Альбрехт Дюрер. " Меланхолия " , 1514 27 января 2020 г. 18:50 Священники поделились пастырским опытом попечения о душевнобольных В ОВЦС состоялась секция  XXVIII Международных рождественских чтений «Попечение Церкви о душевнобольных». Ее участники - врачи, духовенство, преподаватели медицинских вузов говорили о видах психиатрических заболеваний, специфике духовного окормления людей с этим диагнозом, видах помощи  душевнобольным и делились случаями из практики.       Характерно, что в выступлениях почти всех участников мероприятия звучала мысль о благотворном сотрудничестве священнослужителей и врачей в лечении психических расстройств. Отрадно, что в Церкви постепенно накапливается опыт душепопечения именно о таких больных, который со временем, может быть, станет уникальным пособием для духовных школ. Именно в контексте пастырской помощи этой категории пациентов и были интересны доклады клириков больничного храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при Научном центре психического здоровья РАН (НЦПЗ) - протоиерея Ильи Одякова и протоиеря Виктора Гусева.       По словам отца Ильи, очень трудно обобщить опыт такой пастырской работы, потому что каждый случай уникален как и сам больной. И у каждого священника этот опыт формируется, в основном, на основе практики - личного общения с пациентами, комментариев и советов врачей и теории (см. книгу Д.Е. Мельникова «Психиатрия и проблемы духовной жизни» и «Настольную книгу священнослужителя», т.8). Тем не менее, священник решил рассказать о больных, страдающих таким психическим расстройством как депрессивный бред, с признаками которого может столкнуться любой священник на обычной исповеди.                                                                   Депрессивный бред      «Депрессивный бред всегда возникает на болезненной основе,- отметил отец Илья.- Состояние бреда всегда связано с расстройством мышления». Современная медицина описывает бред как совокупность болезненных идей, представлений и выводов, которые искаженно отражают действительность. Важно знать, что больной в таком состоянии абсолютно уверен в достоверности своих идей и категорически не поддается убеждению со стороны. Эти бредовые построения имеют для него абсолютную значимость и влияют на весь мыслительный процесс, определяя слова и поступки. У депрессивного бреда всегда отрицательно эмоциональна окраска. «Священнику в пастырской практике чаще всего приходится сталкиваться с бредом греховности, - продолжил отец Илья, - когда прошлые и часто несущественные прегрешения трансформируются в тягчайшую вину перед Богом». Больной считает себя повинным во всем, вплоть до болезни и смерти близких, друзей, соседей, любимых животных. А исповедь превращается в болезненное самобичевание. 

http://e-vestnik.ru/science/pastirskoe_p...

Совместная работа больничного священника, духовника и лечащего врача «повысит эффективность лечения, и облегчит жизнь пациента после больницы» 3 ноября. ПРАВМИР. Священники и врачи-психиатры должны вместе помогать людям с психическими заболеваниями, считают участники круглого стола, прошедшего 2 ноября в Научном центре психического здоровья (НЦПЗ). Сотрудничество в деле помощи людям с психическими заболеваниями обсудили священнослужители, окормляющие психиатрические учреждения, настоятели московских храмов, руководители и сотрудники Центра. Тематический круглый стол был приурочен к 25-летию освящения храма иконы Божией Матери «Целительница», расположенного в здании НЦПЗ, сообщает сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.  «Я призываю священников ближе знакомиться со знаниями, накопленными психиатрией, не бояться врачей, понимать, зачем вы направляете к ним людей, и, главное, не оставлять их после», – обратился к собравшимся клирик храма Ризоположения на Донской протоиерей Илия Одяков. Священнослужитель отметил, что совместная работа больничного священника, духовника и лечащего врача «повысит эффективность лечения, и облегчит жизнь пациента после больницы». «Любая болезнь, в том числе и душевная, дается не просто так – это этап жизни, через который человеку нужно пройти. И священнослужитель призван ему в этом помочь, независимо от того, будут ли ему оказывать помощь другие специалисты», – согласился с ним председатель московского епархиального отдела по благотворительности протоиерей Михаил Потокин. В свою очередь заместитель директора НЦПЗ по развитию и инновационной деятельности, профессор, доктор медицинских наук Василий Каледа отметил, что ведущие российские психиатры всегда относились к вере, как «к важнейшему личностному ресурсу, на который можно опираться при лечении пациента». «Сотрудничество психиатров и священников в деле помощи людям, страдающим душевными недугами, очень важно», – считает профессор. Научный руководитель Научного центра психического здоровья, академик РАН, профессор Александр Тиганов в своем докладе отметил, что именно священник зачастую оказывается единственным, с которым может поделиться своими проблемами и переживаниями человек.

http://pravmir.ru/svyashhennikov-prizval...

Патриарх Алексий встретился с директором Научного центра социальной и судебной психиатрии Москва, 16 декабря 2004 г. 16 декабря 2004 года в своей рабочей резиденции в Чистом переулке Патриарх Московский и всея Руси Алексий принял директора Научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского Т.Б.Дмитриеву, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Т.Б.Дмитриева рассказала Предстоятелю Русской Православной Церкви о помощи, которую оказывает возглавляемый ею институт пострадавшим от террористического акта в Беслане: врачи Центра работают с жителями города, а группы детей и их родителей регулярно проходят лечение в институте имени В.П.Сербского. Перед Новым годом планируется направить в Южную Осетию группу врачей, которые будут оказывать жителя Беслана психологическую помощь. Эта акция будет проведена Общественным комитетом по оказанию помощи пострадавшим от теракта в Беслане, членом которого является и директор Института им. В.П.Сербского. Т.Б.Дмитриева рассказала о душепопечительской работе, которую проводит настоятель больничного храма в честь иконы Божией Матери " Умиление " при Научном центре социальной и судебной психиатрии. Священник Владимир Быстрый посещает пациентов Центра, немалая часть которых из которых – прибывшие на психиатрическую экспертизу заключенные. По словам директора Центра, немалую часть прихожан составляют сотрудники института. Многие дети из Беслана, находившиеся на лечении вместе со своими родителями, приняли Святое Крещение в больничном храме. Важным направлением деятельности Научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского является оказание помощи жертвам тоталитарных сект. " К нам нередко попадают пострадавшие от деятельности различных сект, нередко эти люди проходят по уголовным делам. Иногда суды направляют на экспертизу материалы о сектах, влияющих на психическое здоровье граждан " , – сказала Т.Б.Дмитриева, отметив, что особое беспокойство вызывает деятельность сайентологов, " которые вмешиваются во все сферы жизни " . Так, они осуществляли вербовку адептов среди пострадавших от теракта в Беслане, но впервые в истории современной России жители Осетии оказали решительное противодействие секте, подчеркнула директор Научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского.

http://pravoslavie.ru/12170.html

Arhiva Preedintele Departamentului Sinodal pentru binefacerea bisericeasc a înmînat distincii bisericeti colaboratorilor Centrului tiinific de sntate psihic 16 noiembrie 2019 14:41 15 ноября 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Целительница» при Научном центре психического здоровья в Москве. За богослужением молились сотрудники и пациенты Центра. По окончании Литургии владыка Пантелеимон произнес проповедь. «У нас есть возможность соединиться со Христом в Причастии и сподобиться возобновления того Дара Святого Духа, который мы получили при святом Крещении. Если пребывать в этом общении с Богом, то все в жизни можно будет перенести: болезни, трудности, скорби, испытания и саму смерть, — сказал, в частности, архипастырь. — Господь пришел на землю, чтобы помочь каждому человеку перенести трудности на жизненном пути и сподобиться Царствия Небесного. И особенно близко Господь с теми, кто страдает». Епископ Пантелеимон передал собравшимся поздравление Предстоятеля Русской Православной Церкви с 75-летним юбилеем Научного центра психического здоровья. «Заботясь об исцелении душевных недугов людей, вы удерживаете их от непоправимых поступков, облегчаете муки, которые приносят заболевания, помогаете вернуться к нормальной жизни. Ваш труд — это служение милосердия, в котором проявляется деятельная любовь к человеку, — отмечается в поздравлении Святейшего Патриарха Кирилла. — Отрадно, что коллектив центра осуществляет сотрудничество с Русской Православной Церковью, внося весомый вклад в развитие дисциплины пастырской психиатрии. Надеюсь на продолжение и расширение этого соработничества». Председатель Синодального отдела по благотворительности также лично поздравил сотрудников Центра и отметил, что пример их служения вдохновляет других врачей и другие лечебные учреждения правильным отношением к горю и болезням людей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5532853...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Либо пей по уставу, либо вовсе не пей " 09.06.2008 565 Время на чтение 10 минут При Никольском храме села Ромашково Одинцовского района Московской области более 15 лет существует община трезвости. Деятельность ее осуществляется в рамках " Душепопечительского центра имени преподобномученицы Елизаветы Федоровны " Дом милосердия " . Село Ромашково известно с XVI века и принадлежало дому Романовых. Уже в 1627 году здесь находилась деревянная церковь, а каменная была освящена в 1867 году. В 1941 году Никольскую церковь закрыли, а в здании разместили колхозный склад, а затем склад кинопленки. Осенью 1989 года был снова создан приход, а в 1990 году настоятелем церкви был назначен священник Алексий Бабурин. До того как принять сан, о. Алексий был врачом-психиатром, работал в Кардиологическом центре, занимался проблемами медико-психологической помощи при табакокурении. Когда отец Алексий принял сан священника, он не оставил медицину и работал по совместительству в наркологическом диспансере 11 г. Москвы, в Научном центре психического здоровья и проводил эту работу также на приходе. В 1995 при храме начала действовать община трезвости под руководством протоиерея Алексия Бабурина. До революции обществ трезвости по стране было около трех тысяч, и в них состояло около двух миллионов трезвенников, а в начале 1900-х годов были проведены даже два всероссийских съезда деятелей по борьбе с народным пьянством. " Многие святые отцы возглавляли общества, потом, когда начались гонения, их в первую очередь расстреливали, уничтожали " , - говорит отец Алексий. Общества трезвости просуществовали до 1930 года. Только в 1986 году возобновилась кампания по борьбе с наркоманией и алкоголизмом. " Но, к сожалению, подход был неправильным, - говорит о. Алексий, - сделали большой акцент на административные меры, борьба по-комсомольски: вывесим портреты всех пьяниц на доски позора и так победим алкоголизм. А когда бездумно что-то начинаешь делать, даже самые светлые идеи можно дискредитировать " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/09/...

Круглый стол «Священник и психиатр опыт взаимодействия» прошел в Москве 2 ноября 2017 г. 18:26 31 октября 2017 года в Научном центре психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ) в Москве прошел круглый стол «Священник и психиатр опыт взаимодействия», приуроченный к 25-летию освящения храма иконы Божией Матери «Целительница», расположенного в здании Центра. На встрече присутствовали священнослужители, окормляющие психиатрические учреждения, настоятели московских храмов, руководители и сотрудники Центра. Участники обсудили взаимодействие священнослужителей и врачей-психиатров в деле помощи людям, страдающим психическими заболеваниями. Перед круглым столом в больничном храме иконы Божией Матери «Целительница» был совершен молебен. «Церковь всегда имела и будет иметь попечение о здравии человека, не только духовном, но и телесном, сказал председатель епархиального отдела по церковной благотворительности по городу Москве протоиерей Михаил Потокин. Здесь и врачи, и священнослужители вместе делают одно дело, связанное с попечением о человеке». Храм в 1992 году обустроили в одном из помещений Центра сами сотрудники, а освятил его Святейший Патриарх Алексий II. Служить в нем стали священнослужители, прошедшие специальную подготовку по психиатрии, и эта традиция сохранилась до сих пор. Здесь считают: вера помогает исцелиться. Директор НЦПЗ Татьяна Клюшник заверила гостей: дирекция и сотрудники Центра открыты для сотрудничества. «Ведущие отечественные психиатры всегда относились и относятся к вере с большим уважением, как к важнейшему личностному ресурсу, на который можно опираться при лечении пациента. Поэтому сотрудничество психиатров и священников в деле помощи людям, страдающим душевными недугами, очень важно», сказал заместитель директора НЦПЗ по развитию и инновационной деятельности, профессор, доктор медицинских наук Василий Каледа. Главный вопрос, который интересовал священнослужителей: как определить, что человеку, который обратился в храм, нужна не только духовная, но и психиатрическая помощь?

http://patriarchia.ru/db/text/5053749.ht...

В Москве имеется уже большой серьёзный опыт сотрудничества врачей-психиатров и священников как из приходских храмов, так и из монастырей в деле окормления душевнобольных. Нередко именно благодаря священнику, по его благословению, “по послушанию” больной направляется к психиатру и в дальнейшем в течение многих лет принимает поддерживающую терапию. Церковь всегда продолжала и, безусловно, будет продолжать своё дело попечения, призрения душевноболящих. Почти при каждом храме, а тем более при монастырях, трудятся, несут послушание подобные больные. Нередко они работают почти в специально созданных условиях, по несколько часов в день, вместе с кем-то, кто понимает их состояние. Здесь, как правило, с пониманием относятся к тому, если они “устали” и не вышли на работу или неожиданно попросили отпустить их домой. 30 октября 1992 года, после освящения больничного храма во имя иконы Божией Матери Целительницы при Научном центре психического здоровья Российской академии медицинских наук, выступая перед психиатрической общественностью нашей страны, Святейший Патриарх Алексий II сказал: “На врачей-психи­ат­­ров и учёных возложена трудная и ответственная миссия служения делу духовного здоровья вверенных в их попечение человеческих душ. Служение врача-психиатра является в подлинном смысле искусством и подвигом по образу служения Самого Христа Спасителя, Который пришёл в мир отравленного человеческим грехом бытия для того, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке и утешении…”. 1 Долгауз (нем. Dollhaus) — букв. ‘дом для безумцев’, в русском литературном языке XIX в. психиатрическая больница называлась дом скорби, скорбный дом (встречается ещё у М. А. Булгакова), а психиатрический больной сострадательно назывался скорбный главою. — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/tserkov-i-psihiatriya-...

Для детей, у которых нарушен интеллект, речь, слух или зрение, давно составлены программы обучения, разработаны специальные методы и приемы работы, вузы готовят специалистов-дефектологов и логопедов, в стране создана сеть специальных образовательных учреждений для таких детей. Система же помощи аутичным детям только начинает развиваться. Сегодня родители ребенка с диагнозом «аутизм» оказываются перед огромной проблемой: как организовать помощь ребенку? Где найти специалиста, у которого есть опыт работы с такими детьми? Где может обучаться такой особенный ребенок? Диагностика Вопросами диагностики и подбора образовательного учреждения для детей со специальными образовательными потребностями на государственном уровне занимаются постоянные межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). ПМПК создаются из расчета одна комиссия на 10 000 детей, проживающих на одной территории, но не менее одной ПМПК на территории каждого субъекта РФ. Записывают ребенка на прием ПМПК по направлению учреждения здравоохранения. Заключение комиссии носит рекомендательный характер. При Институте коррекционной педагогики РАО действует консультативно-диагностический центр. Можно обратиться непосредственно в лабораторию содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями (заведующая – профессор Ольга Сергеевна Никольская) или в лабораторию дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии (заведующая – профессор Елена Антоновна Стребелева). Но научно-исследовательский институт не может организовать систематические занятия с детьми. Экспериментальные группы на его базе могут помочь лишь небольшому количеству детей. Получить консультацию можно также в Научном центре психического здоровья РАМН (главный научный сотрудник отдела по изучению детской психиатрии – профессор ера Михайловна Башина). Государственные учреждения специального образования Уже десять лет работает Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП) Департамента образования г. Москвы («Кашенкин Луг»). Специальных детских садов и групп для детей с аутизмом пока не существует. Устроить такого ребенка в массовый детский сад или общеобразовательную школу трудно (и даже опасно) и такие попытки могут закончиться крахом надежд родителей социализировать ребенка.

http://azbyka.ru/deti/igry-s-autichnym-r...

И это уже бесспорная угроза национальной безопасности, о чем было рассказано и показано на конкретных примерах в письме на имя нашего президента: «Новое поколение» (в Ярославле с 2002 г. «Церковь Божья») на Россию тоже имеет «грандиозные планы». Об этом внутри данной закрытой от внешнего наблюдения сетевой структуры, работающей на нашей территории для прикрытия идеологии, целей и задач своих «реабилитационных» центров под с виду благочестивым наименованием «Ассоциация " Родина без наркотиков " », ежегодно сектантами издаются специальные циркуляры. «вИдения» и распоряжения. Такие планы сектантских «делателей жатвы» больше похожи на стратегический план захвата территории России. Особо следует подчеркнуть, предваряя ознакомление читателя с основным текстом аналитической записки, что распространение этого достаточно нового для нашей страны социально опасного явления в первую очередь связано с активнейшим использованием лидерами данного направления нетрадиционной религиозной ориентации элементов психологического манипулирования и психического насилия. А порой и физического, как это описано в материале « Сектантский исход, или Как забирают на реабилитацию насильно ». Делается это не только с целью получения сверхприбыли, но и во многом для усиления геополитического влияния в регионе, пресыщенном подобными структурами заокеанских происхождения, продюсирования и режиссуры. Задача компетентных органов во взаимодействии со здоровыми силами общественников-патриотов, научного экспертного сообщества, традиционных религиозных течений разгадать этот ребус до того, как страну начнут окончательно и бесповоротно расщеплять на фрагменты при помощи наших же одурманенных психотехниками «отреабилитированных» сограждан. А лоббистов всех этих, по сути своей, антироссийских инициатив, работающих на антинаркотическом поле в статусе политологов, политиков, психологов, наркологов, организаторов здравоохранения в государственных учреждениях попросить освободить своим места для более достойных избранников своего народа, пришедших помогать ему, а не топить в завозных «духовных растворителях». Назовем данный продукт - секты именно так. И на 100% не ошибемся. «США при помощи сект хотят сбить Россию с духовного пути», - эту мысль нашего современника, врача-психиатра Федора Викторовича Кондратьева, доктора медицинских наук, профессора, судебно-психиатрического эксперта высшей категории, не один год проводившего экспертизу деятельности различных нетрадиционных религиозных движений в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, стоит по умолчанию держать в своем сознании: http://youtu.be/-QvxdbIAaEU Подтверждений этому факту не счесть. Но обо всем по порядку.

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

ОСК – О смерти крестной (1930)//Избранные богословские статьи. М., 2000. Статья в научном журнале EE – Evolution und Epigenesis (1930)//Der Russische Gedanke. 1930, Heft III. S.240-252. Статья в научном журнале БО – Богословские отрывки (1931)//Избранные богословские статьи. М., 2000. Статья в научном журнале ВО4 – Восточные Отцы IV в. Париж, 1931. Монография ВО58 – Византийские Отцы V-VIII вв. Париж, 1933. Монография ПРБ – Пути русского богословия. Париж, 1983. (1-е изд. – Белград, 1937). Монография Церковь: Ее природа и задача (1948)//Избранные богословские статьи. М., 2000. Доклад. (Англ. оригинал: The Church: Her Nature and Task) НТ – Ночная тьма (1948)//Избранные богословские статьи. М., 2000. Статья в научном журнале. (Франц. оригинал: Tenebrae Noctium: Position d’un chrétien de l’Eglise Orthodoxe russe) УБМ – Утрата библейского мышления (1951)//Избранные богословские статьи. М., 2000. Статья в научном журнале. (Англ. оригинал: The Lost Scriptural Mind) ХЦ – Христианство и цивилизация (1952)//Избранные богословские статьи. М., 2000. Статья в научном журнале (Англ. оригинал: Christianity and Civilization) ВПЭ – Век патристики и эсхатология. Введение (1955)//Избранные богословские статьи. М., 2000. Доклад. (Англ. оригинал: The Patristic Age and Eschatology. An introduction) ЭПЦ – Этос Православной Церкви (1959)//Избранные богословские статьи. М., 2000 ГП – Св. Григорий Палама и предание Отцов (1960)//Избранные богословские статьи. М., 2000. Доклад. (Англ. оригинал: St. Gregory Palamas and the Tradition of the Fathers)   МОЛЧАНИЕ КАК СЕМИОЗИС В ПРАКТИКЕ И МИСТИКЕ ИСИХАЗМА I. Эпистемологическая преамбула. Мы ставим задачу представить схематическую реконструкцию икономии молчания в исихастской традиции, при этом развив интерпретацию этой икономии как семиозиса, в котором молчание выступает как своеобразный «негативный порождающий принцип». Феномен молчания и его проблематика в диахронии имеют на редкость древнюю и богатую историю, в синхронии же они необычайно многоаспектны – и потому неудивительно, что единой концептуальной основы для всей столь обширной темы до сих пор не создано. Поэтому прежде всего мы бегло опишем семантическое гнездо и концептуальный ландшафт молчания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010