Иерей Николай Устинов, клирик храма преп. Ефросинии Московской в Котловке, руководитель семейного клуба трезвости выступил с докладом «Роль семьи в профилактике аддиктивных расстройств у молодежи». Отметив, что «в семье начинается процесс опытного усвоения модели отношений», священник выделил несколько типов родителей в связи с их отношением к детям: «ответственных», «критикующих», «отстраненных», «созависимых». С докладом  «Нехимические зависимости» выступил Андрей Магай, м.н.с. группы особых форм психической патологии при «Научном центре психического здоровья». Рассказал об отличии нехимических зависимостей от химических, а также лечении и профилактике, наиболее эффективных программах, среди которых - терапевтические сообщества семейного типа. Ольга Борисова, к.м.н., ведущий научный сотрудник группы по изучению особых форм психической патологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» представила доклад «Роль семьи в раннем распознавании патологической религиозности в подростково-юношеском возрасте». С докладом «Душепастырская работа с идеализациями, лежащими в основе невротических отношений», выступил Руслан Надюк, к.псх.н., декан факультета дополнительного образования служителей, начальник отделения душепопечительства Семинарии евангельских христиан. «Под идеализацией мы подразумеваем сверхценные личностные установки, которые провоцируют дисфункциональные отношения в семье», - сказал докладчик. Эти установки человек, как правило, выносит из своей семьи. В пастырской работе приходится сталкиваться с «идеализацией позитивного характера» – ожиданием воплощения самых идеалистичных отношений в супружестве. Но есть также установки «от противного» – чего не хотят увидеть в семье. Докладчик перечислил типы невротического поведения (потребность в одобрении, потребность в руководящем партнере, потребность в четких ограничениях, невротическая потребность во власти и т.д).. Удовлетворение этих потребностей формирует невротические отношения в семье. Пастырю для первой помощи нужно побудить человека признать свои идеализации, «задать вектор», опираясь на евангельскую заповедь: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Таким образом, «Богородичный Центр» предлагает учение весьма синкретическое, вобравшее в себя спектр эзотерических воззрений от астрологии, индуистской мистики, всякого рода «астралов» и шамбалы до каббалы и теософии. Первое специальное (по постановлению прокуратуры, возбудившей уголовное дело по признакам ст. 143–1 У К РСФСР) комплексное экспертное психолого-психиатрическое исследование было проведено в конце 1994 года комиссией при Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского. Это исследование, согласно конкретно поданным заявлениям, ограничивалось только организацией «Фонд Новой Святой Руси» («Богородичный Центр»). Отвечая на вопросы, поставленные прокуратурой, экспертами, в частности было отмечено, что в литературе, издаваемой «Богородичным Центром», содержатся призывы, направленные на причинение физического и психического вреда здоровью граждан, а так же содержатся призывы к невыполнению гражданских обязанностей, таких как отказ от брака, семьи, воспитания детей, учебы, общественного полезного труда; что поведение лиц, вовлеченных в секту является результатами усвоения ими учения «Богородичного Центра» и соответствует положениям этого учения 1017 . Данная комиссия исследовала многотомные материалы по этому делу. Процитированные ниже выдержки из Заключения комиссии комплексного экспертного психолого-психиатрического исследования деятельности организации «Фонд Новой Святой Руси» («Богородичный Центр») от 28 декабря 1994 г., опубликованного в 1018 , дают наглядное представление о доктрине «Богородичного Центра» на первом этапе его существования. По учению «Богородичного Центра» (БЦ), мировое зло сконцентрировано в женщине. «Богородичный Центр» вводит мистическое понятие «б...» – собирательный образ женственного начала в мире 1019 . «Архимандрит» П.Краснов в статье «Советская мать – содомская священница» пишет, что сатана «прогрыз в тонком теле Евы дыру между ног, осрамил ее и внедрился в ее плоть, создав там свой престол», что сатана сделал «гениталии центром личности Евы»; «Вот почему нечестивая мать распространяет вокруг себя содомскую вакханалию, являясь бессознательно или осознанно поверенным лицом князя тьмы. его священницей. Она превращает мужа в сына и сына в мужа, постоянно погружая их в свою бездонную. разженную геенской похотью ненасытную утробу, сиречъ в утробу дьяволицы, священнодействуя на генитальном престоле, воздвигнутом сатаной. Она осваивает по подсказке даймоны – родового демона новые астральные виды темного блуда, премерзкого в очах Господних, экстрасенсорику и восточную оккультную эзотерику. Время прозреть на нечестивую, обличив скрываемые за внешней лживой человеческой благопристойностью мерзости сатаны. Время положить им конец»; «Женоцентризм – болезнь болезней, исчадие зла, предвестие распада»; «Над Россией нависает проклятая родовая безысходность ».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

И это высшая степень человеческой премудрости " Поэтому вполне закономерен приход к мысли, прописанной в труде " О назначении человека " выдающегося русского философа, почти нашего современника, представителя русского экзистенциализма, Николая Александровича Бердяева: " Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия Божьего, а потому, что мир упирается в тайну и в ней рациональное мышление кончается " . Примерно о том же - о безусловной значимости фактора духовности при лечении психических расстройств в своих работах свидетельствуют и наши современники, известные российские психиатры. В частности, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского государственного медицинского университета, профессор кафедры клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат медицинских наук Б.А. Воскресенский в своей работе " Духовное как социотерапевтический фактор " отмечает следующее: " Сфера духовного при психических болезнях непосредственно не затрагивается и ее специальное рассмотрение не входит в компетенцию психиатра. Но именно она является определяющей, ведущей, главной в человеке и это побуждает исследовать проявления ее активности и в случаях болезни " Мой первый научный руководитель по диссертации в Государственном научном центре социальной и судебной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского - тоже яркий пример синтеза психиатрической науки и богословской мысли. Доктор медицинских наук, профессор Фёдор Викторович Кондратьев - судебный психиатр высшей квалификационной категории, Заслуженный врач России, создатель многофакторной концепции механизмов формирования общественно-опасных действий " синдром-личность-ситуация " . Член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В 1996 году профессор Ф.В. Кондратьев от Министерства здравоохранения Российской Федерации был включен в состав разработчиков Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью (фрагмент о деструктивных культах). В ходе этой многолетней работы был получен уникальный материал, который позволил широко проанализировать проблему " религиозное сектантство и психическое здоровье " и выработать ряд научных положений, выступить с ними на российских и международных съездах и форумах, представить практические пособия и методические рекомендации, ряд специальных статей, а также получить основания для выступлений в администрации Президента России, на парламентских слушаниях в Госдуме РФ, Московской городской Думе, в специальных телепередачах и в других средствах массовой информации.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Слева - о.Владимир Воробьев Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  в докладе «Психические заболевания и одержимость» обратился к евангельским текстам, учению св. отцов о душе, которая непостижима, т.к. человек непостижим как образ Божий. «Науки о душе как таковой не существует», отметил он, но заболевания связаны со страстями человека. Духовные болезни часто переходят в душевные (если человек не кается), и душевное приводит к духовному. Самым трудным случаем является одержимость нечистой силой, и один из ее признаков – реакция на святыню, сказал о. Владимир «Но каждому человеку необходима прежде всего евангельская любовь», – подчеркнул священник. Григорий Копейко, заместитель директора по научной работе Научного центра психического здоровья РАН, представил доклад «Бред одержимости при психических болезнях», в котором показал, как одержимость становится маской психического заболевания. О..Хосе Вегас Священник Хосе Вегас, преподаватель Католической Высшей семинарии «Мария – Царица апостолов», лиценциат теологии и философии Папского Григорианского университета продолжил тему различения одержимости и психических заболеваний, опираясь на опыт Римско-Католической Церкви. В случае психического заболеваний человек в патологическом состоянии находится постоянно. В случае действия дьявола человек вне кризиса может вести нормальную жизнь. Психические симптомы улучшаются от принятия лекарств, а в случае одержимости нет улучшения от лекарств, а улучшение происходит в результате экзорцизма. Всего в практике священника было 4-5 случаев одержимости. Но если люди страдают только психическими заболеваниями, они все равно нуждаются в нашей помощи, отметил докладчик. Очень важным является взаимопонимание врача и священника: профессионалы должны быть сотрудниками экзорциста, т.е. членами его команды, а  «это сотрудничество является трудным»,  отметил о. Хосе. В рамках конференции обсуждался вопрос преподавания пастырской психиатрии для священнослужителей и для студентов духовных школ. Василий Каледа, профессор кафедры практического богословия ПСТГУ, заместитель директора Научного центра психического здоровья РАН рассказал о концепции курса пастырской психиатрии, основоположниками которого являются архимандрит Киприан Керн и Дмитрий Мелехов, и о практике его преподавания в ПСТГУ. Курс рассчитан на 102 часа, занятия проходят в Центре психического здоровья, включают в себя беседы с больными, обсуждения, детальное изучение заболеваний.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Профессор кафедры психиатрии Военно-медицинской академии им. Кирова Евгений Курасов выступил с докладом «Опыт дешепопечительской работы в университетской психиатрической клинике: работа с больными, персоналом и студентами-медиками». 14 ноября работа конференции продолжилась по темам: «Пастырская помощь лицам с суицидальным поведением», «Особенности пастырской работы с различным контингентом психических больных», «Существуют ли методы психотерапии, не совместимые с христианским вероучением?». В  рамках заседаний были запланированы выступления заведующего кафедрой психиатрии Военно-медицинской  академии им. С.Кирова, главного психиатра Министерства обороны В. Шамрея («Особенности душепопечения о лицах с суицидальным поведением»), магистра Оксфордского университета, доктора философии Лондонского университета Питера Колемана (Великобритания; «Религиозность и психопатология в пожилом возрасте»), священника Хосе Коломо Гомеса (Испания; «Психические заболевания и духовная жизнь пациента: пастырское окормление душевнобольных в современной системе здравоохранения»), клириков больничного храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при Научном центре психического здоровья РАН протоиереев Виктора Гусева  и Ильи Одякова («Особенности пастырского окормления больных в психиатрической клинике»),  психиатра и богослова, доктора Питера Ферхагена (Нидерланды; «Религиозные стратегии помощи психическим больным»), преподавателя католической высшей Межъепархиальной духовной семинарии в Караганде (Казахстан), доктора богословия, сотрудника Папского Григорианского университета священника Александра Посацкого («Психотерапевтические практики или оккультистские инициации? Практики психотерапии, не совместимые с христианским мировоззрением»). По итогам конференции планируется издание ее материалов. Елена Бажина Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   Материалы в данном сюжете 28.02.2020 20:33 Благовест-инфо «Помощь Церкви в нужде» возрождает разрушенный джихадистами христианский город

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Исследования Военно-медицинской академии, проведенные профессором Б.С. Фроловым в 1982 году, выявили следующие проявления патологической религиозности: религиозный опыт, отягощенный псевдопсихосоматическими нарушениями (религиозные фанатики, реформаторы, церковные активисты), религиозный опыт, отягощенный расстройствами психотического уровня и религиозный опыт, отягощенный невротическими психическими расстройствами. Важным историческим событием в истории отечественной психиатрии стало посещение Патриархом Алексием II Научного центра психического здоровья в Москве в 1992 году. Патриарх встретился тогда с директором центра академиком Маратом Еноковичем Вартаняном. На этой встрече была озвучена необходимость психообразовательной работы среди представителей религиозных конфессий с целью сотрудничества в выявлении психической патологии и повышении комплаентности (приверженности лечению) психически больных, а также необходимость повышения информированности психиатрического сообщества об особенностях психической патологии с религиозным содержанием и особенностях религиозной жизни у психически больных. Многие исследователи подчеркивают, что врачу-психиатру необходимо иметь представление о религиозных взглядах и особенностях духовной жизни пациента, напомнил Василий Каледа. В некоторых случаях важно иметь разговор со священником больного, проводить сбор так называемого религиозного анамнеза. С докладом «Психопатология, клиника и феноменология религиозного бреда» выступил заместитель директора ФГБНУ НЦПЗ по научной работе, кандидат медицинских наук Григорий Иванович Копейко. В докладе было отмечено, что религиозный бред – это полиморфное образование, то есть кроме бредовых расстройств оно включает в себя другие нарушения: сверхценные идеи и другие бредовые идеи, манию, бредовую деперсонализацию, аффективные расстройства, галлюцинации. При неадекватном лечении заболевание может перейти на парафренный этап (парафрения – комплекс психических расстройств - ред.). Среди 1000 больных, находящихся на лечении в Центре психического здоровья, свыше 17 процентов – больные с «религиозной фабулой». Кроме того, существуют известные религиозные группы, для которых характерны симптомы религиозного бреда. Например, последователи Виссариона в Сибири, схиигумен Сергий и его сторонники, вызвавшие много разговоров в СМИ, и другие.

http://sedmitza.ru/text/10001699.html

В центре всей клинической, научной, учебно-методической работы ФВК всегда была шизофрения: проблемы её раннего распознавания и мультинозологического дифференциального диагноза. Особое внимание уделялось определению клинической сущности острых, бредовых и исходных состояний при «фасадных» психопатоподобных проявлениях и их структуре, а также при различных привходящих обстоятельствах: диссимуляции, сюрсимуляции и антропогенных имитаторах, осложненности психогениями, органическими поражениями головного мозга, наркоманиями. На основе этой работы была защищена докторская диссертация «Клинические особенности психопатоподобных расстройств при шизофрении и их судебно-психиатрическое значение» (1973 г.). Главной целью диссертации была разработка причин и профилактика диагностических ошибок при распознавании шизофрении, поскольку анализ более 1000 случаев диагностических расхождений (психопатия - шизофрения или, наоборот, шизофрения - психопатия) показал, что первоначально нераспознанная шизофрения встречается более чем в 10 раз чаще, чем ее ошибочное диагностирование у психопатических личностей. Профессор Кондратьев создал нашедшую широкое применение концепцию многофакторного («Синдром» - «Личность» - «Ситуация») анализа и прогнозирования социального поведения психически больных. Значительное место в научной деятельности Кондратьева заняли вопросы теоретических основ общей и судебной психиатрии и их сопряженности с социально-психологическими и юридическими проблемами, а также организационно-методических и законоприменительных положений судебно-психиатрической экспертизы. Существенным вкладом явились уточняющие предложения по ряду психиатрических понятий и по повышению качества преподавания судебной психиатрии. Большое внимание Кондратьевым уделялось истории отечественной психиатрии как в целом, так и по многим персоналиям. В 1996 г. проф. Кондратьев был от МЗ РФ включен в состав разработчиков Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью (фрагмент о деструктивных культах), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года В ходе этой многолетней работы был получен уникальный материал, который позволил широко проанализировать проблему «религиозное сектантство и психическое здоровье» и выработать ряд научных положений, выступить с ними на российских и международных съездах и форумах, представить практические пособия и методические рекомендации, ряд специальных статей, а также получить основания для выступлений в администрации Президента РФ, на парламентских слушаниях в Госдуме РФ, Мосгордуме, в специальных ТВ передачах и в других СМИ.

http://ruskline.ru/author/k/kondrat_ev_f...

Свои доклады на конференции представили священнослужители и ведущие специалисты из разных городов России, а также из Италии, Испании, Бразилии, Нидерландов; зарубежные участники прислали доклады и презентации, которые были зачитаны. Это уже четвертая конференция, посвященная заботе Церкви о людях, страдающих психическими расстройствами, и тема депрессии не раз поднималась на подобных форумах , но впервые это самое распространенное душевное заболевание оказалось в центре внимания участников форума. Обеспокоенность духовенства и врачебного сообщества масштабами этой проблемы выразил в своем приветственном слове митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, упомянув, что депрессивными расстройствами страдает не менее 5 % взрослого населения планеты. «Духовенству следует иметь необходимую подготовку для того, чтобы поддержать людей, нуждающихся в восстановлении психического здоровья, разграничивая при этом сферу компетентности Церкви и психиатрии, налаживая диалог с врачами-психиатрами и психологами», – сказал митрополит. Налаживание такого диалога – это именно то, чем занимаются уже несколько лет участники конференции. С приветствиями к ним обратились также известный российский психиатр, директор Института им. Сербского Зураб Кекелидзе и секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов). Биопсихосоциодуховный подход Первый доклад «Депрессия – вызов современности» сделал профессор Василий Каледа, д.м.н., замдиректора ФГБНУ НЦПЗ, председатель секции Российского общества психиатров «Клиническая психиатрия, духовность и религиозность». По его словам, имеющаяся статистика не дает адекватного представления о распространенности депрессии в силу очень низкой ее выявляемости. Однако можно с уверенностью сказать, что за последнее десятилетие страдающих депрессией стало в несколько раз больше. Он считает цифру в 8 млн. больных для всей России «явно заниженной». Особую тревогу психиатров вызывает депрессия как причина суицида, а также недооценка таких явлений, как послеродовая депрессия и т.д. Каледа уверен, что биопсихосоциодуховный подход к исцелению от депрессии – самый перспективный, и он все более распространяется в научной среде.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Первый больничный храм при психиатрической клинике освятил 30 октября 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в честь иконы Божией Матери Целительницы при Научном центре психического здоровья РАМН. Тогда, выступая перед психиатрами, Святейший Патриарх сказал: " На врачей-психиатров и ученых возложена трудная и ответственная миссия служения делу духовного здоровья вверенных в их попечение человеческих душ. Служение врача-психиатра является в подлинном смысле искусством и подвигом по образу служения Самого Христа Спасителя, Который пришел в мир отравленного человеческим грехом бытия для того, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке и утешении " . Впервые специальное руководство для священников по психиатрии на основе концепции целостного христианского понимания человеческой личности разработал один из признанных авторитетов отечественной психиатрии, сын священника Рязанской губернии профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899–1979). Свою концепцию курса " Пастырская психиатрия " для студентов духовных академий и семинарий он написал в советское время. И хотя ему не удалось завершить книгу " Психиатрия и вопросы духовной жизни " 3 , Мелехов сформулировал основные принципы соработничества врача-психиатра и священника в лечении и окормлении страдающих душевными недугами. Эта работа вышла в машинописном издании вскоре после смерти автора. В дальнейшем она вошла в Настольную книгу священнослужителя, а позже в состав многочисленных сборников. Одна из центральных проблем этой книги — проблема соотношения в человеке телесного, душевного и духовного и, соответственно, соотношение душевных и духовных болезней. Известный в годы молодости Мелехова священноисповедник Георгий (Лавров), подвизавшийся в Даниловском монастыре, четко различал две группы этих болезней. Одним он говорил: " Ты, деточка, иди к врачу " , а другим: " Тебе у врачей делать нечего " . Бывали случаи, когда старец, помогая человеку настроить свою духовную жизнь, рекомендовал ему сходить к психиатру. Или, наоборот, брал от психиатра людей к себе на духовное лечение.

http://e-vestnik.ru/church/pastyrskaya_p...

Возможно в связи с этим в наркологической службе чрезвычайно важным является нравственное состояние врача, его ценностные устремления, способность выбирать между допустимыми и нравственно неприемлемыми видами помощи. Весьма велик соблазн использовать недозволенные методы помощи, ведь «на кону» стоят значительные финансовые средства, которые готовы отдавать больные и их родственники за возможность избавиться от «пагубных привычек». Борьбой с некачественными поставщиками наркологических услуг, как это принято называть в современной действительности, как раз и занимался Николай Владимирович Каклюгин. Особое попечение Николай проявлял о том, чтобы наркологическая помощь оказывалась не только в соответствии с законом Российской Федерации, а значит добровольно, без использования методов стеснения и физической силы, но так- же и с духовно-приемлемых и безопасных для личности больного позиций. По мнению главного внештатного специалиста-нарколога Минздрава России, доктора медицинских наук и заслуженного врача РФ Евгения Алексеевича Брюна, «эффективность реабилитации при использовании духовно-ориентированных программ помощи возрастает до 30-40%». Не секрет, что большое количество организаций, действующих сегодня на территории России, оказывает помощь в рамках духовно- ориентированного подхода. Анализируя богатый фактический материал, в своей статье «Критерии оценки качества и сертификации оказания реабилитационных услуг лицам, допускающим немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, в различных реабилитационных и псевдореабилитационных сообществах» Николай Каклюгин утверждает, что не всякая духовно-ориентированная практика, которая лежит в основе оказания наркологической помощи, может быть безопасна для психического и духовного здоровья пациента. А в ряде случаев реабилитация на основе псевдодуховных и сектантских духовных практик может нанести существенный вред здоровью наркологического больного. Хотелось бы обратить внимание, что выявление слчаев опасной с духовной точки зрения реабилитации наркологических больных являлось предметом научной и общественной работы врача-нарколога Николая Каклюгина. Так, из 36 работ, опубликованных в электрон- ной научной библиотеке на портале ELIBRARY.RU (http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=6 48634&show_option=1&show_refs=1), автором или со- автором которых является Николай Каклюгин, 18 работ посвящены вопросам духовно-ориентированной реабилитации наркологических больных, выявлению критериев ее эффективности, определению границ приемлемости и безопасности. Не случайным в связи с этим является название кандидатской диссертации Николая Каклюгина: «Клинические, терапевтические и организационные принципы духовно-ориентирован- ной реабилитации больных опийной наркомании», которая была успешно защищена в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского в 2013 году.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/28/otkryt...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010