Не может быть сомнения, что в видимых странностях он проявлял образ юродства, которым прикрывал свои высокие добродетели. Возможно и другое объяснение. Старец Феодот, подвизаясь всю свою жизнь в глубоком смирении, подобно древним великим подвижникам, считал себя ниже всякой твари. В житии преподобного Арсения Великого читаем, что когда он (Арсений) пришел в скит и просил, чтобы отцы приняли его в свое общество, то преподобный Иоанн Колов, искушая его, поистине ли Арсений отвергается себя сидя за трапезой, бросил с презрением ему сухарь с такими словами: «Аще хощеши, яждь...» Арсений помыслил в себе, говоря: «Сей старец ангел Божий есть и прозрел, позна же мя горша суща паче пса, яко псу поверже ми хлеб, и подобает ми, да яко пес снем данную ми пищу». Преклонися убо долу, пойде руками и ногами по земле, аки некое четвероногое животное, и взем усты своими посмаг и иде во един угол и тамо лежа на земли снеде» 443 . Зная глубокое смирение старца Феодота, нельзя сомневаться, что и он, подобно Арсению Великому , также при всяком случае смиренномудрствовал. Понятно, что иначе не могло быть, так как многие благоговели перед его добродетелями, готовы были оказывать ему всякое внимание и предлагали ему первое место в доме; но он всегда уклонялся от почестей и садился на земле ниже всех, не равняя себя даже с людьми и считая себя недостойным. Точно так же во всю жизнь он не имел своей келлии не потому, что ему не хотели дать ее наравне с другими братиями, а потому, что он сам не желал иметь ее, считая себя недостойным иметь жилище человеческое. Всматриваясь внимательно в деяния великих самоотверженников, замечаем, что они в смиренных своих мудрствованиях не разнятся между собою. Преподобный авва Моисей Мурин, когда был выгнан из алтаря, укоряя себя, говорил: «Добре сотворили тебе, черноплотне! Аще неси человек, то почто ходиши между человеками?» Блаженный Андрей юродивый, будучи замерзаем от стужи, хотел согреться между псов, но те, вероятно, почувствовав в нем власть, какая была в Адаме до падения, удалились от него. Святой, смиренномудрствуя, говорил себе: «Грешного Андрея ниже псы приемлют в свое общество!» Наш отечественный подвижник старец Парфений Киевский говорит: «Познах себя горша быти зверей, скотов и всякия гадины». Что может быть выше сего самопознания 444 . Святые отцы говорят, что эта добродетель дается уже совершенным и есть верх совершенства. Не сомневаемся, что и старец Феодот достиг сей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

«Не ты ли, продолжал старец, говорил мне, чтоб я сказал тебе то, что сказал бы самому себе? Когда приступят к тебе похоти, и ты попустишь им войти, потом будешь бороться с ними: то посредством этого делаешься искуснее. Я говорил это тебе, как себе. Но когда приступят похотения к новоначальным: то им неполезно впускать их; они должны немедленно отвергать их от себя» 380 . Из ответов самого Пимена Великого , когда уже он сделался наставником монашествующих, по подобному же обстоятельству, видно, что допуск в себя блудных помыслов воспрещался инокам, сочувствовавшим страсти, дозволен был проводившим жительство небесное 381 . Существование этого делания объясняется возвышенным духовным преуспеянием вообще монашества тех времен: очевидно, что для такого подвига необходимо состояние бесстрастия. Позднейшими Отцами это делание, как очень опасное, и, вероятно, вследствие несчастных опытов, воспрещено для всех вообще иноков. «Не попусти, – сказал святой Исаак Сирский, – уму твоему искуситься блудными помыслами или мечтанием лиц, имеющих на тебя влияние, полагая, что ты не победишься ими; потому что таким образом премудрые омрачились и были осмеяны» 382 . Нам необходимо держаться этого наставления. Из жизнеописаний святых угодников Божиих видим, что некоторые из них выдержали сильнейшую и продолжительную борьбу с блудными помыслами и ощущениями, переходя из состояния страстного в бесстрастное. Этому подверглись не только такие подвижники, которые проводили предварительно развратную жизнь, каковы преподобные Моисей Мурин и Мария Египетская, но и девственники, – Симеон Христа ради юродивый, Иоанн Многострадальный печерский и другие. Лютость борьбы возвела их к усиленным, сверхъестественным подвигам. А как дар Божественной благодати всегда бывает сообразен и соразмерен предшествовавшим скорби и труду: то упомянутые святые сподобились, соответственно необыкновенному подвигу и лютости попущенной им брани, необыкновенных благодатных даров. И борьба и подвиг их были особенными событиями в подвижничестве: они не могут служить вполне руководством для всех подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Но по неопытности не знаешь, как отыскать его. Не хочешь ли, я научу?.. Сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит. В этом я тебя могу уверить честным моим словом, если только ты веришь моей чести. Начни, так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки и ты останешься совсем нагая! Прощай тогда и порфира царская (мантия), и корона царская, и жемчуга, и драгоценные камни, и древа райские, и Ангелы, и Сам Бог с Пречистой Матерью – все это отлетит от тебя. А теперь все это с тобой. Только ты еще не видишь. А со временем увидишь и ужаснешься (прп. Анатолий, 18). Пишешь, что тебе кажется, ты лишняя, хотя этого тебе никто не говорил. И спрашиваешь, отчего это? Тебе эту задачу разрешил бы наш почти всякий послушник: «От того, что ты не первая». Если бы у тебя было чувство христианского смирения, ты никогда и не подумала бы, что о тебе обязаны другие помнить; что ты стоишь того, чтобы быть в ряду; словом, что ты не лишняя. Тотчас же просишь совета, как от этого избавиться... Как избавиться, давно изрекла Истина: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ) (прп. Анатолий, 18). Прочти у аввы Дорофея в середине 14 поучения о лестнице. Прочти, да заруби, хорошенько заруби где-нибудь у себя. И благодушествуй. Если бы ты помнила эту лестницу, то не поспешила бы смутиться, что в сердце не можешь смириться. Ну, скажи, пожалуйста, куда ты лезешь! Ведь ты сигаешь-то целиком на верхние ступеньки. Посвящаемый во иеродиакона великий Моисей Мурин на оскорбление его сказал: «Смутился и не говорил!» А каширская преподобная не хочет равняться с Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Отчаиваются те из христиан, которые, зная за собою множество тяжких грехов, падают духом и теряют надежду на свое исправление и помилование от Бога. Обуреваемые греховными страстями и навыками, такие люди иногда говорят: «Где нам спастись? Мы люди грешные, до того запутались в сетях греховных, что не смеем и думать о помиловании. Много раз мы каялись, много раз желали исправиться, однако не сделались лучшими». От других, к великой скорби, приходилось услышать: «Погибать, так погибать: все равно меня Бог не простит!» Говоря так, эти люди глубже падают в бездну зол. Чем образумить таковых? И как подать им руку помощи, чтобы исхитить их из власти сатаны? Одно надо нам твердо знать и никогда не забывать: не должно отчаиваться ни в каком состоянии. Отчаяние есть смерть души. В самых тяжких грехах можно покаяться и получить прощение. Многие отчаяннейшие разбойники и душегубцы не только получили прощение при искреннем покаянии и исправлении, но и достигли святости: Моисей Мурин, Варвар-разбойник (память его 6 мая) и другие. Это Господь дает нам пример, чтобы мы не отчаивались, как Иуда, а принесли покаяние и через это спаслись. Тебя сатана приводит к отчаянию, когда говорит в сердце твоем: «Нет тебе спасения, ты много согрешил». Ты отвечай ему: «Ты осужденный, а не судия; тебе нет спасения, но уготован вечный огонь. Моя надежда и спасение – Христос Бог, Который пришел в мир грешныя спасти». Злой дух никогда не теряет надежды на гибель нашу, тогда как мы отчаиваемся в собственном своем спасении (святой Дионисий Великий). Как бы грехи наши ни были велики и сколько бы их ни было, мы отчаиваться в получении милости не должны: слово Божие уверяет нас, что несть грех побеждающий милосердие Божие («Афонские подвижники»). Погрешив, позаботься, в научение смирению, не бегать покаяния, потому что покаяние вместе с Божиим человеколюбием изглаждает и прежние, и настоящие грехи. Любите епитимии. Как спасительны епитимии и другие меры исправления! Они – путь в рай (преподобный Феодор Студит).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Патермуфий и Коприй. 2 июля. Лонгин Евнатский, Иосиф, Нисферой, Петроний, Питирун и Сармат. В субб. с. Нитрийские: Памва. 18 июля. Аммоний, Афр и Ниор. В субб. с. Панефизские: Пиннуфрий и Херимон. Субб. с. Скитские: Агафон. 2 марта. Исаия. Субб. с. Моисей МурИн.25 авг. Тавеннисиотская Исидора, юродивая. 10 мая. Фермский Феодор. Субб. с. Евлогий. Субб. с. Таисия. 8 окт. Амфилохий, еп. Иконийский. 23 ноября. Домнина и дочери ее, Виринея и Проскудия, мучч. Иерапольские. 4 окт. Кириак св., явльший крест Господень царице Елене. 28 окт. Макрина преп., сестра Василия В. Субб. с. Евлагий, еп. Кесарии Капп. Субб. с. Аркадий, преп. Кипр. 6 марта. Нифонт, еп. Кипрский. 23 дек. Текуса, Александра и другие, семь дев, мучч. Коринфские. 6 ноября. Трифиллий, еп. Левкусии Кипр. 13 июня. Василисса св., жена муч. Мелитинского Евдоксия. 6 сент. Иулиан, пустынник Месопотамский. 18 окт. Отрий, еп. Мелитинский. 17 апр. Нонна прав., мать Григория Богослова . 5 авг. Павел, еп. Неокесарийский. 23 дек. Еввула св., мать Никомид. муч. Пантелеимона. 30 марта. Препп. Писивийские: Иерия, Вриенна и Фоманда. Субб. с. Платонида. 6 апр. Клеопатра, блаж. Палест., и сын ее Иоанн. 19 окт. Снандулия, преп. Персидская. 3 ноября. Иосиф Аналитин, преп. Раифский. 14 янв. Сирийские преподобные: Акепсим. 3 ноября. Мафсима. 23 янв. Палладий. 28 янв. Малх. 26 марта. Марфа, мать Симеона Столпника. 1 сент. Зотик (сиропитатель, преп. Цареградский). 30 дек. Феодул, епарх времен Феод. Вел. 3 дек. Ахафодор, Василий, Евгений, Елпидий и Ефрем, епп. Херсонские, мучч. 7 марта. Александр и Маркеллина свв., родители муч. Астиона, 7 июля. Каллисфения св., дочь муч. Давикта. 4 окт. Полихромий преп., муч. от ариан. 7 окт. 403.             Епифаний, архиеп. Кипрский. 12 мая. 405.             Макарий Александрийский, преп. Келлийский. 19 янв. 407.             Иоанн Златоустый, архиеп. Цареградский. 14 сент. 409.             Вассиан, еп. Лавдийский. 10 июня. 410.             Евпраксия, преподобная Фиваидская. 25 июля. Перенесение мощей мучч. Персидских в Мартирополе. 16 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

…по строгановскому лицевому подлиннику… — Имеется в виду традиция изображения святых в одной из иконописных школ на Руси, сложившихся в XVI и XVII веках. 174 …преподобному Моисею Мурину…— Моисей Мурин (325–400) — христианский святой. По преданию, в молодости был атаманом разбойников, но раскаялся, удалился в монастырь и предался подвижничеству. Судя по словам Лескова о мадьярском происхождении святого, он смешал его с Моисеем Угриным (ум. в 1043 г.), оскопленным за отказ от связи со знатной полькой, в плену у которой он находился. Оба имени звучат сходно, схожи иконописные изображения обоих святых. См., например, собрание гравюр А. В. Олсуфьева в Гос. Публичной библиотеке в Ленинграде, т. 4, л. 68 и т. 5, л. 56. 175 Он не сумасшедший? — Разве с точки, зрения доктора Крупова. — Крупов, герой одноименной повести Герцена, считал, что человечество больно безумием и его история — биография сумасшедшего. Причина этого безумия — социальное неравенство. 176 Tante Grillade (франц.) — буквально: тетка (по прозвищу) Жареное мясо. 177 …предметом внимания Луи-Бонапарта… но с тех пор, как, он сделался Наполеоном Третьим…— Племянник Наполеона I, президент Французской республики Луи-Бонапарт, в результате переворота 2 декабря 1852 года провозгласил себя императором Франции под именем Наполеона III. 178 «Пир Лазаря». — В евангелии от Луки (гл. XVI) описывается нищий Лазарь, питавшийся крошками со стола богача: в этом и заключается иронический смысл «пира». 179 Консоматер (от франц. consommateur) — гость, потребитель. 180 Каинов сын. — Сын Каина Енох, по библейскому преданию, был продолжателем нечестия своего отца. 181 Нельи — предместье Парижа. 182 Поплеванник — то есть пеклеванный хлеб. 183 Холодно, странничек, холодно; Голодно, родименький, голодно! — строки из поэмы Некрасова «Коробейники» («Песня убогого странника»). 184 А лягушки по дорожке…— Шерамур поет популярную детскую песню. 185 И вы подобно так падете…— это державинское переложение 81-го псалма действительно подвергалось цензурным запретам и было напечатано лишь в 1808 году. 186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Поднебие её – как бы оловянное. А небосклон, не обозначаемый ни холмами, ни буграми, передвигается незаметно. От того пустыня кажется безбрежным морем песчаным; и вероятно, она некогда была дном океана. Тут ощутительно движение времени, но незаметна убыль пространства. Тут чувствуешь себя иначе, нежели в нильской долине. Там душа развлекается разнообразием видов и живёт как бы чужою жизнию: а здесь сосредоточивается в себе самой и видит только свои мысли, – одни, как яркие лучи, другие как зияющие молнии и зарницы, иные, как падающую росу, некоторые, как льющиеся слёзы. День был знойный. Чем далее подвигались мы вглубь пустыни, тем более томились от жажды по причине крайней сухости воздуха. Я часто пил воду, благодаря Творца, подавшего нам сие живительное благо. Не помню, в какой степени тепло было во мне чувство благодарения Ему за это благо у Невы и Дуная, у Волги и Оронта, у Иордана и Нила; но в нитрийской пустыне оно было пламенно. Вода тут ничем не заменима. Напротив, она, носимая всюду, заменяет путнику и освежающий ветерок, и прохладную тень, коих нельзя водить за собою. В три часа по полудни я пешком пошел за поездом своим и, подозвав к себе Ивана, велел ему нести малый мех с нильскою водою. Он прицепил его к палке и перевесил за плечо. Идём и разговариваем. «Какая страшная пустыня!» – сказал Иван. Несравненно хуже иорданской! Там у Мёртвого моря есть трава, цветы и дерева. А здесь один песок. Не отсюда ли дорога в ад? – Нет, Иван. Дорога туда лежит прямо из питейного, или позорного дома, от картёжного стола, и оттуда, где буйным делает человека гордость, или ненависть, или кровавое мщение, или уныние и отчаяние, или Иудино предательство. А здешним путём многие грешники уходили из мира, дабы там, в дальней пустыне, жить для одного Бога. – Как называется эта пустыня? – Нитрийская, потому что в ней прежде добывали и теперь добывают нитр, по-нашему – нашатырь. Мы увидим место зарождения его. – Какие святые там жили? – Их было очень много. Знаменитые же из них были: два Макария, Памва, Моисей Мурин, Арсений, Пимен. – Когда они жили? – Спустя 300, 400 и 500 лет после рождества Христова. – Ужели и теперь находятся там монастыри? – До сих пор уцелели четыре. В них живут коптские монахи. – Вы видели этих монахов в верхнем Египте. Зачем же поехали сюда, в такую пустошь, где с голоду умрет и смерть? – Есть сердечная потребность к тому. Я желаю узнать в пустыне: какие души далеки от царствия Божия, какие близки к нему, какие праведны, преподобны и богоносны, какие строги к себе самим, и какие слабы, какие ни теплы, ни холодны; каким искушениям они подвергаются, и как избегать их. Кроме этого, я желаю знать, как жития святых поясняют св. Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пр. Моисей Мурин . Сведения о нем в Лавсаике (§ 21) Палладия, который был в пустыне вскоре после его кончины, если не до кончины; в Достопам. Сказаниях. стр. 156. сн. Созомена кн. VI. гл. 29. Кассиодора (Hist. mripl. lib. VIII. с. 1.) Преп. отцы Феодосиевой пещеры в Киеве . Памяти сих преподобных выписаны нами но листу, изданному в Киевопечерской лавре 1871 года. В нем они поставлены по порядку, как мощи их лежат в пещере. Так как те из них, коих время известно, относятся к векам, а древнейшие их подвижники почивают в Антониевой пещере; так как почивающие в Антониевой пещере отличаются еще тем, что имеют особенные дни служения им; тогда как почивающим в Феодосиевой пещере положена служба всем вообще вместе 28 августа; то справедливо предположение, что и другие подвижники Феодосиевой пещеры относятся к XIII-XV векам. По преосв. Филарет, распределяя их точнее по векам в хронологическом указателе (Русск. святые, в конце листы 5 и 7): одних относя к XIII в., других к XIV, кажется, не имеет твердых оснований к сему. 29 Усекновение главы Иоанна Предтечи . Празднование сего дня в церкви весьма древне. Свидельства о нем восходят к 5 веку. В сакраментарии папы Геласия (492–499) он значится в числе праздничных дней. Есть свидетельства о нем у Петра Хрисолога , еп. равеннского († ок. 450), Хрисиппа пресвитера иерусал. (V в.), Василия селевкийского († 158). (Сн. Binmerim V, 381). Папеброх догадывается, что в сей день освящена церковь в Севасте, построенная Константином В. или еще материю его Еленою и в нее принесено тело Иоанна, находившееся в подгородном месте, где погребли его ученики его, и положено с телесами пророков Елиссея и Авдия. (Деян. св. Jun. IV, 706). Думают, что церковь избрала сей день, как день памяти Иоанна, за неимением исторических известий одни его кончины, по своему праву (suo jure). По евангельской же истории усекновение было пред праздником Пасхи, след. в конце февраля или в марте. В евангелии Матфея говорится, что оно было пред насыщением 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами ( Мф. 14, 10–12 ), а по евангелию Иоанна (6,4. 5) насыщение сие было пред пасхою: беже близ пасха – праздник жидовский. (См. 24 февр.). 30

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

России. М., 1995. Цв. табл. - М. представлен фронтально в рост, человеком преклонных лет, с короткой бородой, в монашеской одежде, с куколем на голове, со свитком в левой руке, правой благословляет; «Киим святым каковые благодати исцеления от Бога даны» (2-я пол. XIX в., частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. С. 216-217, 401. 138). Эта же схема использована на переносном (походном) иконостасе (XIX в., Урал?, ГРМ), на к-ром в составе 3-го ряда показаны святые помощники в недугах и нестроениях, в т. ч. М. и мц. Фотиния (см.: Образы и символы. 2008. Кат. С. 252-253). Икона-«лечебник» ветковского письма состоит из 28 отдельных клейм, группирующихся в 6 рядов вокруг центрального образа Господа Вседержителя на престоле; М. и мц. Фотиния находятся в центре нижнего ряда (Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф. Г. Шклярова; см.: Нечаева. 2002. С. 215-218). В ветковской иконописи М. вместе с мц. Фотинией обычно присутствует на полях икон Богоматери «Огневидная», которая, по местному поверью, спасает от пожара; он в монашеских одеждах и в клобуке, благословляет двуперстно (см.: Нечаева. 2002. С. 134-136; Живая вера. 2012. С. 330-331; а также икона сер. XIX - нач. XX в., ГИМ)). Мученики Никита, Уар, М. и мц. Фотиния написаны на полях 4-частной гуслицкой иконы с образами Пресв. Богородицы: «О Всепетая Мати», Днепрская, «Взыскание погибших», «Умягчение злых сердец» (собрание свящ. Михаила Егорова, Павловский Посад; см.: Гуслицкая икона) - М. стоит внизу на левом поле, его глава покрыта клобуком, борода короткая и редкая, в левой руке свернутый свиток. На правом поле 9-частной невьянской иконы посл. четв. XIX в. М., с окладистой бородой средней длины, также держит свиток, ниже расположены прп. Моисей Мурин и сщмч. Антипа Пергамский, на левом поле - прор. Илия, преподобные Феодосий Печерский и Паисий Великий (см.: «Писан быть сей святый образ…». 2011. Кат. 152. С. 195). В качестве «путной», т.

http://pravenc.ru/text/2562384.html

Стенописи в церкви с. Ковалева близ Новгорода сделаны, как видно из записи над входными дверями внутри храма, повелением раба Божия Афанасия Степановича в 1380 году 177 . В куполе сохранились: Спаситель, ангелы, апостолы или пророки (нельзя разобрать); в алтарном полукружии мы разобрали под слоем извести несколько святителей, из которых один держит свиток с надписью: «Боже святый, почивая на святых иже пресвятым гла...». Это Василий Великий или св. Златоуст, так как надпись свитка взята из молитвы трисвятого, находящейся в литургиях этих двух святых отцов. На северной стене средней части храма вверху снятие со креста и положение в гроб (гроб Иисуса Христа в виде пещеры), ниже преображение Господне и «Предста Царица»; еще ниже три святых воина с копьями. На южной стороне уцелели единоличные изображения; в арках возле этой стены царь и царица в диадимах; а на своде воскрешение Лазаря; в северо-западной арке две мученицы с крестами, в коронах. Несколько единоличных изображений находится также на стенах северной (Моисей Мурин и Ефросин к СЗ углу) и западной (Никита великомученик, мученица, два столпника, в числе которых Симеон) и на столпах храма (на СЗ воин с щитом, украшенном гербом со львом, на Ю – преподобный со свитком). Цельная роспись, насколько можно судить о ней по этим фрагментам, не представляла значительных  уклонений от Нередицкой. Стенописи Успенской церкви с. Волотова близ Новгорода. Церковь построена в 1352 году, как это видно из летописи 178 , и расписана, вероятно, в то же время 179 . В начале XVII века она опустошена шведами и в 1630 г. исправлена; древние стенописи ее также были исправлены в это время. Как стенописи первоначальные, так и позднейшие имеют здесь своих представителей: от первых сохранилось одно изображение в алтарной апсиде: оно найдено под толстым слоем штукатурки и повреждено ударами кирки: по всей вероятности насечки эти сделаны были при возобновлении древних стенописей в XVII в. для того, чтобы крепче держалась новая штукатурка; видеть в этой подробности следы шведского или литовского фанатизма нет оснований; остальные наличные стенописи Волотовской церкви относятся в XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010