При сочинении, обдумывании надобно непрестанно иметь пред собою слушателя. Пиши так, как будто ты разговариваешь с кем. Вся неудача оттого, что мы забываем слушателя, когда пишем. 3. Утро. Буду служить в Крест. церкви, по случаю там погребения. – Ныне я еще лучше вчерашнего. Спал крепко. Пиши, пиши... да некогда писать. Обеды больше времени отнимают, чем обедни. Вот и ныне в трех местах надобно обедать. Изволь кушать. Кажется, за мною лошадь... А писать хочется. Особенно когда время пройдет, большая охота припадает. 5. Утро. 9. Служил раннюю. Говорил печатное – свое, не без удовольствия. По-моему, оно написано довольно свободно. Надобно говорить и печатныя, – чтобы поверять их. При произношении поучения, особенно в церкви, как-то видны недостатки. Чувствую себя гораздо лучше вчерашнего. А спал немного. Вчера на сон грядущий покушал рыбки соленой, часу в 9-м, и до того пить хотелось в II ч., что сил не было терпеть. 6. Понед. Утро. Спал много, до сыта. Сон ли, пилюли ли, рыба ли – не знаю, что причиною тому, что я совершенно здоров, покоен. Я как будто десятью или более годами помолодел. 10. Пятница. Утро. С понедельника до вчерашнего вечера были у нас гости: Николай Ив. с Пятницкой горы и Иван Н. из Ярославля. С первым ездили мы на сутки в Мологу. Вчерашний день весь прошел в веселии. Теперь 7-й час. Я здоров. Здоров, но не совсем покоен. Отчего? – Оттого, что три дня не служил. Да, служить нужно. Без службы мне скучно. Служба мой покой. – Служа мы молимся, волею или неволею молимся. Сначала с маленьким себе принуждением, потом с удовольствием. Молитва , молитва... Хорошо молиться, чудо как хорошо молиться. Как на Фаворе хорошо, как в саду гулянье для тела хорошо, так хорошо для души молиться везде – и дома, и в церкви, но особенно в церкви. Всякая церковь есть Фавор молитвенный. 8-й час. Давно я не писал, не напоминал себе о силе духа. Да, нужна иногда особенная сила духа. Беда ослабевать духом. Главное дело – не робеть, т. е. не унывать, не терять присутствия духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Мощи преподобного остаются под спудом, на месте погребения их, в Печенжском Лопарском погосте, в Сретенской церкви, приписанной к Кольскому собору. Иноки, перейдя в Колу, сохраняли такой устав: если кому из иеромонахов случалось быть вблизи прежнего места обители, непременно пел панихиду над гробом блаженного основателя обители. – Иеромонах Иона, быв здесь, не только не выполнил устава, но ещё сидел на могиле старца Ионы, замученного Шведами. Когда он отъехал на несколько вёрст от места покоя блаж. Трифона, внезапно вся половина тела его поражена была параличом. Глубоко почувствовав свои согрешения и исповедав их перед братией, он стал молить преподобного простить его. – На четвёртую ночь, явились ему двое святолепных мужей, один в иноческой одежде, другой в священнической. Последний говорил: «начальник и отец мой, святой Трифон! прикоснись к больному, чтобы был он здоров». – «Ты, отец Иона, почтен саном пресвитера, отвечал Трифон, на твоей гробнице сидел он: ты и должен исцелить». Нет, возразил Иона, ты – первоначальник в этой стране и мой учитель, а я только ученик. Преподобный сказал: «если называешь меня учителем, должен ты исполнить мою волю». – Тогда Иона осенил крестным знамением поражённые части больного и сказал: «во имя Святой Троицы, молитвами препод. Трифона, будь здоров и не нарушай пределов, положенных отцами». – Больной, проснувшись, почувствовал себя здоровым и увидел луч света, последовавший за отходящими святыми. О блаж. Ионе сохранилось предание, что он был священником церкви св. Николая в г. Коле и в мире назывался Иоанном. Потеря любимого дитяти так поразила его, что он ушёл в обитель блаж. Трифона и стал учеником его; он такую имел любовь к учителю своему, что после его смерти поселился при скитском храме Успения Богоматери, чтобы каждый день совершать литургию за покой усопшего. Здесь мученически убитый Шведами, положен он близ учителя своего. Иноку Иоасафу, ослепшему от тяжкой головной боли, явился преп. Трифон и, коснувшись очам его, сказал: «во имя Св. Троицы будь здоров и прозри, но сохраняй монашество по обету». «Исцелился я и прозрел явлением преп. отца нашего Трифона!» кричал в восторге прозревший, и собравшиеся на голос его иноки прославили Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И возвратился Господь Иисус в силе духа в Галилею. Когда пришел Он в нее, Галилеяне приняли Его с честию, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, ибо и они ходили на праздник. Вступив в Галилею, Господь оставил отечественный свой город Назарет и, миновав его, направился в Капернаум, чтобы там поселиться навсегда. Ибо Господь Иисус Сам свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве. (На пути лежала Кана, Господь зашел в нее, потому–то царедворец и пришел сюда из Капернаума.) 33. Второе чудо в Кане Ин. 4, 46–54 Итак Господь Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Господь Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Господь Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Господь Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Господь Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из чего отец узнал, что это был тот час, в который Господь Иисус сказал ему: сын твой здоров. И уверовал сам и весь дом его. Это второе чудо сотворил Господь Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею. 34. Вселение в Капернауме Мф. 4, 13–17; Мк. 1, 14, 15; Лк. 4, 15. Из Каны Господь пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Ис. 9, 1–2). С сего времени начал Господь Иисус проповедывать Евангелие о Царствии Божием и говорить: покайтеся, ибо исполнилось время и приблизилось Царствие Божие, Небесное; покайтеся и веруйте в Евангелие. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. Б. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ СОБЫТИЯ В ГАЛИЛЕЕ Первое пребывание Господа в Капернауме 35. Призвание четырех рыбарей Мф. 4, 18–22; Мк. 1, 16–20.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

В честь св. великомученицы Параскевы в 1865 году основана женская община в Инсарском уезде Пензенской губернии на месте явления иконы около 1780 года. Вот как говорит об этом предание. Явилась икона одному бывшему на службе солдату, родом из села Рузаевки, Инсарского уезда, Пензенской губернии. Этот солдат был так сильно болен ногами, что ему никак нельзя было пребывать на службе, а потому он лежал в лазарете. Средства врачей нисколько не пособили ему. В одно время во сне явилась ему прекрасной наружности женщина с крестом в руках и говорит: «хочешь ли быть здоров и желаешь ли идти на родину?» Солдат, проснувшись от сна, почёл это видение за обыкновенный сон и никому ничего не сказал; во вторую и третью ночь ему было то же самое видение и в третью ночь ещё добавлено было: «ты через три дня будешь совершенно здоров и через три дня тебя отпустят на родину; когда придёшь домой, не забудь, сходи в деревню Пайгарму, пройди в лес, держась от деревни в левую руку к оврагу, к кустарнику; там на полдороге найдёшь большую муравейную кучу, от которой сойди вниз под гору прямо, и увидишь небольшую яму воды и в ней мой образ; вычисти эту яму, опусти сруб, сделай часовню и поставь в неё мою икону, тогда ты никогда не будешь болеть ногами». После сего видения солдат действительно через три дня сделался здоров, и ноги его – как никогда не болели, чему обрадовался и удивился как сам, так и врачи. Солдат рассказал им своё троекратное сонное видение и заявил, что он верит явлению вполне. Врачи сочли его исцеление делом врачевания силы Божией и на третий же день выписали его из больницы и исхлопотали ему отпуск. Солдат, усердно помолившись Господу, чтобы Он даровал ему здоровье через Свою угодницу святую мученицу Параскеву, отправился на родину. По прибытии в деревню Пайгарму, солдат отправился в лес по тому направлению, как ему сказано было во сне, действительно находит муравейную кучу и, сойдя ниже под гору, увидел яму с водой и в ней образ своей целительницы – св. мученицы Параскевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Mamф. IV, 12–17 ; Mapk. I, 14, 15 ; Лyk. IV, 14, 15 ; Иоанн. IV, 43–54. Иисус Христос пришел в Галилею около того времени, когда Иоанн Креститель заключен был в темницу галилейским тетрархом Иродом Антипой. Христос пришел в Галилею с проповедью евангелия царствии Божия. Галилеяне приняли Его, потому что, будучи на празднике, видели, что Он сделал в Иерусалиме во время праздника. Молва об Иисусе Христе разнеслась по всей окрестной стране. Он учил народ в синагогах и всеми был прославляем. Иисус опять прибыл в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В это время в Капернауме у одного царедворца, служившего у галилейского тетрарха Ирода Антипы, опасно заболел сын. Услышав, что Иисус Христос возвратился в Галилею, царедворец отправился к Нему и просил Его придти в его дом и исцелить сына его, который был при смерти. Увидев его, Господь сказал ему: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Так сказал Господь потому что царедворец не имел правильных представлений о Нем. Царедворец видел в Нем только чудотворца, как бы наделенного особенною силою врача, но не видел Сына Божия, исцеляющего людей не только от болезней телесных, но и духовных. Царедворец однако не думал ни о чем, кроме болезни своего сына, и опять начал просить Иисуса Христа придти и исцелить его. «Господи! – говорил он, – приди, пока не умер сын мой». На эту убедительную просьбу отца Господь ответил: «Пойди, сын твой здоров». Царедворец поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. От Каны до Капернаума около 30 верст; чудо было совершено в час пополудни, или, по еврейскому счету, в семь часов утра. Царедворец немедленно отправился домой после милостивых слов, сказанных ему Иисусом Христом. На дороге он остановился переночевать. А на другой день, когда он снова отправился в путь, встретили его слуги его и сказали: «Сын твой здоров». Он спросил у них: «В котором часу ему стало легче?» Ему сказали: «Вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этих слов отец узнал, что сын его выздоровел в тот самый час, в который Иисус сказал ему: «Сын твой здоров». И уверовал во Христа сам царедворец и весь дом его. Это было второе чудо, которое сотворил Иисус в Галилее. Проповедь Иисуса Христа в Назарете

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

2) Боярский сын, Феодор Прокопиев Кашкаров, живший Арзамасского уезда в селе Ознобишине, болел глазами тридцать недель, и не видел совершенно ничего. Его бабушка Прасковья Афанасьева Болтина, услышав о болезни своего внука, прислала к его матери миро из раки святителя Гурия, с тем, чтобы помазали им глаза больного: помазали, и у больного тотчас спала с глаз, как он сказывал, будто какая чешуя: он сделался совершенно здоров 185 . 3) Ростовский гражданин Иван Филиппов весьма жестоко страдал болью в голове и в одном глазу. Все думали, что глаз должен пропасть. Но больной с верою пошел в Спасо-Преображенский монастырь, отслужил Спасителю, пречистой Богородице и всем Святым молебны. При сем болящему велели призывать в молитвах Гурия и Варсонофия. Так он и поступил; а кроме сего помазал всю свою голову и глаз миром из раки святителя Гурия, после чего скоро сделался здоров так, как будто бы и не был болен 186 . 4) Мария, жена священника Стахия села Бетьков, около полугода жестоко страдала болезнью в глазах. Муж ее поднял к себе икону святителей Гурия и Варсонофия, отслужил молебен, помазал глаза своей жены принесенным миром, и – болезнь жены его скоро прекратилась 187 . 5) Казанская, села Тагашева (Ходяшева), крестьянская дочь Варвара так жестоко страдала глазами, что ничего не могла видеть. Отец ее, Давид, пришел с нею к мощам святителей Гурия и Варсонофия, отслужил молебен, с верою помазал глаза ее миром из раки святителя Гурия, и – дочь его тотчас получила исцеление 188 . 6) Некто Иван, из города Тетюш, тяжко страдая глазами, с верою пришел в Спасо-Преображенский монастырь, отслужил чудотворцам Гурию и Варсонофию молебен, приложился к св. мощам их, и – тотчас почувствовал себя так здоровым, как будто бы никогда не был болен 189 . 7) Некто Иван, житель города Балахны, сделался болен глазами до того, что почти совсем потерял зрение. Услышав же о Божией благодати от мощей святителей Гурия и Варсонофия, он обратился в Спасо-Преображенский монастырь, отслужил молебен, с верою помазал глаза свои миром из раки святителя Гурия, и – тотчас снялась с его глаз, как сказывал он, будто какая повязка: он стал совершенно здоров 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

О том же Андрее. Не обойти молчанием и это проявление милости Божией к святым его. Об этом чуде, подобном первым, следует рассказать. Сыну вышеназванного Андрея, о котором прежде говорили, по имени Моисий, случилось ему сильно простудною лихорадкою заболеть, более трех лет страдал он от этого злого недуга. И из-за этого родители того Моисия, видящие, как он все дни мучается, больше его душою болели и скорбели о чаде. Когда подходил к концу третий год и болезнь отрока усилилась, то послушавшийся доброго совета отец его повелевает вести сына в монастырь, где блаженный Савва лежит. Там по прошествии недолгого времени даровал ему Бог исцеление, и молитвами святого Саввы он стал здоров. Его родители, увидев достойное хвалы чудо святого, прославили Бога и его угодника. С тех пор еще больше веры имел к монастырю, где блаженный Савва лежит. Об Иоанне, одержимом лихорадкою и исцелившемся от гроба святого. Неверно это – умалчивать о произошедшем чуде святого. Случилось некоему человеку, по имени Иоанн, одержимому быть лихорадкою. И так как он во время болезни очень страдал, то пришел в монастырь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, который трудами блаженного отца Саввы был создан, где и честные его мощи лежат. И там молился, святого на помощь призвав, чтобы облегчить болезненное состояние свое, и целовал гроб святого, и пошел в келью – болезнь его лихорадила. Потом уснул и видит себя во сне в каких-то светлых хоромах, и свет с южной стороны светит, и освещает дом тот, в котором человек этот лежал. Явился ему блаженный Савва и с ним некий муж, как будто мирянин. И говорит мирянин больному, что тот преподобный и есть Савва. Видит же он и некую жену, зло источающую и хотящую схватить больного, а святой ей запрещает и говорит: «Не прикасайся к нему в будущем». И так жена та исчезла с глаз их. И с того времени больной был здоров. Воспрянув же ото сна, благодарил Бога и святого и вернулся, радуясь, в дом свой здоровым. Об Устиане и о видении святого. Нечто подобное случилось с другим человеком, по имени Устин, одержимом лихорадкою. И дал он обет Богу – год поститься, ни мяса не есть, ни пива не пить. Одолеваемый верою к преподобному Савве, пришел он в монастырь, где блаженный Савва лежит. И когда там он молился, выздоровления себе прося, видит, как будто во сне, какой-то шум страшный от гроба святого, а потом видит светоносного отрока, открывающего гроб преподобного. Узрел он тогда некоего очень злообразного мужа, черного и крылатого, и устрашающего больного. Прежде же упомянутый светоносный отрок поддерживает больного, говоря: «Не бойся зловидного этого, ибо это бес». Узнан был демон и невидим с этого момента стал. И явился ему некий благообразный старец, и говорит предстоящий отрок, что это святой Савва. И как это услышал больной, то стал здоров и благодарил Бога и святого Савву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В честь святой великомученицы Параскевы в 1865 году основана женская община в Инсарском уезде Пензенской губернии на месте явления иконы около 1780 года. Вот как говорит об этом предание. Явилась икона одному бывшему на службе солдату, родом из села Рузаевки, Инсарского уезда, Пензенской губернии. Этот солдат был так сильно болен ногами, что ему никак нельзя было пребывать на службе, а потому он лежал в лазарете. Средства врачей нисколько не пособили ему. В одно время во сне явилась ему прекрасной наружности женщина с крестом в руках и говорит: «Хочешь ли быть здоров и желаешь ли идти на родину?» Солдат, проснувшись от сна, почел это видение за обыкновенный сон и никому ничего не сказал; во вторую и третью ночь ему было то же самое видение и в третью ночь еще добавлено было: «Ты чрез три дня будешь совершенно здоров, и чрез три дня тебя отпустят на родину; когда придешь домой, не забудь сходи в деревню Пайгарму, пройди в лес, держась от деревни в левую руку к оврагу, к кустарнику; там на полдороге найдешь большую муравейную кучу, от которой сойди вниз под гору прямо, и увидишь небольшую яму воды и в ней мой образ; вычисти эту яму, опусти сруб, сделай часовню и поставь в нее мою икону, тогда ты никогда не будешь болеть ногами». После сего видения солдат действительно чрез три дня сделался здоров, и ноги его – как никогда не болели, чему обрадовался и удивился как сам, так и врачи. Солдат рассказал им свое троекратное сонное видение и заявил, что он верит явлению вполне. Врачи сочли его исцеление делом врачевания силы Божией и на третий же день выписали его из больницы и исхлопотали ему отпуск. Солдат, усердно помолившись Господу, чтобы Он даровал ему здоровье чрез Свою угодницу святую мученицу Параскеву, отправился на родину. По прибытии в деревню Пайгарму, солдат отправляется в лес по тому направлению, как ему сказано было во сне, действительно находит муравейную кучу и, сойдя ниже под гору, увидел яму с водой и в ней образ своей целительницы – святой мученицы Параскевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Вы всё про то: была ли она или не была? — горестно проговорил Алеша. — Нет, нет, нет, я тебе верю, а вот что: сходи ты к Грушеньке сам аль повидай ее как; расспроси ты ее скорей, как можно скорей, угадай ты сам своим глазом: к кому она хочет, ко мне аль к нему? Ась? Что? Можешь аль не можешь? — Коль ее увижу, то спрошу, — пробормотал было Алеша в смущении. — Нет, она тебе не скажет, — перебил старик, — она егоза. Она тебя целовать начнет и скажет, что за тебя хочет. Она обманщица, она бесстыдница, нет, тебе нельзя к ней идти, нельзя! — Да и нехорошо, батюшка, будет, нехорошо совсем. — Куда он посылал-то тебя давеча, кричал: «Сходи», когда убежал? — К Катерине Ивановне посылал. — За деньгами? Денег просить? — Нет, не за деньгами. — У него денег нет, нет ни капли. Слушай, Алеша, я полежу ночь и обдумаю, а ты пока ступай. Может, и ее встретишь… Только зайди ты ко мне завтра наверно поутру; наверно. Я тебе завтра одно словечко такое скажу; зайдешь? — Зайду. — Коль придешь, сделай вид, что сам пришел, навестить пришел. Никому не говори, что я звал. Ивану ни слова не говори. — Хорошо. — Прощай, ангел, давеча ты за меня заступился, век не забуду. Я тебе одно словечко завтра скажу… только еще подумать надо… — А как вы теперь себя чувствуете? — Завтра же, завтра встану и пойду, совсем здоров, совсем здоров, совсем здоров!.. Проходя по двору, Алеша встретил брата Ивана на скамье у ворот: тот сидел и вписывал что-то в свою записную книжку карандашом. Алеша передал Ивану, что старик проснулся и в памяти, а его отпустил ночевать в монастырь. — Алеша, я с большим удовольствием встретился бы с тобой завтра поутру, — привстав, приветливо проговорил Иван — приветливость даже совсем для Алеши неожиданная. — Я завтра буду у Хохлаковых, — ответил Алеша. — Я у Катерины Ивановны, может, завтра тоже буду, если теперь не застану… — А теперь все-таки к Катерине Ивановне! Это «раскланяться-то, раскланяться»? — улыбнулся вдруг Иван. Алеша смутился. — Я, кажется, всё понял из давешних восклицаний и кой из чего прежнего. Дмитрий, наверно, просил тебя сходить к ней и передать, что он… ну… ну, одним словом, «откланивается»?

http://predanie.ru/book/68775-bratya-kar...

Схиигумен Иоанн 30 .03.1949 Честнейшая о Христе Елена! [...] О знакомой женщине усматривай сама: когда предстоит [пережить] два зла, выбирай меньшее. Я полагаю, лучше отказать ей в квартире, чем жить вместе и смущаться. Пишешь, что у тебя духовно не ладится, «чего-то не хватает, наверно, нет веры и любви ко Господу». Враг рода человеческого смущает тебя, чадо, не слушай его, у тебя есть вера и любовь к Богу и страх твой неправильный, ибо он от самомнения. Живи так, как живешь, много не задумывайся; все же, как видно, следишь за собой и желаешь исправиться, и такое желание – половина спасения, что еще тебе надо? Начиталась святоотеческих книг и не можешь их понять, вот и смущаешься. Есть разум – надо рассуждать и сообразоваться с условиями жизни. В духовной жизни три степени: новоначальных, средних и совершенных. Знай, ты новоначальная, а лезешь в средние и совершенные – успокойся, старайся иметь память Божию, и Господь поможет тебе. По Божией милости я здоров, после обеда хожу дрова пилить, полезно и поработать. Я уже писал тебе об этом. [...] Кончаю писать, тоже глаза слипаются. Храни тебя Господи. Твой доброжелатель и сомолитвенник схиигумен Иоанн 31 .03.1949 Глубокочтимая о Христе Елена! [...] Я по Божией милости здоров, сердце болело только одни сутки на первой неделе поста. Вторую неделю служил, совершенно здоров, а теперь хожу дрова пилить с отцом Виктором. Сегодня мне один инок сказал: «Про вас говорят, что вы мало пилите. Только время провождают», вот, пожалуй, и обижайся на таких людей. Надо обижаться на таких (конечно, в сердце), которые хвалят нас. Древние скитские отцы добродетель, которая обнаружится, не считали за добродетель. [...] Твой доброжелатель и сомолитвенник схиигумен Иоанн 16 .05.1949 Новый Валаам Боголюбивейшая раба Божия Елена! В борьбе с искушением не унывай и не малодушествуй, однако знай, что в сей юдоли временной плачевной [см.: Пс.83:7 ] не жди освобождения, они будут даже до гроба – этому не удивляйся – иначе и быть не может. Это я тебе говорю на основании Священного Писания  и учения святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010