3 . 11 литографированных в России снимков с изображений, находящихся в книгах церковных, греческих и арабских. 4 . 34 листа на которых помещены снимки с следующих афонских икон: 1. Перстосложение на иконах. Он же. Из Афонопавловск. монастыря с образа, писанного на стекле. Господь Вседержитель. Еммануил, – Нен17;, из Афонской лавры. Божия Матерь. Подобие иконы Божьей Матери Скоропослушницы. Подобие иконы Божьей Матери Достойно есть. Святой архангел Михаил. Святой архангел Гавриил. Из иконы Собор св. Архангелов в Руссике. Святой Иоанн Предтеча. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Святой апостол Петр. Святой апостол Павел. Два рисунка с древней медной иконы. Святой Феодор Стратилат и святой Феодор Тирон. Образ серафима. Мучение св. Георгия. Рисунок диптиха (т.е. помянника) в Кутлумуше. Из Диптиха (т.е. помянника) в Кутлумуше. Часть железного щита св. мученика Меркурия в монастыре Пандократорском. Катапетазма (занавес) царя Ивана Васильевичи Грозного и подпись под ней. Шитый образ Божьей Матери на катапетазме (завесе) царя Ивана Васильевича Грозного. Николай чудотворец. Столешник Андроника Деспота в Ватопеде. Надписи на столешнике Андроника Деспота. Господь Вседержитель. Образ пресв. Богородицы. Святитель Николай. Свящевномученик и целебн. Пантелеимон и пресв. Богородица, все написаны красками; еще священномученик Пантелеимон на бумаге. Все последние изображения помещены па 5-ти листах. 5 . 24 листа афонской живописи стенной, на которых представлено следующее: 1. Господь Вседержитель. Фрески в трапезе монастыря Хиландарь на Афоне. Святой пророк Илия Фесвитянин. Апостол Филипп. Димитрий великомученик. Георгий великомученик. Артемий великомученик. Прокопий великомученик. Святой бессребреник Дамиан. Св. Николай архиепископ Мир Ликийских. Святой Патапий. Преподобный Моисей Мурин. Живопись Фралга 1560 года, на западной стене соборного придела в Афонской Лавре. Изображение притчи: Премудрость созда себе дом, в нартике Хиландарского собора. Стенное изображение св. пророка Илии, возносящегося на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

8.08 Преподобная Тасия , блудница – П-2, 295–296; ПМВ, 584. Нет Ж12, П, РМ, ПЦК, Э. 11.08 Преподобные и преподобномученики Феодор , мытарь и Василий Печерские (1098) – Ж12, 160–172; РС, 457–458; ПЦК; Э. Нет РМ, П, П-2, ПМВ. Мученики Павел и Иулиания и прочие с ними ( воины-гонители Квадрат , Акакий и Стратоник ) – П-2, 310 об.–311; Ж12; РМ; П; ИЖС; ПМВ («и дружины их»); ПЦК; Э («прочие» не расшифрованы). 24.08 Мученица Сира (558), – Ж12, 402–420; ПЦК; Э. Нет РМ, П, П-2, ПМВ. 26.08 Мученики Адриан , и Наталия (305–311) – Ж12, 441–462; ИЖС, 198–200; РМ, 416; П, 261; П-2, 323 об.–324; ПМВ, 586; ПЦК; Э. Преподобный Киприан Сторожевский (XVI в.), разбойник – РС, 472; Э (без Жития). Нет РМ, ПЦК. 27.08 Ливерий-исповедник , папа Римский (366), – Ж12, 484–485; П, 268; П-2, 326 об.–327 (преподобный Ливерий); ПМВ, 587; ПЦК; Э. Нет РМ. 28.08 Преподобный Моисей Мурин (IV в.), разбойник – Ж12, 479–498; П, 269; П-2, 328–329; ПМВ, 587; РМ, 417; ПЦК; Э. 1 Наглядная иллюстрация тому – судьба святого Петра, из всех апостолов падавшего, кажется, ниже других, но именно его, на собственном примере познавшего все величие и низость, силу и слабость человеческой души, Учитель избрал в основание новой церкви. Очень точно об этом в поэтической форме говорит «Стих о Петре апостоле» С. С. Аверинцева ( Аверинцев С. С. Стихотворения и переводы. СПб., 2003. С. 31–35). 3 Принятое нами условное обозначение агиографических персонажей этой группы – «грешный святой» – калька немецкого термина «der sündige Heilige», предложенного первооткрывателем темы Э. Дорном (Dorn E. Der sündige Heilige in der Literature des Mittelalters. München, 1967). Впрочем, основным объектом его исследования стали не житийные тексты, но средневековые легенды о раскаявшихся великих грешниках: блуднице Афре, папе Григории, Юлиане Милостивом и др. 4 Цельс в этом случае исходил из представления о жесткой предопределенности и неизменности человеческой природы, характерного для античной антропологии. См.: Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95–197. М., 2003. С. 143. Впервые этот мотив возникает уже у Лукиана, насмешливо поведавшего о карьере проходимца Перегрина в одной из раннехристианских общин.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

PS: Мария Египетская и остальные святые раскаялись, а не искали оправдания. Вадим 20 марта 2012, 08:26 Присеоеденюсь к Светлане. " Гражданский " это законный брак. Загс ведь запись актов ГРАЖДАНСКОГО состояния. Есть хорошее слово- сожительство, которе и обозначает " со " вместное жительство без документального оформления. Из этой статьи может сложиться впечатление, что РПЦ против браков. Роман 20 марта 2012, 04:58 Верно, влюбленные тянутся друг ко другу. Однако судить невенчанных не можем. Половая зрелость достигается раньше гражданской, тем более духовной. А начальная духовная позиция молодых - следствие воспитания. Если человек не был воспитан в вере и любви к Отечеству, если с детства видел беззаконие, можем ли требовать от него духовной и гражданской позиции? Тут нужен личный пример, терпение, любовь. Многие молодые сознательно асоциальны, это форма протеста против общества. Многие растлены, больны алкоголизмом, наркоманией, заражены душевредными учениями, из неполных семьей, пережили развод родителей. Кто в ответе перед Богом? Сравнение штампа в паспорте с погонами не правомерно: Стремление любить от общества прямо не зависит. А офицерский чин - это честь, права и обязанности в обществе. Можем ли судить отвергающих наше общество? Так ли оно желанно? Однако вспомните, кем были в обществе святые Мария Египетская, апостол Матфей, преподобный Моисей Мурин... Многие ли из нас являют достойный пример, не являлись соблазном? Многие ли хотя раз в жизни посетили детский дом? Одинокого в больнице? Дом престарелых? Тюрьму? Приютили бездомного? Не нам ли Господь скажет на суде " алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня... " (от Матфея 25, 42). Можем ли сказать, что мы - свет мира, который светит пред людьми? (Мф, 5). Горько от этих слов становится! Плакать хочется! Не любим мы наших ближних! Александр 20 марта 2012, 01:26 А мне статья очень понравилась. На мой взгляд, очень точно подмечена суть - единение, и хорошо изложена. Я первый раз вижу такую аргументацию, и она очень точно дополняет общую картину в моей голове. Спасибо, Сергей!

http://pravoslavie.ru/52319.html

XVIII в. (см.: Снегирев И. М. Лубочные картинки рус. народа в моск. мире. М., 1861. С. 38). Образ М. М. в такой композиции появляется в XIX в. в связи с почитанием его как святого, помогающего от пьянства. Как помощник страждущих от этого недуга М. М. был объединен с др. святым, также помогавшим от запоев,- мч. Вонифатием, в паре с к-рым и изображался. Эти святые представлены на гравюрах с названием «Сказание киим святым каковыя благодати исцеления от Бога когда память их бывает» («новейшего издания» 20-30-х гг. XIX в.; 30-40-х гг. XIX в., 1840 и др., см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 1034. С. 418-420). Образ М. М., как правило, следовал за изображением мч. Вонифатия с общим для этих святых пояснением в сопроводительной надписи: «О избавлении от вин(н)аго запойства - мученику Внифатию декабря в (19) день, о том же преподобному Моисею Мурину августа в (28) день». Так, на переносном (походном) иконостасе (XIX в., Урал?, ГРМ) в составе 3-го ряда показаны святые помощники в недугах и нестроениях, в т. ч. в одном клейме (5-м слева) изображены М. М. и мч. Вонифатий (см.: Образы и символы. 2008. Кат. С. 252-253). К подобным памятникам относятся иконы: «Сказание, каким святым каковые благодати-исцеления даны» 2-й пол. XIX в. (ГМИР; см.: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. Цв. табл. - подпись та же, что и на переносном иконостасе, но 1-м, фронтально в рост, изображен М. М., а не мч. Вонифатий; пара этих святых изображена в нижнем ряду, в 3-м справа клейме; «Киим святым каковые благодати исцеления от Бога даны» (2-я пол. XIX в., частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. С. 216-217, 401. 138). На иконе-«лечебнике» ветковского письма 28 клейм сгруппированы в 6 рядов вокруг центрального образа Господа Вседержителя на престоле, в 6-м ряду - замыкающее клеймо с образами М. М. и мч. Вонифатия (Ветковский музей старообрядчества и белорус. традиций им. Ф. Г.

http://pravenc.ru/text/2564010.html

(† ок. 847 г.), из монастыря св. Саввы освященного, и пострадавшие за иконопочитание при Льве армянине. Пр. Моисей Мурин, характерная голова, держит свернутый свиток. Преп. Стефан Новый, кроме развернутого свитка с изречением, держит маленький киот с иконою благословляющего Спаса. Пр. Нил, постник синайский († около 450 г.), мощи перенесены были из Константинополя на Афоне. Св. царевич Иосаф, Макарий Великий († 390), «отец пустыни»: голова преподобного оказывается совершенно переписанною после Севастьянова и имела ранее вовсе не суровую экспрессию. Преп. Мартиниан, палестинский подвижник V века. Максим Исповедник , игумен, обличитель монофелитов, † 662 г. (переписан). Св. Харитон. Феодосий Киновиарх, † 529 г. Затем следует роспись игуменского места трапезы, устроенного в виде абсиды с двумя нишами на западной стороне здания. Согласно с указаниями Ерминии, в концах абсиды представлена Тайная Вечеря (позднейшего типа: Спаситель сидит посреди учеников, к Нему на грудь склонился Иоанн, один из учеников протягивает руку к рыбе, Иуда в конце стола придвигает руку к хлебцу и т. д.) Поверх сцены: Благовещение и пр. Понизу в абсиде святые иерархи: Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст с изречениями, начертанными на свитках, и Григорий Палама ; в нишах: Иоанн Креститель, проповедующий с крестом в руке, и Богоматерь – «Великая Панагия» с образом Эммануила на груди, воздымающая руки. По стенам налево и направо от абсиды: Антоний Великий , Николай – игумен студийского монастыря, защитник иконопочитания, †868 г. (нельзя не отметить, в видах иконографических, что голова св. Николая здесь явно скопирована с лика Николая Чудотворца Мирликийского). Евфимий Великий, преп. палестинский. По правую сторону нефа (VII и табл.) стоят: Савва Освященный, Илларион Великий. Далее: Феофан το μεγλου γρο (на Принкипо) или Сигрианский подвижник, житие которого передано Метафрастом (†818–820 гг.). Давид Солунский (ок. 540 г., 26 июня). Варлаам, учитель царевича индийского Иоасафа. Дорофей, египетский пустынник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

д) В состоянии ожесточения человек заглушает в себе всякое нравственное чувство, упорно противится всяким добрым влияниям на него, ненавидит и попирает всё доброе, находит даже удовольствие во зле. Пр. Исаия так изображает это состояние: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите (6:9). Ап. Павел говорит о таких людях, что они помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией именно по причине ожесточения сердца их, они дошли до бесчувствия, предаются распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью ( Еф.4:18, 19 ). Крайняя степень ожесточения называется грехом против Св. Духа. Об этом грехе говорит Господь Спаситель: всякий грех и хула простятся человеком, а хула на Духа не простится человеком. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:3132 ). Грех против Св. Духа есть состояние нераскаянности, отрицания истины и благодати, т. е. главных и единственных средств спасения. Этот грех не может быть отпущен человеку. Грех этот называют еще грехом отчаяния. Хотя и в этом состоянии грешник может иногда пробуждаться от греха, даже чувствовать к нему отвращение, но, вообразив, что его грех непростителен, он готов бывает на самые отчаянные поступки и против других, и против себя; пример такого состояния – несчастный предатель Иуда. Видите, сколько у человека разного рода грехов, язв и болезней душевных; сколько· уз и оков у нашей бедной свободы; сколько удиц, петлей и сетей у врага нашего диавола! Вот почему Слово Божие так часто советует нам непрестанно трезвиться духом и бодрствовать ( 1Пет.5:8 ; 1Сол.5:6 ). Вот почему люди, опытные в духовной жизни, не советуют полагаться ни на какую свою добродетель, силу и твердость, потому что, как показывают примеры, можно с самой высокой степени совершенства духовного вдруг упасть и разбиться в прах. Но не будем унывать. Велика сила греха, но несравненно больше сила благодати Божией. Многочисленно и многообразно полчище пороков, но еще многочисленнее и многообразнее лик святых добродетелей. Притом – мы не одни, с нами Искупитель наш, с нами Дух Святой, Всемогущий и Животворящий, с нами ангелы-хранители, с нами все святые Божии, с нами церковь и её таинства. И нет греха, побеждающего милосердие Божие, нет преступления, котораго не могла бы смыть с души нашей всесвятая Кровь, пролитая за нас на Голгофе. Всякий грешник, как бы ни были велики грехи его, может, если захочет, при помощи благодати Божией, снова сделаться чистым и достойным царства небесного: примеров тому много, таковы: покаявшийся на кресте разбойник, Мария Египетская, Моисей Мурин, преподобно-мученица Евдокия и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

И вот караван, к которому были «приписаны» отважный путешественник и его спутники, потянулся по зыбучим пескам, и вскоре перед ними открылась бескрайняя Ливийская пустыня. Стараясь скрасить монотонный путь, о. Порфирий вел долгие разговоры со своим слугой Иваном, рассказывая ему о древних обителях и их насельниках. Вот отрывок из их беседы. Как называется эта пустыня? Нитрийская, потому что в ней прежде добывали и теперь добывают нитр, по-нашему – нашатырь. Мы увидим место зарождения его. Какие святые там жили? Их было очень много. Знаменитые же из них были: два Макария, Памва, Моисей Мурин, Арсений, Пимен. Когда они жили? Спустя триста, четыреста и пятьсот лет после Рождества Христова. Ужели и теперь находятся там монастыри? До сих пор уцелели четыре. В них живут коптские монахи. Ужели кто-нибудь кроме Вас ездил сюда? Из русских ты первый идешь здесь подле меня. А прежде нас многие предпринимали сюда путешествие из самых дальних стран 813 . Архимандрит Порфирий прочел своему спутнику целую лекцию об истории нитрийского монашества; ее содержание он также занес на страницы своего дневника 814 . Завершая свой рассказ, о. Порфирий сделал такую запись: «Продолжительный разговор утомил меня. Я сел на осла и велел арабам погонять верблюдов, дабы засветло поспеть в монастырь св. Макария, до которого было еще далеко» 815 . Лишь к вечеру усталые путники увидели стены древней обители. «Прямо против нас вдали стоял монастырь св. Макария, – пишет о. Порфирий. – В сумраке он казался как большое черное пятно на бело-желтоватой покатости земли» 816 . Но было уже слишком поздно, и врата монастыря были закрыты. Было решено заночевать в походной палатке, поставленной прямо на песке. «Луна осветила долину и монастырь св. Макария, – вспоминал русский пешеходец. – Я прочитал пятидесятый псалом и сладко заснул на рубеже священной пустыни» 817 . Утром 4 июня странники двинулись по направлению к монастырю. Вот как описывает о. Порфирий прибытие каравана к вратам обители св. Макария: «Ровно в шесть часов поезд (караван – а. А.) мой остановился не у ворот, а у малого отверстия в нижней части высокой стены монастырской. Я перекрестился и возблагодарил Бога, безопасно приведшего меня на место духовных подвигов св. Макария и преподобных собратий его. Погонщики тотчас развьючили верблюдов, поджали им колени и в этом положении потянули за повод каждого из них в узкое и низкое отверстие стены. Эти животные охотно ползли туда на коленях, нагнувши свои головы» 818 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Из жизнеописаний святых угодников Божиих видим, что некоторые из них выдержали сильнейшую и продолжительную борьбу с блудными помыслами и ощущениями, переходя из состояния страстнаго в безстрастное. Этому подверглись не только такие подвижники, которые проводили предварительно развратную жизнь, каковы преподобный Моисей Мурин и Мария Египетская, но и девственники, — Симеон Христа-ради юродивый, Иоанн Многострадальный Печерский и другие. Лютость борьбы возвела их к усиленным, сверхъестественным подвигам. А как дар Божественной благодати всегда бывает сообразен и соразмерен предшествовавшим скорби и труду: то упомянутые святые сподобились, соответственно необыкновенному подвигу и лютости попущенной им брани, необыкновенных благодатных даров. И борьба и подвиг их были особыми событиями в подвижничестве: они не могут служить вполне руководством для всех подвижников. Можно и должно подражать по возможности силе произволения, решимости, вере, самоотвержению этих угодников Божиих; но самый подвиг их остается неподражаем. Вообще признано рассудительнейшими Отцами, что, при борьбы с вожделениями естества, воздержание от пищи и прочие телесные подвиги должны быть благоразумны и умеренны, что плотское вожделение только обуздывается этими подвигами, что побеждается оно смирением и молитвенным плачем, привлекающими к подвижнику Божественную благодать, что усиленные телесные подвиги более вредны, нежели полезны, когда они, излишне ослабляя телесныя силы, препятствуют заниматься молитвою, плачем и делами смирения. В Отечнике читается следующая повесть: “некоторый благочестивый муж в Египте, оставил жену и детей, отрекся от мира, и удалился в пустыню. На него восстала сильная брань от блуднаго беса, приносившаго ему воспоминание жены его. Он исповедал это Отцам. Они, видя, что он подвижник, и исполняет все, заповедуемое ему, возложили на него сугубый подвиг, заимствовав его из различных жизнеописаний святых Отцов. От этого подвига он так ослабел, что слег в постель. По смотрению Божию пришел туда старец из скита.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/13/o_chis...

Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся Варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком». В Иверской часовне А когда и при каких обстоятельствах Иверская икона оказалась на Руси? Ведь благодаря Иверской часовне при входе на Красную площадь она стала оной из самых почитаемых икон не только в Москве, но и на всей Руси. И надо сказать, что москвичи увидели чудотворную афонскую икону довольно поздно – в середине XVII века. В те времена православное духовенство из Греции нередко приезжало на Русь для сбора пожертвований. И вот прибыл в Москву архимандрит Пахомий собирать приношения для Афонских монастырей. Будущий Патриарх Никон, бывший тогда настоятелем Ново-Спасского монастыря, по совету с Царём Алексеем Михайловичем заказал у него точный список чудотворной Иверской иконы. Образ прибыл в Москву в 1648-м году с тремя иноками Иверской обители. Они доставили и грамоту, в которой подробно описывалась работа афонского иконописца. Вот отрывок из письма: «Как есми приехал (архимандрит Пахомий) в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую (то есть афонскую Иверскую Вратарницу), и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную и Святую литургию с великим дерзновением и верою, и после Святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону.

http://pravoslavie.ru/137604.html

Когда же котел остынет, тогда свободно садятся на него все гады. Подобное этому совершается и с иноком. Доколе инок пребывает в духовном делании, дотоле враг не находит возможности победить его». Таково свойство умной молитвы: она, наполняя человека, заграждает вход в него всем греховным помыслам. Когда же ум делателя впадает в расслабление и уныние, тогда греховные помыслы входят удобно, побеждают и увлекают подвижника. По этой причине важно для подвижника умной молитвы постоянно хранить ум в бодрости, в трезвении, не позволяя себе ничего такого, что приводит ум в расслабление, — ни многословия, ни многопопечительности, ни развлечения и рассеянности, ни излишества в пище, питии и сне, ни внимания к делам человека и мира сего. 10. Преподобный Пимен Великий говаривал: «Монаху всего нужнее иметь постоянно трезвящийся ум» [ 1404 ]. Молвою названы здесь рассеянность, многословие и пустословие, многопопечительность, выходы из келлии, — состояние, противоположное безмолвию, состояние, которым уничтожается трезвение и самовоззрение. 12. Однажды авва Исаак сидел у аввы Пимена. В это время раздался голос петуха, и спросил авву Пимена авва Исаак: «Авва! здесь есть петухи?» Пимен отвечал ему: «Исаак! зачем ты принуждаешь меня говорить об этом? ты и подобные тебе слышат петухов, а тому, кто трезвится, нет дела до них» [ 1406 ]. Таково свойство умного делания: им постепенно усиливается трезвение, и самовоззрение, наконец, достигает такой степени, что делатель теряет сочувствие ко всему вещественному, окружающему его. Он, слыша, не слышит и, видя, не видит того, что делается вокруг его. 13. Авва Пимен, авва Анув и прочие братия их, числом пять, сыны одной матери, приняли монашество в Скиту. На эту пустыню сделало нападение варварское племя Мазики; они разорили хижины монахов и умертвили многих из отцов. В числе убитых был и преподобный Моисей Мурин. Пимен и братия его спаслись бегством из Скита. Они пришли в место, называемое Ференуф, и все семь остановились на время там в опустевшем идольском храме, с намерением обсудить избрание места для постоянного жительства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010