Благодать Господа и Бога нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь. 15/28–16/29 ноября 1922 г. Оптина Пустынь. Уже 2-й час ночи. Письмо М. Елизавете ... Прп. Мартиниан (13 февраля) Прп. Иоанн Многострадальный (18 июля) Прп. Моисей Мурин (28 августа) Прп. Моисей Угрин (26 июля) Прпмц. Евдокия (1 марта) Св. мц. Фомаида (13 апреля) Св. мц. дева Иустина (2 октября) Прп. Мария Египетская (1 апреля) Св. свщмч. Киприан (2 октября) Св. мч. Вонифатий (19 декабря) Выписка из письма прп. Старца Макария Оптинского (Письма к монашествующим. Отделение 2-е. Письмо 190. С.: 327–328). «... Со смирением прибегай к Богу, вопий к Нему: помилуй мя Господи, яко немощна есмь! Проси помощи тебе; Матерь Божию, которая есть корень девства и чистоты, призывай на помощь, св. мученицу Фомаиду, и св. Моисея Угрина, и Иоанна Многострадального, много пострадавших за чистоту; и узриши помощь Божию. Бог никогда не оставляет имеющих благое произволение к сохранению себя в чистоте и девстве ниспасть на брани сей; но за подвиг увенчает еще небесным венцем... ... Не оставляй смиренной молитвы ко Господу во всех твоих скорбях и искушениях. Он приемлет молитву смиренных, и услышит моления их ( Пс. 101, 18 ). Поручаю тебя Его всесильному покрову и заступлению Пречистой Девы Богородицы... Молитва ко Пресвятой Богородице О, Мати Господа моего Творца, Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощной плотскою страстию, и болезненной сущей: едино бо Твое, и с Тобою Сына и Бога, имею заступление. Аминь. Сию молитву читай на всяк день, а паче во время брани плотской». Сестра Елизавета! Этот совет старца Макария 6 предлагаю тебе и я. Бог тебя да благословит. Грешный Иеромонах Никон. Оптина пустынь 10/21 января 1923 г. Письмо М. Елизавете Честнейшая о Господе сестра Елизавета! Мир тебе и Божие благословение. Слышу, что ты все скорбишь. Не скорби, чадо мое, не скорби. Веруй, что близ Господь, близ Его помощь, Его заступление. А если эта помощь как бы медлит придти к тебе, то значит так нужно и полезно. Потерпи поэтому и не унывай, Бог даст, или я буду в Козельске, то навещу тебя, или тебя как-либо привезем сюда. Тогда лично подробно побеседуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Любовь к родине и женщине - но не любовь к человеку. Умеренность - но не воздержание. Скромность - но не смирение. Почти все эти идеалы перешли в постсоветские каноны гражданской нравственности. Да, мы смотрим советские фильмы и черпаем из них что-то. Там есть много героизма и пафоса, но вот святости нет. В той эпохе полно героев, но крайне редко вспомнишь фильм или историю из жизни, где выполняется заповедь-индикатор: если ударили тебя по одной щеке - подставь другую (Лк. 6, 29). Более того, сложно вспомнить и такие фильмы, где герои снисходят с пьедестала просто для того, чтобы попросить прощение ... Советское смирение - это мягкотелость, аморфность и нерешительность. Христианское смирение - отказ от своей греховной воли. Вот оно - в поведении царя Давида, который шел с воинами и смиренно выслушивал поношения Семея (2 Цар. 16, 5-13). Быть сильным и вооруженным и смиряться перед бредом пигмея - такого не знает и даже помыслить не может ни советский кинематограф, ни советский гражданин, ни просто наши современники, находящиеся далеко от церковной ограды. Логика православия - неземная. Христианство смотрит на все из вечности, поэтому земные стереотипы рушатся при сопоставлении со сверхнормами веры. По земной (и советской) логике не прав преподобный Серафим Саровский , когда с топором в руках позволил безоружным злодеям покалечить себя, а не наказал их. В светском понимании его поступок - нечто сродни трусости. Хотя, если бы он был трусом, то постарался бы убежать или молил о пощаде. Преподобный Моисей Мурин тоже был богатырского телосложения, как и преподобный Серафим, и когда на него напали четверо воров, он связал их, как котят, и принес в скит. И скитские отцы осудили его за применение силы, хотя по земным меркам - он герой. Не прав и преподобный Иоанн Колов. Представьте ситуацию: приходит к нему погонщик верблюдов за корзинами, тот говорит: «Сейчас принесу». Заходит в келью - и возносится к Богу в созерцании, садится в молитве на стул - и напрочь забывает про погонщика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Иоанна_ 5 апреля 2017, 18:25 Наталия 4 апреля 2017,19:00 Пример того, как греховная привязанность, если ей не сопротивляться, разрушает жизнь человека. Вместо того, чтобы " рвануть с мясом " , убежать, не общаться, не встречаться и через какое-то время выздороветь и жить дальше нормальной жизнью, то есть, образно говоря, посадить этого " скорпиона " в банку и перекрыть ему кислород - вместо этого подогреваем свою страсть, кормим своего любимого скорпиончика, холим и лелеем. А он пожирает нас с потрохами... Не жалко свою единственную жизнь бросать под ноги стареющему ловеласу? Юлия 5 апреля 2017, 18:02 Спасибо за статью. За просвещение. Я уже лет 10 как не курю, а сны иногда снятся и со вкусом и запахом сигарет. После просыпаюсь и с облегчением осознаю, что это сон, но искушения вновь начать - точно такие сны навевают...И про блуд снятся, и про еду когда голодная...Стыдно в себе такое видеть, но радостно превозмочь. Это все напоминалки от Бога, чтоб я не расслаблялась и знала над чем работать...))) Спасибо!!! р.Б.Сергий 5 апреля 2017, 15:44 Елене.Если живёшь много лет не в браке-это конечно не блуд,если не блудить.А если блудить-это блуд.Возмите книжку о Таинстве исповеди и прочитайте какие есть грехи и спросите свою совесть. Ольга 5 апреля 2017, 12:21 Спаси Господи, отец Андрей, за напоминание, как бороться с помыслами, особенно блудными...так тяжело после греховной молодости...год за год, так и есть... но после раскаяния надо молиться и уповая на милость Божию, идти вперед! преподобная мати Мария, моли Бога о нас! Елена 5 апреля 2017, 08:12 Добрый день. Что делать , если живёшь не в браке много лет? Это блуд? р.Божий Алексий 5 апреля 2017, 05:00 Евгений, почитайте жития святых - как они боролись. Моисей Мурин, например - адаптируйте к реалиям современным. В статье выше разделяются - помыслы и дела. Попробуйте себя ставить в такие условия - где невозможно дело греховное совершить. Возьмите с благословением какой либо труд на себя - 1.чтоб физически уставать (в т.ч. и спортивные тренировки, а лучше дрова старушками наколоть), 2.чтоб постоянно быть на виду (чтоб стыд брал верх и гасил - мероприятия общественные, походы).

http://pravoslavie.ru/102421.html

Прп. Моисей Мурин. Роспись нартекса ц. арх. Михаила в Леснове, Македония. 1349 г. Прп. Моисей Мурин. Роспись нартекса ц. арх. Михаила в Леснове, Македония. 1349 г. В программе росписи храмов образ М. М. входит в состав изображений преподобных. Облик святого выделяется особенно темным ликом в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в с. Манастир, Македония (1271),- на голове изображены седые волосы в виде плотных крутых завитков, короткая вьющаяся борода немного сужается книзу, в руках держит открытый свиток (правой рукой придерживает за его нижнюю часть, левой - за верх) с текстом на греч. языке с евангельской цитатой: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7. 2). Ярко выявлены характерные черты внешности М. М. на фреске в нижнем ярусе в нартексе ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1349),- это аскет с темным цветом кожи, с шапкой курчавых седых волос на голове и с короткой в крутой завиток округлой формы бородой; в левой руке он держит закрытый свиток, персты правой сложены для благословения. Темный лик М. М. и на фреске в ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница в экзонартексе на юж. стене в зап. нише (1570), а волосы не столь белоснежны и кудрявы, как на фреске в Манастире; он стоит фронтально, правая рука согнута в локте и скрыта под мантией, левая отведена в сторону и своим положением напоминает жест обращения. Немного иной облик М. М. представлен на фреске кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1547) - лик у него также с более интенсивными притенениями, чем у др. святых, и немного темнее по цвету, но короткие с проседью волосы не имеют выраженного завитка, а лежат на голове мягкой волной, борода округлая, немного вытянутая; мантия перекинута через одно плечо, что в целом нетипично для изображений преподобных. Прп. Моисей Мурин. Роспись ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Вел. Новгороде. Между 1467 и 1472 гг. Прп. Моисей Мурин. Роспись ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Вел. Новгороде. Между 1467 и 1472 гг. В минейных циклах образ святого представлен под 28 авг.

http://pravenc.ru/text/2564010.html

В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание облика М. М. приведено в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» (Ч. 3. § 13. 25): «Святой Моисей Мурин, старец с круглою курчавою бородою» (Ерминия ДФ. С. 171). Эта характеристика внешности М. М., изображаемого, как преподобный, в монашеских одеждах (хитон, мантия, схима, куколь лежит на плечах), является актуальной практически для большинства его сохранившихся образов и остается неизменной, в т. ч. в памятниках рус. средневековья. Тем не менее в рус. иконописных подлинниках, уже в наиболее раннем известном его варианте - Софийском списке подлинника Новгородской редакции кон. XVI в. с вариантами из списков И. Е. Забелина и Г. Д. Филимонова, нет к.-л. упоминаний о специфических чертах внешности М. М., указывающих на его происхождение, т. е. на то, что он был мавром. Об этом напоминает только прозвание при имени, причем составитель подлинника рекомендует уподоблять облик святого облику прп. Сергия Радонежского: «Святый Моисей Мурин. Сед, брада Сергиева, уже, правая молебна, в левой свиток, в свитце глаголет: в мале себе понудим (по списку Филимонова - «и не обленимся»). Ряска вохра с багром» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 137). В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) по списку Филимонова описание М. М. находится в соответствии и с Житием, и с известными образами святого, уподобленного (по виду бороды) свт. Афанасию Великому: «…подобием стар, лицем черн, волосы на главе черны и кратки, мало сед, браду уже и короче Афанасия великаго, ризы преподобническия и епитрахиль, рука благословенна, в другой свиток, а в нем написано: «В мале себе понудим, а не обленимся братие, да приимем грехов прощение…» Моисей родом мурин, черн лицем, черноплотный эфиоп, священствова 15-ть лет, поживе 75 лет» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 432). В сводном же подлиннике, изданном С. Т. Большаковым (1903), приведен вариант, известный по Софийскому списку, т. е. с уподоблением облику прп. Сергия Радонежского ( Большаков. Иконописный подлинник. С. 132). Для составителя «Руководства к писанию икон» (М., 1910) акад. В. Д. Фартусова источником для описательного портрета М. М. стало Житие преподобного, к-рым составитель щедро воспользовался, в т. ч. в части характеристики физических свойств святого: «...старец 76 лет, арабского типа, ростом высок, телосложением очень сильный, в начале был атаманом разбойников, лицем черен, телом очень худ от поста, волосы коротки, курчавы, черны с проседью, борода мала и курчевата, подвизался в египетской пустыне, имел сан священства; одежды: власяница, убогая мантия, по мантии епитрахиль». Фартусов предлагает в руке святого «писать хартию с его изречением» и приводит 3 варианта текста для свитка, ни один из которых не совпадает со словами, приводимыми в ранних подлинниках ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 178).

http://pravenc.ru/text/2564010.html

Преподобный Моисей Мурин Жил в Египте в IV веке. Он был черен лицом, и его прозвали Мурин, что означает «эфиоп». Он был рабом, совершил убийство, подался в бега и пристал к шайке разбойников. За суровый нрав и физическую силу его выбрали главарем. Он совершил так много злодеяний, что люди боялись даже его имени. Но после многих лет разбойничьей жизни Моисей Мурин вдруг ушел в одну из пустынных обителей, где проводил все свое время в молитве, посте и полном послушании у братии и старца Исидора. После многих лет духовных подвигов Моисей получил от Бога дар провидения. Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил братию, что на скит вскоре нападут разбойники. Святой благословил иноков уйти, а сам пожелал, чтобы на нем исполнилось слово Иисуса Христа: «Все, взявшие меч, мечом погибнут». Разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шестерых иноков. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 мая, 2022 9 декабря, 2021 7 апреля, 2024 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 28 ноября, 2023 1 июля, 2023 11 марта, 2023 13 июня, 2022 11 мая, 2022 9 декабря, 2021 7 апреля, 2024 13 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/ya-sel-v-tyurmu-i-stal...

Мученица Анфиса за исповедание Христово после истязаний была утоплена в глубоком колодезе, с камнем на шее. 28-е число Моисей Мурин жил в IV столетии в Египте. Называется мурином (черным), потому что был ефиоплянин. В молодости господин выгнал его из дома, и он, не захотел добывать себе пропитание трудом, вступил в шайку разбойников и за свою смелеть сделался их начальником. Моисей долго злодействовал и наводил ужас на всю окрестную страну. Наконец, сознав и почувствовав, как он грешен пред Богом и людьми, бросил разбойничество и со слезами сокрушения явился в иноческую обитель, прося принять его в число братии. Братия не доверяли Моисею, но он не отходил от монастырских ворот, не переставая просить и плакать. Наконец, поверили раскаянию Моисея, и он был принят в монастырь. Ему было в это время около 30 лет. Моисей вел жизнь весьма строгую: питался только хлебом и водой, целые ночи проводил в молитве, проливал слезы о прежней своей жизни и со смирением исполнял все, что приказывали ему. Трудно было для Моисея первое время в пустыне. Часто возникало в нем сильное желание возвратиться к прежней жизни и делам. Но он со слезами повергался на колени и молился Господу о помощи. Иногда во сне мучили его воспоминания прежней жизни; он побеждал сон трудами для братии и молитвой. После многих лет борьбы и подвигов Господь послал Моисей более спокойное состояние духа. Св. Моисей имел необыкновенное смирение. Правитель области нарочно прибыл в обитель, чтобы видеть обращенного разбойника. Узнав об этом, Моисей ушел из келье. За свою благочестивую жизнь, он был рукоположен во диакона. Когда при рукоположении облекли его в белую одежду, епископ сказал ему: «Вот, Моисей, ты теперь стал бел!» – «Владыка, отвечал Моисей, снаружи я таков, дай Бог, чтобы был таким и внутри». Дожив до 75 лет, Моисей узнал время и образ своей смерти. «На мне должны исполниться слова: взявший меч погибнет от меча», – сказал он незадолго до смерти. Так и случилось. Преподобный Савва называется Крыпецким или Псковским, потому что подвизался близ Пскова, в Крыпецкой пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Силы, исполненные Божественной крепости, исполняют немедленно волю Господа. Это они творят чудеса и посылают благодать чудотворения угодникам Божиим. Они помогают людям в добрых трудах, они укрепляют каждого человека в терпении, чтобы он мужественно переносил все напасти, со смирением, благодаря за все Бога, все устраивающего к пользе нашей Власти имеют власть над диаволом. Они не допускают бесам вредить, сколько им хочется; а людям, которые борются со своими страстями, помогают отгонять злые помыслы, наветы вражий и побеждать диавола. Начала начальствуют над низшими ангелами. Им поручено также управление вселенной. Из начал каждая страна и народ имеет себе хранителя и управителя. Ангелы этого чина наставляют людей уважать земное начальство. Они возводят людей на различные почетные должности и наставляют их властвовать во славу Божию, а не ради чего другого. Архангелы — это великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры. Ближе всех к людям ангелы. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей жить для Бога. Они никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, но всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем. Над всеми же небесными силами вождем поставлен Богом святой архистратиг Михаил. Он во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадения в бездну, собрав все чины и воинства ангельские, воскликнул: “Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу”. И затем он со всеми небесными силами начал славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь: “Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Твоея!» Преподобный Моисей Мурин Память его празднуется 28 августа/10 сентября Преподобный Моисей жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп, черный лицом, поэтому получил прозвание «Мурин».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

XV в.), с той разницей, что левая рука со свитком непокровенная, правая - в молении. Так же святой изображен и на фреске собора Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502, мастер Дионисий). Мало отличаются от названных памятников и 2 иконных образа М. М., представленных на аналогичных 2-сторонних иконах-таблетках «Прор. Илия, преподобные Пимен Великий и Моисей Мурин» (с Успением Пресв. Богородицы на др. стороне) из комплекта святцев Софийского собора в Вел. Новгороде кон. XV в. или рубежа XV и XVI вв. (ГТГ, см.: Вздорнов Г. В. Софийские святцы. М., 2007. Кат. XXIII. С. 200) и собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (?) 2-й пол. XVI в. (ВГИАХМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 71) - у М. М. кудрявые волосы и округлая короткая борода, куколь на плечах, обеими руками перед собой держит свиток (левая рука скрыта мантией). В рус. минейные циклы (на иконах и в гравированных святцах) образ М. М. включается практически неизменно в соответствии с днем его памяти. При отсутствии подписи он нередко опознается благодаря специфическим чертам внешности (кудрявые волосы и округлая борода являются устойчивым иконографическим признаком) и расположению рядом со св. Иоанном Крестителем, чью память отмечают на следующий день. К подобным ранним памятникам относится икона «Минея годовая» 1-й пол. XVI в. (Музей икон Рекклингхаузен, Германия, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007). Традиция осталась неизменной и для поздних памятников, напр., образ М. М. представлен на иконе «Минея годовая» нач. XIX в. (УКМ), также в гравированных святцах на листе на август: Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) - М. М. держит обеими руками увесистый кодекс, и И. К. Любецкого (1730) - на голове у преподобного скуфья (т. н. афонского типа) в виде низкой камилавки (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 33.12, 34.11, 35.11). Отдельным явлением в рус. иконописи стали связанные преимущественно со средой старообрядцев иконы-«лечебники» (целебники), сформированные по принципу «народного требника» с элементами месяцеслова, в к-ром содержались предписания: «Какому святому и когда должно молиться»; наиболее ранний вариант такого гравированного изображения отмечается в кон.

http://pravenc.ru/text/2564010.html

Большую пользу принесли ему поучения преп[одобных] Макария, Арсения и Исидора. Впоследствии заключился он на безмолвие в келью, где всецело предал себя телесному труду, молитве, бдению и богомыслию. Терзаемый бесом блуда, он исповедался в этом духовнику Исидору и получил от него совет – как можно больше поститься и не есть досыта. Но когда и это не помогло, он, по совету старца, стал по ночам бодрствовать и молиться стоя, а затем взял на себя обыкновение всю ночь носить старцам воду из отдаленного колодца. После шестилетних напряженнейших трудов святой Исидор наконец чудодейственно исцелил его от блудных помыслов, мечтаний и сновидений, наводимых на него бесами. В преклонные годы преподобный Моисей был рукоположен в священника. Основал свой монастырь, в котором у него было 75 учеников, и пожил в этой жизни 75 лет. Предвидя свою кончину, он однажды приказал своим ученикам бежать, так как обитель будет разорена варами. Когда ученики звали и его с собой, он ответил, что должен умереть насильственной смертью, по слову: Взявшие меч, мечом погибнут ( Мф. 26:52 ), – так как и сам некогда творил насилие. В монастыре остался он с шестью собратьями – и варвары пришли и изрубили их. Один из братий, скрывшись неподалеку, наблюдал за происходящим и видел 7 светлых венцов, спустившихся на семерых мучеников. Сколь блажен тот, кого Бог помилует! Милость Божия – радость великая, На земле и на небе отрада предивная. Моисей Мурин был заблудшим сыном, В покаянье [теплом] вдруг вернулся к Богу. Плачем многим искупил свои грехи, Воздержанием зельным себя иссушил. Лицом черен, как смоль, но душою свят Укротил все страсти всенощным стоянием, Одолел все прилоги бесов и свободу стяжал – И душа его стала, как [хрустальное] озеро [чистое], Что в горах на небесные своды взирает, В коем небо свой [благостный] лик отражает. Раз спросили сего Моисея [пустынники]: «Неужель грехи братий тебя не тревожат? Почему отвращаешь от этого взор?» Оросилось слезами лицо его [темное,] [Дал ответ он разумный со страхом и трепетом]: «У кого среди дома покойник лежит, Тот не плачет над телом соседа почившего, Свой мертвец у него исторгает рыдания!» Чудо новое с ним наш Господь сотворил: Был сей Мурин подобен свирепому льву, Но соделался агнцем беззлобным и кротким.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010