Моисей потерял сознание от жары. Только тогда игумен начал догадываться, зачем пришел этот изверг. Разбойника внесли в помещение. Придя в себя, он сказал только: «Исповедуй меня, отче». Исповедь была страшной Исповедь была страшной и длилась очень долго. После нее Моисей стал жить в числе братии, принявшей его так недоверчиво поначалу. Думал ли он, примет Бог его покаяние или не примет? Примут его братия или нет? И сколько людей думает об этом: «Меня Бог не примет — я в жизни такого понаделал!» Но в нем была решимость, которая, по слову святых отцов, одна и отделяет святого от обычного человека. «Не ходите к этому лживому монаху!» Бывшему бандиту назначили самые тяжелые и неприятные послушания. Он выполнял их и втайне, ночью, делая тяжелую работу за других монахов, приносил воду старцам в отдаленные кельи. Прошло несколько лет, и игумен благословил монаха подвизаться отдельно. Там на него впервые и напали бывшие соратники — конечно, не подозревая, с кем имеют дело. Моисей в одиночку связал четверых разбойников и на своих плечах отнес к ногам игумена. Тот велел развязать и отпустить их. И пораженные всем произошедшим, бандиты... пожелали остаться в числе братии. Моисей Мурин не забывал, кто он, кем он был. И прежние привычки не давали себя забыть: как и преподобная Марии Египетская, он долго и жестоко боролся с блудной страстью. С гневом. Со своим неистовым нравом. И как ему давалась эта борьба, мы можем только догадываться. Молва о подвижнике распространяется быстро. Моисея пытались разыскать слуги знатного человека, чтоб организовать встречу с «высокодуховным лицом». «Не стоит ходить к этому лживому, недостойному монаху», — сказал он этим слугам, встретив их по дороге. Его смирение решил проверить епископ перед тем, как рукоположить в священный сан. Он попросил мальчишек-алтарников искусить подвижника. Те стали дразнить Моисея, попрекать его цветом кожи, кричать, что он недостоин переступить порог алтаря. И тот встал перед детьми на колени и сказал: «Вы даже не подозреваете, насколько я недостоин не то что переступить порог алтаря, но даже порог церкви!»

http://pravoslavie.ru/82018.html

В-упор-не-видение рядом с собой меньших братьев и сестер прп. Марии Египетской, сщмч. Киприана, прп. Моисея Мурина (в прошлом — блудница, колдун, разбойник) зачастую связано с тем, что мы ограничиваем представление о тех или иных святых завершающей стадией их жизненного поприща. Если мы видим их в призме одержанной ими победы над грехом, но видим в целом — это нормально. Другое дело, что если мы ограничиваем свое видение личности святого этим завершающим этапом, то даже о прежних грехах его когда слышим, все равно воспринимаем их так, словно этот человек уже тогда был тем , кем стал в итоге своего жизненного подвига, как будто тогда был просто временный этап, а человек изначально уже был другой. Поэтому (если руководствоваться таким пониманием) прп. Моисей Мурин — это, пусть когда-то и грешивший крепко, но святой, а какой-нибудь современный рецидивист — это отброс общества, на исправление которого надеяться глупо. И прп. Мария, и сщмч. Киприан, и прп. Моисей Мурин, и другие святые, чья жизнь складывалась весьма негладко в духовно-нравственном отношении — вряд ли мы, глядя на них в не лучший период жизни, всерьез допустили бы мысль, что они когда-нибудь покаются и возродятся для жизни вечной. Многие их современники, мнившие себя благочестивыми, тоже не думали. Однако ж, вот… И где теперь те современники, а где они? В-упор-не-видение рядом с собой меньших братьев и сестер вышеупомянутых грешников, просиявших в лике святых, зачастую связано с нашей неспособностью отрешиться от однобокого видения святых: не в целом как бы сквозь их победу, а  ограничиваясь ею. Отсюда недооценивание усилий, направляемых «меньшими» к исправлению, при недостаточно устойчивом результате. На святого мы смотрим как бы сквозь результат и знаем: что бы он ни совершил на пути к святости, он все равно победитель, а «победителей не судят». Однако на своего ближнего мы смотрим не сквозь его будущие достижения (они нам неизвестны) и не сквозь неизгладимый в нем образ Божий (а следовало бы), но сквозь его грех.

http://pravmir.ru/prepodobnaya-mariya-eg...

а) Чаще всего его обличают угрызения и мучения совести. Совесть – это голос нелицемерного и неподкупного суда Божия в душе человеческой. Примеры такого действия совести в обличении человекоубийства многочисленны и разнообразны. Один разбойник, по имени Давид, до того привык убивать людей, что проливал кровь человеческую без всякого смущения совести, как кровь животных, и сделался предводителем шайки подобных себе злодеев. Раз, по устроению Божию, в минуты уединенного размышления, вдруг пробуждается в нем совесть – и он оставляет все и предается самому строгому покаянию. И вот другой подобный пример. Один разбойник, по имени Варвар, своими злодеяниями наводил ужас на все окрестные страны. Однажды после грабежа и пролития крови человеческой, обремененный сокровищами, он уединяется в пещеру, чтобы пересмотреть сокровища, добытыя новым убийством. В уединении пещеры его ничто не развлекало; и тогда, смотря на сокровища, он спросил себя по совести: для чего всего это?.. В эти минуты совесть восстала страшным обличителем разбойника, и – тот, кого не могли уловить никакие преследования, является сам пред служителем Божиим и говорит: «я разбойник! Злодеяния мои безчисленны: я грабил, убивал! если знаешь, отец мой, что Бог примет мое покаяние, то, чем угодно, обяжи меня, я все готов исполнить. Если же нет, то вот меч, вели им убить меня!» б) Иногда бывает так, что человекоубийца, страшась законного преследования и суда, тотчас по совершении злодеяния старается только о том, чтобы подавить упреки и мучения совести, скрыть следы убийства и отклонить от себя подозрения; но при этом, в смущении совести, своими странными поступками более открывает, чем скрывает, следы убийства и признаки подозрения. в) Бывает и так даже, что смущение совести производит в нем некоторое помешательство, так что невинно проливший кровь человеческую сам выдает себя убийцею и признает над собою непосредственный суд Божий. Вот один из таких примеров, записанных историею. Феодерик, царь варваров ост-готфов, когда овладел Италиею, по клевете и неосновательному подозрению, вопреки убеждениям своей совести, папу Иоанна уморил в темнице, знаменитого сенатора Боэция замучил в страшных пытках, тестю его Симмаху отсек голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

гг) «иди убо ко мравию, о лениве, и поревнуй, видев пути его» ( Притч. 6, 6–11 ). (Част. V). Итак, братие, будем избегат праздности, как самой гибельной язвы для души и тела. Б. Удалившись от гибельной праздности, полюбим честный труд, отрезвляющий душу и укрепляющий телесные силы. а) Труд изначала назначен человеку от Бога, Который Адаму и Еве еще в блаженном их состоянии повелел возделывать и хранить рай. ( Быт. 2, 15 ). б) Потом, после грехопадения прародителей, труд добывания в поте лица насущного хлеба хотя и был назначен Адаму как наказание за его преступление, но наказание это, по милосердию Божию, имеет значение не столько карательное, сколько очистительное и исправительное, в особенности же предотвращающее от грехов. Труд смиряет человека и приводит его к сознанию своей немощи и зависимости от Бога, отгоняет от человека дух праздности, уныния и беспечности, воспитывает душу в терпении, воздержании и вообще упорядочивает всю жизнь нашу, доставляя человеку здравие и долгоденствие. в) Приведем здесь несколько библейских и церковно-исторических примеров трудолюбия. «Господь наш есть величайший учитель трудолюбия». Трудясь до вступления Своего на дело общественного служения в доме древоделя Иосифа, Он затем всю остальную жизнь провел в непрерывных трудах. Он говорил апостолам: пойдем в ближния селения и города, чтобы Мне и там проповедывать; ибо Я для того пришел ( Mapk. I, 38 ). – Он же говорил им: Отец Мой до ныне делает и Я делаю. (Иоанн. V, 17). «Ап. Павел также есть великий наставник трудолюбия». Она пишет, что по одинакости ремесла, он остался у благоч. евреев Акиллы и Прискиллы и работал; ибо ремеслом их было делание палаток ( Дeяh. XVIII, 3 ) – Ибо вы помните, братья, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие ( 1Coл. II, 9 ). «Святые подвижники также отличались дивным трудолюбием». Авва Марк отшельник, в продолжение шестидесяти девяти лет, которые прожил близ монастыря Пентуклы, показывал редкий образец постоянного трудолюбия. Постясь по целым седмицам, так что некоторые считали его бесплотным, он день и ночь проводил в трудах для того, чтобы подавать милостыню Христа ради, и подавал ее бедным, а сам ни от кого ничего не принимал. Узнав об этом, некоторые христолюбивые люди пришли было к нему с подаянием: но старец сказал им: «я не беру, потому что по милости Божией мне достаточно моего рукоделия, чтобы содержать себя и приходящих ко мне». («Луг духовн.» гл. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Господь заповедал нам любить образ Божий в людях, ведь мы потомки созданного по образу и подобию Божьему Адама. Ненавидеть следует грех, которым, как Вы сами и написали, запятнаны после грехопадения абсолютно все. Святые отцы, когда видели великих грешников, плакали о них и молились о том, чтобы они встали на путь исправления. Ведь искра Божия есть, опять же, в душе у каждого, так что, пока человек жив, кто бы он ни был, он покаяться может — поэтому долготерпеливый Господь крайне редко поражает грешника смертью сразу же после совершения греха. Моисей Мурин, преподобный Давид, мученик Варвар до прихода к покаянию были жестокими разбойниками. Господь как раз и любит нас всех и до последней секунды нашей жизни стучится в сердце каждого. Кстати, насчёт фашистов и им подобных — это очень хорошо показано в фильме «Список Шиндлера» (хотя его создатели — не христиане… что снова доказывает, что душа по природе христианка). Там буквально видишь, как у главного героя в душе разгорается Божья искра, а главный антагонист, хотя Господь его через разных людей призывает к покаянию, эту искру отталкивает — при том, что в обычное время их бы под лупой друг от друга не отличили, были бы вялые грешники, «как все», погрязшие в «мелких», «повседневных» грехах вроде блуда и чревоугодия. А судить, кто достоин любви, а кто нет… Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете». Образ Божий, повторюсь, есть в каждом человеке. Всё буквально в том, что мы ненавидим грех, и любим Бога, человека и мир. Нетерпимость ко греху — вот предмет брани для православных. Для злодеев наша любовь в том, чтоб не давать им плодить грех, чтоб остановить их в этом. Как это делать? Нужно убеждать, а если не получается, то применять силу. А для особых “специалистов” применять без жестокостей суд и смерть. В последнем ряду неизлечимые маньяки и человекоубийцы. Научитесь жалеть людей, даже фашистов. Ведь если они не покаются, то за свои грехи попадут в ад, это очень страшно. И мы тоже сделаны из того же теста, и если не покаемся и не исправимся, будем осуждены Богом. Полюбите и себя по-христиански и перестаньте грешить.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-ljubit-t...

Дух – это то, что в человеке в первую очередь обращено к Богу. Можно сказать, что это способность к жизни с Богом как таковая, которая является даром, нами от Бога полученным. Тот, кто крестился в сознательном возрасте или присутствовал на таинствах Крещения и Миропомазания, помнит, скорее всего, слова, которые произносит священник, помазывая крещаемого миром: «Печать дара Духа Святаго». Что это за дар Духа Святаго? Это дар, в котором Господь дает человеку Самого Себя, и через это наш дух оживотворяется, мы получаем возможность пребывать с Богом и в этой земной жизни, и в вечности. И дальше этот дар Духа Святаго может либо в нас раскрываться, если мы даем Богу действовать в себе, либо постепенно угасать, если наша жизнь противоречит евангельским заповедям. Дар духа в человеке неистребим, каким бы грешником он ни был. Преподобный Григорий Синаит сравнивает его с жемчужиной, которую можно зарыть в грязь, засыпать всевозможным хламом так, что потом почти невозможно будет найти, но она останется такой же чистой и нетленной, какой была изначально. Человек всегда сохраняет в себе способность обращения к Богу и возрождения духовной жизни. То, что мы видим в жизни таких святых, как преподобная Мария Египетская, святитель Нифонт Кипрский, преподобный Моисей Мурин, – как раз такое удивительное явление. Человек, казалось бы, имел в себе всецелый мрак, беспросветную тьму, и вдруг в нем воссиял свет – тот свет, который в его сердце обитал совершенно неощутимым и незримым для него образом. Время, усердие, постоянство Что делать, когда мы чувствуем, что тепло и свет, которые мы ощущали в начале своей христианской жизни, начинают словно куда-то утекать, и мы совсем не становимся ни теплее, ни светлее? Прежде всего, наверное, нужно понять, как эта утечка происходит – какие «трещины» образуются в нашей христианской жизни, которая должна быть цельной и в которой мы должны восходить из силы в силу. Святые отцы писали, что едва ли не самый страшный враг христианской жизни – это нерадение. А что такое нерадение, как сказать проще? Это состояние, когда человек просто перестает делать то, что делать должно. Бывает это чаще всего по двум причинам: либо нам начинает казаться, что всё и так хорошо, так что ничего особенного делать не надо, либо мы утверждаемся в мысли, что всё плохо, и можно делать, а можно не делать – ничего, в сущности, не изменится. Чтобы с этими ложными мнениями справиться, нужно, прежде всего, понять одно: любое делание требует от человека трех вещей – усердия, постоянства и времени. И тогда, даже если чего-то не хватает – знаний, опыта, сил, – этот недостаток постепенно восполнится. Если человек быстро и легко что-то приобретает и соблазняется этой легкостью, то так же быстро и утрачивает. Если человек, напротив, осваивает что-то очень медленно и трудно и не соблазняется этой трудностью, то он в конце концов приобретет умение, которого у него уже практически никакие обстоятельства не смогут отнять.

http://pravoslavie.ru/123201.html

М. М. не смущался и не обижался, когда над ним смеялись из-за черного цвета кожи. Однажды он преступил общее для всех отшельников предписание не варить в течение недели пищу и накормил пришедших к нему братьев из Египта, но никто не упрекнул его за это, поскольку т. о., нарушив предписание человеческое, он исполнил заповедь Божию. М. М. говорил, что келья может научить подвижника всему, и советовал монахам избегать общения с людьми, помнить о смерти, соблюдать заповеди св. отцов и самое главное - никого не судить. М. М. был современником прп. Арсения Великого , который стал отшельником не ранее 394 г. Как-то раз некий человек пришел в Скит к авве Арсению, но, войдя к нему в келью, не услышал от подвижника ни слова. Тогда чужестранец попросил отвести его к М. М., который принял пришедшего с радостью. После этого один из пустынников молился, прося открыть ему, что угоднее Богу: принимать людей, подобно М. М., или избегать их, как это делал прп. Арсений. В видении монаху были показаны 2 корабля, на одном из которых были «авва Арсений и Дух Божий, плывущие в безмолвии», на другом - М. М. в окружении ангелов, которые питали его медом (Apophthegmata Patrum: De abbate Arsenio. 38//PG. 65. Col. 104-105). М. М. обращался за советом к преподобным Захарии (см. ст. Захария и Карион ) и Сильвану (Силуану) Скитским (Apophthegmata Patrum: De abbate Zaccharia. 2, 3//Ibid. Col. 180; De abbate Silvano. 11//Ibid. Col. 412). Однажды, когда у М. М. собрались др. монахи, он предрек им, что в тот же день варвары придут в Скит, и посоветовал бежать. При этом сам он захотел остаться в келье, сказав, что давно желает мученической кончины, подобающей ему по слову Спасителя: «...все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26. 52). Тогда 7 братьев сказали, что последуют его примеру. Варвары ворвались в жилище святого и убили находившихся там отшельников, чему свидетелем стал один из монахов, которому удалось спрятаться и который видел 7 венцов, спустившихся с небес на погибших (Apophthegmata Patrum: De abbate Mose.

http://pravenc.ru/text/2564010.html

На одной из наших встреч Старец очень просто и наглядно ответил мне на мое недоумение. «Я слышал, Геронда, – сказал я ему, – что проблема неудовлетворенности чувственных и эмоциональных желаний между двумя полами неразрешима. Решает ее только могила». Отец Порфирий немедленно возразил: «Нет! Не называй это проблемой! Должно быть вот так!» И Старец сделал рукой жест, как мы изображаем взлетающий самолет. Этот образ, предложенный отцом Порфирием, прямо противоположен романтическим описаниям пламенной любви, начинающейся с заоблачных высот, но затем мало-помалу теряющей высоту и оканчивающейся вынужденной посадкой. Проблемы взаимоотношений супругов, согласно Старцу, напрямую связаны с их «духовным богатством», наличие или отсутствие которого, соответственно, влечет их вверх или вниз. Христос из дикаря делает человека «На днях пришел ко мне один человек, – рассказывал мне отец Порфирий, – и спрашивает меня: «Ты разделяешь теорию такого-то (я не запомнил имя) о наслаждении человеческими удовольствиями и о любви?» Я отвечаю ему: «Сейчас я покажу тебе, каких убеждений я придерживаюсь. Открой в июньской Минее под 44м числом службу святому Мефодию . Там, в каноне, ты найдешь слова о том, как Христос изменяет страсти на бесстрастие». Я прочитал ему соответствующее место из Минеи, все ему объяснил, и он ушел совершенно удовлетворенным. Ты тоже прочитай дома этот канон и позвони мне по телефону». Я нашел отрывок из канона: «Обуздав страстей взыграние, любовию к воздержанию преобразивый плоть свою, к бесстрастию устремися, отче, крайнейшему». Христос не вырывает с корнем то, что насадил в человеке. Но Он поступает как добрый садовник, который делает на дереве прививку, превращая его из дикого в культурное. Он освящает посеянное и делает так, чтобы оно вновь устремилось к Нему. Примером тому являются преподобная Мария Египетская, преподобный Моисей Мурин и многие другие. Брак Брак или безбрачие В нашей компании было шесть-семь человек. В то время все мы были еще неженаты. Однажды летним вечером мы сидели под сосной и слушали Старца.

http://azbyka.ru/semya/cvetoslov-sovetov...

См. также; Павел Ульянов , директор по энергетическому бизнесу ОК «РУСАЛ». 5 вопросов о номере //Фома. - – апрель 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама : С.13. Тема номера. Что такое покаяние? : Протоиерей Павел Великанов, доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов. Ru». Совесть очищается стыдом. Беседовала Валерия Посашко . Рисунки Елены Поповской. Фото Елены Иванченко, Анастасии Крючковой, священника Игоря Пчелинцева//Фома. - – апрель 2013. – С.14-25. - (рубрика « Тема номера. Что такое покаяние ?»). Имеются три информационные справки: « Покаяние » (С.16), « Исповедь » (С.19), « Великий пост » (С.20). Материал включает большие врезки, посвященные православным святым: Преподобная Мария Египетская . – С.17; Преподобный Моисей Мурин . – С.18; Преподобный Ефрем Сирин. – С.21;   Святой Петр, прежде бывший мытарем. - С.22; Князь Владимир . – С.25. См. также; Павел Ульянов , директор по энергетическому бизнесу ОК «РУСАЛ». 5 вопросов о номере //Фома. - – апрель 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Священник Сергий Круглов . Встреча с Христом – встреча с собой . Фото Константина Корешкова//Фома.- – апрель 2013. – С.26-27. - (рубрика « Тема номера. Что такое покаяние ?»). См. также; Павел Ульянов , директор по энергетическому бизнесу ОК «РУСАЛ». 5 вопросов о номере //Фома. - – апрель 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.28-43. Демократия в Церкви. Возможна ли она? Беседа с доктором церковной истории, профессором Московской духовной академии протоиереем Владиславом Цыпиным . Беседовал Александр Ткаченко . Ил.: Халкидонский собор. Император Маркиан и епископы. Миниатюра XVI в.; Поместный собор Русской Православной Церкви. Фото 1917 г.; Голосование на выборах Предстоятеля Русской православной церкви. Фото, предоставленное пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – апрель 2013. – С.28-32. – (раздел « Вера »). Реклама : С.33. Коротко: Мысли Истории. Притчи . Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - – апрель 2013. – С.34. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-120-...

Так пользовались этою внутреннею благодатию угодники Божии. И мы видим в их жизни множество примеров, как они, при помощи благодати, совершали величайший подвиг умерщвления в себе плотской страсти, чтобы быть подобными Ангелам по чистоте и невинности. Несказáнно трудно было Марии Египетской в пустыне в течение 17 лет бороться с этой страстью, в особенности после ее нечистой жизни. Но чем более она укреплялась в решимости лучше умереть, чем изменить Христу нечистотой, тем более благодать Божия действовала в ней и, наконец, она достигла такой победы над естественным законом своей плоти, что получила от Господа дарование побеждать законы и внешней природы. Вот почему она переходила через Иордан, как по суше, а когда молилась – возвышалась над землею. При помощи благодати святые люди совершенно побеждали и страсть гнева. Преподобный Моисей Мурин, бывший ранее разбойником, под действием благодати Божией переродился до такой степени, что своею кротостью и детским незлобием приводил в умиление всех иноков своей обители. Несомненно, и каждый из нас мог бы так же спасительно пользоваться благодатию Божиею. И если мы не перерождаемся при помощи сей благодати, то в этом виноваты мы сами, т.к. не имеем решимости стать на бесповоротный путь святой жизни. Некогда преп. Серафима Саровского спросили, почему теперь так мало стало подвижников в Церкви Христовой. «Потому, – ответил св. Серафим, – что в людях не стало решимости, а благодать Божия одна и та же». Да вдохнет Господь в сердца наши решимость вступить в подвиг борьбы со страстями и в особенности, с блудом и гневом, к чему призывает нас нынешнее апостольское чтение. И чем скорее воссияет в нас эта решимость, тем скорее начнет действовать в нас благодать Божия и мы по опыту узнáем всю радость и красоту жизни святой, ибо тогда исполнятся над нами слова Иисуса Христа: Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви. Сия глаголах вам, да радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится (будет совершенна) ( Ин. 15:10–11 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010