую тут лодку Симона-Петра, просил его отплыть несколько от берега и, сидя в лодке, продолжал поучать народ. Окончив поучения, Он велел Симону отплыть туда, где глубже, и закинуть сети. Опытный рыбак, проработавший всю ночь и ничего не поймавший, был уверен, что и теперь ничего не поймает; однако, он послушался и закинул сети; и поймал такое множество рыб, что сеть не выдерживала, стала рваться местами. Симон-Петр, а также Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, поняли, что такой обильный улов рыбы – несомненное чудо, совершенное их Учителем; они пришли в ужас; а Петр припал к ногам Спасителя и молил Его: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Этими словами Петр исповедует величие и святость всемогущего Иисуса и смиренно признает себя грешником, недостойным сообщества с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

А между тем знайте, что это так и на самом деле есть, и сие мы сейчас и примером убедительным докажем вам. В повествовании о перенесении честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна, врачей безмездных, пишется следующее: «Сын одного градоначальника именем Аммоний заболел нарывами на шее. Призваны были многие искусные врачи к больному, но пользы ему никакой не принесли, и болезнь стала грозить Аммонию смертью . Тогда отец Аммония привел сына к мощам святых мучеников Кира и Иоанна и усердно стал молиться им, чтобы они исцелили сына. Молитва отца была услышана, святые явились Аммонию и сказали: «Богатствами и славой своей не превозносись, гордость оставь, в знак смирения вымети сор из храма нашего, и будешь здоров». Аммоний исполнил повеление святых, и после сего нарывы у него на шее прорвались, и он, по молитвам Кира и Иоанна, стал здоров. Но прошло немного времени, и Аммоний опять превознесся гордыней и опять захворал. У него заболело чрево, и он не мог принимать никакой пищи. Тогда он снова обратился со слезной молитвой к святым. Святые Кир и Иоанн паки явились ему, паки указали ему на то, что причиной и второй его болезни была гордость, и повелели снять ему с себя драгоценные одежды, облечься во вретище и, взяв водоносы, носить холодную воду к больным и нищим для утоления их жажды. Аммоний повеленное исполнил. Тогда святые и еще явились ему и повелели взять елея от лампады перед мощами их и приложить к больному чреву. Когда Аммоний исполнил это, тотчас же стал опять здоровым». Слышите ли, что говорят святые больному Аммонию? «Гордость свою, – говорят они, – оставь; в знак смирения вымети сор из храма нашего, и будешь здоров». Поступил Аммоний по слову святых, и подлинно здоров стал; но потом снова загордился, и снова впал в болезнь; снова смирился, и паки здрав стал. А отсюда и научитесь, братие, хотя бы для того, чтобы здоровье сохранить и болезней избежать, бегать гордости и навыкать смирению. А чтобы навыкнуть ему, помните, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Пет.5:5 ) и что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Спустя после сего две недели (16 сент.) в один день последовало два чуда – Стефан, пятилетний сын Вельского диакона Симеона, был опасно болен и находился при смерти: у него заболело горло, так что мальчик 4 недели не говорил, а только хрипел. Когда родители его стали призывать на помощь праведного Кирилла и совершили молебствие у его мощей, отрок тотчас выздоровел. Другой больной страдал расслаблением и пять дней не владел ни руками, ни ногами Он помолился пр. Симеону столпнику и праведному Кириллу, положил обещание отпеть им молебен и когда молебен был отправлен, стал здоров. Крестьянин Иван Васильев из Кьянды 157 подвергался припадкам беснования и 10 недель находился вне ума. Когда отпели о нем молебен праведному Кириллу и приложили его к св. мощам, он пришел в сознание и стал здоров. В октябре (16 ч .) получила исцеление при мощах св. Кирилла одна Вельская женщина Феодосия, десять недель страдавшая распространенною тогда болезнью чрева, – За неделю до Филиппова заговенья (5 ноября) семнадцатилетняя дочь Андрея Коротаева девица Иулитта, страдавшая полсемы недели глазами, когда приложилась к мощам св. Кирилла, сделалась здорова. Жена Вельского священника Михаила 25 недель одержима была лихорадкою (трясавичною болезнью), когда же, по обещанию своему, отпела молебен праведному Кириллу и приложилась к мощам его, лихорадка ее оставила и она возвратилась в дом свой совершенно здоровою. Последним в древней рукописи записано следующее чудо. Некто Созонт на Ваге выстроил себе новый дом, «нача человеческая мудровати и часа добра прехождению своему искати». Чтобы в счастливый день перейти на новоселье, Созонт, обошедши всех знахарей, пришел за советом и к приходскому своему священнику, который и назначил ему днем новоселья субботу. Но когда Созонт перешел в новый дом, то вскоре начали хворать его домашние, а затем и сам он заболел горячкою и в течение десяти дней бредил и кричал днем и ночью не в уме. Однажды в полдень, когда больной на несколько времени пришел в сознание и стал засыпать, он увидел молодого человека, который вошел в комнату и сел в головах его постели. «Кто ты»? спросил его Созонт. Я Кирилд Вельский и пришел посетить тебя. – Созонт со слезами стал просить св. Кирилла о помощи и избавлении от болезни. «Иди, отвечал ему явившийся, на Вельский погост, вели отпеть молебен Кириллу и будешь здоров». Не могу идти, потому что ноги у меня опухли от болезни, да к тому же и денег нет у меня на молебен. – «Когда не можешь идти ныне, сказал ему святой, то ты хоть обещайся сходить помолиться Кириллу, когда будешь здоров, и ежели не имеешь денег, чтобы заплатить клирошанам за молебен, то у тебя много капустного семени, тем и заплати, а про меня расскажи всем, что ты видел». Сказавши это, юноша стал невидим, а Созонт, пробудившись от дремоты, почувствовал себя совершенно здоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но у царедворца была вера. Он обращается ко Христу, не просто потому что уже обращаться не к кому, а потому что зерно веры было уже в его душе, что совершенно ясно видно из евангельского текста. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. Да, Христос не пошел к нему в дом, так, как царедворец этого просил, а просто сказал, что сын твой здоров. Проверить сразу истинность слов Христа было невозможно: дом царедворца был за тридцать километров от Каны, но он верит Христу и идет домой. По дороге его встречают слуги и говорят ему, что сын твой здоров. Он спросил у них, в котором часу ему стало легче, ему сказали, что вчера в седьмом часу. Седьмой час это античное время, по-нашему это будет первый час дня; разница шесть часов. И вот ему сказали, что в седьмом часу горячка оставила его. И из этого отец узнал, что это был как раз тот час, в который Христос ему сказал, что сын твой здоров, «и уверовал сам и весь дом его». У царедворца его укрепилась его вера в Господа Иисуса Христа как Сына Божия, но не только его, но и всего его дома, то есть всей его семьи. В данном случае исцеление от физического недуга не просто демонстрация сверхъестественной силы, или решение исключительно земной проблемы, пускай даже важной, как сама жизнь человеческая. Но чудо привело к духовному исцелению многих людей. Оно открыло им глаза, не физические, а духовные очи на Христа и на то дело спасения, которое Он пришел совершить. И заканчивается сегодняшнее Евангелие следующим свидетельством: «Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею». Да, первое чудо, претворив воду в вино на свадебном пиршестве, Господь совершил по просьбе Матери Божией. И мы в прошлый раз говорили, сколь часто Господь оказывает нам милость по ходатайству Царицы Небесной, и как важно Ее заступничество для нас, и как велика Ее сила. А сегодняшнее чудо это свидетельство того, насколько важно, когда мы с вами молимся друг за друга, как царедворец молился за своего умирающего сына. Ведь его просьба ко Христу об исцелении это и была его молитва. Да, когда мы молимся за другого, то являем тем самым свою любовь к ближнему. А любовь, сопряженная с молитвой и верой поистине творит чудеса.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Храм не построен до сих пор. Заложен фундамент, но строительство идет с большим трудом. Макет храма во дворе школы Строится крестильная — многие хотят креститься именно здесь. Дети до трагедии просили родителей крестить их. Некоторых успели крестить, некоторых нет. Одна из потерявших детей женщина плакала и говорила, что ее ребенок два года уговаривал: «Мама, покрести меня, мама покрести меня». Не успела. Людей убивали только за то, что они не хотели снимать нательный крестик. Известен случай, когда к женщине подошел террорист и сказал: «Сними крест». Она была верующая и сказала: «Нет». Он ей прострелил руки, потом ноги и сказал: «Вот тебе язвы твоего Христа». И женщина, и дочь выжили, хоть и были тяжело ранены. Забор около школы Спортивный зал школы 1 в Беслане, где содержали заложников 1-3 сентября 2004 г. На стенах спортзала фотографии детей, памятные надписи, на полу цветы, конфеты, игрушки, вода, свечи, ангелочки. Все стены во всех помещениях школы изрешечены пулями. Обгоревшие во время пожара балки После событий рядом с Бесланом был построен медицинский Центр, крупнейший на Кавказе, а в Аланском женском монастыре построили реабилитационный центр для жертв трагедии. Сегодня туда приезжают дети, выжившие в теракте, их родители, а также участники последней грузино-осетинской войны. Богоявленский Аланский женский монастырь Игуменья Нона (Багаева) Зарядка в реабилитационном центре для жертв трагедии. В реабилитационном центре. В реабилитационном центре. В реабилитационном центре. В реабилитационном центре. В реабилитационном центре. В реабилитационном центре. Вышитая одной из бесланских матерей картина, на которой изображен храм, осетинская традиционная башня, взрыв и души детей, поднимающихся на небо. Вверху надпись: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во век», внизу: «Прими, Господи, души чистые детей наших». Рисунок в детском центре Крестный ход в память о погибших   У памятника погибшим «Древо жизни» Мемориальное кладбище «Город ангелов». Могилы с крестами – христианские, без крестов — других конфессий. Монахини на Мемориальном кладбище

http://pravmir.ru/drugoe-1-sentyabrya-be...

К вопросу о научном подходе к изучению и изданию наследия свт. Феофана Затворника 15 октября 2010 г. 14:00 30 сентября — 2 октября 2010 года в Москве, а также в Свято-Успенском Вышенском монастыре Рязанской епархии прошли IV Феофановские чтения , посвященные осмыслению духовного и богословского наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. Чтения состоялись в рамках программы подготовки к празднованию предстоящего 200-летия со дня рождения святителя Феофана Затворника, которое по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет праздноваться в 2015 году на общецерковном уровне. Одной из важнейших задач на сегодняшний день является издание Полного собрания творений святителя Феофана Затворника. Для подготовки этого издания сформирован научно-редакционный совет под руководством митрополита Калужского и Боровского Климента , председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви. На первом пленарном заседании Феофановских чтений, состоявшемся 30 сентября в Москве в конференц-зале гостиницы Московской Патриархии «Даниловская», выступил с докладом заместитель директора Института мировой литературы им. А.М. Горького, доктор филологических наук В.В. Полонский. Доклад посвящен филологическим аспектам подготовки академического собрания сочинений святителя Феофана, а также общенаучному и общекультурному значению проекта, предполагающего тесное сотрудничество представителей церковной и светской науки. «Если дело будет успешно завершено, то оно ознаменует собой переход на принципиально иной уровень в научном освоении отечественной патрологии, формируя новый методологический инструментарий в работе с наследием русских отцов недавнего прошлого, а заодно и синтетические подходы, способные согласовать парадигмы светской и церковной науки как залог преодоления преград и разделений внутри единой русской культуры», — подчеркнул докладчик. Ваши Высокопреосвященства, Ваши Высокопреподобия, досточтимые отцы, иноки и инокини, глубокоуважаемые коллеги! В приветственном слове Святейшего Патриарха, в выступлениях владыки Ювеналия, владыки Павла точно и емко сказано о той выдающейся роли, которую сыграл святитель Феофан в истории Русской Церкви XIX века — как иерарх, душепопечитель, наставник и молитвенник, возрождавший в новых условиях дух древней отеческой аскезы, богослов, экзегет и переводчик.

http://patriarchia.ru/db/text/1294909.ht...

Впоследствии эпоха Просвещения закрепляет эти идеи, вводит их в политологию. Звучат призывы к борьбе с так называемой тиранией — в том числе с «тиранией» Церкви, потому что Церковь сохраняет традицию, ограничивая человека в праве создавать собственную систему ценностей. Эпоха Просвещения привела к революциям, изменившим лицо Европы, к формированию целого ряда идей и ценностей, восходящих к антропоцентрической системе Ренессанса. Отсюда и концепция прав человека, и многое другое — сейчас я не буду на этом останавливаться. Переходя от нового к новейшему времени, мы наблюдаем такие направления, как рационализм, позитивизм, примитивный материализм, адепты которого утверждали, что Бога нет, потому что все можно посчитать математически. Далее идея рационального устроения жизни — конечно, на нерелигиозной основе. И, наконец, эпоха постмодерна с его полным отказом от понятия истины: «объективной истины не существует — есть право любого человека на собственную истину». В научном сообществе выработаны строгие методы обоснования истины. Конечно, бывают шарлатаны, особенно в гуманитарных дисциплинах, например, лжеисторики. Появилось даже понятие фольк-хистори — «говори, что хочешь, кто-то да поверит». Разумеется, в серьезном научном сообществе подобное пустословие невозможно. Я сам воспитан в научном коллективе, долгое время преподавал в духовной академии, был ректором и знаю, что такое заседание ученого совета. Здесь и поправить могут, и одернуть, потому что защита истины и есть призвание научного сообщества и никакие ссылки на собственную точку зрения не помогут: если ты прав, подойди к доске и докажи. А вот в массовом сознании идеи постмодерна живут и расцветают. Раз истина у каждого человека своя, то нет объективной истории — каждый имеет право толковать историю по-своему. Но это еще полбеды — как ни важна история, к делу человеческого спасения она все-таки имеет косвенное отношение. Но когда затрагиваются нравственные основы человеческого бытия, нравственные основы существования цивилизации, последствия могут быть катастрофическими.

http://patriarchia.ru/db/text/1591084.ht...

1360) и в других храмах. На «Лозе Неманичей» в мон-ре Дечаны (1338/39-1348) представлены (реконструкция С. Мандича): в 1-м ряду - в центре Стефан Неманя, слева свт. Савва, справа Стефан Первовенчанный; во 2-м ряду - в центре Вукан, слева - его сын, Стефан († ок. 1252), справа - архиеп. Савва II; в 3-м ряду - в центре Стефан Радослав, справа Стефан Владислав, слева Владислав (сын кор. Драгутина); в 4-м ряду - справа Стефан Урош I, слева Стефан Драгутин, в центре Стефан Урош II Милутин; в 5-м ряду - справа Брича (или Брнча; дочь кор. Уроша I, жена некоего кн. Георгия), слева Урошиц (сын кор. Драгутина), в центре Царица (или Зорица (1283/84-?), дочь кор. Милутина, дважды была выдана замуж); в 6-м ряду дети Стефана Уроша III - слева Душан (или Душица (Душман), † во младенчестве, до 1318), в центре Феодора (?) (жена македон. деспота Деяна (Драгаша) Могучего) и справа Елена († после 1355, жена хорват. правителя Младена III Шубича); в 7-м ряду - справа Стефан III Урош, в центре Стефан Урош IV Душан, слева Стефан Урош V. Лит.: Petkovi V. R. «Loza Nemanjia» u starom ivopisu srpskom//Narodna starina. Zagreb, 1926. Т. 2. N 5. S. 97-100; С. Портрети српских владара у веку. 1934; Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965; Д. Срби у старом сликарству//О Cmyдuju. Београд, 1970. С. 141-268; С. Свети Срби. Kparyjebaц, 1989; Српска држава 1321-1371. Београд, 1992; И. М. Зидно сликарство српске властеле у доба Београд, 1994; С. Владарске uhcurhuje и државна симболика у Cpбuju од XIII до XV в. Београд, 1994; она же. Владарска uдeoлoruja Београд, 1997; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000; Р. Kpaj Српског царства. Београд, 2001; М. Владари српских Подгорица, 2001; М. и и српска државност. Београд, 2004; Маркуш J. Родослови српских дuhacmuja из Зете и Црне Горе. 2004; Пламенац J. Свети Београд, 2009; Ж. Света лоза Стефана Београд, 20092; osovi T. Serbian Royal and Imperial Dinasty Nemanji. Belgrade, 2009; М. Светородна лоза. Београд, 2015; Алексеев С. В. Памятники серб. историографии XIII-XVII вв. СПб., 2016-2017. 2 т. Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/2564902.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010