Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха Глава 1. О пребывании в ските и предложении авве Моисею Когда в скитской (В Египте были три знаменитые пустыни, в которых обитали монахи, скит близ озера Мареотского, Каламон (Порфирион) и Фиваида) пустыне, где пребывали среди монахов опытнейшие отцы, я нашел авву Моисея (Из трех Моисеев отшельников первый был Моисей эфиоп или мурин из разбойников: он жил до Кассиана; второй (египетский) был епископом у сарацин; а здесь подразумевается Моисей, ливийские пресвитер), приятно сиявшего между этими прекрасными цветами не только деятельными добродетелями, но и созерцанием, желая вместе с аввою Германом (с которым я с самого начала монашеской жизни, с первых опытов духовного подвижничества нераздельно пребывал как в киновии, так и в пустыне, так что все, отмечая наше дружество и одинаковые намерения, говорили, что в двух телах находятся один ум и одно сердце) получить от него наставление, у аввы Моисея со слезами просили слова назидания. Ибо мы знали строгость души его, что он никак не согласился бы открыть дверь совершенства, разве только искренно желающим и просящим с сокрушением сердца, чтобы, открывая необходимые вещи недостойным и презрительно принимающим, не впасть в порок тщеславия или в преступление предательства. Наконец, убежденный нашими просьбами, он начал так говорить: Глава 2. Вопрос аввы Моисея о том, какая цель должна быть у монаха и какой конец Все искусства и науки имеют какую-нибудь цель (scopon), т.е. назначение, и свой конец (telos). Рачительный любитель всякого искусства, гладя на него благодушно, охотно переносит все труды, все опасности и издержки. Так земледелец, перенося иногда жару, иногда холод, неутомимо возделывает землю: он имеет целью очистить ее от терния и травы, а концом – наслаждение от плодов. Купец, несмотря на опасности, предстоящие ему на море и на суше, смело предается купле: он имеет целью прибыток, а концом – наслаждение от прибытка. Воин не смотрит ни на опасности в сражениях, ни на трудность в походах: он имеет целью повышение в чине, а концом – пользу от чина. Так и наш обет имеет свою цель и свой конец, для достижения которого мы охотно сносим всякий труд и всякую тягость. Поэтому воздержание поста не утруждает нас, труд бдения нас услаждает, чтение и испытание писаний происходит с охотою, трудность работ, послушание, нестяжание, лишение всех земных вещей и пребывание в пустыне с приятностью совершаются. А вы, презревшие отечество, род свой, весь мир, предпринявшие странствование и пришедшие к нам, людям грубым и необразованным, скажите мне: какая ваша цель? И какой конец имели вы в виду, сделав это (Это собеседование сокращенно изложено на греческом языке, с которого переведено на славянский язык, помещено в «Добротолюбии» и на русском языке напечатано в Хр. Чт. 1828 г., ч. 29. Так как главные мысли здесь изложены короче и яснее, то и поместить здесь этот перевод (с дополнением некоторых мест из подлинника) признано более удобным)? Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина Память 28 августа В странах египетских проживал некий разбойник, по имени Моисей, родом мурин, 5283 лицом мрачный; первоначально он был рабом некоего славного господина, но по причине убийства, совершенного Моисеем, был прогнан тем господином и присоединился к разбойникам; сии же последние, видя, что он был силен и обладал суровым характером, избрали его своим атаманом (вождем). Сие повествуется о святом Моисее ради того, чтобы было видно его исправление и чтобы было известно, каким образом Моисей от такой дурной жизни пришел к раскаянию и богоугождению; ибо грехи святых (ранее бывшие) не утаиваются, ради прославления милосердия Божия, которое отделяет честное от недостойного и из грешников творит праведников. Совершая разбой, Моисей вместе с товарищами производил много хищений, кровопролитий, творил много иных мерзких беззаконий и преступлений; своею жестокостью Моисей прославился среди всех, ибо все боялись его. Из числа дел его разбойнических следует упомянуть о сем: Моисей питал злобу на одного пастуха, пасшего овец, за то, что сей пастух со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда Моисею совершить злодеяние; увидав однажды, что тот пастух пас овец по ту сторону реки Нила, Моисей замыслил его убить. Река Нил была переполнена водой (по случаю разлива); Моисей, связавши свою одежду, привязал ее к голове, взял в уста меч и отправился в плавание по этой великой реке. Упомянутый пастух, увидав Моисея еще издали, когда он переплывал реку, оставил овец и убежал с того места: Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырех крупнейших ягнят, потом связал веревкою сих ягнят и затем обратно переплыл реку Нил, взяв с собою ягнят; очистив сих ягнят от шкуры, Моисей съел мясо их (бывшее очень вкусным), а шкуру продал и на вырученные деньги выпил вина. Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах; но однажды случайно он пришел в сознание, ибо Бог умилосердился над ним и призвал его к покаянию, так как Преблагий и Человеколюбивый Владыка не ищет погибели грешников, но ожидает их обращения ко спасению. Сей грешник умилился сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и братиям, более же всего Самому Богу; Моисей пролил много слез и днем и ночью, каясь о содеянных ранее грехах своих; все, поручаемые ему, работы и послушания, он исполнял неленостно, и был славным иноком.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Двадцать восьмой день. Поучение 1-е. Преподобный Моисей Мурин. (Суд Божий, карающий убийц). I. Жизнь ныне ублажаемого преподобного Моисея весьма поучительна. Она показывает, что нет грехов, побеждающих милосердие Божие. Великий разбойник, проливавший кровь человеческую и совершавший разные злодеяния, препод. Моисей, после своего обращения к Богу, когда божественная благодать чрез совесть его коснулась его души, сделался совершенно другим человеком. Оставив товарищей своей порочной жизни и все награбленные сокровища, он уединился в один монастырь и здесь подвигами поста, молитвы, смирения, мужественной и непрестанной борьбы с своими страстями и похотями, и постоянным слезным покаянием достиг высокой степени святости. По поводу прежней его греховной жизни побеседуем ныне, братие, о грехе человекоубийства. II. Человекоубийство есть одно из таких злодеяний, за которые суд Божий постигает злодея в сей жизни, если он вовремя не раскается всеми силами своей души, часто вслед за совершением злодеяния, а еще чаще замечательными и поразительными путями. Это злодеяние человекоубийства так тяжко, что против человекоубийцы вопиют к Богу об очищении за кровь свою и «души избиенных» ( Апок. 6, 10 ); против него вопиет и самая кровь, невинно пролитая им на земле ( Быт. 4, 10 ); против него и самая правда Божия... Первый на земле человекоубийца, Каин, во всю жизнь свою носил на челе своем печать отвержения Божия и знамение суда и кары небесной: «и рече Господь Каину: глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли: и ныне проклят ты на земли, яже разверзе уста своя, прияти кровь брата твоего от руки твоея. Егда делаеши землю, и не преложит силы своея дати тебе, стеня и трясыйся будеши на земли» ( Быт. 4, 10–12 ). Оттого бремя жизни Каина было для злодея тяжелее и страшнее смерти, которой он желал себе (-14); но и смерть удалена была от него угрозою суда Божия, ибо сказано: «всяк убивый Каина седмижды отмстится» (-15). Человекоубийца, при всех усилиях скрыть свое злодеяние, раньше или позже, так или иначе, непременно открывается и уличается, или же сам собою, по обличению совести, сознается в преступлении. Как часто самые маловажные обстоятельства, самые случайные признаки дают основание и не всегда опытным судьям узнавать и уличать скрывшегося человекоубийцу... Но иногда Бог попускает человекоубийце скрыться на время от законного преследования; но и тогда, как поразительно, как поучительно праведный суд Божий изобличает убийцу!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Преподобный Моисей, память коего совершается ныне, был слугою у одного господина; вместо того, чтобы в честном труде мирно проводить жизнь свою, исполняя назначение Божие относительно своего звания, он полюбил праздность, удалился от своего хозяина и, как праздношатающийся, прилепился к шайке разбойников, грабежом и насилием пользовавшихся плодами чужих трудов. Товарищи, видя необычайную телесную силу Моисея, избрали его себе предводителем и таким образом долгое время он проводил жизнь, исполненную всяких злодеяний, в крайней степени развращенную и чуждую всякого стыда и страха пред законом Божиим и человеческим. Милосердый Бог помог однако Моисею образумиться, восстать от своего глубокого падения и в сокрушении сердца начать свое нравственное исправление. Оставив разбой, Моисей удалился в уединенный монастырь и отдал себя под руководство братии, исполняя усердно все иноческие послушания. Но не скоро могли изгладиться в душе покаявшегося грешника воспоминания из прежней его развращенной жизни. В самом начале особенно враг спасения нашего – диавол налегал на него, возбуждая в подвижнике скверные помышления и такую сильную брань плотских вожделений, что он подвергся опасности изменить своему иноческому обету. Моисей обратился к одному скитскому старцу Исидору, который советовал ему изнурять плоть свою усиленным постом, но сколько ни усиливал он своего воздержания, вражия искушения не оставляли его. Тогда, по совету иного старца, Моисей стал упражняться в непрестанном молитвенном бдении; целыя почти ночи простаивал он, не смыкая очей, на молитве и продолжал делать так шесть лет, – но несмотря на то не мог освободиться от неистового разжения плоти, воюющей на дух. Наконец он сам изобрел средство к победе над вражиими искушениями: он каждую ночь обходил келлии пустынных подвижников и, собирая пустые водоносы, приносил их наполненными водою и поставлял у келлии каждаго. Такой труд был благодеянием для многих старцев, живших в дальнем расстоянии от воды и по преклонности лет не могших приносить себе воды, а для самого Моисея этот труд был еще большим благодеянием, потому что оказался самым действительным средством к погашению в его душе страстных помышлений и к полной победе над врагом спасения. Действительно, с этого времени в душе Моисея мало по малу водворилось спокойствие, трезвенность мыслей и совершенное отчуждение плотских вожделений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Содержание Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха... Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности... Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мир... Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа... Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстя... Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых... Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве ... Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и ... Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О моли... Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О моли... Информация о первоисточнике Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха...    Когда в скитской (В Египте были три знаменитые пустыни, в которых обитали монахи, скит близ озера Мареотского, Каламон (Порфирион) и Фиваида) пустыне, где пребывали среди монахов опытнейшие отцы, я нашел авву Моисея (Из трех Моисеев отшельников первый был Моисей эфиоп или мурин из разбойников: он жил до Кассиана; второй (египетский) был епископом у сарацин; а здесь подразумевается Моисей, ливийские пресвитер), приятно сиявшего между этими прекрасными цветами не только деятельными добродетелями, но и созерцанием, желая вместе с аввою Германом (с которым я с самого начала монашеской жизни, с первых опытов духовного подвижничества нераздельно пребывал как в киновии, так и в пустыне, так что все, отмечая наше дружество и одинаковые намерения, говорили, что в двух телах находятся один ум и одно сердце) получить от него наставление, у аввы Моисея со слезами просили слова назидания. Ибо мы знали строгость души его, что он никак не согласился бы открыть дверь совершенства, разве только искренно желающим и просящим с сокрушением сердца, чтобы, открывая необходимые вещи недостойным и презрительно принимающим, не впасть в порок тщеславия или в преступление предательства. Наконец, убежденный нашими просьбами, он начал так говорить:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3248...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере апреля 2018 Тридцать сестер и всегда хорошая погода В Воскресенском Новодевичьем монастыре никто не считает себя праведником, но каждый и ежедневно стремится стать немного лучше. Здесь не признают личного имущества и «ценного» личного мнения, но бесконечно ценят любого человека. Здесь бывает тяжело, как и на любом участке духовного фронта. — Двадцать лет назад была полная разруха, — вспоминает настоятельница игумения София (Силина) . — Нигде не было отопления — ни в переданном епархии Казанском храме, ни в корпусе, где мы жили. В этом здании какое-то времяпомимо нас обитали другие люди: семьи с детьми, наркоманы, бывшие заключенные. А основную часть монастырского комплекса по-прежнему занимал институт машиностроения, нас туда пускали с трудом, чего-то боялись. Матушка точно не может припомнить, сколько же лет в таких условиях прожили она сама и сестры, и приводит слова Евангелия: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). Рождение монастыря в чем-то созвучно этим словам. Сейчас в обители тридцать сестер, в том числе 13 монахинь и инокинь, хотя в женских монастырях долго не постригают, сестры по многу лет остаются послушницами. — Это в мужских монастырях постригают быстро, чтобы потом рукоположить, — говорит матушка. — В древней Церкви разные были практики. Например, b IV beke преподобный Моисей Мурин был разбойником, принес покаяние и сразу принял постриг. Не всегда быстрый постриг идет на пользу человеку, но всё равно бывали случаи, и не единичные, когда постригали быстро. Мне кажется, что раньше люди были и в вере тверже, и волей сильнее. Вот, преподобная Евфросиния Полоцкая в двенадцать лет постриг приняла, возглавила общину монашествующих, храм построила. Люди рано делали выбор и несли ответственность за свои поступки, а сейчас до сорока-пятидесяти лет себя детьми ощущают. Какие же качества необходимы, чтобы было понятно: человек в монастыре не случайно, он созрел для монашества?

http://aquaviva.ru/journal/tridtsat_sest...

Покаяние: суть и смысл 14.02.2022 13:46:35 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2022/02/05/21-00 Здравствуйте. У микрофона публицист и катехизатор Сергей Комаров. Сегодня я хотел бы поделиться с вами некоторыми наработками. При чтении Библии у меня копятся мысли по какой-нибудь теме. Писать статью времени нет, а поделиться хочется. Я собрал несколько трудных мест из Библии на тему покаяния. В особом ключе эту тему можно обозначить так – всегда ли можно покаяться? Сам вопрос может показаться странным. Наши церковные традиции отвечают, что покаяние возможно всегда. Мы привыкли думать, что обратиться к Богу и начать новую жизнь каждый из нас может в любое время и в любом возрасте. Даже разбойник на кресте покаялся за несколько минут до смерти. Если грешник ещё жив, сохраняется надежда на его покаяние. Если Бог ещё терпит, человек может покаяться и измениться, у него есть какой-то потенциал и возможность спасения. Мы знакомы с примерами духовно-нравственного изменения величайших беззаконников в церковной истории. Люди, на которых все остальные ставили крест, становились великими святыми. Например, Мария Египетская, преподобный Моисей Мурин, бывший разбойник, священномученик Киприан и многие другие. Люди пришли к Господу из адских глубин греха и покаялись. Всё возможно верующему, всё возможно Христу. Но хотя Священное Писание и говорит о возможности покаяния для каждого человека, также транслируется идея о том, что покаяние может быть запоздалым. Тут нет противоречия. Мы привыкли думать и действовать линейно. Богословская или библейская система не переваривает каких-то противоречий. Она может сочетать в себе некие антиномии, и это совсем другой тип мыслей. Господь говорит: «Мои мысли – не ваши мысли». Божественная логика жизни мира и взаимоотношений Бога и человека даётся нам в Библии. Там полно взаимопротиворечащих, как нам кажется, параллелизмов. В одном месте говорится, что можно так, а в другом месте говорится, что можно и так. Мы не можем эти места соединить, хотя в Боге они соединяются.

http://radonezh.ru/2022/02/14/pokayanie-...

Сортировать по Исключить новости Как только человек использует данную ему благоприятную возможность уверовать в Бога и в будущую вечную жизнь, то есть, когда он постигнет глубочайший смысл жизни и, покаявшись, перестроит ее, так сразу же придут божественное утешение с Благодатью Божией, и Благодать изменит его, изгоняя и все его наследственные недостатки.   Будем готовиться к жизни иной   —Геронда, один юноша исчез, оставив своим родителям записку, что хочет покончить с собой, потому что он некрасив, а виноваты в этом они… — Люди не постигли еще глубочайшего смысла жизни. Они не верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого. “Я несправедливо обижен, — говорит человек, — другие радуются, а я нет”. Люди недовольны тем, что имеют, подмешивается эгоизм, и они мучаются. Бог любит всех людей. Каждому человеку Он дал то, что ему полезно: рост ли, отвагу ли, красоту или что-то еще. Он дал человеку то, что может помочь ему спастись, если он употребит это с пользой. Однако мир терзается: “Почему я такой, а он такой?” Но ведь у тебя есть одно, а у него другое. Один Христа ради юродивый румын, подвизавшийся на Святой Горе, рассказал кому-то из терзавших себя подобными помыслами такую историю: “Увидела лягушка буйвола и сказала: “Я тоже хочу стать буйволом!” Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом. А лягушка чего учудила: захотела стать буйволом! Ну и лопнула!” Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец. Как только человек использует данную ему благоприятную возможность уверовать в Бога и в будущую вечную жизнь, то есть, когда он постигнет глубочайший смысл жизни и, покаявшись, перестроит ее, так сразу же придут божественное утешение с Благодатью Божией, и Благодать изменит его, изгоняя и все его наследственные недостатки. Многие покаявшиеся грешники смиренно подъяли любо-честный подвиг, прияли Благодать, стали святыми, и сейчас мы с благоговением поклоняемся им и просим их молитв. А прежде они имели немало страстей, в том числе и наследственных. К примеру, преподобный Моисей Мурин.

http://pravmir.ru/article_363.html

Преподобный Захария Скитский Аудио Во времена, когда тысячи боголюбивых людей покидали города и деревни, чтобы населить пустыни Египта, св. Карион также удалился в Скитскую пустыню, оставив жене заботу о воспитании двух маленьких детей. Некоторое время спустя в Египте начался голод, и бедная женщина, лишившись всего, отправилась в Скит вместе с двумя детьми, чтобы попросить Кариона не оставить их умирать от голода. Тогда авва Карион взял с собой в келью сына Захарию и воспитал в строгом соблюдении монашеских правил. Когда мальчик подрос, некоторые монахи, хотя и было известно, что это его сын, начали роптать против такого совместного проживания, сочтя его подозрительным. Карион сказал Захарии: «Поднимайся и идем отсюда, ведь отцы ропщут по поводу нас». Они отправились в Фиваиду, где им предоставили келью. Но по прошествии некоторого времени и здесь начали распространяться те же толки. Они снова обратились в бегство и вернулись в Скит, но опять подверглись тому же злословию. Тогда, не говоря ни слова, Захария отправился к озеру, полному селитры, и обнаженный погрузился в него по шею. Когда через много часов юноша вышел из озера, он был весь обезображен и тело его до такой степени стало похоже на плоть прокаженного, что отец едва узнал сына. В следующее воскресенье Захария предстал перед братией. Тогда авва Исидор, скитский пресвитер, получил от Бога откровение о героическом деянии мальчика и провозгласил: «В прошлое воскресенье Захария причащался как человек, теперь он приближается к Тайнам как Ангел!» Благодаря самопожертвованию Захария действительно стал избранным сосудом благодати, так что авва Макарий ян.] пришел навестить его и спросил: «Скажи мне, каково монашеское делание?» Захария сначала отказывался говорить перед лицом учителя пустыни, но затем ответил: «Что касается меня, авва, то я считаю, что монах есть тот, кто принуждает себя во всем». Авва Моисей Мурин авг.], богоносный муж, который вызывал удивление всех монахов Скита, также пришел к юноше просить о слове спасения. Когда Захария бросился к его ногам, он добавил: «Чадо мое, я видел Духа Святого, сходившего на тебя, и с того времени я горячо желал спросить тебя». Тогда Захария снял свой куколь и начал топтать его ногами, приговаривая: «Человек, который не может позволить, чтобы с ним так обращались, не может стать монахом».

http://pravoslavie.ru/52722.html

Вопрос: Когда наблюдаешь за собой, то замечаешь, что грешишь постоянно: делами, мыслями, словами, чувствами. Приходишь на исповедь, называешь определенные грехи, но всегда присутствует мысль, что согрешил гораздо больше, чем назвал. Может ли быть, что душа постоянно остается неочищенной? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Слово Божие дает нам твердое уверение в прощении грехов, если мы с искренним покаянием и решимостью исправиться обратимся ко Господу: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3: 19); «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9). Учение нашей Церкви о таинстве покаяния богословски и духовно опытно убеждает нас, что даже смертные грехи полностью нам прощаются, когда чистосердечная исповедь соединяется с твердым желанием изменить жизнь. В истории нашей Церкви есть даже бывшие разбойники (преподобные Моисей Мурин и Давид, мученик Варвар и другие), которые, исправив свою жизнь, не только спаслись, но и стали святыми. Ориген сравнивает действие благодати Божией на душу кающегося с чудом воскресения Лазаря. Однако не только в таинстве исповеди мы получаем прощение наших грехов. Священное Писание открывает нам и другие способы очищения души от нравственной скверны и нечистоты: крещение, елеосвящение, мученичество, обилие любви, прощение грехов наших ближних, обращение ближнего от заблуждений, милостыня. Как крещения, так и мученичества человек может сподобиться по милости Божией только раз в жизни. К таинству святого елея (соборованию), в котором прощаются забытые и неосознанные грехи, мы приступаем обычно раз в год (Великим постом). Милостыню мы тоже подаем эпизодически. Зато любовь к ближнему может быть постоянной. «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4: 8). Постоянным ласковым обращением с людьми мы имеем возможность всегда угождать Богу и получать от Него прощение наших повседневных больших и малых грехов. К сожалению, многие люди не только не пользуются этой возможностью, но холодностью, раздражительностью и вообще постоянной немирной настроенностью усугубляют тяжесть своих прегрешений. Мы мало задумываемся над тем, что мера любви есть мера нашего христианства: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Если нет в нас любви, значит христианство наше формальное, внешнее, холодное, а потому и бесплодное. Нам редко удается привести к Богу наших знакомых и родственников потому, что они не видят плоды нашей веры. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23).

http://pravoslavie.ru/7020.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010